Монахи из шаолиньского монастыря

СОДЕРЖАНИЕ

Монахи Шаолиня демонстрируют кунг-фу.

Храм Шаолинь имеет два основных наследия: Чань (禅), который относится к буддизму Чань , религии Шаолинь, и Цюань (拳), который относится к боевым искусствам Шаолиня. В Шаолине это не отдельные дисциплины, и монахи всегда придерживались философии объединения Чань и Цюань (禅 拳 合一; chan quan he yi ). С более глубокой точки зрения Куан считается частью Чана. Как сказал покойный шаолиньский монах Суси в последние моменты своей жизни: «Шаолинь — это Чань, а не Цюань».

Что касается Quan (боевой) стороны, содержимого много. Обычная классификация содержимого:

  1. Базовые навыки (基本功; jīběn gōng ): они включают выносливость, гибкость и равновесие, которые улучшают способности тела при выполнении боевых маневров. В шаолиньском кунг-фу навыки гибкости и равновесия известны как « детские навыки » (童子 功; tóngzǐ gōng ), которые подразделяются на 18 поз.
  2. Силовые навыки (气功; qìgōng ): к ним относятся:
    • Цигуна медитация: сама Кигонг медитация имеет два типа, внутренние (内; Nei ), который находится в неподвижном состоянии медитации, и внешняя (外; Wai ), что является динамическими методами медитации , такими как Шаолинь из четырех частей упражнения ( си дуань гонг ), восемь сечения парча (八段 锦; bā duàn jǐn ), шаолиньское писание, изменяющее мышцы (易筋经; yì jīn jīng ), и другие.
    • 72 искусства: они включают 36 мягких и 36 жестких упражнений, известных как мягкий и жесткий цигун.
  3. Боевые навыки (拳法; quánfǎ , «навыки»): к ним относятся различные боевые действия ( ) с голыми руками, с оружием и с оружием в руках, а также их боевые методы (散打; sàndǎ ).

Стили

Как и в обычной системе китайских боевых искусств, боевые приемы Шаолиня преподаются через (套路; tàolù ). Формы, которые технически тесно связаны, связаны вместе и считаются одним подстилем. Их обычно называют малой и большой формами, такими как маленький и большой хунцюань, которые вместе составляют стиль шаолиньского хунцюань, и малый и большой пао-цюань и т. Д. Есть также несколько стилей с одной формой, например тайцзу чанг. кван. В самом деле, эти стили не являются законченными или автономными, это просто классификация различных форм шаолиньского кунг-фу, основанная на их техническом содержании.

Шаолиньское кунг-фу насчитывает более сотни существующих стилей. Существует документированная документация более тысячи сохранившихся форм, что делает Шаолинь самой большой школой боевых искусств в мире. Во времена династии Цин (1644–1911) монахи Шаолинь выбрали 100 лучших стилей шаолиньского кунг-фу. Затем они составили шорт-лист 18 самых известных из них. Однако каждая линия монахов Шаолиня всегда выбирала свой собственный стиль. Каждый стиль учит уникальным методам борьбы (散打; sànd ) и сохранения здоровья с помощью одной или нескольких форм . Чтобы изучить полную систему, монахи Шаолиня овладевают несколькими стилями и оружием. Самые известные стили шаолиньского кунг-фу:

Список известных стилей

  • (罗汉 十八 手; luóhàn shíbā shǒu ): известен как самый старый стиль.
  • Стиль наводнения (洪拳; hóngquán ): с малой формой (小 洪拳; xiǎo hóngquán ), известной как сын стилей, и большой формой (大 洪拳; dà hóngquán ), известной как мать стилей,
  • Взрывной стиль (炮 拳; pàoquán ): известен как король стилей,
  • Стиль проникающего оружия (通 臂 拳; tōngbìquán ),
  • 7-звездочный стиль Long Guard the Heart and Mind Gate (七星 & 长 护 心意 门 拳; qī xīng & cháng hù xīn yì mén quán ),
  • (梅花拳; méihuāquán ),
  • Стиль «Облицовка и яркое солнце» (朝 & 昭 阳 拳; cháo & zhāo yáng quán ),
  • (罗汉拳; luóhànquán ): известен как наиболее представительный стиль,
  • Стиль Ваджрапани (金刚 拳; jīn’gāngquán ),
  • Стиль императора дальнего действия (太祖 长拳; tàizǔ chángquán ): известен как самый изящный стиль,
  • Стиль 6 совпадений (六合 拳; liùhéquán ),
  • Мягкий стиль (柔 拳; róuquán ),
  • Стиль разума (心意拳; xīnyìquán )
  • Подражательные стили (象形 拳; xiàngxíngquán ) (включая Дракона, Тигра, Леопарда, Орла, Обезьяны, Богомола и т. Д.),
  • Пьяный стиль (醉拳; zuìquán ),

и многие другие стили.

Хуан Цзунси описал боевые искусства в терминах Шаолиня, или «внешних» искусств, в сравнении с Уданом или внутренними искусствами в 1669 году. С тех пор Шаолинь широко использовался как синоним того, что считается внешними китайскими боевыми искусствами, независимо от того, являются ли они конкретными. рассматриваемый стиль имеет какое-либо отношение к монастырю Шаолинь . Некоторые говорят, что нет различий между так называемыми внутренними и внешними системами китайских боевых искусств, в то время как другие известные учителя придерживаются мнения, что они разные. Например, учитель тайцзицюань У Цзяньцюань :

← вернуться к рассылке

Интересная серия фотографий Томаса Гудзоваты из Шаолиньского монастыря. В семидесятые годы боевое искусство Кунг-фу стало феноменом в западной поп-культуре благодаря одноименному культовому сериалу. Главный герой сериала, беглый монах из монастыря Шаолинь, оказывается в западном мире. С тех пор Кунг-фу и Шаолинь ассоциируются с медиа-иконой воина-монаха с выдающимися способностями.2

Но для буддистов Шаолинь остается колыбелью одной из наиболее значимых форм религии, называемой Чань. Чань — дисциплина, которая ценит духовное самосовершенствование через медитацию с молитвами и обрядами. Основана в 5-м веке нашей эры индийским монахом Бодхидхармой. Базируется на принципах созерцания и боевых искусствах, присутствует в повседневной жизни монахов и рассматривается как средство от физической слабости и лени.

Несмотря на превратности истории, монашеские традиции сохранились до Культурной революции Мао, когда храм Шаолинь был официально закрыт. Но формальная организация осталась нетронутой, и в восьмидесятые годы храм был вновь открыт как центр обучения и туристическая достопримечательность.

Изучающие каратэ, дзюдо, и тай-бокс часто отказываются признавать Кунг-фу как боевое искусство из-за его театральности и упоре на проверку собственного сопротивления, а не соперника. В некотором смысле, это правда. Обучение в Кунг-фу, в основном, проводится без оппонента, так как он никогда не должен быть убит, а поэтические названия приемов и движений намекают, что это больше, медитация, чем сражение.

Против полуторного или двуручного оружия

Не пытайтесь фехтовать одной рукой. Старайтесь принимать удар на ножницы, если уж вообще собираетесь его принимать. Если не выходит, то старайтесь усиливать защиту вторым мечом. Допустим, вас ударили слева сбоку, вы поставили блок коротким мечом – но удар может быть слишком силён, поэтому вы с минимальным запозданием ставите ещё один блок длинным мечом, если нужно, и только потом, возможно, переходите к контратаке. Если не нужно, то, конечно, просто контратакуете.

Стремитесь сбить противнику чувство дистанции. Если его оружие не полуторное (европейский длинный меч, катана), а двуручное, то он, скорее всего, будет несколько предсказуем в своих действиях и перемещениях. Очень здорово работать в третий, половинный темп: когда вас атакуют, отступайте, возможно со страховкой одним мечом, и сразу же бейте другим в выставленные руки.

Путь Шаолиня

Посетить это место сегодня может любой желающий. Всего 80 километров отделяют от округа Лоян. Еще несколько лет назад попасть сюда было невозможно, а желающего стать монахом, ждали длительные и довольно суровые испытания, чтобы определить:

  • выносливость;
  • терпение;
  • склад ума;
  • сообразительность;
  • скромность;
  • честность;
  • настойчивость.

Так могло длиться не один день и, если все пройдено, тогда перед будущим монахом открывали первые врата, но это был еще не Шаолинь. Здесь за его терпение ему преподносилась черствая лепешка с горячим супом. Это делалось не просто так. Таким образом проверялась сообразительность. Претендент должен был сообразить, чтобы размягчить лепешку, ею необходимо просто накрыть суп. Те, кто не делал этого, выдворялись. Тупоголовые не могут находиться в стенах монастыря. Поэтому стать монахом было сложно.

Всего необходимо пройти 36 испытаний на сложном пути в стены монастыря. Дальше мужчине предлагалось выбрать дорогу в густом лесу, которая должна вывести его к монастырю. Дорог всего три, но сделать правильный выбор сложно. Одна ведет к пропасти, другая к водопаду, третья к скалам. И как определить новенькому, куда именно необходимо идти. Никто не знал, что правильный путь проходил под водопадом.

Но на правильной тропе испытания не заканчивались. Даже добравшись до стен монастыря, необходимо было преодолеть густые бамбуковые заросли. Листья острые как лезвие, так как их обрезали специальным способом. Замаскированные ямы с острыми кольями на дне. Даже пройдя и это испытание, мучения мужчин не заканчивались. У самого входа их обливали помоями и следили за тем, как сильно будет претендент сердиться. Дал волю негативным эмоциям – отправляйся назад, в монастыре нервным не место. Если все прошло благополучно, происходила беседа с настоятелем и, если он давал добро, мужчину брили, что обозначало его прием в монахи.

36 ступеней Шаолиня

Художественный фильм гонконгского режиссера, посвященный боевым искусствам. Китайский подросток по имени Фан Шиюй обладает уникальными способностями. Ему достаточно легко даются все виды боев. Но дисциплина явно подводит молодого человека. Может быть это происходит из-за того, что управляет школой его родной отец.

Школа не нравится местным чиновникам, и они хотят закрыть ее, а поведения юноши лишь способствует этому. Последней каплей становится драка, которую затеял Шиюй. Отстоять честь своего сына пытается его мать, которая заключает своеобразную сделку с шаолиньским монахом. Теперь ее сын должен обучать боевому искусству монахов из монастыря. Все уроки должны проходить в 36 зале Шаолиня, где обучаются простые люди. Но юноша не успокаивается и продолжает бесчинствовать. Терпению губернатора приходит конец. Не взирая на договоренность с матерью, он приказывает уничтожить всех, кто проходил обучение у Шиюя, и зарывает зал.

Шаолинь как стать монахом

Несмотря на сложный образ жизни монахов, стать одним из них мечтают многие. Одного желания недостаточно. Необходимо иметь большую силу воли и терпение, чтобы доказать монахам, что это исходит от самого сердца. Некоторые монахи рассказывали, что проходили различные испытаний 16-18 месяцев. Многие не выдерживают и уходят, не дожидаясь официального изгнания.

Более того, по законодательству страны, стать монахом может только китаец. Иностранцам позволено проходить обучение боевым искусствам или же просто посещать Шаолинь с экскурсиями. Даже, если человек получит гражданство в Китае, то ему будет разрешено быть лишь послушником и спустя некоторое время можно рассчитывать на благосклонность настоятеля.

Послушниками монастыря становятся китайские мальчики в возрасте от 4-6 лет. По достижении ими 18 лет, они должны определиться с тем, что им больше по душе – мирская или монашеская жизнь.

Иная сторона учения Дамо

Однако концепция пути шаолиня никогда не рассматривала боевые навыки как основное направление. В основу бралось духовное развитие человека.

Заповедь боевой добродетели гласит:

  • монах никогда не будет биться с монахом
  • монахи не должны нападать первыми

Шаолиньские монахи никогда не считали себя солдатами или бойцами. Они вынуждены были использовать свое умение только для самозащиты или восстановление справедливости.

При главном входе в монастырь Шао-Линь стоит памятник шаолиньского монаха  в полный рост, в приветственном боевом поклоне. Что говорит: “Мы пришли с миром и не желаем зла, но можем за себя постоять”. Поэтому главная цель очень сложных физических тренировок – это самосовершенствование и полный контроль над потоком энергии тела, чистый разум и добро души.

Дуэлянт с рапирой и дагой

В правой руке – рапира или шпага, что-то достаточно длинное и очень колющее. В левой – возможны варианты: это может быть баклер, плащ, пистолет или дага, в зависимости от ситуации. Плащ и баклер – варианты в основном защитные, хотя баклером можно неслабо двинуть. Пистолет – один выстрел с минимальной дистанции, затем, в случае промаха, это дубинка. Дага – полноценный кинжал с хорошо развитой гардой, пригодный не только для парирований, но и для атак.

История утверждает, что подобная комбинация долгое время неплохо работала. В современности всё несколько сложнее, а именно: благодаря развитию спортивного фехтования существующая база для фехтования в правосторонней стойке только лишь со шпагой (рапирой, саблей – без разницы) в настоящий момент значительно превосходит базу для фехтования в левосторонней стойке с дагой впереди. То есть спортивный фехтовальщик со шпагой без даги, скорее всего, окажется сильнее чем реконструктор с такой же шпагой и дагой, которой он активно пытается пользоваться, подобно правильному самураю с дайсё.

Если же встать в правостороннюю стойку и не забывать про дагу, то да, может и неплохо получиться. Атакуем и парируем шпагой-рапирой, а дага для защиты от прошедших мимо меча атак, вторая линия обороны. Но непонятно, зачем в таком варианте брать дагу, а не баклер – вы всё равно атакуете только длинным мечом, а тем, что в левой руке, только защищаетесь.

Рапира + дага против рапиры.

На 39 секунде как раз видна проблема даги: боец в красном, полагающийся только на рапиру, с большей лёгкостью делает щелчок. На 52 секунде боец в чёрном грамотно пользуется дагой, временно выводит вражескую рапиру из строя и… не успевает нанести укол, так как его правая часть тела отведена назад. На 59 секунде он же пытается атаковать рапирой, но совершенно ни о чём, так как необходимый вывод тела вперёд явным образом телеграфирует противнику о необходимости защищаться, что тот и делает, да ещё и с контратаками. Соединение в 1 минуту 20 секунд выигрывается красным рапиристом, при этом очень хорошо заметно, что дага вообще не участвует в защите – такое ощущение, что боец в чёрном о ней просто забыл. И, кстати, не вздумайте высокомерно хмыкать: помнить о ней в такой ситуации – это не так просто. Последующие атаки чёрного, в том числе и дагой, ни к чему хорошему не приводят.

Итого, по моему мнению, он мог бы лучше выступить, не взяв дагу. Или, скажем, бросив её в противника в первые секунды боя, если у них так можно. Хотя, конечно, это всего лишь тренировочный спарринг, и, возможно, ему именно интересно пробовать осваивать данный вариант экипировки.

Как проходят суровые и беспощадные тренировки монахов Шаолиня

Шаолинь является одним из самых известных буддийских монастырей Китая. Стоит отметить, что раньше существовало 10 храмов, носивших название Шаолинь, но до наших дней сохранился лишь Северный храм Суншань Шаолиньсы.

Это священное место ведет свою историю с 495 года. Согласно преданиям, основателем храма стал монах из Индии по имени Бато. Шаолиньские монахи были очень опасными бойцами, которых боялись даже профессиональные воины.

Монастырь до сих пор окутан большим количеством легенд, а живущие в нем монахи все свободное от медитации время посвящают развитию силовых качеств и познанию боевых искусств, о которых и пойдет речь в данном посте.

Распорядок дня монаха Шаолиня:

День шаолиньского монаха-воина начинается в 5 утра. Интересно, что первые два часа послушникам приходится медитировать. Если монах в этот момент уснет, то получит палкой от надзирателя.

В 7 утра начиналась утренняя гимнастика, направленная на поддержание гибкости монахов.

После гимнастики следовало купание в холодном горном ручье и массажные процедуры, во время которых применялись специальные мази и травы.

Затем следовал завтрак, стоит отметить, что жители монастыря вегетарианцы. После употребления пищи будущие воины приступали к изучению священных текстов, а лишь потом к основным физическим тренировкам.

Первая половина занятий посвящалась упражнениям, развивающим силовые качества и выносливость, а лишь потом монахи переходили к изучению боевых искусств.

Затем монахи шли на обед, после чего у них появлялся час свободного времени. Далее бойцов ожидала суровая и беспощадная вечерняя тренировка, которая в основном состояла из спаррингов, причем все отрабатывалось на живом сопернике и в полную силу.

При работе в паре использовались не только ранее изученные приемы, но и применялись различные виды оружия.

5 основных стилей ведения боя, которые изучают новички:

  • Стиль тигра — подразумевает укрепление костей. Отрабатывая данную технику начинающие воины подолгу проводят тренировки в низких стойках, дабы тем самым приспособить кости, суставы и связки.
  • Стиль змеи — подразумевает развитие подвижности и гибкости, которые должны сочетаться с умением мгновенного проявления силы. Стиль змеи характеризуется следующим образом:
  • Стиль Журавля — подразумевает комплекс статических упражнений для укрепления сухожилий.
  • Стиль Леопарда – направлен на развитие силовых качеств.

Особые техники:

Со временем начинающий послушник достигал успехов в изучении базовых стилей и получал звание воина-монаха с сопутствующим поясом. По мере прогресса молодые монахи открывали для себя новые горизонты для совершенствования. Известно, что в монастыре существует 170 различных техник ведения боя.

Получив звание воина монах переходил на новый, более сложный уровень подготовки. Теперь тренировки проводятся в закрытых залах, а боевое искусство ему передают самые лучшие мастера — старейшины.

На данном этапе помимо «секретных» бойцовских техник, монахи начинали изучать искусство воздействия на болевые точки.

Базовые техники ведения боя монахов Шаолиня:

Одной из самых важных бойцовских техник в жизни монаха является комплекс «18 рук Архата». Архат — последователь Будды, которому удалось достичь высшую степень просветления.

Данный комплекс включает в себя удары руками, подсечки, удары ногами, а так же различные варианты захватов и освобождения от них.

Познав данную технику вы сможете пробить «любую» преграду одним пальцем. Начинающие монахи ежедневно работают над изучением этого искусства на протяжении трех лет.

Изначально юные воины наносят удары пальцами в пшено, затем в песок и гравий, а так же выполняют ряд упражнений, одним из которых является отжимание на пальцах. Со временем, когда пальцы становятся менее чувствительными, бойцы начинают наносить удары в железные опилки.

В процессе постоянного уплотнения ударной поверхности пальцев нервные окончания атрофируются, после этого пальцы монаха становятся смертоносным оружием, способным проткнуть твердые поверхности.

Финальный экзамен монаха «108 манекенов»:

Дабы достичь заветного звания мастера, послушникам необходимо пройти заключительное испытание.

Во время данного экзамена монах должен преодолеть длинный, темный коридор в котором на него будут нападать 108 различных манекенов, управляемых специальными механизмами. Мастер-монах должен парировать все атаки, не дав сбить себя с ног.

А что по тому поводу думаете вы?

Источник

Алмазный кулак

Это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз, еще данное упражнение называется “будда на руке вниз головой”.

Это упражнение нужно повторять много раз. Hаилучшее время для практики это рассвет. Вначале упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела.

Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется алмазный кулак .

Особенности монастыря

Переместимся в Китай, в провинцию Хэнань. На полуторакилометровой высоте громоздится горный хребет Суньшань. С давних времен это место обладало особой, почти магической силой, поэтому сюда съезжались люди с просьбами о здоровье, урожае, удаче и с исповедями.

Сейчас на  западе хребта возвышается целый комплекс храмов. Это и есть известный шаолиньский монастырь, который славится многовековой традицией преподавания и практики боевого искусства.

Этимология названия предельно проста: «шао» восходит к горе под именем Шаоши, на которой находится храм, а «линь» в переводе – «лес». Вот и получается, что Шаолинь – «лесной монастырь горы Шаоши».

Удивительные способности монахов поражают воображение, слава об их силе и выносливости разлетается по всему миру. Они прекрасно умеют управлять своим телом и духом, иногда «ломая» все физические законы.

Им помогают беспрестанные тренировки, практики, самоконтроль и энергия Ци, в которой заключается секрет гармоничных отношений с природой и всем живым. Эта энергия помогает искусно освоить боевые техники и совершать невероятные трюки.

Особую известность на Западе центр боевых искусств получил благодаря развитию кинематографа, а конкретнее – благодаря популярному фильму «Храм Шаолинь», который вышел в мировой прокат в 1982 г. Позже он «засветился» в некоторых сериалах, документальных фильмах, передачах для путешественников.

Сейчас каждый год в китайскую провинцию стекаются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к азам бойцовского мастерства.

Это интересно: 1250,Дунгане (народ)

Роль Шаолинь в Китайской истории и истории Мира

В 13 веке, когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох – главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами. А его монахи – ученики безо всякого труда и малейшего страха на лице отбивали посохами град стрел, летящих в них.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.

Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти. По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Лес Пагод

Конечно, монахи пали в неравном бою, но имена смелой четверки навеки выбиты на монастырском кладбище. Оно называется «Лес Пагод». Где захоронены Великие мастера и настоятели шаолиня. Эти пагоды сохранились и до наших времен, несмотря на века, ветра, дожди, пожары и разрушения.

Самая старая Пагода построена в 8 веке н.э. Великий полководец очистил Китай от японских пиратов и разбойников. После этого слава Шаолиня и хранителей боевых искусств осталась на века.

Выдержки про Шаолинь

В уездных хрониках области Юн Бо говорится, что Шаолинь не имеет себе равных в Поднебесной по техники кулачного боя. Что один странствующий монах может устоять против врагов, превосходящих его в количестве в десятки раз.

Золотой век Шаолиня

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.

История

В этом месте ещё в начале V века появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.

В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю (李世民, 599—649) удержаться на престоле, и монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. Таким образом Шаолинь оказался краеугольным камнем в восстановлении династии и прославился как центр боевых искусств.

В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, например, такие, как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань. В то время в храме уже не было мастеров.

Позднее, сыну мастера Цзи Циня У Шаньлиню будет предложено вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Таким образом, последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.

В связи с тем, что монастырь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня.

После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

В 1986 году настоятелем монастыря был официально утверждён Синчжэн (мирские фамилия и имя — Ли Тайбао), который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества Ши Юнсин был утверждён в должности настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря.

Многие школы боевых искусств восходят к Шаолиню. Среди школ, заявляющих о своём духовном родстве с Шаолинем, известны китайская школа Шаолинь цюань и японская Сёриндзи-кэмпо.

Популярность Шаолиня в массовой культуре привела к тому, что монастырь сильно разросся, большие средства были вложены в благоустройство региона и индустрию туризма. В монастыре и вокруг него существует большое число коммерческих школ боевых искусств, рассчитанных на иностранных туристов.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунг–фу, тайцзицюань и цигун. Среди учеников присутствуют такие известные личности, как Уэсли Снайпс и RZA.

В 1999 году ученик Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Ши Юнсина Рогов Вячеслав Михайлович (Буддийское имя Ши Янвэй 释 延 威) основал официальное представительство Шаолиньского монастыря в России. В 2017 году открылся комплекс Территория Дзэн в основу которого легли все чаньские принципы образа жизни. С благословения Настоятеля монастыря ведущие монахи проводят в нем обучающие семинары и ретриты.

В 2011 году шаолиньским усеном (воином-монахом) Ши Янбином в России была основана школа цигун и кунг фу Шаолиня. В этой школе широкому кругу людей преподаются боевые искусства и медитативные техники, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун.

Это интересно: 10 детских фактов — рассмотрим суть

Варвар с чем попало

Этот, хм, архетип упоминаю только для полноты картины. Варвар по своей сути противопоставляется цивилизации, какой бы она ни была. Понятно, что воины «цивилизации» в открытом противостоянии в среднем будут почти всегда сильнее, в том числе благодаря наличию более развитой именно военной составляющей: строй, стандартная военная подготовка, более высокие технологии и так далее.

Тем не менее, голый или плохо защищённый (по определению, хорошая защита – удел цивилизации) мужик с двумя какими-то дубинами, мечами (пусть трофейными, ладно) или топорами – образ понятный. Что с ним сделают, скажем, римские легионеры – тоже понятно всем, кто в курсе. На всякий случай: примут яростный натиск на скутум, проделают пару лишних отверстий в теле гладиусом и пойдут дальше, и это если он до этого, дурак такой без щита, не словил тушкой пилум.

В одиночном же бою варвар – он варвар и есть, богат только тем, чем гены наградили и удалось спереть. Грубая сила и беспощадный натиск статистически проигрывают холодному расчёту и отточенной технике. Иногда может и повезти, более того – те же римские легионеры в принципе не были специалистами по поединкам. Но в целом, если полагаться просто на то, что двумя ковыряльниками можно бить чаще, чем одним, то далеко уехать не получится.

Рыцарь с мечом и булавой

Главное в рыцаре с точки зрения боя – его доспехи. Мы будем иметь в виду поздних рыцарей в латных доспехах, а не ранних в кольчужных хауберках. То есть, значит, эдакий танк, которого пробить рубящим ударом меча вообще нельзя никак. Да и не будет никто пытаться. Что же делать, как расковырять консерву?

Методы известны: мощные уколы чем-то вроде копья или эстока, желательно в слабые места доспеха, либо грубые удары булавой, боевым молотом. Или клевец, вороний клюв и так далее, что-то совмещающее в себе эффективность давления маленькой точкой пробойника с анатомичностью нанесения рубящего удара. Наконец, цепы и кистени, ошеломляющие недостижимой иначе кинетической энергией рубящего удара. Плюс, конечно, арбалеты, далее пищали с аркебузами, а в особо запущенных случаях – стрельба картечью из пушек.

Чем же тактически может помочь замена надёжного треугольного щита на ещё одно оружие? Ну – если нашему герою приходится в пешем виде косить толпы слабозащищённых крестьян, которые не понимают, что благородного господина надо успокоить чем-нибудь очень тяжёлым, острым и издалека, то хорошо, да. Если же противники адекватно стараются сбить с ног и проломить скорлупку, то… я бы не стал, в общем.

Это чтобы получить представление о степени суровости тяжёлых доспехов и, соответственно, необходимости ещё большей суровости по воздействию на них. Реальные средневековые бои были ещё жёстче, тут-то ребята так, развлекаются и культурно отдыхают, поглаживая друг друга фальшионами со всей дури. Хотелось бы там без щита оказаться? Вот и мне не очень.

Нужно понимать, что рыцаря в доспехах всегда будут бить очень-очень сильно. Настолько сильно, что на парирования одноручным оружием полагаться несерьёзно. А доспехи – что доспехи? Бить-то будут тем, против чего доспехи не работают. Или, если это у нас современное нелетальное моделирование, просто будут забивать до потери равновесия, или же, если хиты считаются, до их окончания.