Гений и проходимец, каких поискать

Королевское помилование

Как водится,
завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает
только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили,
что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в
белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской
Сюртэ до сих пор носят их в знак чистоты мундира).

Видок со
своими людьми навещал не только воровские «малины», но и дворцы аристократов. В
Лувре им был задержан граф де Руссильон, набивший карманы ворованными
драгоценностями. Бывший каторжник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона,
помиловал его, торжественно отменив давний приговор. Посетители модных салонов
с замиранием сердца слушали его рассказы о нравах парижского «дна», а
начинающие писатели украдкой записывали их, не без оснований надеясь превратить
такие сюжеты в романы и пьесы.

Клод Брассёр в «Новых приключениях Видока»

Заработав
немалые средства, Видок в 1820 году женился на молодой вдове Жанне-Виктуар
Герен, но она оказалась больна туберкулезом и через четыре года скончалась, так
и не родив Эжену желанного наследника. В 1830 году он женился в третий раз — на
своей кузине Флериде-Альбертине Манье, которая была моложе его на 18 лет.
Вместе с ней ему предстояло преодолеть новые трудности, которые приготовила
судьба.

А их было
немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем
посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу
невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки,
Видока обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не
посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал
в отставку.

Пенсии ему
не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились
деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил
щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из
четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех.

Мемуары Э. Видока

Можно
сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала
одним из первых международных бестселлеров — в последующие годы ее перевели на
восемь языков, включая русский. У Видока, отродясь ничего не писавшего,
обнаружились живой образный язык и едкий юмор, наряду с недюжинным умением
выстраивать логику сюжета, а уж описанных им приключений хватило бы на
множество современных детективов.

Впоследствии
из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное
исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго»,
и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским
тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где
писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая
«перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.

Чтобы
доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную
фабрику, где работали бывшие зэки. Но в 1832 году этот полезный для общества
труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока
вновь призвали в шефы Сюртэ для борьбы с повстанцами. Он быстро создал летучие
отряды, проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему.

Арестант. Иллюстрация из книги Видока «Криминальный мир. История французских тюрем», 1845 г.

Восстание
было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи
Филиппа, назвавшего его спасителем трона. Но его враги не успокоились — уже в
сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую
шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда
пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть
в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от
правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.

Наследие Видока

Еще при жизни основателя Бюро отделения сыскного агентства появились по всей Франции, его клиентами стали десятки тысяч человек, а сам он сколотил огромное состояние. Видок был женат три раза, но законных наследников у него не было. На жирный куш надеялись несколько внебрачных сыновей, однако все средства он завещал своему главному детищу — Бюро расследований.

Его слава гремела далеко за пределами Франции. Например, первого начальника сыскной полиции Петербурга Ивана Путилина прозвали «русским Видоком». Вслед за Парижской тайной полицией подобные организации начали открываться и в остальной Европе, а частные детективные агентства росли по всему миру как грибы.

Личность Эжена Франсуа послужила прообразом для героев Бальзака, Гюго, Леблана и других писателей той поры, однако многим из нас он знаком в первую очередь по фильму «Видок» с Жераром Депардье в главной роли. Форма сотрудников «Сюрте» до сих пор немыслима без белых перчаток, которые стали носить по приказу Видока в доказательство профессиональной честности. Перед смертью Король сыска заметил: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».

Народное воображение

Видок по-прежнему занимает важное место в народном воображении сегодня, особенно во Франции, благодаря романам, а в течение нескольких десятилетий — благодаря телевидению и кино. В 2003 году французское почтовое отделение выпустило марку с изображением персонажа в рамках серии «Destinées romesques».

Романы


Видок, король воров, король полиции , исторический роман опубликован в 1892 году.

Из — за своей репутацией расширенной публикацией мемуаров, бывший каторжник полицейский стал источником вдохновения для многих литературных героев в течение XIX — го  века. Таким образом, Оноре де Бальзак использует несколько особенностей Vidocq для создания Вотрен в Ла Комеди Человеческой в Отверженные , Виктор Гюго «диссоциирует осужденную от полицейского, представляя не один , а три символа, приписывая Жан Вальжан тюрьмы и побеги, в Тенардье — преступление, статус лидера банды и тюрьма Ла Форс , в Жавере — шпионаж и полиция. »

  • Родольф де Герольштейн в «Парижских мистерах » Эжена Сю .
  • М. Лекок в The Lerouge Дела по Габорио .
  • Полицейский Шакал в Ле могикан де Пари на Александра Дюма, отец .
  • Шери-Биби и его преследователь инспектор Costaud в Чери-Биби по Гастон Леру .

Кино и телевидение

Плакат из фильма Видок , режиссер Жан Kemm ( — ).

Яркий цвет, особенно на основе его воспоминаний, которые, как мы знаем, были переработаны, персонаж Видока несколько раз появлялся на экране, последовательно интерпретируемый:

  •  : Гарри Баур в «Девушке видока» или «Комментарий один становится полицейским» , короткометражный фильм Жерара Буржуа . Это первое появление Видока на экране. Баур повторил свою роль в другом короткометражном фильме Жерара Буржуа в 1911 году  : « Видок» .
  •  : Рене Наварра в фильме «Видок» режиссера Жана Кемма по сценарию Артура Бернеда по его собственному роману.
  •  : Андре Брюле в « Видоке» , режиссер Жак Дару .
  •  : Джордж Сандерс в « Scandale à Paris» ( «Скандал в Париже» ), режиссер Дуглас Сирк . Жизнь Видока здесь очень романтизирована и претерпевает множество биографических изменений.
  •  : Анри Насье в «Кавалер де Круа-Морт» , режиссер Люсьен Ганье-Раймон .
  •  : Луис Ван Рутен в месье Vidocq из серии Suspense  (ан) по Роберт Маллиган
  •  : Жан-Мари Amato в Vidocq Contre Куаньяр из серии История выходит за рамки фантастики от Жана Kerchbron
  •  : Жан Мартинелли в «Граф Монте-Кристо» , режиссер Клод Отан-Лара .
  •  : Бернар Ноэль в Vidocq , телесериал.
  •  : Клод Брассер в «Новые приключения Видока» , телесериал.
  •  : Поль Эрлих в фильме «Франсуа Видок: Раубер и жандарм » Георга Маришки , телевизионная драма
  •  : Борис Рёснер  (en) в « Добродрузии криминалистики» , эпизод « Стопа» , немецко-чешский телесериал о пионерах судебной медицины .
  •  : Жерар Депардье в фильме «Видок» , режиссер Питоф . Видок вставлен в контекст научной фантастики.
  •  : Бруно Мадинье в фильме « Видок», «Маска и плюм» , телефильм Алена Шокара по сценарию Эрве Кориана. Это был пилотный телесериал, который не состоится из-за отсутствия энтузиазма.
  •  : Венсан Кассель в L’Empereur де Пари на Жан-Франсуа Рише .

Комикс

  • Подлинные приключения осужденного полицейского Видока , Рене Гиффи и Р. Лауд ( ) — парижское издательство
  • Эжен Видок — Первый Великий детектив , по Bernie Krigstein ( ) опубликована в комиксе Justice ловушках Guilty п о  8
  • La Rédemption de Vidocq , Джеральд Фортон и Октав Жоли ( ), опубликованный в Spirou n o  882, серия Uncle Paul
  • Отец современной полиции , Джеральд Фортон и Октав Джоли ( ), опубликованный в Spirou n o  883, серия Uncle Paul
  • Видок , от Жан-Мишель Шарлье и Georges Лангле (GAL) ( ) , опубликованной в Pistolin п о  57
  • Король полиции , по Жан-Мишель Шарлье и Жорж Лангле (GAL) ( ) опубликовано в Pistolin п о  58
  • Приключения Франсуа Видок , от Hans Kresse ( ).
  • Ведущий символ из Alchimie серии , по Ричард Д. Nolane и Оливье римлянин , Éditions Соли ( ).
  • Видок — T1 Le suicidé de Notre-Dame , Ричард Д. Нолан (сценарий), Синиса Банович (рисунок) и Маттео Ватани (колорист), Éditions Soleil (2015)
  • Видок — T2 Заговор Наполеона , Ричард Д. Нолейн (сценарий), Синиса Банович (рисунок) и Маттео Ватани (Колорист), Éditions Soleil (2017)
  • Vidocq — T3 Le cadavre des Illuminati , Ричард Д. Нолан (сценарий), Синиса Банович (рисунок) и Маттео Ватани (колорист), Éditions Soleil (2019)

Видеоигры

Assassin’s Creed Unity : герой встречает молодого Видока во время Французской революции . Видок предлагает ему раскрыть убийства по всему Парижу , которые принимают форму серии побочных квестов.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. По адресу: 222, rue du Miroir-de-Venise (в настоящее время rue des Trois-Faces).
  2. По словам журналиста Жерома Пьерра , это будет рецидив приступа плохо леченной холеры, который уже почти победил в 1854 году.

использованная литература

  1. , стр.  16.
  2. , стр.  19.
  3. , стр.  21.
  4. , стр.  28.
  5. , стр.  29-30.
  6. , стр.  33.
  7. , стр.  42.
  8. , стр.  43.
  9. , стр.  50.
  10. Копия реестра заключенных Видока в тюрьме Бисетр от 20 мая 1797 г. — Архив префектуры полиции Парижа.
  11. Жан Савант, соч. соч. , п. 155-157
  12. Клод Шарло, Полиция по словам Видока в Секретах полиции .
  13. Жан-Марк Берлиер и Рене Леви, История полиции во Франции — От старого режима до наших дней , Nouveau monde éditions, 2011, 767 с.
  14. Там же
  15. Жан Саван, Суд над Видоком , Клуб лучшей книги, стр.  330.
  16. , стр.  357-358.
  17. , с.  224-227.
  18. Реми Гардеблед, Валери Мауро и Серж Гард, Путеводитель по Парижу, содержащий различные факты. От Средневековья до наших дней Ищите Миди,2013 , np : «Авантюрист, который в 1840 году стал« частным »детективом под номером 13, требует более 16 000 арестов. » .
  19. , стр.  364.
  20. , стр.  22.
  21. , стр.  29-30.
  22. , стр.  30.
  23. (in) Малкольм Андерсон , В плену политических перемен: полиция и жандармерия во Франции , Оксфорд, Oxford University Press,2011 г., VI -494  с. ( ISBN  978-0-19-969364-1 ) , стр.  405.
  24. .
  25. , стр.  296.
  26. , с.  277.
  27. , с.  277-278.
  28. Жером Пьерра , Великие загадки полиции , Первые выпуски,2010 г., стр.  87.
  29. , стр.  456.
  30. , с.  279.
  31. , стр.  329.
  32. Catherine Guennec , L’арго льют ле манекены , Париж, Во- первых, Coll.  «Для чайников: с манекенами все становится легко! «,2014 г., 334  с. ( ISBN  978-2-7540-5886-5 ).
  33. Мириам Роман , Виктор Гюго и философский роман: от драмы в действительности к драме в идеях , Париж, Оноре Чемпион , колл.  «Романтизм и современности» ( п о  25),1999 г., 826  с. ( ISBN  2-7453-0036-9 ) , стр.  276.
  34. ↑ и Артур Бернед , Видок , Les Editions de Londres,19 января 2013 г.
  35. Эрве Дюмон, Наполеон, эпопея в 1000 фильмов: Кино и Телевидение с 1897 по 2015 год , Иды и Календы / Cinémathèque Suisse,2015 г., гл.  7 («Выдающиеся личности первой империи»), с.  188–195.
  36. (in) Мэтт Камен, «  Историк Assassin’s Creed объединяет вымысел с прошлым  » , Wired ,23 октября 2014 г.
  37. Грегуар Хольц, «  Дикие тексты? Коллективное написание мемуаров  », Poétique , п о  165,2011 г., стр.  37-51
  38. Розмари А. Петерс, Кража вещей: кража и автор во Франции девятнадцатого века , «2. Объекты художественной литературы, государственные дела  »
  39. Мари-Франсуаза Кашен и Лорел Брейк, « К счастью мыльной оперы: рождение и мутации жанра»
  40. Лауре Мюрат, Закон о гендере , Файард,2006 г., стр.  33.

Культурное влияние

История бывшего уголовника, ставшего сыщиком, привлекла внимание целого ряда современных ему и более поздних беллетристов. Основатель детективного жанра Эдгар По был знаком с деятельностью Видока, имя которого нередко упоминалось в американской прессе

Он мог быть знаком с подлинными или подложными мемуарами французского сыщика, публиковавшимися в США в тридцатые годы XIX века. Бесспорно установлено, что он читал «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского министра полиции», печатавшиеся в сентябре — декабре 1838 года. В новелле «Убийство на улице Морг» () имеется прямое упоминание имени Видока и причём дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например, была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность его поисков подводила его, и он часто попадал впросак». Эжен Сю использовал в изданном в 1843 году романе «Парижские тайны» ряд сюжетов, участником которых в реальности был Видок, но его имя в книге не упоминается, а героем их становится центральный персонаж романа Родольф (сам Видок в ответ уже в следующем году издал «Подлинные тайны Парижа», пытаясь отстоять своё видение этих историй). Видока называют прототипом беглого каторжника Вотрена (Жака Коллена) — персонажа нескольких произведений Бальзака, входящих в цикл «Человеческая комедия» и издававшихся начиная с 1835 года. Вотрен в этих произведениях предстаёт человеком бесчестным и жестоким, но вызывающим восхищение персонажей своим «стальным характером»; так же, как и Видок, он проделал путь от преступника до защитника закона (в «Депутате от Арси»).

После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных» — беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом — рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошёл описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы Эмиль Габорио использовал приключения Видока для сюжетов своих книг о Лекоке — бывшем преступнике, ставшем сыщиком. Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана, его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса. Видок под собственным именем неоднократно встречается как второстепенный персонаж в более поздних произведениях.

В американском фильме «Скандал в Париже» (1946) образ Видока воплотил Джордж Сандерс[источник не указан 64 дня]. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль, во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр. В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма, где его роль исполнил Жерар Депардьё; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока. В 2018 году вышел художественный фильм режиссёра Жана-Франсуа Рише — Видок: Охотник на призраков, в котором главную роль исполнил Венсан Кассель.

В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете» резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина — консервативного литератора и редактора «Северной пчелы». Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма «Не то беда, что ты поляк», где тоже увязываются эти два человека:

Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества» 26 апреля в искажённом виде — упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло. В дальнейшем, однако, эта формулировка появилась ещё в нескольких пушкинских эпиграммах, а также в эпиграмме Вяземского «Синонимы: гостиная, салон». После этого имя «Видок» стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве, в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах.

Юный воришка

Начал 14-летний Эжен с того, что обокрал папу-пекаря и пустился в бега. Отец в полицию не пошёл, веря, что непутёвый сын скоро образумится, вернётся и станет торговать в его булочной. Эжен, однако, с воровством не завязал и вскоре загремел в тюрьму, где и открылся его главный дар — исчезать самым невероятным образом. Он словно сквозь землю провалился прямо из комнаты допросов! Следователь и замешкался-то всего на минутку, но Видоку этого хватило. Напялив треуголку и шинель жандарма, висевшие на вешалке в той самой комнате, где должен был идти допрос, он грубыми окриками погнал другого заключённого по тюремному коридору якобы в сортир. Оттуда как раз и выходил запоздавший следователь, но столкнувшись с парочкой, изображавшей тюремщика с узником, даже не взглянул в их сторону. Пока разобрались, кто кого изображал, парочка скрылась. Вскоре Эжен был вновь арестован и опять бежал — в балахоне сестры-милосердия из тюремного лазарета. Скрываясь от полиции, он в образе монаха втирается в доверие к священнику и старательно ему служит, но тут происходит скандал. Одна возлюбленная застаёт его с другой на сеновале и пускает в ход свои острые коготки. Шум-гам, трам-тарарам, а далее полиция, тюрьма и новое перевоплощение с исчезновением — на этот раз в одежде тюремного лекаря. Скоро Видок снискал в Париже славу оборотня, который в воде не тонет, в огне не горит и проходит сквозь стены. Но жандармы упорно идут по следу, и Эжен решает «залечь на дно». «Для этой цели судьба избрала хорошенькую женщину, — писал он в своих «Истинных тайнах Парижа». — Я полюбил её ум, характер, её доброе сердце и осмелился намекнуть ей об этом». Вскоре влюблённые «уже не могли существовать друг без друга» и поселились вместе. Эжен занялся вполне честным делом — торговлей одеждой — и даже выписал в Париж свою овдовевшую мать… Но вот однажды, когда старушка гремела котелками на кухне, а голубки мирно ворковали на софе у камина, на пороге возникли старые дружки Видока. Это были сидевшие с ним когда-то парни из знаменитого французского клана Корню, известные тем, что даже детям своим они давали играть головами мертвецов, приучая малышей к будущим преступлениям. Бывшие сокамерники сделали Видоку предложение, от которого «он не смог отказаться». Но вновь бегать от жандармов по всей Франции, да ещё с молодой женой и старой матерью Эжен тоже был не готов. И тогда он отправился в префектуру полиции Парижа, где предложил поставить своё знание уголовного мира на службу стране. Взамен власть закрыла глаза на его прошлые делишки.

Видок-детектив

Видоку 61 год. Портрет Ашиля Девериа

Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем».
В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже. Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).

Кроме розыска внёс вклад в зарождение и становление трасологии и криминологии (разработав стойкие чернила и гипсовую заливку следов обуви). Разработал систему оперативного учёта правонарушителей, ставшую впоследствии повсеместной и с незначительными изменениями дошедшую до наших дней. Первым из полицейских руководителей стал обращаться к представителям науки для проведения научно-технической экспертизы обнаруженных вещественных доказательств и предметов с места преступления (в частности, первой в истории баллистической экспертизы), стал проводить следственные эксперименты для воссоздания картины преступления. Обладая широчайшими познаниями преступного мира изнутри, реорганизовал криминальную полицию на манер тайной политической с упором на негласные мероприятия с целью поимки злоумышленников «на горячем», при попытке совершения преступления. Ввёл практику повседневной работы сотрудников полиции в штатской одежде, проведение следственных мероприятий с подозреваемыми на контрасте. Также ввёл практику сбора доказательственной базы при помощи комплекса негласных мероприятий, ныне относящихся к легендированному вводу, разведопросу и разведбеседе. Широко внедрил привлечение преступных элементов к сотрудничеству с органами полиции как альтернативу немедленному привлечению их к уголовной ответственности. Так или иначе идеи Видока в области организации полицейской службы, стратегии и тактики полицейских мероприятий, были впоследствии востребованы полицейскими структурами всех ведущих стран мира (Скотленд-Ярд, ФБР и многие другие) и в том или ином виде практикуются по сей день.

Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 10 лет. Однако в был вынужден уйти в отставку. Почти сразу после отставки Видок уселся за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток — 24 тысячи франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.

После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал «частную полицию» — собственное «Бюро расследований» (первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов.
Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А. де Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошёл от дел.

В ролях

Актёр Роль
Жерар Депардьё частный сыщик Видок
Гийом Кане журналист Этьен Буассе /Алхимик
Инес Састр Прея (любовница Видока)
Андре Дюссолье префект полиции Лотренне (бывший начальник Видока)
Эдит Скоб Сильвия (хозяйка борделя)
Мусса Мааскри Нимье (помощник Видока)
Жан-Пьер Го инспектор Тозе (ведущий дело о смерти Видока)
Изабелла Рено Марина Лафит (жена Лафита)
Жан-Поль Дюбуа Луи Бельмон (оружейный фабрикант)
Андрэ Пенверн Симон Верольди (химик)
Жиль Арбона доктор Эрнест Лафит (директор приюта для инвалидов)
Жан-Марк Тиболь Левине
Франсуа Шатто Фруассар (журналист газеты «La Furet» («Хорёк»)

Король риска

Вялотекущие боевые действия располагали личный состав к пьянству и разврату, за полгода рядовой Видок успел убить на дуэлях двух человек. В одном из боев его часть полностью разбили, и с тех пор его переводили из полка в полк из-за бесконечных нарушений режима и неспокойного характера, хотя он считался весьма храбрым солдатом. Через год после начала службы за успехи его даже произвели в капралы, но спустя полгода он попал в плен к австриякам, откуда благополучно сбежал.

Поняв, что война это не самый приятный способ завоевать славу и место под солнцем, Видок возвратился в Аррас к своему привычному образу жизни. Но спокойно пожить не удалось, якобинцы устроили в городе террор. На плаху мог угодить и отец Эжена, если бы в дело не вмешалась влиятельная семья Шевалье.

Мари-Анна Шевалье была без ума от Видока и притворилась беременной, чтобы они могли пожениться. Но совместная жизнь продлилась недолго — мало того, что Мари не ждала ребенка, так еще, по словам Видока, завела себе любовника. Оскорбленный супруг не нашел ничего лучше, как сбежать от жены, прихватив по старой привычке ее фамильные ценности.

Кругом шла война, а капрал Видок под вымышленной фамилией обосновался в Брюсселе, оккупированном французскими войсками, где зарабатывал себе на жизнь игрой в карты. Как водится, он спускал все деньги на выпивку и дам. Впрочем, это не мешало галантному кавалеру, прикинувшись героем войны, обобрать до нитки немолодую баронессу и сбежать с ее деньгами в Париж.

За пару месяцев он умудрился промотать пятнадцать тысяч золотых, после чего ушел из столицы вместе с кочующими цыганами. Как всегда дорога привела его в Лилль, где он снова страстно влюбился в местную красотку. В порыве ревности он избил одного из поклонников девушки и угодил в тюрьму, из которой впечатленная темпераментом нового ухажера мадемуазель помогла ему сбежать.

После этого Видок поменял много имен и профессий, выдавал себя даже за офицера полиции, тем не менее его поймали и приговорили к каторге за побег из лилльской тюрьмы и фальсификацию документов. Естественно, он улизнул и оттуда. К счастью для Видока в бурлящей Франции к власти пришел Наполеон, а ему были очень нужны солдаты, но снова тюрьма, и снова побег и жизнь под чужой личиной. В последующие десять лет Видок проделывал этот трюк много раз: он побывал во многих казематах, прекрасно изучил тюремные обычаи и язык, чем заслужил авторитет в криминальном мире. В среде уголовников за смелые побеги и умение жить под прикрытием его прозвали «Королем риска».

Подробности создания

По словам сценариста и режиссёра Давида Факрикиана (фр. David Fakrikian), первоначальный вариант сценария был написан им как политический, действие фильма должно было продолжаться три дня, а в финале действия Видока приводили к июльской революции. Однако такой вариант сюжета был отвергнут продюсерами, в результате от первоначального проекта в фильме сохранились только время и место действия, имена главных героев и концепция художественного оформления.

Согласно заметке в газете London Sunday Observer, 800 из 2300 сцен фильма стоимостью 22 млн долларов были обработаны компьютерами уже после съемок. Режиссёр фильма «Пито́ф» сообщил газете Observer: «Я думаю, что это первый шаг к кино будущего

Очевидно, при создании фильма необходимы совершенно иные вещи — пост-продакшен, под которым я понимаю правку и вставку спецэффектов, это становится столь же важно, как и сами съемки»

Агент без прикрытия

Посредницей в переговорах — чтобы ажаны сразу не взяли беглого каторжника под белы руки прямо на пороге участка, — выступила Аннетт! Весть о «предательстве» Эжена, который принялся «сдавать» полиции своих, мгновенно облетела весь Париж. И тогда Видок вспомнил о своём даре перевоплощения! Под чужими именами и личинами он втирался в доверие к ворам, грабителям и убийцам. При этом ловко носил как лохмотья бродяг, так и фраки аристократов. Мог прикинуться даже дамой под вуалью. Однажды Эжен внедрился в шайку, которая задумала ограбление. Не доверяя новичку, бандиты накануне «дела» не отпускали его от себя. Тогда он соблазнил их старым добрым бургундским: мол, его подружка быстро доставит выпивку, а он — Эжен — всё оплатит. Аннетт не только принесла вино, но и получила от любимого записку с указаниями, где и когда ей быть и что там делать… Бандиты и не взглянули на нищенку, которая тряслась от холода в переулке забытой Богом парижской окраины, хотя видели её ещё вчера с бутылью вина. А «нищенка», подобрав с земли смятую бумажку, оброненную идущим мимо Видоком, доставила её «куда надо». В итоге полиция получила сигнал о месте и времени грабежа, шайку взяли с поличным, а Видок остался цел и невредим. По сути, Аннетт спасла его от расправы. Актёрский дар Аннетт оказался не меньшим, чем у Эжена, а смелости так даже больше, чем у него! Ему-то полиция выдавала пистолет, девушка же ходила на дела без оружия, хотя теперь за ней тоже гонялись все парижские бандиты. Но её вела не страсть к авантюрам, а любовь к Эжену. Аннетт, следуя за преступниками по пятам, переодеваясь в различные костюмы, могла выследить самых ловких воров или убийц и точно указать их пароли-явки-адреса, будь то ночлежка «на улице Де-Пон, в отвратительной мансарде» или сходка «в переулке Сен-Жан, в доме, имеющем выход в сад». Она предупреждала любимого о засадах и планируемых покушениях на него лично, раз за разом спасая его от гибели. С Аннетт взлёт Видока был стремительным и блестящим. Изловив 17 тысяч преступников, он основал Управление национальной безопасности (Сюрте) и теперь сидел прямо в здании префектуры Парижа! Трудился на Эжена целый штат бывших уголовников на окладах из его секретного фонда. Головорезы брали притоны, в которые доселе ни один полицейский даже не совался…