«формула-1»: 9 легенд современности

№2

Пожалуй, все остальные популярные автогонки нельзя распределить по местам. Каждая из них весьма популярна и престижна, поэтому  все их мы учтём как номер 2 в нашем топе.

24 часа Ле-Мана

Это не просто гонка – это поиск компромисса между скоростью и надёжностью, ведь 24 часа сможет выдержать не каждый автомобиль. «Ле-Ман 24 часа» – старейшая автогонка. Первый заезд стартовал в далёком 1923 году. На каждом автомобиле соревнуются несколько гонщиков, которые сменяют друг друга, ведь за время гонки нужно преодолеть 5 тысяч километров.

Самое интересное, что гонка − это всего лишь один из этапов кубка мира. Кроме Ле-Мана, проводится ещё 8 гонок на выносливость, которые длятся не менее 6 часов. Но именно этот этап является самым популярным.

WRC — World Rally Championship

Первое в истории ралли и первая в истории автогонка, которая прошла между Парижем и Руаном в 1894 году. Она по сей день не теряет популярности. Ведь многие знают таких гонщиков, как Себастьен Лёб, Петтер Сольберг, Себастьян Ожье, Дани Сордо, Яри-Матти Латвала.

Особенность автогонки в том, что автомобили не соревнуются друг с другом на трассе. Они просто на время проходят спецучастки, а по итогам финишного времени гонщики распределяются по позициям. Самым титулованным гонщиком в истории WRC является Себастьен Лёб, который завоёвывал чемпионский титул 9 раз подряд.

500 миль Индианаполиса или Инди 500

Самая известная и престижная гонка на авто с открытыми колёсами и одна из самых популярных гонок в мире. Проводится она на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Каждый житель Северной Америки рад слышать фразу: «Леди и джентльмены, заводите мотор». Именно с неё начинается гонка, после чего пилоты проезжают прогревочный круг.

История Инди 500 началась более 100 лет назад – в 1911 году. Проводится она в заключительное воскресенье мая. До 1974 года проводилась 30 мая. До 1955 года результаты гонки шли в зачёт чемпионата ААА. С 1950 по 1960 – в зачёт Formula-1. После этого они стали идти в зачёт гонок ИндиКар.

Nascar

Самый популярный кузовной чемпионат в Соединённых Штатах. Первый чемпионат состоялся в 1949 году. Особенность гонок – все они проходят на овальных трассах и в несколько сотен кругов. В заездах принимает участие  огромное количество пилотов, по этой причине аварии здесь − весьма частое явление. Длина колец на различных этапах варьируется от 847 метров до 4,28 километра. Средняя скорость на трассе составляет 303 км/ч.

Дакар

Первый «Париж – Дакар» стартовал в 1978 году. До 2009 года она стартовала или финишировала в Дакаре (столица Сенегала). Потом её перенесли в Южную Америку. С 2020 года она будет проводиться в Саудовской Аравии.

Эта гонка выделяется тем, что она проводится в пустыне, и в ней принимают участие не только автомобили, но и грузовик и мотоциклы. По сути  это – выживание в экстремальных условиях, а не просто гонка. Ведь пилоты 2 недели проводят на жаре, в лишениях, а ещё раньше частым явлением были подрывы на минах, попадание под перестрелки и похищения с целью выкупа. Сегодня обходится без такого экстрима, хотя из-за песчаных бурь и сегодня не обходится без жертв.

В классе грузовиков на протяжении 20 лет наши соотечественники являются одними из главных фаворитов соревнований. Тройка самых титулованных спортсменов в этой дисциплине выглядит следующим образом:

  • Владимир Чагин (Россия) – 7;
  • Карел Лопрайс (Чехия) – 6;
  • Эдуард Николаев  (Россия) – 3.

Команда КАМАЗ  смогла завоевать всего 15 кубков конструкторов.

Кими Райкконен

Состояние – $ 200 млн

Райкконен дебютировал в «Формуле-1» в качестве постоянного пилота Sauber-Petronas в 2001 году. В следующем году он перешел в McLaren Mercedes, где стал претендентом на титул после того, как занял второе место после Фернандо Алонсо и Михаэля Шумахера в чемпионатах 2003 и 2005 годов. Именно в 2007 году он начал участвовать в гонках за Ferrari, став таким образом самым высокооплачиваемым пилотом в автоспорте с годовой зарплатой в 51 миллион долларов.

После девяти успешных сезонов в «Формуле-1», Кими Райкконен решил присоединиться к чемпионату мира по ралли в 2010 и 2011 годах. Он вернулся в «Формулу-1» в 2012 году, выступая за команду Lotus. В том же сезоне он выиграл Гран-При Абу-Даби в 2012 году. В сентябре 2013 года Ferrari объявила, что подписала контракт с Кими, и что он будет участвовать в гонках, начиная с 2014 года. Кими выступал за «Феррари» с 2014 по 2018 год, а в 2019 перешел в Alfa Romeo. Личный капитал Райкконена оценивается приблизительно в 200 миллионов долларов, что делает его одним из самых богатых гонщиков мира.

11.05.2016

18.06.2021

26.09.2018

09.03.2021

30.12.2020

12.11.2018

31.01.2020

22.12.2015

21.03.2019

10.05.2018

17.06.2016

13.05.2021

21.10.2020

11.07.2019

18.01.2018

14.05.2019

13.03.2018

24.05.2019


Автоспорт

Адам Парр, «Искусство войны»

Адам Парр — известный британский бизнесмен, инвестор, работал в Японии в сфере торговли, получил известность в области промышленных продаж, специализировался на металлах. А еще Адам — директор команды «Формулы-1» Williams с 2006 по начало 2012 года. Парр вполне неплохо управлялся с командой сэра Фрэнка Уильямса, при этом у него было несколько конфликтов с Берни Экклстоуном — бывшим владельцем всей «Формулы-1». Знаковая личность — Адам Парр участвовал в возрождении команды Williams, и тем более обидно видеть ее плачевное состояние в настоящее время.

«Искусство войны» — книга, которую Парр выпустил в начале 2013 года, фактически она была написана сразу после его ухода из «Формулы-1». Книга стала настоящим хитом в Великобритании, хотя многие посчитали, что Адам не раскрыл всех секретов, опасаясь судебных преследований со стороны руководства «Формулы-1». И особая связь у этой книги с Россией — наша страна стала первой, где вышел переводной вариант издания! Уникальный прецедент, учитывая, что книга была написана британцем для британской аудитории. Сам Парр говорил, что у него теплые отношения с Россией, в 2008 и 2009 годах Williams выступали на шоу Moscow City Racing около Кремля, где Адам познакомился со Светланой Коршуновой из компании Independent и Рустамом Тарико, владельцем «Русского Стандарта». В своем интервью Адам сообщил, что книга была посвящена им «русским друзьям». Кстати говоря, самый первый экземпляр на русском языке был доставлен именно господину Парру во Францию!

Мы же и сейчас имеем возможность почитать одну из самых интересных книг о «Формуле-1», дающих возможность взглянуть на мир Королевского автоспорта с закулисной стороны, окунуться в интриги и проблемы больших боссов, и заодно узнать все финансовые нюансы главного автоспорта на планете.

Жиль Вильнев

Канадский пилот, несмотря на свой талант, так и не сумел стать победителем чемпионата. Его лучший результат – второе место в 1979 году. А в 1982 году Вильнев погиб во время отборочного заезда на Гран-при Бельгии.

Во время движения его машина передним левым крылом зацепила заднее правое колесо болида Йохена Масса. Из-за удара автомобиль канадца взлетел вверх, несколько раз перевернулся в воздухе и упал. Вильнева вместе с его креслом выбросило, а болид буквально развалился на части. От удара канадец погиб. Как известно, его сын – Жак – тоже стал пилотом Ф-1. И ему удалось осуществить мечту отца. Жак Вильнев стал первым канадским гонщиком, победившим в чемпионате. Произошло это в 1997 году.

Том Прайс

Этот пилот вошел в историю Ф-1 как первый и единственный на сегодняшний момент гонщик из Уэльса, которому удалось выиграть чемпионат. Но его блестящая карьера оборвалась по нелепому стечению обстоятельств в 1977 году.

Во время Гран-при Южной Африки из-за повреждения загорелся болид одного из гонщиков. Два пожарных с огнетушителями поспешили ему на помощь. Однако они забыли предупредить, что собираются перейти трассу. И спасатели оказались на дороге как раз в тот момент, когда по этому участку неслись машины, ведь гонку никто не остановил. Прайсу не повезло, именно его болид сбил одного из пожарных. Спасатель погиб на месте. От удара огнетушитель по роковому стечению обстоятельств отлетел в голову валлийцу. Смерть была мгновенной. А болид Прайса все еще ехал по трассе, пока не врезался в ограждение.

Александр Смоляр — «Формула-3»

Еще один наш гонщик в младших формульных сериях — Алекс Смоляр. Призер российского и испанского чемпионатов «Формулы-4», наш пилот также отлично выступал в «Формуле-Renault». В совокупности у Алекса 10 побед, 10 поулов и более 30 подиумов в младших сериях.

С 2020 года Александр Смоляр выступает в «Формуле-3» — чемпионате, являющимся предпоследней ступенью на пути к «Формуле-1», который в 2018 году выиграл Мик Шумахер, а в 2019 — Роберт Шварцман. Самыми яркими гонками в сезоне 2020 для Алекса стали Гран-при Венгрии, где наш пилот взял поул, и Гран-при Великобритании, где Смоляр одержал победу, но лишился ее из-за неоднозначного решения судей. Сезон Алекс закончил на 11 месте, однако многие специалисты отметили сильное выступление российского гонщика.

В 2021 году пилот продолжит свои выступления в «Формуле-3» в составе команды ART. Напарниками Алекса станут настоящие монстры младших формульных серий — Фредерик Вести, который боролся за чемпионство F3 в 2020, и Хуан-Мануэль Корреа — бывший гонщик «Формулы-2», возвращающийся после страшной аварии 2019 года, в которой погиб Антуан Юбер. Можно не сомневаться, если Александр Смоляр одолеет своих напарников по команде и сможет въехать в первую пятерку чемпионата, шансы на «Формулу-2» значительно возрастут. Стоит отметить, что сильные гонщики редко задерживаются в молодежных чемпионатах, или интерес со стороны команд F1 и F2 значительно падает. Поэтому будущее Алекса зависит непосредственно от его выступления в 2021.

Ира Сидоркова — W-Series

В последние сезоны Международная автомобильная федерация FIA значительно расширяет свои программы для девушек в автоспорте. Совсем недавно первой участницей академии Ferrari в истории как раз стала прекрасная представительница Испании — Майя Уэг.

В России мы болеем за Иру Сидоркову, одаренную гонщицу. Можно сказать, что Ира стала первой девушкой из нашей страны, широко известной на международной арене. Ира — призер Winter Karting Cup 2011 в Финляндии, призер Rotax 2015, победитель кубка по ледовым кольцевым гонкам в Питере 2017, чемпион Российской серии кольцевых гонок 2018, участник Формулы-4, участник и победитель многочисленных соревнований по картингу.

Уже в 2021 году девушка успела поучаствовать в азиатском чемпионате «Формулы-3», где, например, принимали участие действующие пилоты-парни и победители «Формулы-2» — Гуань Чжоу, Джехан Дарувала и другие. Сидоркова продолжает прогрессировать, и уже в этом году примет участие в W-Series — первом женском автоспортивном чемпионате в истории, гонки которого станут этапами поддержки «Формулы-1».

W-Series был создан в 2019 году в целях поддержки девушек в автоспорте. Ни для кого не секрет, что прекрасному полу гораздо труднее продвигаться в международных соревнованиях по моторным видам спорта, и по аналогии с другими соревнованиями было принято решение создать отдельный турнир для лучших гонщиц на планете.

В частности, победительница дебютного сезона W-Series Джейми Чейдвик — резервный гонщик команды «Формулы-1» Williams. К примеру, резервным пилотом команды F1 Alpine является… Даниил Квят.

В 2020 году W-Series отменили по причине COVID-19. Но в 2021 у нас будет возможность поболеть за Иру Сидоркову в главном женском чемпионате по автоспорту. В распоряжении девушек — одинаковая техника, победительницы и призеры этапов будут получать баллы в Суперлицензию FIA.

Таким образом, успех в W-Series — это прямой путь в элиту автоспорта и сотрудничество с командами «Формулы-1» и «Формулы-2». Ира будет на равных соревноваться с соперницами по чемпионату, и если она сможет одержать хотя бы несколько побед или завоевать пару подиумов, можно не сомневаться, что женский автоспорт в России получит невероятный импульс к развитию. Поэтому от результатов гонщицы зависит не только ее собственное будущее, но и будущее гонщиц в нашей стране.

Национальный автодром в Монце

Гран-при Италии

Самая-самая быстрая трасса чемпионата, даже носит прозвище «Храм скорости». Специально под нее команды разрабатывают отдельный аэродинамический пакет, который позволяет машинам разгоняться до феноменальных 370 км/ч. А что самое главное – несмотря на кажущуюся простоту трассы (всего десять поворотов), история не помнит здесь скучных гонок. Возможно, это единственная гоночная трасса мира со своим неофициальным девизом: Monza la magica, Monza la tragica (очень надеемся на ваше языковое чутье и не переводим эту фразу).

Гонки в Италии всегда сопровождаются столкновениями, вылетами, феноменальными обгонами и неожиданными прорывами с последних мест. Но все едут сюда не столько за этим, сколько за атмосферой. Поскольку это домашняя гонка для Ferrari, а в Италии самый настоящий культ этой команды, местный Гран-при превращается в грандиознейший фестиваль, апогей которого – шествие по главной прямой сразу после финиша. К тому моменту, как пилоты поднимаются на подиум, вся стартовая прямая (длиной больше километра) битком заполнена фанатами.

Гран-при Абу-Даби 2010: ты не пройдешь

Как говорил один известный блогер, «классическая классика». Фантастическая гонка, в которой решалась судьба чемпионского титула. Четыре претендента: лидер чемпионата и пилот Red Bull Марк Уэббер, пилот Ferrari Фернандо Алонсо, пилот Red Bull Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон на McLaren.

Для российских болельщиков гонка стала краеугольным камнем всего российского автоспорта на тот момент. Кроме того, многие болельщики как Ferrari, так и Алонсо испытали смешанные эмоции от финального заезда. Почему?

Потому что после своего единственного пит-стопа Фернандо оказался за спиной Виталия Петрова.

Чтобы выиграть титул, Алонсо было необходимо проходить нашего пилота, и, казалось, у Renault нет шансов против Ferrari. Да и какая мотивация сдерживать претендента на титул? А мотивация самая простая: оставаться гонщиком всегда и везде, бороться за каждый поворот и за каждое очко вне зависимости от политических и закулисных интриг. В конце концов, выполнять свою работу.

И Виталий ее выполнил: на протяжении более 40 кругов наш парень сдерживал одного из лучших пилотов в истории «Формулы-1». После финиша испанец плакал и грозил кулаком Петрову, и эмоции чемпиона 2005 и 2006 годов понять можно — он только что упустил возможность выиграл титул с Ferrari. Но мы понимаем и другое: Виталий Петров на тот момент в пятый раз принес России очки в «Формуле-1». И если вам кажется это не слишком значимым достижением, то просто вспомните о венгерском гонщике Жолте Баумгартнере, чье единственное очко в F1 до сих пор вспоминает вся Венгрия.

Дженсон Баттон, «Быть пилотом Формулы-1»

Дженсон Баттон — чемпион «Формулы-1» 2009 года, пилот Williams, Renault и McLaren, один из лучших гонщиков XXI века, которого одинаково сильно любят как в Великобритании, так и в России. Дженсон известен своим юмором, хорошим настроением и почти что фантастической способностью побеждать в самых трудных гонках, особенно дождевых.

Книга издана «АСТ», и отличается фирменным британским юмором и многими неизвестными подробностями из частной жизни Дженсона. Также Баттон рассказывает о своем становлении в автоспорте. На памяти автора статьи — одна из самых забавных книг об автоспорте, где британский чемпион рассказывает и о своих победах, и о конфузах, как нелегко общаться со спонсорами, как он возвращался на одну гонку F1, Гран-при Монако 2017 года. И многое, многое другое. От себя лично автор статьи эту книгу рекомендует, потому что серьезные, информативные издания — это здорово, но когда столь известный человек позволяет себе посмеяться над собой и окружающими — это просто бесценно

И да, только из этой книги вы узнаете, почему так важно затыкать большим пальцем бутылку шампанского на подиуме

Даниил Квят

Уфимец попал в эту подборку не потому, что он самый успешный россиянин, а потому, что его карьера больше напоминает американские горки. Судите сами: в 2014 году он в возрасте 19 лет становится одним из самых молодых гонщиков «Формулы-1» в истории и выступает за команду Toro Rosso. Всего через год, когда Себастьян Феттель решает уйти из Red Bull, Квята переводят на место Феттеля, и он показывает превосходный сезон, опередив своего партнера по команде Даниэля Риккардо, который, в свою очередь, смог победить Феттеля.

Казалось бы, все хорошо, и в 2016 году он даже впервые в своей карьере поднимается на подиум. Но после пары неудачных гонок, буквально через месяц после подиума, его в экстренном порядке «понижают» обратно в Toro Rosso, где он «ломается» и едет из рук вон плохо. Все ждут, что уж в следующем сезоне он точно поедет, но в 2017-м его результаты еще хуже. И поэтому прямо во время сезона его отстраняют от гонок. Потом на один этап возвращают. Потом увольняют окончательно.

И после всех этих неудач он вдруг становится пилотом развития Ferrari. Проездив весь год на симуляторе и тестовом полигоне легендарной итальянской команды, он в конце 2018-го абсолютно внезапно подписывает новый контракт с Red Bull (откуда его уволили) и с 2019 года вновь становится боевым гонщиком. И, судя по амплитуде подъемов и падений, сейчас его ждет белая полоса. Во всяком случае, хочется в это верить.

Вероятно, вам также будет интересно:

«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта

Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру?

Почему гонщики «Формулы-1» такие богатые?

35 архивных фотографий с «Формулы-1»

Пилот «Формулы-1» Даниэль Риккардо о том, почему его раздражают электрокары

Фото: Getty Images

Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле 2020: Ace of spades

Последний сезон Даниила Квята в «Формуле-1» к настоящему времени. В 2020 наш гонщик остался в команде Toro Rosso, переименованной в AlphaTauri по маркетинговым соображениям (Red Bull решили запустить рекламу коллекций своей одежды, бренд AlphaTauri был основан в 2016 году для расширения присутствия Red Bull в сфере моды). И опять хорошо проехал сезон!

Хотя в первой половине 2020 года нашему пилоту порой не хватало скорости из-за не лучших настроек, на осеннем отрезке сезона «Формулы-1», скомканного из-за пандемии COVID-19, Даниил смог найти оптимальный баланс, и начал регулярно опережать напарника по команде Пьера Гасли.
Безусловно, лучшей гонкой нашего пилота в прошлом сезоне (а может быть, и вовсе лучшей за последние несколько лет) стал Гран-при Эмилии-Романьи на трассе Имола.

Наш гонщик провел всю гонку в борьбе, и на рестарте ближе к финишу смог отыграть ряд позиций, обойдя в том числе Серхио Переса и пилота Ferrari Шарля Леклера. В итоге Даниилу не хватило лишь одного обгона, чтобы принести России пятый подиум, но какая это была чудесная гонка! И последние круги прошли в упорной борьбе с бывшим напарником по Red Bull Даниэлем Риккардо.

После гонки уже весь паддок знал, что Квят не останется на сезон 2021, а сам Даниил праздновал четвертое место, сняв майку и громко включив композицию Motorhead – Ace of Spades.

Рок жив! Как и российский автоспорт.

Вердикт: сравнение недопустимо

Соперники

При оценке карьер Шумахера и Хэмилтона всегда приходилось оспаривать аргумент, что они побеждали только потому, что у них была лучшая машина. Оставив в стороне контраргумент о том, что они находятся в лучшей машине (или помогли разработать лучшую машину) по какой-то причине, справедливо также сказать, что вы можете победить только команды и гонщиков, против которых выступаете. В результате их величие частично определяется соперничеством, которое у них было.

Шумахер выигрывал титулы на доминирующих болидах при меньшем уровне оппозиции, ведь карьера его величайшего соперника трагически оборвалась в 1994 году. Если бы Сенна не погиб на Гран-при Сан-Марино 1994 года, вероятно, он бы превзошел Шумахера в том году, а так Михаэль в борьбе за титул на одно очко опередил напарника Сенны Дэймона Хилла.

Завоевав свой первый титул в 1994 году, Шумахер посвятил победу Сенне: «Для меня всегда было ясно, что не я, а Сенна станет чемпионом, и я хотел бы взять этот чемпионат и передать его ему. Он гонщик, который должен был заслужить его, потому что у него была лучшая машина и он был лучшим пилотом. Это то, что я чувствую к нему».

Ни в коей мере не пытаясь преуменьшить достижения Шумахера против его более поздних оппонентов, таких как Дэймон Хилл, Жак Вильнев, Мика Хаккинен и Фернандо Алонсо, но степень, с которой Сенна доминировал бы в 1990-х, если бы он выжил в Имоле-1994, остается одним из самых трагичных и «что, если…» в истории Формулы-1.

Эра успеха Хэмилтона частично пересекалась с эрой Шумахера с точки зрения соперников, таких как Алонсо, но у Льюиса, вероятно, была более серьезная оппозиция в лице Кими Райкконена (вспоминаем титул финна в 2007 году), Себастьяна Феттеля, Нико Росберга и Макса Ферстаппена. Более того, Хэмилтон выигрывал как минимум одну гонку в каждом сезоне на протяжении своей карьеры, и это несмотря на то, что в 2009 и 2013 годах у него были слабые болиды.

Прямое сравнение с напарниками по команде дает Хэмилтону преимущество над Шумахером. У Шумахера в напарниках был только один чемпион мира, когда в 1991 году Михаэль провел шесть гонок в Бенеттоне с Нельсоном Пике. Хэмилтон же выступал в одной команде с Алонсо, Дженсоном Баттоном и Нико Росбергом.

Правда, в 2007 году Хэмилтон не смог превзойти Алонсо (но и не проиграл испанцу), однако Льюис был новичком, в то время как Фернандо являлся действующим чемпионом мира. Баттон опередил Хэмилтона в чемпионате 2011 года, но в сезонах 2010 и 2012 Льюис был впереди своего соотечественника. Росберг в борьбе за титул был сильнее Хэмилтона в 2016 году, но опять же, Хэмилтон становился чемпионом мира в двух сезонах с немцем в качестве напарника.

Решающим фактором в этом сравнении является то, что Михаэль Шумахер держал статус № 1 в Феррари, а Эдди Ирвайн, Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса всегда при немце были пилотами № 2. За время своего пребывания в Формуле-1 Хэмилтон ни разу не просил статус № 1 и получал его только тогда, когда на кону стоял титул, а его товарищ по команде уже был вне конкуренции.

Наибольшее количество побед за сезон

Ключ
Пилот выступал в сезоне года.
Жирный Выиграл чемпионат мира в том же году
Наибольшее количество побед Гран-при за сезон
Год Драйвер (ы) Конструктор (ы) Побед Скачки Процент
Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 7 42,86%
Нино Фарина
1951 г. Хуан Мануэль Фанхио Альфа-Ромео 3 8 37,50%
1952 г. Альберто Аскари Феррари 6 8 75,00%
1953 г. Альберто Аскари Феррари 5 9 55,56%
1954 г. Хуан Мануэль Фанхио Мазерати , Мерседес 6 9 66,67%
1955 г. Хуан Мануэль Фанхио Мерседес 4 7 57,14%
1956 г. Хуан Мануэль Фанхио Феррари 3 8 37,50%
1957 г. Хуан Мануэль Фанхио Maserati 4 8 50,00%
1958 г. Стирлинг Мосс Vanwall 4 11 36,36%
1959 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 2 9 22,22%
Тони Брукс Феррари , Ванвалл
Стирлинг Мосс Купер — Кульминация , Купер — BRM
1960 г. Джек Брэбэм Купер — кульминация 5 10 50,00%
1961 г. Фил Хилл Феррари 2 8 25,00%
Вольфганг фон Трипс
Стирлинг Мосс Лотос — кульминация , Фергюсон — кульминация
1962 г. Грэм Хилл BRM 4 9 44,44%
1963 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 7 10 70,00%
1964 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 3 10 30,00%
1965 г. Джим Кларк Лотос — кульминация 6 10 60,00%
1966 г. Джек Брэбэм Brabham — Repco 4 9 44,44%
Джим Кларк Лотос — Форд 4 11 36,36%
1968 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 3 12 25,00%
Грэм Хилл Лотос — Форд
1969 г. Джеки Стюарт Матра — Форд 6 11 54,55%
1970 г. Йохен Риндт Лотос — Форд 5 13 38,46%
1971 г. Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 6 11 54,55%
1972 г. Эмерсон Фиттипальди Лотос — Форд 5 12 41,67%
Джеки Стюарт Тиррелл — Форд 5 15 33,33%
1974 г. Ронни Петерсон Лотос — Форд 3 15 20,00%
Эмерсон Фиттипальди Макларен — Форд
Карлос Ройтеманн Брэбэм — Форд
1975 г. Ники Лауда Феррари 5 14 35,71%
1976 г. Джеймс Хант Макларен — Форд 6 16 37,50%
1977 г. Марио Андретти Лотос — Форд 4 17 23,53%
1978 г. Марио Андретти Лотос — Форд 6 16 37,50%
1979 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 4 15 26,67%
1980 г. Алан Джонс Уильямс — Форд 5 14 35,71%
1981 г. Нельсон Пике Брэбэм — Форд 3 15 20,00%
Ален Прост Renault
1982 г. Дидье Пирони Феррари 2 16 12,50%
Ален Прост Renault
Рене Арну
Ники Лауда Макларен — Форд
Джон Ватсон
1983 г. Ален Прост Renault 4 15 26,67%
Ален Прост McLaren — ТЕГ 7 16 43,75%
1985 г. Ален Прост McLaren — ТЕГ 5 16 31,25%
1986 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 5 16 31,25%
1987 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Хонда 6 16 37,50%
1988 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 8 16 50,00%
1989 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1990 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 6 16 37,50%
1991 г. Айртон Сенна Макларен — Хонда 7 16 43,75%
1992 г. Найджел Мэнселл Уильямс — Рено 9 16 56,25%
1993 г. Ален Прост Уильямс — Рено 7 16 43,75%
1994 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Форд 8 16 50,00%
1995 г. Михаэль Шумахер Бенеттон — Рено 9 17 52,94%
1996 г. Дэймон Хилл Уильямс — Рено 8 16 50,00%
1997 г. Жак Вильнёв Уильямс — Рено 7 17 41,18%
1998 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 8 16 50,00%
1999 г. Мика Хаккинен Макларен — Мерседес 5 16 31,25%
2000 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2001 г. Михаэль Шумахер Феррари 9 17 52,94%
2002 г. Михаэль Шумахер Феррари 11 17 64,71%
2003 г. Михаэль Шумахер Феррари 6 16 37,50%
2004 г. Михаэль Шумахер Феррари 13 18 72,22%
2005 г. Кими Райкконен Макларен — Мерседес 7 19 36,84%
Фернандо Алонсо Renault
2006 г. Михаэль Шумахер Феррари 7 18 38,89%
Фернандо Алонсо Renault
2007 г. Кими Райкконен Феррари 6 17 35,29%
2008 г. Фелипе Масса Феррари 6 18 33,33%
2009 г. Дженсон Баттон Браун — Мерседес 6 17 35,29%
2010 г. Фернандо Алонсо Феррари 5 19 26,32%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault
2011 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 11 19 57,89%
2012 г. Себастьян Феттель Red Bull — Renault 5 20 25,00%
Себастьян Феттель Red Bull — Renault 13 19 68,42%
2014 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 19 57,89%
2015 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 19 52,63%
2016 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 10 21 год 47,62%
2017 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 9 20 45,00%
2018 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2019 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 21 год 52,38%
2020 г. Льюис Хэмилтон Мерседес 11 17 64,71%
2021 г. Макс Ферстаппен Ред Булл — Хонда 7 * 14 * 50,00%

* Сезон еще продолжается.

Вердикт: Хэмилтон

Наследие

Пожалуй, это самая важная категория, когда дело доходит до оценки величия, но ее труднее всего правильно оценить (не в последнюю очередь потому, что Хэмилтон еще не завершил карьеру).

Все это невероятно субъективно, и это аргумент в пользу того, что такая попытка сравнения Хэмилтона и Шумахера бессмысленна сама по себе. Тем не менее, можно взглянуть на то, чего достигли оба пилота и какое влияние они оказали на мир за пределами Формулы-1.

За свою карьеру Шумахер поднял планку профессионализма в Формуле-1. Путешествуя по миру, вы увидите копии шлемов Шумахера на мотоциклистах в крупных городах, а его имя остается синонимом спорта во всех уголках земного шара. В то время, когда Формула-1 была на пике популярности с точки зрения аудитории и значимости, Шумахер был ее самой узнаваемой фигурой, и его история остается вдохновляющей для миллионов людей.

Он проводил большую часть своей благотворительной деятельности в частном порядке, но примеры его щедрости иногда попадали в заголовки газет, например, его пожертвование в размере 10 миллионов долларов жертвам цунами в Азии в 2005 году. Выступая в эпоху до появления социальных сетей, он охранял свою личную жизнь от посягательств средств массовой информации, но его достижений на трассе все еще достаточно, чтобы отметить его как одну из величайших икон спорта всех времен.

С тех пор, как в 2013 году Шумахер получил серьезные травмы головы во время катания на лыжах, его семья стала еще больше охранять его конфиденциальность, но фонд Keep Fighting Foundation, созданный на его имя, продолжает работать с проектами в области культуры, образования, науки и здравоохранения.

По сравнению с Шумахером, личная жизнь Хэмилтона была открытой книгой на протяжении всей его карьеры в Формуле-1. Традиционные средства массовой информации несколько раз создавали его и разрушали его имидж, но прямо сейчас фигура Хэмилтона одна из самых сильных и актуальных в современном спорте.

Через социальные сети он стремился рассказать свою историю и все чаще адаптировал свои сообщения, чтобы вдохновлять других, а не для самопиара. В этом году он использовал свою платформу для борьбы с расовой несправедливостью, стремлению к большему разнообразию в автоспорте и продолжал подчеркивать опасности изменения климата – три проблемы, о которых он говорил в Формуле-1.

Голос Хэмилтона – один из очень немногих голосов в паддоке, который выходит за рамки Формулы-1, и он продолжает использовать его для распространения позитивных месседжей по всему миру.