«сахаров. две жизни»: почему вам стоит посмотреть фильм о создателе водородной бомбы

Отношение к личности Андрея Сахарова

Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось. 

9 июня 1989 г. Москва. Выступление академика Андрея Сахарова во время заключительного заседания Первого съезда народных депутатов СССР (на съезде был избран председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (на втором плане)

Борис Кавашкин / ТАСС

Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу. 

Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает. 

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Пресс-служба

Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие. 

Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя. 

Там нет моих слов, кроме тех, что вложены в уста Чулпан Хаматовой – такого условного интервьюера-совести, которая ведет разговор с Сахаровым. Да и то ее вопросы – это те, которыми терзал себя сам академик в своих текстовых воспоминаниях и старых архивных интервью. Так что в фильме моего мнения нет практически вообще. 

Алексей Усольцев в роли Андрея Сахарова

Пресс-служба

Что касается моих личных взглядов, то я хорошо отдавал себе отчет в том, кто такой Сахаров, изучив всю его биографию еще тогда, когда мы с Парфеновым хотели делать кино. И у меня не было никаких сомнений, что, с точки зрения драматургии, это один из самых ценных персонажей, потому что он проживает две жизни. Собственно, так кино и называется. 

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Пресс-служба

Главный герой эволюционирует, потому что в начале фильма и в конце – это практически два разных персонажа в одном теле. Жизнь Сахарова – это целая огромная гора внутренних и внешних преодолений, конфликтов, врагов, друзей. 

Это история большой любви, которая случилась у него в 49 лет (академик познакомился с Еленой Боннэр в 1970 году. – Прим. GQ). Сахаров – это история про преданность, это история про его самопожертвование. И – что для меня особенно ценно – это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их. 

В начале мы видим мужчину – он воспринимает Берию как политическую фигуру, которая делает нашу державу мощной. Этот герой думает, что любая цена допустима. В конце же фильма мы видим академика, для которого важны глаза двухлетней девочки, пострадавшей от испытаний водородной бомбы. И ничего важнее для него нет. В этом, конечно, великая эволюция гуманитарной мысли, которая случалась в голове у Сахарова.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Пресс-служба

Усольцев: Совершенно очевидно, что это эволюция. Он был абсолютно убежден в том, что он сделал, а потом он понял, что он сделал. И изменился – это вообще редкость. Мы часто понимаем, что мы делаем, но совершенно не меняемся. А его это изменило кардинально. Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?

Почему именно сейчас и именно об Андрее Сахарове?

Супер: Лет 7–8 назад я оказался в Музее-квартире Сахарова в Москве. Пошел туда собирать хронику, информацию, потому что Леонид Геннадьевич Парфенов меня взял в подмастерье для производства фильма о советском ядерном проекте. Понятно, что Сахаров – это одна из ключевых персон в этой истории.

В этой квартире-музее меня, что называется, «торкнуло». Я примерно представлял себе, кто такой Сахаров, но подробности его биографии не знал. И чем больше узнавал, тем больше понимал, что это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени тоже.

«Это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени»

У Парфенова фильма тогда не случилось по каким-то причинам. Но даром ничего не происходит. Все, что я тогда подхватил и чем тогда проникся, совпало с желаниями продюсера Игоря Мишина из «МТС Медиа» сделать такое кино.

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Главные причины посмотреть «Сахаров. Две жизни»

Супер: Моя тайная миссия и мое явное желание – открыть героя людям, которые про него ничего не знают. То есть я был бы счастлив, если бы это кино посмотрел мой десятилетний сын и его одноклассники. 

Я недавно познакомился с уже довольно старым диснеевским мультиком «Тайна Коко» – про мальчика, который попадает в загробный мир, чтобы догнать свою мечту. Это история о том, что человек живет, пока его помнят. 

Мне очень хочется, чтобы Сахарова знали и помнили не только наши родители, но и наши дети.

Усольцев: Я очень хочу, чтобы Сахаров из названия улицы в Москве стал живым человеком, фигурой, которая меняет других людей. 

Супер: Главная причина посмотреть «Сахаров. Две жизни»? 

Это не документальное кино, сотканное из двух часов говорящих голов. Это очень занятное визуальное решение, потому что это и шоу, и аттракцион, и кино. Это история, рассказанная языком сегодняшнего дня, несмотря на то, что все слова написаны в середине или во второй половине прошлого века. 

Когда мы с Ваней Проскуряковым только начали разговаривать о том, как все это можно реализовать, мы вслух говорили так: «Давай сделаем и покажем очень серьезную драму, но так, что ее подростки будут распиливать на кусочки в монтажной программе и вставлять, как ролики в тиктоке! Давай попробуем распространить эту великую историю и на эти платформы тоже? На популярные, не телевизионные совсем». И Ваня так грузанулся этим и сказал: «Да, это очень хорошая задача, давай попробуем». По-моему, получилось.

Один фильм – три вселенные

Супер: Первая вселенная – это документальная часть фильма, сценарий – то есть текст Сахарова. Они взяты из всех книг под редакцией Боннэр, трехтомника воспоминаний, книги великого Юрия Роста «Разговор Роста с Еленой Боннэр», книги Геннадия Горелика о Сахарове и еще книг пяти, которые написаны о Сахарове. 

60 минут документальной видео- и фотохроники вплоть до рассекреченных архивных съемок КГБ. Гигантский фотоархив из Музея Сахарова. С первых до последних дней Сахарова фотографировали, и все это есть в фильме. Плюс уникальная видеохроника про советский ядерный проект и немногочисленная видеохроника самого Сахарова, потому что он минимум 20 лет был закрытым персонажем, его снимать нельзя было вообще. Все, что за пределами этих 20 лет люди успели зафиксировать на кинокамеры, у нас есть. 

Вторая вселенная – это игровое кино. Это артисты – Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова. История оживает и выходит за рамки документальной вселенной благодаря им. 

Третья вселенная – это театральное пространство. Ну, условно театральное. Наши декорации весьма минималистичны, и эстетически, мне кажется, это театральная локация. Еще из театрального мира сам Леша. Для меня он прежде всего театральный артист с театральной школой, пришедший к нам не из русских сериалов, а из великого русского театра и принесший эту традицию в наш фильм.