Contents
- «Превед, Медвед!»
- «Александровский централ»
- Песни предчувствия
- Песни рожденные бунтом
- «Атланты»
- Популярные песни украинских протестов
- «Перемен»
- Почему рокеры уступили место рэперам
- «Бродяга и урядник»
- Голос сибирской каторги
- Романтичные гимны протестов
- «Рабочая Марсельеза»
- «Стены»
- window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); «Суток через десять»
- Типы
- «Воины света»
- No pasaran!
- Bob Dylan, «Masters Of War»
- Бонус: «Петербургский романс»
- Rage Against The Machine, «Killing In The Name»
- Рэп «Седьмое октября»
- «Богородица, Путина прогони!»
- «Махнем в деревню»
«Превед, Медвед!»
Дебют 29 февраля 2011 года на «Дожде». Исполнили Обломов, Собчак, Парфенов
Главный бум песенного протестного творчества в постсоветскую эпоху пришелся на конец срока Медведева, особенно когда стало ясно, что на выборы пойдет не Медведев, а Путин, а эпоха «Свобода лучше, чем не свобода» заканчивается. Осень 2011-го — весна 2012-го — это белоленточные протесты. Еще это время Pussy Riot и главных хитов группы «Рабфак». Резонансные песни появились уже в начале 2011 года.
Е-е! Здесь Вася Обломов, Ксения Собчак и Леонид Парфенов.И российский народ. Весь.Все до единого здесь.Дмитрий Анатольевич, нам вас жалко!За олигарха вступилась Пугачева Алка,А ваших сторонников след простыл.Вот российский народ про вас и забыл!Все обсуждают премьер-министра:Уйдет он медленно или быстро?Народ на митингах топчет снег,А вас как будто бы больше нет!Вот выступили бы на Поклонной гореИли на Сахарова в декабре!Сказали бы свое слово публично,А премьер-министру можно и лично —О том, что думает наш президент.За вас же голосовал огромный процент!Как победить коварный госдеп?Страна в смятении, а вас всё нет!
«Александровский централ»
Эту песню в 1880–1890-х годах написал неизвестный заключенный (а может, несколько) Александровской центральной каторжной тюрьмы, учрежденной в 70 километрах от Иркутска в 1873 году. Очень быстро она стала гимном Александровского централа, а затем разошлась по всей Сибири.
Тюремным песням свойственна та же особенность, что и народным крестьянским: они существовали только в устной традиции и постоянно видоизменялись. Из-за этого каждая каторжная песня имеет десятки вариаций.
«Александровский централ» не исключение. В одном из вариантов, записанном в 1912 году, вместо описания чистоты в камерах и перечисления преступлений рассказчик жалуется барину на жестокость надзирателей:
В другом лирический герой подробнее описывает собственный проступок, сожалея лишь о том, что попался:
Одна из версий песни «Александровский централ»
Еще одна классическая песня сибирских каторжан называется «Солнце всходит и заходит». Она сочинена неизвестно где и кем, предположительно, в 1880-х годах и исполняется на мотив «Александровского централа».
В начале XX века «Солнце всходит и заходит» попала на страницы пьесы Максима Горького «На дне» и, вслед за самим произведением, приобрела огромную популярность в народе и на каторге. В массовой культуре первая строчка песни стала визитной карточкой вообще всего тюремного — герой «Золотого теленка» Ильфа и Петрова Адам Козлевич, например, работал в тюремной газете «Солнце всходит и заходит».
Одна из версий песни «Солнце всходит и заходит» в исполнении Федора Шаляпина
Песни предчувствия
До того, как появились эти композиции, написанные “в нитку” с событиями, появилась песня канадского рэпера Dax — “I Can’t Breathe” (Я не могу дышать). Такое впечатление, будто он предчувствовал все то, что будет происходить этим летом в США.
Моя жизнь-это книга, которую они даже не могут прочесть, потому что я истекаю кровью на каждой странице.
Наши люди умирают слишком молодыми, когда мы устаем комментировать все на своей странице.
Мы просто помолились за одно.
Проснулся — забрали еще одного.
Watch this video on YouTube
Это одна из главных композиций, которые слушают протестующие. Многие восприняли песню как иносказательное пророчество, поскольку появилась она в тот момент, когда еще никто не мог предвидеть бойни на улицах.
И, все-таки, главным хитом для борцов за права афроамериканцев стала песня Beyoncé
— “Formation”. Она появилась еще в 2016 году, но в отличии от большинства ее композиций оказалась не легковесным хитом о любви и расставаниях, а манифестом всех афроамериканских женщин. Песня получила три номинации на премию “Грэмми” и была признана многими американскими музыкальными критиками лучшей песней года.
Watch this video on YouTube
Тогда же появилась еще одна песня Beyonce — “Freedom”. Да, подпеть за королевой R`n`B трудно, но количество скачиваний этих треков за последние два месяца заметно возросло.
Watch this video on YouTube
Песни рожденные бунтом
С первых же дней протесты поддержали многие топовые музыканты. Причем, это были не только афроамериканские рэперы, но и популярные рокеры. Одни из них выходили на митинги, как Кендрик Ламар, другие жестко комментировали происходящее в своих блогах и интервью, как Серж Танкян из System of a Down. Но так, чтобы это отразилось в творчестве хотя бы одной звезды, пришлось ждать два месяца. Причем сделали это старые заслуженные рокеры Bon Jovi, которые всегда были активны во время политических предвыборных кампаний и поддерживали демократов. Музыканты выпустили песню American Reckoning (“Американский расчет”), которая посвящена убитому Джорджу Флойду. Здесь звучит и его фраза “я не могу дышать” и описываются последние восемь минут жизни.
Композиция сделана в классическом для Bon Jovi балладном формате, но супер-хитом, несмотря на актуальность, она не стала. За неделю лирик-видео на эту песню собрало всего 275 тысяч просмотров в YouTube, что для группы привыкшей к сотням миллионов просмотров и стадионным концертам, маловато.
Watch this video on YouTube
Bon Jovi оказались первыми крупными звездами, которые за это время выпустили песню на злобу дня
Но до них появились композиции нескольких рэперов, которым бунт и внимание к этим событиям помогли стать более заметными фигурами в американской музыке
В первую очередь это американка суданского происхождения Dua Saleh. Уже в июне она выпустила трек “Body Cast”, который музыкальные критики назвали самой пронзительной песней о нынешних событиях в США. Она так мягко и вкрадчиво произносит в своей песне слова —
«стукач, ты еще пожалеешь об этом», что эта фраза пугает больше, чем неожиданный возглас.
В этой же композиции звучит голос афроамериканки Анджелы Уайтхед, которая дала отпор ворвавшимся в ее дом полицейским, а на обложку сингла Saleh поместила целый список темнокожих сограждан, убитых полицией за последние несколько лет.
Watch this video on YouTube
Если у Dua Saleh есть в песне какие-то метафоры и образы, то более маститый рэпер Terrace Martin высказался в своей песне “Pig Feet” еще четче. Без всяких метафор он прочитал о том, как копы не просто превышают свои полномочия, а не задумываясь убивают любого, кто посмотрел на них не так. А в клипе показал все самые жесткие моменты нынешних противостояний, как будто видео ему снял Спайк Ли.
Они застрелили его
Они стреляли в него, они его застрелили
О боже, у него даже не было пистолета
Watch this video on YouTube
«Атланты»
1963 год, слова и музыка А. Городницкого
«Атланты» были легальной песней, и в 50-летний юбилей Октябрьской революции получили Первую премию конкурса на лучшую песню для советской молодежи: жюри оценило ее революционный потенциал. Она стала одним из песенных символов Ленинграда-Петербурга.
Так получилось, что из песен бардов 1960–70-х годов именно она (а не диссидентские песни Галича или Кима) сохранила актуальность и стала песней общегражданского протеста. В частности, это гимн «Маршей в защиту Санкт-Петербурга».
Когда на сердце тяжестьИ холодно в груди,К ступеням ЭрмитажаТы в сумерки приди,Где без питья и хлеба,Забытые в веках,Атланты держат небоНа каменных руках,Атланты держат небоНа каменных руках.Держать его махину —Не мед со стороны.Напряжены их спины,Колени сведены.Их тяжкая работаВажней иных работ:Из них ослабни кто-то —И небо упадет,Из них ослабни кто-то —И небо упадет.
Популярные песни украинских протестов
Во время украинских Майданов 2004 и 2014 годов, авторами революционных “гимнов”, в первую очередь, оказались рокеры. Манифестом Оранжевой революции оказалась песня “Океана Эльзы” — “Вставай!”, которая была написана за несколько лет до этих событий и совсем не о политике, но получила новое прочтение.
Кто бы мог подумать, но через какое-то время Вакарчука на задний план задвинула неизвестная никому группа “Гринджолы”. Слепив текст песни из самых популярных лозунгов, звучавших тогда на площади, у них неожиданно получился хит, который мог легко подпеть каждый желающий, поскольку это было больше похоже на распевки футбольных фанатов, нежели на песню.
А вот 2013 год оказался более урожайным на песни-предчувствия. Буквально за несколько месяцев до Майдана появилась песня “Родина” Дмитрия Шурова. Ее хоть и не распевали все подряд, но в хит-парадах остро-политических песен она попала на верхние строчки.
Главным же народным хитом стала песня “Ляписа Трубецкого” — “Воины света”. На такой резонанс Сергей Михалок даже не рассчитывал, поскольку в тот период штамповал свои политагитки, рассчитанные на уровень развития не выше футбольного фаната.
Взяв яркий образ у Пауло Коэльо, он добавил еще несколько ярких штампованных фраз и получился гимн Революции Достоинства.
Watch this video on YouTube
«Перемен»
Слова и музыка В. Цоя, песня группы «Кино», 1986 год. Вошла в фильм «Асса» 1987 года
«Перемен» — неофициальный гимн перестройки. До сих пор это фактически главная российская протестная песня. Рок-музыка после полуподвального существования в годы перестройки легализовалась, и ее протестный потенциал вышел на улицы.
26 марта 2017 года в Москве ее пели на шествии по Тверской, 12 июня в Петербурге — на Марсовом поле. 1 мая на Марше в защиту Петербурга включали «Перемен» с машины звукоусиления. Это единственная или почти единственная песня по ходу шествия, не посвященная Ленинграду-Петербургу.
Вместо тепла зелень стекла,Вместо огня дым.Из сетки календаря выхвачен день.Красное солнце сгорает дотла,День догорает с ним.На пылающий город падает тень.Перемен требуют наши сердца,Перемен требуют наши глаза,В нашем смехе и в наших слезах,И в пульсации венПеремен!Мы ждем перемен.
Почему рокеры уступили место рэперам
Появление новой бунтарской баллады у группы Bon Jovi возможно и искренний поступок их лидера, который всегда поддерживал Демократическую партию. Но с ее выпуском он анонсировал новый альбом. Такой себе маркетинговый ход для привлечения внимания.
Не лучше оказалась и Бейонсе — просто удачливее и успешнее, потому что две ее революционных песни стали неотъемлемой частью ее нового образа. Перед тем, как появиться в 2016 году с неожиданными и резкими композициями, она два года молчала. Ей нужно было отдохнуть после выпуска альбома Beyoncé — тогда был снят клип на все композиции вышедшие на этом диске. Певице нужно было вновь удивлять и она решила взяться за актуальный расовый вопрос. Продюсерами было все просчитано настолько четко, что она превратилась в самую влиятельную афроамериканку, обойдя Опру Уинфри.
Американские звезды настолько коммерицонализировались, что перед тем, как коснуться политики, они сто раз взвесят, насколько выгодно с точки зрения бизнеса отдать кому-то свой голос.
Поэтому бунтарские песни появляются сейчас только у тех артистов, которые начинают пробиваться в шоу-бизнесе. На этом этапе их голос еще ничего не стоит и в их же интересах сделать заявление как можно более резкое.
«Бродяга и урядник»
Для императорской власти Сибирь, которую современники даже не ассоциировали с Россией, сама по себе была одной большой тюрьмой. «Сибирь, как известно, служит для России как бы вентилятором, в который выходит всё ненужное», — точно заметил томский корреспондент в конце XIX века.
Система надзора за ссыльными работала только на бумаге, большинство тюрем строились из дерева, конвойных и надзирателей вечно не хватало. Измученные однообразной работой, убивавшей не только физически, но и морально, заключенные пользовались неустроенностью каторги и сбегали. К концу позапрошлого столетия больше трети всех ссыльных числились «безвестно отсутствующими».
Беглецы пополняли ряды бродяг и возвращались к привычному ремеслу: грабили церкви, дома, убивали, а если не везло — просили милостыню. Скрываясь от полиции в холодной сибирской тайге, они грелись мыслями о скором возвращении домой и пели бродяжнические песни. Одной из них была известная в начале прошлого века «Бродяга и урядник». Ее исполняли по ролям, чтобы развлечься и ненадолго забыть о своей печальной участи.
«Бродягу и урядника» записал музыкант и фольклорист Вильгельм Гартевельд во время путешествия по Сибири в 1908 году. Неизвестно, кто и когда сочинил эту песню, но прожила она долго — в 1930-х «Бродяга» оставалась популярной среди читинских заключенных.
Голос сибирской каторги
Нет в Российской империи места более тоскливого, чем каторга. Время тут будто застыло: как и в допетровскую эпоху, на рубеже XIX–XX веков мир ссыльнокаторжных ограничивается пропахшей сыростью тюремной казармой с несколькими рядами нар, застеленных в лучшем случае «тоненькими как блин матрацами».
Утром под конвоем на золотые прииски или лесоповал, вечером обратно в тюрьму, а из новостей только гибель очередного ссыльного. Натура творческая, десять лет назад Сашка убил и обокрал родителей, чтобы эмигрировать из варварской России за границу. Но спился и вместо Франции оказался в Забайкалье, а теперь сорвался с обрыва на рудниках. Через пару дней его все забудут.
Источник
Чтобы не сойти с ума от скуки, арестанты собираются на майдане — так называется место для игры в карты — или «гоняют быков» (бросают кости).
Романтичные гимны протестов
Общая тенденция, которая обозначилась после появления всех этих песен — рэперы перехватили инициативу у рокеров и именно они оказались авторами гимнов новых бунтовщиков. Причем это уже не романтический призыв Джона Леннона — “Дайте миру шанс”. Эту песню он написал во время постельной забастовки против войны во Вьетнаме. Ее тогда подхватили хиппи и противники этой и многих других последующих войн. Ее пели во время митингов и писали цитаты на плакатах.
Watch this video on YouTube
В начале шестидесятых одной из главных активисток среди афроамериканцев была певица Нина Симоне, которую называли Мартином Лютером Кингом в юбке. До его убийства она активно участвовала в митингах, боролась с расовой дискриминацией с помощью своих песен, которые исполняла во время концертов, сопровождая их темпераментными и острыми политическими монологами.
В ее репертуаре собралось достаточно много образных композиций, посвященных самым острым социальным и политическим проблемам. Например, после убийства активиста борьбы за гражданские права Медгара Эверса и четырех чернокожих детей появилось произведение “Mississippi Goddam”, а потом и “Pirate Jenny”. Правда хитами, которые бы подхватила публика, они не стали.
Самой яркой и известной ее политической композицией, которая известна и сейчас, оказалась песня “Ain’t Got No, I Got Life”. Она была написана для популярного в шестидесятые годы мюзикла “Волосы”. По сути, тоже романтический манифест хиппи.
Watch this video on YouTube
«Рабочая Марсельеза»
Слова П. Л. Лаврова, 1875 год. Основа мелодии — вариация La Marseillaise из песни Р. Шумана «Два гренадера» (слова Г. Гейне, русский текст М. Михайлова)
«Рабочая Марсельеза», она же «Русская Марсельеза», была самой популярной песней революций 1905 и 1917 годов, а с февраля 1917-го до начала 1918 года выполняла роль государственного гимна.
Секрет популярности «Русской Марсельезы» в том, что ее поэтический размер, лексика и структура сюжета (контраст хорошего и плохого миров, резкий насильственный переход из одного в другой) идентичны параметрам жестокого романса — самого популярного жанра русской демократической песни рубежа XIX–XX веков.
Отречемся от старого мира!Отряхнем его прах с наших ног!Нам враждебны златые кумиры,Ненавистен нам царский чертог!Мы пойдем в ряды страждущих братий,Мы к голодному люду пойдем,С ним пошлем мы злодеям проклятья,На борьбу мы его позовем:Вставай, подымайся, рабочий народ!Вставай на врагов, брат голодный!Раздайся крик мести народной!Вперед!
«Стены»
Оригинал — Луис Льях, 1968 год, польская версия — Яцек Качмарский, 1978 год. В Беларуси в ходе протестов 2010-го использовалась белорусская версия. Русский текст — Кирилл Медведев, группа «Аркадий Коц», 2012 год
«Стены» — одна из важных песен протеста сегодня, но пока не особо популярная. На митингах ее поют единицы: почти никто не знает текст. Неизвестно, что с ней будет дальше, но пока песня не приживается — это судьба большинства переводных песен в России.
Однажды дед говорил мне,Когда светало вдали,Мы с ним у дверей стояли,И телеги мимо ползли.Видишь ли эти стены?За ними мы все живем,И если мы их не разрушим,То заживо здесь сгнием.Давай разрушим эту тюрьму!Здесь этих стен стоять не должно!Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут!Обветшавшие давно.И если ты надавишь плечом,И если мы надавим вдвоем,То стены рухнут, рухнут, рухнутИ свободно мы вздохнем!
L’Estaca (Lluis Llach)
L’avi Siset em parlavade bon matí al portalmentre el sol esperàvemi els carros vèiem passar.Siset, que no veus l’estacaon estem tots lligats?Si no podem desfer-nos-enmai no podrem caminar!
window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); «Суток через десять»
За несколько дней до согласованного митинга на Сахарова 10 августа в интернете начали появляться призывы от звезд поддержать этот протест и прийти на проспект. Среди прочих прийти на акцию призвали рэперы Face и Oxxxymiron, а непосредственно выступили на проспекте группы «Ic3peak», «Кровосток» и все тот же Face. К слову, и на недавнем митинге в поддержку политзаключенных была музыкальная часть. 29 сентября перед протестующими выступили группа «Хадн дадн» и Алексей Кортнев.
Ниже — пятерка самых популярных российских исполнителей (по числу подписчиков в Инстраграме), проявлявших за прошедшее лето и начало осени протестную политическую активность. Кто-то из них призывал на митинги на проспекте Сахарова, кто-то — поддерживал политзаключенных, кто-то — участвовал в перформансе «Сядь за текст», ну а кто-то — посвящал сложившейся политической ситуации целые треки.
Позже своими политическими релизами отметились музыканты Noize MC, выпустившие песню «Все как у людей» с припевом из одноименной песни Егора Летова, Лигалайз со своей композицией «Застой 2.0», Oxxxymiron, устроивший большой театральный перформанс под названием «Сядь за текст» и запустивший одноименный флэшмоб. Его суть состояла в том, чтобы найти тексты классиков, за которые в современном мире вполне могли бы посадить по какой-нибудь статье за экстремизм. В нем приняли участие известные актеры, блогеры, журналисты и музыканты.
Типы
Социолог Р. Серж Денисов довольно узко рассматривал песни протеста с точки зрения их функции, как формы убеждения или пропаганда. Денисов считал, что песенная традиция протеста берет начало в «псалмах» или песнях широких масс. Протестантский религиозные движения возрождения, которые также называют эти гимны «протестно-пропагандистскими».
Денисов разделил песни протеста на «магнитные» и «риторические». «Магнитные» песни протеста были нацелены на привлечение людей к движению и продвижение групповой солидарности и приверженности — например, «Держите глаза на приз» и «Мы преодолеемС другой стороны, «риторические» песни протеста часто характеризуются индивидуальным негодованием и содержат прямой политический посыл, призванный изменить политическое мнение. Денисов утверждал, что, хотя «риторические» песни часто открыто не связаны с созданием более крупного движения, тем не менее их следует рассматривать как «пропаганду протеста». Примеры включают Боб Дилан»s»Мастера войны»(который содержит строки» Я надеюсь, что ты умрешь / И твоя смерть скоро наступит «) и»В чем дело» к Марвин Гэй.
Рон Эйерман и Эндрю Джеймисон, в Музыка и социальные движения: мобилизация традиций в двадцатом веке (1998), оспаривают то, что они считают редуктивным подходом Денисова к истории и функции песни (и особенно традиционной песни) в социальных движениях. Они отмечают, что Денисов мало обращал внимания на мелодии протестной музыки, считал их строго подчиненными текстам, средством сообщения. Это правда, что в западноевропейской песенной традиции с высокой текстовой ориентацией мелодии могут быть второстепенными, взаимозаменяемыми и даже ограниченными по количеству (как в португальском фадо(в котором всего 64 мелодии), тем не менее, Эйерман и Джеймисон отмечают, что некоторые из наиболее эффективных протестных песен приобретают силу благодаря использованию мелодий, являющихся носителями сильных культурных традиций. Они также отмечают, что:
Мартин Лютер Кинг младший. так описал песни о свободе: «Они воодушевляют движение самым значительным образом … эти песни о свободе служат единству движения».
«Воины света»
Группа «Ляпис Трубецкой», конец 2012 года, клип снимался осенью 2013 года. Неофициальный гимн Евромайдана (ноябрь 2013-го — февраль 2014-го)
«Воины света» не самая популярная песня «Ляписа Трубецкого». В России. Она могла пройти незамеченной, если бы не Евромайдан, где была исполнена. Это песня, очень вовремя написанная — за год до Евромайдана. Она стала его неофициальным гимном, что очень символично и отражает интернационализм участников событий: гимном украинского движения стала русская песня белорусского исполнителя. Ролик с песней самый просматриваемый ролик «Ляписа».
Рубиновые части, солнца зариРубят злые страсти, сжигают внутри.Прыгай выше неба, брат и сестра;Золотые искры — брызги костра.Радуйся молоту в крепкой руке!Водопад, молодость — в быстрой реке.Бей барабан — пам, пам!Баррикады, друзья, шум, гам.Воины света, воины добраОхраняют лето, бьются до утра.Воины добра! Воины света!Джа Растафарай бьются до рассвета.
No pasaran!
Слова и музыка Гривы, 2000 год. Гимн радикального экологического движения начала 2000-х. На ролике — Укроп из группы «Политзек», август 2011 года, времена кампании по защите Химкинского леса
No pasaran — пример песни, которая была очень популярна, но в маленькой группе людей — среди радикальных экологов начала 2000-х годов. Эти люди жили преимущественно в мегаполисах, а летом устраивали лагеря протеста в районах экологически резонансных строек, пытаясь мобилизовать население. Это эпоха героев, которые подменяли собой широкое протестное движение, отчасти имитировали его.
Переполненные жаждою наживы люди,Только мы пока что еще живы будем.Палки ставить и втыкать в колеса будем!И пускать машины под откосы будем!Ведь им не пройти,Мы встанем на пути!Протестов счастливая пора!Ведь им не пройти,Мы встанем на пути!Все вместе: no pasaran!
Bob Dylan, «Masters Of War»
В январе 1961 года, когда Боб Дилан впервые приехал в Нью-Йорк, Дуайт Эйзенхауэр предупредил страну об опасности, которую таит военно-промышленный комплекс. Тогда слова президента проигнорировали, а уже через два года мир стоял на пороге ядерной войны. Военная промышленность тем временем приносила доход всему округу Колумбия. Ситуация привела Дилана в ярость, и он воплотил ее в язвительной «Masters Of War». «Надеюсь, вы умрете, и как можно скорее, — писал он. — Тусклым серым днем я проследую за вашим гробом, буду наблюдать, как вас спускают на ваше смертное ложе, и не отойду от вашей могилы до тех пор, пока не удостоверюсь, что вы точно мертвы». Сложно представить себе что-то более жесткое.
Бонус: «Петербургский романс»
Слова и музыка А. Галича, 22 августа 1968 год, написан в ходе «Пражской весны»
«Петербургский романс» — диссидентская протестная песня Галича. Я включил ее в завершение как песню петербургской тематики и в преддверии очередного революционного юбилея: грядет 50 лет Маю 1968 года и вводу советских войск в Чехословакию. Это песня о том, что для каждого есть та площадь, на которую он по разным причинам не может не выйти.
…Быть бы мне поспокойней,Не казаться, а быть!…Здесь мосты, словно кони —По ночам на дыбы!Здесь всегда по квадратуНа рассвете полки —От Синода к Сенату,Как четыре строки!Здесь, над винною стойкой,Над пожаром зариНаколдовано столько,Набормотано столько,Наколдовано столько,Набормотано столько,Что пойди — повтори!
Rage Against The Machine, «Killing In The Name»
В 1992-м «Killing In The Name» стала дебютным синглом Rage Against The Machine и уже тогда продемонстрировала характерную для группы взрывную смесь рэпа и рока. «Killing In The Name»— это яростная песня о расизме, жестокости и безнаказанности полицейских. Кульминацией композиции стал пронзительный крик: «Идите к черту, я не буду делать то, что вы мне говорите». Кажется, ни одна другая песня в истории человечества не обладает столь ярко выраженной способностью заводить толпу. Именно ее не так давно группа исполнила на бис на концерте, который, возможно, запомнится как последний в ее истории.
Рэп «Седьмое октября»
Популярный рэпер Хаски в своем треке «Седьмое октября» припомнил президенту России разные темные истории и слухи о нем и его окружении. Тут и про дружбу с криминальными авторитетами 90-х, и про «сахар» в подвале рязанской многоэтажки, и про блог «Сеульская сестра», предположительно принадлежащий предполагаемой дочери главы государства Екатерине Тихоновой. «Обычный день» — несколько десятков раз повторяет рэпер в финале композиции.
Композиции длиной в 8 лет. Мало кто знает, что еще в 2011 году у того же Хаски выходил одноименный трек. Только тогда он заканчивался словами о том, что вся страна будет отмечать день рождения президента много дней подряд (в саркастической манере, конечно), ну а теперь — даже для этого сарказма не осталось места. «Все серьезно» — как бы намекает музыкант. Повторив последний раз слова «обычный день», Хаски подходит к облезлой стене, снимает с нее портрет человека, напоминающего Путина, а за ним оказывается большая дыра, сквозь которую виден волшебный мир со сказочно красивой природой.
Широкую известность Хаски приобрел после своего сорванного концерта
в Краснодаре в ноябре прошлого года. Властям скорее всего не понравилась песня «Поэма о родине». В словах «Помнишь, ты умерла?/ И мы твое мясо ели/ Что пахло, как мумия, забытая в мавзолее» (так исполнитель описывал разграбление страны в 90-х), правоохранители обнаружили призывы к каннибализму. Позже на YouTube заблокировали самый популярный на тот момент клип музыканта «Иуда» — якобы за пропаганду наркотиков. Затем последовала серия отмен концертов некогда достаточно лояльного к власти исполнителя. Когда были сорваны выступления на двух площадках в Краснодаре, рэпер вышел на улицу и перед фанатами зачитал один из своих текстов — «Я буду петь свою музыку».
Хаски, по слухам, светила уголовная статья. В это время трое чуть ли не самых популярных рэперов России — Oxxxymiron, Баста и Noize MC — инициировали флэшмоб «Я буду петь свою музыку» в поддержку коллеги. Еще через пару дней они заявили о концерте, вся выручка с которого пойдет на помощь Хаски. Естественно, в Главclub Green Concert, где и состоялось выступление, яблоку было негде упасть.
Реакция властей тогда еще была адекватной. Хаски перестали преследовать, концерты велели не запрещать. А Путин поручил кремлевскому куратору внутренней политики Сергею Кириенко организовать поддержку «талантливой молодежи».
Но возмущенных музыкантов было уже не остановить.
«Богородица, Путина прогони!»
Группа Pussy Riot, исполнена 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя
(Хор) Богородица, Дева, Путина прогони,Путина прогони, Путина прогони.Черная ряса, золотые погоны,Все прихожане ползут на поклоны,Призрак свободы на небесах,Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах.Глава КГБ, их главный святой,Ведет протестующих в СИЗО под конвой,Чтобы святейшего не оскорбить,Женщинам нужно рожать и любить.Срань, срань, срань господня,Срань, срань, срань господня.
«Превед Медвед!», «Свобода» — песни кануна белоленточных протестов. А «Богородица, Путина прогони» — песня, благодаря которой русская революционная песня впервые, пожалуй, после «По долинам и по взгорьям» стала явлением международного масштаба. Утвердился оригинальный визуальный образ революционера-певца. Песня не была запрещена в России, а участниц группы осудили за хулиганство. Процесс Pussy Riot стал самым громким процессом в России 2012 года.
«Махнем в деревню»
Песня стиляг конца 1950-х. Автором первой версии назвал себя Марк Розовский (в конце 1950-х был студентом филфака МГУ). Здесь — версия, бытовавшая в 1970-е в Норильске. В основе мелодии — песня Tres Palabras кубинца Освальдо Фарреса 1943 года
Пример песен стиляг 1950-х годов. Стиляги ориентировались на зарубежные и западные джазовые композиции, их песни ассоциировались с протестом уже по той причине, что не были санкционированы государством. Некоторые песни вошли в советский студенческий репертуар и бытовали полуофициально.
Вот получим диплом, гоп-стоп-дуба,Махнем в деревню.Соберем мужиков, гоп-стоп-дуба,Распашем землю.Посеем рожь, овес, ячменьИ кукурузу.И прославим колхоз, гоп-стоп-дуба,По всему Союзу.Жил в деревне старик, гоп-стоп-дуба,Ел лаптем кашу.Заманили его, гоп-стоп-дуба,В джаз-банду нашу.Старик стал клевым чуваком:Через соломкуПопивает коктейль, стоп-гоп-дуба,И самогонку.На дороге стоишь, гоп-стоп-дуба,Юбка с разрезом.Крепко держишь быка, гоп-стоп-дуба,За хвост облезлый.Ах ты, чува моя, чува,Тебя люблю я.Вытри губы скорей, гоп-стоп-дуба,Дай поцелую.