25 лучших советских фильмов про войну

Contents

«Восточный коридор»

Реж. Валентин Виноградов, 1966

«Восточный коридор»был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном«До свидания, мальчики».Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмыРоберто Росселлинии сюрреалистические видения появившегося немного позжеАлехандро Ходоровскиили, если угодно,Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор МикаэлТаривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял«Далеко от войны»по повестиЮрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.

Аты-баты шли солдаты

Фильмы Леонида Быкова, для которого картина «Аты-баты шли солдаты» стала последней, всегда отличаются особенной теплотой. Да, они про войну, да, они трагические и пронизанные болью, но неизменно уютные, как теплый плед, наполненные юмором и жизнелюбием. Отчетный фильм не является исключением, тут мы увидим многое и поймем – советскому солдату действительно было что терять, но он не считался с ценой победы.

Лейтенант Суслин – командир взвода истребителей танков. Перед ним стоит непростая задача по сдерживанию вражеской техники. Излишне говорить, что эта миссия практически самоубийственная, но другого пути у солдат нет. Суслину накануне битвы доведется испытать целый каскад чувств, он встретит свою первую любовь, выдержит все «подколы» ефрейтора Святкина, а затем примет неравный бой.

События, показанные в фильме, действительно имели место. Имена и фамилии реальных людей изменены, но героизм защитников родины передан в полной мере. А еще мы убеждаемся, что советский солдат – это не марионетка, ставшая жертвой коммунистической пропаганды, а человек, который любит, боится смерти и веселится, как в последний раз.

8.0

Кинопоиск

8.1

IMDb

7.8

Т-34 (2018)

Список лучших российских новинок 2018 года заслуженно возглавил художественный фильм Алексея Сидорова про подвиг танкистов во время ВОВ 1941-1945. Некоторые кинокритики считают, что сюжет картины во многом повторяет советский фильм «Жаворонок». Вчерашний курсант Ивушкин, попав в плен, вместе с еще несколькими военнопленными становится живой мишенью для тренировки немецких танкистов. Парень решается на побег на танке.

ЖанрДрама, боевик, историяАктерыАлександр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

«Воскресный день в аду»

Реж. Витаутас Жалакявичюс, 1987

Самый странный фильм списка. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир«Воскресного дня в аду» — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Немцы тут либо полумифические монстры, либо просто оптимистичные красномордые идиоты. Одного из героев пытается соблазнить23-летняяИнгеборга Дапкунайтев нарядном платье и военной шляпе СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. «Воскресный день в аду» — предпоследний фильмВитаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, — стал его вторым обращением к теме войны после культового в СССР«Никто не хотел умирать»1965 года. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

Современные фильмы про войну

Современные режиссёры не остаются в стороне и освещают события ВОВ в своих фильмах

Конечно, эти ленты очень отличаются от тех, что были сняты в середине прошлого столетия, но это не делает их хуже и тем более не отменяет важность этих фильмов

Производство новых военных кинолент подогревает интерес к жанру в целом и особенно у молодёжи

Большинство молодых людей уже не имеют бабушек и дедушек, которые были на фронте или трудились в тылу, поэтому так важно, чтобы хотя бы посмотрев фильм, они смогли узнать о событиях прошлого. Ленты, освящающие крупные исторические события, например, «Сталинград», «Собибор» или посвящённый выдающееся личности «Девятаев» очень важны для современного зрителя

Белорусский вокзал

Перед нами действительно уникальный проект – один из лучших фильмов про Вторую мировую войну, где нет батальных сцен, тяжелых потерь и великой победы. «Белорусский вокзал» переносит нас в мирное время, когда звуки боев давно отгремели, но только не для четырех друзей, которым вновь придется встретиться по воле случая спустя 20 лет.

Боевых товарищей сводит вместе печальный повод – смерть командира. Еще 20 лет назад они были героями, а теперь – несовременные и немного наивные, люди среднего возраста, просто очередное поколение. Им есть о чем поговорить, но обстоятельства не позволяют достойно провести встречу. Друзьям в этот день придется пройти через многое, вновь стать командой и вернуть свою актуальность в собственных глазах, вспомнив военное время, когда они были востребованы и выполняли священную миссию.

Картина раскрывает перед нами проблему отношения взрослых, старомодных людей с молодым поколением, которое всегда отличается дерзкими взглядами и инновационными подходами. А еще фильм кричит нам о том, что время летит очень быстро, поэтому необходимо ценить каждый прожитый миг.

8.0

Кинопоиск

8.1

IMDb

7.8

«Великий перелом»

Реж. Фридрих Эрмлер, 1945

После «окопного»«Она защищает родину»1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино,Фридрих Эрмлеррешается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.

Повесть о настоящем человеке

Сегодня мало кто из киноманов вспомнит фамилию Александра Столпера, но в свое время он был достаточно прогрессивным режиссером. Так еще в 1940 году он выпустил картину «Закон жизни», которую снимали с проката сотрудники НКВД, поскольку отрицательные персонажи фильма показались высшему руководству чересчур сильными. Впрочем, за «Повесть о настоящем человеке» Александру поставили самые высокие оценки, ведь страна прошла войну и нуждалась в героическом кино.

Излишне говорить, что фильм снят на основе реальных событий. Исполнитель роли Маресьева, Павел Кадочников лично беседовал с прославленным пилотом, чтобы достоверно отобразить на экране его подвиг. Сюжет вращается вокруг трагедии молодого летчика Алексея, который был сбит и оказался зимой в лесу с поврежденными ногами. Маресьев добрался до большой земли, но ему пришлось ампутировать ступни. Однако летчик не отчаялся и начал тренироваться ходить на протезах, а позже сумел вернуться за штурвал.

После войны Алексей Маресьев не только прожил долгую жизнь, он был примером для молодежи и национальным героем. Фильм максимально соответствует реальным событиям и сегодня может вызвать у зрителя положительные эмоции, даже если сделать поправку на год его выпуска.

7.5

Кинопоиск

7.9

IMDb

7

Афганский излом (1991)

Фильм режиссера Владимира Бортко, по мнению многих критиков, стал лучшей картиной об афганской войне. Незадолго до вывода советского контингента в подразделение десантников прибывает сын высокопоставленного военачальника. Парень хочет «принять участие» в боевых действиях ради наград. Но все разворачивается слишком быстро и события выходят из-под контроля.

Подборка по теме: 23 художественных фильма про Афганистан

АктерыМикеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова…СтранаСССР, ИталияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.0Возрастные ограничения16+

На войне как на войне

Съемки картины «На войне как на войне» были отмечены курьезным эпизодом. Они проходили недалеко от границы с Чехословакией, и наутро западный мир узнал из СМИ, что СССР сосредотачивает крупные танковые силы для вторжения в страну. На самом деле, режиссеру лишь понадобилась техника, которую любезно предоставили войска Прикарпатского военного округа.

По сюжету, младший лейтенант Малешкин должен принять командование самоходкой СУ-100. Однако офицер еще очень молод и неопытен, поэтому отношения с экипажем складываются непросто. Малешкин постоянно попадает в различные неловкие ситуации и не вызывает доверия у высшего начальства. Лейтенанту придется доказать свою квалификацию, добиться уважения товарищей и совершить подвиг.

Михаил Кононов бесподобно отыгрывает главную роль и вытягивает фильм на все 100%. Сама картина местами забавная, но практически любая советская военная лента пронизана трагедией и «На войне как на войне» – не исключение.

8.1

Кинопоиск

8.2

IMDb

8

«Дерзость»

Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971

Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит:«Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялсяКвентин Тарантино, когда снимал«Бесславных ублюдков». РежиссёраГеоргияЮнгвальда-Хилькевича(автора, на минуточку,«Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом(или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.

«Ради нескольких строчек»

Реж. Александр Рогожкин, 1985

1944 год. Грузовик с литсотрудниками подрывается на мине близ маленькой деревушки. Невидимый (вплоть до последнего кадра) враг стреляет, но вместо военных действий мы слышим обрывочные диалоги. Разбросанный взрывной волной шрифт собирают по периметру деревни. Букву «А» в один момент склевывает наученный алфавиту гусь. Некоторые читают чужие письма. Другие отправляют деньги женам убитых солдат. Третьи поют частушки. Русская речь перемежается с украинской. Едва оправившись после роли в «Вам и не снилось», двадцатилетнийНикита Михайловскийиграет грозного лейтенанта Егорова. Лицо его полно меланхолии: дома никого не осталось, погибли. По ночам он оттаивает и пишет стихи. Любит девочку Настеньку, и она его до безумия. Несвязность сюжета неудивительна: «Ради нескольких строчек» снят по мотивам целого сборника документальных новелл —«Дивизионке»Михаила Алексеева. Это режиссерский дебютАлександра Рогожкина, в будущем прославившегося комедиями о русской ментальности — например,«Особенностями национальной охоты»с сиквелами или«Кукушкой»,единственной народно любимой комедией о войне. Уже в «Ради нескольких строчек»появляется покойныйАлексей Булдаковв характерном для него образе эдакого бывалого. И отсюда же берет начало избранная Рогожкиным эстетика скрупулезного реализма — пока без поправок на беспрецедентную комичность русского бытия.

Советские фильмы про войну

В СССР фильмы про ВОВ пользовались огромной популярностью и это вполне понятно. Поколение людей, которые добыли победу собственными руками, занялось восстановлением страны, они были ещё молоды, но уже увидели собственными глазами все ужасы войны. Чтобы восстановить трудовой настрой всего советского народа, снимались позитивные фильмы на военную тематику, ярчайшие ленты, которые смотрят до сих пор. «В бой идут одни старики» и «Небесный тихоход» особенно полюбились зрителям. Они идеально сочетают в себе лёгкость и трагизм того времени. И если «В бой идут одни старики» снят в середине 70-х, когда ужасы войны успели немного забыться и жизнь большей части населения страны пришла в норму, то «Небесный тихоход» снятый в 1945 году воспринимается в первую очередь как образец жизнеутверждающего кино снятого буквально на руинах.

Конечно, не только комедии были сняты в период Советского Союза, драматичные фильмы про великую отечественную войну того времени до сих пор можно считать образцом кинематографа с точки зрения правдоподобности, игры актёров, которые зачастую сами были героями войны, и детализации сценариев. Всем известны военные драмы «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Горячий снег», «Они сражались за родину» и множество других фильмов, перечислить все шедевры того времени сразу просто невозможно.

Фильмы про 1941 год, то есть о самом начале войны, это всегда драма. Описать самый сложный период по другому просто невозможно, поэтому все киноленты, посвящённые этому промежутку времени, вызовут гамму чувств. Если вы хотите увидеть собственными глазами, как была добыта победа без прикрас, посмотрите такие фильмы как «Аллегро с огнём», «Бессмертный гарнизон», «Перед рассветом», «Охота на единорога» и другие

Выбирая фильм для просмотра на сайте, обратите особенное внимание на год выпуска. Это действительно достойный внимания аспект, многие фильмы были сняты во время войны и в самые первые годы после

И несмотря на все сложности того времени, их можно считать настоящими шедевра и кино.

Перебежчик (2020)

Историческая драма, где на первый план выходят человеческие судьбы, покалеченные Второй мировой войной. Это кино о людях, морали и выборе. Молодой солдат вермахта Вальтер Проска возвращается на фронт после отпуска. Впереди главного героя ждет целая череда драматических событий, которые приведут его в плен к советским войскам и заставят задуматься, на той ли стороне он воюет. Фильм снят по мотивам неопубликованного романа Зигфрида Ленца, написанного в 1951 году.

Оригинальное названиеDer ÜberläuferАктерыЯннис Нивёнер, Malgorzata Mikolajczak, Себастьян Урцендовски…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 6.0, IMDb – 6.8Возрастные ограничения16+

«Материнское поле»

Реж. Геннадий Базаров, 1967

Киргизское горное поселение. Главная героиня Толгонай потеряла на войне троих сыновей и мужа. Вместе с другими жителями она пытается сохранить и обезопасить свой быт. Всей деревней они отправляют на войну сыновей. И каждый день ждут возвращения — но никто не приходит. Краеугольной становится дележка зерна, а единственное утешение — встреча проезжающего поездом мужа или сына — делает невозможным халатность чинных государственных и военнослужащих (такая критика была нехарактерной даже для относительно свободной оттепели). В молитвах Толгонай просит прощения у победы. На протяжении всего фильма звучит ее неумолкаемый внутренний монолог.«Материнское поле»основано на одноименной повестиЧингиза Айтматова, и снято25-летнимстудентом ВГИКаГеннадием Базаровымнепосредственно по личной просьбе писателя. Для Базарова фильм стал дипломной работой. В будущем режиссер завоевал звание главного enfant terrible киргизского кино. Его фильмы лежали на полке и не выходили в прокат. «Материнское поле» вышло на советские экраны в роковом1968-м,спустя год споров о его идеологической неоднозначности. Сейчас изменилось немногое: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. А его радикальные перестроечные киноэкзерсисы (ставшие школой, например, для такого значимого режиссера, какАктан Кубат) лежат на полках Госфильмофонда и постепенно предаются забвению.

Судьба человека

Как известно, во Второй мировой войне победил советский народ. Однако вся эта многомиллионная человеческая масса – совокупность маленьких людей, простых обывателей. Они положили на алтарь победы свои судьбы. Сергей Бондарчук снял кино именно на эту тему. Он взял за основу одноименный роман Михаила Шолохова, отказался от масштабных батальных сцен и известных деятелей в кадре. «Судьба человека» – это картина об одном простом герое, ковавшем победу вместе со всей огромной страной.

Андрей Соколов – обычный советский шофер, который был призван на защиту родины после начала фашистского вторжения. Он расстается со своей семьей, и отправляется сражаться на фронтах Великой Отечественной войны. Андрей проходит плен, концлагерь, совершает удачный побег. Только жизнь Соколова уже никогда не станет прежней, ведь все его родные погибли.

История поражает своей проникновенностью, ведь сюжет не был плодом фантазии писателя – он взят из жизни. Миллионы условных Андреев Соколовых сражались с противником, гибли, теряли родных людей и возвращались с фронта совершенно опустошенными и одинокими защитниками своей страны.

8.2

Кинопоиск

8.4

IMDb

8

Судьба человека (1959)

Драма по одноименному рассказу Михаила Шолохова стала первой режиссерской работой Сергея Бондарчука. Он сам снялся в главной роли. Старый советский военный фильм рассказывает о судьбе шофера Андрея Соколова. Ранение в самом начале войны, ад фашистского концлагеря и смерть близких не сломили и не ожесточили сердце солдата. После победы он забирает беспризорного мальчика и дает ему надежду на счастливую жизнь.

Обратите внимание: 25 лучших российских военных фильмов

АктерыСергей Бондарчук, Павел Полунин, Зинаида Кириенко…СтранаСССРРейтингКинопоиск – 8.4, IMDb – 8.0Возрастные ограничения12+

Они сражались за Родину

Экранизация очередного романа Михаила Шолохова имела действительно громадный успех, и вошла в золотую коллекцию советского кино. Тут сыграли Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, а Василия Шукшина не стало в процессе создания ленты. «Они сражались за родину» – фильм, транслирующий события с точки зрения простого солдата, человека, сумевшего переломить себя и хребет немецкой гидры.

На дворе 1942 год, красная армия ведет изнурительные оборонительные сражения на подступах к Сталинграду. Мужчины уже не новички – они получили богатый опыт и научились действовать эффективно. Только их усилий все равно недостаточно, хоть парни и цепляются за каждую пядь родной земли. Они шутят, добывают провиант и мечтают об одном – остановить немца. В этом им поможет упорство, самоотверженность и любовь к родине.

Кино практически полностью лишено героического пафоса. Конечно, не нашему поколению судить, как оно было там, в окопах, но создается впечатление, что ситуация складывалась так, как и показано в фильме – буднично. Именно за этот реализм хочется сказать спасибо режиссеру, а еще за философию и классную актерскую работу.

8.2

Кинопоиск

8.4

IMDb

8

Обратной дороги нет

Дата выхода: в мире – 6 мая 1971, в СССР – 6 мая 1971

Советские фильмы про разведчиков, шпионов и диверсантов являются одними из самых интересных. Рекомендуем посмотреть картину «Обратной дороги нет», экранизация пропитана интригами и заговорами. Майор Красной Армии Топорков совершает побег из концлагеря и попадает в партизанский отряд. Он сообщает командиру просьбу заключенных: в лагере фашистов готовится побег, требуется оружие. Командир отряда принимает решение отправить обоз с боеприпасами, но также становится известно, что среди своих завелся шпион, а значит, немцы узнают о их планах. Тогда командир отправляет два обоза – один настоящий, а второй – ложный, для отвлечения внимания. Советские солдаты идут через чащобы и болота, преследуемые немецкими солдатами. И обратной дороги точно нет…

Судьба (1977)

Это советское кино про войну 1941-1945 годов продолжает историю, рассказанную в картине «Любовь земная». Захар Дерюгин уходит на фронт и попадает в плен к немцам. Позднее он совершает побег и примыкает к партизанскому отряду, возглавляемому Брюхановым. Его возлюбленная Маня и жена Ефросинья становятся подпольщиками и ведут бесконечно трудную жизнь в оккупации, по мере сил помогая партизанам.

Рекомендуем посмотреть: 10 мелодрам про любовь во время войны

Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Юрий Яковлев…Страна: СССРРейтинг: Кинопоиск – 8.2, IMDb – 7.6Возрастные ограничения: 12+

Перед рассветом

Релиз в мире – 1989 год

Действие фильма происходит летом 1941 года. Молодой лейтенант НКВД сопровождает в тыл группу уголовников и политзаключенных. В пути весь эшелон попадает под обстрел. После перестрелки в живых остается всего лишь трое – лейтенант, уголовник и политзаключенный. Как эти три человека будут взаимодействовать друг с другом, чтобы выжить?

Интересно: Ностальгия – старые советские фильмы про любовь и деревню.

Киноленты про войну самые точные и чувственные, ведь они были созданы сразу по следам событий. Во время просмотра таких картин у кого-то появляется гордость за страну, а некоторые принимают события тех лет настолько близко, что даже проливают слезы. Рекомендуем ознакомиться со списком лучших фильмов про Великую Отечественную войну (1941-1945) – посмотрев представленные советские фильмы, можно изменить взгляд на многие события. Над этими кинолентами трудились замечательные режиссеры и сценаристы, которые оставили свой след в культурном наследии кинематографа.

Балтийское небо

Дата выхода: в мире – 19 июня 1961, в СССР – 19 июня 1961

Старые художественные фильмы про Отечественную войну (1941-1945) отражают героические действия советских людей, на чью доля выпала участь жить в это ужасное время. «Балтийской небо» – это сильный патриотический фильм, который остается популярным и в современное время. Действие киноленты разворачивается во время блокады Ленинграда. Повествование затронет судьбу истребителей И-16, которые находятся под командованием капитана Рассохина. Во время кровопролитной войны капитан вместе с боевыми товарищами погибает, и его место занимает майор Лунин, бывший пилот гражданской авиации. Его второй рукой будет летчик Кузнецов, хулиган, которого выгнали из военного училища за плохое поведение. Несмотря на прошлое героев, они вступят в смертельную схватку и проявят стойкость духа.

«И ничего больше»

Реж. Александр Сокуров, 1988

АлександрСокуровотделяет на фотографии умирающего Ленина от улыбающегося Сталина. Ставит в пример военную аккуратность Великобритании и короткой монтажной склейкой сталкивает Черчилля с солдатом, уравнивая обоих. Он работает с фактами. В кадрах хроники норовит найти и выделить уникальности — случайный взгляд девочки или проникнутое болью лицо солдата. Его монотонный голос за кадром — что голос бога, понимающего историю в призме демократических ценностей и знающего будущее наперёд. Из сухих цифр статистики, которые Сокуров не гнушаетсяозвучить, рождаются обрывки человеческих судеб. Факты переливаются в отдельных людей, а люди — в отдельные факты. Основной тезис автора предельно гуманистичен: жизнь не укладывается ни в несколько строчек хроники, ни в могильную черточку, ни, тем более, в историю победы отдельного государства. Как и всегда у Сокурова, человек неотделим от искусства: параллельно, как будто бы между делом, проигрываются кадры из фашистских пропагандистских фильмов, русская чечетка и народный фольклор. Лицо ремесленника с неидентифицируемого музейного портрета рифмуется с солдатским лицом, грязным от копоти.«Сначала были красные и белые, потом Россия и Запад»

«За 25 лет одно поколение пережило две Мировые войны, революцию, Гражданскую войну, военный коммунизм, индустриализацию».Сокуров не заостряет, как многие, внимание на мирных договорах, не делает пауз на официальном окончании войны. Он, наоборот, расставляет акценты tertium non datur

За кадром, меж тем, во всю идёт перестройка и появляются новые за или против нас, в мире идет война — и это считывается.

«Пядь земли»

Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин, 1964

В 1959 году в журнале «Новый мир» вышла полудокументальная повесть фронтовикаГригорияБакланова«Пядь земли».Она была написана от первого лица — здесь и сейчас. Сверху такую литературу тогда называли «окопной правдой» и «лейтенантской прозой». Журнал под редакцией Твардовского был, в свою очередь, общепризнанным рупором оттепели (через три года в нем же опубликуют«Один день Ивана Денисовича»). Одноименный фильм стал полнометражным дебютомАндрея Смирноваи Бориса Яшина, детей войны. Для них подобный сюжет был не проживанием недавнего травматического прошлого, а его реконструкцией. Они тщательно следовали повести. Ввели чувствительного героя и показывали — предельно отчужденно и с иллюзией объективности — лишь то, что он мог видеть своими глазами. Киноповествование тут разбито на главы. Акценты вплоть до финального кадра не расставлены: тут нет ни патетики, ни субъективного взгляда. Документализм подчеркнут датированием глав-эпизодов — уравниванием дня ко дню, жизни к жизни. Царит предельная сдержанность. Даже музыка отсутствует, если не звучит непосредственно в кадре. Такое кажущееся спокойствие впервые появилось у нового, «оттепельного» поколения. Эффект был достигнут: несмотря на лицаАлександра Збруева,Евгения Урбанского,Льва Дурова«Пядь земли» смотрится как военная хроника. Солдаты-окопники как в жизни говорят о разном, высоком и низком, не шутками и не фразочками на цитаты и без лишнего пафоса военного времени.

А зори здесь тихие

Классика советского кинематографа, которая всегда остается актуальной. Не зря в 2015 году мы увидели на экранах ремейк картины «А зори здесь тихие» – этот фильм аудитория действительно любит и ценит. Мало кто знает, что Станислав Ростоцкий – не только режиссер, но и фронтовик, получивший тяжелейшие ранения, попав под танк. Лишь благодаря стечению обстоятельств и своевременной медицинской помощи мужчина остался жив. Картину «А зори здесь тихие» Станислав посвятил дотащившей его до госпиталя медсестре.

Старшина Васков и четыре молодые зенитчицы вынуждены противостоять группе подготовленных немецких диверсантов

Фашисты отправили свое элитное подразделение для захвата важного плацдарма, и только самоотверженность советских бойцов может помешать им. Каждая девушка имеет свою непростую историю, но всех их объединяет необходимость вступить в смертельную схватку, из которой очень тяжело выйти живым

Фильм отличается от аналогов тем, что тут нет громких пропагандистских лозунгов и политики

Ростоцкий рассказывает нам сугубо личную историю, где внимание сконцентрировано на людях, готовых отдать жизнь ради процветания страны

8.4

Кинопоиск

8.5

IMDb

8.2