Синдром саванта: причины развития, признаки и проявления, диагноз, прогноз

Contents

Что такое синдром саванта

Что же такое савантизм? Это особенность работы мозга, которая была изучена и описана Д. Л. Дауном, и трактовалась им как одаренность человека в той или иной области науки или искусства. Д. Л. Даун полагал, что феноменальное развитие способностей человека с этим синдромом обусловлено образованием в его мозговых структурах центра гениальности. Он появляется как следствие поражения ЦНС.

В современной клинической психологии распространено мнение, что савантизм – это разновидность аутизма. Как и аутизм, синдром саванта характеризуется очень высоким уровнем развития памяти у человека, обостренным чувством времени, выраженными лингвистическими способностями. Но отсутствие баланса в межполушарном взаимодействии не позволяет таким клиентам успешно осваивать традиционную образовательную программу, социализироваться.

В большинстве случаев эффект савантизма является врожденной особенностью, но известны случаи развития синдрома у людей в результате травмы головного мозга.

Как проявляется гениальность

«Саванты» наделены уникальными способностями, которые заключаются в их памяти. Особенности в работе мозговых центров, позволяют «савантам» изучать несколько десятков различных языков одновременно, справляться со сложными математическими задачами и создавать настоящие произведения искусства.

Большинство «савантистов» легко справляются с изучением различных текстов. Благодаря феноменальной памяти, им достаточно всего лишь один раз ознакомиться с произведением, бегло прочитав несколько страниц. После этого, «савантист» может в точности пересказать прочитанное. Благодаря развитому слуху, людям с этой патологией достаточно лишь один раз услышать сложную музыкальную композицию, после чего они смогут полностью воспроизвести её заново. Однако большинство людей с этой патологией, сталкиваются с различными трудностями в анализе и интерпретации информации, которая поступает из окружающего мира.

Большинство «савантов» обладают способностью находить решение сложных математических задач, без использования бумаги или калькулятора. Такие люди легко разговаривают на многих иностранных языках и без затруднения переводят сложные технические тексты. Для больных, не составляет труда создать потрясающие предметы живописи, лишь на секунду взглянув на окружающую их обстановку.

Известны исторические случаи, в которых ребенок с патологией зрительных органов, аутизмом и синдромом Саванта, легко повторял сложные музыкальные композиции, услышав их всего лишь один раз. Слух этого мальчика в сочетании с музыкальным даром, сделали его всемирно известным. На сегодняшний день этот мальчик является одним из самых известных представителей людей, больных данным синдромом.

Известный художник Стивен Уилтшир из Англии, является еще одним популярным человеком с этой патологией. Несмотря на низкую интеллектуальную развитость, Стивен обладает способностью, детального воспроизведения на бумаге различных событий и объектов, с которыми он встречается в своей жизни. Благодаря своим феноменальным способностям, Стивен получил прозвище «Человек-фотоаппарат».

Многие обладатели рассматриваемого синдрома имеют способность различать миллионы различных запахов и разбивать их на отдельные составляющие. Некоторые из пациентов легко анализируют окружающих, и на основе этого анализа ставят диагноз об имеющихся заболеваниях. Следует отметить, что в данном случае легкость, с которой определяются сложные патологии вызывают недоумение у многих представителей медицины. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что «савантизм» является проявлением гениальности, которая сочетается с умственной отсталостью.

Человек, подверженный Савантизму, может являться обладателем выдающихся способностей в одной или одновременно в нескольких областях знаний

Механизм

Психологические

Не принято широко когнитивная теория объясняет сочетание таланта и недостатка у ученых. Было высказано предположение, что люди с аутизмом склонны к обработке, сфокусированной на деталях, и что этот когнитивный стиль предрасполагает людей с аутизмом или без него к талантам ученых. Другая гипотеза состоит в том, что ученые гиперсистематизируют, тем самым создавая впечатление таланта. Гиперсистемизация — крайнее состояние в сопереживание – систематизирующая теория который классифицирует людей на основе их навыков сочувствия другим, а не систематизации фактов о внешний мир

Кроме того, внимание ученых к деталям является следствием усиленного восприятия или сенсорной гиперчувствительности у этих уникальных людей. Также было подтверждено, что некоторые ученые действуют путем прямого доступа к низкоуровневой, менее обрабатываемой информации, которая существует во всех человеческих мозгах и обычно недоступна для сознательного осознания

Неврологический

В некоторых случаях синдром саванта может быть вызван после тяжелой травмы головы слева спереди. височная доля. Синдром Саванта был искусственно воспроизведен с помощью транскраниальная магнитная стимуляция чтобы временно отключить эту область мозга.

Сверхспособности гениев с ограниченным развитием

Наиболее часто при наличии данного синдрома проявляются следующие сверхспособности:

  • феноменальная память;
  • лингвистические способности;
  • математические способности;
  • музыкальные способности;
  • изобразительное искусство;
  • великолепная ориентация в пространстве;
  • способность к конструированию и техническим наукам.

Память таких одарённых людей имеет конкретно-ситуативную направленность, они могут запоминать большой объём информации, встретившись с источником всего один раз. Так, многие саванты, которые ни разу не играли на музыкальных инструментах, единожды услышав музыкальную мелодию, могут с лёгкостью воспроизвести её на фортепиано. Другим примером может послужить случай талантливой американской школьницы, которая меньше чем за минуту могла прочитать книгу и слово в слово пересказать её содержимое. Однако память гениальных савантов всё же имеет некоторую особенность, среди всей информации она выделяет не только главные факторы, но и второстепенные, что порождает определённые сложности в синтезе событий в целом. Также савантам довольно трудно сгруппировать информацию касательно жизненного опыта.

Существуют научные факты, доказывающие, что большинство гениев с ограниченными психическими возможностями, несмотря на невероятные способности к запоминанию, не понимают истинный смысл информации. Данное явление получило название «словесное склеивание», так как при подаче информации многие испытуемые пропускали некоторые существенные факты.

Один японский юноша, с детства страдающий аутизмом, в 15-летнем возрасте начал проявлять невероятные способности к изучению языков. К 20 годам молодой человек знал уже более десятка языков мира, причём его лингвистические способности с каждым годом увеличивались. Другим примером склонности к языкознанию на фоне общих психических отклонений может послужить американский школьник Кристофер, который к подростковому возрасту владел 20 языками и мог свободно переводить тексты. Ещё в полугодовалом возрасте у мальчика было обнаружено локальное повреждение головного мозга, затрудняющее общее развитие. В 6-летнем возрасте ребёнок с лёгкостью разговаривал на нескольких языках, причём мог читать слова с обратной стороны.

Одной из наиболее часто встречающихся сверхспособностей савантов является умение проводить сложнейшие арифметические вычисления. Так, самые известные американские близнецы-саванты могли с точностью определить на какой день недели придётся та или иная дата в ближайшие несколько столетий. Психологи тщательно исследовали математические способности мальчиков и пришли к общему мнению, что у них образовался специальный шаблон календарных подсчётов, основой которого являлись не арифметические вычисления, а визуальные представления. Иными словами, одарённые дети буквально видели перед собой календарь, предположим 3000 года, и могли с лёгкостью назвать любой день недели и число, на которое он приходится.

Некоторые гении обладают настолько великолепным слухом и музыкальным даром, что могут сыграть мелодию, услышанную ими всего один раз, причём многие из них вообще не владеют музыкальными инструментами. Так, один из первых, зарегистрированных в истории савантов, по прозвищу «Слепой Том», был слепым и болел аутизмом, но это не помешало ему восхитительно играть на фортепиано и стать одним из самых богатых афроамериканцев в рабовладельческие времена.

Немало среди людей с синдромом саванта и талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Все они обладают прекрасной визуальной памятью, креативным воображением и фантазией. Английский знаменитый картограф и художник С. Уилтшир, страдающий умственной отсталостью, запросто может нарисовать пейзажи и окрестности мест, которые видел с высоты, находясь в вертолёте.

Среди других необычных способностей людей с синдромом саванта можно выделить гиперощущение запахов, чуткое восприятие времени и пространства, видение внутренних органов человека и другие.

Симптомы болезни

Симптомы недуга трудно перепутать с какой-либо другой болезнью, так как все они являются специфическими. Например, саванты не способны самостоятельно обслуживать себя в быту – они не могут есть и одеваться без помощи, им трудно сходить в магазин за покупками или просто поговорить с незнакомцами. Но при всем при этом такие люди являются настоящими гениями в какой-либо области: они могут полностью пересказать прочитанную вчера книгу, сложить в голове огромные числа за считанные секунды или с точностью воспроизвести впервые услышанную музыкальную композицию.

К сожалению, области знаний у таких людей ограничены. Больные имеют феноменальную память, художественные, музыкальные, лингвистические, математические или механические таланты, но они часто не знают своего имени или дня рождения. Иногда пациенты имеют сразу несколько удивительных способностей. Больные синдромом запоминают все мелкие подробности: они даже могут поминутно расписать день, который был несколько недель назад.

Люди с синдромом Саванта живут в своем выдуманном мире. Обычно больные не коммуникабельны, им трудно построить предложение и выразить свою мысль, поэтому они не могут полностью влиться в социум. Пациенты имеют нарушения речи и движения. Они не смотрят в глаза другим людям, боятся прикосновений.

Также савантизму сопутствует:

  1. Физическое и умственное отставание;
  2. Психические нарушения;
  3. Аутизм;
  4. Синдром Дауна;
  5. Нарушения функционирования мозга;
  6. “Островки гениальности”.

Первые признаки

Если болезнь была врожденной, то необычные способности человека начнут проявляться в детстве. Например, дети, которые только узнали цифры, могут сразу же безошибочно складывать их в уме.

Так больной савантизмом Ким Пик в 2 года мог полностью запомнить текст книги, которую ему только что прочитали. Уже в 12 лет он закончил обучение в школе, так как полностью освоил программу без чьей-либо помощи.

Стадии

Обычно заболевание сопровождают разные формы умственной недоразвитости – эпилепсия, аутизм, синдром Дауна. У каждой из них есть главное сходство – чем раньше была начата коррекция поведения и развития ребенка, тем больше шансов на успешную адаптацию человека в социуме в будущем

Именно поэтому наиболее важной является ранняя стадия развития аномалии

Начальная стадия сопровождает ребенка с первых дней его рождения. У таких детей нетрудно заметить особенности в развитии уже в возрасте 1-2 лет. Вместе с этим становятся более явными и нарушения психики. Современные технологии диагностики позволяют выявить синдром еще в младенческом возрасте.

Формы

Невероятные способности больных обычно проявляются в одном виде деятельности:

В музыке. Чаще всего больные играют на фортепиано, обладают абсолютным слухом и могут с точностью повторить все ноты.

  • В скульптуре или живописи. Савантов даже не нужно учить рисовать, они сами знают, как правильно это делать. Их рисунки и скульптуры отличаются особой реалистичностью и красочностью.
  • В моделировании. Пациенты не только отлично моделируют простые предметы, но и оказываются в силах изготовить сложные мелкие детали.
  • В математике. Счет в уме огромных примеров, повторение ряда многозначных числе и другие математические способности – все это также является отличительной чертой савантов.
  • В механике. Больные могут определить точное расстояние без каких-либо измерительных инструментов.
  • В лингвистике. Такая форма встречается намного реже, чем остальные, но тоже имеет место быть. Некоторые саванты являются настоящими полиглотами и разговаривают в совершенстве сразу на нескольких десятках языков.
  • Во времени. Люди с синдромом Саванта могут безошибочно определить время без хронометра или часов.
  • Имеют хорошую память. Представителем такой формы является Ким Пик, который за 10 секунд может прочитать целую страницу книги. На сегодняшний день известно, что он прочитал более 10000 книг и текст каждой из них в силах воспроизвести дословно.
  • Иногда пациенты имеют более развитое обоняние, зрение и осязание, чем у обычных людей.

Новости

Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. savant — «учёный») — редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность — феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен с ходу повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен (не исключено, что в некотором роде так оно и есть). Или запросто сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вильтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценностъ, вплоть до умственной отсталости. Именно за роль Рэймонда Бэббита, аутичного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актёр долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности, Кимом Пиком. Очередным примером травматического генеза синдрома Саванта является 40-летний житель Колорадо Дерек Амато. Тягу к музыке Дерек начал испытывать после того, как пришел в себя после неудачной попытки искупаться в бассейне. В результате трагического прыжка он попал в больницу и ему пришлось восстанавливаться две недели, после чего мужчина… неожиданно сел за фортепиано и начал играть. Открывшиеся музыкальные способности Амато (до этого он знал лишь несколько гитарных аккордов) перевернули всю его жизнь. На протяжении многих лет у американца не было ни работы, ни дома. Дерек Амато жил в своей машине и не особо думал о завтрашнем дне. Он совершенно не предполагал, что в один прекрасный момент проснется богатым и знаменитым. После травмы головы, из-за которой американец частично потерял память и слух, к нему стали приходить странные видения. Амато рассказывает, что в его мозгу постоянно мелькают черные и белые квадраты, которые очень похожи на клавиши фортепиано. Садясь за музыкальный инструмент, он просто повторяет комбинации, которые запомнил во время галлюцинаций. Сначала Дерек импровизировал лишь в доме приятеля, у которого стояло фортепиано. Получив признание в близком кругу, Амато решил покорять широкую публику. Сейчас мужчина записывает свой второй альбом. У него по-прежнему нет даже среднего образования (школьный аттестат Дерек не получил, так как недоучился), но зато Амато научился играть на семи инструментах. Сегодня у бывшего неудачника есть и слава, и деньги. Правда, за них ему приходится жестоко расплачиваться – после удара о дно бассейна Дерека Амато регулярно мучают головные боли, а память и слух за 6 лет, прошедших после судьбоносного падения, восстановились не до конца.

Новости → История профессии врача-нейрохирурга, или как стать хорошим врачом

Новости → 3D модель черепа для подготовки к реконструктивной операции

Статьи → Качество жизни пациентов со спастическим и болевым синдромами при эпидуральной стимуляции спинного мозга

Новости → В Казани открывается модернизированный Республиканский сосудистый центр

Новости → Круглый стол, посвященный нейрохирургическому лечению краниостенозов у детей, состоялся в Федеральном центре нейрохирургии в Тюмени.

Обсудить на форуме

Области знаний и способности

Области, в которых чаще проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.

Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придётся 1 января любого года. Встречаются саванты, способные пропеть все услышанные арии, выйдя из оперы, или начертить карту района Лондона после полёта над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Уилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости. Наиболее распространён «календарный» савантизм, чуть реже встречаются саванты с феноменальной памятью. Встречается также гиперкалькулия — чрезвычайно высокие математические способности. Таких людей называют феноменальными счётчиками.

В психиатрической литературе описаны случаи исключительной памяти и «календарного» савантизма (возможность точного указания дня недели любой даты за сотни лет в будущем или прошлом) у больных олигофренией в степени имбецильности.

2 Причины развития

Психиатрическая литература описывает случаи, когда синдром Саванта был последствием травм головы с последующим органическим поражением головного мозга или дегенеративных заболеваний центральной нервной системы. Регистрировались данные отклонения и в качестве результата перенесенной перинатальной патологии. Численное преобладание среди савантов имеют представители мужского пола. Исследователи связывают это со стимулирующим влиянием высокого уровня тестостерона на рост головного мозга у младенцев с данным синдромом. Параллельно с этим тестостерон угнетает выработку окситоцина, способствующего адекватной адаптации в социуме.

Существует в научном мире и вирусная теория аномалии. Согласно этой гипотезе инфекционный агент стимулирует мутацию нейронов головного мозга, вызывая отклонения.

Данные компьютерной и магнитно-резонансной томографии головного мозга людей с синдромом Саванта визуализируют наибольшую активность правого полушария, которая замещает функции левого, демонстрирующего функциональный дефицит. Очевидно, что с данной аномалией и связана особенность савантизма: выраженное развитие какого-либо одного из навыков у пациентов.

Факторы риска

Так как в большинстве случаев савантизм возникает из-за наследственной предрасположенности, основными факторами риска становятся генетические нарушения и психические расстройства. К ним можно отнести: синдром Аспергера, аутизм и умственную отсталость.

Помимо этого, выделяют следующие, не менее значимые, факторы риска:

  • Недоношенность (рождение ребенка раньше 35 недели);
  • Вес младенца, не превышающий 2500 г;
  • Зрелый возраст хотя бы одного из родителей (мать – от 40 лет, отец – от 49);
  • Врожденные пороки развития;
  • Травмы, полученные во время родов;
  • Послеродовую реанимацию ребенка;
  • Недавно перенесенные инфекции и заболевания мозга;
  • Мужской пол;
  • Генные мутации из-за неблагоприятной экологической обстановки;
  • Недостаток витаминов, в особенности – витамина D.

Как проявляется синдром Саванта и откуда он берется?

Проявляется
синдром Саванта как гениальность, в одной или нескольких областях науки или искусства.
Практически всегда его обнаруживают у людей с серьезными отклонениями в
развитии или аутизмом. Большинство савантов не могут обойтись без помощи других
людей. Прогулка до магазина или домашняя уборка, а зачастую и простое общение с
людьми для них непосильная задача. Зато многие из них обладают феноменальной
памятью и могут наизусть пересказать только что прочитанную книгу, нарисовать
подробную карту большого города по памяти или сочинять гениальные музыкальные
произведения за пару часов.

Чаще всего, синдром Саванта связывают с генетическими нарушениями и мутациями. На данный момент наука выделяет около 10 генов, мутации в которых приводят к возникновению данного состояния. И что удивительно, большинство из них расположено в Y хромосоме. Поэтому 4 из 5 людей с данной психической особенностью мужчины. Так что чаще всего савантизм, это врожденное состояние и реже приобретенное, вследствие травм головного мозга, иногда послеродовых или уже во взрослом возрасте, как например, у музыканта Дерека Амато.

Области науки и искусства,
в которых чаще всего проявляют себя люди с синдромом Саванта

Как правило, проявление выдающихся способностей у таких людей можно выявить в музыке, живописи, арифметических вычислениях, математике, картографии, календарных расчётах и моделировании трехмерных систем.

Для примера:

  • Стивен
    Уилтшир после полета над Лондоном начертил точную карту города по памяти. Его
    талант обнаружился в 5 лет, с тех пор он по памяти может нарисовать любой
    когда-либо увиденный пейзаж;
  • Ким
    Пик был рожден с большой грыжей в мозге, которая мешала его нормальной работе.
    Он одновременно умственно отсталый и гений, который может наизусть запомнить
    целую книгу. У него также проявляются таланты в музыке;
  • Дерек
    Паравичини благодаря синдрому стал известным джаз-бенд музыкантом;
  • Бен
    Андервуд является «эхолокатором». Из-за травмы глаз он слеп, но ориентируется в
    пространстве при помощи щелчком рук и эха, которое отражается от поверхности
    предметов;
  • Таммет
    Дэниел обладает талантом к изучению языков и сложнейших диалектов. Он
    знает несколько десятков языков, которые учит буквально на лету. При этом у
    него тяжелая форма эпилепсии.

Особенность савантов

У всех людей с синдромом Саванта есть одна особенность – правое полушарие развито гораздо сильнее левого. У обычных людей это закономерность проявляется наоборот. Чаще всего за своим способности люди платят забвением. Они редко бывают адаптированы к внешнему миру, и большинство из них живет в своём замкнутом мирке.

Современные исследования показывают, что практически у всех людей с аутизмом можно найти гениальные проявления. Однако делать это надо как можно раньше (когда малышу 1-2 года), чтобы развить талант и научить ребенка общаться с внешним миром.  

В кинематографе людей с данным психическим состоянием можно наблюдать в фильме «Человек дождя» или сериале «Хороший доктор».

Почему возникает синдром Саванта:

Основные факторы риска рождения ребенка с савантизмом это:

  • рождение ребенка на 35 неделе или ранее (недоношенность);
  • вес при рождении менее 2,5 кг;
  • врожденные аномалии в развитии, в частности головного мозга;
  • зрелый возраст родителей. Мать старше 40 лет и/или отец старше 45 лет;
  • родовые травмы или реанимация после рождения;
  • генетические мутации, в том числе радиационное заражение и неблагоприятные экологические факторы;
  • мужской пол;
  • генетические мутации;
  • любые травмы головы, а также опухоли головного мозга.

Поделиться ссылкой:

Общество и культура

Известные случаи

  • Дэниел Таммет , британский писатель и полиглот
  • Дерек Паравичини , британский слепой музыкальный вундеркинд и пианист
  • Генриет Сет Ф. , венгерский писатель-аутист и художник
  • Ким Пик , американский мегасавант
  • Лесли Лемке , американский музыкант
  • Рекс Льюис-Клак , американский пианист и музыкальный ученый
  • Мэтт Сэвидж , американский музыкант
  • Стивен Уилтшир , британский художник-архитектор
  • Темпл Грандин , американский профессор зоотехники
  • Том Виггинс , американский слепой пианист и композитор
  • Томми МакХью , британский художник и поэт
  • Коди Ли , победитель конкурса America’s Got Talent 2019 года (музыкант)

Приобретенные кейсы

  • Алонзо Клемонс , американский ученый-скульптор
  • Энтони Чикория , американский пианист и врач.
  • Дерек Амато , американский композитор и пианист, у него развился синдром саванта и синестезия.
  • Орландо Серрелл , американский ученый
  • Джейсон Пэджетт , американский математик, приобрел его после удара по затылку в баре.
  • Раймонд Бэббит , ученый с аутизмом в фильме 1988 года « Человек дождя» (по мотивам Ким Пика )
  • , Savant с аутизмом в 2013 южнокорейских медицинской драме Хорошего доктора
  • , ученый с аутизмом в американской медицинской драме 2017 года « Хороший доктор »
  • ученый с аутизмом в фильме 1997 года « Куб»
  • , ученый с аутизмом в южнокорейской психологической драме « Мышь» 2021 года
  • Томо Кунагиса , учитель календаря в серии лайт-новелл зарегото, написанной Нисио Исином

Мои рекомендации

Основная трудность, с которой сталкиваются родители детей-савантов – это обучение их навыкам самообслуживания и коммуникации. Устные указания взрослых они не воспринимают. Я рекомендую родителям таких детей использовать альтернативные способы общения: картинки, схемы, размещенные на видных местах листы с графическим изображением последовательности действий. Зрительные образы саванты воспринимают лучше, чем устную речь.

Психокоррекционная работа с такими детьми ориентирована на оказание им помощи в социализации. Таких детей нужно научить жить среди людей, вступать с ними в контакт, выполнять совместную деятельность. Серьезное препятствие в этом процессе – слабое развитие у них эмоционально-волевой сферы.

Я отметила, что арт-терапевтические технологии работы в полной мере соответствуют индивидуальным особенностям детей с этим недугом.

Кроме коррекции эмоционально-волевой сферы, я считаю необходимым развивать логическое мышление этих людей и расширять их представления об окружающем мире. В их головах содержатся многотомные энциклопедические знания, которыми они совершенно не умеют использовать. Нужно помочь им свой теоретический базис применить в жизни.

Добиться стойкой положительной динамики в психокоррекции савантизма можно только при условии длительной работы совместно с дефектологом.

Обучение таланту: успешные образовательные подходы

Филлипс сформулировал спор в 1930 году. Заявил: «лучше устранять недостатки или обучать талант?» Опыт дал ясный ответ – «развить талант»! После того, как это происходит, некоторые из «дефектов» стихают.

Особый талант, становится каналом к ​​нормализации. Используются уникальные навыки для достижения лучшей социализации. Приобретения языка, независимости, без компромиссов, утраты особых способностей, ценных достижений в других областях функционирования.

Особые навыки используются как способ привлечения внимания ученого. Вместо того, чтобы воспринимать способности как легкомысленные, их можно использовать в качестве формы выражения с целью более удобного использования.

Кларк (2001) разработал учебный план по умственным навыкам.Использовал комбинации успешных стратегий, применяемых в области образования одаренных детей (обогащение, ускорение, наставничество).

Обучение аутистов

Обучение аутистов (визуальная поддержка, социальные истории) – попытка направить и применить, часто нефункциональные обсессивно-умственные навыки. Эта специальная учебная программа оказалась весьма успешной при функциональном применении умственных навыков, общем снижении уровня аутистического поведения у многих испытуемых.

Сообщалось об улучшении поведения, социальных навыков, академической самоэффективности, повышении навыков общения.

Donnelly & Altman (1994) отметил, что все большее число «одаренных учеников с аутизмом» включены в одаренные и талантливые классы с неиндуцированными одаренными сверстниками. Сопровождающие элементы – взрослый наставник в области их таланта, индивидуальный консультант, обучение социальным навыкам.

Появляются специализированные школы. Например, Soundscape Center в Суррее, Англия. Работает с 2003 года как единственное специализированное учебное заведение в мире. Занимается развитием потенциала людей с потерей зрения, специальными музыкальными способностями.

Академия Orion в Мораге, Калифорния, США специализируется на предоставлении положительного образовательного опыта для учащихся старших классов с синдромом Аспергера.

Университет Хоуп в Анахайме, Калифорния, по изобразительному искусству для взрослых с нарушениями развития. Его миссия состоит в том, чтобы «обучать таланты и уменьшать инвалидность» с помощью терапии изобразительного искусства. Это живопись, музыка, танец, драма, рассказывание историй.

Д-р Темпл Грандин хорошо известен как международный авторитет в области науки о животных. Хорошо известна своими книгами: «Мышление в картинках», «Перевод с животными». Она аутична. Ее недавняя книга «Развитие талантов: карьера людей с синдромом Аспергера и аутизмом с высоким уровнем функционирования», является прекрасным практическим ресурсом по открытию, воспитанию и «обучению таланта».

Написана для того, чтобы люди в аутическом спектре могли пользоваться важным опытом работы. Были независимыми, экономически самодостаточными. В книге описываются методы, помогающие детям развивать природные таланты с помощью «рисования, письма, построения моделей, программирования» и подобных навыков. Направлено на создание «портфеля» способностей, которые помогут при поиске работы.

Книга помогает людям аутичного спектра, членам их семей, учителям, другим людям лучше понимать и развивать процесс планирования карьеры для особенных лиц со специальными навыками.