Contents
Роберт Шуман
С не менее трагичной судьбой немецкий композитор Роберт Шуман — один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана, который просто обязан услышать каждый:
Романтичный
- Екатерина Ликошина (1780–1840)
- Александр Алябьев (1787–1851)
- Александр Грибоедов (1795–1829)
- Алексей Львов (1798–1870)
- Мария фон Стедингк (1799–1868)
- Алексей Верстовский (1799–1862)
- Катерина Майер (ок. 1800 г.)
- Николай Титов (1800–1875)
- Александр Егорович Варламов (1801–1848)
- Александр Гурилев (1803–1858)
- Михаил Глинка (1804–1857)
- Александр Даргомыжский (1813–1869)
- Семен Гулак-Артемовский (1813–1873)
- Александр Серов (1820–1871)
- Борис Фитингоф-Шелл (1829? -1901)
- Антон Рубинштейн (1829–1894)
- Иван Ларионов (1830–1889)
- Александр Бородин (1833–1887)
- Сезар Куй (1835–1918)
- Николай Рубинштейн (1835–1881)
- Милий Балакирев (1837–1910)
- Модест Мусоргский (1839–1881)
- Петр Ильич Чайковский (1840–1893)
- Николай Римский-Корсаков (1844–1908)
- Элла Адаевская (1846–1926)
- Александр Архангельский (1846–1924)
- Николай Соловьев (1846–1916)
- Давид Новаковски (1848–1921)
- Александр Танеев (1850–1918)
- Александр Копылов (1854–1911)
- Анатолий Лядов (1855–1914)
- Сергей Танеев (1856–1915)
- Николай Арцыбушев (1858–1937)
- Александр Ильинский (1859–1920)
- Николай Соколов (1859–1922)
- Сергей Ляпунов (1859–1924)
- Артур Фридхейм (1859–1932)
- Михаил Ипполитов-Иванов (1859–1935)
- Виктор Эвальд (1860–1935)
- Антон Аренский (1861–1906)
- Михаил Матюшин (1861–1934)
- Язепс Витолс (1863–1948)
- Александр Гречанинов (1864–1956)
- Александр Глазунов (1865–1936)
- Александр Винклер (1865–1935)
- Василий Калинников (1866–1901)
- Владимир Ребиков (1866–1920)
- Самуэль Майкапар (1867–1938)
- Василий Сапельников (1867–1941)
- Юлий Конус (1869–1942)
- Виктор Калинников (1870–1927)
- Арсений Корещенко (1870–1921)
- Александр Скрябин (1872–1915)
- Сергей Василенко (1872–1956)
- Василий Золотарев (1872–1964)
- Витольд Малишевский (1873–1939)
- Сергей Рахманинов (1873–1943)
- Сергей Кусевицкий (1874–1951)
- Рейнхольд Глиер (1875–1956)
- Юлия Вейсберг (1878 / 80–1942)
S
- Март Саар (1882–1963), родился в наши дни Эстония
- Леонид Сабанеев (1881–1968)
- Марта фон Сабинин (1831–1892)
- Толибжон Садыков (1907–1957), родился в наши дни Узбекистан
- Василий Сафонов (1852–1918)
- Niescier Sakałoski (1902–1950), родился в наши дни Беларусь
- Вадим Салманов (1912–1978)
- Лазарь Саминский (1882–1959)
- Гусейнгулу Сарабски (1879–1945), родился в наши дни Азербайджан
- Джозеф Шиллингер (1895–1943)
- Альфред Шнитке (1934–1998)
- Эдуард Шютт (1856–1933)
- Александр Скрябин (1872–1915)
- Юлиан Скрябин (1908–1919), сын Александр
- Татьяна Сергеева (родился в 1951 г.)
- Александр Серов (1820–1871)
- Валентина Серова (1846–1924)
- Владимир Шаинский (1925 2017)
- Масгуда Шамсутдинова (1955 г.р.)
- Юрий Шапорин (1887–1966), родился в наши дни Украина
- Адриан Шапошников (1888–1967)
- Родион Щедрин (родился в 1932 г.)
- Владимир Щербачёв (1889–1952)
- Виссарион Шебалин (1902–1963)
- Борис Шереметев (1822–1906)
- Балуан Шолак (1864–1919), родился в наши дни Казахстан
- Дмитрий Шостакович (1906–1975)
- Андрей Штохаренко (1902–1992), родился в наши дни Украина.
- Николай Сидельников (1930–1992)
- Александр Силоти (1863–1945)
- Юхан Симм (1885–1959), родился в наши дни Эстония
- Екатерина Синявина (умер 1784)
- Григорий Сковорода (1722–1794)
- Эдольф Скулте (1909–2000), родился в наши дни Латвия
- Николай Слонимский (1894–1995)
- Сергей Слонимский (1932 г.р.), племянник Николас
- Дмитрий Смирнов (родился в 1948 году)
- Владимир Сокальский (1863–1919)
- Иван Соколов (1960 г.р.)
- Николай Соколов (1859–1922)
- Михаил Соколовский (1756 — после 1795)
- Николай Соловьев (1846–1916)
- Василий Соловьев-Седой (1907–1979)
- Сеня Сон (родился в 1951 г.)
- Антонио Спадавеккья (1907–1977)
- Александр Спендиарян (1871–1928)
- Алексей Станчинский (1888–1914)
- Максимилиан Стейнберг (1883–1946), родился в наши дни Литва
- Яков Степовой (1883–1921), родился в наши дни Украина
- Кирилл Стеценко (1882–1922), родился в наши дни Украина
- Игорь Стравинский (1882–1971)
- Пеэтер Зюда (1883–1920), родился в наши дни Эстония
- Грикор Суни (1876–1939), родился в наши дни Армения
- Виктор Суслин (1942–2012)
- Евгений Светланов (1928–2002)
- Георгий Свиридов (1915–1998)
100 великих композиторов мира
Список композиторов в хронологическом порядке
1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)
Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.
Цитата композитора:
«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»
«Большой талант требует большого трудолюбия.»
Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.ЧеховИнтересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.
Рихард Вагнер: «Вагнер» (1983)
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>trong>Wagner
На сегодняшний день идеи о создании телесериала о Рихарде Вагнере, вероятно, вызвали бы у продюсеров такое же недоумение, как и предложение экранизировать цикл из четырех эпических опер «Кольцо нибелунга». Однако в старые добрые времена этот девятичасовой эпос однозначно встретили с восторгом. Чего только стоит звездный актерский состав: Лоуренс Оливье, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и Ричард Бертон в роли самого композитора. Даже Уильям Уолтон (да-да, тот самый Уильям Уолтон!) получает эпизодическую роль короля Саксонии Фридриха Августа II, храпит и недовольно бормочет на протяжении нудного концерта.
Как и следовало ожидать от Бертона, Вагнер предстает коварным, решительным, откровенно грубым и неприятным персонажем, но вместе с тем необыкновенно чувствительным. Его личные переживания, борьба с конкурентами, радикальные политические взгляды и несколько любовных драм на пути к триумфу в Байрейте — это долгие, но все же впечатляющие часы. Саундтрек, сдерижированный сэром Георгом Шолти, просто грандиозен!
Оценка: 4
Оригинал: 10 of the best (and worst) films about composers
Людвиг ван Бетховен
Еще один великий немец Людвиг ван Бетховен был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке
Бетховен — один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни — болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ — «Лунная соната»:
Франц Йозеф Гайдн
Музыкант прожил всю жизнь в Австрии и, по его же словам, был «обречен стать оригинальным», так как был изолирован от других композиторов и не имел возможности познакомиться с тенденциями современной ему музыки.
Лишь в возрасте 47 лет Гайдн мог изменить условия контракта, по которому в течение 18 лет все его произведения считались собственностью клана венгерских магнатов Эстерхази. Это позволило ему писать такую музыку, какую ему хотелось, и достичь международной известности.
В области написания инструментальной музыки Гайдн справедливо считается одним из самых известных композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.
Ференц Лист
Ференц Лист является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений «Годы странствий». А одно из наиболее известных произведений Листа — «Грезы любви»:
Современный
- Филип Оберг (1949 г.р.)
- Томас Адес (1971 г.р.)
- Владимир Анисимов (род. 1950)
- Лера Ауэрбах (1973 г.р.)
- Николя Бакри (1961 г.р.)
- Рич Бэтсфорд (1969 г.р.)
- Джорджио Баттистелли (1953 г.р.)
- Джейсон Чарльз Бек (1972 г.р.)
- Лучано Берио (1925–2003)
- Барт Берман (род.1938)
- Дэйв Брубек (1920–2012)
- Димитрий Бужаровски (1952 г.р.)
- Корнелиус Кардью (1936–1981)
- Роберто Карневале (1966 г.р.)
- Унсук Чин (род.1961)
- Артур Чимирро (1982 г.р.)
- Альдо Клементи (1925–2011)
- Джулиан Кокран (1974 г.р.)
- Чик Кориа (1941–2021)
- Джордж Крамб (родился в 1929 г.)
- Норман Делло Джойо (1913–2008)
- Франко Донатони (1927–2000)
- Джеймс Дуглас (родился 1932)
- Тан Дун (1957 г.р.)
- Джордж Дюк (1946–2013)
- Юлиус Истман (1940–1990)
- Людовико Эйнауди (род. 1955)
- Таня Эканаяка (1977 г.р.)
- Мохаммед Файруз (1985 г.р.)
- Мортон Фельдман (1926–1987)
- Лоренцо Ферреро (1951 г.р.)
- Грэм Фиткин (1963 г.р.)
- Карло Форливеси (1971 г.р.)
- Нильс Фрам (1982 г.р.)
- Ола Гджейло (1978 г.р.)
- Филип Гласс (родился в 1937 г.)
- Чилли Гонсалес (1972 г.р.)
- Хенрик Горецкий (1933–2010)
- Роберт Гринберг (1954 г.р.)
- Марк-Андре Амлен (1961 г.р.)
- Херби Хэнкок (1940 г.р.)
- Итико Хашимото (1952 г.р.)
- Кеннет Хескет (1968 г.р.)
- Алистер Хинтон (1950 г.р.)
- Джо Хисаиси (1950 г.р.)
- Кристофер Хоббс (1950 г.р.)
- Стивен Хью (1961 г.р.)
- Абдулла Ибрагим (1934 г.р.)
- Кейт Джарретт (1945 г.р.)
- Айварс Калейс (1951 г.р.)
- Сигэру Кан-но (1959 г.р.)
- Николай Капустин (1937-2020)
- Елена Кац-Чернин (род. 1957)
- Пьер Колп (1969 г.р.)
- Мартин Кутновски (1968 г.р.)
- Дьёрдь Лигети (1923–2006)
- Цзи Лю (1990 г.р.)
- Фредерик Магле (1977 г.р.)
- Кенто Масуда (1973 г.р.)
- Клаус Мертенс (1973 г.р.)
- Фред Момотенко (1970 г.р.)
- Конлон Нанкарроу (1912–1997)
- Дэвид Невью (1965 г.р.)
- Лука Окрос (1991 г.р.)
- Джозеф О’Нил (1988 г.р.)
- Юкиэ Нисимура (1967 г.р.)
- Кристофер Нортон (1953 г.р.)
- Майкл Найман (родился в 1944 г.)
- Крис Опперман (1978 г.р.)
- Озимандиас (1971 г.р.)
- Майкл Парсонс (1938 г.р.)
- Фабрицио Патерлини (1973 г.р.)
- Давид Пятидесятница (1940 г.р.)
- Томи Ряйсянен (1976 г.р.)
- Ян Рэндалл (1952 г.р.)
- Анирудх Равичандер (1990 г.р.)
- Дино Ресидбегович (1975 г.р.)
- Макс Рихтер (род.1966)
- Артуро Родас (1954 г.р.)
- Александр Розенблатт (1956 г.р.)
- Ли Ру-ма ака Йирума (1978 г.р.)
- Фредерик Ржевски (1938–2021)
- Рюичи Сакамото (1952 г.р.)
- Фазыл Сай (1970 г.р.)
- Джачинто Счелси (1905–1988)
- Ави Шенфельд (родился в 1947 г.)
- Джон Шмидт (1966 г.р.)
- Сальваторе Счаррино (родился в 1947 году)
- Питер Сибурн (1960 г.р.)
- Родион Константинович Щедрин (р. 1932)
- Ёко Шимомура (1967 г.р.)
- Грегори Шорт (1938–1999)
- Хью Шрапнель (родился в 1947 г.)
- Арлин Сьерра (1970 г.р.)
- Ховард Скемптон (родился в 1947 году)
- Дэйв Смит (1949 г.р.)
- Карлхайнц Штокхаузен (1928–2007)
- Уильям Сусман (1960 г.р.)
- Юджи Такахаши (род. 1938)
- Карен Танака (род.1961)
- Дженнифер Томас (1977 г.р.)
- Роберт Скотт Томпсон (1959 г.р.)
- Янн Тирсен (1970 г.р.)
- Владимир Титов (1984 г.р.)
- Юлия Ценова (1948–2010)
- Петерис Васкс (1946 г.р.)
- Карл Вербрекен (1950 г.р.)
- Карл Вайн (1954 г.р.)
- Эсекьель Виньяо (1960 г.р.)
- Джон Уайт (родился в 1936 г.)
- Джордж Уинстон (1949 г.р.)
- Иегуда Яннай (род. 1937)
- Янни (1954 г.р.)
- Джоджи Юаса (родился в 1929 г.)
- Ицхак Йедид (1971 г.р.)
- Исан Юнь (1917–1995)
- Йошики (1965 г.р.)
- Эдсон Зампронха (род. 1963)
- Джо Завинул (1932–2007)
- Ральф Цурмюле (родился?)
Дженнифер Хигдон
«Множество наград и достижений Дженнифер Хигдон впечатляют, но особенно заметен вклад в мире современной классической музыки. Она получила Пулитцеровскую премию и премию Грэмми. Ее музыка настолько востребована, что она может сочинять исключительно на заказ. А среди ее чемпионов – солисты высшего уровня, ансамбли и оркестры. Согласно недавнему исследованию оркестров США, Хигдон – одна из самых исполняемых американских композиторов из ныне живущих.
Однако самое яркое достижение Хигдон не так легко вписывается в биографию, и именно поэтому ее музыка проникла во все слои классической музыкальной культуры в Соединенных Штатах. Просмотрите страницу «Предстоящие выступления» ее официального сайта, и вы обнаружите, что ее произведения исполняются не только Хьюстонским симфоническим оркестром и Филадельфийским оркестром, но также муниципальными, общественными и школьными ансамблями по всей стране. На первый взгляд, это простая формула: Хигдон пишет музыку, которую нравится слушать публике, а музыкантам приятно играть. Неужели все так просто?
Известные композиторы мира
Джузеппе Франческо Верди
Сложно представить себе XIX век без музыки Джузеппе Верди, одного из классиков итальянской музыкальной культуры. Больше всего Верди стремился привнести в оперную постановку музыкальный реализм, всегда сам напрямую работал с певцами и либреттистами, вмешивался в работу дирижеров и не терпел фальшивого исполнения. Он говорил, что ему по душе все то, что прекрасно в искусстве.
Как и многие композиторы, наибольшую популярность Верди снискал благодаря созданию опер. Самые известные среди них – оперы «Отелло», «Аида», «Риголетто».
Фредерик Шопен
Самый известный польский композитор Фредерик Шопен всегда освещал в своих произведениях красоту своей родной земли и верил в ее величие в будущем. Его имя – гордость польского народа. Шопен выделяется в сфере классической музыки тем, что писал произведения только для исполнения на фортепиано, нежели другие известные композиторы с их многообразием симфоний и опер; теперь работы Шопена стали базой для творчества нынешних пианистов.
Занимался Шопен написанием фортепианных пьес, ноктюрнов, мазурок, этюдов, вальсов, полонезов и других форм, а самые известные среди них — это «Осенний вальс», Ноктюрн до диез минор, Весенняя рапсодия, Фантазия-экспромт до-диез минор.
Эдвард Григ
Знаменитый норвежский композитор и музыкальный деятель Эдвард Григ специализировался на камерно-вокальной и фортепианной музыке. На творчество Грига ощутимо повлияло наследие немецкого романтизма. Яркий и узнаваемый стиль Грига можно охарактеризовать таким направлением, как музыкальный импрессионизм.
Нередко при создании своих произведений Григ вдохновлялся народными сказаниями, мелодиями, легендами. Его творчество оказало огромное влияние на развитие норвежской музыкальной культуры и искусства в целом. Самые известные произведения композитора — это увертюра «Осенью», концерт для фортепиано с оркестром 1868 года, музыка к спектаклю «Пер Гюнт», сюита «Из времен Хольберга».
Вольфганг Амадей Моцарт
И, конечно же, самые известные композиторы всех времен не обойдутся без этого имени, которое знают даже люди, далекие от классической музыки. Австрийский композитор и виртуозный исполнитель, Моцарт создал ряд опер, концертов, сонат и симфоний, которые оказали огромное влияние на классическую музыку и, собственно, формировали ее.
Он рос вундеркиндом: научился играть на пианино в возрасте трех лет, а в пять уже создавал маленькие кусочки музыкальных произведений. Первая симфония была написана им в восьмилетнем возрасте, первая опера – в двенадцать лет. У Моцарта был феноменальный музыкальный слух и поразительные способности к игре на многих музыкальных инструментах и импровизации.
За свою жизнь Моцарт создал более шестисот музыкальных произведений, одними из самых знаменитых среди которых являются опера «Свадьба Фигаро», симфония №41 «Юпитер», 3-я часть сонаты №11 «Турецкий марш», концерт для флейты и арфы с оркестром и «Реквием» ре минор, К.626.
Послушать лучшие произведения мировой классической музыки можно в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=L32rbXvk87k
Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».
Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»
Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Русские композиторы для детей
Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.
Петр Чайковский
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.
Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.
Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.
Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.
Краткая биография:
- Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
- Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
- 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
- 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
- 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
- 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
- 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
- 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
- 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
- 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.
Николай Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.
Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.
Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».
Биография кратко:
- Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
- Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
- 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
- 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
- 1862-1865 – кругосветное путешествие.
- 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
- 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
- 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
- 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
- 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.
Ричард Вагнер
С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него — только средство. Ричард Вагнер — создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности.Вагнер — автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
Салли Бимиш
«В каком-то смысле музыка была первым языком Салли Бимиш. Ее мать, скрипачка, научила ее читать и писать ноты в возрасте четырех лет – до того, как она научилась играть на музыкальном инструменте, прежде чем она могла даже читать или писать слова. Она рисовала маленькие цветы или лица на рукописи, а ее мама интерпретировала, как могут звучать графические обозначения. «Я всегда хотела делать свои собственные вещи», – говорит она. «Я шила себе одежду, писала рассказы, рисовала…»
«Сегодня Бимиш – один из самых загруженных и уважаемых композиторов Великобритании, с большим количеством заказов на музыку, начиная от масштабных балетов и ораторий до камерных, театральных и сольных произведений. К 60 годам у нее уже есть каталог из более чем 200 произведений, и это число быстро растет: в этом году она написала три фортепианных концерта, а также несколько других проектов. Для многих слушателей большая привлекательность музыки Бимиш – это пространство, которое она находит между мягкостью и сталью – ее умение сочетать народную лирику, эмоциональную откровенность, ощущение естественного мира и движущую силу с ритмом плюс прямота, светящиеся оркестровки и строгость ремесла. Она из тех композиторов, которые, кажется, точно знают, что она хочет сказать в произведении, и находят самый сострадательный и наименее суетливый способ сказать это.
Композиторы 20 века
Сергей Васильевич Рахманинов
Одним из самых ярких композиторов конца 19-го – начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.
Игорь Федорович Стравинский
Второй известнейший композитор 20 века – Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский – новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».