Contents
История наблюдений
Крабовидная туманность как остаток сверхновой SN 1054
Интерес Гиппарха к неподвижным звёздам, возможно, был вдохновлён наблюдением сверхновой звезды (по Плинию). Наиболее ранняя запись, которая идентифицируется как запись наблюдений сверхновой SN 185, была сделана китайскими астрономами в 185 году нашей эры. Самая яркая известная сверхновая SN 1006 была подробно описана китайскими и арабскими астрономами. Хорошо наблюдалась сверхновая SN 1054, породившая Крабовидную туманность. Сверхновые звёзды SN 1572 и SN 1604 были видны невооружённым глазом и имели большое значение в развитии астрономии в Европе, так как были использованы в качестве аргумента против аристотелевской идеи, гласившей, что мир за пределами Луны и Солнечной системы неизменен. Иоганн Кеплер начал наблюдение SN 1604 17 октября 1604 года. Это была вторая сверхновая, которая была зарегистрирована на стадии возрастания блеска (после SN 1572, наблюдавшейся Тихо Браге в созвездии Кассиопеи).
С развитием телескопов сверхновые звёзды стало возможно наблюдать и в других галактиках, начиная с наблюдений сверхновой S Андромеды в Туманности Андромеды в 1885 году. В течение двадцатого столетия были разработаны успешные модели для каждого типа сверхновых и понимание их роли в процессе звездообразования возросло. В 1941 году американскими астрономами Рудольфом Минковским и Фрицем Цвикки была разработана современная схема классификации сверхновых звёзд.
В 1960-х астрономы выяснили, что максимальная светимость взрывов сверхновых может быть использована в качестве стандартной свечи, следовательно, показателя астрономических расстояний. Сейчас сверхновые дают важную информацию о космологических расстояниях. Самые далёкие сверхновые оказались слабее, чем ожидалось, что, по современным представлениям, показывает, что расширение Вселенной ускоряется.
Были разработаны способы для реконструкции истории взрывов сверхновых, которые не имеют письменных записей наблюдений. Дата появления сверхновой Кассиопея A определялась по световому эху от туманности, в то время как возраст остатка сверхновой RX J0852.0−4622 оценивается по измерению температуры и γ-выбросов от распада титана-44. В 2009 году в антарктических льдах были обнаружены нитраты, соответствующие времени взрыва сверхновой.
Остаток сверхновой SN 1987A, снимок телескопа «Хаббл», опубликованный 19 мая 1994 года
23 февраля 1987 года в Большом Магеллановом Облаке на расстоянии 168 тыс. световых лет от Земли вспыхнула сверхновая SN 1987A, самая близкая к Земле, наблюдавшаяся со времён изобретения телескопа. Впервые был зарегистрирован поток нейтрино от вспышки. Вспышка интенсивно изучалась с помощью астрономических спутников в ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазонах. Остаток сверхновой исследовался с помощью ALMA, «Хаббла» и «Чандры». Ни нейтронная звезда, ни чёрная дыра, которые, по некоторым моделям, должны находиться на месте вспышки, пока не обнаружены.
22 января 2014 года в галактике M82, расположенной в созвездии Большая Медведица, вспыхнула сверхновая звезда SN 2014J. Галактика M82 находится на расстоянии 12 млн световых лет от нашей галактики и имеет видимую звёздную величину чуть менее 9. Данная сверхновая является самой близкой к Земле, начиная с 1987 года (SN 1987A).
В апреле 2018 года английскими учёными из Саутгемптонского университета Британского королевского астрономического общества на конференции EWASS (Европейская неделя астрономии и космических исследований (англ.)русск.) были озвучены данные о возможном открытии в ходе своих наблюдений нового, до сих пор неизученного, третьего типа сверхновых. Во время этих наблюдений, в рамках программы Dark Energy Survey Supernova Programme (DES-SN), были зафиксированы 72 кратковременные вспышки с температурой от 10 до 30 тыс.°C и размерами от нескольких единиц до нескольких сотен а. е. Основная особенность этих космических событий заключается в их относительной кратковременности — всего несколько недель, а не несколько месяцев как у обычных сверхновых.
Рецензия: Пятая скорость
Роман КОРНЕЕВ, 10 марта 2021
Фильм «Супернова» изначально выполнен в жанре неторопливого разговорного роуд-муви, подходящего для камерного фестивального просмотра, но вряд ли имеющего шансы прийтись ко двору редкому пост-ковидному зрителю. Здесь весь конфликт продан ещё в синопсисе, где два партнёра-гея Колин Фёрт и Стэнли Туччи путешествуют в кэмпере по дождливой Великобритании в поисках последнего пристанища для одного из них, который страдает прогрессирующей деменцией, но по факту это фильм и не о геях (хотя проблема легализации гей-браков тут упоминается, а попытку секса между главными героями у нас и вовсе вырезали), и не об умирании (хотя с формальной точки зрения тут все диалоги про это), и даже не такая незамысловатая аллегория последнего пути, сколько ни показывай бесконечно разматывающиеся британские просёлки.
Проблема в том, что всё происходящее слишком бесконфликтно. Эти двое давно уже попрощались, и лишь по инерции продолжают друг друга уговаривать давай запишем кассету, давай повидаемся с друзьями, давай заедем в закусочную, давай дадим автограф, давай всё-таки выпьем таблеточки, давай ещё немного побудем вместе. В кадре царит тяжкая апатия. Даже те немногие эмоционально заряженные моменты, которые оставлены в сценарии, тщательно ретушируются режиссурой и монтажом. А потому все возможные перечисленные поводы для дискуссии остаются лишь поводом, один из двоих уже заранее, в собственных мыслях, мёртв, тогда как другой уже заранее, в собственных мыслях, в трауре. И им не о чем спорить, это не спор, а торг, как стадия принятия неизбежного.
Остальные тоже смирились. Они по очереди произносят прощальные речи, чтобы тут же исчезнуть, всё же в итоге сводится к единственному, что, по мнению авторов, достойно обсуждения. Не эвтаназия как средство ухода, и не паллиативная помощь умирающим, и не долгое прощание с близкими, что умерли не внезапно и не скоропостижно. Нет, всё проще, как бы говорит нам сценарий. Обсуждения стоит лишь вопрос, имеет ли право человек оставаться эгоистом. Не в смерти, нет, ведь мы все умрём, а при жизни. До какой степени мы в чём-то обязаны нашим близким, даже через силу. Вот один другого и просит побудь со мной ещё немного. А другой в ответ молчит. Мёртвые почти всегда молчаливы.
Супернова:
постеры фильма: 1кадры из фильма: 2трейлеры: 3
Рецензии и обзоры
Дюна: Мессии Дюны + подкаст
Обилие почти не описанного в книге Каладана и разнообразных построений на плацу — чисто вильнёвская тема, он даже на пустынной Дюне умудрился сумрачного туману напустить, смонтировав всё максимально неспешно
Петровы в гриппе: Прикосновение Снегурочки
Разрозненная и разбросанная хтонь к финалу, как и в романе, успешно собирается воедино, оставляя вполне целостный образ
Рик и Морти: Сезон 5: Самурай Рик
Сезон поделили на две неравные части — проходняк начала и сдвоенный финал. Начала никто не помнит, а в серьёзность концовки никто не верит
Если «Чёрная вдова» стала посмертным спин-оффом, то перед нами спин-офф чего-то ещё вообще не снятого
Ещё рецензии
Супернова:
постеры фильма: 1кадры из фильма: 2трейлеры: 3
Рецензии и обзоры
Дюна: Мессии Дюны + подкаст
Обилие почти не описанного в книге Каладана и разнообразных построений на плацу — чисто вильнёвская тема, он даже на пустынной Дюне умудрился сумрачного туману напустить, смонтировав всё максимально неспешно
Петровы в гриппе: Прикосновение Снегурочки
Разрозненная и разбросанная хтонь к финалу, как и в романе, успешно собирается воедино, оставляя вполне целостный образ
Рик и Морти: Сезон 5: Самурай Рик
Сезон поделили на две неравные части — проходняк начала и сдвоенный финал. Начала никто не помнит, а в серьёзность концовки никто не верит
Если «Чёрная вдова» стала посмертным спин-оффом, то перед нами спин-офф чего-то ещё вообще не снятого
Ещё рецензии
Концовка
А вот концовка, пожалуй, самый странный и неоднозначный элемент всей истории. Я бы не хотела испортить впечатление тем, кто хочет посмотреть фильм (а если вы еще на поняли, то я настоятельно советую посмотреть этот фильм), но конец, хоть и закономерен и вполне логично вытекает из рассуждений персонажей, может очень сильно оттолкнуть.
Некая романтизация состояния больного человека, которой фильм был лишён всё это время, внезапно начинает сквозить и рушить построенную канву. Не настолько, чтобы фильм в итоге вызвал неприятные чувства, но, опять же, если вы лично сталкивались с подобной ситуацией, то у вас может возникнуть множество вопросов, на которые фильм не ответит.
Исторические сверхновые в нашей Галактике (наблюдавшиеся)
Сверхновая | Дата вспышки | Созвездие | Макс. блеск | Рассто-яние (св. лет) | Тип вспы-шки | Дли-тель-ность види-мости | Остаток | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
SN 185 | , 7 декабря | Центавр | −8 | 3000 | Ia ? | 8—20 мес. | G315.4-2.3 (RCW 86) | китайские летописи: наблюдалась рядом с Альфой Центавра. |
SN 369 | неизвестно | неиз-вестно | неиз-вестно | неиз-вестно | 5 мес. | неизвестно | китайские летописи: положение известно очень плохо. Если она находилась вблизи галактического экватора, весьма вероятно, что это была сверхновая, если же нет, она, скорее всего, была медленной новой. | |
SN 386 | Стрелец | +1,5 | 16 000 | II ? | 2—4 мес. | G11.2-0.3 | китайские летописи | |
SN 393 | Скорпион | 34 000 | неиз-вестно | 8 мес. | несколько кандидатур | китайские летописи | ||
SN 1006 | , 1 мая | Волк | −7,5 | 7200 | Ia | 18 мес. | SNR 1006 | швейцарские монахи, арабские учёные и китайские астрономы. |
SN 1054 | , 4 июля | Телец | −6 | 6300 | II | 21 мес. | Крабовидная туманность | на Ближнем и Дальнем Востоке (в европейских текстах не значится, не считая туманных намёков в ирландских монастырских хрониках). |
SN 1181 | , август | Кассиопея | −1 | 8500 | неиз-вестно | 6 мес. | Возможно, 3C58 (G130.7+3.1) | труды профессора Парижского университета Александра Некэма, китайские и японские тексты. |
SN 1572 | , 6 ноября | Кассиопея | −4 | 7500 | Ia | 16 мес. | Остаток сверхновой Тихо | Это событие зафиксировано во многих европейских источниках, в том числе и в записях молодого Тихо Браге. Правда, он заметил вспыхнувшую звезду лишь 11 ноября, но зато следил за ней целых полтора года и написал книгу «De Nova Stella» («О новой звезде») — первый астрономический труд на эту тему. |
SN 1604 | , 9 октября | Змееносец | −2,5 | 20000 | Ia | 18 мес. | Остаток сверхновой Кеплера | С 17 октября её стал изучать Иоганн Кеплер, который изложил свои наблюдения в отдельной книге. |
SN 1680 | , 16 августа | Кассиопея | +6 | 10000 | IIb | неиз-вестно (не более недели) | Остаток Сверхновой Кассиопея А | возможно замечена Флемстидом и занесена в каталог как 3 Кассиопеи. |
Деменция и попытки ей противостоять
И вот, наконец, мы приступаем к теме, которая является эпицентром этого фильма. Честно – если у вас был близкий и родной человек, который так или иначе страдал от достаточно серьёзной болезни, то я бы посоветовала как следует подумать, прежде чем идти на «Супернову». А стоит ли посыпать раны солью?
С другой стороны, благодаря этому лично у меня произошёл катарсис. Ведь это так тяжело – жить рядом с человеком, который уже только отдалённо похож на того, кем он когда-то был. Ты всё ещё видишь проблески, но знаешь, что, хоть он всё ещё где-то там, в скором времени от него ничего не останется.
Трагедия, через которую пытаются прорваться Сэм и Таскер, затрагивает их обоих на непостижимом уровне. Они оба пытаются сделать вид, что всё в порядке и ничего не изменилось, порой боясь признаться даже самим себе, что изменилось всё.
И это очень страшно. Очень страшно, очень печально и очень трогательно.
Химическая эволюция и воздействие на межзвёздную среду
Химическая эволюция Вселенной. Происхождение элементов с атомным номером выше железа
Взрывы сверхновых — основной источник пополнения межзвёздной среды элементами с атомными номерами больше (или, как говорят, тяжелее) He. Однако процессы, их породившие, для различных групп элементов и даже изотопов свои.
- Практически все элементы тяжелее He и до Fe — результат классического термоядерного синтеза, протекающего, например, в недрах звёзд или при взрыве сверхновых в ходе p-процесса. Тут стоит оговориться, что крайне малая часть всё же была получена в ходе первичного нуклеосинтеза.
- Все элементы тяжелее 209Bi — это результат r-процесса.
- Происхождение же прочих является предметом дискуссии, в качестве возможных механизмов предлагаются s-, r-, ν-, и rp-процессы.
Структура и процессы нуклеосинтеза в предсверхновой и в следующее мгновение после вспышки для звезды 25M⊙, масштаб не соблюдён.
R-процесс
r-проце́сс — это процесс образования более тяжёлых ядер из более лёгких путём последовательного захвата нейтронов в ходе (n,γ) реакций; продолжается до тех пор, пока темп захвата нейтронов выше, чем темп β−-распада изотопа. Иными словами среднее время захвата n нейтронов τ(n,γ) должно быть:
- τ(n,γ)≈1nτβ,{\displaystyle \tau (n,\gamma )\approx {\frac {1}{n}}\tau _{\beta },}
где τβ — среднее время β-распада ядер, образующих цепочку r-процесса. Это условие накладывает ограничение на плотность нейтронов, так как:
- τ(n,γ)≈(ρ(σnγ,vn)¯)−1{\displaystyle \tau (n,\gamma )\approx \left(\rho {\overline {(\sigma _{n\gamma },v_{n})}}\right)^{-1}}
где (σnγ,vn)¯{\displaystyle {\overline {(\sigma _{n\gamma },v_{n})}}} — произведение сечения реакции (n,γ) на скорость нейтрона относительно ядра мишени, усреднённое по максвелловскому спектру распределения скоростей.
Учитывая что, r-процесс происходит в тяжёлых и средних ядрах, 0,1 с < τβ < 100 с, то для n ~ 10 и температуры среды T = 109K, получим характерную плотность:
- ρ≈2⋅1017{\displaystyle \rho \approx 2\cdot 10^{17}} нейтронов/см3.
Такие условия достигаются в:
- ударной волне, которая, проходя по гелиевому и неоновому слоям, вызывает реакцию 22Ne+4He→25Mg+1n{\displaystyle \mathrm {^{22}Ne} +\mathrm {^{4}He} \rightarrow \mathrm {^{25}Mg} +\mathrm {^{1}n} } с требуемой концентрацией нейтронов.
- центральной части массивной звезды, находящейся в стадии предсверхновой. Там образуется большое количество нейтронов и α{\displaystyle \displaystyle \mathrm {\alpha } }-частиц при фоторасщеплении железа 56Fe+γ→134He+41n{\displaystyle \mathrm {^{56}Fe} +\mathrm {\gamma } \rightarrow 13\,\mathrm {^{4}He} +4\,\mathrm {^{1}n} } на заключительной стадии эволюции.
ν-процесс
ν-процесс — это процесс нуклеосинтеза, через взаимодействие нейтрино с атомными ядрами. Возможно, он ответственен за появление изотопов 7Li, 11B, 19F, 138La и 180Ta.
Рецензия: Пятая скорость
Роман КОРНЕЕВ, 10 марта 2021
Фильм «Супернова» изначально выполнен в жанре неторопливого разговорного роуд-муви, подходящего для камерного фестивального просмотра, но вряд ли имеющего шансы прийтись ко двору редкому пост-ковидному зрителю. Здесь весь конфликт продан ещё в синопсисе, где два партнёра-гея Колин Фёрт и Стэнли Туччи путешествуют в кэмпере по дождливой Великобритании в поисках последнего пристанища для одного из них, который страдает прогрессирующей деменцией, но по факту это фильм и не о геях (хотя проблема легализации гей-браков тут упоминается, а попытку секса между главными героями у нас и вовсе вырезали), и не об умирании (хотя с формальной точки зрения тут все диалоги про это), и даже не такая незамысловатая аллегория последнего пути, сколько ни показывай бесконечно разматывающиеся британские просёлки.
Проблема в том, что всё происходящее слишком бесконфликтно. Эти двое давно уже попрощались, и лишь по инерции продолжают друг друга уговаривать давай запишем кассету, давай повидаемся с друзьями, давай заедем в закусочную, давай дадим автограф, давай всё-таки выпьем таблеточки, давай ещё немного побудем вместе. В кадре царит тяжкая апатия. Даже те немногие эмоционально заряженные моменты, которые оставлены в сценарии, тщательно ретушируются режиссурой и монтажом. А потому все возможные перечисленные поводы для дискуссии остаются лишь поводом, один из двоих уже заранее, в собственных мыслях, мёртв, тогда как другой уже заранее, в собственных мыслях, в трауре. И им не о чем спорить, это не спор, а торг, как стадия принятия неизбежного.
Остальные тоже смирились. Они по очереди произносят прощальные речи, чтобы тут же исчезнуть, всё же в итоге сводится к единственному, что, по мнению авторов, достойно обсуждения. Не эвтаназия как средство ухода, и не паллиативная помощь умирающим, и не долгое прощание с близкими, что умерли не внезапно и не скоропостижно. Нет, всё проще, как бы говорит нам сценарий. Обсуждения стоит лишь вопрос, имеет ли право человек оставаться эгоистом. Не в смерти, нет, ведь мы все умрём, а при жизни. До какой степени мы в чём-то обязаны нашим близким, даже через силу. Вот один другого и просит побудь со мной ещё немного. А другой в ответ молчит. Мёртвые почти всегда молчаливы.
История Сэма и Таскера
Если вы читали аннотацию на Википедии, КиноПоиске или рекламном буклетике в кино, то уже знаете достаточно полный сюжет фильма. Пианист Сэм (Колин Фёрт) и писатель Таскер (Стэнли Туччи) отправляются в путешествие по пригородной Великобритании, чтобы попасть на концерт, который согласился дать вышедший на покой Сэм. В пути они вспоминают былые дни, разговаривают о звёздах и вынуждены жить с тем, что Таскер, у которого постепенно прогрессирует деменция, уже не тот, каким был раньше.
Я уже миллион лет не видела на экране такой химии, которая царила между Фёртом и Туччи. Им не просто веришь – о нет. Перед нами именно что много лет прожившие бок о бок люди, знающие друг друга досконально, умеющие как вовремя поддеть партнёра, так и поддержать его самыми тёплыми словами.
Построение детального описания
Теория сверхновых Ia
Помимо неопределённостей в теориях сверхновых Ia, описанных выше, много споров вызывает сам механизм взрыва. Чаще всего модели можно разделить по следующим группам:
- Мгновенная детонация.
- Отложенная детонация.
- Пульсирующая отложенная детонация.
- Турбулентное быстрое горение.
По крайней мере для каждой комбинации начальных условий перечисленные механизмы можно встретить в той или иной вариации. Но этим круг предложенных моделей не ограничивается. В качестве примера можно привести модели, когда детонируют сразу два белых карлика. Естественно, это возможно только в тех сценариях, когда оба компонента проэволюционировали.
Разговор длиною в путешествие
Фильм не смотрится как набор сцен во время путешествия Сэма и Таскера, хотя таковым по сути и является. Фильм смотрится как единый разговор, который начинается достаточно безобидно, а заканчивается самыми глубокими размышлениями о памяти, которая остаётся у нас и которую мы оставляем за собой.
Два героя существуют на экране будто в своём мире. Они шутят, они говорят о мелких вещах и наблюдениях, но они и пытаются разобраться в том, что их окружает. Поэтому фильм ощущается как бесконечно камерный, словно весь мир сошёлся на этих двух персонажах.
Тем временем второстепенные роли тоже подобрались отличные и тоже отлично сыграны (в особенности порадовала Пиппа Хэйвуд), хоть и служат больше для оттенения главной дилеммы.