Contents
Триумфальное турне
В середине 30-х гг. XIX столетия Иоганн Штраус, биография которого знала и взлеты, и падения, предпринял большой концертный вояж по европейским странам. Поклонники принимали его с неподдельным восторгом. Газетчики сообщали, что продолжается триумфальное шествие великого композитора, скрипача и дирижера. В результате он давал концерты в таких городах, как Будапешт, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон. Также он выступал и в Бельгии, и в Голландии.
Как итог, акулы пера из западных изданий его начали называть не иначе как «Бетховеном котильонов» или «Моцартом вальсов».
А в 1838-м в столице Туманного Альбиона он был приглашен на коронацию королевы Виктории.
По сути, он стал пионером танцевальной музыки. Дело в том, что такие композиции в те времена вовсе не считались искусством. А Штраусу удалось окончательно сломать эти стереотипы, господствующие в публике.
Особенной популярностью тогда пользовались такие его вальсы, как «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты». А его самым знаменитым творением считалось и считается «Марш Радецкого». Кстати, это произведение стало одним из самых известных и популярных сочинений.
Кстати, когда композитор Штраус, биография которого полна интересных фактов, давал концерты и находился в полнейшей эйфории от своего триумфа, он познакомился с некой Эмилией Трамбуш. В ее собственности была мельница. В результате эта женщина подарила Штраусу семь детей.
Польки
- Herzenslust , соч. 3, Содержание сердца (1844)
- Амазонен-Полька, соч. 9
- Чешская полька , соч. 13, Чешская полька (1845)
- Бах-Полька, соч. 38, Вакх (1847)
- Взрывы-Полька , соч. 43
- Warschauer Polka, соч. 84, Варшавская полька
- Гармония Полька , соч. 106
- Электро-магнетище , соч. 110 Электромагнитный (1852)
- Блюменфест , соч. 111, Праздник цветов (1852 г.)
- Аннен, соч. 117, Анна (1852)
- Зенер-Полька , соч. 121, Десять (1852)
- Veilchen , Op. 132, Фиалки
- Нойхаузер-Полька, соч. 137, Нейгауз (1853)
- Аврора, соч. 165
- L’Enfantillage, Французская полька, соч. 202, Детские игры (1858)
- Элленен-полька, для оркестра, соч. 203
- Шампанское-Полька , соч. 211 (1858)
- Трич-Трач-Полька , соч. 214, Болтать (1858)
- Gruß an Wien, соч. 225, Привет, Вену (1859)
- Егер-Полька, Французская полька, соч. 229, Охотничья полька (1859)
- Дроллери-полька, соч. 231, Дроллеры (1860)
- Маскензуг , соч. 240, Бал-маскарад (1860)
- Вечный двигатель, соч. 257 (1861)
- Фуриозо-полька (квазигалопп), Op 260, (1861)
- Studenten-Polka (французский), соч. 263 (1862)
- Demolirer Полька-франсез, соч. 269, Подрывники (1862)
- Bluette Polka-française, Op. 271
- Vergnügungszug , Op. 281, Путешествующий поезд (1864)
- Gut bürgerlich, Французский полька, соч. 282, Уважаемые граждане (1864)
- ‘S gibt nur a Kaiserstadt,’ s gibt nur a Wien! , Соч. 291, Только один Имперский город, одна Вена
- Электрофор Полька шнелл, соч. 297, Электрофор (1865)
- Кройцфидель , соч. 301, Кросс-фиддлинг
- Экспресс Полька-шнель, соч. 311
- Lob der Frauen Полька-мазурка, соч. 315, Хвала женщинам
- Postillon d’amour Полька-франсез, соч. 317 (1867)
- Leichtes Blut полька (шнель), соч. 319, Светлая кровь (1867)
- Фигаро-полька , соч. 320 (1867)
- Город и земля Полька-мазурка, соч. 322, город и деревня
- Ein Herz, ein Sinn! Полька-мазурка, соч. 323, Одно сердце, один разум!
- Унтер Доннер и Блиц , соч. 324, Гром и молния (1868)
- Freikugeln , соч. 326, Вольный стрелок (1868)
- Фата Моргана Полька-мазурка , соч. 330
- Элен Мадьяр! полька шнель, соч. 332, Да здравствует Мадьяр!
- Im Krapfenwald’l Полька-франсез, соч. 336, В лесу Крапфена (1869)
- Von Der Börse Полька-франсез, соч. 337, с биржи (1869)
- Луисхен полька-франсез, соч. 339 (1869)
- Im Sturmschritt , соч. 348, на двоих!
- Die Bajadere , соч. 351, Баядерка
- Vom Donaustrande , Op. 356, У берегов Дуная
- Gruß aus Österreich Полька-мазурка, соч. 359
- Летучая мышь-полька , соч. 362, Полька Fledermaus (1874)
- Glücklich ist, wer vergisst! Полька-мазурка, соч. 368, Счастлив тот, кто забывает! (1874)
- Bitte schön! Французский полька, соч. 372, пожалуйста! (1875)
- Auf der Jagd , соч. 373, На охоте! (1875)
- Licht und Schatten , соч. 374, Свет и Тень (1875)
- Бандитен-Галопп , соч. 378, Бандитский галоп (1877)
- Кригерс Либхен, Полька-мазурка, соч. 379, Солдатская возлюбленная (по мотивам оперетты » Принц Метусалем» , 1877)
- Парижская полька-франсез, соч. 382, Париж (1878 г.)
- Вальдин , соч. 385 (1879)
- Pizzicato Polka (1869, номер опуса отсутствует; написано в сотрудничестве с его братом )
- Аннина, Полька-мазурка, соч. 415 (1883)
- Телефон Дурча, соч. 439, По телефону (1890)
- Новая полька пиццикато , соч. 449, Новая полька пиццикато
- Клипп-Клапп Галопп , соч. 466
Примечания
- Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Клкйн Б,. . Русский Глобус. Дата обращения: 20 июля 2021.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2019.
- ↑ . Grove Music Online. Дата обращения: 28 сентября 2008.
- , p. 75.
- , p. 121.
- , p. 127.
- , p. 125.
- (недоступная ссылка).
- . www.club366.ru. Дата обращения: 20 июля 2021.
- Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 44.
- , p. 246.
- . Classical Archives. Дата обращения: 13 апреля 2009.
- Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 57.
- , p. 341.
- . Дата обращения: 4 января 2020.
В гостях у венских классиков
Здравствуйте, дорогие наши читатели! Вот и наступила весна! И так хочется наших дорогих читателей порадовать новой музыкой, новыми открытиями. Сегодня мы приглашаем Вас в гости к венским классикам.
Наверняка, вы не раз слышали такое понятие как венская классика и венская классическая школа. Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена — столица музыкальной культуры того времени. Именно это направление европейской классической музыки сложилось со второй половины 18 века в Австрии.
Венские классики создали жанры классической симфонии, ансамбля, сонаты, концерты и уникальный тип инструментальной музыки , в которой сочетается и трагедия и комедия и чувственность и непринужденность.
И первыми представителями венской школы являлись Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, а позднее туда вошли и другие композиторы такие как Шуберт, Лист, Брамс, Сальери, Зуппе, Легар, Кальман и всеми нами любимый –Иоганн Штраус-младший. О нем и его творчестве мы расскажем Вам сегодня. Но, сначала о Вене.
[править] Карьера
Через некоторое время набрал небольшой оркестр и с успехом выступил в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в существенной степени состоял из собственных сочинений.
Вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).
Революция 1848 года тоже развела отца и сына по разные стороны баррикад: если Штраус-отец поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого», то Штраус-сын во время революции играл «Марсельезу» и написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его даже привлекли к суду, однако оправдали.
После смерти отца, музыканты последнего перешли в его оркестр.
Для лучшего отношений с новым императором Францем-Иосифом I, композитор посвятил ему два марша, и в 1852 году Иоганну Штраусу были переданы все отцовские полномочия на придворных балах и концертах.
В России увлёкся русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), родители которой, однако, воспрепятствовали браку.
В 1862 году женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала его верной и заботливой женой и импресарио.
В 1870 году отказался от придворных обязанностей (которые передал своему брату Эдуарду) и посвятил себя оперетте.
В 1878 году женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, но вскоре этот брак распался.
В 1882 году женился в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела принимать христианство. Для оформления нового брака Штраус стал протестантом-евангелистом и принял германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского.
Любвеобильный отец
Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь – от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.
Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.
После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.
Примечания и ссылки
- ↑ и Марк Онеггер , Музыкальный словарь: Том 2, Мужчины и их произведения. LZ , Париж, Борда ,1979 г., 1232 с. ( ISBN 2-04-010726-6 ) , стр. 1074
- ↑ и Кристин Мондон , Иоганн Штраус 1825-1899: Музыка и венский дух , Париж, Бернар Джовананджели,2016 г., 162 с. ( ISBN 978-2-7587-0171-2 )
- ↑ и Словарь музыки: под руководством Марка Виньяля , Пэрис, Ларусс,2011 г., 1516 с. ( ISBN 978-2-03-586059-0 ) , стр. 1349
- (in) Ганс Фантел , Короли вальсов , Уильям Морроу и компания, стр. 75
- Это предполагаемое соперничество — тема оперетты Вальс де Вьенн.
- Гартенберг (1974), стр. 124
- Гартенберг (1974), стр. 121
- ↑ и
- (in) Ганс Фантел , Короли вальсов , Уильям Морроу и компания, стр. 76
- Гартенберг (1974), стр. 125
- (in) Ганс Фантел , Короли вальса , Уильям Морроу и компания, Inc.1972 г., стр. 96
- (in) Ганс Фантел , Короли вальса , Уильям Морроу и компания, Inc.1972 г., стр. 89
- ↑ и Гартенберг (1974), стр. 246
- Джейкоб (1940) стр. 341
- (в)
- ↑ и Джейкоб (1940) стр. 226
- (in)
- Джейкоб (1940) стр. 227
Разлука и разрыв
Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее.
– пишет Штраус.
А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее.
Разлука сделала свое дело. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.
Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз “король вальсов” давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске.
Отношения с Ольгой, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте “Летучая мышь” одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?
Памятник Штраусу в Вене
Кстати, “настоящая” Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года.
Творчество
Памятник Штраусу в Венском парке
За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
Оперетты и другие театральные постановки
- Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
- Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
- Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
- Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
- Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
- Жмурки (Blindekuh, 1878)
- Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
- Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
- Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
- Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
- Симплициус (Simplicius. 1887)
- Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
- Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
- Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
- Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
- Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
- «Золушка» (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно) — единственный балет в творчестве композитора. Премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы (дирижёр Карл Мук, балетмейстер Эмиль Греб, партию Золушки исполнила Антониетта Дель-Эра.
- Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)
Знаменитые вальсы и марши
Вальс «Весенние голоса» в исполнении Альфреда Грюнфельда.
- Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
- Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
- Персидский марш (Persischer-Marsch). Впервые был исполнен в Павловске 11 июня 1864 г. Композитор был награждён персидским «Орденом Солнца», пожалованным шахом Персии Насером ад-Дином.
- На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
- Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
- Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
- Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
- Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
- Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
- Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
- Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
- Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
- Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
- Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
- Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
- Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
- Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)
Памятник Штраусу в Павловске
Музыка Штрауса в кино
- Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
- Вальс «Венская кровь» (нем. Wiener Blut) был использован в мультфильме «Про мышонка Иоганна», а также в саундтреке к фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс. Игра теней» (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
Смерть и наследие
Статуя короля вальса в Штадтпарк, Вена
Штраусу поставили диагноз плевропневмония , и 3 июня 1899 года он умер в Вене в возрасте 73 лет. Похоронен в Zentralfriedhof . На момент смерти он все еще писал свой балет Aschenbrödel .
Благодаря усилиям Клеменса Краусса, который в 1929 году исполнил специальную программу Штрауса с Венской филармонией , музыка Штрауса теперь регулярно исполняется на ежегодном Венском новогоднем концерте . Среди выдающихся интерпретаторов Штрауса — Вилли Босковский , продолжавший традицию дирижирования Воргигера со скрипкой в руке, как это было принято в семье Штраусов, а также Герберт фон Караян , Карлос Клейбер , Лорин Маазель , Зубин Мета и Риккардо Мути . Кроме того, Венский оркестр имени Иоганна Штрауса, основанный в 1966 году, отдает дань уважения гастрольным оркестрам, которые когда-то прославили семью Штраусов. В 1987 году голландский скрипач и дирижер Андре Рье также создал оркестр Иоганна Штрауса .
Эдуард Штраус неожиданно ликвидировал оркестр Штрауса 13 февраля 1901 года после концертов в 840 городах по всему миру и заложил инструменты. Последние скрипки оркестра были уничтожены во время Второй мировой войны.
Большинство произведений Штрауса, которые исполняются сегодня, возможно, когда-то существовали в несколько иной форме, так как Эдуард Штраус уничтожил большую часть оригинальных оркестровых архивов Штрауса на печной фабрике в районе Марияхильф в Вене в 1907 году
Третий принял эту решительную меру предосторожности после того, как заключил пакт между собой и братом Йозефом, согласно которому тот, кто переживет другого, должен уничтожить их произведения. Эта мера была направлена на то, чтобы произведения семьи Штраусов не были востребованы другим композитором
Это могло также быть вызвано соперничеством Штрауса с другим популярным венским композитором вальсов и маршей, Карлом Михаэлем Цирером .
Два музея в Вене посвящены Иоганну Штраусу II. Его где он жил в 1860-х годах, сейчас является частью Венского музея . Музей Штрауса предназначен для всей семьи с акцентом на Иоганна Штрауса II.
Музыка
Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более — императорского дворца.
Композитор Иоганн Штраус
После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.
Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».
Эдуард Штраус, Иоганн Штраус и Йозеф Штраус
Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.
Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.
https://youtube.com/watch?v=w2znyzrtl_o
Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» — символ празднования Нового года.
В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна — это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.
В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».
В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.
Johann Strauss: Детство и юность
Когда речь идёт о Штраусе, то становится непонятно, о ком конкретно идёт речь. Дело в том, что Штраус — это настоящая династия талантливых музыкантов и композиторов. Свой талант Иоганн унаследовал от главы семейства.
Глава семейства был талантливым скрипачом и дирижёром. Он тоже блистательно наигрывал вальс. Его репетиции часто проходили дома, и он был совершенно не против того, что дети пытались подражать его музыкальному мастерству.
Когда Иоганн подрос, то строгий папа увидел в сыне не меньше, чем банкира. Он даже запретил Штраусу-младшему заниматься музыкой. Теперь все репетиции проходили втайне от главы семейства. Но маме удалось настоять на том, чтобы дети могли свободно играть на фортепиано и петь в церковном хоре.
Watch this video on YouTube
Игре на скрипке талантливый молодой человек учился у самого Франца Амона. Отец не хотел отпускать сына на музыкальное поприще. Он хотел для Штрауса более серьёзной профессии. Ему ничего не оставалось делать, как удовлетворить просьбу отца. Вскоре он стал студентом политехнического училища. Иоганн получил экономическое образование, которое в дальнейшем ему пригодилось.
Образы в СМИ
Силуэт от Отто Белера
Жизни членов династии Штраусов и их всемирно известное искусство сочинения венских вальсов также кратко задокументировано в нескольких телевизионных адаптациях, таких как Семья Штраусов (1972), Династия Штраусов (1991) и Штраус, король 3/4 Время (1995). Во многих других фильмах использовались его произведения и мелодии, а несколько фильмов были основаны на жизни музыканта, самый известный из которых — «Большой вальс» (1938), переделанный в 1972 году.
Альфред Хичкок снял малобюджетный биографический фильм Штрауса в 1934 году « Вальсы из Вены» . После поездки в Вену Уолт Дисней был вдохновлен на создание четырех художественных фильмов. Одним из них был «Король вальсов» , слабо адаптированный биографический фильм о Штраусе, который транслировался в рамках «Удивительного мира Диснея» в США в 1963 году. В романе Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита » 1940 года (опубликовано в 1967 году) Штраус дирижирует. оркестр во время Большого бала сатаны по приглашению Бегемота.
На экране Штрауса изображали Хорст Буххольц , Фернан Граве , Эсмонд Найт , Кервин Мэтьюз , Стивен МакГанн и Стюарт Уилсон .
Корни Концерт (1943), мультфильм Warner Bros, содержит музыку, написанную Штраусом, и является пародией на Фантазию Уолта Диснея 1940 года.
В короткометражном мультфильме 1950 года под названием « Том и Джерри в голливудской чаше » из сериала « Том и Джерри» используется увертюра Штрауса « Летучая мышь» . В другом короткометражном мультфильме 1953 года « Иоганн Маус » из сериала « Том и Джерри» изображен мышонок, завороженный игрой нескольких вальсов Штрауса самим Иоганном Штраусом, а затем и Томом.
Фильм 1968 года « 2001: Космическая одиссея» представляет собой «Голубой Дунай» .
Жизнь
Иоганн Штраус был сыном помещика Франца Борджиаса Штрауса (10 октября 1764 г. — 5 апреля 1816 г.) и очень рано появился в баре . В 1817 году он начал ученичество переплетчика и сдал экзамен на подмастерье. В 1824 году он был призван в Венский домовой полк высших и немецких мастеров ; там он также был активным музыкантом.
Он получил скрипки уроки от Майкла Pamer и Иоганна Pollischanzki , а с 1830 года он узнал теорию музыки из Игнац фон Сейфрид . С 1823 года Штраус играл вместе с Йозефом Ланнером и братьями Драханек, но он также работал замещающим музыкантом в других оркестрах.
4 апреля 1824 г. он впервые выступил на публике как композитор. В 1827 году он смог основать собственную компанию. Он выступал в различных барах, в том числе в « Zum Sperl », в Венском Леопольдштадте , в 1832 году стал руководителем оркестра 1-го Гражданского полка, а в 1835 году — музыкальным руководителем придворного бала при Императорском дворе. Он основал первый в мире оркестр путешествийнесколько месяцев концертных туров с его теперь уже более крупным оркестром привели во все крупные города Германии, а также во Францию и Великобританию.
Могила Иоганна Штрауса (отца) на Центральном кладбище Вены
В 1834 году он переехал в так называемый Hirschenhaus ( золотой хиршен ) в Леопольдштадте, Taborstrasse 17, который больше не существует сегодня и находится рядом с «Шперль» , где он снял четыре квартиры для себя и своей семьи, в том числе тот, который был предназначен только для его работы.
Иоганн Штраус был женат на дочери помещика (Марии) Анне Стрейм (1801-1870), но оставил семью и затем жил в отношениях с модисткой Эмили Трампуш (1814 — после 1865), от которой у него было восемь детей. Трое его оставшихся в живых сыновей Анны — Иоганн , Йозеф и Эдуард — также стали музыкантами и композиторами вальсов. Его сын Иоганн с 1844 года стал серьезным конкурентом своего отца (после его смерти Иоганн Штраус II взял на себя оркестр отца и объединил его со своим собственным) — при массовой поддержке матери против воли отца.
Джозеф Ланнер, коллега и конкурент отца Штрауса, умер в 1843 году. В 1849 году Штраус умер от скарлатины в квартире Эмили Трампуш на Кумпфгассе (ныне 1-й район) . Похоронен на старом, позднее заброшенном кладбище Дёблингер . 11 июня 1904 года он и Ланнер были эксгумированы там, а 13 июня 1904 года они были похоронены рядом друг с другом в почетных могилах на Центральном кладбище Вены (группа 32 A, № 15, Ланнер: № 16). Их старые надгробия были включены в дизайн парка Штрауса-Ланнера , открывшегося в 1928 году на месте кладбища .
В 1905 году в Ратушном парке был установлен памятник Штраус- , на котором два композитора стоят рядом друг с другом во фраках в стиле бидермейер . Объект спроектировал архитектор Роберт Орли , металлические фигуры — скульптор Франц Зайферт . названа в честь брошенной жены Штрауса, матери «Короля вальсов», в 2006 году в Хитцинге , 13-м районе Вены с 1892 года , недалеко от казино Dommayers , где находились отец Штрауса, Йозеф Ланнер и сын Штрауса. часто исполнялись были. С 1961 года вместе с немецким композитором Рихардом Штраусом (1864–1949) он дал название горе Штраус на острове Александра I в Антарктиде.
В 1951 году была опубликована бесплатная кинобиография Wien tanzt, в которой Штрауса сыграл Адольф Вольбрюк . Это вряд ли имеет какое-либо отношение к фактическому состоянию исследований, которое уже было известно в то время.
Женитьба
Логичным завершением карьеры Штрауса как непрофессионального музыканта стало его трудоустройство в известный профессиональный оркестр Йозефа Ланнера. Ему было двадцать лет, и он стал помощником этого дирижера.
В это же время, на этих танцевальных вечерах, он познакомился с некой девушкой Анной. На поверку ее отец оказался владельцем одним из многочисленных кабачков музыкальной Вены. В результате в 1824-м Иоганн и Анна стали мужем и женой. А всего лишь через год у них появился первенец, которого чета нарекла также Иоганном. Впоследствии супруга Штрауса подарила мужу еще четырех наследников. Впрочем, об этом — чуть позже.