Традиции пирахан

Пираха почти не спят

Некоторые обычаи пираха и вовсе никогда не понять другим народам. Например, запрет на сон. Да-да, в племенах этого народа люди практически не спят. Согласно поверьям, во сне можно заблудиться и потерять себя. А вот пожелание доброй ночи на языке пираха звучит как: «Не вздумай уснуть! Здесь полно змей!». На мой взгляд, не слишком умиротворяющая фраза. Чтобы восстановить силы, пираха стараются несколько раз в день дремать по полчаса.

В своих научных трудах о жизни пираха Эверетт не раз поражался тому, насколько эти люди уникальны для нашего времени. Они испытывают нечто подобное страху, благоговейный трепет перед высшими силами, но, как отмечал писатель, им нравится это ощущение.

Индейцы пираха и Дениэль Эверетт

Дэниэл Эверетт рассказывал, что однажды вышел на крики местных жителей из своей хижины, после чего увидел, что всё племя столпилось на берегу реки. Они с кем-то говорили, а после объяснили ему, что это дух воды приходил к своему народу. На заявление Эверетта, что он сам никого не видел, пираха ответили просто и гениально: «Он ведь приходил не к тебе, а к нам».

Современные пираха – едва ли не точные копии своих далёких предков. Вряд ли на земле найдётся народ, что настолько мало изменился за много тысячелетий. Порой их нравы кажутся нам примитивными, но часто во взглядах пираха можно уловить и истину, которая далеко не всегда открывается цивилизованному человеку. Мне искренне хочется, чтобы племена пираха развивались и процветали, сохраняя свою первозданную чистоту рядом с их святыней – природой.

Пираха и лингвистическая относительность

Концепция чего-либо лингвистическая относительность постулирует связь между языком, на котором говорит человек, и тем, как этот человек понимает мир. Выводы о значении математической грамотности пираха и лингвистической относительности во Франк и другие. (2008) цитируются ниже. Короче говоря, в этом исследовании пираха были — по большому счету — способны сопоставить точное количество объектов, установленных перед ними (даже большее количество), но им было трудно сопоставить точное количество, когда перед ними были установлены большие количества, а затем они были скрыты из поля зрения перед ними. попросили сопоставить их.

Обеспокоенные тем, что из-за этого культурного разрыва их обманывают торговля, народ пираха попросил Дэниела Эверетта научить их основам умение считать навыки.После восьми месяцев энтузиазма, но безрезультатных ежедневных занятий с Эвереттом, пираха пришли к выводу, что они неспособны выучить материал, и прекратили уроки. Ни один пираха не научился считать до десяти или даже складывать 1 + 1.

Эверетт утверждает, что испытуемые не могут считать по двум культурным причинам и одной формальной лингвистической причине. Во-первых, это кочевые охотники-собиратели, которым нечего считать, и, следовательно, им не нужно практиковаться в этом. Во-вторых, у них есть культурные ограничения против обобщения за пределами настоящего, которое устраняет числовые слова. В-третьих, поскольку, по мнению некоторых исследователей, цифры и счет основаны на ,[нужна цитата] отсутствие рекурсии в их языке влечет за собой отсутствие счета. То есть отсутствие потребности объясняет как отсутствие способности к счету, так и отсутствие соответствующей лексики. Однако Эверетт не утверждает, что пираха когнитивно неспособны считать.

Счастье – это просто

Но в чём кроется секрет счастья пираха? Эти люди – истинные дети природы. Они принимают мир таким, какой он есть, не стремятся изменить или покорить его. Пираха совершенно свободны от страхов и предрассудков людей большей части планеты.

У них нет социальной иерархии и даже понятия времени. По мнению этих индейцев, жить нужно в настоящий момент, ведь существует только он. Как видите, ни тревог о будущем, ни сожалений о прошлом.

Пираха, вернувшиеся с охоты

Ещё одно поразительное качество пираха – отсутствие знаний счёта. Да, многие их соседи умеют считать (хотя бы знают примитивные арифметические понятия), а пираха – нет. Если охотники приносят добычу, то для её количества существует определение «несколько» или «много». Всё остальное в счёте не нуждается.

Немало исследователей и путешественников пытались научить пираха считать, но индейцы спрашивали их: «А для чего это нужно?». Подобный вопрос ставил в тупик европейцев, ведь и правда: пираха не нуждаются в счёте.

Индеец пираха / Александр Фёдоров

А зачем считать?

Культура пирахан поражает уже с первых мгновений знакомства с ней. Что мы узнаём в самом начале? Конечно, язык. То наречие, на котором разговаривают индейцы, относится к муранской семье (в этой группе почти все языки вымерли).

В нём только десять звуков, что придаёт весьма колоритное звучание словам пирахан. Но я приведу ещё более удивительный факт об этих людях: они совершенно не умеют считать. Да, даже взрослый охотник не сможет сказать, сколько дичи он принёс в свою хижину.

Пирахан знают лишь два понятия – «несколько» и «много». Здесь я невольно задалась вопросом: неужели никто из путешественников, побывавших в лесах Амазонки, не пытался объяснить пирахан, что такое счёт? Оказывается, попыток этих было предпринято немало, вот только успехом они не увенчались.

Пирахан по-своему являются рационалистами и руководствуются логикой: зачем учиться считать, если им в жизни это не нужно? А ведь действительно навыки счёта кажутся совершенно бесполезными в условиях их жизни.

Индейцы пираха – дикое племя населяющее джунгли Амазонки

Индейское племя пираха обитает среди дождевых лесов Амазонии в основном на берегу реки Maici, в штате Амазонас, Бразилия.

Эта народность Южной Америки известна из-за своего языка, пирахан. На самом деле, пирахан – один из редчайших языков среди 6000 разговорных языков во всём мире. Количество носителей языка колеблется в пределах от 250 до 380 человек. Язык удивителен тем, что:

— не имеет чисел, для них существует всего два понятия «несколько» (от 1 до 4 шт.) и «много» (больше 5 шт.),

— глаголы не изменяются ни по числам, ни по лицам,

— в нём отсутствуют названия для цветов,

— состоит из 8 согласных и 3 гласных! Разве это не удивительно?

Согласно учёным-лингвистам мужчины племени пираха понимают элементарный португальский язык и даже говорят на очень ограниченные темы. Правда, не все представители мужского пола могут выражать свои мысли. Женщины же имеют слабое представление о португальском языке и вообще не используют его для общения. Однако в языке пирахан есть несколько заимствованных слов с других языков, преимущественно с португальского, например «кубок» и «бизнес».

Кстати, о бизнесе, индейцы пираха торгуют бразильскими орехами и предоставляют услуги сексуального характера, чтобы купить расходные материалы и инструменты, например, мачете, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие у них не является культурной ценностью.

Существует ещё несколько интересных моментов, связанных с этой народностью:

— у пираха нет принуждения. Они не указывают другим людям, что делать. Кажется, там вообще нет социальной иерархии, нет формального лидера.

— у этого индейского племени нет представления о божествах и боге. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда принимают форму ягуаров, деревьев, людей.

— такое ощущение, что племя пираха – люди, которые не спят. Они могут вздремнуть минут 15 или самое большее часа два в течение всего дня и ночи. Они редко спят всю ночь.

Племя Масаи

Эти прирожденные скотоводы самое многочисленное и самое воинственное племя Африки. Живут они только скотоводством, не пренебрегая кражей скота у других, «низших», как они считают, племен, ведь, по их мнению, их верховный бог даровал им всех животных на планете. Именно на их фотографии с оттянутыми мочками ушей и вставленными в нижнюю губу дисками размером с хорошее чайное блюдце вы натыкаетесь в интернете.

Поддерживая хороший боевой дух, считая мужчиной лишь всех тех, кто копьем убил льва, массаи давали отпор и европейским колонизаторам и захватчикам из других племен, владея исконными территориями знаменитой долины Серенгети и вулкана Нгоронгоро. Однако под влиянием 20 века количество людей в племени идет на убыль.

Многоженство, которое раньше считалось почетным, теперь сделалось просто необходимым, так как мужчин становится все меньше. Дети пасут скот практически с 3-х лет, а на женщинах лежит все остальное хозяйство, пока мужчины дремлют с копьем в руке внутри хижины в мирное время или с гортанными звуками бегают в военные походы на соседние племена.

Библиография

  • Диксон, RMW и Александра Айхенвальд , редакторы, (1999) Амазонские языки . Издательство Кембриджского университета.
  • Эверетт, DL (1992) лингва Pirahã еа Teoria да Sintaxe: Descrição, Perspectivas е Teoria (The Пирахан и теория Синтаксическая: Описание, перспектива и теория). Кандидат наук. Тезис. (на португальском). Editora Unicamp, 400 страниц; ISBN  85-268-0082-5 .
  • Эверетт, Дэниел , (1986) «Пираха». В Справочнике по амазонским языкам , том I. Десмонд С. Дербишир и Джеффри К. Пуллум (ред.). Мутон де Грюйтер.
  • Эверетт, Дэниел (1988) О метрической составной структуре в фонологии пираха. Естественный язык и лингвистическая теория 6: 207–246
  • Эверетт, Дэниел и Керен Эверетт (1984) О значении начала слога для размещения ударения . Лингвистический опрос 15: 705–711
  • Эверетт, Дэниел 2005. Культурные ограничения на грамматику и познание в пирахе: еще один взгляд на конструктивные особенности человеческого языка . Современная антропология 46: 621–646
  • Керен Эверетт (1998) Акустические корреляты напряжения в пирахе . Журнал амазонских языков: 104–162. (Опубликованная версия магистерской диссертации Питтсбургского университета.)
  • Шелдон, Стивен Н. (1974) Некоторые правила морфофонематических и тональных возмущений в Mura-Pirahã . Международный журнал американской лингвистики, т. 40 279–282.

Жизнь и быт племени короваев в Индонезии

Племя короваев, также называемое колуфо, проживает на юго-востоке автономной индонезийской провинции Папуа и состоит примерно из 3000 человек. Возможно, до 1970 года они не знали о существовании других людей, кроме себя.

Большинство кланов племени короваи живут на своей изолированной территории в домах на деревьях, которые располагаются на высоте 35-40 метров. Таким образом, они защищают себя от наводнений, хищников и поджогов со стороны кланов-соперников, которые уводят в рабство людей, особенно женщин и детей. В 1980 году некоторая часть короваев переселилась в посёлки на открытой местности.

Короваи имеют отличные охотничьи и рыболовные навыки, занимаются садоводством и собирательством. Они практикуют подсечно-огневое земледелие, когда сначала выжигается лес, а потом на это место высаживаются культурные растения.

Что касается религии, то вселенная короваев наполнена духами. Наиболее почётное место отводится духам предков. В трудные времена они приносят им в жертву домашних свиней.

Культура

Насколько пираха связаны с исследователями, их культура связана исключительно с вопросами, которые относятся к непосредственному личному опыту, и, таким образом, нет истории за пределами живой памяти. Пираха имеют простую систему родства , которая включает байси (родитель, дедушка, бабушка или старший), хахайги (брат, сестра, мужчина или женщина), хоаги или хосай (сын), кай (дочь) и пиихи (пасынок, любимый ребенок, ребенок с хотя бы один умерший родитель и более).

Дэниел Эверетт утверждает, что одна из самых сильных ценностей пираха — отсутствие принуждения; вы просто не говорите другим, что делать. Похоже, что социальной иерархии нет ; у пираха нет официальных лидеров. Их социальная система похожа на систему многих других групп охотников-собирателей в мире, хотя и редка в Амазонии из-за истории садоводства до контактов с Западом (см. ).

Хотя пираха используют каноэ каждый день для рыбалки и для перехода через реку, на которой они живут, когда их каноэ изнашиваются, они просто используют каноэ в качестве временных каноэ. Эверетт пригласил мастера-строителя, который обучал пираха и руководил им в изготовлении каноэ, чтобы они могли делать свои собственные. Но когда им понадобилось другое каноэ, они сказали, что «пираха не делают каноэ», и посоветовали Эверетту купить им каноэ. Пираха полагаются на работу на каноэ соседних общин и используют эти каноэ для себя.

Пираха строят простые хижины, где держат несколько кастрюль, сковородок, ножей и мачете. Изготавливают только орудия соскабливания (для изготовления наконечников стрел), неплотно сплетенные сумки из пальмовых листьев, луки и стрелы. Они спят от 15 минут до максимум двух часов днем ​​и ночью и редко спят всю ночь .

Они не хранят еду в любом количестве, но обычно едят ее, когда получают. Пираха проигнорировал уроки консервирования мяса путем соления или копчения. Они выращивают маниоковые растения, которые растут из выплевываемых семян и производят маниоковую муку всего на несколько дней. Они обменивают бразильские орехи и секс на расходные материалы или инструменты, например, мачете, порох, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие не является культурной ценностью. Они обменивают бразильские орехи, древесину и сорву (каучуковый сок, используемый в жевательной резинке) на язычки для банок с газировкой, которые используются для ожерелий. Мужчины носят футболки и шорты, которые они получают от торговцев; женщины шьют себе простые платья из хлопка.

Их украшением в основном являются ожерелья, которые используются в первую очередь для отпугивания духов . Им чуждо понятие рисования, и когда их просят нарисовать человека, животное, дерево или реку, в результате получаются простые линии. Однако, увидев новинку, такую ​​как самолет, ребенок может сделать ее модель, от которой вскоре могут отказаться.

По словам Эверетта, пираха не имеют представления о верховном духе или боге, и они потеряли интерес к Иисусу, когда обнаружили, что Эверетт никогда его не видел. Они требуют доказательств, основанных на личном опыте, для каждого сделанного заявления. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда могут принимать форму вещей в окружающей среде. Эти духи могут быть ягуарами, деревьями или другими видимыми материальными объектами, включая людей. Эверетт сообщил об одном инциденте, когда пираха сказал, что « Шигагаи , одно из существ, живущих над облаками, стоял на пляже и кричал на нас, говоря, что он убьет нас, если мы пойдем в джунгли». Эверетт и его дочь ничего не видели, но пираха настаивали на том, чтобы Шигагаи все еще был на пляже.

Принятие западной культуры

В документальном фильме 2012 года под названием «Грамматика счастья», который транслировался на Смитсоновском канале , сообщалось, что для общины пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. Согласно FUNAI, школа находится в ведении Министерства образования Бразилии . Помимо официальной школы, знакомящей с культурой, в документальном фильме также сообщается, что бразильское правительство установило в отдаленном районе современную медицинскую клинику, электричество и телевидение.

Пираха и миссионеры

Более детальное изучение этого народа началось лишь в прошлом веке, причём сопровождалось оно удивительными событиями. С 1921 года в район проживания племен пираха постоянно приезжали христианские миссионеры, целью которых было «просвещение» народа.

Честно признаться, мне сложно понять такие просветительские идеи, согласно которым люди должны отказаться от веры предков и принять новую религию. По всей видимости, пираха руководствовались теми же соображениями, поскольку успех миссионеров был равен нулю.

И всё-таки этот народ оказался тесно связанны с одним из просветителей христианства, Дэниэлом Эвереттом. В 1978 году писатель и проповедник прибыл в Амазонию, начал распространять среди пираха свои идеи и… в итоге сказал, что мировоззрение этого народа совершенно верное, после чего остался жить с племенем, частью которого был более 30 лет. Более того, Эверетт назвал пираха «самыми счастливыми людьми на земле». А кто же не мечтает стать счастливцем?

ТОП 5 фактов

Об Амазонке и близлежащей территории можно сказать много всего удивительного. Одни факты сложились,исходя из истории, другие были получены исследовательским путем.

Все перечислить будет трудно, но некоторые аспекты стоит отметить:

  • В 2011 году ученые открыли, что под Амазонкой на глубине 4 км течет крупнейшая в мире подземная река, не меньшей протяженностью. Она называется Хамза (в честь ученого из Индии, который ее открыл).
  • Четверть всего кислорода на планете вырабатывается за счет влажных тропических массивов Амазонки.
  • Объем вод, вливаемых из реки в океан, настолько большой, что опреснение происходит на площади до 160 км.
  • На берегах этой бразильской реки до сих пор проживает множество племен, которые абсолютно не контактируют с внешним миром. Большинство ученых считают, что не надо пытаться с ними выходить на связь.
  • Есть версия, что в прошлом на месте протекания Амазонки рос огромный фруктовый сад. Он остался от цивилизации, которая существовала на этой территории около 3000 лет назад.

 Отдельным пунктом можно выделить интересную особенность. Все притоки у Амазонки различаются не только площадью и длиной, но и окрасом воды – темный, молочный, зеленоватый, серый и даже алый.

Только эта река может похвастаться такой разнообразной цветовой гаммой. Вблизи порта Манауса вода в реке имеет двоякий оттенок – темный и светлый.

Фонология

Язык пираха — один из фонологически простейшие известные языки, сопоставимые с Ротокас (Новая Гвинея) и Lakes Plain язык Обокуитай. Утверждают, что у Пираха всего десять фонемы, на один меньше, чем Rotokas, но это требует анализа как лежащий в основе /Здравствуй/. Хотя такой феномен является странным в кросс-лингвистическом отношении, Йен Мэддисон при исследовании данных Pirahã обнаружил, что / k / действительно демонстрирует необычное распространение в языке.[нужна цитата]

Утверждение «десять фонем» также не учитывает тона Пираха, по крайней мере два из которых являются фонематическими (отмечены острый акцент и либо немаркированы, либо отмечены серьезный акцент в Эверетт), доведя количество фонем до двенадцати. Шелдон (1988) заявляет о трех тонах: высоком (), среднем (²) и низком (³).

Инвентарь фонем

Когда у языков есть такие маленькие и аллофонический вариации так же велики, как в Пирахане и Ротокас, разные лингвисты могут иметь очень разные представления о природе своих фонологических систем.

Сегментарные фонемы:

Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ~ м ɡ ~ п
Fricative с ~ ч час

/ ʔ / пишется ⟨x⟩.

Эверетт утверждает, что является аллофон последовательности /Здравствуй/.

Женщины иногда заменяют /час/ за / с /.(pp178–179.)

Согласные пираха с примерами слов
Фонема Телефон Слово
/п/ пibaóí «выдра»
/ т / таахоази «песок»
перед /я/ тii «остаток»
/ k / kАаксай «ара»
/ ʔ / кааИксай «ара»
/ b / xísooбái «вниз (существительное)»
первоначально бoopai «горло, шея»
/ ɡ / xopóoграммя «Инга (фрукты)»
первоначально граммáatahaí «can (имя существительное)»
(см. ниже) тожеграммixi «мотыга»
/ с / sАхаксай «не следует»
перед /я/ xísiisя fat (имя существительное)
/час/ xáapaчасай «птичья стрела»

Количество фонем — тринадцать, соответствие Гавайский, если считается фонемой, а тонов всего два; если не является фонематическим, имеется двенадцать фонем, на одну больше, чем число в ротокасе. (английскийдля сравнения от тридцати до сорока пяти, в зависимости от диалект.) Однако многие из этих звуков демонстрируют большую аллофонический вариация. Например, гласные назальный после голосовых согласных /час/ и / ʔ / (написано час и Икс). Также,

  • / b / : носовой после паузы трель перед / о /.
  • / ɡ / : носовой (ан верхушечный альвеолярный носовой) после паузы; представляет собой двойной латеральный альвеолярно-лингволабиальный двойной лоскут, о котором сообщалось только для этого языка, когда язык ударяется о верхний гребень десны, а затем касается нижней губы. Однако он используется только в определенных специальных типах речевых представлений и поэтому не может считаться нормальным звуком речи.
  • / с / : в женской речи, / с / происходит как перед , и «иногда» в другом месте.
  • / k / : в мужской речи слово-инициал и взаимозаменяемы. Для многих, и можно обменяться некоторыми словами. Последовательности и говорят, что находятся в свободное изменение с и , по крайней мере, в некоторых словах.

Эверетт утверждает, что из-за его вариации / k / не стабильная фонема. Анализируя это как /Здравствуй/, он теоретически способен уменьшить количество согласных до семи.

Пираха иногда называют одним из немногих языков без носовые, при этом озвученные стопы анализируются как лежащие в основе / b / и / ɡ /:[нужна цитата]

Безназальный анализ
Билабиальный Альвеолярный Velar Glottal
Останавливаться безмолвный п т (k) ʔ
озвучен б ɡ
Fricative s час

Однако возможен альтернативный анализ. Анализируя озвученные стопы как лежащие в основе / м / и / п /, а в качестве /Здравствуй/, он также может считаться одним из очень немногих языков без велары:[нужна цитата]

Новеллярный анализ
Билабиальный Альвеолярный Glottal
Останавливаться Устный п т ʔ
Носовой м п
Fricative s час

В 2004 году Эверетт обнаружил, что в языке используется глухая двусторонняя зубная остановка, .[нужна цитата] Он предполагает, что пираха раньше не использовали эту фонему в его присутствии, потому что их высмеивали всякий раз, когда не-пираха слышали звук. Возникновение в Pirahã тем более примечателен, если учесть, что единственными известными языками, использующими его, являются неродственные Чапакурские языки, Оро Вин, и Вари, говорят примерно в 500 километрах (310 миль) к западу от области Пираха. Оро Вин — почти вымерший язык (сохранившийся только в качестве второго языка примерно дюжины членов Вари tribe), которое было обнаружено Эвереттом в 1994 году.

Древний народ пирахан

Начиная наше знакомство с пираха, мне хотелось бы отметить, что история этого народа во многом так и остаётся для нас загадкой. Если многие племена Южной Америки были открыты европейцами гораздо раньше, то встречи с пираха состоялись не ранее XVIII века.

Выходит, этот народ достаточно молод? А вот и нет. Прибыв на земли пираха, португальцы заметили уже сложившиеся племена с самобытной культурой. Позднее, когда археологи начали вести исследования, чтобы установить возраст пираха, оказалось, что этот народ – один из самых древних на континенте.

Предками пираха стали индейцы мура, что заняли свои территории за 8 000 лет до нашей эры. Разделившись на отдельные группы, мура стали развиваться в различных направлениях. Волею судеб пираха стали той самой частью индейского народа, что жила под укрытием густых лесов, а потому в относительной изоляции.

Быт народа пираха

Когда португальцы оказываются на землях индейцев, пираха сначала радушно принимают их, однако вскоре сменяют милость на гнев. На мой взгляд, причина этого была вполне банальной. Как и во многих других регионах Америки, европейские завоеватели хотели стать хозяевами новой земли, претендуя на все богатства и не довольствуясь малым.

Известно, что в 1714 году между португальцами и пираха даже произошло несколько вооружённых стычек. Конечно, противостоять малочисленное племя чужестранцам не могло, однако это не значило, что отныне пираха покорятся и примут навязываемые им религию и культуру.

Пираха / Daniel Shroyer

Жизнь без стыда и бога

У пирахан нет понятия стыда, а любовные связи разрешены даже с представителями других племён и народностей. По мнению исследователей, именно такой «бесстыдный» обычай помог пирахан не только сохранить себя, но и увеличить численность своего народа.

Никаких признаков вырождения у пирахан сегодня не наблюдается, хотя сами они почти не изменились со времён 300-летней давности, когда португальцы-золотоискатели впервые обнаружили племя в дебрях Амазонки.

Дэниел Эверетт прожил с племенем пирахан более 30 лет

В качестве завершения нашего знакомства с пирахан, хочу привести случай, произошедший с миссионером Дэниелом Эвереттом. Преследуя цель познакомить племя с основами христианства, он вдруг сам понял истину в… их мировоззрении. Среди пирахан он прожил более 30 лет и верил, что взгляды этих людей во многом более правильные, чем философия европейцев. Что ж, возможно, именно пирахан научат нас снова жить в гармонии с природой и самим собой.

Необычные особенности языка

Дэниел Эверетт , написав более двух десятков статей и одну книгу о языке, приписал языку различные удивительные особенности, в том числе:

  • Один из самых маленьких наборов фонем в любом известном языке и, соответственно, высокая степень аллофонических вариаций, включая два очень редких звука, и .
  • Чрезвычайно ограниченная структура предложений , не допускающая вложенных рекурсивных предложений, таких как «Мэри сказала, что Джон думал, что Генри был уволен».
  • Никаких абстрактных цветных слов, кроме терминов для светлого и темного (хотя это оспаривается в комментариях Пола Кея и других к Everett (2005)).
  • Весь набор личных местоимений, по- видимому, был заимствован из Nheengatu , лингва-франка, основанного на тупи . Хотя нет никаких документов о предшествующей стадии пираха, близкое сходство местоимений пираха с местоимениями Нхенгату делает эту гипотезу правдоподобной.
  • Пираха можно насвистывать , напевать или закодировать в музыке . Фактически, Керен Эверетт считает, что текущие исследования языка упускают большую часть его значения, уделяя мало внимания просодии языка . Согласные и гласные могут быть полностью опущены, а значение передано исключительно посредством изменения высоты тона, ударения и ритма. Она говорит, что матери учат своих детей языку, постоянно исполняя одни и те же музыкальные композиции.

Дэниел Эверетт утверждает, что отсутствие , если оно реально, фальсифицирует основное предположение современной лингвистики Хомски . Это утверждение оспаривается многими лингвистами, которые утверждают, что рекурсия наблюдалась в пирахе самим Даниэлем Эвереттом, в то время как Эверетт утверждает, что те высказывания, которые сначала казались ему рекурсивными, были неверными интерпретациями, вызванными его ранним незнанием языка. Более того, некоторые лингвисты, включая самого Хомского, утверждают, что даже если бы в Пирахане не было рекурсии, это не имело бы никаких последствий для лингвистики Хомского.

Не только доступная, но и полезная

На самом деле в меню разных народов мира попадается такое странное блюдо, как глина. Ее традиционно ели народы Русского Севера, иногда перемешивая с оленьим молоком. Индейцы Южной Америки также употребляют в пищу глинистую землю. В Австралии аборигены поедают глину, которая считается у них деликатесом. Белая, голубая и зеленая масса поднимает им настроение и повышает тонус. Азиаты имеют в меню разные блюда из местной глины: в Китае любят землю с водорослями, а японцы собирают магму на склонах вулканов и пекут из нее лепешки. Вьетнамцы коптят глину, получая деликатесное блюдо.

Установлено, что для еды подходит белая или голубая глина, в ней содержится много минералов. При рассасывании она приобретает консистенцию сметаны, и на вкус приятна. Глина хорошо усваивается организмом, убивает вредные бактерии и улучшает обмен веществ

По мнению специалистов, ее можно иногда употреблять в пищу, но делать это следует осторожно

Аборигены, живущие в разных уголках нашей планеты, представляют собой неразгаданные тайны. Находясь, казалось бы, в экстремальных условиях, и получая недостаточное питание, некоторые из них демонстрируют сверхспособности. Например, люди тубу из Африки едят только финики, но оставили далеко позади евпропейскую экипированную экспедицию. А племя пираха вообще не спит, но чувствует себя абсолютно здоровым и счастливым. Индейцы уру, живущие на высокогорном озере в Андах, вообще не считают себя людьми и говорят, что имеют черную кровь.

Режим реки и времена года

Правые притоки реки находятся в Южном полушарии, а левые — в Северном, поэтому в бассейны их вода попадает в разные времена года. То есть они имеют паводки в разные периоды времени. На притоках справа паводок начинается с октября и длится по самый март, в левых притоках паводок проходит как раз наоборот: с апреля месяца по октябрь, то есть в летние месяцы Северного полушария. Именно эта характерная особенность и вызывает удивительную полноводность реки Амазонки. За секунду река Амазонка отдаёт в мировой океан больше 55 миллионов литров воды, которую создают притоки, тающие снега с Анд и тропические дожди.

Самое большое повышение её уровня начинается весной и заканчивается в конце июля, то есть наводнение продолжается в этом месте более чем 120 суток. Три месяца леса в долине возле реки затоплены, потом постепенно вода сходит. В сентябре и в августе уровень воды довольно низкий.

Литература[править | править код]

  • Daniel L. Everett Cultural Constraints on Grammar and Cognition in Pirahã: Another Look at the Design Features of Human Language,University of Manchester, 2005
  • Daniel L. Everett Aspectos da Fonologia do Pirahã, unpublished Master of Linguistics thesis,State University of Campinas, Brazil, 1979
  • Daniel L. Everett Pirahã culture and grammar: A response to some criticisms,Illinois State University, 2009
  • Sheldon, Steven N. (1974) Some Morphophonemic and Tone Perturbation Rules in Mura-Pirahã. International Journal of American Linguistics, v. 40
  • Sheldon, Steven N. (1988) Os sufixos verbais Mura-Pirahã (= Mura-Pirahã verbal suffixes). SIL International, Série Lingüística Nº 9, Vol. 2
  • Плунгян В. А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. РГГУ. 2011.
  • Эверетт Д. Л. Не спи — кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей. М.: Языки славянских культур, 2016. 384 с. ISBN 978-5-9907947-6-4

Пообедайте с нами

Группа ученых-антропологов путешествовала по островам Новой Гвинеи, когда внезапно обнаружила незнакомое им племя. Это было в небольшой деревеньке, скрытой от всего мира в джунглях. Встреча произошла немного странно: когда исследователи появились в поселении, ее жители как раз обедали. То, что увидели ученые, поразило их до глубины души. Люди сидели возле своих хижин и поедали какую-то грязь, доставая ее из чашек руками. Они ели с таким аппетитом, как будто это было нечто невероятно вкусное. Путешественники были так поражены, что остались в деревне на некоторое время, чтобы побольше узнать о людях этого племени.

Это очень малочисленное племя моруака, про которое практически ничего не известно. Численность жителей составляет всего лишь 129 человек. Они живут среди тропических лесов и не знают цивилизации. Люди никак не развиваются, проводя жизнь в абсолютной праздности; возможно, это и является причиной их вымирания. Они не охотятся, не занимаются рыболовством и другими занятиями. Все, что им нужно, находится прямо у них под ногами: глинистая почва, которую они с удовольствием едят. Перед обедом женщины начинают собирать все, что валяется на земле: небольшие веточки, листья. Затем все это перемешивается с глиной и раскладывается в чашки. Моруака не знают другой еды, эта их вполне устраивает.

Сначала ученые думали, что аборигены делают это потому, что у них нет другой пищи. Они пытались угощать их своей едой: сухофруктами, овощами и другими продуктами. Но местных только стошнило, а вкусовые качества они признали отвратительными. По их словам, ничего вкуснее глины и быть не может.

Когда людей обследовали, выяснилось, что у всех крепкое здоровье, а возраст некоторых из них, по некоторым данным, доходит до 160 лет. Антропологи не знали, что и думать: люди ничего не делают, питаясь обычной грязью, а живут в два раза дольше благополучных европейцев!

Значение реки для местных

Индейцы называют реку “Парана-Тинг”, что переводится как королева рек. И неспроста, ведь именно река дает им возможность жить и питаться ее обитателями, растениями и животными, приходящими сюда на водопой.

Но опасность проживания в данной местности намного выше, чем ее польза. Ведь из рассказа о флоре и фауне данного региона Вы уже знаете, что в Амазонке водятся пираньи, анаконды, арапаймы и другие хищные рыбы и животные. А постоянные наводнения и проливные дожди несут в себе еще куда большую опасность для местных жителей. Поэтому завидовать местным жителям, что они живут в райском тропическом лесу нам с Вами не стоит.