вандализм или искусство? стрит-арт наизнанку или где сделать лучшее селфи

Цели, достигаемые с помощью граффити в интерьере

Главная цель этих рисунков — разбавить унылые однотонные стены, сделав их яркими, красивыми и выразительными.

Граффити обладают множеством особенностей:

  • скромные небольшие узоры создают стильный акцент в комнате, а также оригинально дополняют концепцию интерьера,
  • крупные рисунки бросают вызов устоям, способствуют зонированию обширных помещений и идеальны для оформления квартир-студий с высокими окнами.

Граффити подходит в том случае, если есть кирпичная стена, и вы не знаете, как и чем ее можно украсить. В этом случае дома будет собственное произведение популярного уличного искусства, что сделает концепцию поистине уникальной и неброской.

Такие рисунки очень часто используются в качестве дополнительного оформления интерьеров в стиле лофт. Это обусловлено тем, что они прекрасно сочетаются с:

  • кирпичной и бетонной кладкой,
  • штукатуркой,
  • стеклянными и металлическими поверхностями.

Что такое стрит-арт

Человек всегда старался оставить свое имя на страницах истории. Каждый делал это по-своему. Некоторые самовыражались на стенах родного города.

Мститель в чёрномСлава ПТРК

Стрит-арт – это искусство, созданное в городской среде. Это направление включает в себя рисунки на стенах, скульптуры и инсталляции, шрифтовую графику. Часто произведения сочетают в себе несколько техник.

МарракешSpace Invader

Стрит-арт довольно эгоцентричен. Художника не интересует порча государственного имущества. Единственная цель – заявить о себе и высказаться. Это попытка отвоевать город для себя.

Человек из газетыМарк Дженкинс

Как правило, к стрит-арту относят нелегальное искусство, однако это зависит от того, с каким посылом создана работа, и какие цели она преследует.

One man army Detroit, United States 2015Aryz

У уличного искусства несколько характерных черт:

  1. Фигура уличного художника всегда анонимна. Например, работы Бэнкси знает каждый, но никто не знает его личность.
  2. Анонимным остается и сам зритель.
  3. Стрит-арт всегда живет на улице.

Как развивалось уличное искусство в России? Что с ним сейчас?

Как явление стрит-арт появился в России только в начале 2000-х годов. На тот момент наши художники занимались в основном написанием своих псевдонимов. Разнообразия не наблюдалось, пока они не узнали о европейских техниках и стилях. Кирилл Кто – один из российских художников стрит-арта, который оказался в этой “волне” освоения нового опыта.

В середине 2000-х произошло образование круга московских уличных художников. Тогда стрит-арт носил субкультурный характер, считался вандализмом чистой воды, в связи с чем – преследовался служителями порядка.

Кто бы мог подумать, что уже в 2007 году в Москве стрит-арт художники получат свободу (относительную), а именно – шанс реализовать свой замысел на торцевых стенах некоторых жилых домов. Так появился фестиваль уличного искусства, который с 2010 года стал проходить и в других городах России.

Сейчас сложно выделить столицу стрит-арта. На ряду с Москвой можно выделить Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

В столице строго следят за чистотой, поэтому можно сказать, что Москва – город паблик-арта. Все чаще мелькают рекламные работы, но не авторские.

Сегодня почти все уличные художники не только творят на улице, но и участвуют в галерейных проектах, сотрудничают с брендами и занимаются монументальными росписями, что противоречит политике стрит-арт художников.

Один из первых музеев стрит-арта появился в России, а именно в Санкт-Петербурге в 2012 году.
Цель музея – повышение осведомленности в сфере уличного искусства и граффити. Музей не забывает помогать новым проектам, поддерживает молодых художников.

Таким оказался стрит-арт. Яркий, провокационный, масштабный, оригинальный, завораживающий. К нему нельзя оставаться равнодушным. Хотим мы этого или нет, но он пробуждает в нас определённые эмоции. И если вас он покорил или хоть немного заинтересовал, то советуем ознакомиться с дополнительным материалом в конце статьи.

А мы переходим к вкусной части – яркие работы уличных художников, украшающие столицу.

Что мы знаем о стрит-арте? Краткий обзор

«Граффити» люди занимались еще на этапе первобытного общества. Но мы не будем погружаться в историю столь глубоко. Это тема требует отдельной статьи.

Стрит-арт такой, каким мы привыкли его видеть, возник в Америке в середине ХХ века. Это не удивительно, так как эта страна является олицетворением понятия «урбанизация» в самом прямом смысле. Вначале уличное искусство являло собой специальные знаки, которыми банды помечали свою территорию. Далее появились рисунки меломанов, восхищавшихся своими кумирами.

В 1960-70-х годах стрит-артом интересовалось все большее количество творческой молодежи. Появились уличные художники, которые свободно воплощали свои идеи в городском пространстве. Между райтерами возникла борьба за признание, а вместе с тем родились новые стили и манеры исполнения граффити (bubble-letter, character, wild style и т.д.).

С этого момента и по сегодняшний день растет не только интерес к творчеству в городской среде, но и усиливаются санкции по отношению к художникам. Чтобы избежать наказания, в центре поля зрения оказываются места, скрытые от большинства (заброшенные здания, например). А кто-то не сдается и в погоне за адреналином творит прямо в людных местах. Такие смелые творцы иной раз заканчивают свой день в отделении полиции.

Но не будем спорить о вкусах, а познакомимся с современными художниками стрит-арта лицом к лицу.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты). 

Фото: Jonas K. / flickr.com

«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Художник без лица

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

Улица Дзамбони, Болонья

Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити. 

Фото: / it.wikipedia

Фото: Sailko / commons.wikimedia.org

Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно. 

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Миша Верт

Россия, Владивосток

В центре моей работы вопрос – či štæm?. В переводе с осетинского это означает «Кто мы?». Этот вопрос все художники и я сам задавали себе в процессе приготовления к проекту. Моя работа не рассказывает прямо обо мне, о моих корнях. Я родился и вырос на Дальнем Востоке России. В родном Владивостоке я был окружен фьюженом разных культур, рос в культурно-пластичной семье, подростком уехал за границу учиться и впоследствии много путешествовал – все это позволяет идентифицировать меня как жителя мира. Я всегда с большим интересом изучаю и впитываю локальную культуру и интегрирую в свои работы. Поэтому зритель видит узоры, орнаменты и детали осетинской и аланской культуры, вплетенные в мою работу, а текст позволяет начать внутренний диалог в сознании зрителя. Именно этот диалог с самим собой я больше всего ценю в искусстве.

Художник Миша Верт и его работа

valentin_blokh

Материал, который используют граффитисты в своей работе

Мы привыкли воспринимать уличных художников с самыми дешевыми баллончиками в руках, однако, это не так. В современном интерьерном граффити используются высококачественные акриловые краски, которые:

  • не боятся ультрафиолета, а потому не выгорают даже при попадании прямых солнечных лучей, что очень актуально для студий,
  • не содержат токсинов, способных нанести серьезный вред здоровью человека,
  • устойчивы к истиранию, а потому долговечны.

В продаже можно найти акриловые краски самых разных цветов и оттенков, что позволяет реализовать любую задумку, вне зависимости от того, насколько она амбициозна.

Да, по большей части краски наносятся при помощи аэрозольных баллончиков. Профессиональные художники используют всевозможные насадки, позволяющие создавать различные эффекты или вырисовывать мелкие детали. Для покрытия больших фрагментов применяют валики.

Акриловые краски для граффити

Мастера работают в респираторах и надевают перчатки, чтобы уберечь кожу рук от краски. При росписи стен аэрозольными баллончиками рекомендуется использовать защитные очки.

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора

Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней. 

Фото: Bosc d’Anjou / flickr.com

Фото: Han van Hoof / flickr.com

Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства). 

Городские фестивали «Московские сезоны»

Фото: «Московские сезоны» – «Золотая осень»

Фото: «Московские сезоны» – «Московская масленица»

Фото: «Московские сезоны» – «Пасхальный дар»

Фото: «Московские сезоны» – «Путешествие в Рождество»

Фото: «Московские сезоны» – «Цветочный джем»

«Маст хэв» составляющей московских улиц паблик-арт становится во время проведения  городских тематических фестивалей «Московские сезоны». Цикл уличных мероприятий продолжается круглый год: начинается с подготовки к Рождеству, продолжается Масленицей и Пасхой, включает в себя летние и осенние праздники. Городское пространство в этот период преображается: на улицах, где проводятся активности, вырастают фантастические деревья, появляются сказочные персонажи, оживают чудные инсталляции. Календарь событий, по которому удобно отслеживать смену декораций, можно найти на сайте. 

Специфика использования граффити в современных интерьерах

В этих рисунках зачастую выражается целая эпоха, ее основные веяния, проблемы, трудности и стремления. Существует множество уличных художников, которые делают не просто рисунки, а настоящие произведения искусства, уходящие с молотка за баснословные деньги. Пример тому — Бэнкси.

Рисунок уличного художника на стене

Что же касается росписи интерьеров, то здесь также можно провести параллель с самовыражением, стремлениями, увлечениями и, конечно же, страстью к многочисленным субкультурам.

Изначально интерьерные рисунки были уделом современных кафетериев, которые не побоялись бросить вызов поборникам сдержанных концепций и решили украсить свою обитель стильными узорами. Публика положительно отреагировала на столь смелое решение, а потому граффити в квартирах стало новой модной концепцией, и не просто веянием, а целым направлением.

К чему это привело? Сейчас появилось большое количество мастеров, которые расписывают полы, стены и потолки в квартирах аэрозольными баллончиками. Есть и инновационные методы создания рисунков на больших площадях, но об этом позже.

Замок Кельбурн, Глазго

Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.

Фото: Derek Buchanan / flickr.com

Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.

Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)

Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета  — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Sasha RTS

Sasha RTS, он же Саша Рисуй Тусуй, известен в арт-сообществе своим диким стилем и безумными персонажами. Он работает со многими поверхностями, выставляется в России и за рубежом, а также сотрудничает с известными брендами, в числе которых Nike, Puma, Vans и другие. 

В то же время Саша не забывает об улице и вносит свой вклад в облик города. У него всегда с собой авторские стикеры, которые он расклеивает в самых неожиданных местах. Получаются такие пасхалки, которые заметит только внимательный прохожий. 

View on Instagram

Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?

Стрит-арт, как и стрит-культура в целом, давно имеют масштабное влияние на мировую визуальную среду, благодаря которому они могут не только существовать в условиях каких-то границ, но и создавать свою самостоятельную экосферу.

Культурное, региональное и этническое разнообразие, которыми наполнялась Россия в течение своей богатой на события историей, принесли с собой множество архитектурных форм и интересных элементов градостроения. Экспериментальные постройки эпохи советского модернизма также дают пищу для объемно-пространственных размышлений относительно практического и эстетического ощущения жилых пространств и инфраструктур. До неприличия большое количество плотно застроенных «спальных» районов мегаполисов, которое резко контрастирует с региональными просторами двухэтажной России, вдохновляет на поиск новых форм и образов. Кроме этого, по всей стране существует достаточно объемная масса заброшенных и не всегда реставрируемых объектов

Таким объектам «самовыражение» стрит-артистов часто дает новый функционал, это самовыражение привлекает внимание к забытым, но от этого не менее интересным местам

Следует помнить, что настоящий стрит-арт – это обширное понятие, наполненное не только картинками на зданиях, но и перформансами, выступлениями уличных музыкантов, поэтов, танцоров и другими формами творческого выражения, происходящего под открытом небом или в переходах. Мне нравится наблюдать такие явления в сюрреалистических и разнообразных пейзажах России.

View on Instagram

Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?

Любое изобразительное искусство – это способ общения с миром в глобальном смысле. Художник не всегда ждет ответа на свое высказывание, будь он выражен в виде эмоции или словесно. Иногда творческая работа предлагает пообщаться зрителю с самим собой, иногда рефлексия от просмотра работы срабатывает не сразу, а спустя какое-то время. Я не стремлюсь накопить ответных зрительских эмоций в том виде, в котором мы привыкли их выражать

Для меня более важно, чтобы у человека, который увидит мои картинки, теги или стикеры, зародились благостные нейронные связи, основанные как на его личном ассоциативном ряде, так и на совершенно свежих для него образах. И чтобы связи эти привели зрителя к добрым действиям с его друзьями и семьей, где мое творчество, очевидно, уже не будет принимать прямого участия

Бывало такое, что после одного приклеенного стикера зритель вспоминал о своих увлечениях искусством, возвращался к книгам, изучению кинематографа, вспоминал о своих сильных качествах, то есть вдохновлялся. Конечно же, среди всех этих «социально значимых» выражений существует еще и множество штук, которые я делаю смеха ради, чтобы разок-другой вызвать у зрителя простую улыбку и как-то, хотя бы минимально, его подбодрить.

View on Instagram

Каким ты видишь идеальное городское пространство?

В моем городском пространстве есть много раскидистых зеленых деревьев на главных улицах, чистые водоемы, хорошо спроектированные велодорожки. Хорошие велодорожки ну очень важны для здоровья и долголетия людей. В моем городе не пресекаются и не осуждаются здравые творческие и социальные инициативы. Красивые и сложные рисунки не закрашиваются в сотни оттенков серого. Люди чаще улыбаются. А безликая реклама ненужных продуктов и услуг уступила место образовательным плакатам об истории искусств, актуальных музыкальных событиях и выставках по-настоящему молодых художников. И конечно же, как сказал один из классиков современной поэзии: «Покажи мне город, где ни**я не решает валюта, где люди просыпаются от залпов салюта утром…»

Константин Ужве

Скандинавия

Это история про путешествия и ожидания, про гостей и хозяев, про гостеприимство и радушие. В корабле плывет путник к новым неизведанным землям. На берегу ладью ожидает Харальд Счастливый, древний король северных земель со своей собачкой Оладушкой. Обе стороны волнительно ждут встречи. С миром ли едут гости? С хлебом и солью ли встретят хозяева? 

Подобные вопросы мы часто задаем сами себе, отправляясь в путешествия. Осетия встретила нас распростертыми объятиями прекрасных людей и восхитительной природой. Интересно, если предположить чисто гипотетически, что спустя миллионы лет мою наскальную живопись откопают археологи, поймут ли они мое послание? Но это вряд ли – стрит-арт, как известно, не вечен. Желаю всем не бояться открывать новое и неизведанное и почаще выходить из зоны комфорта.

Художник Константин Ужве и его работа

valentin_blokh

Скульптура «Мать» в парке «Зарядье»

Фото: пресс-служба парка «Зарядье» 

Летом 2019-го года в парке «Зарядье» появилась новая большая инсталляция: скульптура, выполненная из нержавеющих стальных прутьев, изображала женщину со сложенными «колыбелькой» на груди руками. Автор арт-объекта – московская художница и скульптор Weld Queen – назвала свое творение «Мать». Высота фигуры составила около 2,8 метра, вес – не менее 250 килограммов. Несмотря на такие серьезные габариты, «мама» получилась очень воздушной, легкой и «уютной»: все желающие могли посидеть у нее на руках, почувствовать себя защищенными от мирских невзгод, вспомнить, что значит, быть ребенком.

Электродную улицу в районе Перово на востоке столицы превратят в галерею под открытым небом. Там откроется арт-кластер «Графит».

18 мая 2021 г. 13:16

  • Градостроительная политика
  • Архитектура

Инициативу официально поддержали в Москомархитектуре.

«Город – это не только архитектура. Есть такое понятие, как синтез искусств, и исторически архитектура всегда соседствовала с живописью. Начиная с росписи храмов, продолжаясь на станциях метро и в общественных зданиях, применялась живопись и мозаика. Соединение искусств – это очень интересная тема, и мне как архитектору и художнику она очень близка. Инициативу галереи под открытым небом «Графит» мы, безусловно, поддерживаем. Такие арт-проекты интегрируются в городскую среду, делают ее разнообразнее и живее», – сказал главный архитектор Сергей Кузнецов.

Миссия проекта – популяризация современного уличного искусства и формирование позитивного образа района. За последние десятилетия стрит-арт стал одним из важнейших инструментов в преобразовании городской среды, ведь уличное искусство способно не только преображать пространство визуально, но и формировать новую реальность, создавать новые смыслы и таким образом повышать уровень и улучшать качество жизни.

Уникальность галереи под открытым небом не только в количестве работ, собранных в одном месте, но и в команде художников-участников. Все они уже признанные мастера, чьи муралы (произведение искусства, нарисованное на стенах внутри зданий или снаружи) можно встретить по всему миру, а станковые работы моментально раскупаются коллекционерами.

Первым участником проекта галереи «Графит» стал культовый граффитист Кирилл Кто с работой «Самолазка», которую уже можно увидеть по адресу: ул. Электродная, д. 2 стр. 29. Монументальные работы для этого художника – большая редкость. Без преувеличения можно сказать, что «Самолазка» размером с дом – единственная в мире.

20 мая к работе приступят Слава ПТРК и Zukсlub, а в июне к ним присоединятся Рустам Qbic, Артём Стефанов и Анатолий Акуе. Первый этап создания «галереи» завершится работами Дарион Шабаш и творческого объединение ZTwins.

Галерея под открытым небом – часть проекта реновации квартала возле станции метро «Шоссе Энтузиастов». Территория Московского электродного завода будет преобразована в одноименный креативный квартал «Графит». Здесь уже находится Onegog center – фуд-корт с разнообразной культурно-досуговой программой, камерный театр и бизнес-центр. Идет обустройство внутренних дворов.

История появления

Если копнуть поглубже, то можно провести прямую аналогию между современными граффити и петроглифами. Подобные рисунки всегда были и будут способом самовыражения.

В привычном для нас виде граффити появились относительно недавно. Их очень часто можно увидеть в боевиках 80-х годов. Они мелькают во время динамичных погонь и при уличных разборках. Однако ошибочно будет утверждать, что граффити — это элемент подворотен и низших классов.

Речь идет не о вульгарных надписях и пошлых рисунках, а о целых сюжетах, выполненных многочисленными красками. Их форма и палитра порой удивительно сложные, а профессиональные уличные художники могут воссоздавать даже трехмерные орнаменты с поразительной точностью.

Александр Демкин

Россия, Рязанская область 

Перформанс Back to the Roots («Назад к корням») своим названием с самого начала задал вектор развития сюжета, поэтому моя работа – возвращение к тем местам, откуда исходят мои корни. Окруженная оврагами деревня в центре Рязанской области зимой становится практически недоступной. Мне было интересно передать тот уровень быта, то бессилие техники и то, с какими условиями приходится иметь дело людям, находящимся там. Передать то состояние посредством внешних наблюдений, но транслирующее в большей степени внутреннее состояние человека, его бессилие перед природой, которая там господствует. Этот мурал является продолжением серии графических работ, где я рассуждаю на тему деревни, ее индустриализации в прошлом и о том, что есть в итоге.

Художник Александр Демкин и его работа

valentin_blokh

Культурный обмен

Масштабный стрит-арт-перформанс Back to the Roots объединил 10 уличных художников из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Мероприятие приурочили к Международному дню дружбы – 30 июля. Цель проекта для участников заключалась в том, чтобы непременно вложить в работы часть своего культурного кода, особенность своей нации. 

«Мы провели это мероприятие, чтобы показать открытость Осетии для диалога, для других культур, обмена знаниями», — рассказывает организатор мероприятия юрист Руслан Гацалов. Он же открыл перформанс речью на осетинском языке – Северная Осетия – Алания – родина правозащитника Гацалова. 

View on Instagram

Автором идеи и креативным продюсером проекта стал Артем Бурж – руководитель группы стрит-арт-художников HoodGraff. 

«Было непросто организовать целый палаточный лагерь с минимальными удобствами. Но в общем у нас получилось: у нас были полевая кухня, полевой душ, две костровые зоны, организованная логистика. Кроме того, на территории дежурила скорая помощь и сотрудники левобережного отдела полиции. Нам было необходимо обеспечить всех проживающих удобствами и при этом не нарушить их связь с местом, – объясняет Бурж. –Техническое задание у художников было одно – внести свой культурно-национальный код в эскиз».

Перформанс действительно объединил людей: зрителями стали не только организаторы проекта, но и местные жители, туристы и журналисты. Генеральный спонсор мероприятия – предприниматель и меценат Кахабер Чибиров.

Уличные художники в горах Северной Осетии – Алании во время перформанса Back to the Roots

valentin_blokh

Перформанс

Перформанс – это разновидность искусства действия, оно обрело популярность во второй половине XX века. Термин восходит к английскому глаголу Perform – выполнять, совершать, представлять что-либо перед аудиторией. Перформанс очень близок к акции, но предполагает конкретное действие автора, в котором он участвует либо своим телом, либо своей биографией, либо своими воспоминаниями. 

Изначально перформанс подразумевал, что вместо привычных инструментов художник использует собственное тело. Это так называемый классический перформанс. В таком случае имеет значение именно взаимодействие автора со зрителями и документация такого взаимодействия. Своего рода «художественный спектакль» – часто одного актера и довольно провокационного содержания. По крайней мере, так было в советские годы, когда искусство перформанса только набирало обороты. Но очень скоро «перформанс тела» перестал быть единственным и классическим вариантом. Так перформанс стал по сути искусством действия и только – а в каких формах и форматах, решает сам художник.

Уличные художники в горах Северной Осетии – Алании во время перформанса Back to the Roots

valentin_blokh