Contents
Содержание фильма «Служебный роман»:
В среднестатистическом отделе статистики, невзрачному клерку удается закадрить незамужнюю директрису…
Главный герой фильма «Служебный роман» – Анатолий Ефремович Новосельцев (актер Андрей Мягков), простой советский гражданин. Он, как большинство советских людей, живет от зарплаты до зарплаты и за маленькую зарплату работает рядовым служащим в отделе статистики. Он безынициативный и плохой работник, поскольку из-за его плохой работы в СССР широко процветет дефицит на все группы товаров – от еды до одежды. Его начальница Людмила Прокофьевна Калугина (актриса Алиса Фрейндлих) обычная советская женщина, у которой нет ни мужа, ни детей, ни любовника. Поэтому она совершенно не интересуется ни модой, ни своим внешним видом, а традиционный советский костюм делает из нее настоящую советскую начальницу «мымру». Калугина, корчит из себя супер начальницу и супер работника, хотя судя по отсутствию товаров на прилавках советских магазинов отдел статистики, которым она руководит, выдает совершенно «липовые» отчеты. Однажды в это учреждение на должность заместителя Калугиной приходит Юрий Григорьевич Самохвалов (актер Олег Басилашвили), который оказывается институтским другом Новосельцева и Ольги Петровны Рыжовой (актриса Светлана Немоляева), работающая в этом же отделе. Для того, чтобы подняться по карьерной лестнице Самохвалов советует Новосельцеву приударить за Калугиной. Слово за слово и Калугина влюбляется в рядового сотрудника отдела статистики, но тут все карты путает подруга Новосельцева, влюбившись в Самохвалова. Чем закончатся отношения межу Новосельцевым и Калугиной и станет ли он начальником отдела, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Служебный роман». Интересные факты из фильма «Служебный роман» – по сюжету события фильма происходят в одном здании, но на самом деле, съемки проходили в различных местах Москвы и в различных зданиях. Вход в здание и фасад — это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу: улица Петровка, дом 3/6. Все кабинеты, внутренние помещения и рабочий зал были созданы в павильонах Мосфильма. Сад на крыше, где Калугина беседует с Новосельцевым, снята на крыше дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, дом 10). – из фильма было вырезано множество эпизодов. После того как оживший Бубликов появился в учреждении, Шурочка поняв свою ошибку бежит по коридору с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!», на что находящийся вне себя Бубликов догоняет ее с кулаками. Шурочка, переборов страх, выходит ему навстречу и произносит речь: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!», после чего вся организация аплодирует, а изумленный бубликов говорит нелепую фразу: «Товарищи, спасибо за всё!» – по замыслу сценаристов в фильме одна из главных ролей отводилась мужу секретаря Калугиной Верочки, который тоже должен был работать в этом же статистическом учреждению. Он должен был постоянно выяснять отношения с Верочкой. Было отснято достаточно много сцен. В роли мужа Верочки снимался Александр Фатюшин, но из-за травмы глаза он не смог продолжить съемки и отснятые сцены не вошли в фильм, а голос в трубке во время разговора Верочки с мужем по телефону это голос Олега Басилашвили. – Фатюшин остался лишь в нескольких эпизодах – пару секунд, когда Новосельцев спрашивает у Рыжовой, где бы ему раздобыть 20 рублей до зарплаты, в кадре, когда появляется воскресший Бубликов – бронзовую лошадь, с которой Новосельцев падает уже снимали в фильмах «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Формула любви» и «Старый Новый год». В дальнейшее этот бронзовый пегас снимался в фильме «Ширли-мырли»
Без проб
Великий оптимист Рязанов мечтал создать сказку со счастливым концом. Неслучайно первоначально кинокартина называлась «Сказка о руководящей Золушке», а Людмилу Прокофьевну планировалось сделать ключевой фигурой фильма на фоне будней советского НИИ, в котором всегда оставалось место на сплетни и пересуды.
Руководство киностудии «Мосфильм» после успеха «Иронии» решило позволить работать постановщику на его усмотрение. Так, без проб на главную роль была утверждена Алиса Фрейндлих, с которой режиссер давно мечтал поработать. В образе «канцелярской крысы» Рязанов видел симпатягу «Женю Лукашина», которому предстояла радикальная смена амплуа.
Олегу Басилашвили предлагалось сыграть Самохвалова, хотя он мечтал о роли Новосельцева и всячески подталкивал Рязанова к кадровым перестановкам. В остальных ролях появились Светлана Немоляева, которая пробовалась в «Иронию судьбы», Лия Ахеджакова, Людмила Иванова.
Каждый добавил в сюжет картины что-то «свое». Немоляева читает стихи Беллы Ахмадулиной. Людмила Иванова была знакома с работой председательницы месткома в театре, где служила, и знала, как стоит выпрашивать рубль. Песня «У природы нет плохой погоды» родилась у Эльдара Рязанова. А кадры Москвы то с осенним пейзажем, то со снегом – это не ошибка монтажа, а шутки природы, когда в столице в сентябре 1976 года неожиданно выпал снег.
Светлана Немоляева (Ольга Рыжова)
Светлана Немоляева тогда и сейчас
Для Светланы Немоляевой роль женщины с несчастливой судьбой в «Служебном романе» стала настоящим прорывом в карьере. Она безупречно вжилась в роль Ольги Петровны Рыжовой, которая была бывшей сокурсницей Новоселова и экс-возлюбленной Юрия Самохвалова, к которому продолжала испытывать искренние чувства.
Роль влюбленной женщины, которая, не побоявшись общественного осуждения, практически открыто говорила о своей любви, принесла Немоляевой колоссальный успех. Ее наперебой начали приглашать на роли с характерными образами, в которые она всегда отлично вживалась. За свою активную творческую деятельность Светлана Владимировна удостоилась ряда почетных наград и премий.
Светлана Немоляева и сейчас продолжает сниматься в кино.
В поисках «мымры»: подбор актеров
Один из авторов сценария Николай Ковбас рассказывает о том, как создавались образы главных героев в новом фильме: «Людмила Калугина теперь возглавляет рейтинговое агентство. Она стала настоящей акулой бизнеса, полностью погруженной в работу. Новосельцев – финансовый аналитик, офисный служащий и, одновременно, фанатичный мотогонщик. Самохвалов – наш человек в Шанхае с весьма подозрительными знакомствами».
Оставалось подобрать актеров, подходящих под известные типажи, но при этом, любимых молодежью.
Режиссер Сарик Андреасян рассказывает: «Мы серьезно отнеслись к подбору актеров. Владимир Зеленский идеально подошел для роли Анатолия Новосельцева, у него интересный образ «трогательного неудачника», «грустного клоуна». У Володи были пробы со многими актрисами, но лучше всего, как пара, они смотрелись со Светланой Ходченковой».
Марат Башаров, приглашенный на роль Юрия Самохвалова, встретился на съемочной площадке с Анастасией Заворотнюк. Актер вспоминает ее пробы: «На роль Олечки Рыжовой пробовалось много актрис. Все они были прекрасны, но Заворотнюк особенно отличилась. Была сцена, когда мой герой заходит в офис, а актриса, играющая Рыжову, должна как-то прореагировать. Настя, в отличие от всех других девушек, обескуражила меня, тем, что сорвалась с места, прыгнула на меня, начала обнимать и целовать».
Необычный образ своего героя актер Башаров придумал сам. У современного Самохвалова длинные волосы и сережка с бриллиантом в ухе.
Павел совершенно осознает возложенную на него ответственность: «Я понимаю, что зрители привыкли к одному образу секретаря Калугиной, но, как мне кажется, Вадик весьма вписывается в современную версию. Ведь сейчас мы таких парней встречаем на каждом шагу. Причем, я думаю, в советский период Верочка, которая носила модные блузки и сапоги и курила Marlboro, была так же «продвинута», как и Вадик».
Дорогая вещь
Эльдар Рязанов был внимателен к мелочам, а потому в кабинете «мымры» стоит аппарат, принимаемый за ЭВМ. Хотя Videoton-340 – это терминал венгерского производства с выдвижной клавиатурой. Стоимость такого устройства составляла более 400 тыс. рублей, поэтому аппарат привозили для съемок, а вечером увозили обратно.
К слову, к такой мере пришли не сразу. Однажды у киношников пропал калькулятор за несколько сотен рублей, которым герои фильма пользуются в кадре, что оказалось накладно для съемочной группы. А поскольку цена компьютера приравнивалась к стоимости советского автопарка, то решили не рисковать.
Кроме того, есть мнение, что в кабинете Калугиной стоит компьютер Apple II, что не соответствует действительности. Поскольку дата выпуска этого ПК выпала на 5 июня 1977 года. И потом, у «яблочной» модели того поколения было 2 дисковода, которые на кадрах с Калугиной не видны.
Наше время или 40 лет спустя
В 2011 году на киноэкраны выходит новая экранизация знаменитой пьесы – «Служебный роман. Наше время». Продюсер картины Сергей Ливнев считает: «Хорошая драматургия сегодня – большая редкость. Не случайно уже несколько столетий в театре, и в последнее время в кино создаются версии бессмертных пьес Шекспира, Мольера и Чехова. Ведь вне зависимости от эпохи вечные ценности остаются неизменными. В пьесе «Сослуживцы» главное – это человеческие отношения. Мы наблюдаем, как меняются герои под влиянием любви, которая одинакова во все времена».
С момента написания «Сослуживцев» прошло ровно 40 лет. За эти годы наша страна сильно изменилась. Ритм жизни современного человека стал динамичнее, отношения между людьми – жестче. Дефицит и очереди ушли в прошлое. Теперь есть выбор, а значит, есть и конкуренция.
Дефицитные микрокалькуляторы, магнитофоны и ЭВМ уступили свое место персональным компьютерам и ноутбукам. Без социальных сетей и модных гаджетов невозможно представить современную жизнь.
Казалось бы, все изменилось за 40 лет. Все кроме служебных романов…
Один из авторов сценария Николай Ковбас развивает идею создания новой экранизации: «Когда «Служебный роман» вышел на экраны – это был фильм «про нас». Мы любили и понимали его героев. Но прошло много лет, и наши дети не понимают, как огромный офис может работать без единого компьютера. Почему автоматическая ручка с цветными чернилами – это круто! Мы должны объяснять им, что колготки тогда были дефицитом, туфли можно было купить за двадцать рублей, а председатель профкома мог без спросу влезать в личную жизнь человека. То есть, всеми любимый «Служебный роман» стал фильмом, который нужно смотреть «в сопровождении взрослых».
Служебные романы случаются и в нашем современном мире. Все также плетутся интриги, кто-то погружен в карьеру, а кто-то несчастен в любви. Женщина-руководитель по-прежнему должна делать сложный выбор между карьерой и личной жизнью, и на каждой следующей ступени карьерной лестницы найти любовь все сложнее. Прошло почти 40 лет, а люди хотят простого человеческого счастья, поэтому история любви Калугиной и Новосельцева актуальна и в наше время.
Картина Эльдара Рязанова любима многими. Режиссер нового фильма Сарик Андреасян отмечает: «Прошло 32 года с момента выхода фильма Эльдара Рязанова. На дворе – ХХI век. Все поменялось, нас окружает техника. Люди стали другими: по-другому выглядят, ходят, у них другие ценности. Мы хотели снять современное кино, понятное и актуальное, сохранив при этом юмор и романтику оригинального фильма».
Персонажи обоих фильмов похожи, но ситуации, в которые они попадают, сегодня будут трактоваться по-другому. Зритель увидит много знакомого, но будет и дополнительная сюжетная линия, которую невозможно было представить в оригинальной пьесе.
Олег Басилашвили (Юрий Самохвалов)
«Служебный роман» актеры и роли — Олег Басилашвили в роли Юрия Самохвалова
Обаятельный, элегантный, циничный, расчетливый и «свой» — в таком образе в «Служебном романе» предстал актер Олег Басилашвили, сыгравший роль Юрия Григорьевича Самохвалова, бывшего однокурсника Новосельцева. Он появился в стенах статистического учреждения, где работал Анатолий Ефремович, как успешный карьерист, постоянно бывающий заграницей. Здесь он получил должность заместителя начальника, который в «судьбе» Новосельцева и Калугиной сыграл ключевую роль, решив помочь другу получить должность начальника отдела легкой промышленности.
В настоящее время Олег Басилашвили продолжает сниматься в кино. На его счету более сотни ролей в кино и театре, за которые он получил множество почетных наград. С 1990 года актер также ведет активную общественную деятельность.
Вначале было слово…
В 1971 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский всего за 22 дня написали пьесу «Сослуживцы». Практически сразу Новосельцев и «мымра» Калугина вышли на сцену московского театра им. Маяковского. В том же году, пьеса была поставлена в Ленинградском театре комедии им. Н. П. Акимова, где пользовалась большим успехом. Главные роли в ней исполнили Ольга Волкова и Петр Вельяминов. С тех пор «Сослуживцы» пережили уже более 130 постановок.
Не обошлось и без курьезных случаев. Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги» вспоминает постановку Псковского театра драмы. «Сначала мы с Брагинским не могли понять, в чем дело, – рассказывает режиссер. – Играли, казалось, нашу пьесу. Те же действующие лица, те же диалоги, но что-то было не так. И лишь потом мы догадались, что актеры играют пьесу в стихах».
Вышедший на экраны в 1977 году, фильм «Служебный роман» имел оглушительный успех у зрителей, став лидером проката – его посмотрели более 58 миллионов человек. Картина мгновенно разлетелась на знакомые каждому цитаты, а главные герои, сыгранные Алисой Фрейндлих, Андреем Мягковым, Светланой Немоляевой, Олегом Басилашвили и Лией Ахеджаковой заняли свое место среди классических образов советского кинематографа.
Главный секрет удивительного долголетия «Сослуживцев» Эльдар Рязанов объясняет так: «Это пьеса о том, что необходимо внимательно вглядываться в человека, постараться увидеть в нем то, чего раньше не замечали. Никогда не торопитесь с выводами, не судите по внешности, не спешите выносить человеку приговор».
Образы
К образу «старого рваного башмака» актриса Алиса Фрейндлих приступила с энтузиазмом. Специально для героини костюмеры подобрали самый «гунявый», как выражалась звезда, костюм 52-го размера производства фабрики «Большевичка». Наряд оказался универсальным в гардеробе «мымры».
Было важно, чтобы героиня получилась безликой и бесполой. Поэтому актриса с упоением подбирала прическу и мерила жуткие мальчишеские туфли 36-го размера
Завершали образ очки, которые для съемок принес оператор, позаимствовав аксессуар у отца.
А Андрею Мягкову придали рассеянный вид накладными усами и несуразной прической. Дополнили образ мямли такие детали, как белые носки в складку, коротковатые брюки и массивная оправа очков. В целом герой выглядит несобранно, что Мягков подчеркивает сутулостью и пиджаком, который застегнут на верхнюю пуговицу.
В интересные факты о фильме «Служебный роман» можно отнести и метаморфозы, происходящие с героями. К концу киноленты зрители увидят Новосельцева с расправленными плечами и Калугину, в которой проснулась модница.
Сюжет[править]
В одном московском статистическом учреждении работает Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков) — отец-одиночка и скромный офисный планктон, у которого никак не получается добиться повышения по службе. Но однажды в учреждение приезжает Самохвалов (Олег Басилашвили) — новый замдиректора, который хочет коллегам понравиться и поэтому дарит им подарки и приглашает к себе домой. Как выяснилось, он раньше дружил с Новосельцевым, отчего пытается помочь ему с продвижением и советует «приударить» за начальницей — сухой, неженственной и суровой Людмилой Калугиной (Алиса Фрейндлих), которую все боятся и за глаза называют Мымрой. Новосельцев от безысходности соглашается. На вечеринке у Самохвалова Новосельцев напивается, читает начальнице стихи, танцует, обзывает её сухой и чёрствой. Та обижается и уезжает. На следующий день он приходит к ней в кабинет извиняться, и во время разговора-перепалки Калугина начинает плакать, Новосельцев её успокаивает и постепенно понимает, что она не такая уж холодная и чёрствая, узнает, что она страшно одинока, что ей всего тридцать шесть, и между героями постепенно зарождаются настоящие чувства…
Водитель без опыта
Побоялся остаться без гонорара и Олег Басилашвили. В одном из дублей актеру предстояло проехать 100 метров на автомобиле. Однако артист до этого никогда не сидел за рулем. Чтобы сцена получилась, исполнителя обучили азам вождения.
А когда начались съемки, неожиданно перед автомобилем появились две девушки, которые случайно попали в кадр. Увидев пешеходов, Басилашвили попытался затормозить и от стресса перепутал педали. К счастью, дамы успели отскочить. А вот машина врезалась в киоск «Союзпечати» и задела камеру.
Олег Басилашвили и Андрей Мягков, кадр из фильма
Тогда наказывать никого не стали, а фильм выдвинули на госпремию. Между тем Алиса Фрейндлих – единственная, кто не получил награду. На тот период премия присуждалась раз в 2 года, а актриса уже была поощрена за театральную работу.
Литье и производство
- Алиса Фрейндлих была выбрана главным режиссером на роль Калугиной. Эльдар Рязанов создавал персонажа с мыслью о Фрейндлихе. Более того, он начал серьезно работать над сценарием только после того, как получил согласие всех актеров, которых он хотел нанять, на участие в фильме. В советском кинематографе был редкий случай, когда режиссеру разрешалось выбирать всех актеров по своему выбору без предварительных кинопроб и согласования с Худсоветом. Рязанова беспокоила, что Фрейндлих не сможет приехать в Москву на съемки фильма из-за постановок и репетиций, которыми она занималась в родном Ленинграде. Поэтому он заверил и актрису, и ее руководство, что ей разрешат поехать в Ленинград по первому требованию. Выяснилось, что она была вынуждена часто уезжать в театр и поэтому постоянно ездила между Москвой и Ленинградом.
- Чтобы создать подлинный образ корявого начальника, Рязанов и Фрейндлих обыскали все гардеробы студии в поисках мешковатой старомодной одежды. Оператор Владимир Нахабцев привез в студию старые очки в толстой оправе, принадлежавшие его отцу — они помогли завершить образ.
- Рязанов пошел на риск, выбрав во второй раз Андрея Мягкова на роль неповоротливого интеллигента, как в хите 1975 года «Ирония судьбы» . Не все согласились с решением режиссера при кастинге. Олегу Басилашвили не понравилась роль « злодея » Самохвалова. Как и Фрейндлих, ему приходилось часто ездить между Москвой и Ленинградом из-за обязательств на ленинградской сцене, и он считал, что его потрепанный вид идеально подойдет для изображения неопрятного и скромного Новосельцева. Позже во время съемок он признал, что выбор режиссера был правильным. Но сделать из обессиленного Басилашвили глянцевого самодовольного Самохвалова, а из утонченного Мягкова, наоборот, неаккуратного холостяка Новосельцева оказалось непростой задачей гримеров.
- Одной из немногих ролей, на которую были взяты кинопробы, стала роль активиста Шуры. Актриса Людмила Иванова, которая на самом деле возглавляла профком в Театре « Современник» , быстро вошла в роль и была наиболее убедительна, когда крикнула: « , пожертвуйте 50 копеек !».
Сюжет киноленты
По сюжету действие происходит в 1976 году дождливой осенью. Главными героями картины являются Анатолий Ефремович Новосельцев – рядовой работник статистической конторы и Людмила Прокофьевна Калугина – его начальница.
Новосельцев – неуверенный в себе мужчина, отец двух сыновей, которых воспитывает в одиночку. Жена от него ушла к другому мужчине. Детей Новосельцев забрал к себе по решению суда. Анатолий работает в крупной статистической конторе старшим специалистом. У него нет предпосылок к карьерному росту, что прибавляет мужчине неуверенности.
Людмила Прокофьевна является директором статической конторы, где работает Новосельцев. Калугина очень одинокая женщина. Она разорвала отношения с подругами из-за того, что одна из них увела у нее мужа. Людмила Прокофьевна богата. Она имеет большую квартиру, автомобиль «Волга» и даже личного водителя.
Людмила Прокофьевна с головой погрузилась в работу. В контору она приходит раньше всех, а покидает рабочее место позже всех. Женщина не ухаживает за собой. Она полностью отрицает свое женское начало, предпочитая красивым нарядам деловые мешковатые костюмы. За глаза подчиненные называют ее мымрой, что очень огорчает несчастную начальницу. Калугиной всего 36 лет. Но она выглядит гораздо старше.
Коллега и хорошая приятельница Новосельцева Ольга Петровна Рыжова советует Анатолию попросить у начальницы повышения до начальника отдела легкой промышленности. Она считает, что мужчина достоин этой должности. А повышение поможет ему поправить свое финансовое положение.
Заместителем Калугиной назначают нового работника Юрия Григорьевича Самохвалова, одногруппника Рыжовой и Новосельцева. Ранее у Ольги Петровны и Юрия был бурный роман. Ольга до сих пор влюблена в мужчину и даже не скрывает это.
Самохвалов решает помочь своему другу и пытается получить для него повышение. Но Калугина уверена, что Новосельцев является посредственным и безынициативным человеком, который не достоин должности начальника. На самом деле Новосельцев просто привык к своей работе.
Когда попытка Самохвалова продвинуть друга оказывается безуспешной, он советует Новосельцеву начать ухаживать за начальницей. Анатолий категорически отказывается это делать, считая такой поступок неэтичным. Но потом соглашается.
Чтобы как-то сблизить Новосельцева и Калугину, Самохвалов устраивает вечеринку в честь вступления в должность. Но на вечере Людмила Прокофьена не поддается на уговоры. Она остается строгой, неприступной начальницей.
Подвыпив, Новосельцев читает стихи. Он думает, что поэзия произведет впечатление на Людмилу Прокофьевну. Но она полностью отвергает такой вид ухаживания. Тогда Анатолий обозлился и при всех назвал начальницу черствой, сухой и бессердечной.
На следующий день Новесельцев решил извиниться за грубые слова. Однако его неуклюжесть приводит к тому, что начальница рассердилась, а затем заплакала. Анатолий пытался утешить Калугину. Тогда женщина рассказала ему печальную историю своего одиночества.
Выслушав Людмилу Прокофьевну, Новосельцев решил, что начальница не такая уж и бездушная. Он увидел в ней легкоранимую, тонкую натуру, которая нуждается в защите.
Теперь Новосельцев решил ухаживать за начальницей не из-за повышения, а потому что она ему действительно приглянулась. Однажды Калугина пригласила Анатолия к себе домой. Когда Новосельцев вошел в квартиру, он увидел не старую мымру, а прекрасную женщину.
После свидания с Новосельцевым, на следующий день, Калугина опаздывает на работу. И когда она вошла в офис, все были потрясены. В этой прекрасной женщине теперь не узнать старой мымры.
Тем временем Рыжова начинает забрасывать Самохвалова любовными письмами. Верочка, секретарша Калугиной, активно обсуждает историю Юрия и Ольги. Юрий пытается отвадить Рыжову и просит активистку Шурочку поговорить с ней.
Узнав о подлости Самохвалова, Новосельцев ругается с другом и даже дает ему пощечину. Чтобы отомстить Новосельцеву, Юрий рассказывает Калугиной, что Анатолий начал ухаживать за ней, чтобы получить повышение.
Услышав рассказ Самохвалова, Людмила Прокофьевна решила, что мир рухнул. Она вновь не верит мужчинам, а особенно Новосельцеву, который так бессердечно воспользовался ее положением.
Однако через некоторое время влюбленные мирятся. Из титров зритель узнает, что у Людмилы Прокофьевны и Анатолия появился третий мальчик.
Актеры фильма «Покровские ворота».
Музыка
Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман» | |
---|---|
саундтрек | |
Дата выпуска | |
Записан | 1977 |
Жанр | саундтрек |
Длительность | 35:10 |
Страна | СССР |
Лейбл | |
Мелодия | С 60-09545-6 |
Вся музыка написана Андреем Петровым.
№ | Название | Слова | Вокал | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Увертюра» | Алиса Фрейндлих | 4:05 | |
2. | «Танец воспоминаний» | инструментальная | 3:37 | |
3. | «В моей душе покоя нет» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Алиса Фрейндлих | 2:17 |
4. | «Обрываются речи влюблённых» | Николай Заболоцкий | Алиса Фрейндлих | 1:47 |
5. | «Осень» | инструментальная | 2:04 | |
6. | «Облетают последние маки» | Николай Заболоцкий | Андрей Мягков | 3:33 |
7. | «В моей душе покоя нет (реприза)» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Андрей Мягков | 3:07 |
8. | «Утро» | инструментальная | 2:38 | |
9. | «Нас в набитых трамваях болтает» | Евгений Евтушенко | Андрей Мягков | 2:05 |
10. | «Песенка о погоде» | Эльдар Рязанов | Алиса Фрейндлих | 2:54 |
11. | «Модный танец» | инструментальная | 2:21 | |
12. | «Дождь» | инструментальная | 2:50 | |
13. | «Финал» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих | 1:45 |
35:10 |
- Музыка исполнена Оркестром Госкино СССР под управлением Эмина Хачатуряна.
- Пародийные куплеты на мотив вальса «На сопках Маньчжурии» (вариант до 1945 г.): «Тихо вокруг, только не спит барсук…» (музыка И. А. Шатрова, слова народные, исполняет Андрей Мягков).
- В 2002 году саундтрек к фильму был переиздан на CD фирмой Bomba Music.
Что тут есть[править]
- А что, пусть будет! — немало известных сцен в фильме — импровизация. Например, момента, когда Новосельцев использует Верочку как щит, в сценарии не было.
- Говорящей фамилией обладает самовлюблённый и расчётливый Самохвалов.
- Дети в финале — в конце сообщается что у Новосельцевых теперь трое детей.
- Драмеди — жанр фильма. Фирменный стиль Эльдара Рязанова, характерный для «среднего» периода его творчества (1966—1984).
- Да она красавица! — так можно сказать о Калугиной после того, как Верочка научила её за собой ухаживать.
- Зрелая любовь — Калугиной 36, Новосельцеву тоже что-то в пределах 40.
- Кнопка берсерка — стоит только Новосельцеву обозвать Людмилу Прокофьевну Калугину мымрой, как она от простых словесных оскорблений переходит к куда более решительным действиям.
- Музыкальный символ — «У природы нет плохой погоды».
- Музыкальным триппером можно назвать, наверное, все песни отсюда.
- На тебе! — Рязанов всю жизнь недолюбливал советскую бюрократию, натерпелся от неё… Вы когда-нибудь вглядывались в таблички, густо висящие близ парадного входа в здание, где трудятся Калугина и Новосельцев? Оказывается, в здании размещены вот такие интересные организации: «Центральный резерв нежилых помещений», «НИИ ЧЕГО», «Главбурение», «Управление внешних сношений», «Главшерсть», «Главкость», «Специзолятор», «Мосрыбстрой». А статистическое учреждение, в котором работают главные герои, называется божественно просто — «Статистическое учреждение» (это своеобразная отсылка к аналогичной натебейке в многострадальном гайдаевском «Женихе с того света»: «КУКУ (Кустовое управление курортных учреждений)», «НИИГУГУ», «Горупркомхоз: Нежилотдел», «Горупрместпром: Заготлыко», «ЧУИВ» [?!], «Горздравотдел: Райпиявка при Горпиявке»).
- Ну ты как ляпнешь! — Новосельцев этим отличается с завидным постоянством.
- Протащить под радарами — товарищ Новосельцев пытается продемонстрировать вокальные данные, напевая «Тихо в лесу, только не спит барсук» (на мотив «На сопках Маньчжурии»). Если учитывать, что похабная частушка про повесившего на сук свои тестикулы барсука появилась несколько раньше фильма, непонятно, как хулиганство сценаристов не было замечено. (Но Анатолий Ефремович, разумеется, вместо «яйца» спел «уши». И это не только дань режиссёра и актёра цензуре: это, чисто ватсониански, персонаж «смягчил», поопасавшись слишком-то уж скандализовать Людмилу Прокофьевну!).
- Пьяный — это забавно — Новосельцев набирается и устраивает дебош в квартире своего коллеги, пытаясь подкатить к начальнице.
- Осрамиться по пьяни — это тоже про Новосельцева, ведь хорошего впечатления он не произвёл. Более того, он боялся, что теперь его уволят!
- Родитель-одиночка — Новосельцев один растит двух сыновей.
- Сексуальное домогательство — Ольга Рыжова бесцеремонно домогается Самохвалова. Пополам с Любовь зла, ибо он в ответ начинает козлить. Ибо сколь бы сильно ни допекла его Оля, охваченная амоком и не желающая слушать никаких резонов — в свою очередь, Юре совсем не следовало натравливать на неё «общественность» (о чём Юре справедливо, жёстко и резко сказала Калугина — а Новосельцев Юру за это же самое треснул по морде).
- Синий чулок — Людмила Прокофьевна Калугина, сперва начальница, а потом ещё и возлюбленная и жена главного героя. Создатели фильма гениально показали её преображение, когда вместо мешковатого костюма и ужасных очков на ней оказываются строгое и элегантное платье, косметика на лице и комплект колечко + серёжки на теле. И да, конечно же, смена причёски с «демонстративно как мужская» на «ух, какая я лапочка средних лет!» (и нет, последнее — не парик, в отличие от пьесы-первоисточника).
- Снежная королева оттаяла — это тоже про Калугину, которая постепенно перестала быть сухой «Мымрой».
- Сирано — Самохвалов выступает в роли Сирано для Новосельцева. Правда, первоначально Новосельцев умудряется свести на нет все его усилия, а затем — прекрасно справиться и без него. При этом практически не изменив поведения.
- Хорошие сапоги, надо брать — тропнеймер. Людмила Прокофьевна высказывает своё мнение по поводу сапог, к которым приценивается её секретарша Верочка: «Очень вызывающие, я бы такие не взяла». «Значит, хорошие сапоги, надо брать», — заключает та.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- . www.russiandvd.com. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- ↑ документальный фильм «Рождение легенды. Служебный роман» (телекомпания «Останкино»)
- . Meteoweb.ru | Архивы погоды. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- . AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь. (12 октября 2019). Дата обращения: 26 ноября 2019.
- В фильме «Рождение легенды. Служебный роман» утверждается, что дом, который использовался в общих планах как дом Калугиной, находится по соседству с похожим домом, в котором на то время проживал Андрей Миронов.
- В одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская» и «Москва III», а прибывает электричка на Ярославский вокзал — чётко видно его современное здание.
- . Культура МК (25 марта 2011). Дата обращения: 26 ноября 2019.