Лучшие комики: всех времен, западные, российские🤣

Бонус: методичка по стендапу от Никиты Некрасова

Привет, будущая звезда комедии! Тебе предлагается методичка по стендапу от Никиты Некрасова.

Сначала нужно написать три минуты своего роскошного юмора. Мы знаем, что у тебя есть много историй и приколов на 40 минут, но тебе дадут всего три. Тем более три минуты — это отличный тайминг для того, чтобы начать.

Как только ты написал монолог, который перевернет игру, тебе надо найти, где выступить. Вводишь в поисковике «Открытый микрофон для начинающих комиков» и кликаешь на один из предложенных вариантов. Но приготовься к тому, что там могут быть условия.

Например, нужно будет привести двух друзей. Если вдруг у тебя нет двух друзей, задумайся и потрать (или займи у кого-нибудь) 300 рублей, чтобы выступить в понедельник на коммерческом микрофоне в стендап-клубе на Арбате.

Пройдет немного времени, и ты либо бросишь, либо станешь легендой юмора и сможешь ходить на открытые микрофоны бесплатно и без друзей! Еще у тебя будут платные выступления. Потом ты станешь креативным продюсером, придумаешь свой сериал и возьмешь меня работать автором. Но пока — просто напиши три минуты, найди двух друзей и проверь, понравится ли тебе все это…

Кто боится Ленни Брюса?

В первой половине XX века у стендапа появляется свое «безопасное пространство» — ночные клубы. Здесь можно позволять себе достаточно смелый юмор, ведь если человек решил прийти поздним вечером, купить билет и остаться — он уже в каком-то смысле «свой». Вместе с тем возникают и приживаются формы массового вещания — радио и ТВ, — которые часто обращаются к комедии. Такие комики, как Милтон Берл, Джеки Глисон, Боб Хоуп или черная пионерка женской стендап-комедии Мамс Мэбли, прокладывают дорогу из клубов к радиопередачам и телеэфирам. К 1950-м появляются первые «вечерние шоу» — сначала Эда Салливана, затем Стива Аллена (в 1959-м даже Хью Хефнер запустил свое ток-шоу под названием Playboy’s Penthouse!). Здесь гостевые номера и монологи всегда востребованы, а поскольку шоу выходят каждую неделю, возникает и спрос на комиков. С одной стороны, ТВ и радио помогают формировать сцену. С другой, по пути в эфир сатирикам приходится существенно полировать и смягчать свой материал. Их шутки, рассчитанные не на «своих», а на безликих «всех», на целые семейства по ту сторону экрана, не столько противостоят действительности, сколько работают на нее. Это более консервативный и безопасный юмор, который не столько разрушает, сколько фиксирует и эксплуатирует стереотипы. Например, еврейские комики часто обыгрывают стереотипическую женственность и нервозность — зрители рады, так они себе «их» и представляли.

А затем появляется Ленни Брюс. Он начинал, как и многие: пытался подвизаться сценаристом, пародировал со сцены звезд кино и чувствовал — «как у многих» не складывается. В 1950-е он находит собственный голос. Брюса часто зовут «дитя джазовой эпохи». Как отмечал его биограф Альберт Голдман, «Ленни поклонялся богам Спонтанности, Прямоты и Свободных ассоциаций». Вместо ладно написанных миниатюр он выходил с номерами, похожими на поток сознания: одна шутка вела к другой, та позволяла сменить тему, а тема допускала любые отвлечения. Брюс шутил о своем еврействе, о сексе и ориентации, о браке и аборте, религии и наркотиках. Но главное — он разговаривал с публикой напрямки, без той дистанции и антуража, которых обычно ищут артисты.

Его ждал колоссальных успех в клубах — и статус persona non grata на ТВ. Выручил Хью Хефнер, большой фанат Брюса. Рискнул в какой-то момент и Стив Аллен: Брюс начал выступление с обещания «вести себя прилично». В этом же эпизоде Брюс говорил, что его слова часто находят оскорбительными. А вот, продолжал он, пример слова, которое оскорбляет лично его: «сегрегация». Никто не смеется, но ущерб уже причинен: комику понадобилось одно предложение, чтобы сместить фокус с расхожих стереотипов на самого зрителя и его взгляды. Брюса невозможно было упаковать в телевизионный формат, никакой смокинг и обстановка коктейльной вечеринки не помогут. Его даже снимали иначе.

Выступление Ленни Брюса на шоу Стива Аллена в апреле 1959 года. Позднее этот эпизод воссоздадут в сериале «Удивительная миссис Мейзел», по сюжету которого Брюс заводит дружбу с главной героиней, вымышленной исполнительницей стендапа Мидж Мейзел.

В своем стендапе Ленни Брюс начал использовать табуированную лексику. Он разбирался в допустимых пределах использования слова «кончить», матерился на английском и на идише и постоянно заканчивал вечера в полицейском участке. Завсегдатаем его выступлений стала полиция, а в 1964-м его арест стал результатом операции с агентами под прикрытием: они пришли в штатском и позволили Брюсу закончить, после чего арестовали. Его и владельца клуба осудили на четыре месяца принудительных работ. После суда Брюсу все труднее было найти работу: управляющие боялись звать комика и нарываться на штрафы, а он ничего не собирался менять в своих представлениях. Через два года комик скончался от передозировки.

Ленни Брюс был помилован 39 лет спустя губернатором Нью-Йорка Джорджем Патаки. «Свобода слова — одна из величайших американских свобод, и я надеюсь, что это помилование послужит напоминанием о тех ценных свободах, за сохранение которых мы сражаемся…» — отметил Патаки. Постоянные аресты, добровольный отказ от складной карьеры комика с телеэфирами и контрактами в Вегасе превратили Брюса в контркультурного героя и борца за свободу выражения. Во всяком случае, цену этой борьбы он заплатил сполна.

Личная жизнь

Мария Маркова была замужем, но брак, в котором родилась дочь, оказался неудачным. Сейчас актриса разведена. На тему супругов, одиноких женщин, знакомства с мужчинами актриса часто шутит в своих стендапах, не боясь смеяться, в том числе, и над собой.

Есть информация, что после монолога Маши о сбежавшем от нее сотруднике Мосводоканала мужчины в сети пишут ей признания, представляясь красивыми сантехниками. Занято ли сердце Марии — неизвестно. Информации в сети о ее избраннике нет.

Сейчас Маша по-прежнему является участницей шоу «Женской стендап». Маркова ведет соцсети ВКонтакте, Instagram, в которых часто делится с подписчиками своими фотографиями.

Мария Маркова – стендап-актриса, покорившая огромную аудиторию телеканала ТНТ своим обаянием, красотой и тонким интеллектуальным юмором.

От менестрелей до стендапа

Стендап, каким мы его знаем сегодня — человек и аудитория, — возник не так давно. Его родиной принято считать США, страну, в которой существовали сильные сатирические и смеховые традиции. Что и говорить, будущий президент страны и лидер борьбы за независимость Бенджамин Франклин в юности написал сатирический рассказ «Процесс над ведьмами на горе Холли». В нем он высмеивал набожное общество XVIII века, которое утверждает правоту через суеверия и обряды. В частности, там предполагаемых ведьм — мужчину и женщину — бросают в воду. Кто утонет, тот не ведьма. Вдруг мужчина начинает плыть.

«Обвиняемый, удивленный собственному плаванию, был уже не так уверен в своей невиновности, но сказал следующее: «Если я и ведьма, то сам об этом ничего не знал»».

Возможно, это не тянет на современный стендап, но с миниатюрой какого-нибудь постсоветского сатирика вполне сопоставимо.

Bettmann/Getty Images

Комик Берт Уильямс на сцене в 1900 году. Уильямс был одним из самых популярных артистов менестрель-щоу и водевилей тех времен.

Литературной традиции противостояла уличная, так называемые менестрели — водевильные артисты, мазавшие лицо черным гримом («блэкфейс»). Такие шоу высмеивали черных жителей, находившихся в рабстве, утверждая стереотипы об их лености, глупости и бестолковой религиозности. Менестрели представляют собой хороший пример того, как закрепощенность слова и социального положения влияет на юмор. Иными словами, вместо того, чтобы смеяться над собственным небезупречным положением, простые американцы находили отдохновение в издевательских пародиях на обездоленных и притесненных. Возвращаясь к аналогиям с постсоветской комедией, можно вспомнить Михаила Задорнова, который на бедственном социальном фоне 1990-х шутил про «тупых американцев». (До поры до времени эти шутки были с двойным дном, покуда сам сатирик не поверил в то, что не тупыми могут быть только русские.)

Несмотря на старания Франклина и менестрелей, в 1868 году Чарльз Диккенс писал, что американцев «юморными определенно не назовешь». Возможно, он просто не был в парижском «Клубе животов», где оказавшиеся за границей американские писатели и художники встречались, чтобы весело провести время. В 1879-м (жаль, Диккенса уже не было в живых) писатель Марк Твен выступал здесь с докладом «Некоторые мысли о науке онанизма». Мысли, разумеется, были сплошь непристойные. Среди прочего Твен озвучивал шуточные высказывания «великих» о мастурбации. Так, Бенджамину Франклину он приписал слова «мастурбация — это лучшая политика», которые в век интернета сроднились с человеком со стодолларовой банкноты.

И тема (секс), и место (клуб), и форма этого выступления (устный рассказ) напоминают современный стендап. Как правило, стендап-комедия работает с бытовым и социальным материалом, представляет собой монолог и полагается на устную подачу.

Примерно тогда же профессиональные комики научились обходиться без музыкальных и костюмированных номеров. Так, артист водевиля Чарли Кейс сначала прославился пародиями на современные баллады, но в 1880-е стал экспериментировать, убирая из своих выступлений музыку, костюмы и реквизит. К 1906 году его уже ставили в ряд с «самыми смешными исполнителями комических монологов», то есть жанр стал оформляться.

У самих артистов это называлось «выступать в одном лице» (in one). Мастером такой подачи называют Фрэнка Фэя. Сначала он перемежал своими выступлениями чужие номера. Это позволило Фэю не только отказаться от всяческого сопровождения — он еще и начал говорить о собственной жизни, а не от лица некоего персонажа. Например, когда в 1917 году уже знаменитостью он прошел через затратный и публичный процесс развода, эти переживания стали материалом его новых монологов. Затем Фэй и вовсе вышел из состава сборных солянок — и принялся выступать отдельно: только человек и публика. Революционер комедии, в 1920-е он, по некоторым сведениям, зарабатывал 17 500 долларов в неделю — около четверти миллиона на нынешние деньги.

Фэй и те, кто принялся (одновременно или вслед) выступать самостоятельно, сократили дистанцию между собой и зрителем. Юмор перестал трамбоваться в музыкальный куплет, гримированную пародию, ему больше не требовался абсурд тычков и затрещин. Люди хотели слышать о себе, о жизненных тяготах, несправедливых ситуациях и о том, что обсуждать в иных обстоятельствах считалось недопустимым либо же зазорным.

Bettmann/Getty Images

Полицейский обыскивает Ленни Брюса, 1961 год, Сан-Франциско, США.

Стендап: специфика жанра

Стендап (Stand up) – жанр комедии, который предполагает сольное выступление артиста перед публикой. Основными особенностями этого юмористического формата являются:

  • выступление перед живой аудиторией;
  • взаимодействие с залом;
  • жизненность затрагиваемых тем.

Комики, работающие в этом направлении, уделяют особое внимание текстовому содержанию монологов, так как основная юмористическая нагрузка ложится именно на смысловую составляющую выступления. Жанр стендапа подразумевает разговорную манеру повествования, которая допускает использование ненормативной лексики, что позволяет вывести комедию на новый уровень тесного взаимопонимания артиста с залом

Освещение злободневных вопросов, предельная откровенность автора делает это течение в юморе очень востребованным у зрителя.

Немаловажное место занимает также подача шуток. Стендап не ограничивается только повествовательной манерой выступления

Это один из самых свободных в выражении жанров. Многие комики, хорошо знающие, что такое стендап, используют музыкальные инструменты, видеосопровождение и даже фокусы, чтобы разнообразить свои номера и сделать их зрелищнее.

Стас Старовойтов сейчас

В 2020 году юморист продолжил творческую карьеру, подарил поклонникам новые монологи про женщин и мужчин в рамках Stand Up. Кроме того, Стас успел стать участником нескольких развлекательных шоу. Так, поклонники увидели комика в качестве гостя программы «Импровизация», в которой он вместе с постоянными участниками проекта демонстрировал мастерство спонтанного юмора (в частности, в конкурсе «Громкий разговор»).

Также фанаты оценили выпуск передачи «Где логика?», в которой попал в одну команду с актером и комиком Романом Поповым, звездой сериала «Полицейский с Рублевки». Противниками «дуэта» выступили исполнитель Алексей Базанов и интеллектуал Анатолий Вассерман. В ноябре в интервью подкаста «Время от времени» Славы Комиссаренко, который ушел из stand-up, Старовойтов поделился откровениями о своем алкоголизме.

А позднее в эфире шоу «Макарена» на ютьюб-канале Карена Адамяна Стас признался, что завидует коллегам по стендапу Нурлану Сабурову и Алексею Щербакову, которые, по мнению артиста, добились большего успеха у зрителей, чем он. Но эти реалии не остановили творческие порывы — комик попробовал себя в качестве киноактера. Первым в фильмографии исполнителя стал сериал «Батя», который вышел на экраны в начале января 2021 года. Вместе со Старовойтовым в фильме снялся Владимир Вдовиченко.

Энди Кауфман

Хотя Энди часто называли комиком, сам Кауфман никогда себя так не называл. Он отказывался выступать с шутками или участвовать в комедиях, по крайней мере так, как это делали другие. Кауфман считал себя антикомиком, артистом абсурда, и называл себя «артистом, который танцует и поёт». В своих номерах Энди всегда вызывал у зрителей разные чувства — от оцепенения и отвращения до безудержного смеха. Для него не существовало границ в придумываемых розыгрышах.

Помимо странности, Энди Кауфман окутал себя загадочностью. До сих пор многие считают, что он вообще не умер, и просто ждет своего часа, чтобы появиться на публике. Ведь он много раз при жизни шутил, что именно так и поступит. Туману добавил его родной брат, в 2013 году заявивший, что нашел записку от Энди почти сразу после его смерти.

Некоторые до сих пор не уверены, действительно ли артист умер или просто инсценировал свою смерть.

Ричард Прайор

Прайор не так близко знаком россиянам, как Карлин, но не менее значим.

Наиболее влиятельный чернокожий комик, социальный критик, и актер, пик популярности которого пришелся на 1970-1980 годы. Ричард Прайор — типичный афроамериканец, каким их изображал Голливуд. Он не был бедным, но в детстве грабил соседские дома и часто попадался. В 19 лет Прайор напал на владельцев клуба, принадлежащего итальянской мафии, с игрушечным пистолетом. Он был сыном боксера и проститутки, а воспитывала его бабушка в борделе, хозяйкой которого она сама и была.

Пятикратный обладатель «Эмми» начинал как конферансье. Вскоре он стал регулярно появляться в телевизионных развлекательных передачах «Шоу Эда Салливана» и «The Tonight Show Starring Johnny Carson». Популярность Прайора быстро росла, он решил попробовать себя на сцене Лас-Вегаса, где его ждал успех в качестве стендап-комика.

В 2004 году Прайор занял первое место в списке Comedy Central из 100 величайших стендаперов всех времен. В британском опросе 2005 года по мнению The Comedian’s Comedian Прайор занял десятую строчку в рейтинге лучших деятелей комедийного жанра всех времен.

Что с рукой

Не секрет, что с первых выступлений Сергей запомнился публике как «парень без руки», который вовсе не зацикливается на своём физическом недостатке, а напротив, очень тонко и непринуждённо шутит над сложившейся ситуацией.

Сергей Детков не теряет оптимизма и часто шутит на тему отсутствия рукиПо признанию Сергея, поначалу он раздражался и не отвечал на назойливые вопросы по поводу отсутствия руки. Но сейчас предпочитает реагировать на бесцеремонность шутками, каждый раз выдвигая новые прикольные версии:

  • откусила акула;
  • потерял (просит перезвонить на неё);
  • травма на пилораме;
  • разонравилась;
  • просто надоела.

На самом деле левого предплечья у Сергея нет с рождения. В своих номерах комик часто обыгрывает эту тему. Именно за ироничное отношение к самому себе он и полюбился зрителям.

Джордж Карлин

Один из первопроходцев жанра, актёр и писатель, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена.

Начинал Карлин диджеем на радиостанции, затем ставил комедийные номера в ночных клубах, был частым гостем на различных телешоу. Его популярность росла как снежный ком. Всего артист выпустил 14 полнометражных стендапов.

В своих книгах и выступлениях Карлин разрушает все основы современного общества и общечеловеческие ценности. Для его проницательного взгляда и уничтожающего юмора нет запретных тем — религиозные догмы, гендерные стереотипы, политкорректность, масс-медиа, политика, патриотизм, институт семьи. Некоторые его монологи попадали под разбирательство в Верховном суде США.

Стендап в России

Что такое стендап, в России и других странах бывшего СССР узнали относительно недавно, но данный жанр уже успел завоевать безграничную любовь зрителей и продолжает набирать популярность. Комики, работающие в этом направлении комедии, успешно гастролируют, собирая большие залы.

Все больше и больше молодых юмористов выбирают для своего творчества это направление юмора. Изначально базируясь в небольших клубах и на маленьких закрытых площадках, стендап вышел на всероссийский уровень популярности. Телевизионные шоу, посвященные этому комедийному жанру, имеют большую популярность и высокие рейтинги.

Корни жанра

Стендап-комедии впервые появились в Греции. Они призывали к простоте жизни, избавлению от условностей и наслаждению жизнью.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в Великобритании в мюзик-холлах начали появляться стендап-комедии. Перед выступлением комедийных актеров их сценки проходили обязательную проверку на цензуру. В семидесятых годах двадцатого века мюзик-холлы стали невостребованными и исчезли. Стендап-комедии стали проходить в клубах для рабочих.

В Америке жанр обрел большую популярность после войны. Начали строиться всё новые и новые клубы, где выступали со своими номерами стендап-комики. Известны такие комики, как Вуди Аллен, Эдди Мёрфи, Ленни Брюс, Робин Уильямс, Билл Косби, Билл Хикс и другие знаменитые актеры.

Как попасть на стендап?

Как мы видим, данный юмористический жанр сейчас очень популярен в России. Почти в каждом городе регулярно проходят большие концерты звезд телевизионного проекта, вечеринки с участием местных комиков, мероприятия формата «открытый микрофон». Достаточно заглянуть в афишу своего населенного пункта, чтобы найти подходящий концерт и приобрести билеты на стендап.

Некоторые мероприятия проводятся абсолютно бесплатно. Также у начинающих комиков есть возможность выступить перед зрителями, ведь на многих подобных встречах организаторы предоставляют такую возможность.

Становится понятно, почему этот вид комедии имеет огромную популярность в мире. Стендап – поистине народный жанр, близкий и доступный каждому. Это способность увидеть наш мир непредвзято и всё равно любить его таким, какой он есть.

Декорум, или Всему свои время и место

Когда Саша Барон Коэн в образе казахского журналиста вышел перед посетителями родео и спел гимн США со словами «Казахстан — величайшая в мире страна, а всеми прочими странами правят девчонки», . Более того, съемочной группе пришлось спешно покинуть город, пока комика не линчевали. Но когда этот эпизод стал частью фильма «Борат», американские зрители (быть может и те, кто любит родео) смотрели его с восторгом. Что изменилось? Обстоятельства соприкосновения. Неуместная выходка на родео стала естественной частью фильма, целиком построенного на провокациях и явственно маркированного как сатира. исследователь свободы мысли Пол Стёрджес пишет, что «фразы вроде «я шучу» или «это же просто шутка» зачастую используются в разговоре, если возникает ощущение того, что могла быть причинена обида». В нас будто бы есть определенный тумблер, и эти фразы призваны его переключать.

Уже в Античности поэты и философы рассуждали о пристойности и уместности в искусстве. Так возник термин «декорум», который изначально подразумевал соответствие стиля изложения его предмету. В I веке до нашей эры Гораций писал: «Каждой вещи прилично природой ей данное место!» К XVI веку декорум стал пониматься и как социальные приличия. У юмора всегда была своя иерархия. То, что позволялось шуту, нельзя было сказать на площади. То, что звучало на советской кухне, нельзя было озвучить со сцены во время кремлевского концерта.

Но юмор — все равно что вирус: он легко разносится и заражает всех на своем пути. То, что кремлевский конферанс обходился без кухонных анекдотов, не означало, что выступающий не знал их или не сочинял такие же сам. Юмор находил себе пристанище в цирке и балагане, в театре и газете, в мюзик-холле и водевиле. И всегда просачивался наружу со стремительностью, для которой даже вывели формулу «утром в газете — вечером в куплете». Откуда бы мы с вами ни были, мы рассказываем одни и те же анекдоты, и так повелось задолго до соцсетей.

За что Идрака признали «нежелательным»

Выступая на YouTube-шоу «Разгоны» от 1 марта комик Идрак Мирзализаде шутил о сложностях, с которыми сталкиваются иностранцы при поиске жилья в Москве, поскольку владельцы недвижимости хотят видеть арендаторами только славян. Он рассказал, что снял квартиру, в которой предыдущими жильцами были русские: «Мы с братом выбрасывали обосранный матрас, а в этой квартире был обосранный матрас. Предыдущие съемщики, если что, русские. Видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать». Следом комик добавил: «Французы великая нация и могут позволить себе быть националистами. Да, это плохо — быть националистом, но французы могут себе это позволить <…> А это кто? Какой-то русский Павел смотрит на меня с претензией».

Через несколько месяцев соцсети и СМИ обратили внимание на эту шутку; она вызвала волну возмущения — о Мирзализаде писал «Царьград» и упоминал в эфире телеведущий Владимир Соловьев. В кампании против комика участвовал и создатель «Мужского государства» блогер Владислав Поздняков

В одном из постов 24 августа он призвал подписчиков писать обращения на сайт МВД с требованием «рассмотреть вопрос о признании нежелательным пребывания на территории Российской Федерации». Связано ли это с сегодняшним решением министерства, неизвестно — в пресс-релизе МВД не упоминает чьи-либо обращения.

Вечером 25 июня на Идрака напали — его ударили сзади по голове и потребовали извиниться.

Сам комик настаивал на том, что его слова были вырваны из контекста, а он иронизировал над ксенофобией: «Хотел бы немного разобрать шутку. Естественно, это высмеивание суждения по одному негативному инциденту о целом народе. То, с чем сталкивается любой неславянин в СНГ регулярно. Я готов заявить перед всем миром, что у русских не обосранные матрасы».

Через месяц на Идрака составили административный протокол о возбуждении ненависти. Прокуратура настаивала, что комик «произнес высказывания, содержащие <…> признаки унижения группы лиц, выделенной по национальному признаку, а также пропаганду ее неполноценности». В протоколе цитировались его высказывания про матрасы и говно. 9 августа Таганский суд Москвы арестовал Мирзализаде на 10 суток. Пока Идрак отбывал арест в спецприемнике, его коллеги провели два концерта в его поддержку и запустили флешмоб #Идракневраг; некоторые приехали встречать его из спецприемника.

Освободившись, Мирзализаде поблагодарил друзей, коллег и адвоката и попросил прощения у тех, кого задела эта ситуация: «Давайте жить дружно и двигаться дальше».

После ареста Идрака с канала «Стендап-Клуб #1» пропала запись его последнего сольного концерта, рассказала «Медиазоне» постоянная зрительница комика. Когда именно ее удалили, она не знает, но в день ареста оно еще было доступно. Кроме того, с канала Владимира Бухарова пропала запись подкаста с Мирзализаде — судя по всему, на записи комик частично пересказывал свои шутки с сольника.

Эта запись по-прежнему доступна в Apple Podcasts. Мирзализаде шутил, что любит провоцировать зрителей: «Я иногда по десять минут просто русских обсираю». Кроме того, в одном из своих стендапах он упоминал главу «Роснефти» Игоря Сечина и спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Руслан Белый

Наверное, самый популярный стендап-комик в России. Родившись в Праге, переехал с семьёй в Воронеж, когда ему было 15 лет. Здесь он начал заниматься юмором, стартуя, как и многие юмористы, с игры в студенческой команде КВН. Позже вступил в воронежское объединение Comedy Club.

Дальнейшим продвижением в карьере было участие в телевизионных проектах «Смех без правил» и «Убойная лига», где его стендап-выступления имели большой успех. Именно Руслан Белый является основателем, а также бессменным ведущим телевизионного шоу «Стендап» на ТНТ. Юмор этого комика отличается жесткостью и бескомпромиссностью, его монологи зачастую являются сатирой на поведение людей, а также политическую ситуацию и важные события в мире.

История стендапа как жанра

Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие

И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод

В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.

В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.

В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.

Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.

Джимми Карр

Английский комик, для которого нет ничего святого. Секунду назад он шутил над карликами, а прямо сейчас издевается над городом, в котором дает свой концерт. Хотя иногда выступление делится на своеобразные рубрики, подобно тв-шоу.

Его острые подколки и чёрный юмор нравятся не всем, к чему Карр относится спокойно, говоря, что люди имеют право оскорбиться, но и у него есть право свободно шутить о чём хочет.

Тонкий британский юмор и безупречные уан-лайны делают всякую черную шутку в его исполнении прежде всего смешной. Это позволяет Карру избегать ответственности за свои оскорбления. В большинстве случаев.

https://youtube.com/watch?v=3z5oHGtGdxk

Руслан Белый

Ведущий, продюсер и постоянный участник шоу StandUp, резидент Comedy Club на ТНТ. Начинал, как и многие, с КВН, где выступал в воронежских командах «Седьмое небо» (во время учебы в Военном Авиационном Инженерном Университете, был ее капитаном) и «25-я» (вместе с Юлией Ахмедовой). Некоторое время выбирал между карьерой военного и комика.

Сегодня Белый — один из самых известных российских стендап-комиков. Он много гастролирует, дал несколько больших концертов. В 2015 году он приехал в Воронеж, где живут его родители, и записал большой сольный концерт, который снимали для показа на телевидении.

https://youtube.com/watch?v=YwsRiTIxCB4

«Открытый микрофон»

Передача «Открытый микрофон» считается своеобразной альтернативой аналогичному шоу «Comedy Баттл», который также выходит на ТНТ. Чтобы попасть в проект, участникам пришлось пройти масштабный общероссийский кастинг. Сергей Детков в 2017 году стал участником второго сезона.

По итогам отборочных туров Детков присоединился к команде Славы КомиссаренкоВ конечном итоге победа украинскому комику не досталась, но Сергей считает этот конкурс лучшим, что с ним происходило в жизни. Благодаря участию в шоу начинающий стендапер вошёл в число перспективных юмористов. Наставники отметили потрясающую самоиронию, присущую Сергею, способность непринуждённо говорить на любые темы. После участия в проекте Детков получил приглашение от Руслана Белого в «Стендап на ТНТ», где смог проявить себя сначала как автор, а затем и как исполнитель. Его коллегами по сцене стали уже хорошо известные зрителям комики Руслан Белый, Юля Ахмедова, Стас Старовойтов, Алексей Щербаков и многие другие.

С Алексеем Щербаковым Сергея связывают тёплые дружеские отношения

9 Нурлан Сабуров

Кто это?  Даже в нашей не слишком напуганной политкорректностью стране шутки про национальные меньшинства со сцены осмеливаются произносить лишь представители этих самых национальных меньшинств. Но мы любим Нурлана не только за то, что он казах, но и за то, что дал нам возможность с чистой совестью – он первый начал! – посмеяться над азиатами и мигрантами.

Нурлана часто сравнивают с королем «уанлайнеров» (так в лексиконе стендапа называют лаконичные шутки, «в одну строку») Джимми Карром. Кроме тяготения к минимализму нашего казаха и их британца объединяет и манера общения со зрителями. И тот и другой в импровизированном разговоре с выхваченной из зала жертвой чувствуют себя как рыба в воде, в то время как жертва чувствует себя рыбой на сковородке. Впрочем, благодаря харизме комика, людям это даже нравится.

Где увидеть Stand Up на «ТНТ», живьем в твоем городе.

ШуткиХодить в гостях в туалет всегда неловко. Ты будешь делать это максимально тихо, чтобы у них сложилось впечатление, что ты пошел туда постоять.

***

Я не против геев. Я просто за то, чтобы их было четное количество.

***

У меня есть дочь, и я считаю, что ребенка первые четыре года можно не любить: он все равно ничего не вспомнит.

***

До 18 лет я много дружил с чеченцами. Или ингушами. Я так и не выяснил. Когда боишься, не уточняешь.

Где встречается

Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.

Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.