Contents
Леонардовские цвета
В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.
Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».
Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.
Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.
Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.
Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.
Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».
Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.
Но в 2000-х картину отреставрировали. Спустя 6 лет кропотливой работы. Сделав все возможное, чтобы она была вновь похожа на творение Леонардо.
Увы, в таком случае это уже скорее работа реставратора, а не мастера Эпохи Возрождения.
*В конце марта 2019 году в СМИ появились сообщения, что картина исчезла из музея в Абу-Даби. Ее больше не выставляют на всеобщее обозрение.
Ведущие мировые искусствоведы выражают глубочайшее сожаление, так как не иметь возможности видеть такой шедевр – большое несчастье для любителей искусства.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
История продажи в 2017 году
2017 стал особым годом в истории «Спасителя». Его выставили на продажу, чтобы компенсировать Рыболовлевым убытки. Оригинальный красочный слой картины находился в плачевном состоянии, поэтому оценили лот в 100 миллионов долларов.
Выставили картину на аукционе Christie’s. Перед этим развернули небывалую рекламную кампанию. Лот называли последним живописным произведением да Винчи, в интернет выложили ролики с разглядывающими полотно знаменитостями. Попасть на предпродажный показ в Нью-Йорке можно было только после часовой очереди.
Торги состоялись 15 ноября. Масштабность шага аукциона поражала, достигая 30-40 миллионов долларов.
«Потерянный Леонардо»
На протяжении нескольких лет при подготовке документальной ленты «Потерянный Леонардо» (The Lost Leonardo) датский режиссёр Андреас Кёфёд (Andreas Koefoed) беседовал с экспертами по творчеству Леонардо да Винчи, искусствоведами, кураторами музеев и торговцами произведениями искусства. Некоторые из основных участников, включая музеи:
- Лондонская Национальная галерея;
- Лувр;
- и аукционный дом Christie’s
отказались давать комментарии документалисту.
«Потерянный Леонардо» начинается с интервью двух арт-дилеров, которые в 2005 году купили картину за $1 175 на распродаже в Новом Орлеане. Не очень ценное приобретение было передано для оценки историку искусства и реставратору Дайане Дуайер Модестини (Dianne Dwyer Modestini). Удалив слой за слоем краски и лак на изображении лика Христа, Модестини заметила, что рот Спасителя напоминает улыбку самого известного произведения Леонардо — «Джоконды».
За период с 2007 по 2010 год, когда специалисты по творчеству Леонардо со всего мира скрупулезно изучали «Спасителя мира», они пришли к «широкому консенсусу» в отношении того, что это произведение Леонардо «единственная оригинальная картина, с которой сделаны многие копии и ученические версии».
Salvator Mundi
Полностью отреставрированное произведение искусства впервые выставили в лондонской Национальной галерее в 2011 году, ещё больше породив дискуссий. После показа «Salvator Mundi» в Лондоне его стоимость резко возросла. В 2013 году арт-дилер Ив Бувье (Yves Bouvier), купивший полотно за 80 миллионов долларов, перепродал его российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву за 127 миллионов долларов.
Один из представленных в документальном фильме искусствоведов заявил: «Все хотели, чтобы это был Леонардо». «Возможно, это и есть Леонардо, — добавил другой эксперт — «если уж говорить об экономике, это просто вопрос экономики. И жадность. Основные человеческие слабости. Деньги».
Художественный критик журнала New York, лауреат Пулитцеровской премии Джерри Зальц (Jerry Saltz), и ранее выражавший «большие сомнения» в подлинности полотна, вынес свой вердикт: «Это даже не хорошая картина!»
История написания полотна и его судьба
«Спаситель мира» был написан предположительно в 1499 году. На картине изображен Иисус. Правую руку он поднял в благословляющем жесте, в левой у него хрустальный шар. Нередко этот шедевр называют мужской версией «Моны Лизы», которая была написана позже. Считается, что заказал полотно Людовик 12-й – французский король.
В дальнейшем судьба картины толкуется по-разному.
Парижская версия полотна
Картина была передана в монастырь в Нанте по завещанию вдовы Людовика 12-го. В 19 веке полотно приобрел барон де Ларанти, а позже оно попало в коллекцию маркиза де Гане.
В 1982 году полотно выставили с другими работами Леонардо в Винчи в родном городе мастера, но так и не признали его авторство. В 1999 году его продали на аукционе Sotheby’s за 332 тысячи долларов.
Нью-йоркская версия полотна
Именно о ней как о самой дорогой картине художника и идет речь. В 17 веке картина принадлежала Стюартам, что подтверждается гравюрой середины того столетия, которую выполнил Вацлав Холлар. Заказчиком предположительно была Генриетта Мария, но точно неизвестно, сделали ли гравюру именно со «Спасителя». Предполагают, что в 1688 году шедевр оказался у герцога Бекингема, поскольку в 1763 году ее продали его потомки. История полотна остается неизвестной до 1900 года, когда оно было куплено баронетом Фредериком Куком в качестве работы миланской школы.
Примечательно, что шедевр был искажен – безбородый и женственный образ получил усы с бородкой. Из-за таких изменений стоимость на аукционе Sotheby’s в 1958 составила лишь 45 фунтов – обогатиться на нем наследники Кука не смогли. Следующие полвека судьба картины оставалась неизвестна.
Переломный момент в истории «Спасителя» настал в 2004 году, когда его приобрел Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Аукцион неизвестен, стоимость работы составила около 10 тысяч долларов. Картину отправили на реставрацию, где ее избавили от всех поздних доработок. После полотно неоднократно проходило экспертизы, но авторство Леонардо все равно оставалась под вопросом, подтвердил его лишь лондонский музей. На исследования ушло 6 лет.
Нью-Йоркская версия Спасителя
В середине 17 столетия график Вацлав Холлар по заказу королевы Генриетты Марии сделал гравюру на картинку «Спаситель мира». Если гравюра была выполнена с произведения Леонардо да Винчи, что по мнению многих экспертов, очень вероятно, то в те времена подлинная картина принадлежала королевской династии Стюартов. В 1763 году «Спаситель мира» был продан на аукционе в качестве произведения великого художника Возрождения. Покупатель остался неизвестным, и после этого след картины был надолго затерян.
«Спаситель мира» появился снова лишь в 1900 году, когда Фредерик Кук, на тот момент самый богатый человек Англии, приобрёл её на аукционе, однако уже лишь как произведение миланской школы. Картина находилась в доме Кука во дворце Монсерат.
Следует также заметить, что картина досталась Куку в исправленном виде. На ней были сделаны разнообразные записи и пометки реставраторов, а также к невероятно нежному и женственному лицу Иисуса аккуратно были пририсованы борода и усы, характерные для эпохи Контрреформации.
С такой «реставрацией» точно определить авторство было очень сложно. Поэтому Кук продал полотно в 1958 году лишь за 45 фунтов.
В 2004 году плотно было приобретено за почти 10 тысяч долларов Робертом Сайманом, который отправил его на реставрацию. В ходе неё с картины были удалены лишний записи и усы с бородой. Кроме того, реставраторы обнаружили на картине пентименто — автор перерисовывал положение большого пальца на правой руке Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что картина является оригинальной, а не копией.
После реставрации «Спаситель мира» проходил экспертизу в нескольких музеях США и Европы. Лишь английские специалисты после долго обсуждения с другими специалистами признали Леонардо да Винчи автором этого полотна. Позже их поддержало и вся остальная общественность.
В 2013 году отреставрированное полотно досталось российскому предпринимателю Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов долларов.
Пропажа картины в 2019 году
В марте 2019 года появилась информация о пропаже полотна. Источником информации была газета The New York Times. Этим событиям предшествовала отмена презентации в филиале Лувра ОАЭ, причем причина так и осталась неизвестна.
Информация появилась в июне 2019 года. Оказалось, что полотно переместили на яхту наследного принца Саудовской Аравии, где и планируют оставить до окончания строительства культурного центра в Эль-Мадине (регион Эль-Ула). Предполагается, что полотно станет экспонатом этого центра.
«Спаситель мира» – одно из немногих сохранившихся полотен да Винчи, хотя его авторство ставят под сомнение. Оно стало самой дорогой картиной Леонардо и во всем мире, не считая «Джоконду», которая не может быть продана. Не исключено, что в истории полотна появится еще много интересных событий – она не менее ярка, чем жизнь и творчество самого художника.
Что не под силу искусствоведам
В мемуарах отца «чёрного барона» Николая Егоровича Врангеля «Воспоминания: от крепостного права до большевиков» есть точная характеристика «красной черты», за которую нет хода экспертам от искусства:
Авторы документальной ленты не занимают однозначной позиции в продолжающихся дебатах вокруг атрибуции картины «Salvator Mundi», отдавая предпочтение изучению загадочных фигур мира искусства.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Спаситель мира Леонардо да Винчи подделка за $ 450 млн
Редактор: Людмила Черткова, Куратор: Сергей Каргашин
Раскрыт секрет картины “Спаситель мира”
Произведения Леонардо да Винчи имеют особую загадочность и таинственность, поскольку сам художник имел не только великолепные знания в области инженерии, механики, живописи, поэзии, философии и медицины, но и имел связи с секретными сообществами, которые до сих пор скрывают множество загадок.
Загадочная улыбка Моны Лизы по сей день имеет множество споров о ее создании
Между тем, внимание ученых привлекла еще одна картина итальянского художника, которая носит название “Сальватор Мунди” или “Спаситель мира”, датирующаяся примерно 1500 годом н.э. На картине в руках у Христа находится стеклянный шар, который не показывает никаких признаков преломления и отражения света, наблюдающихся обычно у фигур сферической формы
Благодаря компьютерном моделированию калифорнийские ученые предположили, что Иисус держит не сплошную сферу, а полую.
Применение технологии 3D-рендеринга доказало, что в руках Иисуса находится полый стеклянный объект
Ранее данная гипотеза уже обсуждалась учеными наряду с другими альтернативными предположениями. Однако теперь, благодаря усовершенствованной технологии 3D-рендеринга, специалистам удалось смоделировать нанесение мазков художника, которые подтверждают данную гипотезу. Известно, что данная технология позволяет воссоздать качественное изображение картины с учётом материалов, источников света и научных знаний, которые соответствуют тому или иному периоду времени.
Так, команде учёных удалось вычислить примерный размер сферы, которая имела радиус 6,8 сантиметра. Проанализировав объект, исследователи также выяснили, что сфера могла иметь толщину не более 1,3 миллиметра. Кроме того, складки на платье Христа, изображенные за сферой, дают возможность удостовериться в том, что да Винчи знал о специфическом преломлении света в сферических формах, поскольку именно в тот период времени он работал над изучением оптики. При детальном изучении картины можно удостовериться в уверенном нанесении изображения на холст, что даёт право предположить то, что картина “Спаситель мира” является наиболее близким эквивалентом изображения “Моны Лизы”.
Стоит отметить, что на данный момент картина является самым дорогим произведением искусства в истории человечества, будучи проданной за 450 миллионов долларов в 2017 году.
 
Парижская версия Спасителя
Маркиз де Гане в течение долго времени убеждал общество в том, что подлинная картина «Спаситель», принадлежащая перу Леонардо да Винчи висит в его доме в Париже. Он говорил, что барон де Ларанти, предыдущий владелец его особняка, в 19 веке приобрёл это произведение в монастыре в Нанте. В монастыре же оно оказалось по завещанию вдовы Людовика XII, для которого и была написана.
В 1982 «Спаситель» из Парижа даже принял участие в выставке в Винче, городе, где родился и вырос Леонардо. Однако, де Гане так и не смог доказать авторство великого художника. Сейчас эта картинка предписывается другим художникам — Марко д’Оджоно или Франческо Мельци.
Сфумато
Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.
Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».
В «Спасителе» сфумато тоже есть. Причём оно здесь гипертрофировано. Мы видим лицо Иисуса словно в тумане.
Тем не менее, «Спасителя» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Здесь можно согласиться. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.
А также из-за сфумато. Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза, что лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман.
Слева: Леонардо да Винчи. Спаситель мира (фрагмент). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Так что это деталь двоякая. Вроде она и говорит об авторстве Леонардо. Но уж слишком навязчиво. Как будто кто-то подражал мастеру, но переборщил.
Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».
Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах». У Спасителя черты лица тоже довольно мягкие.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж
Сделка с продажей самой дорогой картины в мире
В 2017 году картина была снова выставлена на продажу. Однако из-за плохо состояния оригинального слоя краски, стоимость её упала до 100 миллионов долларов.
Чтобы поднять цену организаторы аукциона устроили компанию — на YouTube распространялись ролики, на которых знаменитости Дженифер Лопес и Леонардо ди Каприо рассматривают «Спасителя мира». Чтобы увидеть полотно в музее, требовалось отстоять многочасовую очередь. А также было заявлено, что это последнее произведение да Винчи, которое сегодня осталось во владениях в частных руках.
В результате торги на аукционе пошли с невиданным шагом в 30-40 миллионов долларов, и конечная стоимость лота составила целых 400 миллионов долларов. Всего вместе с комиссией было выплачено 450 миллионов долларов. Покупатель изначально был неизвестен, но потом стало вероятно, что им оказался наследный принц Саудовской Аравии. Покупка была сделана для музея Лувр Абу-Даби, и сейчас самая дорогая картина на свете экспонируется именно в нём.
Шар, как символ нашего мира
Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.
Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?
Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.
Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж
Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.
Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.
Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.
Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар.
При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника.
Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире. Леонардо да Винчи
Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби
Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби
Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве.
Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.
Леонардовское мастерство
Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело.
По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.
Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон
Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон
Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.
Справа: неизвестный автор (мастерская Леонардо да Винчи). 1505 г. Лувр, Париж
Самые интересные картины
Вообще, продажа и покупка картин это очень интересная тема. В 2018 году на аукционе была продана картина «Портрет Эдмонда Белами», которая полностью написана искусственным интеллектом. Она ушла с молотка за 432 500 долларов и это первый в истории случай продажи картины, нарисованной компьютером. Авторами «компьютерного художника» являются французские студенты, объединившиеся в команду Obvious. Созданный ими искусственный интеллект научился рисовать картины, изучая портреты исторических личностей. Подробнее об этом произведении искусства можно почитать в этом материале.
«Портрет Эдмонда Белами» написанный искусственный интеллектом
Авторство полотна
Принято считать, что «Спасителя мира» сотворил Леонардо да Винчи. Однако самая дорогая картина на свете до сих пор вызывает споры в плане авторства у некоторых учёных.
Одни приводят факты, говорящие о принадлежности к Леонардо да Винчи:
- Высокое характерное мастерство исполнения.
- Применение приёма сфумато — смягчение контуров. Приём был разработан Леонардо да Винчи и использовался им во многих произведениях.
- Сходство пигментов краски на полотне с другой картиной художника — «Мадонна в скалах».
- Сходство черт лица Иисуса на картине со знаменитой Моной Лизой.
Другие приводят аргументы против авторства известного художника:
- Перенасыщенность светом правой руки Иисуса, что нехарактерно для стиля художника.
- Простая поза Иисуса, которая отличается от других произведений отсутствием динамичной сложности.
- Некорректное преломление света через сферу в левой руке Иисуса, что выглядит странно для Леонардо, который отлично разбирался в оптике.
Несмотря на доводы против, которых меньшинство, сегодня картина официально считается принадлежащей перу Леонардо да Винчи.
Кому принадлежат самые дорогие картины в мире
Владеют картинами, которые покупают на аукционах, бизнесмены и инвесторы, артисты и частные коллекционеры. Их имена, как правило, известны в узких кругах. Сразу скажу, что для покупки полотна часто привлекаются дилеры и как правило организовываются публичные аукционы. Например, картина «Крик» принадлежит Леону Блэку, и думаю, что у него в коллекции есть что-то из самых дорогих вещей в мире, которые детально расписаны на страницах www.gq-blog.com.
А картина «Спаситель мира» до 2013 года пополняла коллекцию российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Сегодня полотно находится в руках наследного принца Саудовской Аравии Муха́ммеда ибн Салма́н ибн Абдул-Азиз Аль Сау́д. Люди с подобным состоянием покупают предметы как символ роскоши и того, что они действительно могут себе позволить покупать и такое. Интересно и то, что картины приобретают и юридические лица:
- министерства культуры или искусств;
- галереи;
- музеи.
Но есть и те, кто покупают картины и остаются анонимами. Именно так произошло с картиной «Лежащая обнаженная» в первой версии, написанной в 1917 году и проданной практически за 157 млн. долларов. Пожелал остаться неизвестным покупатель картины «Молодая девушка с цветочной корзиной» Пабло Пикассо, отдав за нее 115 млн.$, как и нынешний владелец картины того же автора «Обнаженная, зеленые листья и бюст» за 106,4 млн.$.
Говоря о том, какие самые дорогие современные художники мира, стоит вновь ссылаться на суммы, оплаченные собственниками за полотна их авторства на аукционах. Расскажу о тех, которые не попали в обзор выше.
Дорогие картины за всю историю публичных аукционов
Сумма млн.$ | Автор | Название картины |
---|---|---|
144 | Ци Байши | «Двенадцать пейзажей» |
142,4 | Френсис Бэкон | «Три эскиза с Лусиеном Фрейдом» |
141,3 | Альберто Джакометти | «Указывающий человек» |
110,7 | Клод Моне | «Стога сена» |
110,5 | Жан-Мишель Баския | Без названия |
105,5 | Энди Уорхол | «Серебряная катастрофа» («Двойная авария») |
95,4 | Рой Лихтенштейн | «Медсестра» |
91,87 | Эдвард Хоппер | «Chop Suey» |
91,075 | Джефф Кунс | «Кролик» |
88,8 | Роберт Раушенберг | Баффало II |
О вкусах не спорят, а об искусстве тем более. Желаю каждому из читателей, если не приобрести что-то из списка, то хотя бы лично увидеть полотна, оценить штрихи и формы, краски и глубину пространства, а также побывать на аукционах. Атмосфера сногсшибательная.
Профессиональный инвестор с опытом работы 5 лет с разными финансовыми инструментами, ведет свой блог и консультирует вкладчиков. Собственные эффективные методики и информационное сопровождение инвестиций.
Факты о картине «Спаситель мира»
- Настоящий владелец картины (по состоянию на 2018 год) — наследный принц Саудовской Аравии, который выплатил за неё 450 миллионов долларов (400 миллионов за картину и 50 миллионов в счёт комиссии аукциону).
- Для сравнения: за 450 миллионов долларов можно купить два Boeing 777, пять раз отправить в космос современную ракету Falcon Heavy, снять 2-3 хороших фильма на уровне Голливуда с известными актёрами и современными спецэффектами.
- В настоящее время (по состоянию на 2018 год) самая дорогая картина на свете экспонируется в музее Лувр Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
- «Спаситель мира» — это не только самая дорогая на свете картина, но и вообще самое дорогое произведение искусства.
- Автор произведения Леонардно да Винчи, но у некоторых учёных есть сомнения.
- Прозрачная сфера в руке Иисуса на картине неправильно преломляет свет.
- Иисус на картине имеет общие с Моной Лизой черты лица.
«Спаситель мира» — это действительно ценный шедевр. Но ценность его вовсе не в миллионах. На видео ниже реакции людей, которые пришли посмотреть на картину. Среди них множество знаменитостей.
https://youtube.com/watch?v=KV0UDvEJmmc%3F