Все победители и номинанты «оскара» от россии и ссср

Contents

Старик и море (2000)

Премии «Оскар» за лучший короткометражный мультипликационный фильм

Мультфильм режиссера Александра Петрова по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя.

Это история дружбы деревенского мальчишки и старого рыбака,который уже много недель возвращается с моря без улова. Пытаясь вернуть себе самоуважение,он принял решение без рыбы домой не возвращаться.

Удача в виде огромной рыбины попадается ему на крючок. Но где найти силы,чтобы ее удержать?

Режиссер Александр Петров работал над мультфильмом два с половиной года,проживая в Канаде.

Короткометражка была сделана в особом стиле «оживших картин», который не спутаешь с любым другим. Мультипликатор рисовал на стекле — причем не только кистями,но и пальцами.

Левиафан (номинация в 2015 году)

Ранее Андрей Звягинцев выдвигал на Оскар фильм «Возвращение», но тот не попал в шорт-лист академиков. А вот «Левиафан» оказался куда более скандальным и числился чуть ли не фаворитом в борьбе за Оскар. Его Звягинцев так и не получил, а вот «Золотой глобус» режиссеру достался, впервые в истории отечественного кино.

В своем фильме автор переложил историю библейского Иовы на материал российской действительности. Николай – житель небольшого северного городка. Герой построил свой дом и мастерскую, но его размеренная жизнь вдруг столкнулась с безжалостной действительностью. Отождествление библейского чудовища Левиафана с государственной машиной, топчущейся по природе человека и свободе, впервые использовал еще Томас Гоббс.

Советские и российские номинанты на «Оскар»

Номинировались на «Оскар» и классики отечественной кинематографии. «Братья Карамазовы», которые были представлены на «Оскаре» в 1970 году, снял Иван Пырьев. Режиссер прославился ещё в 1930-е годы своими музыкальными комедиями с участием актрисы Марины Ладыниной, однако сам он всегда мечтал экранизировать Достоевского. Пырьев взялся вплотную за классические тексты в 1958 году, когда перенёс на экран «Идиота». На следующий год вышли его «Белые ночи», и вот, девять лет спустя «Карамазовы» добрались до залов лос-анджелесского кинотеатра.

Кадр из фильма «Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев, 1968 г.

Юлий Райзман получил номинацию в 1982 году с фильмом «Частная жизнь», хотя начинал Райзман ассистентом режиссёра ещё в 1925, кино было немым, а в советской кинематографии вовсю маршировал авангард. Станислав Ростоцкий, чей фильм «Дело было в Пенькове» стал лидером проката в 1957 году, дважды становился номинантом с картинами «…А зори здесь тихие» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978). Среди других выразительных и достойных российских фильмов, номинированных на «Оскар» в разные годы были «Кавказский пленник» Сергея Бодрова 1996 года и «Монгол» Сергея Бодрова-старшего 2007 года. Номинировались два фильма Андрея Звягинцева: «Левиафан» (2014) и «Нелюбовь» (2017).

Отметились советские и российские фильмы не только в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В 1961 году фильм «Баллада о солдате» был номинирован на премию в категории «За лучший оригинальный сценарий» (Валентин Ежов, Григорий Чухрай), а «Война и мир» боролся в том числе и за «Лучшую работу художника постановщика». Несмотря на две номинации, сам Сергей Бондарчук на премию так и не приехал, — работал над следующей картиной.

Кадр из фильма «Баллада о солдате» реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

Есть в истории отечественного кино примеры картин, чью мировую славу оскаровские номинации обошли стороной. В 1963 на «Оскар» от Советского Союза был отправлен легендарный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», ставший обладателем «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В 1977 отправился на суд американской киноакадемии фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько, который получил «Золотого медведя» в Берлине. В 1979 — «Осенний марафон» Георгия Данелии, взявший главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наконец, в 1985 — беспощадный «Иди и смотри» Элема Климова, получивший на ММКФ не только «Золотой приз», но и награду от жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Восхождение» реж. Лариса Шепитько, 1976 г.

Все эти картины: призеры, номинанты и даже не вошедшие в финальный список советские шедевры, — стали не просто этапными для истории отечественного кино, но сохранили то, что во все времена оказывается самым ценным — память. Память о войнах, о мире, о неизбывности существования и о том, что человек оставался человеком во все времена. С его мечтами, амбициями, слабостями и отвагой.

В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть лучшие фильмы без «Оскара».

2006 год. Столкновение. Драма. 108 минут. IMDb: 7,8

Фильм представляет собой восемь небольших историй, общее у которых – автомобильные аварии и ограбления машин. Героям предстоит окунуться в противостояние культур, проблемы расизма и в острой ситуации пересмотреть свои жизненные позиции.

Многие ли из нас слышали об этом фильме? Несмотря на множество наград «Столкновение» явно не на слуху. А вот фаворита-конкурента в борьбе за Оскар – «Горбатую гору» с Хитом Леджером и Джейком Джилленхолом фильм обошел. «Столкновение» – сложная драма с многочисленными поворотами сюжета и небанальным переплетением судеб главных героев

А в борьбе за Оскар важной оказалась поднятая тема расизма

Москва слезам не верит (Оскар 1981 года)

Сегодня этот фильм считается классикой советского кино. А ведь критики поначалу весьма прохладно встретили ленту. Режиссера Владимира Меньшова ругали за упаднические настроения и дешевый примитивизм. Но вот народу фильм понравился – в 1980 году его посмотрело 90 миллионов человек. Сам Меньшов долго сомневался, браться ли за мелодраматический сценарий, над которым автор работал всего 19 дней. Но история героев фильма была так похожа на его собственную – он тоже жил в общежитии и постепенно завоевывал Москву. Да и зацепил Меньшова момент с будильником, который своим звонком разделил жизнь героини на две части, а фильм в итоге – на две серии.

На церемонию вручения Оскара Меньшов не ездил, более того, узнал о победе своего детища из новостного выпуска. Да и факт присуждения ему престижной награды добавил больше проблем, чем славы. А заслуженную статуэтку режиссер получил только в 1999 году. Для западных же зрителей фильм стал демонстрацией советской действительности. Ходит легенда, что «Москва слезам не верит» многократно пересматривал по настоянию помощников Рональд Рейган при подготовке ко встрече с Михаилом Горбачевым. Так американский президент знакомился с менталитетом советских граждан.

Утомленные солнцем (Оскар 1995 года)

Режиссером российско-французской драмы выступил Никита Михалков. В фильме на фоне безмятежного дачного пейзажа раскрывается история одной семьи, в которой эхом звучат события гражданской войны и репрессий. Раскрывающаяся драма не оставляет равнодушным никого. Фильм понравился и зрителям, и критикам. Никита Михалков выступил еще и сценаристом, а также исполнил в фильме главную роль. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте. Она сама предложила свою кандидатуру на роль Маруси, узнав о начале съемок.

«Утомленные солнцем» со звучащим в фоне танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что тот на основе сценария поставил одноименную пьесу. Премьера состоялась в 2009 году на сцене Лондонского королевского Национального театра. А сам фильм получил Большой приз жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а на следующий год и Оскара в качестве лучшего иностранного фильма.

«Братья Карамазовы»1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

А зори здесь тихие (номинация в 1973 году)

Этот фильм является классикой советского военного кино. Станислав Ростоцкий взял за основу сценария повесть Бориса Васильева. Фильм рассказывает о военных событиях 1942 года. Старшина Федот Васков во главе женского отделения сражается с немецкими-диверсантами. В 1973 году в советском прокате «А зори здесь тихие» посмотрело 66 миллионов человек. Искренняя игра актеров обусловлена тем, что практически все главные роли достались дебютантам. Работа Ростоцкого была оценена призом Венецианского фестиваля и номинацией на Оскара.

«Война и мир»1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

Дерсу Узала, 1975

Второй «Оскар» нашей стране достался благодаря совместной работе с японским постановщиком Акирой Куросавой. Сценарий фильма основан на реальной истории знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева, который путешествовал по тайге с местным охотником. «Дерсу Узала» рассказывает зрителям о взаимоотношениях человека и природы, а также о проблемах веры и этики.

Свежие записи
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители6 ожидаемых российских сериалов: актеры отличные, сюжеты интригуют

Съемки фильма планировались еще в 50 годы, но тогда режиссеру запретили работать в тайге. Упрямый японец хотел снимать только на месте событий, чтобы максимально точно передать условия, в которых находились главные герои. Через два года напряженной работы зрители наконец увидели картину, которая получила множество наград, в том числе и два «Оскара».

2000 год. Красота по‑американски. Драма, 122 минуты, IMDb: 8,3

Кризис среднего возраста – неисчерпаемая тема. Главному герою, Лестеру Бёрнэму, всего 42 года, но его жизнь, кажется, потеряла смысл. Работа откровенно опостылела, ушли чувства к жене, которая, поняв это, стала изменять супругу. Неудивительно, что Лестер окунулся в депрессию. Но вскоре жизнь заиграла новыми красками – мужчина влюбился в одноклассницу дочери.

Главную роль в этом фильме исполнил Кевин Спейси, ныне оказавшийся фигурантом скандала и лишившийся заработанной репутации. «Красоту по-американски» не считали основным претендентом на «Оскар», им виделась куда менее провокационная драма «Правила виноделов» по классическому роман Джона Ирвинга. Но академики решили отдать статуэтку более актуальному для современного общества фильму.

Российские фильмы, которые номинировались на «Оскар» в разные годы

Кроме лауреатов, заслуженно добившихся успеха, немало отечественных фильмов боролись – и борются — за премию американской академии киноискусства:

Но не следует думать, что для российского кино «Оскар» или другие кинопремии – самоцель. Кино создается в первую очередь для людей. Лучшие советские и российские фильмы во все времена несли послание к человеческому в человеке. Возрождение духовности – что может быть важнее?

P.S. Критики много рассуждали (и продолжают это делать) по поводу кризиса российской киноидустрии, хотя за последнее десятилетие стали чаще появляться отечественные ленты, отмеченные на иных международных фестивалях.

Представляется, что в подобной ситуации уместнее говорить не столько о «кризисе жанра» российского кино, сколько о его становлении в новых для себя и государственно-политических, и социально-общественных, и даже эстетических реалиях. Думается, что и здесь у нашей страны – свой особый путь, главное, поскорее его обрести.

Москва слезам не верит, 1979

Пожалуй, этот фильм самый известный в списке киноработ, которые получили премию «Оскар». Мелодраму Владимира Меньшова в Советском Союзе посмотрели более 90 миллионов зрителей, хотя критики отнеслись к ней весьма скептически. Режиссера обвиняли в излишней надуманности и в том, что фильм мало похож на советские реалии, но на кассовые сборы это никак не повлияло.

Сценарий картины был написан в рекордный срок — за 19 дней, но Меньшов впоследствии дорабатывал его самостоятельно и создал по-настоящему цепляющий сюжет. История провинциалки Кати, которая добилась высокой должности и материального благополучия собственным трудом и упорством, а также в одиночку вырастила дочь, была близка огромному числу советских женщин. Режиссер дал каждой из них надежду изменить жизнь к лучшему и найти личное счастье.

«Москва слезам не верит» была номинирована на премию американской киноакадемии в 1981 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но сам режиссер не смог лично получить заветную статуэтку, так как в то время считался невыездным. Это было поручено представителю советского посольства. Примечательно, что Владимир Меньшов узнал о награде 1 апреля, и посчитал это розыгрышем, а подержать ее в руках он смог только спустя 8 лет.

Летят журавли

«Летят журавли» получили признание за границей, чего раньше не было ни у одного российского фильма. Он выиграл Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1958 года. Таким образом, The Cranes Are Flying удостоены чести быть единственным российским или советским обладателем этой престижной премии.

Фильм полон безупречной кинематографии, режиссуры и монтажа. Кроме того, он примечателен невероятной игрой Татьяны Самойловой, сыгравшей главную героиню Веронику. Она исполнила роль с такой достоверностью и душой, что редко можно встретить человека, который не плакал во время ее трогательной финальной сцены.

Военно-полевой роман (номинация в 1985 году)

Сценарий к фильму написал Петр Тодоровский на основе собственных воспоминаний о послевоенных годах. Он же выступил в качестве режиссера. Любовь солдата к санитарке во время войны не имела шансов перерасти в отношения, но в мирное время герои попадают в классический любовный треугольник. Премьера фильма пришлась на Берлинский кинофестиваль, где исполнительницу одной из главных ролей, Инну Чурикову, назвали лучшей актрисой.

На церемонию вручения Оскара в Америку отправился Тодоровский. Местные академики уверяли его, что приз достанется советской ленте, ей не было равных ни по качеству, ни по сюжету. Но политизированная тогда премия была отдана фильму о гроссмейстере Викторе Корчном.

2015 год. Бёрдмэн. Драма, комедия. 119 минут. IMDb: 7,7

Не всегда роль Супергероя делает человека успешным. Этот фильм повествует об актере, который в свое время прославился ролью Бёрдмена. Но теперь популярность сошла, карьера катится под откос, как и семейная жизнь. Что сделает актер, чтобы изменить свою жизнь?

Главную роль в фильме сыграл Майкл Китон. Забавно, но Бёрдмен снят фактически о нем. Китон стал знаменитым, сыграв в свое время Бэтмена, но потом куда-то пропал с экранов. А слава вернулась к актеру теперь уже с «Бёрдменом». Фильм вышел примечательным, благодаря необычному подходу режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В «Бёрдмене» все действо – одна непрерывная сцена, в которой, как кажется, просто нет монтажных склеек.

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

2012 год. Артист. Драма, мелодрама, комедия. 96 минут. IMDb: 7,9

Фильм рассказывает о событиях 1920-х годов. Эпоха немного кино доживает свое, не все могут смириться с этим. Актер Джорд Валентайн – один из них, а с переменами ему помогает справиться влюбленная в него статистка Пеппи Миллер.

В тот год Оскар достался далеко не фавориту. В числе претендентов значились работы культовых режиссеров: «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Боевой конь» Стивена Спилберга и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Вот только академики отдали свои голоса малоизвестному до того времени французскому режиссёру Мишелю Хазанавичусу. Его ретро-фильм мало того, что был снят черно-белым, так еще оказался и немым. Но с помощью таких лаконичных инструментов режиссер смог создать шедевр.

Собачье сердце

«Собачье сердце» сразу же завоевало международное признание после выхода на экраны и признано лучшим российским фильмом на IMDb. Дома его также признали шедевром. Фильм является экранизацией одноименной повести Михаила Булгакова. И он известен тем, как точно следует оригинальному тексту.

Булгаков написал оригинальный рассказ в 1925 году, находясь под следствием советской полиции. Только в 1960-х годах широкая советская общественность смогла прочитать этот утерянный текст после того, как его начали распространять через «самиздат» — подпольные диссидентские издания. Только в 1987 году книга была наконец официально выпущена по официальным каналам. Таким образом, экранизация 1988 года вышла на экран исключительно вскоре после официального выхода романа.

«Утомленные солнцем»1994, лауреат

https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

2010 год. Повелитель бури. Драма, триллер, военный. 126 минут. IMDb: 7,6

Фильм повествует о событиях войны в Ираке. Группа по разминированию теряет своего начальника и получает взамен нового, им становится профессионал Уильям Джеймс. К его навыкам претензий нет – вот только с коллегами найти общий язык ему не удается. Все потому что, что Джеймс ведет себя слишком уж безрассудно, что ставит под угрозу как его самого, так и подчиненных.

Изначально картина и не могла номинироваться на Оскар в тот год, ведь ее премьера состоялась немного раньше положенного. Но дату проката «Повелителя бури» отложили, и не зря – фильм получил девять номинаций на Оскар. Среди шести выигранных статуэток самая ценная – за лучший фильм. Примечательно, что Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, победившей в номинации «Лучшая режиссура».

Война и мир, 1965

Российскую классическую литературу давно оценили на Западе, поэтому фильмы, снятые по знаменитым произведениям, не могли не заметить американские кинокритики. «Война и мир» 1965 года считается самой масштабной экранизацией книги Толстого и состоит из четырех серий. Великолепный актерский состав, потрясающие костюмы, сложные сцены военных баталий — фильм захватывает зрителя с первого кадра и никого не оставляет равнодушным.

Съемки фильма длились шесть лет и зависели от огромного количества людей. Чтобы максимально точно воссоздать каждую сцену сражения, использовались реальные воинские подразделения, лошади, огнестрельное оружие и взрывчатка. Министерство легкой промышленности помогало шить костюмы для многочисленных персонажей. Также были изготовлены точные копии оружия, наград, убранства залов.

Они сражались за свою страну

Фильм Сергея Бондарчука « Они сражались за свою страну» часто называют одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Действие фильма происходит летом 1942 года, когда немцы продолжали продвигаться вглубь Советского Союза. Советские солдаты и гражданские лица неорганизованно бегут в бегство, а небольшой полк пытается сдержать наступление немцев на переправе через реку.

В этом фильме потрясающие роли сыграли многие из наиболее известных звезд того времени: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Нонна Мордюкова и Иннокентий Смоктуновский. Это однозначно стоит посмотреть.

Барбара Каринска

Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1948Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».

Как звезды выбирают платья на «Оскар»: кутюрные скандалы Голливуда Читать

2018 год. Форма воды. Драма, фантастика. 123 минуты. IMDb: 7,3

Фильм оказался очень странным. Идет 1963 год. Немая уборщица Элайза работает в научной лаборатории. Однажды туда привозят для опытов отловленного человека-амфибию. В погоне за открытием ученые не жалеют испытуемого. Но Элайза влюбляется в мутанта и помогает ему сбежать.

Не все поняли посыл режиссера Гильермо дель Торо. Ведь он умудрился поместить в фантастическую ленту немало социальных тем. Все это не осталось без внимания кинокритиков. На фоне холодной войны поднимаются вопросы расовых предрассудков и борьбы человека с государственной машиной. Да и в визуальном плане к дель Торо сложно придраться – он создает настоящие шедевры.

«Разгром немецких войск под Москвой»1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

Год Собаки (1994)

«Серебряный медведь» за вклад в искусство на Международном фестивале в Берлине

Драма режиссера Семена Аграновича. По сюжету,бывший уголовник Сергей(Игорь Скляр) знакомится с немолодой несчастной женщиной Верой(Инна Чурикова).

Когда Сергей совершает очередное преступление,вместе с ним убегает Вера. Свое счастье они находят в заброшенном поселке,зараженном радиацией.

По словам создателей фильма,за основу сценария они взяли заметку из газеты. В статье была рассказана история одного зека,который сбежал из колонии,добрался до чернобыльской зоны и через несколько месяцев умер от лучевой болезни.

Старик и море (Оскар 2000 года)

Анимационный фильм снят по классической повести Эрнеста Хемингуэя. Вся работа заняла у режиссера Александра Петрова два года, он же выступил и сценаристом. В создании фильма использовалась весьма трудоемкая техника «ожившей живописи», придуманная в Канаде. Именно там в сообществе с оператором Сергеем Решетниковым и создавался мультфильм. Картину рисовали на стекле не только масляными красками и кистью, но и пальцами.

Надо сказать, что «Старик и море» стал уже третьей попыткой Петрова заполучить Оскар. Ранее академики не оценили другие работы режиссера – «Корова» и «Русалка». В борьбе за вожделенную статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Нидерландов, Норвегии и Великобритании.

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

2001 год. Гладиатор. Драма, 155 минут, IMDb: 8,5

Завязка рассказанной истории является весьма шаблонной для Голливуда. Главным героем выступает храбрый генерал Максимус, величайший полководец Римской империи. Но взошедший не престол с помощью предательства император Коммод решил избавиться от конкурента. Сам Максимус едва не лишился жизни, но потерял дом, семью и честное имя. Пришлось военачальнику осваивать карьеру простого гладиатора. Благодаря своей силе и отваге Максимус делает блестящую карьеру, чтобы получить возможность встретиться с врагом и устранить несправедливость.

Режиссер Ридли Скотт смело взялся за исторический фильм, что потребовало масштабных съемок. Были довольно реалистично показаны жестокие сцены и развернувшаяся человеческая драма героя. Двух антагонистов сыграли отличные актеры: Рассел Кроу и Хоакин Феникс. Мощный фильм не остался незамеченным академиками и получил заслуженного Оскара.

2019 год. Зелёная книга. Драма, биография. 130 минут. IMDb: 8,2

В истории Америки немало темных страниц, рассказ о которых и сегодня не оставляет никого равнодушным. Фильм повествует о событиях начала 1960-х. Тони Валлелонга – обычный вышибала по прозвищу Болтун. Но клуб, в котором он работал, закрылся на ремонт. К счастью, для Тони находится непыльная работенка – быть водителем и телохранителем чернокожего музыканта Дона Ширли.

Режиссер Питер Фаррелли получил известность своими несерьезными работами «Муви 43» и «Тупой и еще тупее». На удивление его новый фильм оказался и трогательным, и одновременно серьезным, рассказывающим о временах сегрегации. В основу картины легла реальная история гастролей Дона Ширли. «Зеленая книга» заслуженно получила Оскар, обойдя другого фаворита – «Рома».

2002 год. Игры разума. Драма, мелодрама, биография, 135 минут, IMDb: 8,2

Джона Нэша все считали гением – его интерес и способности к математике поистине удивляли. Мужчина выбрал стезю преподавателя, а одна из его студенток стала его женой

Талантливый ученый привлек внимание ЦРУ – секретный агент попросил помочь обнаружить зашифрованные послания в открытых источниках. Нэш активно принимается за работу, но вскоре оказывается, что реальность вовсе не такая, какой он себе воспринимал

И снова главную роль исполнил Рассел Кроу. Вот только он кардинально сменил свой имидж –брутальный римский воин смог через год предстать увлеченным ученым. Но академиков подкупила не только яркая драматическая история, но и частичная достоверность показанных событий.

Вор (номинация в 1998 году)

Послевоенное время оказалось довольно жестким для страны. Именно об этом в острой социальной драме рассказал Павел Чухрай. Фильм получил сразу 6 премий Ника, а также приз жюри венецианского кинофестиваля. В Америке «Вор» был номинирован одновременно на Оскара и на «Золотой глобус».

Фильм рассказывает о знакомстве мальчика и его матери с офицером-фронтовиком, оказавшимся вором. Ребенку требовался отец, а бандит увидел возможность обзавестись помощником. Для Владимира Машкова роль харизматичного и жестокого уголовника стала одной из лучших в карьере. Его партнером в фильме стал 9-летний Михаил Филипчук.

Урга – территория любви (номинация в 1993 году)

За сценарную основу Никита Михалков взял практически анекдот, но на его основе родился серьезный, но вместе с тем и трогательный фильм. На севере Китая проживает молодая монгольская семья с тремя детьми. Больше не позволяют местные законы. И вот однажды супруга отправляет мужа в город за презервативами. Монгол отправляется в путешествие в сопровождении русского шофера.

Практически все роли исполнили китайские актеры, но режиссер Никита Михалков не смог отказать себе в роли камео, да и закадровый перевод реплик читает тоже он. В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара.

2007 год. Отступники. Триллер, драма, криминал. 151 минута. IMDb: 8,5

Основой для фильма выступил гонконгский триллер «Двойная рокировка». История посвящена двум выпускникам полицейской академии. Один из них служит в правоохранительных органах, но при этом сотрудничает с мафией, сливая ей информацию. Другой же выбрал путь бандита и растворился в преступном сообществе. Но при этом им движут благородные мотивы – помощь полиции. И оба героя вынуждены изображать тех, кем в душе не являются. Но со временем выясняется, что мир не делится на белое и черное.

Режиссер Мартин Скорсезе давно уже считается живым голливудским классиком, чьи фильмы заслуженно номинируются на Оскар. Но постоянно награды доставались более удачливым конкурентам. Но в этот раз «Отступники» превзошел всех – фильм не просто стал лучшим, но и дал режиссеру его единственный Оскар.