Contents
- Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше
- История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.
- Что произошло: история конфликта
- Исламское толкование
- Змей-искуситель
- История Каина и Авеля — за что брат убил брата
- Татуировка
- Братоубийство
- Чему учит нас легенда
- Связь с землей
- Каин в религии
- Завязка конфликта
- Популярные сегодня пересказы
- Дети Адама и Евы
- Культура, разрушающая гармонию
- Семья и потомство Каина
- Происхождение
- Чему может научить эта библейская история?
Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше
Здесь уместно краткое содержание дальнейших событий: у Адама и Евы родился сын Сиф и другие потомки. Любопытно, что имена в обоих генеалогических древах очень похожи и различаются в незначительных фонетических единицах:
- Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех — три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин
- Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной — три сына: Сим, Хам и Иафет.
Параллель очевидна. Также любопытно, что Адам в переводе — «человек», и его сын — Каин. В ветви Сифа есть Енос, что в переводе — тоже «человек», и его сын очень созвучен Каину: Каинан.
2 линии потомков Адама вполне могут быть одной, а Сиф — Каином.
Самое правдоподобное объяснение заключается в том, что в этой цепочке отразился один и тот же миф про первого человека и первых представителей различных профессий, так как тут представлены и кузнецы, и музыканты.
То есть нет никакой линии Каина и линии Сифа. Это одни и те же люди. Собственно, учитывая, что про Сифа Священное Писание не сообщает вообще почти ничего, это похоже на правду.
Также Каин — герой нескольких апокрифов. Наиболее интересна эфиопская Книга Еноха. В ней дух Авеля навешает потомка Каина Еноха и жалуется тому, что будет мучиться, пока семя Каина не изглажено.
Здесь же есть притча, где история младшего и старшего братьев изложена в образах быков и коровы.
История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.
Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, — Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.
История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.
Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.
Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.
Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:
- История Исава и Иакова;
- История Иосифа и одиннадцати братьев его;
- История Давида и его старших братьев и пр.
История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.
Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.
Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.
Что произошло: история конфликта
После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.
Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.
Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.
Авель и Каин приносят жертвы Создателю
Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.
Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.
Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.
Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:
- отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
- клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
- ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.
Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.
Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.
Горе Адама и Евы
Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.
Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее. Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился
Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести
Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.
Это интересно: История «пророк Иона в чреве кита»: правда или притча
Исламское толкование
Изображение Каина, хоронящего Авеля, из иллюминированной рукописной версии Историй Пророков.
История появляется в Коране 5: 27-31 :
История Каина и Авеля всегда использовалась как средство устрашения от убийства в исламской традиции. Абдулла ибн Масуд сообщил, что Мухаммад сказал в хадисе :
Мусульманские ученые разделились во мнениях о мотивах убийства Каином Авеля и о том, почему два брата были обязаны приносить жертвы Богу. Некоторые ученые полагали, что мотивами Каина были просто зависть и похоть. И Каин и Авель желании жениться на очаровательной дочери Адама, ACLIMA (араб Aqlimia ‘ ). Стремясь положить конец спору между ними, Адам предложил каждому принести жертву перед Богом. Тот, чье приношение Бог принял, женится на Аклиме. Авель, щедрый пастырь, принес в жертву Богу самую толстую из своих овец. Но Каин, скупой фермер, предложил ему только пучок травы и несколько бесполезных семян. Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина — указание на то, что Авель был праведнее Каина и, следовательно, достойнее Аклимы. В результате было решено, что Авель женится на Аклиме. Каин же женится на ее менее красивой сестре. Ослепленный гневом и жаждой Аклимы, Каин стремился отомстить Авелю и сбежать с Аклимой.
Согласно другой традиции, дьявол явился Каину и научил его, как отомстить Авелю. «Ударьте Авеля по голове камнем и убейте его», — прошептал дьявол Каину. После убийства дьявол поспешил к Еве с криком: «Ева! Каин убил Авеля!». Ева не знала, что такое убийство и что такое смерть. Она спросила, растерянная и испуганная: «Горе тебе! Что такое убийство?». «Он не ест. Он не пьет. Он не двигается », — ответил дьявол. Ева разрыдалась и начала безумно рыдать. Она подбежала к Адаму и попыталась рассказать ему, что случилось. Однако она не могла говорить, потому что не могла перестать плакать. С тех пор женщины отчаянно плачут, когда умирает любимый человек. Другая традиция повествует, что, когда Каин ссорился с Авелем, дьявол убил животное камнем на глазах у Каина, чтобы показать ему, как убить Авеля.
Похоронив Авеля и сбежав от его семьи, Каин женился и завел детей. Они погибли во время Ноева потопа среди других тиранов и неверующих.
Некоторые мусульманские ученые недоумевали по поводу упоминания подношений в повествовании о Каине и Авеле. Предложения и жертвы были посвящены только после того, как откровения Tawrat к Мусе . Это привело некоторых ученых, таких как Саид ибн аль-Мусайиб , к мысли, что сыновья Адама, упомянутые в Коране, на самом деле являются двумя израильтянами, а не Каином и Авелем.
Змей-искуситель
Христианская традиция считает змея дьяволом и сатаной. Это верно, но только отчасти. Именно Бог создал этого самого хитрющего змея, ставшим первым людям противником.
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог”. (Бытие 3:1)
Правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все дьявольские черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря:
«следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем. 2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).
Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания.
В иудейской традиции, один из вариантов трактовки говорит, что змей только то и делал, что лазил по запретному дереву и вкушал запретные плоды и больше ничего.
Тогда-то Ева и подумала: «Ему можно, а мне нет?». Решилась отведать плод. Может и так, но по большому счёту сущность змея не столь уж и важна.
Бог предупреждал людей, дал им выбор и дал им возможность доказать этот выбор — между послушанием Богу и жаждой познания для Евы, а для Адама — между послушанием Богу и любовью к женщине.
История Каина и Авеля — за что брат убил брата
Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.
Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:
Татуировка
Многие понимают священные тексты буквально, а потому уверены в том, что на теле Каина Господь нарисовал какое-то изображение или сделал несмываемую надпись, вроде татуировки. Один из известных комментаторов Торы Раши писал, что Бог поставил на лоб убийцы одну из букв своего имени. Согласно иудейской и каббалистической традициям, полное имя Бога, так называемый «тетраграмматон», состоит из 4-х букв, но произнести его нельзя: это табу. Поэтому Всевышний и написал только одну букву. Но даже она одна внушала в окружающих такой страх или трепет другого рода, что никто не смел поднять руку на Каина.
Однако раввин-философ Авраам ибн Эзра был уверен в том, что Всевышний сделал это не для того, чтобы отпугнуть кого бы то ни было от Каина, а для того, чтобы вернуть тому веру в то, что Бог всегда будет рядом с ним и защитит его от любых опасностей.
Братоубийство
Слов пойдем в поле в еврейском тексте нет ныне, а читаются только предыдущие: и сказал Каин Авелю, брату своему. Сию речь, очевидно неполную, некоторые усиливаются без дополнения изъяснить так: и разговаривал Каин с Авелем, братом своим, то есть показал ему вид ласки и искренности, дабы тем вернее, чем нечаяннее, совершить над ним свое злоумышление. Иные так: и говорил Каин вопреки Авелю, брату своему, то есть изъявил ему свое негодование жалобами и укоризнами. Но в тексте самаритянском и переводах греческом, сирском и латинском читаются самые слова Каина к Авелю: пойдем в поле. Предшествующее слово сказал רמא и последующие когда они были в поле показывают, что сие дополнение принадлежит к целости св. текста. По сему соображению, истинное обстоятельство, замечаемое здесь Моисеем, состоит в том, что Каин, дабы беспрепятственно совершить братоубийство и сокрыть оное от обличения, коварно вызвал Авеля в уединенное место.
Род и орудие убийства неизвестны, кроме того, что оно соединено было с пролитием крови, как показывает продолжение повествования (11, 12).
Каин и Авель. Тициан, 1542-1544 гг.
Чему учит нас легенда
Каждый должен почерпнуть что-то для себя после прочтения подобных писаний. Стоит помнить о том, что жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Отнять ее мы не в праве. Отнимать такой дар Божий называется убийством, а вот лишение себя его – самоубийство.
Впервые в истории Ветхого Завета Каин и Авель выступают как две конфликтующие стороны, одна из них подвержена зависти. Получает также развитие и тема моральной ответственности. Согласно раввинской традиции, каждый грех ждет свое возмездие. Так случилось и с Каином. Он со временем раскаялся в совершенном. Его также нечаянно убил слепой потомок.
Помните, что только Господь способен дарить жизнь человеку и отбирать ее. Ведь это самое дорогое у человека и ее стоит беречь. Никакие жизненные события не должны побуждать Вас на мысли о ее потере. Молитесь, верьте в Господа и побеждайте грех силой Бога.
Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько апостолов было у Иисуса Христа?
Пусть хранит Вас Господь!
Связь с землей
В этом альтернативном прочтении текста земля могла быть персонифицирована как персонаж. Это чтение подтверждается данными человеческими качествами, такими как рот, в Священном Писании. Земля также является единственным субъектом активного глагола в стихе, который гласит: «Он открывает пасть, чтобы взять кровь». Это говорит о том, что земля отреагировала на ситуацию. По этой логике, земля потенциально могла быть соучастником убийства Авеля (Jordstad 708). Реакция земли поднимает вопрос: «Означает ли тесная связь между людьми и землей, что земля отражает или помогает человеческим действиям, независимо от природы этого действия?»
Каин в религии
История первого убийства на Земле эксплуатируется во многих религиях, но имеет различное толкование. В христианстве и исламе причиной смерти Авеля считают зависть Каина. В отличие от младшего брата мужчина приносил жертвоприношения формально. Каин не испытывал истинного чувства веры и праведности, поэтому Господь предпочел подношения Авеля.
Каин
Иудеи считают, что Авель заслужил смерть за убийство животного. Скотовод, принесший в жертву овцу, поступил не менее гадко, чем Каин. В поздних вариантах трактование смерти Авеля рассматривается шире – Каин был не только братоубийцей, но и обманщиком. Убийству предшествовала драка, в которой победил Авель. Униженный Каин попросил о помощи, а получив ее, убил родственника. Еще одну теорию выдвинул раби Э. Эссас:
Помимо классических вариантов, существуют более экстравагантные версии. Выдвигается теория, что легенда о Каине и Авеле демонстрирует конфликт между земледельческим и скотоводческим ритмами жизни.
Скульптура Каина
Радикально мыслящие представители религиозных течений считают, что причиной убийства стала Ева. Единственная представительница противоположного пола была не только матерью, но и возлюбленной мужчин. Поэтому имя жены Каина нигде не упоминается. Раздираемый чувством ревности, первенец Евы избавился от соперника.
Завязка конфликта
Адам и Ева, вернувшись из рая на обычную землю, были вынуждены начать трудиться, чтобы им было что поесть и во что одеться. У них родились сыновья — Каин и Авель. Каждый из них избрал свой путь. Каин стал заниматься возделыванием земли и выращиванием растений, а Авелю пришлось по душе занятие скотоводством, он стал простым пастухом.
Оба эти человека были набожными, и хотели угодить Богу. Чтобы задобрить Всевышнего и сыскать его благоволение, они приносили ему жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений Каин развел небольшой костер и положил в него вязанку колосьев. Авель же развел другой костер, заколол самого упитанного ягненка и так же положил его на огонь.
Но Бог принял только жертву младшего брата Авеля, так как он был благочестивым и добрым человеком. Он искренне верил в Господа и молился с чистой душой. Старший же брат Каин был не замечен Богом, потому что Всевышний увидел лживость его молитвы и преподношения. Каин приносил жертву лишь потому, что так надо, а не от сердца.
Увидев, что Авель более удачлив, горделивый Каин возмутился таким положением дел. Его переполняли злоба и зависть. Он стал ненавидеть своего родного брата. Господь пытался внушить ему другие мысли и смягчить сердце, но он остался непреклонен. Господь в прямом смысле говорил ему, что человек, затеявший дурное, совершает грех.
Но Каин уже был на пути к братоубийству. Он позвал Авеля в поле и хладнокровно лишил его жизни. Никакие слезы и мольбы жертвы, никакие мысли о том, что он принесет горе своим же родителям, не остановили убийцу.
Популярные сегодня пересказы
- Волшебник из Страны Оз — краткое содержание книги Баума Произведение «Волшебник из Страны Оз» начинается с того, что начался ураган, он был такой мощный, что поднял домик вместе с маленькой Дороти и ее песиком. Домик со всем содержимым очутился в волшебной стране под названием Оз
- Экспонат № — краткое содержание рассказа Васильева (Экспонат номер) Рассказ повествует о судьбе Анны Федоровны, которая растила одна своего сына Игорька. Когда ему было три года, гражданский супруг Анны Федоровны ушел из семьи, она разменяла комнату, переехала в небольшую коммуналку, назвалась вдовой.
- Экзамен — краткое содержание рассказа Шукшина Данный рассказ был написан в 1962 году и опубликован в журнале под названием «Октябрь». Предположительно, произведение описывает события, которые произошли лет десять назад.
- Крокодил — краткое содержание рассказа Достоевского В Пассаже за определённую плату показывали живого крокодила. Чиновник Иван Матвеевич решил удовлетворить любопытство своей жены Елены Ивановны. Вместе с ними отправился его дальний родственник и сослуживец
Дети Адама и Евы
Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва — жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) — во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя — Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».
Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.
В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Семья и потомство Каина
Жёны Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что, переселившись к востоку от Эдема в земле Нод, «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16—17).
Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так:
- согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван.
- Епифаний Кипрский в «Панарионе» со ссылкой на Книгу Юбилеев называет женой Каина Саву (Σαυή) — его старшую сестру.
- У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упоминается единорожденная сестра Каина Калмана.
- Мхитар Айриванкский сообщает, что Адам и Ева «родили Каина и Климу, сестру его».
Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает, что:
- вместе родились Кабил и Иклима;
- Всевышний повелел Адаму женить Хабила на Иклиме, ибо ей как близнецу было запрещено вступать в брак с Кабилом.
- Элиягу Эссас: со ссылкой на Ицхака Абрабанеля сообщает, что жену Каина звали Кальмана.
- со ссылкой на Талмуд сообщает, что Каин женился на сестрах Ѓевеля (Авеля) (их было две).
О сёстрах Авеля:
Элиягу Эссас:
- со ссылкой на Мидраш сообщает, что вместе с Авелем, родились две девочки. Одна из них стала женой Авеля. А вот по поводу второй — чьей женой она будет — и поспорили Каин с Авелем.
- со ссылкой на Ицхака Абрабанеля сообщает, что жену Эвеля звали Белевира.
У Димитрия Ростовского в Келейном летописце упомянута «рожденная вместе с Авелем сестра его Делвора».
Вардан Великий, сообщает, что у Адама и Евы «родились Авель и сестра его, Авелухи» (Абелухи, Абелиха).
Саид-Афанди аль-Чиркави без ссылки на источники сообщает что вместе родились Лаюса и Хабил.
Дети
Согласно Библии, в земле Нод у Каина родился сын Енох.
Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каину Еноха родила Аван.
Вардан Великий:
называет сыновей Каина: Енох, Гаидад, Малелеил, Мафусал и Ламех.
В Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона косвенно упоминается сын Каина Гори.
Впоследствии
У Еноха родился сын Ирад. От Ирада родился Мехиаель (Малелеил), за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех. У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.
На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадения имён их потомков ряд учёных — сторонников документальной гипотезы сделал вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию, являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:
- Каин и Каинан, сын Еноса;
- Енох, сын Каина и Енох, сын Иареда (а также, возможно, Енос, сын Сифа);
- Ирад, сын Еноха, внук Каина, и Иаред, отец Еноха, потомок Сифа;
- Мехиаэль, правнук Каина, и Малелеил (Маxалал’эль), правнук Сифа;
- Мафусал, потомок Каина, и Мафусаил, потомок Сифа;
- Ламех, сын Мафусала, потомка Каина, и Ламех, сын Мафусаила, потомка Сифа;
- Ноема, дочь Ламеха, потомка Каина, и Ной, сын Ламеха, потомка Сифа.
Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями[источник не указан 797 дней
От Адама до Ноя | ||||||||||||||||||||
Каин | Авель | Сиф | ||||||||||||||||||
Енох | Енос | |||||||||||||||||||
Ирад | Каинан | |||||||||||||||||||
Мехиаэль | Малелеил | |||||||||||||||||||
Мафусал | Иаред | |||||||||||||||||||
Ада | Ламех | Цилла | Енох | |||||||||||||||||
Иувал | Иавал | Тубал-Каин | Ноема | Мафусаил | ||||||||||||||||
Ламех | ||||||||||||||||||||
Ной | ||||||||||||||||||||
Сим | Хам | Иафет |
Происхождение
Этимология
Каин и Авель являются традиционными английскими визуализациями этих еврейских имен. Было высказано предположение, что этимология их имен может быть прямым каламбуром роли, которую они играют в повествовании Бытия. Считается, что слово Abel ( hbl ) происходит от реконструированного слова, означающего «пастух», а современное арабское родственное слово ibil теперь конкретно относится только к «верблюдам». Считается, что Каин ( qyn ) связан с южноаравийским словом qyn середины 1-го тысячелетия до н.э. , означающим « кузнец по металлу ». Согласно этой теории, имена будут описывать их роли, где Авель работает со скотом , а Каин — с сельским хозяйством, и будут параллельны именам Адам ( אדם , ‘dm ,’ man ‘) и Eve ( חוה , ḥwh ,’ жизнь- дающий ‘).
Оригинальный внешний вид
Самая старая известная копия библейского повествования взята из Свитков Мертвого моря и датируется первым веком до нашей эры. Каин и Авель также появляются в ряде других текстов, и эта история является предметом различных интерпретаций. Авель, первая жертва убийства, иногда рассматривается как первый мученик ; в то время как Каин, первый убийца, иногда рассматривается как предок зла . Некоторые ученые предполагают, что перикопа могла быть основана на шумерской истории, представляющей конфликт между кочевыми пастухами и оседлыми фермерами. Современные ученые обычно рассматривают рассказы об Адаме и Еве, Каине и Авеле как о развитии цивилизации в эпоху сельского хозяйства; не начало человека, а когда люди впервые научились земледелию , заменив пути охотников-собирателей .
Академический теолог Джозеф Бленкинсопп считает, что Каин и Авель символичны, а не реальны. Как почти все люди, места и истории в Первобытной истории (первые одиннадцать глав Книги Бытия), они больше нигде не упоминаются в еврейской Библии , что предполагает, что История — это поздняя композиция, приложенная к Книге Бытия, чтобы служить в качестве введение. Так же , как поздно это вопрос для спора: история может быть как в конце эллинистического период (первые десятилетия нашей эры 4 — го века), но высокий уровень вавилонского мифа позади его историй привела другие к дате его к вавилонскому изгнанию ( 6 век до н.э.). Известная месопотамская параллель с Каином и Авелем — это шумерский миф об , в котором пастух Думузид и фермер Энкимду соревнуются за любовь богини Инанны , а Думузид (пастух) побеждает. Другая параллель — , в котором бог-пастух Эмеш и бог -земледелец Энтен доводят свой спор о том, кто из них лучше, до главного бога Энлиля , который правит в пользу Энтена (фермера).
Чему может научить эта библейская история?
Фото: Bible.by
История о Каине и Авеле дана каждому человеку для того, чтобы он мог задуматься. Тот факт, что Бог принял жертву всего у одного брата говорит, что для него не важен размер даров, их стоимость или что-то другое. Творец ценит искренность, веру, чистоту помыслов человека, а не его материальные блага. Не приняв жертву о того, кто думает о собственной выгоде, относясь к другим предвзято, Господь показывает, что такое состояние человека для Него является нежелательным.
Читая эту историю, часто можно поймать себя на мысли, что такой разницы между родными братьями, получившими одно воспитание, быть не должно, но все же, она была. Суть этой разницы заключается в том, что свободную волю человек получает при рождении, решая самостоятельно, как ему жить, поступать и действовать.
Чтобы стать хорошим человеком, нужно много над собой работать и совершенствоваться, а те, кто этого делать не хотят, не могут достичь не только материальных, но и моральных высот. Так вот, Авель постоянно стремился стать лучше, был искренним и любил свою работу, в то время как Каин искал легкие пути.
Фото: Pravoslavium.ru
Естественно, человек, который ничего не делает сам, не хочет, чтобы его окружение становилось лучше, ведь на его фоне он будет выглядеть плохим. Каин настолько не хотел выглядеть хуже на фоне Авеля, что даже решился его убить, чем и навлек на себя Господний гнев.
Конечно же, Каин покинул родителей, женился, создал свою семью, но в этом он не нашел полного счастья, ведь плохой поступок прошлого всегда о себе напоминал. Это еще раз говорит о том, что Господь не наказывает человека тем же способом, которым он поступил с другими, но человек постоянно наказывает себя сам, его терзают разные мысли, просто убивающие изнутри.
Действительно, грех разрушает человека изнутри, что и показала эта библейская история, так что стоит со всех сил стараться жить согласно Воле Господней, принимая все испытания судьбы достойно, чтобы потом не мучить свою душу вечно. Каин и Авель – это яркий пример того, как хорошо человеку жить без греха и что случается за проступки, изучив которые, каждый сможет сделать вывод о своей жизни и может что-то исправить.