Жан-поль сартр

Упоминание книг автора:

  • Коллективная подборка «Любимые книги ридлян»Подборки
  • Литературный стартер пак юного экзистенциалиста.Подборки
  • Рыжие герои книгПодборки

Цитаты из книг автора

Мертвые без погребения

<p>Полька кончилась, теперь наш черед танцевать. <br />— Значит, ты не хочешь танцевать. (Пауза.) Ненавижу эту музыку. <br />— Да? <br />— Её, наверное, слышно на ферме. <br />— Там никого не осталось, некому слушать. <br />— Знаю. Эта музыка врывается в окна, кружится над трупами. Музыка, солнце — картина! А трупы совсем почернели. А! Мы здорово промахнулись…</p>

Стена

<p>Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.</p>

Стена

<p>На мгновение, на одно короткое мгновение мне показалось, что я заплачу тоже, и тоже от жалости к себе. Но случилось обратное: я взглянул на мальчика, увидел его худые вздрагивающие плечи и почувствовал, что стал бесчеловечным — я был уже не в состоянии пожалеть ни себя, ни другого. Я сказал себе: ты должен умереть достойно.</p>

Тошнота

<p>- Я знал, что вы меня одобрите, мсье. Да и как можно осудить того, кто говорит вам: я распорядился своей жизнью так-то и так-то и теперь совершенно счастлив?</p>Самоучка

Комната

<p>Его нервное изящество, его субтильность, которая так нравилась Еве, когда он за ней ухаживал, — все это были цветы его безумия.</p>

Все рецензии

Биография

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества. 

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.

Биография писателя

Жан-Поль Сартр – философ из Франции, эссеист, писатель, педагог и драматург. Следовал идеям атеистического экзистенциализма. Родился 21 июня в 1905 году в Париже. Жан-Поль был в семье единственным ребёнком в семье Жана-Батиста Сартра и Анны-Марии Швейцер. Отца почти не помнит, он умер, когда малышу было чуть больше года.

Учился в лицеях Ла-Рошели и Высшей Нормальной Школе Парижа, написал диссертацию по философии, стажировался в Берлине. Во время учёбы сдружился с Симоной де Бовуар, которая до конца жизни была его верным автором-единомышленником. Они вместе основали журнал «Новые времена». После преподаёт во французских лицеях. С 1944 года окончательно ушёл в литературу.

Жан-Поль Сартр поддерживал кубинскую революцию, участвовал в Трибунале Рассела, где произнёс знаменитую речь о геноциде. Стал символом революции во Франции в 1968.

Умер Сартр в родном Париже 15 апреля 1980 года, но его труды ещё на долгие годы подарят бессмертие своему автору. В последний путь его пришли проводить более 50 тысяч человек. Через 6 лет ушла из жизни его верная подруга Симона де Бовуар, её похоронили рядом с Жан-Полем.

Творческая деятельность

Начало творческого пути Жан-Поля Сартра началось в 1938 году с романа «Тошнота», который до сих пор считается лучшим произведением автора. Книга стала программной для философского течения экзистенциализма. Затем он пишет «Грязными руками», тетралогию «Дороги свободы» и другие романы.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии, от которой он отказался, потому что не хотел быть зависимым от кого-то. Когда-то так же Сартр отказался принять орден Почетного легиона. В этом же 1964 году знаменитый на весь мир Сартр перестает писать, прекратив свою литературную деятельность навсегда.

Основное влияние на мировоззрение Жан-Поля Сартра оказали Достоевский, Эдмунд Гуссерль, Анри Бергсон и Мартин Хайдеггер.

Тошнота (1938 год)
Стена (1939 год)
Герострат (1939 год)
Идиот в семье
Бытие и ничто (1943 год)
Экзистенциализм — это гуманизм (1946 год)
Мухи (1947 год)
Что такое литература? (1948 год)
Дьявол и господь Бог (1951 год)
Портрет антисемита
Воображаемое. Феноменологическая психология воображения
Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940
Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания
Почему я отказался от Нобелевской премии
Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974

Публикации о Ж.-П. Сартре

  • Великовский С. Путь Сартра-драматурга 1967
  • Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра Лениздат, 1976
  • Грецкий М. Н. Марксистская философская мысль во Франции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
  • Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990.
  • Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Geleos, 2004.
  • Альсберг К. Больное место. Еврейство, желание и язык у Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 169—186.
  • Сартр и судьба экзистенциализма
  • Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.: Петрополис, 2006.
  • Дунаевская, Рая. Философия и революция: от до Сартра и от до Мао, 1973.
  • Долгов К. М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151—160.
  • Кузнецов, Виталий Николаевич. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.
  • Леденева Е. В. Ничто у Сартра и Гегеля. Credo new. 2013, № 2.
  • Мердок А. Сартр — романтический рационалист. 1953.

Творчество

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — когда Сартр открыто критиковал СССР.

В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.

Философия и литература

Успешно защитив философскую диссертацию и поработав преподавателем философии в Гаврском лицее, Жан-Поль Сартр отправился на стажировку в Берлин. Вернувшись домой он продолжил заниматься преподавательской деятельностью в разных лицеях.

Сартр отличался отличным чувством юмора, высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Любопытно, что за один год он успевал прочитывать свыше 300 книг! Одновременно с этим он писал стихи, песни и рассказы.

Тогда же Жан-Поль начал издавать свои первые серьезные труды. Его роман «Тошнота» (1938) вызвал большой резонанс в обществе. В нем автор рассуждал об абсурдности бытия, хаосе, отсутствии смысла жизни, отчаянии и прочих вещах.

Главный герой этот книги приходит к выводу, что бытие приобретает смысл только посредством творчества. После этого Сартр представляет очередную работу – сборник из 5 новелл «Стена», которая также находит отклик у читателя.

Когда началась Вторая мировая война (1939-1945) Жан-Поль был призван в армию, однако комиссия признала его непригодным для службы по причине слепоты глаза. В результате, парня определили в метеорологический корпус.

Когда в 1940 г. нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен, где провел около 9 месяцев. Но даже в таких тяжелых обстоятельствах, он пытался оптимистически смотреть в будущее.

Жан-Поль любил повеселить соседей по бараку смешными историями, участвовал в боксерских поединках и даже смог поставить спектакль. В 1941 г. полуслепого пленника отпустили на свободу, вследствие чего ему удалось вернуться к писательской деятельности.

Через пару лет Сартр опубликовал антифашистскую пьесу «Мухи». Он ненавидел нацистов и беспощадно критиковал всех, что не предпринимал никаких усилий для противостояния фашистам.

К тому моменту биографии, книги Жана-Поля Сартра уже имели огромную популярность. Он пользовался авторитетом как среди представителей высшего общества, так и среди простого народа. Изданные работы позволили ему оставить преподавание и сконцентрироваться на философии и литературе.

Тогда же Сартр стал автором философского исследования под названием «Бытие и ничто», которое стало настольной книгой для французских интеллектуалов. Писатель развивал мысль о том, что сознания нет, а существует только осознание окружающего мира. При этом каждый человек в ответе за свои поступки только перед самим собой.

Жан-Поль становится одним из ярчайших представителей атеистического экзистенциализма отвергающего, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Философские воззрения француза находят отклик у многих соотечественников, вследствие чего у него появляется множество последователей. Сартровское выражение – «человек обречен быть свободным», становится народным девизом.

По словам Жана-Поля, идеальная свобода человека – это свобода личности от общества. Стоит отметить, что он критически относился к идее бессознательного Зигмунда Фрейда. В противовес этому мыслитель заявлял, что человек постоянно действует сознательно.

Более того, по мнению Сартра, даже истерические приступы не бывают самопроизвольными, а закатываются намеренно. В 60-х годах он был на пике популярности, позволяя себе критиковать социальные институты и законодательство.

Когда в 1964 г. Жан-Полю Сартру хотели вручить Нобелевскую премию по литературе, он отказался от нее. Свой поступок он объяснил тем, что не желает быть чем-то обязанным какому-либо социальному институту, поставив под сомнение собственную независимость.

Сартр всегда придерживался левых взглядов, получив репутацию активного борца с действующей властью. Он выступал в защиту евреев, протестовал против Алжирской и Вьетнамской войн, обвинял США за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Его дом дважды взрывали, а в редакцию врывались боевики.

В ходе очередного протеста, переросшего в беспорядки, философ был арестован, что вызвало серьезное негодование в обществе. Как только об этом доложили Шарлю де Голлю, тот распорядился отпустить Сартра на волю сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

История жизни Жан-Поля Сартра

Первая пьеса Сартра, Les Mouches («Мухи» 1943), исследовал темы обязательств и ответственности. В истории, происходящей в древней, мифической Греции, Орест убивает убийц Агамемна, таким образом освобождая горожан от бремени вины. Согласно экзистенциальным представлениям Сартра, только тот, кто может принять ответственность за действия в специфической ситуации, подобно Оресту, по-настоящему свободен. Вторая его пьеса — Huis Clos («За запертой дверью»1944), представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: ‘Ад — это другие люди’. 

В 1947 году выходит книга литературной книги Сартра Qu’est Ce Que La Litterature («Что есть литература») 

В 1956-м, Сартр резко осуждает ввод советских войск в Венгрию (в 1968 он будет резко осуждать ввод советских войск в Чехословакию). После смерти Сталина в 1953, Сартр активно принимается критиковать советскую систему управления, однако он защищает сам Советский Союз. Он посетил СССР в следующем году и был госпитализирован в течение десяти дней по причине истощения. В 1961 году, террористы из ОАС (Организация Тайной Армии, «Ультраколониалисты»), боровшиеся против Алжирской независимости, взрывают бомбу в квартире у Сартра на улице Бонапарта; в следующем году это произошло снова и Сартр, переезжает на набережную Louis-Bleriot, напротив Эйфелевой башни.

В 1965 Сартр принимает Arlette Elkaim, его любовницу, которая получила права на литературное наследие Сартра после его смерти. В 1967 Сартр возглавляет Международный Военный Трибунал, основанный Бертраном Расселлом, чтобы судить Американское военное вмешательство в Индокитай. Он стал близко вовлеченным в движение против Вьетнамской Войны и поддержал студенческое восстание в 1968. В 1970 Сартр был арестован из-за продажи на улицах запрещенных Маоистских листовок La cause du peuple. 

С 1960 до 1971 Sartre работал над четырёх-томником под названием L’idiot La Famille («Идиот в семье»), обширная биография Гюстава Флобера, используя Фрейдистские и Марксистские интерпретации, близкие к его философским трудам. Сартр интересовался Флобером начиная с детства. В этой работе Сартр показывал, как Флобер стал человеком, его семью и общество определяющее его бытие. При написании четырёх-томника, Сартр использовал Corydrane, наркотик, который в 60-х принимали велосипедисты. В 1974 Сартр посетил террориста Андреаса Баадера в тюрьме Штаммхайм в Германии. 

L’idiot был последней большой работой Сартра; и то осталась незаконченной. Согласно Сартру, факт, что он никогда не будет заканчивать, это «не делает меня настолько несчастным, потому что я думаю, что я сказал наиболее важные вещи в первых трех частях.» С 1975 философ страдал от падающего зрений и около конца его жизни, Сартр ослеп. Он умер в Париже от болезни лёгких 15 апреля 1980, около месяца боровшись за жизнь, и два дня пролежав в коме. 

Жан-Поль Сартр был в значительной степени ответствен за образ послевоенного французского интеллектуала — и как активист и автор, он рассматривался главным интерпретатором видения мира послевоенным поколением. В его эссе Сартр имел дело с широким диапазоном объектов, иногда в провокационной манере. «Республика Тишины» начинается «мы никогда не были свободны больше, чем были свободны во время Немецкой оккупации» как Сартр объяснял это позже, что тогда каждый жест имел вес обязательства.

Могила Сартра на кладбище Монпарнас

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развёртывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»

Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении)

В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).
Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»

Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Детство и юность

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.

Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».

Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.

Жан-Поль Сартр

Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие. Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.

Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.

Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.

завод

Бытие и ничто

Работа под названием Бытие и ничто Это был один из первых текстов Сартра, в котором он представил свои идеи об экзистенциализме. Книга была опубликована в 1943 году. Там Сартр утверждал, что существование индивида предшествует сущности того же самого.

В книге он впервые выразил свое утверждение о том, что «существование предшествует сущности», одной из наиболее признанных фраз экзистенциалистской мысли. В этой работе Сартр уловил свою точку зрения на экзистенциализм из идей философа Рене Декарта.

Оба пришли к выводу, что первое, что нужно учитывать, — это факт существования, хотя все остальное сомнительно. Эта работа стала вкладом в философию секса, сексуального влечения и выражения экзистенциализма.

Экзистенциализм — это гуманизм

Экзистенциализм — это гуманизм Он был опубликован в 1946 году и основывался на конференции с тем же названием, которая проводилась в прошлом году. Эта работа была задумана как одна из отправных точек экзистенциалистской мысли.

Тем не менее, эта книга была широко раскритикована многими философами, и даже самим Сартром. В этой книге Сартр подробно объяснил свои представления о существовании, сущности, свободе и атеизме..

[править] Литературная деятельность

Прозаические и драматичные произведения Сартра пропитанны экзистенциальными идеями отчужденности от внешнего мира и самоотчуждённости человека (роман «Тошнота», 1938 год), невозможности избавиться от абсурдности действительности (сб. рассказов «Стена», 1939), пути к свободе и тяжести ответственности за выбор (пьеса «Мухи », 1943; незавершенная тетралогия «Дороги свободы», 1945-49), обреченности на одиночество (пьеса «При закрытых дверях», 1945) и др. Проза Сартра сочетает черты традиционного реализма, «потоки сознания» и натурализма, эссеистичности и документализма. Он стремился расширить границы биографического жанра: разработал концепцию «романа реальной личности», в котором рассматривал человека как «типичную универсальную единицу своей эпохи», сочетая художественные методы с экзистенциализмом, психоанализом и научным анализом социального окружения. Принципы «романа реальной личности» развивал в произведениях «Бодлер» (1947), «Святой Жене, комедиант и мученик» (1952), автобиографической повести «Слова» (1964) и окончательно закрепил в романе «Идиот в семье» (т . 1-3, 1971-72).

Особое место в его творчестве принадлежит драматургии. В пьесах стремился к притчевости и развивал принципы собственной концепции «театра ситуаций», в котором универсальные первоосновы человеческой экзистенции проявляются через призму конкретной ситуации («Мертвые без погребения», 1946; «Грязные руки», 1948; «Дьявол и Господь Бог», 1951;« Отшельники Альтоны», 1960 и др.).

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

1901—1925

Сюлли-Прюдом (1901) • Моммзен (1902) • Бьёрнсон (1903) • Ф. Мистраль / Эчегарай-и-Эйсагирре (1904) • Сенкевич (1905) • Кардуччи (1906) • Киплинг (1907) • Эйкен (1908) • Лагерлёф (1909) • Хейзе (1910) • Метерлинк (1911) • Гауптман (1912) • Тагор (1913) • Роллан (1915) • Хейденстам (1916) • Гьеллеруп / Понтоппидан (1917) • Шпиттелер (1919) • Гамсун (1920) • Франс (1921) • Бенавенте-и-Мартинес (1922) • Йейтс (1923) • Реймонт (1924) • Шоу (1925)

 

1926—1950

Деледда (1926) • Бергсон (1927) • Унсет (1928) • Манн (1929) • Льюис (1930) • Карлфельдт (1931) • Голсуорси (1932) • Бунин (1933) • Пиранделло (1934) • О’Нил (1936) • Мартен дю Гар (1937) • Бак (1938) • Силланпяя (1939) • Йенсен (1944) • Г. Мистраль (1945) • Гессе (1946) • Жид (1947) • Элиот (1948) • Фолкнер (1949) • Рассел (1950)

 

1951—1975

Лагерквист (1951) • Мориак (1952) • Черчилль (1953) • Хемингуэй (1954) • Лакснесс (1955) • Хименес (1956) • Камю (1957) • Пастернак (1958) • Квазимодо (1959) • Перс (1960) • Андрич (1961) • Стейнбек (1962) • Сеферис (1963) • Сартр (1964) • Шолохов (1965) • Агнон / Закс (1966) • Астуриас (1967) • Кавабата (1968) • Беккет (1969) • Солженицын (1970) • Неруда (1971) • Бёлль (1972) • Уайт (1973) • Юнсон / Мартинсон (1974) • Монтале (1975)

 

1976—2000

Беллоу (1976) • Алейсандре (1977) • Башевис-Зингер (1978) • Элитис (1979) • Милош (1980) • Канетти (1981) • Гарсиа Маркес (1982) • Голдинг (1983) • Сейферт (1984) • Симон (1985) • Шойинка (1986) • Бродский (1987) • Махфуз (1988) • Села (1989) • Пас (1990) • Гордимер (1991) • Уолкотт (1992) • Тони Моррисон (1993) • Оэ (1994) • Хини (1995) • Шимборская (1996) • Фо (1997) • Сарамаго (1998) • Грасс (1999) • Гао Синцзянь (2000)

 

с 2001

Найпол (2001) • Кертес (2002) • Кутзее (2003) • Елинек (2004) • Пинтер (2005) • Памук (2006) • Лессинг (2007) • Леклезио (2008) • Мюллер (2009) • Варгас Льоса (2010) • Транстрёмер (2011) • Мо Янь (2012) • Манро (2013) • Модиано (2014) • Алексиевич (2015) • Дилан (2016) • Исигуро (2017) • Токарчук (2018) • Хандке (2019) • Глюк (2020)

ПРОТИВ ВСЯКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

«Бурные шестидесятые» — апогей популярности Сартра. Пожалуй,
никто из мыслителей не уделял так много внимания критике
социальных институтов, как Сартр. Любое социальное установление,
по Сартру, — это всегда посягательство на человека, любая норма —
нивелировка личности, любой институт несет в себе косность и
подавление. Если использовать здесь название пьесы Сартра, то
можно выразить его отношение следующим образом: у социальных
институтов всегда «грязные руки».
Подлинно человеческим может быть лишь спонтанный протест против
всякой социальности, причем протест одноактный, разовый, не
выливающийся ни в какое организованное движение, партию и не
связанный никакой программой и уставом. Не случайно Сартр
оказывается одним из кумиров студенческого движения,
протестовавшего не только против «обуржуазившейся» культуры, но в
значительной мере и против культуры вообще. Во всяком случае,
бунтарские мотивы достаточно сильны в сартровском
творчестве.
В 1964 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за
богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины
творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сославшись
на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный
институт», и опасаясь, что статус нобелевского лауреата только
помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от
премии отказался.

[править] Мировоззрение

В центре философии Сартра — феномен человека и антология его сознания. Критиковал психоанализ и экспериментальную психологию, превращающие человека в «раба своих эмоций» и снимающие с него ответственность. На его экзистенциализм сильно влияет феноменология Гуссерля, Гегеля, а позднее марксизм.

Первый основной трактат Сартра «Бытие и ничто», попытка феноменологической онтологии, посвященный вопросу бытия. Он различает бытие-в-себе, независимое от сознания бытие вещи, и бытие-для-себя — определение бытия человека, который существует благодаря сознанию. Бытие-в-себе не базируется ни на самом себе, ни на чем другом. Бытие-для-себя имеет способность негоциации, «ничто» является только с сознанием человека. «Бытие, через которое в мир приходит небытие, — это бытие, в котором речь идет о собственно небытие: бытие, через которое в свет попадает небытие, является небытием для самого себя». Это определяющее для людской экзистенции. Она содержит в себе возражение себе, то есть является противоречивой: бытие «является тем, чем оно не является, и есть не тем, чем оно есть». То есть, что человек — это бытие, которое проектирует себя через нынешнюю настоящее, что в значительной мере определяется ее возможностями. Благодаря этому проекту человек поднимается над собой, есть тем, кем еще не те. Человек — не только то, что он есть, но и то, кем себя создает.

Основа бытия человека — это свобода, поскольку человек должен самоопределяться, то есть создавать себя таким, каким он есть.

Свобода — это негоциация бытия-в-себе посредством проекта.

Фактическая данность (например, вещи, остальные люди, физические тела) не уничтожает свободу, поскольку свобода открывает эти границы; ограничения существуют только внутри конкретного проекта жизни.

Поскольку, согласно концепции Сартра, Бога, который определяет существование человека, нет, человек самостоятельно определяет свое существование. Человек несет за себя полную ответственность. Хотя он также может быть ложным с самим собой.

Большое значение имеет исследование отношений человека с Другим. Сартр разрабатывает структуру бытия-для-другого путем анализа взгляда (который не ограничивается только глазом). Видимость Другим означает, что бытие индивида постоянно формируется в присутствии других. Только один на один с собой отдельный индивид отдается непосредственно деятельности, он не видит себя в своем сознании как такого, каким он есть во время действия. В видении Другого он предстает объектом, который оценивается Другим. Сартр поясняет это на примере «того, кто подсматривает». Отдавшись своему интересу, он, не осознавая своего Я, растворяется в своих действиях. Неожиданно его застает кто-то другой: в ту минуту он тот, кто есть на самом деле: завистливый подглядчик.

Чтобы понять, кто он есть, нужен Другой. Подпадание под власть Другого можно избежать, если индивид сознательно очертит свои возможности. Тогда он постигает самосознание без вхождения в роль Другого.

Историю литературы Жан-Поль Сартр рассматривал в контексте общего культурно-исторического процесса, считал, что каждый литературный стиль был «ангажированным» определенным классом, который стремился к господству в обществе. Отстаивал социально-преобразующую функцию литературы.