Биография и личная жизнь талгата нигматулина, его жены и интересные факты

Учеба, дружба, брак

Мечты мальчика из детдома сбываются с головокружительной скоростью. Начало обучения во ВГИКе счастливое время для Талгата. В глазах окружающих он выглядит баловнем судьбы. На курсе Нигматулин выделяется своей неординарной внешностью, женщины без ума от его восточного колорита. В это время он встречает свою первую любовь, актрису Ирину Шевчук. Одногруппники наблюдали, как трепетно развиваются отношения двух влюбленных, говорили: так не бывает.

Нигматулин жил в студенческом общежитии в одной комнате с Николаем Еременко. Актеры очень сдружились, у них было одинаковое увлечение — каратэ. Мальчишки отрабатывали загадочные приемы, где только была возможность: в спортзале, на площадке, в своей комнате.

Чтобы прочесть о самураях в подлиннике, актер начал самостоятельно учить японский язык. Он всегда был максималист, ему требовалось абсолютное знание. Настойчивый поиск к совершенству, стал наваждением всей жизни Талгата. Путь его духовных исканий, это путь ежедневных побед над собой, исследование границ добра и зла.

Сергей Герасимов выделял из всех учеников, Николая Еременка. Предлагал ему главные роли, те, которые очень нравились Талгату. Но они не подходили ему из-за его восточной внешности. Это для юноши была трагедия. Ведь он мог сыграть намного лучше, чем многие другие актеры.

Кинематограф

Талгат начал сниматься, будучи студентом циркового училища. В 1967 году его пригласили в картину «Баллада о комиссаре», предложив роль белогвардейского офицера. После выхода фильма на широкие экраны Талгат Нигматулин запомнился зрителям как мерзавец в черных лакированных перчатках, настолько правдиво он сыграл отрицательного героя. После этой работы режиссеры видели в молодом актере только претендента на роль негодяев.

Уехав в Узбекистан, молодой человек начал сниматься на ташкентской киностудии. Уже через год вышел фильм с участием Талгата «Седьмая пуля». Потом были еще картины, особенно понравился зрителям фильм-легенда «Сказание о Сиявуше».

Но самым кассовым фильмом, вызвавшим настоящий ажиотаж среди зрителей, стал первый отечественный боевик «Пираты ХХ века». Картина вышла в 1979 году, и всего за год ее посмотрели около девяноста миллионов человек. Аудиторию привлекал остросюжетный фильм с элементами каратэ и боевых искусств, а также талантливая игра актеров.

Боевик снимался по сценарию Станислава Говорухина. Режиссер Борис Дуров пригласил на съемки двух друзей Николая Еременко-младшего и Талгата Нигматулина. Последнему досталась роль пирата Салеха-Малыша. Исполнителя этого героя долго искали, но увидев Талгата на тренировке в спортивной школе Тадеуша Касьянова, у режиссера отпали всякие сомнения по поводу актера. Нигматулин и Еременко отказались от дублеров и каскадеров, все трюки они выполняли сами. После выхода картины Талгат год ездил по стране, общаясь со зрителями перед сеансом в провинциальных городах.

Через два года талантливый артист блестяще сыграл индейца Джо в кинофильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Потом еще были разные герои. Талгат не отказывался от эпизодических и второстепенных ролей. Ко всем он относился с ответственностью, выкладываясь на съемочной площадке целиком.

Например, в картине «Волчья яма» его герой Самат показан, как запутавшийся, наделавший много ошибок человек. Чтобы все исправить, он находит в себе силы вырваться из преступного мира.

Вступление в секту

Поклонники творчества Талгата Нигматуллина, его друзья и коллеги до сих пор недоумевают: что подвигло успешного артиста на вступление в секту Абая Борубаева и Мирзы Кымбытбаева? Впрочем, на закате советской эпохи многие представители творческой богемы увлекались модными в то время эзотерическими практиками, основанными на философии буддизма.
Известный российский журналист и биограф Федор Раззаков в своей книге «Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца», которая была издана в Москве в 2010 году, написал, что восточные духовные практики заинтересовали Талгата Нигматуллина в конце 70-х годов. Актер, серьезно занимавшийся карате и лично делавший все трюки в картине «Пираты ХХ века», доверился шарлатанам.
Абай Борубаев – основатель секты – был человеком предприимчивым, эгоистичным и обладал несомненным даром убеждения. Он родился в городе Фрунзе (современное название – Бишкек) Киргизской ССР в обеспеченной и влиятельной семье. Отец Абая долгие годы работал главным редактором республиканского издания. Получив диплом экономиста и немного поработав по комсомольской линии, будущий аферист задумался о более перспективном и выгодном занятии.
Мирза Кымбытбаев – самопровозглашенный экстрасенс и народный целитель из Каракалпакии. Он несколько раз обвинялся в тунеядстве. На жизнь зарабатывал тем, что «лечил» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к биоэнергетике.
В середине 70-х годов эти двое встретились и решили объединить усилия. 33-летний Абай Борубаев взял на себя организационные моменты и популяризацию секты, а 48-летний Мирза Кымбытбаев выступал в роли просветленного духовного учителя, обладающего мистическими знаниями и даром целителя. Свою секту они назвали «Четвертый путь» и продвигали в народ причудливую смесь эзотерики и дзен-буддизма – «новое учение».
Дело пошло. К лже-экстрасенсу стали приезжать люди из других городов и республик СССР, ведь благодаря своей предприимчивости и смекалке Борубаев сумел выстроить эффективный бизнес. Он узнавал информацию о людях, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем Кымбытбаев поражал людей своим «провидением».
Справедливо полагая, что большие деньги можно заработать в Москве, в начале 80-х годов Абай и Мирза отправились в столицу, чтобы привлекать новых адептов. Представителям творческой интеллигенции, находившимся в тот период в духовных поисках, аферисты умело врали. Борубаев выдавал себя за ученого, изучающего экстрасенсорные способности Кымбытбаева. На их удочку попались многие известные писатели, журналисты, художники, артисты.
Как человек эгоистичный и самовлюбленный, Абай придумал ряд ритуалов духовного очищения и просветления, унижающих достоинство учеников. Себя он называл Учителем и требовал от людей, поверивших ему, беспрекословного подчинения. Нигматуллин, как и другие члены секты, просил подаяние на улице, одевшись в рубище, поскольку Борубаев сказал ему, что это поможет личностному росту актера.
Секта быстро разрослась, вскоре ее филиалы открылись по всему СССР – в Вильнюсе, Таллинне, Киеве, Риге и других крупных городах. А Талгат настолько увлекся лже-учением аферистов, что посвятил им свой режиссерский дебют – короткометражный фильм «Эхо».
Сын известного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из своих интервью пояснил, что секту его отец вступил, потому что находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства.

Биография

Детские годы

Талгат Кадырович Нигматулин родился 5 марта 1949 года в татарско-узбекской семье. Согласно наиболее распространённой версии, Талгат Нигматулин родился в городе Кызыл-Кия Ошской области Киргизской ССР, однако существует версия, согласно которой он родился в столице Узбекской ССР городе Ташкенте, а в Кызыл-Кию семья Нигматулиных переехала, когда Талгату было около года. Во всех своих немногочисленных интервью сам Талгат Нигматулин всегда говорил, что он родился в Ташкенте. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтёром. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги ещё подростком, работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьёзными травмами. Однажды в пионерском лагере девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слёз. Тогда он поклялся сделать своё тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и лёгкой атлетикой, а позже карате. Решил, что пригодится и русский язык. Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, удивлялись тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал два тома «Войны и мира».

Образование

Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссёром. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства. Атлетичного и подвижного юношу туда охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся борьбой и даже получил разряд.

Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре».

Во ВГИКе Нигматулин учился вместе с другими будущими звёздами: Николаем Ерёменко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями — Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук.

Творчество

В 1971 году, окончив ВГИК, Талгат Нигматулин поехал в Ташкент и стал актёром киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (), «Встречи и расставания» (), «Сказание о Сиявуше» Производства Таджикфильма().

Другая грань творчества Нигматулина не так хорошо известна широкой публике — Талгат писал рассказы и стихи. Всё свободное время актёр проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Именно он является автором слов известной песни «Русские берёзы».

Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичюс. В одном из интервью Нигматулин сказал: «Этому замечательному режиссёру я многим обязан и в жизни, и в творчестве». В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы.

Если первые роли Талгата Нигматулина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Ерёменко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике — «Пираты XX века». На съёмки этого фильма Талгата и Николая Ерёменко-младшего пригласил режиссёр Борис Дуров. Актёры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублёров и каскадёров. Но все неудобства, связанные со съёмкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, зрители ходили на фильм по многу раз.

Личная жизнь

Во ВГИКе Талгат Нигматулин сблизился с Ириной Шевчук. Молодые люди учились в одном институте и часто общались. Пару лет Ирина и Талгат состояли в романтических отношениях. Но в силу возраста расстались, так как к семейной жизни оказались не готовы. После окончания учебного заведения Шевчук стала Заслуженной артисткой Украинской ССР.

Ирина Шевчук и Талгат Нигматулин

В 70-х годах в Ташкенте Нигматулин познакомился с Ларисой Кандаловой, некогда участницей вокально-инструментального коллектива «Ялла». Судьба свела их в компании общих друзей. Кандалова стала первой женой актера и родила дочь Урсулу в 1976 году. Эти отношения тоже оказались недолговечными.

Халима Хасанова с сыном Саидом Нигматулиным

После брака с Ларисой Кандаловой Нигматулин семь лет прожил с Халимой Хасановой. Этот союз так и останется самым длительным в жизни актера. Их совместный сын Саид 1980 года рождения стал актером драматического театра и кино, пойдя по отцовским стопам. С Халимой после долгих лет совместной жизни Талгат разошелся.

Последняя и самая сильная любовь Талгата Нигматулина – коллега Чолпан (Венера) Ибрагимова. Актеры встретились на съемочной площадке «Провинциального романа» и больше не расставались. Тогда Нигматулину исполнилось 33 года, а Венера была младше на 14 лет.

Талгат Нигматулин и Венера Ибрагимова

К 19-летней актрисе Талгат Кадырович на очередные съемки фильма с ее участием приехал на «Москвиче», забив автомобиль цветами. Прямо с работы актер повез возлюбленную в ЗАГС.

Поклонник Брюса Ли, Нигматулин решил назвать совместную с Венерой дочь Линдой в честь жены знаменитого зарубежного актера. Кроме того, такое же имя носила жена Пола Маккартни – любимого артиста Ибрагимовой. Девочка родилась в 1983 году.

Линда Нигматулина, дочь Талгата Нигматулина

Линда Нигматулина, как и отец, всю жизнь упорно трудилась. Дочь легенды пробивала дорогу в актерское будущее. Несмотря на известность отца, получить роль в первом фильме Линде оказалось непросто, однако теперь ее фильмография обширна.

Личная жизнь

Во ВГИКе Талгат Нигматулин сблизился с Ириной Шевчук. Молодые люди учились в одном институте и часто общались. Пару лет Ирина и Талгат состояли в романтических отношениях. Но в силу возраста расстались, так как к семейной жизни оказались не готовы. После окончания учебного заведения Шевчук стала Заслуженной артисткой Украинской ССР.

Ирина Шевчук и Талгат Нигматулин

В 70-х годах в Ташкенте Нигматулин познакомился с Ларисой Кандаловой, некогда участницей вокально-инструментального коллектива «Ялла». Судьба свела их в компании общих друзей. Кандалова стала первой женой актера и родила дочь Урсулу в 1976 году. Эти отношения тоже оказались недолговечными.

Халима Хасанова с сыном Саидом Нигматулиным

После брака с Ларисой Кандаловой Нигматулин семь лет прожил с Халимой Хасановой. Этот союз так и останется самым длительным в жизни актера. Их совместный сын Саид 1980 года рождения стал актером драматического театра и кино, пойдя по отцовским стопам. С Халимой после долгих лет совместной жизни Талгат разошелся.

Последняя и самая сильная любовь Талгата Нигматулина – коллега Чолпан (Венера) Ибрагимова. Актеры встретились на съемочной площадке «Провинциального романа» и больше не расставались. Тогда Нигматулину исполнилось 33 года, а Венера была младше на 14 лет.

Талгат Нигматулин и Венера Ибрагимова

К 19-летней актрисе Талгат Кадырович на очередные съемки фильма с ее участием приехал на «Москвиче», забив автомобиль цветами. Прямо с работы актер повез возлюбленную в ЗАГС.

Поклонник Брюса Ли, Нигматулин решил назвать совместную с Венерой дочь Линдой в честь жены знаменитого зарубежного актера. Кроме того, такое же имя носила жена Пола Маккартни – любимого артиста Ибрагимовой. Девочка родилась в 1983 году.

Линда Нигматулина, дочь Талгата Нигматулина

Линда Нигматулина, как и отец, всю жизнь упорно трудилась. Дочь легенды пробивала дорогу в актерское будущее. Несмотря на известность отца, получить роль в первом фильме Линде оказалось непросто, однако теперь ее фильмография обширна.

Такие люди в постели не умирают

За непослушание актера били пятеро, среди которых, как поговаривают, был даже один известный московский каратист – так же из числа «спецназа» духовного наставника Абая. Но даже такому численному перевесу противника Талгат мог попытаться противопоставить свои навыки в области рукопашного боя. Однако, почему человек, способный одним ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел, не издал ни звука, позволяя все более распалявшимся мучителям избивать себя всю ночь и последующие полдня, так и остается загадкой до сих пор.

Когда пришла помощь, было уже поздно — смерть наступила от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». Медики, обследовавшие тело актера, даже удивлялись – как он еще мог прожить столько времени, получив больше сотни ран, переломов и ушибов, из которых, как минимум, треть могли оказаться смертельными. А тело Талгата было так изуродовано, что тогдашняя супруга актера Венера приняла решение о его кремации.

Уже после гибели Талгата Нигматулина, версий о причинах его гибели ходило масса. Одни говорили про наркотики, другие про то, что духовные наставники «Четвертого пути», на самом деле, могли обладать какими-то способностями, с помощью которых превращали своих учеников в подобие зомби, послушно исполняющих все приказы. Только почему Талгат отказался выбивать деньги из непокорных, если был зомбирован, но при этом, предположительно, не нанес ни единого ответного удара при нападении на него пятерых противников, из которых большая часть, в том числе, сами наставники, отнюдь бойцами не были?

О каком-то умственном затмении говорят испытания, которым Абай подвергал Нигматулина все время его пребывания в секте: «учитель» при всех плевал в стакан и заставлял актера выпить, тот выпивал. Приказывал Талгату идти просить милостыню на общее дело, тот безропотно шел – хотя сам зарабатывал в то время весьма неплохо.

Но где-то зомбирование не сработало, если актер в последний момент отказался выбивать деньги из людей – а такое непослушание большой удар по репутации «учителя». Не наказать Талгата было нельзя. Но и версия о зомби, всего лишь одна из версий. Тем не менее, вся эта история до сегодняшних дней окутана тайной. Кроме самого факта гибели актера, да больших тюремных сроков всем участникам смертельного избиения, включая «наставников».

Сам по себе Талгат Нигматулин не успел стать настоящей суперзвездой советского кино, погибнув в возрасте 35 лет. Но его киносцены в стиле кумира большинства советской молодежи (и его тоже) Брюса Ли многих приводили в экстаз. Тем более, в то время Брюса Ли можно было найти разве что на плакатах – а тут свой живой (и немножко внешне похожий) прямо перед тобой на экране…

Самая первая любовь актера Ирина Шевчук много позже вспоминала: «У таких, как он, возможны только два варианта: жить вечно, или уйти на пике. Трюки выполнял всегда сам, лез в самое пекло, с ним постоянно могло случиться, что угодно…». В общем, был из той породы людей, которые не умирают в постели… Просто жаль, что так рано и так много не сделав…

Читайте нас первыми — добавьте сайт в любимые источники.

Талгат Нигматулин: жертва секты

  • Убит: 11 февраля 1985 года в Вильнюсе
  • Причина смерти: избиение группой людей
  • Возраст на момент убийства: 36 лет

Больше всего Талгата Нигматулина, популярного советского актера с узбекско-татарскими корнями, знают по знаменитому боевику «Пираты ХХ века», где он сыграл одного из главных отрицательных персонажей – пирата Салеха. 

Как рассказывали близкие к актеру люди, он всегда очень торопился жить и все вкушал по полной. Слабый от рождения, он решил сделать свое тело красивым – занялся бальными танцами и легкой атлетикой, а позже – карате и борьбой, был чемпионом Узбекистана. 

Решив, что он будет кинорежиссером, мальчик выучил неродной ему русский язык, на котором говорил идеально. Талгат Нигматулин поступил во ВГИК со второго захода на курс Герасимова и Макаровой, где его однокурсниками были сразу три знаменитые Натальи – Белохвостикова, Бондарчук и Гвоздикова. Там же он подружился с Николаем Еременко, с которым после сыграл в «Пиратах ХХ века». 

Всего Нигматулин снялся в двух десятках фильмов и был по-настоящему популярен, став для режиссеров эдаким советским Брюсом Ли. У него получалось абсолютно все, что он задумывал. Единственной ахиллесовой пятой Нигматулина было участие в секте. 

Актер с начала 80-х состоял в секте псевдоученого Абая Борубаева, которого называл Учителем. О том, какими методами аферисту Борубаеву удавалось пудрить мозги многим умным людям, рассуждать не будем. Достаточно того, что сам Талгат Нигматулин называл Учителя – «Христом на земле».

В роковой для него 1985 год Нигматулин в силу занятости не поддерживал отношений с Абаем и не знал, что часть его учеников и апостолов перестала ему доверять и секта стала разваливаться. Для того чтобы проучить отступников, которых особо много оказалось в Прибалтике, Абай отправился в Вильнюс и туда же вызвал Нигматулина, сказав по телефону, что ему срочно требуется помощь ученика. И актер отправился на зов. Уже приехав в Вильнюс, Нигматулин все еще не понимал, что Учитель хочет использовать его, как бойцовского пса. Поэтому, когда Абай сказал ему бить отступников, тот отказался, чем нарушил планы Учителя. 

Они вместе вернулись на место дислокации Абая в Вильнюсе, и там Учитель отдал приказ бить предателя. Пятеро сектантов избивали его жестоко на протяжении восьми часов. В последствии на теле покойного было обнаружено 119 ран, из них 22 – в области головы. Многие задаются вопросом, как обладатель черного пояса по карате дал себя забить насмерть пусть разъяренными, но непрофессионалами. Люди из окружения актера объясняют это тем, что он вначале не сопротивлялся, потому что верил своему Учителю даже тогда, когда тот приказал его бить. А когда понял, что происходит, у него уже просто не оказалось сил сопротивляться. 

Смерть актера Юрия Каморного (слева) оставила после себя много вопросов

Зоя Федорова: актрису погубили бриллианты

  • Убита: 10 декабря 1981 года в Москве
  • Причина смерти: выстрел в голову
  • Возраст на момент убийства: 71 год

Звездный час знаменитой советской актрисы Зои Федоровой пришелся на 30-е годы, когда она снялась в фильме «Подруги» вместе с Яниной Жеймо и Ириной Зарубиной. В 40-х роскошная блондинка Федорова дважды стала лауреатом государственных премий СССР: в 1941-м – за участие в фильме «Музыкальная история» и в 1942-м – за участие в фильме «Фронтовые подруги». 

Хотя большая часть зрителей помнит эту актрису по фильму «Свадьба в Малиновке» (1967) и «Москва слезам не верит» (1979), где Федорова сыграла крошечную роль вахтерши общежития. 

Судьба была к актрисе сурова. Говорят, что за красавицей ухлестывал сам Берия, и когда получил отказ, сделал все, чтобы стереть ее с лица земли. В результате Зоя Федорова с 1946 по 1955 годы провела в лагерях по обвинению в шпионаже.

В дальнейшем актерская карьера актрисы не задалась. Зато она весьма удачно начала торговать антиквариатом и бриллиантами, чему способствовало ее близкое знакомство с дочерью генсека Галиной Брежневой.

В 1981 году Зоя Федорова решила эмигрировать в США к дочери. Однако 10 декабря 71-летняя женщина была убита в собственной квартире на Кутузовском проспекте выстрелом в затылок. 

Судя по тому, что следов взлома милиция не обнаружила, актриса была в домашней одежде, а на столе присутствовало две тарелки с десертом и чай, она принимала хорошо знакомого человека. Вот только следствию так и не удалось выяснить, кто был у нее в гостях и кто в результате выстрелил ей в затылок. При этом незадолго до смерти Федорова сказала по телефону дочери: «Меня скоро убьют»

По слухам, актриса имела связь с так называемой бриллиантовой мафией, в состав которой входили родственники больших советских чиновников. И убита была именно из-за бриллиантов. Хотя сама Зоя Алексеевна при жизни часто говорила: «Если со мною что-то случится – знайте, что все это – дело рук КГБ».

Одна из последних ролей Андрея Панина – Доктор Ватсон в сериале «Шерлок Холмс»

Сближение с Абаем и Мирзой

Через все это прошел и Талгат. Его родственники не понимали такого увлечения, считали его слишком самодостаточным человеком для этого. Возможно, причина была в тяге актера к восточной философии, так или иначе, он вступил в секту и близко сошелся с людьми, стоящими в ее главе.

Больше мечтавший стать режиссером, чем актером, Талгат, наконец, нашел средства на производство фильма «Эхо» (другое название «Прощание»). Картина позиционировалась как высоко-восточно-психологическая драма. В сюжете рассказывалось о солдате, который после войны оказался единственным вернувшимся в свой аул. Узнав, что кроме него никто не выжил, он не захотел жить в своем поселке.

Официально картина имела продолжительность всего в 10 минут, хотя существует версия, что изначально она длилась не менее часа. Главные роли в ней сыграли Борубаев и Кымбатбаев. Первый был в роли солдата, второй сыграл его отца. Ни друзья, ни кинопроизводственная среда не поняли фильм и приняли его достаточно холодно. Сейчас лента отовсюду изъята, не представляется возможным ее найти.

КЛАДБИЩЕ ТЩЕСЛАВИЯ

В Москве Абай первым делом стал водить Мирзу по своим знакомым. В их числе оказался преподаватель авиационного института Владимир Пестрецов и его студенты. Вот как описывал встречу с Мирзой один из них, Гриша Бушмакин: «Я был в гостях у Пестрецова. Вижу, входит странный пожилой азиат. Одежда в заплатках, на шее — бусы с колокольчиками. Целовал нам руки. Вышел, бормоча с акцентом: «Хороший ребята, хороший Москва». Пестрецов тут же спросил наше мнение о нем. Каждый сказал что-то восторженное. Я, не желая отстать, тоже что-то придумал».

Бушмакин был не единственным, кто «не желал отстать». Слава Мирзы росла, а вместе с ней и слава Абая, представлявшегося переводчиком новоявленного экстрасенса. Скоро вокруг авантюристов образовался круг последователей — преподавателей столичных вузов (в основном женщин с неустроенной личной жизнью), ученых и студентов.

Сначала общение сводилось к бесконечным туманным разговорам и распитию водки, которую Абай называл «чистой энергией». Затем предприимчивая парочка стала обещать своим слушателям чудеса, которые можно увидеть на родине Мирзы, в киргизском городке Бируни.

Заинтриговав московскую публику, компаньоны вернулись в Среднюю Азию, где основали подобие дзен-буддийского монастыря. Там они вскоре начали принимать посетителей из Ташкента, Москвы, Ленинграда, Вильнюса. Экстрасенс обещал излечить своих учеников от всех болезней и раскрепостить их. И, что самое интересное, у него получалось! Методы, которыми пользовались Мирза и Абай, были, как правило, придуманы ими самими.

Приведем два свидетельства. Венера Нигматулина: «Мирза отправлял людей на рынок в Ош заниматься дервишизмом, то есть просить милостыню. Люди проходили через жуткое унижение». Елена Ивашина, лектор МГУ, на допросе после убийства Талгата: «Мирза посадил меня на пол в своем доме и кормил хлебом с рук, отламывая его по кусочку. Никто так не обращался со мной до тех пор! Потом я стала ему говорить о своей жизни, о том, как мне страшно, о судьбе. И меня осенило: я стала передатчиком его мыслей! Он внушал, а я говорила. Потом начался энергообмен». В ответ на просьбу уточнить, что имеется в виду, Ивашина уточняет: «Он овладел мной».

Практиковались и другие методы: омовение голышом в мелком арыке на глазах у всей деревни, групповой секс и даже похороны! Всех желающих раскрепоститься закапывали в гробах на кладбище Султан-Баба и оставляли на несколько часов (жертва не знала, когда ее выкопают). Для дыхания была предусмотрена трубка.

Разумеется, советским гражданам, полузадушенным моральным кодексом, это не могло не нравиться: переживая новый опыт, пусть даже негативный, они действительно раскрепощались. А после, уезжая от Мирзы, оставляли ему все деньги и ценности, имевшиеся в наличии. Абай эту практику поощрял и говорил, что деньги пойдут на открытие института изучения человека. Что могло привести в эту компанию Талгата — всенародного любимца, окруженного славой и поклонницами? Ему было просто интересно…

Гибель

В начале 1985 года члены вильнюсского филиала решили отделиться от секты, перестав платить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман Абаю и Мирзе. Аферисты собирали деньги с адептов, обещая открыть Институт изучения человека, который якобы раздвинет границы между наукой и экстрасенсорикой.
Отказ одного из филиалов мог пагубно отразиться на бизнесе, поэтому Борубаев, Кымбытбаев и несколько их последователей отправились в столицу Литвы. Они собирались наказать отступников. Позвали с собой и Нигматуллина.
Абай потребовал от него, чтобы Талгат, занимавшийся карате, участвовал в рэкете. Руководители секты и несколько крепких ребят ходили по домам бывших адептов, угрожая им и требуя денег. Известный актер отказался этим заниматься. Факт неподчинения вывел лже-учителя из себя. Масла в огонь подлила и банальная зависть: за месяц до поездки в Вильнюс вышел очередной номер журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматуллина. Абай тоже хотел славы и признания, его это сильно задело.
Решив преподать урок «зарвавшейся и обнаглевшей знаменитости», Борубаев приказал своим последователям избить Талгата. Произошло это вечером 10 февраля 1985 года на квартире литовского художника Андрюса Калинаускаса по адресу: Вильнюс, улица Ленина, дом 49.
По информации писателя Федора Раззакова, в избиении участвовали: сам Абай, титулованный московский тренер-каратист Владимир Пестрецов и двое его учеников. Актер не сопротивлялся, он думал, что Учитель остановит своих последователей, убедившись в его покорности. Но этого не произошло. Сектанты вошли в раж.
Обеспокоенные шумом, соседи художника А.В. Калинаускаса ночью вызвали милицию, но потерявшего сознание Талгата преступники спрятали в ванной, а хозяйка квартиры сказала сотрудникам органов, что они просто отмечают защиту диссертации ее мужа в компании друзей. Милиция уехала. А избиение актера продолжилось. Он уже не мог сопротивляться.
Утром 11 февраля сектанты поняли, что перестарались. Они вызвали скорую помощь, а врачам сказали, что Нигматуллина кто-то сильно избил на улице, и он с трудом добрался до квартиры знакомых. Но медики им не поверили, ведь в подъезде не нашлось ни одной капли крови. А на теле Талгата они насчитали 119 повреждений, из которых 22 удара были нанесены в голову.
Сын покойного Саид Дашук-Нигматулин утверждает, что его отец умер в машине скорой помощи по пути в больницу.

Андрей Панин: несчастный случай или убийство

  • Убит: 6 марта 2013 года в Москве
  • Причина смерти: черепно-мозговая травма 
  • Возраст на момент убийства: 50 лет

Популярнейший актер Андрей Панин ушел из жизни в 2013 году, как говорится, на самом взлете. Несколько последних лет перед смертью он снимался очень активно – в год выходило по 4-5 проектов с его участием. Из последних стоит вспомнить отличный сериал «Шерлок Холмс», где Панин сыграл доктора Ватсона, и фильм «Гетеры майора Соколова». 

Андрей Панин был найден мертвым в своей квартире в Москве, где он не жил (вместе с семьей актер обитал в другой квартире), а периодически скрывался от социума, чтобы побыть в одиночестве. Андрей несколько дней не отвечал на звонки, поэтому его друг и партнер по бизнесу Геннадий Русин забеспокоился и пришел по известному адресу. Он обнаружил на полу среди разбросанных вещей бездыханное тело друга. 

Оперативники констатировали смерть от черепно-мозговой травмы, вызванной падением с высоты человеческого роста. Решили, мол, выпил лишнего, а в этом деле Панин был профессионалом, и неудачно упал. 

Тем не менее по факту смерти актера было возбуждено уголовное дело: полиция все же углядела признаки преступления со стороны второго лица, несмотря на то, что дверь была закрыта изнутри и следы посторонних лиц отсутствовали. 

Оперативников насторожил тот факт, что на голове Панина были странные ссадины, костяшки пальцев были сбиты, а в коленях нашли фрагменты стекла. Все говорило о том, что человек дрался и падал много раз. 

Но за восемь лет следствие с места не сдвинулось. Единственный, кто пытается узнать правду – это Геннадий Русин. Не так давно на одном из ток-шоу он рассказывал, что Панин, который постоянно искал возможность заработка помимо кино, сошелся незадолго до смерти с предпринимателями из Одессы, желающими начать нефтяной бизнес. Речь шла о вложении в их бизнес полумиллиона долларов и, скорее всего, из-за них в доме актера произошли разборки, стоившие ему жизни.

Юрий Каморный: ножи, алкоголь и милицейская пуля

  • Убит: 27 ноября 1981 года в Ленинграде
  • Причина смерти: выстрел из пистолета, пуля пробила бедренную артерию
  • Возраст на момент убийства: 37 лет

Скорее всего, имя актера никому ничего не скажет, но, когда видишь его портрет, то образ сразу навевает воспоминания. 

Юрий Каморный обладал благородной внешностью и тонкими чертами лица. Своей красотой он неуловимо был похож на Вячеслава Тихонова, но его карьера сложилась в разы хуже, чем у любимого народом Штирлица. 

Каморный начал сниматься еще в 60-х («Зося», «Освобождение», «Карантин»). В 70-х он снимался без остановки, иногда «делая» по четыре картины в год. Много играл военных, очень часто советские офицеры в его исполнении демонстрировали отменное владение холодным оружием, например, в военном экшене «Голубые молнии». Юрий Каморный, действительно, хорошо им владел и даже имел одну из лучших в Ленинграде коллекций так называемого «холодняка». 

Последней ролью Юрия Каморного стал фильм «Правда лейтенанта Климова» (1981) о морских советских офицерах. 

27 ноября 1981 года актер был убит сотрудником милиции в собственной комнате в ленинградской коммуналке при невыясненных обстоятельствах. Версий смерти Каморного две. Обе они начинаются с того, что соседи по коммуналке, заслышав в комнате звезды кино женский крик, стали стучать к нему в дверь. 

Федор Раззаков в своей книге «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» писал, что соседи почему-то вызвали не милицию, а врача-нарколога. Видимо, Каморный страдал серьезными запоями. 

Врач прибыл с милиционером. Выломали дверь, девушка кричала, а Каморный в это время жонглировал у нее перед лицом двумя острыми ножами. После настоятельной просьбы уняться, милиционер якобы сделал два предупредительных выстрела в воздух, а после – пальнул актеру в ногу и попал в бедренную артерию. По другой версии, Каморный якобы приставил нож к горлу девушки, милиционер выстрелил и попал ей в ногу, а вторым выстрелом попал буяну в лоб. По одной версии – Юрий Каморный был пьян, а по другой – в крови алкоголя не было. 

В то же время ходят разговоры, что актера убили пулей из пистолета, которым не могли пользоваться сотрудники МВД, зато такие пистолеты были на вооружении у оперативных служб КГБ. В общем, с этой смертью связана какая-то тайна, разгадку которую мы так никогда и не узнаем. 

Сергей Шевкуненко начинал как актер-ребенок в «Кортике», а закончил криминальным авторитетом