Contents
- Киевская (Арбатско-Покровская линия)
- Современное состояние
- Новослободская (Кольцевая линия)
- Станция «Маяковская» — устремлённая в будущее
- Торонто (Королевский музей Онтарио)
- Трубная (Люблинско-Дмитровская линия)
- 12 Белорусская
- 5 Арбатская
- “Комсомольская”
- Станции метро Гаосюна (Тайвань)
- 10 Курская
- 8 Чеховская
- Киевская (Кольцевая линия)
- Торонто
- Станции Стокгольмского метро (Швеция)
- Рассказовка
- 9 Комсомольская
- Площадь Революции
- На рубеже старого и нового — Olaias (Лиссабон)
- Киевская (Кольцевая линия)
- “А́втово”, Петербург
- 10 Сретенский бульвар
- Станция «Площадь революции»
- Стокгольмский метрополитен
- “Новослободская”
- 7 Римская
- Стокгольм
Киевская (Арбатско-Покровская линия)
Станция была конечной на протяжении 50 лет — с 1953 по 2003 г. Название говорит само за себя оформление посвящено теме воссоединения России и Украины. Торцевая часть украшена большим мозаичным панно, изображающим народное гуляние в Киеве, в честь 300-й годовщины этого события.
Пилоны станции — ее главная архитектурная ценность — облицованы белым мрамором «коелга». Своды между пилонами украшают 24 фрески, обрамленные богатой лепниной, на которых изображены трудящиеся Советской Украины. Со стороны платформ пилоны также оформлены фресками, но тут — фантастические растения. За освещение станции отвечают роскошные люстры из горного хрусталя.
Современное состояние
Сегодня в Москве построен грандиозный метрополитен протяженностью более 250 км, насчитывающий более 150 станций метро.
Московский метрополитен считается одним из самых красивых в мире. По идее Иосифа Сталина, самое большое советское метро должно было служить символом эпохи. Если раньше во дворцах могла проживать только эксплуатирующая рабочий класс знать, то с наступлением коммунизма такая же роскошь стала доступной любому трудящемуся человеку. Поэтому на строительство и украшение станций средств не жалели, и результат, на самом деле, получился ошеломительным. Сорок четыре из ста девяноста станций завоевали титул объектов мирового культурного наследия, став историческими памятниками давно минувшей советской эпохи. Ну а станции «Кропоткинская», «Красные ворота» и «Маяковская» входят в учебники как общепризнанные образцы архитектурного совершенства.
Новослободская (Кольцевая линия)
Уже сам вход на станцию «Новослободская» отличается величественностью и монументальностью ‒ наземный вестибюль, являющийся объектом культурного наследия, выполнен в стилистике античных храмов.
Внутреннее оформление «Новослободской» не уступает по красоте ее экстерьеру. Пилоны облицованы светлым мрамором, в каждом из них — цветные витражи, подсвеченные изнутри и декорированные сталью и золоченой латунью. Разноцветные стекла складываются в изображения звезд, фантастических растений и цветов, вверху каждого витража — медальон, на котором представлены картины мирной жизни.
Теме мира посвящено и панно из смальты в торце центрального зала — на фоне золотой пятиконечной звезды и колосьев счастливая мать с малышом на руках. Панно носит название «Мир во всем мире».
Станция «Маяковская» — устремлённая в будущее
Станция получилась несколько футуристической. Но она и сейчас выглядит вполне современно и свежо. Сложно даже представить, какое впечатление она производила вначале.
Футуристической станция получилась неслучайно. Здесь масса символов и посылов, заложенных при строительстве — как для современников, так и для грядущих поколений.
В частности, металлическая окантовка, так сильно повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, построенного ранее по проекту Циолковского. Они показывают стремление к звёздам, к некоему «вселенскому» коммунизму у людей советской формации. Да и Маяковский считался самым «советским» поэтом в то время. Современники прекрасно умели читать между строк и символизм, заложенный в станции, был им абсолютно понятен. Ещё одна гордость станции — 34 мозаичных панно, выполненных самим живописцем Дейнекой.
«Маяковская» в 1938 году получила Гран-при в Нью-Йорке, в 1980 году — статус памятника архитектуры. Проект станции вошёл не просто в учебники архитектуры, а стал «классикой», на которую равняются по сей день.
Торонто (Королевский музей Онтарио)
Дата открытия: неизвестно.
До станции метро, которая называется Королевский музей Онтарио, стоит обязательно проехаться тем, кто путешествует в Торонто. После того, как станцию реконструировали в 2008 году, она стала похожа на музей.
Для оформления необыкновенной станции действительно были использованы экспонаты из Королевского и Гардинер музеев, находящихся под ней.
Пассажирам станции предоставляется уникальная возможность увидеть символы культа самых первых жителей Древнего Египта, Канады, а также реликвии Древней Греции и артефакты Китайской культуры. Это стоит увидеть!
Трубная (Люблинско-Дмитровская линия)
Открытая в 2007 году, станция имеет очень современное оформление. Настоящим украшением служат великолепные мозаичные витражи с подсветкой в простенках с изображением старинных русских городов и панно в торцах зала работы Зураба Церетели. По странному стечению обстоятельств, несмотря на то что практически на всех витражах были изображены православные церкви и соборы, ни на одном из куполов не было креста. Недоразумение было исправлено в течение нескольких месяцев — кто-то из пассажиров метро самостоятельно прикрепил к куполам маленькие нательные крестики и деревянные распятия.
Под витражами располагаются скамьи, ажурные металлические подлокотники которых уходят вверх и служат оригинальными подставками для светильников
12 Белорусская
Открывает наш рейтинг станция Белорусская, которая была открыта в 1938 году и является одной из первых в Москве. Она расположена под площадью Тверская Застава и входит в состав Замоскворецкой линии. Выход станции ведет в здание Белорусского вокзала, откуда соответственно и название.
Оформление станции соответствует названию. Пилоны центрального зала декорированы лепниной с белорусскими национальными орнаментами. Пол раньше также был выложен в виде белорусского орнамента, однако в настоящее время он выполнен из черного диабаза и гранита серого цвета и напоминает шахматную доску.
В целом станция представляет собой типовую пилонную трехсводчатую конструкцию. Однако ее зал отделан мрамором различных оттенков, что минимизирует ощущение глубины. Архитекторы Н. Андриканис и Н. Быкова придали станции вид изысканного дворца. Путевые стены отделаны мрамором белого цвета сверху и черного снизу, а пилоны центрального зала — мрамором розового оттенка. Для визуального облегчения конструкции, в пилонах предусмотрены углубления. В них вмонтированы светильники на бронзовых торшерах. Помимо торшеров, освещение осуществляют изящные подвесные люстры.
5 Арбатская
Привлекает к себе внимание станция Арбатская. Ее открыли 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метро
Относится к Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Ранее на этом месте был Храм Тихона, епископа Амафунтского. Название станция получила в честь расположенной вблизи станции Арбат.
Арбатская является объектом культурного наследия. Она оформлена в стиле “московское барокко”, сочетающем в себе русскую архитектуру 17 века и элементы ордерных композиций. Выбор традиций русского зодчества при декорировании внутреннего убранства обусловлен близостью станции к Кремлю. Поперек станции перекинуты параболические арки они принимают на себя тяжесть сводов с малыми арками.
Центральный зал имеет очень большую протяженность. Его пилоны украшены керамическими букетами цветов, а внизу отделаны красным мрамором. Пол выложен черным и красным гранитом. Путевые стены имеют облицовку в виде черной и белой керамической плитки, а стены подходных коридоров пятнистым мрамором с красным цоколем. Станционный зал освещают изящные люстры с орнаментом в золоченой бронзовой оправе.
“Комсомольская”
Станция московского метро одна из первых встречает приезжих туристов, так как расположена под Казанским вокзалом. Над созданием проекта поручили работать Алексею Щусеву, легендарному архитектору Мавзолея и гостиницы “Москва”. Открытие платформы произошло 30 января в 1952 году. Станция носит звание объекта культурного наследия России.
Художественной отделкой занимался известный за пределами Отечества Павел Корин. На своде, будто в галерее, знакомят с историей страны восемь мозаичных панно, выполненных из ценных камней и смальты. На украшенных лепниной фресках изображены русские полководцы и национальные герои.
Освещается зал многорожковыми массивными люстрами. Расположенные в два ряда колонны, отделаны мрамором газган и декорированы капителями. В тупиковой части платформы установлен бюст В.И.Ленина.
Станции метро Гаосюна (Тайвань)
Гаосюнская станция «Formosa Boulevard» прозвана местными жителями «Куполом света». И это вполне оправдано, ведь все здесь напоминает что-то божественное. Огромный купол, украшающий потолок станции, создан из стекол разных цветов. Выполненная художником Нарциссом Квольятой мозаика включает в себя 4 тематики из жизни людей – воду, которая символизирует жизнь, землю, указывающую на процветание, огонь, который способен и разрушать, и возрождать, и свет, обозначающий творческий дух.
Еще одной из самых красивых станций метро мира считается станция «Центральный парк» в Гаосюне. Название ее объясняется тем, что она напоминает своего рода мини-парк. Спускаясь или поднимаясь на эскалаторах, можно созерцать окружающие террасы с настоящей травой и прекрасными цветами.
10 Курская
Под площадью Курского вокзала расположена одноименная станция Московского метрополитена. Свою работу она начала в 1950 году. Протяженность платформы здесь 160 метров — одна из самых длинных в Москве.
Станция Курская оформлена в двух тематиках — “Солнце” и “Победа”. Для отделки стен использовались несколько цветов мрамора — черный, серый, красный и розовый. Пол выложен серым и красным гранитом. Центральный зал исполнен в дорическом стиле. Его стены отделаны мрамором “коелга”, который внешним видом напоминает древнеримскую базилику. Освещают зал люстры в форме солнца, а из полузала, ведущего на Арбатско-Покровскую линию, исходят позолоченные лучи.
Интересный дизайн имеет средний аванзал, имеющий форму круга. В его центре находится полуколонна, которая визуально поднимается из-под земли. Такое необычное архитектурное решение дало соответствующее название аванзалу — “Возрождение”.
С технической точки зрения станция Курская трехстворчатая колонная глубокого заложения. При ее строительстве использовали сборную чугунную отделку. Своды станции опираются на собственные колонны, которые образуют в центральном зале двойной ряд.
8 Чеховская
Обладательница восьмого места нашей подборки названа в честь улицы Чехова, которую позже переименовали в Малую Дмитровку. «Чеховскую» открыли в далеком 1987 году, в канун Нового года — 31 декабря. Глубина заложения — 62 метра. На тот момент она стала самой глубокой в метрополитене Москвы. Над созданием работали два архитектора — В. А. Черемин и А. Л. Вигдоров.
Внутреннее оформление «Чеховской» выполнено просто и со вкусом. В центральном зале висят оригинальные светильники, украшениями которым служат металлические букеты. Облицовка пилонов выполнена белым мрамором, а на путевых стенах расположились мозаичные панно. Идеей для их создания послужили произведения А. П. Чехова. В переходе находится памятник Максиму Горькому.
Недалеко от «Чеховской» ценители найдут около десятка театров, включая небезызвестный «Ленком», пытливые умы смогут посетить музеи, которых здесь также предостаточно, а поклонники шопинга с легкостью найдут бутики, кафе и рестораны, где можно перекусить, выпить кофе или бокал вина.
Киевская (Кольцевая линия)
На выставочный зал картинной галереи похожа «Киевская» Кольцевой линии. Своды между пилонами украшают мозаичные панно из смальты в рамках, имитирующих резьбу по дереву. Лепниной под деревянную резьбу декорированы и своды пилонов, а с потолка спускаются люстры-канделябры с ажурными металлическими элементами. Тема оформления — дружба России и Украины. На торцевой стене — панно, изображающее знамена, а на них — портрет В.И. Ленина и его слова о нерушимой дружбе народов двух бывших союзных республик.
Один из выходов на станцию выполнен французскими архитекторами, взявшими за основу оформления модернистские проекты известного дизайнера Эктора Гимара, разрабатывавшего дизайн входов на первые станции парижского метрополитена. Благодарностью российских коллег стал витраж «Курочка Ряба», который установили на станции «Madeleine» в Париже.
Торонто
В метро Торонто стоит проехаться хотя бы ради одной станции — Royal Ontario Museum. После реконструкции в 2008 году она приобрела вид, действительно, филиала музея. Для оформления этой удивительной станции использовались экспонаты Королевского музея Онтарио и Музея Gardiner, которые находятся над ней.
Пассажиры метро здесь могут увидеть культовые символы первых поселенцев Канады, Древнего Египта, артефакты традиционной культуры Китая, культуры тольтеков в Мексике и реликвии Древней Греции. Музейные экспонаты разных эпох даже поддерживают несущие колонны станции, придавая подлинность своей роли удерживания потолка над поездами.
4
Станции Стокгольмского метро (Швеция)
Метрополитен в Стокгольме отличается наличием большого количества самых красивых станций метро в мире. Зачастую это метро называются художественной галереей, где на многих станциях есть на что посмотреть. Также данное метро служит прекрасным местом для проведения всевозможных конкурсов, выставок и фестивалей.
Очень оригинальной является станция «Solna centrum». Она выполнена в виде пещеры с зелеными стенами, а над головой людей находится пылающий красный потолок. Стены открывают изображение того, как люди занимаются заготовкой леса, а затем строят из него свои дома, что символизирует некое завоевание части пространства у матушки-природы.
Еще одной из самых красивых станций метро мира является стокгольмская «T-Centralen».
На ней идет пересечение всех веток городского метро. Поэтому данная станция считается одной из самых оживленных – каждый день сюда спускается свыше 200000 пассажиров. Самым оригинальным фрагментом здесь является роспись голубым цветом на белом фоне, которая напоминает роспись, сделанную на фарфоре. Рисунок располагается на сводах станции, которые выполнены в средневековом стиле.
Рассказовка
Рассказовка — одна из самых необычных станций московской подземки / wikimedia.org
- Линия: Солнцевская
- Год открытия: 2018
Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.
Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.
Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.
Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.
Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.
9 Комсомольская
Еще одна примечательная станция Московского метрополитена — Комсомольская. Она оформлена в тематике борьбы за независимость русского народа. Расположена станция на Кольцевой линии в Красносельском районе под Комсомольской площадью. Открылась 30 января 1952 года.
На своде станции расположены панно, посвященные теме борьбы российского народа за свободу. Можно увидеть таких выдающихся военных и политических деятелей, как Минин, Пожарский, Кутузов, Суворов, Александр Невский и Дмитрий Донской. Присутствуют изображения советской армии под Рейхстагом, выступления Ленина перед красногвардейцами и Родины-матери. Дополняют оформление также вставки из мозаики и барельефы, изображающие оружие. Северный вестибюль Комсомольской украшен тематическими барельефами Г. И. Мотовилова. Кроме того, в одном торце станции расположен бюст Ленину, а в другом мозаика ордена Победы.
Технически Комсомольская представляет собой трехпролетную пилонную станцию глубокого заложения. Она одна из самых длинных — протяженность 190 метров. Всего здесь расположено 68 восьмигранных колонн на расстоянии 5,6 метров друг от друга. Все они отделаны светлым мрамором, а пол выложен розовым гранитом. На желтом потолке красуются подвешенные рожковые люстры.
Площадь Революции
Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами
- Линия: Арбатско-Покровская
- Год открытия: 1938
- Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
- Статус: объект культурного наследия
«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.
За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.
Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.
Чего не стоит делать на станции:
- не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
- туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
- касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.
На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.
На рубеже старого и нового — Olaias (Лиссабон)
В Португалии к вопросу архитектуры станции подошли оригинально, создав пёструю инсталляцию, чем-то напоминающую калейдоскоп и конструктор одновременно. В 1998 году, в рамках выставки «Экспо», архитектор Томаш Тавейра представил миру своё детище — конструкции на станции стоят на рубеже урбанистического стиля и стим-панка.
Ржавые, слегка грубые, тонкие и скрепленные болтами балки выступают каркасной основой всех креплений. А над головой – лёгкие, разноцветные подсвеченные пластины. И все они сияют, переливаются и выделяются на фоне ржавого железа. Именно такими образами художник хотел подчеркнуть, как на фоне старого ярко и празднично выглядит новое.
Киевская (Кольцевая линия)
На выставочный зал картинной галереи похожа «Киевская» Кольцевой линии. Своды между пилонами украшают мозаичные панно из смальты в рамках, имитирующих резьбу по дереву. Лепниной под деревянную резьбу декорированы и своды пилонов, а с потолка спускаются люстры-канделябры с ажурными металлическими элементами. Тема оформления — дружба России и Украины. На торцевой стене — панно, изображающее знамена, а на них — портрет В.И. Ленина и его слова о нерушимой дружбе народов двух бывших союзных республик.
Один из выходов на станцию выполнен французскими архитекторами, взявшими за основу оформления модернистские проекты известного дизайнера Эктора Гимара, разрабатывавшего дизайн входов на первые станции парижского метрополитена. Благодарностью российских коллег стал витраж «Курочка Ряба», который установили на станции «Madeleine» в Париже.
“А́втово”, Петербург
Открыта в 1955. Вестибюль подземной платформы оформлен двойным шестиколонным портиком, а фасад украшают работы скульпторов. Большой световой купол опоясан надписью о героизме ленинградцев во время Второй мировой войны. Спуститься в метро можно по винтовой лестнице, выполненной из красного мрамора.
Главная тема дизайна − блокада Ленинграда. Массивные двухцветные люстры, перила лестниц, светильники и вентиляционные решетки украшены лавровыми листьями. Детали интерьера представлены эмблемами воинской доблести. При отделке пола использовался гранит. Растительный орнамент и лепнина украшают потолок станции.
Плоский свод поддерживают 46 колонн. 16 из них с обратным рельефом, облицованы литым стеклом. Благодаря такой техники огранки возникает оптический эффект и стекло не просвечивается. Панно с названием “Победа” украшает центральный подземный зал. Женщина с ребенком на руках символизирует мир после победы над фашизмом.
10 Сретенский бульвар
Открывает рейтинг станция Люблинско-Дмитровской линии, расположенная под Тургеневской площадью, над созданием которой работали архитекторы Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина в соавторстве с Я. В. Мун и Н. С. Трусиловой.
Возведение строительных конструкций начали в 1990 г, но работы прервались и возобновились только 2004 г, когда строительство снова начали финансировать. За три года все необходимые работы были сделаны и 29 декабря 2007 г, получив название в честь одноименной улицы, станция «Сретенский бульвар» была запущена в эксплуатацию.
«Сретенский бульвар» построили на базе пилонной конструкции, стены отделали светлой мраморной облицовкой. Пол платформы (ее длина 162 м, ширина 19 м) выполнен из светло-серого и черного гранита, а все металлические элементы изготовлены из нержавеющей стали. В нишах пилонов можно увидеть стальные панно (24 шт.) художника-монументалиста Ивана Лубенникова, представляющие собой травленые изображения людей, растительности, видов Бульварного кольца. Среди этих изображений можно отыскать и памятники значимым историческим личностям.
Станция «Площадь революции»
Станция «Площадь революции» заслуживает особого внимания. Именно с ней связано самое большое количество городских мифов и легенд. Она украшена многочисленными скульптурными изображениями «новых советских людей»: солдат, рабочих, матросов и студентов. Среди скульптур встречаются и животные, ставшие среди жителей и гостей столицы почти тотемными. Именно эту станцию студенты посещают накануне важных зачетов и экзаменов, чтобы потереть нос одной из четырех бронзовых собак, вследствие чего морды животных отполированы до зеркального блеска. Ну а чтобы обрести счастье в личной жизни, достаточно потереть ногу студентки, читающей книгу.
Многим кажется, что скульптуры станции выглядят немного скованными, ведь перед архитекторами стояла сложная задача: разместить 80 «героев эпохи» в довольно ограниченном пространстве. Это вызывало многочисленные шутки: поговаривали, что скульптуры и впрямь как нельзя лучше воплотили образ советского человека, который или сидит, или вынужден стоять на коленях. Однако Иосифа Сталина, который, видимо, о шутке не был осведомлен, станция приводила в восторг.
Стокгольмский метрополитен
Подземку Швейцарии называют самой длинной художественной галереей в мире. Из-за того что метро построено в монолитной породе скалы, подземные платформы больше напоминают пещеры. В мировых рейтингах самых красивых станций, выделяют три Стокгольмского метрополитена.
Стены “Кунгстредгорден” украшены произведениями искусства, потолок расписан разноцветной мозаикой. Важная достопримечательность станции-реликвии, сохранившиеся во время реконструкции центра Стокгольма старые статуи и фонтаны, резные колонны и другие раритеты. Копии статуй дворца Макалёс знакомят с историей наземной местности.
Платформа “Т-Сентрален” оформлена в синих и серых тонах. На стенах запечатлены повторяющиеся узоры из листьев и папоротника, фигуры различных профессий. На естественных породах станции “Сольна-сентрум” художники изобразили социальные проблемы окружающей среды, отдав предпочтение красному и зеленому цвету. Инженерные детали подземки отлично вписали в элементы рисунка.
“Новослободская”
Открывшаяся в начале 50-х годов станция, среди местных жителей получила названия “Подземная сказка” и “Каменный цветок”. Непривычной формы свод, сложные кривые арок создают впечатления сказочного пространства. Пол выложен в шахматном порядке гранитными плитами темных оттенков.
Достопримечательность станции − 32 подсвечиваемых витража, обрамленные резьбой из позолоченной латуни. Использованные стекла изначально хранились в кафедральном соборе Риги. На большинстве фресок изображены рядовые советские труженики и фрагменты мирной жизни. Разноцветные стекла создают фантастический цветочный орнамент.
7 Римская
Красивой и необычной является станция Римская, относящаяся к Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Ее открыли в 1995 году. Расположена в Таганском районе Москвы.
Станция оформлена в тематике “Достопримечательности Рима”. Проектировали ее итальянские архитекторы А. Куатроччи и Дж. П. Имбриги, совместно с ними работал также и скульптор Л. Л. Берлин. Он является создателем замечательной композиции “Фонтан”. Ее главные фигуры — основатели Рима Ромул и Рем. Римская — это единственная станция Московского метро, где установлен фонтан. Выходы к переходам и эскалаторам украшены лепными медальонами.
Проект станции новый, поэтому не типовой. Подплатформеные помещения здесь отсутствуют. Опорой для путевых стен и колонн служит монолитная плита. Отделка залов произведена мрамором различных пород и цветов, а пол выложен черным, серым и красным гранитом.
Стокгольм
Построенное в конце 1950-х годов во время шведского культурного бума, метро Стокгольма представляет собой художественную галерею длиной более 100 километров, в которой собраны образцы европейского искусства пяти десятилетий.
Три станции регулярно входят в разные рейтинги самых красивых станций метро — T-сentralen, Stadion и Rådhuset. Поскольку метро строилось в монолитной скальной породе, то появилась интересная идея — оставить открытой поверхность скал, а игрой света и настенными росписями сделать каждую станцию узнаваемой и уникальной. Яркая радуга, силуэты метростроителей, пещерный сумрак — все это вы найдете здесь под землей. Не говоря уже о картинах, резных фигурках, скульптурах и мозаиках разных стилей и авторов.
За последние полвека многие художники стали известными в Швеции благодаря своим работам в метрополитене Стокгольма.
7