Что такое стратегическое мышление и как его развивать?

Contents

Основные аспекты

Стратегия — это сложный комплекс творческих, рациональных, субъективных и объективных взглядов на мир. Для решения проблем нужно применять разнообразные тактики (инструменты) в правильном порядке. Некоторые ученые считают, что стратегическое мышление представляет собой продвинутый уровень логики и рациональных взглядов. Другие специалисты отмечают, что стратегия требует нестандартных подходов, поэтому логических задатков недостаточно для достижения целей. В качестве компромисса можно сказать, что это качество должно задействовать разные типы мыслительной деятельности в зависимости от обстоятельств.

Ключевые аспекты:

Цель

Перед применением когнитивной деятельности человек должен определиться с конечной целью. Это может быть продвижение по карьерной лестнице, хорошая оценка на экзамене, получение денег или любой другой желаемый итог.

План

Сложную задачу нельзя решить без поэтапного планирования деятельности. Индивид заранее анализирует свои шаги и создает систему действий, способных привести его к заветной цели.

Адаптация

В жизни не всегда все идет по плану. На каждом шагу могут появляться препятствия, при которых изначальная задумка лишается смысла. В связи с этим важна гибкость мышления, позволяющая быстро выбирать более эффективную тактику в различных ситуациях.

Творческий подход

Хорошая стратегия зачастую подразумевает использование наименее очевидных промежуточных решений. Стереотипы должны быть отброшены.

Основы стратегического мышления универсальны. Если какой-то аспект недостаточно развит, общая результативность снижается.

Иные составляющие стратегического мышления

Вышеописанные способы развития способности стратегически мыслить важны. Но их мало для того, чтобы на 100% овладеть этой способностью. Нужно иметь ряд полезных качеств.

Умение делегировать полномочия

Для сложных дел нужна помощь. Человеку может не хватить финансов, сил, времени. Поэтому часть работы следует перепоручить помощникам.

Стратегическое мышление в этом случае поможет понять, кто с какой частью стратегии справится лучше.

Открытость новому

Многим людям присуща инертность. Они не готовы отказаться от привычного образа жизни, поэтому действуют по старинке. Это замедляет их рост и движение вперед .

Бороться с инертностью и одновременно становиться стратегом можно по-разному. Один из способов – постоянно искать новые возможности и пути.

Широта мышления

Напрямую зависит от кругозора и жизненного опыта. Это качество помогает поднять стратегическое мышление на новый уровень.

Широта мышления нужна каждому человеку. Без нее не получится правильно оценивать действительность и принимать решения.

Тест на гибкость мышления

1. Вы любите экспериментировать?

Да

Смотря с чем

Нет

2. Вы часто меняете свое мнение, если узнаете новые детали?

Да, всегда

Иногда да

Никогда не меняю

3. Если ваша точка зрения отличается от всех высказанных в компании, вы озвучите ее и будете на ней настаивать?

Да

Зависит от обстоятельств

Нет

4. Сложнее всего я запоминаю следующее:

Лица людей, с которыми встречаюсь не так часто

Важные даты, дни рождения знакомых

Постоянно теряю вещи, не могу отыскать, куда положил их накануне

5. Насколько быстро вы способны обучиться новым навыкам, знаниям?

Мне это всегда дается непросто

Все зависит от навыка: если дело мне близко, могу схватывать на лету, если нет, понадобится продолжительное время

Что бы там ни было, я легко овладею любым навыком

6. С помощью чего вам удается легче воспринять новые знания?

Мне обязательно нужно видеть то, о чем идет речь (зрительное восприятие)

Мне необходим подробный рассказ, аудиоинформация (слуховое восприятие).

Во время обучения я стараюсь использовать все возможные каналы восприятия информации, чтобы овладеть знаниями: звуковой, зрительный, тактильный

7. Как бы вы охарактеризовали возможности своего воображения?

Оно у меня не слишком богатое: я редко фантазирую

Бывают периоды, когда я рисую красочные картинки в голове

Мое воображение очень богато: я постоянно думаю о чем-то, моделирую различные ситуации, пытаюсь представить, как они выглядят с разных ракурсов

8. Какое из этих занятий вам дается проще остальных?

Прочитать маршрут на карте

Отгадать кроссворд, шараду

Собрать пазлы

9. Владеете ли вы каким-либо иностранным языком настолько хорошо, что можете на нем объясниться?

Нет

В какой-то степени да

Владею свободно

10. Каким бывает ваш среднестатистический будний день?

У меня все просчитано до мелочей и организовано

Стараюсь все организовать, но иногда отхожу от плана, потому что хочется чего-то нестандартного

Каждый мой день спонтанен и непредсказуем

11. Удавалось ли вам в течение жизни побороть пагубную привычку или черту характера, которая доставляла вам проблемы?

У меня нет таких привычек, и никогда не было. То же самое о характере: меня в нем все устраивает

Предпринималось несколько подобных попыток, но в итоге все возвращалось на круги своя

Да, удавалось, и я горжусь этим

12. Какие предметы в школе нравились больше остальных?

Физическая культура, трудовое обучение

Химия, Биология, Физика

Иностранный язык и литература

13. Как вы оцениваете свою интуицию

Она у меня отлично развита и я ей доверяю

Иногда она мне помогает, но я все равно все перепроверяю

Она у меня не развита и часто подводит

14. У вас бывали случаи, когда во сне вы находили решение для сложной задачи?

Да и не один раз

Может быть 1 раз, и то я не уверен в этом

Нет, никогда такого не было

15. Вы можете одновременно выполнять несколько разных дел? Например, готовить обед, проверять уроки, мыть посуду и слушать книгу?

Да. Без проблем

Иногда так делаю, но быстро устаю

Нет. Я так не умею

16. Если вам поручили задание и объяснили, как его выполнить, а вы придумали, как это сделать проще, ваши действия?

Сделаю так, как мне сказали

Переспрошу еще раз, предложив свой вариант

Сделаю так, как придумал

Спонсор плагина: Тесты для девочек

Стратегическое мышление и транзактный анализ

Расскажите о своем новом авторском проекте, который посвящен искусству стратегического мышления и транзактному анализу.

Организационно. Занятия раз в неделю малой группой.

Теоретический блок. У меня есть программа и идеи, которые я сам считаю ключевыми. Например, на блоке Эрика Берна – это сенсорный голод, Родитель, Взрослый, Ребенок и другие. На блоке Лоренца – видосохраняющие функции, накопляемость агрессии, ритуализации. Кроме теоретического блока обязательно обсуждение прочитанного, обмен наблюдениями, постановка целей.

Планируем выпустить небольшой фильм с обратной связью от участников. И это будет для меня красноречивым рассказом, показывающим суть идеи очами участников. Фильм будет опубликован в общем доступе.

Групповая работа имеет долгосрочный характер, «вода каплей за каплей камень точит». Между встречами выдаются задания к наблюдению, чтению книг. И это не тренинг, я вижу это как образ жизни. Ежедневно уделять время чтению, иметь группу коллег, с кем можно прочитанное обсудить, освещая область своего незнания изучением моделей этологии, транзактного анализа, семиотики, лингвистики и прочих направлений. Это увлекательно!

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Кто ты: богиня стратегии или дилетантка

Протестировать себя на задатки стратегического мышления довольно просто. Для этого достаточно честно ответить на несколько вопросов: да или нет:

  • умеешь ли ты четко просчитывать итоги попадания в неоднозначные ситуации;
  • понимаешь ли ты, какова твоя «главная» роль в семье, коллективе, группе единомышленников, дружеской компании;
  • насколько ты умеешь разделять «зерна и плевелы» по всем направлениям жизни;
  • сильны ли твои аргументы в отстаивании оригинальной точки зрения;
  • подвержена ли ты волшебству рефрейминга, способна ли найти позитив в любой «игре» с обстоятельствами;
  • привлекаешь ли визуальные образы и ассоциации для решения поставленных задач, совпадают ли «картинки» с реальностью;
  • замечаешь ли ты за собой вечную усталость, упадок энергии или всегда чувствуешь себя в седле «боевого коня»;


Image by Gerd Altmann from Pixabay

  • идешь ли ты на поводу у инстинктов, девиз: лучший способ борьбы с искушением – это поддаться ему без сопротивления – это про тебя;
  • насколько гармонично и успешно складывается твоя карьера;
  • научилась ли ты строить межличностные отношения с друзьями и любимым человеком без потерь для обеих сторон.

У полного отсутствия стратегического мышления у человека есть и признаки психологического характера. Часто они начинают преследовать некую персону в том случае, если она занимает должность на работе, требующую таланта стратега, а решать поставленные задачи не в силах:

  • склонность к частой апатии;
  • беспричинный упадок сил;
  • желание вступать в конфликты с коллегами без весомого повода;
  • отсутствие мотивации в деле профессионального прогресса и личностного роста.

Мы не стараемся подтолкнуть тебя к выводу, что отсутствие стратегических навыков – это тупик, крах, фиаско в карьере и личной жизни. На сей раз все отнюдь не так безнадежно. Стать блестящим стратегом можно, а при некоторых жизненных обстоятельствах и непременно нужно.


Image by fancycrave1 from Pixabay

Отбрось унылое «зачем»? Чтобы вытянуть себя за волосы из топкого болота безнадеги, организовать «мудрый» бизнес, стать лидером в производственной команде, «вождем» и генератором идей в семье. Почему нет?

Стратегическое мышление. Уровень 3.

Это позитивное восприятие событий

Научившись фокусировать внимание на положительных аспектах, умея формулировать цели терминологией созидания, менеджер способен изменить угол зрения на проблему со стороны исполнителей

  • Не бороться с коррупцией, а наращивать уровень честности и порядочности власти чиновников.
  • Не побеждать наркоманию, а увеличивать уровень наркологического здоровья населения.
  • Не снижать уровень насечки яйца в птицеводческом хозяйстве, а увеличивать выход качественной продукции.

Умение переводить фокус внимания с негатива и проблем им вызванных на их решения – один из ключевых навыков стратегического мышления. Менеджер всегда должен понимать куда он идет, а не зацикливаться на источниках неприятностей и их самих.

Первый пример

Так, мой любимый пример связан со временами учёбы в колледже. У меня был сосед, который учился на компьютерном инжиниринге уже два года, и вот за два года он пришёл к осознанию, что он не хочет учиться на этом направлении. Он хотел перевестись, но боялся, что, сменив направление, будет отставать. Он словно поддавался заблуждению о невозвратных издержках, чувствуя, будто все усилия, что он уже вложил в учёбу, окажутся бессмысленными, если он сменит направление.

Но вышло так, что в нашем университете была система проверки состояния учебной степени. В системе вы, по сути, могли посмотреть, насколько вы продвинулись по своему профилю и в своей степени, учитывая все занятия, которые вы прошли к этому моменту. Но также в нашем университете была система «проверки степени что, если», в которой ты мог выбрать любое существующее направление и посмотреть, насколько далеко ты был бы в нём, если бы решил перевестись. И забавно то, что произошло, когда он прошёл проверку по направлению, на которое он хотел перевестись. В итоге оказалось, что он даже немного обгоняет самого себя в сравнении с нынешним направлением.

И сменив направление, он даже сделал небольшой скачок вперёд. Но все сложилось так лишь потому, что у него была возможность воспользоваться анализом «что, если»: взять данные, задать им вопрос и получить точный ответ.

Стратегическое мышление в бизнесе и жизни

Здесь я хочу поговорить про один конкретный аспект стратегического мышления – о мышлении наперёд, про взгляд в будущее. Если вы можете предвидеть, что будет в будущем и в зависимости от этого поставить себя в выигрышные условия или же отступить назад, чтобы нивелировать эффект возможных неприятностей, то тогда вы действуете эффективнее. Тогда вы можете стать стратегом и тактом. И одна техника, которую я использую для взгляда в будущее называется «Анализ что, если». И это то, что, я надеюсь, вы сможете успешно применить и своей жизни. Это то, что поможет развить ваше стратегическое планирование и мышление для достижения поставленных целей в жизни, карьере и бизнесе.

В своей сути, «Анализ что, если» — это механизм задавания вопроса. Что, если я сделаю это? Что произойдёт? «Анализ что, если» задаёт этот вопрос и затем использует все доступные данные, чтобы дать самый подходящий из всех возможных вариант ответа. Конечно, этот анализ «что, если» может быть невероятно сложным, как в симуляциях Монте Карло, которые проводятся в компаниях, занимающихся анализом данных, или в серьезном бизнесе, когда просчитываются миллионы разных сценариев, чтобы найти тот, что подходит лучше других. Но он может быть и значительно проще и значительно более применимым к вашей жизни. И я хочу привести вам пару примеров.

Основные составляющие стратегического мышления

  1. Стратегическое мышление позволяет человеку предвидеть итог развития ситуации, каким путем будет идти развитие и предугадать действия человека;
  2. Стратегическое мышление дает человеку четкое понимание его места в окружении, компании, команде;
  3. Человек, умеющий мыслить стратегически, умеет правильно расставлять приоритеты и правильно понимать истинные ценности в жизни. А также стратегическое мышление дает человеку смелость идти за ценностями, отстаивать свою точку зрения, невзирая ни на что;
  4. Стратегически мыслящий человек способен в любой ситуации увидеть возможность приближения к своей цели, находить выгоду даже в самой негативной ситуации. Находить выход из любой ситуации.

Постановка целей – одно из составляющих стратегического мышления. Такое мышление помогает достигать любых целей, благодаря способности предвидеть события и получать в уме детальный образ желаемого. Ведь любой цели в жизни можно достигнуть, если четко понимать и представлять, чего именно вы хотите.

как развить стратегическое мышление

Основная задача всех упражнений сводится к тому, чтобы научить человека действовать осмысленно, понимать последствия своих действий и видеть перспективу. Кроме того, понимать, удовлетворит человека конечный результат или нет, и что нужно сделать, чтобы развернуть ситуацию так, чтобы получить желаемое.

Основное упражнение для развития стратегического мышления, это приучить себя задавать себе постоянно такие вопросы:

Чего я хочу в результате?
К каким результатам приведет это действие?
Что нужно сделать, чтобы убедиться в том, что у команды одинаковое видение результатов?
Этого ли я хочу?
Какую ценность несет в себе это действие? Насколько это важно для меня?

  1. Необходимо как можно чаще практиковать визуализацию. Представлять полную картину конечного результата. Любую цель, которую вы хотите достичь, нужно уметь четко представлять. Это касается и действий, встреч, собеседований.

Пример упражнения на визуализацию:

Стратегическое видение  — привычка видеть полную картину происходящего в мельчайших подробностях. Благодаря таким упражнениям и задаваемым вопросам, можно развить эту привычку и она станет частью вашего мышления.

Если вы мечтаете, к примеру, открыть собственную кофейню, представьте в мельчайших деталях, где она будет, как будет выглядеть. Визуализируйте место, интерьер, сотрудников, посетителей, ассортимент товара. Когда вы четко представите, чего хотите, будет намного проще двигаться к цели.

Еще одно упражнение: вспомните любую конфликтную ситуацию из вашей жизни. А теперь проговорите три возможных варианта, как выйти из конфликта с пользой для себя

Это упражнение заставляет мыслить стратегически, прогнозировать наперед, что будет происходить дальше, в зависимости от вашего поведения и сказанных слов.
Очень важно уметь замечать причинно-следственные связи. Проанализируйте, почему человек так поступил, какое действие за этим последовало и почему

Чем длиннее вы сможете выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем более эффективное решение вы примите в конечном результате.

Каждым человеком движет определенная мотивация, желание, цель. Каждое действие можно объяснить определенной эмоцией или чувством. Научитесь это замечать в других людям и контролировать в себе.

Развивайте стратегическое мышление, чтобы сделать свою жизнь понятнее, целенаправленнее и осознаннее.

Тематика: Стратегическое планирование, Развитие интеллекта, Развитие навыков

Развитие наглядно-образного мышления

Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.

Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:

  • нарисуйте образ предмета, человека или явления по памяти;
  • придумайте ненастоящий образ и воплотите на бумаге;
  • дополните уже существующий образ новыми деталями из воображения;
  • нарисуйте машину будущего или жилье своей мечты.

Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет

Развитие стратегического мышления. Каких правил необходимо придерживаться?

Учеными доказано, что положительные эмоции улучшают стратегическое мышление. Поэтому старайтесь больше испытывать положительных эмоций. Займитесь делом, которое вам нравится и приносит удовлетворение. Не забывайте о хобби. Когда занимаетесь тем, что нравится, вы автоматически начинаете мылить по-другому. Вам хочется достичь совершенства в любимом деле, стать лучшим. Поэтому вы не создаете себе вымышленные препятствия, а думаете, что можно предпринять для повышения качества и активно действуете. Любимое дело – главный мотиватор.
Развитие стратегического мышления зависит от вашего умения общаться. Заводите новый круг знакомств, общайтесь с разносторонними интересными личностями. Таким образом, вы заведете не только полезные знакомства, но и перед вами откроются новые перспективы. Развивайте в себе открытость к людям и желание общаться.
Чтобы развить стратегическое мышление, необходимо постоянно получать новые знания из разных областей. Это не говорит о том, что вы должны стать экспертом во многих вещах, но знания дадут вам более широкий кругозор. Вы сможете решать вопросы более быстро, будете знать, где искать ответы, к кому обратиться при необходимости и всегда достойно ответить оппоненту.
Приучите себя к тому, что любую ситуацию нужно анализировать. Делайте из нее выводы, осмысливайте, чем эта ситуация может быть вам полезной и какую выгоду можно из нее извлечь. Любая жизненная ситуация – это неоценимый опыт

Оценивайте объективно, обращайте внимание на причину и конечный результат возникшей ситуации. Со временем это войдет в привычку.
Учитесь добиваться поставленных целей

Для начала ставьте не труднодостижимые цели, например, похудеть на 5 кг за месяц. Так вы научитесь не только анализировать свои шаги, прошлый негативный опыт, но и конкретно планировать свои дальнейшие действия, что и приведет к развитию стратегического мышления. Проанализируйте, какие продукты необходимо исключить, а какие добавить. Какие продукты дают вам ощущение сытости на более длительное время. Занятия каким видом спорта приносят лучший результат, попробуйте плавание, езду на велосипеде или занятия в тренажерном зале. Достигнув цели, отметьте для себя, что вы делали правильно, а что тормозило ваше достижение к цели.
Отлично помогает развить стратегическое мышление игра в шахматы.
Посетите семинары и тренинги, которые проводят психологи. На семинарах вам подберут наиболее эффективные именно для вас упражнения для развития стратегического мышления.

Написано много книг и создано множество тестов, которые рассказывают о том, как развить навык мыслить стратегически. В книгах есть описание различных занятий и упражнений. Но вот вопрос, как в этой всей информации не запутаться и выделить главное, над чем нужно работать?

Принципы стратегического мышления

Наблюдайте и ищите тенденции

Часто мы не видим общую картину. Это происходит потому, что навалилось слишком много работы, что приводит к стрессу и депрессии. Мы пропускаем ключевую информацию, которая могла бы помочь сосредоточиться, расставить приоритеты и быть проактивным при решении проблем.

Чтобы мыслить стратегически, нужно каждый день делать сознательную попытку посмотреть на общую картину и замечать тенденции. Мир меняется постоянно и зачастую направление просматривается. Его-то и надо стараться видеть.

Пускай это будет вашим ежедневным упражнением

Обратите внимание на проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в мире. Наблюдайте за миром бизнеса

Читайте, находите связи между разными темами, статьями и книгами.

Задавайте сложные вопросы

Чтобы замечать тенденции и правильно понимать окружающий мир, нужно задавать сложные, а порой и неудобные вопросы. Вопросы — это язык стратегии. Только дурак может мыслить ответами.

Ищите ответы, спрашивая себя: «Где я себя вижу через год?», «Какой личностью я хочу стать через три года?», «Какой будет моя компания через пять лет?».

Вот еще вопросы, которые стоит задать себе прямо сейчас:

  • Каковы мои слабости?
  • Мне нужно с ними смириться или я смогу их изменить?
  • Какие привычки тянут меня назад?
  • На какую деятельность уходит мое ценное время?

Ведите себя как стратег

Люди, умеющие мыслить стратегически, умеют говорить на этом языке. Они определяют приоритетность и последовательность своих мыслей. Они бросают вызов статус-кво и меняют свои предположения.

Если все это кажется сложным, вот способы, которые помогут отточить навыки:

Добавьте структуру к своему письменному и устному общению. Группируйте и логически упорядочивайте основные моменты и делайте их как можно более краткими.
Направляйте свою мысль таким образом, чтобы говорить как о деталях, так и об общей картине

При публичном выступлении действует это же правило: направляйте внимание аудитории, перемещаясь от общего к конкретному.

Найдите время для размышлений и разрешения конфликтов

Чем бы вы ни занимались, всегда выделяйте время на то, чтобы прийти в себя и подумать. Тяжело менять свою жизнь, если не размышлять о возможностях и решениях.

Главное, понять вот что: размышления — это тоже работа, причем самая ценная. Мы привыкли думать, что человек работает, когда много двигается и создает новые вещи. Но это далеко не всегда так.

То, что происходит в голове, влияет на качество жизни в большей степени. Это помогает успокоиться, потому что вы извлекаете наружу страхи и сомнения, которые проявляются постоянно, но не обдумываются тщательным образом. Работайте над своими внутренними конфликтами и станете мыслить намного эффективнее.

Какие профессии и способы реализации подходят тактикам?

Как уже говорилось, им легче даются дела, где происходит быстрое и короткое планирование, где с ситуацией нужно разбираться здесь и сейчас.

Поэтому деятельность таких людей приветствуется в управлении маленькими коллективами, в соблюдении технологического процесса, в поддержании порядка здесь и сейчас, поддержании уюта, комфорта в семье и в деятельности.

Среди профессий это могут быть менеджеры, руководители среднего звена. Это могут быть люди рабочих профессий. Это прекрасные музыканты, артисты, звезды шоу-бизнеса. Это все люди, настроенные на реализацию задуманного в неотдаленном будущем.

Упражнения

Думали, на этом все полезные лайфхаки закончились? Как бы не так! Я просто не могу отпустить вас без порции увлекательных и интересных упражнений для развития мышления.

Шерлок Холмс

В общественном транспорте или в очереди на почте выберите себе одну “жертву” и пристально наблюдайте за ней. Попробуйте по внешнему виду, манерам, выражению лица и другим деталям составить детальный психологический портрет человека.

Подумайте, чем он вероятнее всего занимается, как проводит свободное время, есть ли у него семья. Старайтесь, чтобы все ваши выводы имели под собой какое-то, пусть даже не самое очевидное, основание. Например, вы заметили на руке у человека царапину и сделали вывод о том, что он живет с кошкой.

Конечно, у вас не будет шанса проверить свои догадки, но это и не важно. Важен сам мыслительный процесс, который протекает у вас в голове

Мозг учится делать логические выводы, выдвигать предположения и умозаключения, оценивать их вероятность.

Инструкции

Вам нужно взять какой-нибудь простой предмет из вашего обихода и постараться составить для него максимально подробную и понятную инструкцию. Давайте рассмотрим на примере дверного ключа.

  1. Ключ – это приспособление для открывания замка. Представляет собой небольшой предмет неправильной формы, сделанный из металла.
  2. Возьмите ключ в руку указательным и большим пальцем за самую широкую его часть.
  3. Аккуратно вставьте ключ в замок до упора и проверните несколько раз, пока дверь не откроется.
  4. Чтобы закрыть дверь, сделайте все то же самое, только поверните ключ в другую сторону.
  5. Вытащите ключ из замка и положите на место.

Что общего?

Простое и универсальное упражнение. Подойдет и взрослым, и детям. Представьте два несвязанных между собой предмета или явления. Например, ногу и экскаватор. Ваша задача – найти между ними как можно больше общего.

В нашем случае это может быть следующее.

  1. И нога, и экскаватор передвигаются по земле.
  2. И ногой, и экскаватором можно раздавить муравья.
  3. На экскаваторе, как и на ноге, можно рисовать красками.
  4. И экскаватор, и нога содержат в себе букву “а”.

И так далее. Ничего страшного, если ваши сходства будут казаться вам бредовыми. Усмирите своего внутреннего критика. С помощью этого упражнения, кстати, также можно развивать креативность.

Когда потренируетесь на предметах, можете усложнить себе задачу и начать искать сходства между материальными объектами и абстрактными категориями. Например, что общего между справедливостью и расческой. Или между тоской и бегемотом.

Виды познавательной деятельности

Мышление — это познавательный процесс, дающий человеку возможность наблюдать за изменениями в окружающем мире и делать сложные выводы. Психологам известны основные виды мыслительных процессов. В разных ситуациях люди могут использовать сразу несколько когнитивных функций для решения задач.

Основные виды мышления:

  1. Наглядно-действенное. Изучение свойств объектов окружающего мира проводится с помощью физического взаимодействия. Человек получает необходимый опыт и делает выводы.
  2. Образное. В сознании появляется представление о свойствах объектов и явлений, отражающее реальный опыт. Для повторного изучения свойств индивиду уже не требуется физическое взаимодействие.
  3. Словесно-логическое. Появление устного и письменного языка неразрывно связано с развитием аналитических способностей. В сознании возникают понятия об определенных объектах и явлениях. Формируются сложные логические цепочки.
  4. Абстрактно-теоретическое. Главным отличием человека от животных является способность анализировать в отрыве от непосредственного наблюдения и взаимодействия. Люди ежедневно представляют себя в разных ситуациях и предполагают, какие решения они бы принимали.
  5. Эмпирическое. В течение жизни люди накапливают опыт, суммирующий представление об окружающем мире. Опыт помогает разграничивать теорию и практику.
  6. Творческое. Это наиболее сложный тип когнитивной деятельности, сочетающий абстракцию, субъективные взгляды и развитое образное восприятие.

Успешное планирование в большей степени зависит от сочетания абстрактно-теоретического, наглядно-действенного и творческого мышления. Научиться мыслить стратегически можно с помощью улучшения этих видов мыслительной деятельности.

К чему приводит отсутствие развитого стратегического мышления?

Отсутствие стратегического мышления в личной жизни приводит к отсутствию мотивации, желании жить, двигаться вперед и что-то достигать. Ведь, если у человека нет собственного видения, чего он хочет – он начинает хотеть что-то чужое. Копировать и желать то, что есть у других. Естественно, не получая этого, человек теряет жизненную силу и энергию. Когда человек не способен визуализировать конечный результат, он не предпринимает никаких целенаправленных действий для достижения своих желаний. Такой человек просто уныло плывет по течению, ничего не достигая и ничему не радуясь.

По отношению к команде, отсутствие единого видения результата приводит к тому, что каждый будет тянуть в свою сторону и не осознавать свое место в команде. Это приведет к большей затрате времени и ресурсов для достижения результата.

Для компании отсутствие четкого видения конечного результата руководителем компании приведет к конфликтам, зря потраченным средствам, упущенным возможностям. В результате, это приведет к потери конкурентной позиции.

К чему приводит отсутствие развитого стратегического мышления?

Отсутствие стратегического мышления в личной жизни приводит к отсутствию мотивации, желании жить, двигаться вперед и что-то достигать. Ведь, если у человека нет собственного видения, чего он хочет – он начинает хотеть что-то чужое. Копировать и желать то, что есть у других. Естественно, не получая этого, человек теряет жизненную силу и энергию. Когда человек не способен визуализировать конечный результат, он не предпринимает никаких целенаправленных действий для достижения своих желаний. Такой человек просто уныло плывет по течению, ничего не достигая и ничему не радуясь.

По отношению к команде, отсутствие единого видения результата приводит к тому, что каждый будет тянуть в свою сторону и не осознавать свое место в команде. Это приведет к большей затрате времени и ресурсов для достижения результата.

Для компании отсутствие четкого видения конечного результата руководителем компании приведет к конфликтам, зря потраченным средствам, упущенным возможностям. В результате, это приведет к потери конкурентной позиции.