9 знаменитых пещер с наскальными рисунками

Животные пещерного комплекса Лаас-Гааль

В нескольких часах пути от Сомали находится небольшой городок Харгейс. В пещерах Лаас-Гааль на его окраине обнаружена древняя наскальная живопись, которая сохранилась настолько хорошо, что изначально ее даже посчитали подделкой. Тут можно увидеть в основном крупный рогатый скот, на стенах также есть фигуры людей и их домашних питомцев – собак. Встречаются изображения жирафов.

Примечательно, что некоторые животные с легкой руки художника преобразились – на шеях коров украшения, на некоторых коровах даже одежда. Создается впечатление, что они участвуют в каком-то ритуале или празднике. Исследователи предполагают, что корова была для местных жителей сакральным животным, именно поэтому ее изображения выполнены так тщательно и подробно не только на стенах, но и на сводах пещеры. Необычны рога животных – они напоминают месяц. Остальные фигуры изображены схематично, черточками.

Десять ранее неизвестных науке пещер с древней живописью были обнаружены группой французских исследователей в районе Лаас-Гааль только в 2002-2003 годах. Возраст изображений – 9-3 тысячелетия до нашей эры. Местные жители знали о них давно, но за пределами государства никакой информации о таком археологическом открытии не было. Статус всемирного объекта древняя живопись получить не может, потому что находится в регионе, где постоянно идет война.

Пещера Нио

Еще одно скопление древних рисунков находится на юго-востоке Франции. Уже с семнадцатого века пещера Нио известна любопытным путешественникам и местным жителям. Им даже не приходило в голову, что изображения на стенах – уникальный образцы наскальной живописи, поэтому тут можно увидеть рядом с рисунками надписи.

Все изменилось в 1906 году, когда капитан Моляр решил составить подробный план этого места и открыл зал, который позже назвали Черным салоном. Этот зал – самый большой в пещере. Изображения животных расположены не беспорядочно, они сформированы в отдельные композиции. Древний художник необычным образом использовал естественное углубление пещеры. По форме оно напоминает голову оленя. Сверху дорисованы рога – получилось необычное объемное изображение.

Археологи продолжили изучение пещеры. В 1970 году обнаружен еще один зал – Ресо-Кластр. Внутри него можно увидеть наскальную живопись и отпечатки ног наших далеких предков. Предполагают, что они принадлежали детям не старше двенадцати лет.

Рисунки в Нио были нанесены в период 11500-10500 до нашей эры. Больше всего здесь изображений животных: козлов, оленей, бизонов. Вероятно, тут проводили обряды для привлечения удачи на охоте, так как на стенах много рисунков зверей, пронзенных стрелами.

Первые образцы древней живописи можно увидеть уже в 500 метрах от входа. Большая часть наскальных изображений находится в главном туннеле, протяженность которого 2 километра.

Исследование работ древних художников продолжается и в наши дни, многие из них так и не разгаданы. Губительное воздействие на древнюю живопись оказывает изменение температуры и влажности, поэтому вход во многие пещеры закрыт или ограничен, а рядом с ними открыты музеи для туристов.

Как вам статья?
Мне нравится1Не нравится

Фотографии

Щеглец — гранитный валун, один из самых известных камней Новгородской области. Солярные знаки прорисованы для наглядности белой гуашью:

Томская писаница, фрагмент наскального рисунка на берегу реки Томь:

Художественное творчество тагарской археологической культуры в Боярской писанице:

«Адам и Ева» — наскальные изображения, мыс Пери Нос:

Наскальные рисунки первобытного человека в Каповой пещере на территории национального заповедника «Шульган-Таш»:

Базальтовый валун с петроглифом недалеко от нанайского села Сикачи-Алян:

Фрагмент с антропоморфными и зооморфными изображениями на одном из камней в урочище Калбак-Таш:

Знаменитый петроглиф под названием «Бес». Находится на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос. Христианский крест выбит местными монахами гораздо позже, дабы обезвредить «беса»:

Воин, стреляющий из лука, один из тысячи рисунков Сулекской писаницы:

Археологический памятник Шишкинские писаницы:

Как вам статья?
Мне нравится1Не нравится

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Альтамира (Испания)

Эту пещеру на севере Испании ещё называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Возраст рисунков эпохи палеолита насчитывает порядка 20 тысяч лет. Для придания цвета древние художники пользовались углём и охрой, а для объёма – естественными выступами и углублениями в стенах пещеры. Рисунки здесь настолько хороши, что научное сообщество поставило под сомнение их подлинность, обвинив первооткрывателя пещеры Марселино де Саутуолу в подделке. Лишь после смерти археолога в 1902 году было установлена подлинность рисунков.

Из-за разрушения изображений пещера закрыта для туристов. Вместо этого в 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с Альтамирой, открылись копии панно Большого плафона.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Достопримечательности Кантабрии

Приехав в аэропорт Кантабрии, туристы начинают выбирать, куда им отправиться, для того, чтобы увидеть большее количество достопримечательностей. Конечно, исторические здания интересны, но большим интересом пользуются пещеры. Кроме того, на территории Испании удивительные золотые пляжи, расположенные на Атлантическом побережье. При посещении испанского райского уголка, стоит составить для себя план посещений мест, которые останутся надолго в памяти не только благодаря природным составляющим, но еще и наскальным надписям.

Рейтинг мест для посещения распределился на официальном сайте страны следующим образом:

  • Пещера Эль Соплао была обнаружена в начале XX века при проведении разработок, связанных с обработкой свинцово-цинковых руд. Так как она не была известна человечеству, то с момента возникновения развивалась как закрытая капсула. Внутри нее образовался даже определенный микроклимат. Пещера достаточно длинная, ее протяженность составляет 3 километра. В ней можно увидеть много чего интересного: подземную реку, зал с приведениями, зал, где есть хрустальный потолок. В пещере есть даже пальмы, водопады и другие загадки природы, которые до сих пор не нашли научного объяснения;
  • Насимьенто-дель-рио-Асон (водопад). Особенно интересно его посетить в зимне-осенний период. С этого водопада начинается река Асон. Скала за водопадом известняковая, чисто белого цвета. А с самого верха срывается вода. Если спуститься чуть вниз на смотровую площадку, то взору откроется океан. По своей величине этот водопад является третьим на территории страны;
  • замок Сан-Висенте-де-ла-Баркера считается самым старинным на территории страны. Изначально он был построен испанским королем в качестве оборонительного сооружения для защиты земель, завоеванных у мусульман. Поднявшись на смотровую площадку замка, можно увидеть красивейший заповедник, расположенный вокруг;
  • Ла Арния – пляж. Считается самым живописным местом на территории страны. На пляже есть даже скалы, которые вырастают прямо из океана;
  • Кроме природных достопримечательностей, есть и исторические здания, построенные с любовью и желанием удивить окружающих. Это собор Успения Девы Марии, а также крепость Санта Анна. Обе постройки готические и они считаются одними из первых, которые были возведены на территории страны. Время строительства относится к XIII веку. Именно в это время в Европе стала зарождаться архитектура готического стиля. Крепость строилась в X веке, но, несмотря на это, она прекрасно сочетается с собором, как будто строительство производилось одним мастером в одно время. Поднявшись на крепость, взору открывается бесконечность океана;
  • Дворец Ла Магдалена был построен в 1912 году для пребывания испанского короля. Тут была, так называемая, летняя резиденция короля. Место интересно тем, что с трех сторон омывается океаном. На территории дворца есть сосновые рощи, прекрасный парк и даже мини зоопарк.

Это лишь несколько достопримечательностей, которые есть на территории Испании. Но если говорить о древней природной достопримечательности, то стоит отметить пещеру Альтамира (Испания).

Пещера Эль Соплао

Выдающиеся памятники палеолита

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Кто такие чумаши?

Чумашами принято называть некогда крупный индийский народ, который проживал на территории нынешней Калифорнии. В основном они добывали еду путем охоты, а земледелие у них развито не было. Из растительности они ели только дикорастущие виды, о чем мы еще поговорим чуть ниже. Племя чумашей состояло примерно из 150 групп, в каждой из которых числилось примерно по 1000 человек. Каждая такая группа имела собственного вождя, а также религиозного лидера. Священным животным чумашей считалась островная лисица (Urocyon littoralis).

Островные лисицы (Urocyon littoralis)

На данный момент в мире существует только около 280 чумашей. Большая часть представителей этого племени погибло из-за болезней, привезенных европейцами. Дело в том, что у них не было иммунитета к этим заболеваниям, а лечить их едва ли кто-то собирался. Последний носитель чумашского языка умер в 1960 году. Поэтому живущие сегодня потомки древнего племени преимущественно говорят на английском.

Один из вождей чумашей

Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.

Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями

Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Знаменитые рисунки

Картинные галереи, «фотовыставки» древних людей, поражающие воображение сюжетом, разнообразием, качеством проработки деталей:

  1. Пещера Магура (Болгария). Изображены животные, охотники, ритуальные танцы.
  2. Куэва-де-лас-Манос (Аргентина). В «Пещере рук» изображены левые руки древних обитателей этого места, сцены охоты, раскрашенные в красно-бело-черные цвета.
  3. Бхимбетка (Индия). Здесь «смешались» люди, лошади, крокодилы, тигры и львы.
  4. Серра-да-Капивара (Бразилия). Во множестве пещер изображены охота, сцены ритуалов. Самым старым рисункам не менее 25 тыс. лет.
  5. Лаас-Гааль (Сомали) – коровы, собаки, жирафы, люди в церемониальных одеждах.
  6. Пещера Шове (Франция). Открыта в 1994 году. Возраст некоторых рисунков, в том числе мамонтов, львов, носорогов, около 32 тыс. лет.
  7. Национальный парк Какаду (Австралия) с изображениями, выполненными древними аборигенами материка.
  8. Ньюспейпер-Рок (США, штат Юта). Наследие индейцев, с необычно высокой концентрацией рисунков на плоском скалистом утесе.

Наскальная живопись в России имеет географию от Белого моря до берегов Амура, Уссури. Вот несколько из них:

  1. Беломорские петроглифы (Карелия). Более 2 тыс. рисунков – охота, сражения, ритуальные шествия, люди на лыжах.
  2. Шишкинские писаницы на скалах в верховьях реки Лены (Иркутская область). Более 3 тыс. различных рисунков описаны в середине XX века академиком Окладниковым. К ним ведет удобная тропа. Хотя подъем туда запрещен, но желающих увидеть рисунки вблизи это не останавливает.
  3. Петроглифы Сикачи-Аляна (Хабаровский край). На этом месте было древнее стойбище нанайцев. На рисунках – сцены рыбалки, охоты, шаманские маски.

Надо сказать, что наскальная живопись первобытных людей в разных местах значительно отличается по сохранности, сюжетным сценам, качеству исполнения древними авторами. Но увидеть их хотя бы на фотографиях, а если повезет в реальности – это все равно, что заглянуть в далекое прошлое.

Кем были нарисованы наскальные картины

Поскольку на большинстве рисунков изображения животных и охоты, изначально думали, что художниками были мужчины. Женщины бы изображали что-то другое, например, цветы или бабочек. Однако исследования показывают, что эти рисунки сделаны в основном женщинами. Наскальные изображение «подписаны» не именем и фамилией художника, а отпечатками ладоней. Они распыляли вокруг ладоней, положенных на стену, красную краску. Учёный из университета Пенсильвания Дин Сноу, узнал размер рук первобытных художников, измерив изображения в восьми пещерах Испании и Франции. Двадцать четыре из тридцати двух оказались отпечатками женских ладоней.

Для создания наскальных рисунков требовалось много времени и усердия. Мужчины в основном находились на охоте. Если бы они часто рисовали, это могло бы погубить их племя. У женщин было больше времени для тренировки художественных навыков. Некоторые из творений древних художников нарисованы правдоподобнее и качественнее, чем многие современные картины.

В древние времена использовали для рисования особые краски, состоящие из оксидов железа, угля или охра. Охру смешивали с жиром или кровью животных. Однако до сих пор точный состав многих красок не известен.

Пещеры Нерха

В 1959 году в окрестностях города Нерха в Андалусии (Испания) была обнаружена сеть удивительных по красоте огромных пещер. Некоторые из ходов открыты для туристов, а в одной из пещер находится настоящий природный амфитеатр, помещение имеет отличную акустику, в этой пещере проводят концерты. На стенах изображены морские котики и тюлени. Около рисунков были найдены куски древесного угля, радиоуглеродный анализ которого определил возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если палеонтологи докажут, что рисунки в пещерах Нерха значительно древнее наскальных рисунков из Шове, это открытие подтвердит, что неандертальцы имели способности к творчеству ничуть не менее, чем у человека разумного.

Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Когда начали рисовать на скалах?

Датировать выбитые на скальных поверхностях петроглифы сложнее, чем многие другие археологические материалы — их не отнесешь в лабораторию и не проведешь радиоизотопный анализ, чтобы выяснить, какая доля изотопа распалась за время существования образца.

Фото: предоставлено Дмитрием Черемисиным

Основной способ понять, когда древние люди выбили эти изображения – изучение стиля. Так, например, лошади на плато Укок оказались воспроизведены в стилистике, похожей на памятники наскального искусства Западной Европы.

Фигуры лошадей, а также быков на скалах Укока, считаются самыми древними в Республике Алтай. Они возникли примерно в конце эпохи верхнего палеолита – 10-12 тысяч назад. 

Плоскогорье Укок расположено на стыке границ крупнейших государств Азии: России, Казахстана, Китая и Монголии. В 90-е годы на плато сделаны по-настоящему сенсационные археологические открытия. Именно здесь раскопано прогремевшее на весь мир неразграбленное погребение «принцессы Укока». На сегодня известно, что на Укоке имеются сотни захоронений, ритуальных комплексов, каменных выкладок и петроглифов.

Кроме того, в 40 километрах от этого места в Монгольском Алтае были обнаружены петроглифы с изображением мамонтов в таком же стиле. Мамонты вымерли на рубеже плейстоцена и голоцена – около 10 тысяч лет назад, а значит, их изобразили еще в тот момент, когда они существовали.

Изображение мамонта на памятнике в Монголии
Фото: Институт археологии и этнографии СО РАН

«Петроглифы – наскальные изображения, они являются частью природных объектов – скал или моренных валунов. Этим они отличаются от других археологических источников, так как напрямую говорят о присутствии в этом месте определенных людей. Оружие, монеты, одежда могут быть предметами торговли и импорта. А фигуры на скалах являются свидетельством того, что здесь побывали люди, оставившие следы своего присутствия», – говорит Черемисин.

Скандальная сделка на аукционе

Исходя из всего этого, продажей пещеры возмущены не только представители народа осейджи, но и ученые. По словам исследовательницы Кэрол Диас-Гранадос (Carol Diaz-Granados), которая исследовала пещеру более двух десятилетий и вместе с мужем написала о ней книгу, это все равно, что продать на аукционе Сикстинскую капеллу. Так называется бывшая домовая церковь в Ватикане, которая сегодня является выдающимся памятник эпохи Возрождения. Общество уверено, что пещера является святым местом и должна принадлежать только народу осейджи.

Представители народа осейджи сегодня

При этом представители аукционного дома Selkirk Auctioneers & Appraisers уверены, что ничего плохого не произошло. По их словам, попасть внутрь пещеры очень сложно, потому что к ней не проложена дорога

Желающим очутиться в исторически важном месте необходимо преодолеть пешком большое расстояние, а потом пройти через отверстие размером 90 на 90 сантиметров. Также они уверяют, что тщательно проверили покупателя — он будет соблюдать законы штата по защите исторических памятников

Согласно им, любое физическое или юридическое лицо, которое разрушает место захоронение людей, совершает уголовное преступление.

Небольшое видео о пещере осейджи

Наша планета полна разнообразных пещер, причем некоторые из них до сих пор остаются неоткрытыми. Недавно на территории Саудовской Аравии была исследована пещера Умм-Джирсан, которая простирается на целых 1,5 километра. Внутри нее были найдены тысячи костей животных и даже людей. Можно было подумать, что внутри нее жил какой-то монстр и, на самом деле, истина где-то рядом. Почитать об этом ужасном месте можно по этой ссылке.