Сюрреализм

Последние статьи

  •   Что известно про новую первую леди Великобритании, которую Борис Джонсон привёл на Даунинг-стрит ещё до свадьбы: Кэрри Саймондс сегодня, 13:10
  •   Какие украшения носят Ретана Литвинова, Анна Курниковa и другие российские знаменитости сегодня, 11:30
  •   О чём сожалеет Тамара Гвердцители: Потерянное счастье и человек, ради которого стоит жить сегодня, 10:15
  •   Как «Машина времени» изменила судьбу исполнителя хита «Чужая свадьба» Андрея Державина, и где сегодня кумир 1990-х сегодня, 08:56
  •   Кто такой Барабашка и чем он был знаменит в СССР 19.09.2021, 23:26
  •   12 свадебных фотографий-победителей конкурса: Самые трогательные моменты со всего мира 19.09.2021, 19:25
  •   6 знаменитостей, которые отказались от пластики и решили стареть естественно 19.09.2021, 17:46
  •   Как парикмахерша Мари Лаво стала «Королевой Вуду» и из тени управляла всем Новым Орлеаном 19.09.2021, 16:48
  •   За что в России обожают молодых китайских актёров: 5 самых красивых и талантливых знаменитостей из Поднебесной 19.09.2021, 15:07
  •   16 интересных идей, которые реализованы в Южной Корее и вполне пригодились бы россиянам 19.09.2021, 13:03

Все статьи

Общая характеристика сюрреализма, что это такое?

Сюрреализм в буквальном смысле переводится, как «сверхреальность» или «надреальность».

Это направление в живописи и литературе двадцатого века, характеризующийся стремлением отказаться от законов логики и максимальным полетом фантазии.

Ярчайшим представителем жанра по праву считается Дали. Но, собственно, он и его олицетворение. Кстати, именно Дали заявил, что нет ничего глупее, чем рисовать яблоко «как оно есть», тем самым категорически отрицая приверженность жизненной правде в картинах.

Это можно назвать главным правилом сюрреализма. Также Дали придумал «двойственные фигуры», когда элементы чего-то одного оказывались элементом другого.

В сюрреализме объект нельзя воспринимать буквально. Это эстетика абсурда. Но абсурда не как отсутствия смысла, а как наличия другого, скрытого смысла. «Сюрреалистом» в некотором смысле был и Льюис Кэролл, создавая «Алису в стране Чудес», хотя и жил задолго до его появления.

Но искажение реальности в картинах этих художников происходили не только от стремления к эпатажу. Главная цель жанра — духовное возвышение. Свобода в первую очередь от разума, в пользу бессознательного. Философские истоки сюрреализма можно найти в работах Зигмунда Фрейда и его теории психоанализа.

В особенности именно снам, как лучшему способу «отключить» сознание и обратиться к глубинам собственного бессознательного.

Сальвадор Дали образы своих картин во многом брал из собственных сновидений. Некоторые из художников прибегали к гипнозу, наркотикам или голоду для приближения к своему бессознательному.

Конечно, неправильно говорить о сюрреализме только как о жанре в живописи. Он проявляется как в литературе, так и в кинематографе. Проявлением сюрреализма в литературе можно считать роман Бориса Виана «Пена дней».

Кстати, и творчество российского писателя Виктора Пелевина можно считать представителем сюрреализма в русской литературе.

Сюрреализм проявляет себя в том числе и в музыке. В сюрреалистической музыке взаимодействуют разные формы и стили. Также она использует неожиданные звуковые аллюзии.

Также сюрреализм оставил свой след и в кинематографе. Авторы сюрреалистических фильмов как правило исследуют экзистенциальные ситуации.

Мир в таких фильмах балансирует между реальностью и сном. Нетрудно догадаться, что такие фильмы не для массового зрителя. Это, скорее, то, что называется артхаусное кино.

Сюрреализм — «Божественное безумие».

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из «до»-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов. Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир. Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из «до»-разумного, подсознательного начала. Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души

Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга

Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл. Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте. И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Художники сюрреалисты

Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски,  Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Сюрреализм в живописи
4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Художники сюрреалисты

Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Андре Массон, Аршил Горки, Бальтюс, Вангел Наумовски,  Вифредо Лам, Вольфганг Паален, Джорджо де Кирико, Жак Эроль, Жан Арп,Жоан Миро, Жорж Папазов, Здзислав Бексиньский, Ив Танги, Макс Эрнст, Ман Рэй,Мауриц Корнелис Эшер, Михаэль Сова, Октавио Окампо, Пауль Клее, Поль Дельво, Рауль Юбак, Ремедиос Варо, Рене Магритт, Франсис Пикабиа, Фрида Кало, Хедда Штерн, Хорхе Кастильо, Эрнст Фукс, Яцек Йерка.

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Сюрреализм в наше время глубоко проник в сценографию, дизайн, отразился во многих авангардных направлениях искусства.

Бессознательные страхи, комплексы, фантазии, глубинные переживания и экспрессия игнорируются. Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным.

Рене Магритт «Вероломство образов»

«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной — тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

В этом весь : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является — вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?

«Две тайны», 1966, Рене Магритт. Находится в частной коллекции

Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка — Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток — Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана — Это злостный вредитель спине».

Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не банановая кожура» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не молоток» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не черепица»

Техники и философия

Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается реальность и вымысел, галлюцинация, сон.

Текстурирование

Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например, дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.

Декалькомания

Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.

Соскабливание

Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.

Фьюмаж

Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.

Коллаж

Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.

Чертеж

Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного план и соблюдения правил.

Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.

Подробное описание стиля

Новый по содержанию и идейной направленности стиль проник в живопись 40-х годах XIX столетия. Его родиной стала Франция. Стремление творческих людей переосмыслить действительность, в которой они живут, говорить о ней, затронула все сферы жизни существовавшего в тот период общества.

Это был век стремительных изменений во всех сферах жизни и послуживших толчком для становления нового, реалистического стиля в искусстве. На становление реализма в живописи оказало свое влияние и возникновение фотографии, породившей новый вид искусства. Термин «реализм», как название нового стиля, дал литературный критик Шанфлёри в 50-е годы того же столетия. Художник Курбе так определил для себя задачу, которую ставит реализм перед искусством: «Запечатлеть нравы, идеи и облик эпохи, согласно моей оценке».

Реализм XIX века не ставил ограничений ни в выразительных средствах, ни в тематике. Живописцы имели возможность изображать все, что видели вокруг себя. Но наибольший интерес представляли картины, написанные на злободневные темы.

Из Франции стиль охватил другие страны, где он приобрел основные черты:

  • в России — передвижничество;
  • в Италии — стиль получил название веризма маккьяйоли,
  • в Австралии — Гейдельбергская школа (Т. Робертс, Ф. Маккаббин),
  • в США — Школа мусорного ведра (Э. Хоппер).

В противовес грубой и рационалистичной живописи в начале ХХ века возникла живопись экспрессивная. Последователи экспрессионизма стремились передать эмоциональное, чувственное восприятие. И поскольку это течение в искусстве возникло в период первой мировой войны, то преобладающей эмоцией стали боль, крик, отчаяние, страх.

Виды

Реализм в искусстве также разделился на отдельные виды, определявшиеся тематикой изобразительными средствами и признаками.

Социалистический

Социалистический реализм как стиль в искусстве был утвержден на Первом общесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся в 1934 году. Перед деятелями литераторами и художниками ставилась задача воспитывать людей в духе социалистической идеологии через правдивое и конкретное изображение действительности.

На том же съезде были провозглашены принципы соцреализма:

  • народность,
  • жизненная правда,
  • партийность,
  • конкретность,
  • критический реализм,
  • социалистический гуманизм.

Произведения социалистического реализма должны быть наполненными жизнеутверждающим пафосом.

Наиболее заметные и известные полотна, созданные в стиле соцреализма:

  • Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 год
  • «Ленин в Смольном» (1930) Исаака Бродского
  • «Оборона Севастополя» (1942) А. Дейнеки

На полотнах, написанных в стиле социалистического художественного реализма, доминируют яркие краски. Художники были обязаны показывать прекрасное настоящее советских людей.

Критический реализм

Критическим реализм был назван потому, что на начальном этапе своего становления живописцы и литераторы изображали действительность с негативных позиций, говоря о том, насколько нелегко живется простому народу. Критический реализм в литературе представляли Оноре де Бальзак, Джордж Элиот, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне.

Из художников представителями критического реализма были:

  • Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция),
  • А. Менцель и М. Либерман (Германия),
  • М. Мункачи (Венгрия);
  • В.Г. Перов, Н. Ге, Крамской (Россия).

Просветительский

Просветительский реализм – это самое раннее направление реализма. Оно возникло в VIII веке. Идеологами просветительского реализма явились Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гёте, Д. Дефо, Д. Фонвизин

Суть этого направления заключается в том, что авторы поступки людей и явления общественной жизни делили на разумные и не очень. Исходя из подобной классификации, все положительные герои обладали глубоким умом, талантами, были образованы. А отрицательные воплощали в себе варварские черты, неразумность, отсталость. Основатели просветительского реализма приблизили искусство к современной для своей эпохи, жизни, говорили и писали о том, что волновало их современников.

Просветительский реализм в живописи отразился в творчестве У. Хогарта Ж. Б. Шардена.

Классический

Классический реализм возник в ХХ столетии. В нем сочетаются элементы неоклассицизма и реализма, присущие XIX столетию. Стиль высоко ценит мастерство и красоту изображаемых фигур.

Его последователи рассматривает мир как единый, живой организм, в котором все связано друг с другом, и состояние одного его элемента влияет на состояние другого. Классический реализм впитал в себя традиции классицизма, реализма и импрессионизма. Это все-таки художественный реализм, поскольку изображаемые предметы и явления опираются на представления творца предмета искусства.

Классические художники избегают использовать фотографии и прочие средства механического изображения. Они применяют методы, введенные в живопись импрессионистами и художниками академической школы.

Магический

Магический реализм, он же мистический – это симбиоз действительности и сверхъестественного. Например, в литературе это произведения Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Основные черты этого стиля:

  • Контраст прошлого с настоящим, конфликт астрального мира с физическим, и взаимодействие реально существующих героев друг с другом.
  • Потусторонние явления не понятны, не объясняются, но и не оспариваются автором.
  • Присутствие в произведении мистических образов и магических символов.

Наиболее значимые художники этого стиля – Эндрю Уайет, Марк Шагал, Рене Магритт.

Слово «Сюрреализм» придумал Гийом Аполлинер

Термин «сюрреализм» был придуман французским писателем и искусствоведом Гийомом Аполлинером. Парад — балет с музыкой французского композитора и пианиста Эрика Сати. Аполлинер описал Парад как «своего рода сюрреализм», когда он написал программную заметку в 1917 году, придумав таким образом термин за 3 года до появления сюрреализма как движения в Париже. Он также использовал слово «сюрреализм» для описания своей пьесы «Грудь Тиресии», премьера которой состоялась в 1917 году

Аполлинер также признал важность произведений французского философа и писателя маркиза де Сада, который до этого оставался в безвестности, но продолжал оказывать значительное влияние на сюрреалистов. Сюрреалисты восхищались маркизом де Садом как одним из их предшественников

Гийом Аполлинер считается одним из прародителей сюрреализма.

Балет парад Пабло Пикасо

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Рене Магритт

Еще один из известнейших авторов, работавших в стиле сюрреализм, — бельгийский художник Рене Магритт. Он достиг такой популярности благодаря своеобразному подходу к стилю: сюрреализм, в котором Магритт писал картины, называют парадоксальным. Изображения, прекрасные в своей ясности и простоте, в то же время провоцируют тревожные мысли; это только на первый взгляд кажется, будто они ничего под собой не скрывают.

Магритт обладал талантом увидеть простую, обыденную вещь и придать ее образу нечто таинственное и мифическое. Он терпеть не мог психоанализ в живописи, его работы можно назвать скорее философско-поэтическими. Художник стремился избегать отвлекающих факторов, используемых в большей части современной живописи, и придерживался изобразительной техники, которая четко определяла содержание его картин.

Ключевым элементом творчества Магритта можно назвать мужчин в котелках, которые очень часто появляются на его картинах. Их часто интерпретируют как автопортреты художника, хотя их можно рассматривать и как банальные источники его вдохновения, которые, как известно, находятся вокруг нас в самых обыденных мелочах.

«Влюбленные» (1928)

На этом популярном произведении живописи в стиле сюрреализм изображена целующаяся пара, лица которой полностью обернуты белой тканью. Магритт довольно часто оставлял комментарии к своим работам, однако эта осталась без авторского объяснения. Отсюда и происходит множество самых разных интерпретаций, которые выдвигают арт-критики и поклонники художника.

Распространенные версии — «Любовь слепа», «От любви теряют голову», которые, однако, кажутся слишком банальными. Специалисты считают, что это попытка двух людей победить отчуждение, которое они чувствуют по отношению друг к другу, но им не удается это сделать даже в момент близости. Существует и версия о том, будто все люди — загадки друг для друга, даже влюбленные.

«Сын человеческий» (1964)

На этой картине изображен мужчина, одетый в пальто и шляпу; за его спиной мы видим каменную стену, которая обрывается и открывает вид на синее небо, облака и бескрайнее море. Лицо мужчины закрывает словно бы зависшее в воздухе зеленое яблоко.

Исходя из названия произведения живописи, «Сын человеческий», можно сделать предположение о ее значении: несмотря на то, что на ней изображен современный деловой человек, он все равно остается сыном Божьим и, подобно Адаму, способен поддаваться земным искушениям, которые и символизирует яблоко, подобно плоду с древа познания.

Сюрреализм в живописи

Польский художник и фотограф Здзислав Бексиньский (Zdzisław Beksiński)

В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют «трудно уместные вместе» предметы.

Однако, даже если они и могут быть «трудно уместные вместе», сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.

Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.

Художники-сюрреалисты:

  • Сальвадор Дали;
  • Жоан Миро;
  • Леонора Каррингтон;
  • Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
  • Рене Магритт.

Поток сознания и достоверность невозможного

Сюрреалисты-художники придерживались двух основных концепций.

Первая заключалась в бессознательном и автоматическом создании картин, порой вообще без осознанного участия художника. Сюрреалист Макс Эрнст (1891–1976), например, так описывал изобретенную им методику: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее <…> над лежащим холстом».

Другой представитель этого направления, Жоан (Хуан) Миро (1893– 1983), создавал полотна, близкие к абстракционизму. Они представляли собой набор произвольных линий и пятен.

Самый известный сторонник второй концепции сюрреалистической живописи — Сальвадор Дали (1904–1989), считавший, что на холст следует как можно тщательнее переносить образы из собственного подсознания.

Работы Дали отличаются точной передачей перспективы и умелой игрой со светотенью. Именно талант и мастерство художника, а не только его фантастические творения, порой отталкивающие, а порой юмористические, сделали Дали одним из самых известных сюрреалистов XX века.

Дали заявлял: «Сюрреализм — это я!», но при этом никогда не останавливался на каком-либо одном найденном приеме. Художников, пренебрегающих тонкостями художественного мастерства, он считал скорее ленивцами, чем гениями.

Многие художники, творившие в стиле сюрреализма, например мексиканка Фрида Кало (1907–1954), часто обращались к сказочным, фольклорным, мифологическим мотивам и образам.

Гюстав Моро «Фаэтон» (1878) Этот художник оказал большое влияние на сюрреалистов