Тест по теме «семья и брак» тест по обществознанию (10 класс) на тему

Патриархат: основные минусы

Патриархат в семейных отношениях, как признание абсолютной власти за мужчиной, это не только ответственность и подчиненное положение женщины. Это жесткое воспитание мальчиков, определенные убеждения и допустимость агрессии к женщине или детям. 

Вот основные минусы патриархата:

  1. Подавление эмоций. Патриархальные стереотипы и социальные установки вредят даже современным мужчинам. Самое известное: «мальчики не плачут»‎. То, что ребенок держит все эмоции в себе и ориентирован на проявление силы, во взрослом возрасте может привести к неконтролируемой агрессии, алкоголизму и другим зависимостям.
  2. Склонность к проявлению домашнего насилия. Это не только большая опасность для женщины. У мужчины такое поведение ведет к нарушению психического здоровья.
  3. Для женщины еще существенный минус – невозможность реализации себя в профессии, постоянное подчинение, а значит, стресс, подавление собственных интересов. Она всегда находится в тени. Для кого-то это норма, для кого-то смерти подобно.
  4. Непомерная психологическая нагрузка на мужчину. Постоянно нужно соответствовать социальному статусу. А если мужчина отклоняется от нормы, теряет свои позиции – он слабак, изгой. Вот почему нередки случаи самоубийств в патриархальном обществе. Потеря работы кормильцем могла обернуться   настоящей трагедией.

Как видите, минусы существенные. Мужская сила и мужественность становятся токсичными, когда на них навешиваются ярлыки, предъявляются непосильные требования. Лучшие женские качества вянут, если применять к ним грубую силу. 

Да, в отношениях и сегодня может царить патриархат в современном понимании, когда мужчина глава, а женщина помощница. Но в общем и целом семья воспринимается, как команда. Мужчина больше работает, решает стратегические вопросы, женщина делает погоду в доме, вдохновляет, занимается детьми. У каждого свои сферы влияния и есть уважение к мнению всех членов, разный подход к решению проблем. 

Баланс и гармония – вот к чему стоит стремиться в отношениях. А искаженный патриархат, как и другие уклады, с жесткими перегибами, ущемлениями прав в здоровом обществе не приживутся.

Какие еще есть минусы и плюсы у современного патриархата и других популярных моделей семьи читайте в рубрике «Счастлива замужем»‎. А если вы хотите создать крепкую семью, при этом оставаясь самодостаточной женщиной, приходите ко мне на онлайн-курс ТЦ Павла Ракова «Секреты женского счастья». Вы узнаете все секреты той самой хрупкой гармонии в отношениях.

В церковной среде разводов незначительно меньше

Одна из про­блем совре­мен­ной семьи – недо­ста­ток инфор­ма­ции о том, как устро­ены отно­ше­ния между поко­ле­ни­ями, какие кри­зисы испы­ты­вает брак, с какими про­бле­мами можно столк­нуться в супру­же­ских отно­ше­ниях, пока рас­тут дети.

Если книг по вос­пи­та­нию, педа­го­гике много, то много ли вы зна­ете книг по пси­хо­ло­гии супру­же­ства? Какое-то коли­че­ство, без­условно, есть, но пред­на­зна­чены они сугубо для про­фес­си­о­на­лов. Для про­стых поль­зо­ва­те­лей на рус­ском языке их фак­ти­че­ски не найти. Недавно у нас вышла сов­мест­ная с Миха­и­лом книга: “Совре­мен­ная семья. Пси­хо­ло­гия отношений”.

Это плод наших обра­зо­ва­тель­ных пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских про­грамм. И это неве­се­лая книга, в кото­рой собрано опи­са­ние нор­ма­тив­ных (свя­зан­ных с воз­рас­том семьи и детей) и ненор­ма­тив­ных (болезни, утраты, измены, раз­воды) труд­но­стей, с кото­рыми стал­ки­ва­ется брак. Я уве­рена, что осо­зна­ние людьми тех слож­но­стей, кото­рые они про­жи­вают, дает хоро­ший результат.

Поэтому основ­ной своей зада­чей я вижу работу над тем, чтобы воз­ни­кали роди­тель­ские объ­еди­не­ния, в кото­рые при­хо­дили бы люди, про­жи­ва­ю­щие в сход­ных семей­ных ситу­а­циях. Это поз­во­ляет не только помо­гать семье в пре­одо­ле­нии нор­ма­тив­ных кри­зи­сов, но и спо­собно умень­шить коли­че­ство раз­во­дов. Раз­во­дов много, при­чем в цер­ков­ной среде их незна­чи­тельно меньше. И этот факт еще не полу­чил долж­ной огласки.

Отдель­ной темой работы должна оста­ваться работа с про­бле­мой меж­по­ко­лен­ных свя­зей. То, что роди­тели и пра­ро­ди­тели (бабушки и дедушки) имеют раз­ные взгляды на вос­пи­та­ние – факт. Если мы готовы к слож­но­стям с соб­ствен­ными роди­те­лями, к тому, что столк­но­ве­ния раз­ных взгля­дов не избе­жать, что это не озна­чает нелю­бовь, не озна­чает непри­я­тие, что через это про­хо­дили мно­гие, то, как мне кажется, моло­дым семьям будет легче.

Очень важно выво­дить в рамки про­го­ва­ри­ва­е­мого и осо­зна­ва­е­мого тему раз­ной сте­пени воцер­ко­в­лен­но­сти в семье. Мы все по-раз­ному при­хо­дим к Богу

Вера – это дар. Кто-то его полу­чил, а кто-то нет. В семье бывает часто, что кто-то из супру­гов полу­чил этот пода­рок раньше, или кто-то при­шел к вере в боль­шей степени.

Слу­ча­ется, что роди­тели – веру­ю­щие, дети – неве­ру­ю­щие, или наобо­рот, дети – веру­ю­щие, а роди­тели – нет

Важно, чтобы это раз­ли­чие не ослаб­ляло любовь, то при­ня­тие, кото­рое воз­можно в семье, несмотря на раз­ные пози­ции. Если посмот­реть на эту раз­ную сте­пень веры не как на тра­ге­дию и нелю­бовь, а как на нор­ма­тив­ную ситу­а­цию в обще­стве (нор­ма­тив­ный кон­фликт), кото­рое пере­жило серьез­ные потря­се­ния за послед­ние сто лет, то ста­но­вится зна­чи­тельно проще

Почему патриархат уходит в прошлое

В современном обществе патриархальных семей остаётся всё меньше и меньше. Причин этого множество, но главная из них это то, что женщины уравнены с мужчинами в правах. Всё чаще и чаще женщины добиваются успехов в политике, хорошо зарабатывают, не нуждаются в финансовой поддержке мужчины. В отличие от древних славян, когда женщина не могла самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и была полностью зависима от мужа или отца, современная женщина не нуждается в опеке и может прожить и обеспечить себя самостоятельно.

Кроме того всё чаще молодые семьи стремятся уйти от опеки родителей и жить самостоятельно, а значит авторитет отца-патриарха теряется или носит умеренно-совещательный характер. К тому же, если в патриархальных семьях древности за образование детей полностью отвечала мать, и чаще всего кроме религиозных знаний других они не имели, то теперь дети, обучаясь в детских садах и школах уже в раннем возрасте стремятся к независимости и не хотят жить под началом своих родителей после достижения совершеннолетия.

Современные общественные, государственные и экономические преобразования привели к тому, что патриархальные устои в семьях уходят в прошлое. Патриархально-феодальная семья славян сохранялась длительное время её принципы во много оставались в нашем обществе до начала 20 века, однако после изменения политического и религиозного строя в стране семья также претерпела изменение. В наш бурный 21 век возвращение к патриархальным устоям семьи становится невозможным.

Мало батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам

Оче­видно, что людям остро необ­хо­дима пси­хо­ло­ги­че­ская помощь, но она прак­ти­че­ски недо­ступна для боль­шин­ства насе­ле­ния. Есть несколько бло­ков на пути полу­че­ния помощи для тех, кто в ней нуждается.

Во-пер­вых, прак­ти­че­ских пси­хо­ло­гов с опы­том работы с детьми и с семьей меньше, чем нужно. Хотя откры­лось несколько кафедр семей­ной пси­хо­ло­гии, кото­рые активно раз­ви­ва­ются в ряде веду­щих пси­хо­ло­ги­че­ских школ в Москве и Петер­бурге. Но все-таки семей­ных пси­хо­ло­гов гораздо меньше, чем дет­ских. Это понятно, прак­ти­че­ская пси­хо­ло­гия была под запре­том и не раз­ви­ва­лась с 1934 года и вплоть до паде­ния СССР.

Во-вто­рых, пси­хо­ло­ги­че­ская помощь мало­до­ступна. Та, что есть – в основ­ном платная.

В‑третьих, семьи с детьми, испы­ты­ва­ю­щие труд­но­сти, очень боятся обра­щаться за бес­плат­ной помо­щью из страха попасть в объ­я­тья юве­наль­ной юсти­ции. Не будем вспо­ми­нать недав­нюю ситу­а­цию, кото­рая у всех на слуху. Дей­стви­тельно, может быть, и есть центр соци­аль­ной помощи в шаго­вой доступ­но­сти, и есть про­блема у ребенка или семьи, но роди­тели не идут сами и не ведут детей, потому что страшно.

В‑четвертых, имеет место про­блема неосве­дом­лен­но­сти. Пси­хо­лог для неко­то­рых из нас, как аст­ро­лог или бабка-зна­харка. У людей нет чет­кого пони­ма­ния, что пси­хо­лог – помо­га­ю­щий спе­ци­а­лист, конечно, не пси­хи­атр и не врач, но его помощь – это помощь существенная.

В‑пятых, почти нико­гда не идут к пси­хо­логу люди веру­ю­щие и воцер­ко­в­лен­ные. Думаю, что свя­щен­ники могут рас­ска­зать об этом гораздо больше меня. Часто люди, кото­рым дей­стви­тельно нужен пси­хо­лог и даже пси­хи­атр, идут к свя­щен­нику, кото­рому выго­ва­ри­вают то, что совер­шенно не явля­ется испо­ве­до­ва­нием гре­хов. Такие беседы при­несли бы боль­шую пользу в обще­нии с пси­хо­ло­гом. И увы, я не много знаю батю­шек, кото­рые не боятся отпра­вить людей к психологам.

Мне кажется, что тут нужна серьез­ная про­све­ти­тель­ская работа, бла­го­даря кото­рой люди научи­лись бы пони­мать, с чем, с какими про­бле­мами хорошо идти к пси­хо­логу, где пси­хо­лога найти безопасно.

Немало и спе­ци­фи­че­ских пре­град, кото­рые каса­ются кон­кретно пра­во­слав­ных людей. Это уже шестая при­чина. Напри­мер, мысль о том, что должно постра­дать, потому что жизнь – не рай­ский сад. Эта мысль часто бывает понята не так, вывер­нута наизнанку. И чело­век, дей­стви­тельно стра­да­ю­щий от пси­хи­ат­ри­че­ского ли забо­ле­ва­ния, погра­нич­ного ли состо­я­ния, любых дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских труд­но­стей, не идет за помо­щью к спе­ци­а­ли­сту, а счи­тает, что ему полез­нее помучиться.

Люди стра­дают от того, от чего стра­дать вообще-то не обя­за­тельно. И бывает, что жизнь людей закан­чи­ва­ется совсем не тогда и не так, как это могло бы быть.

Если обра­ща­ются за пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью люди пра­во­слав­ные, то часто при­хо­дят они с дикой кашей в голове. “Духов­ник нам вот так ска­зал, а вы нам что ска­жете? Мы посмот­рим и решим, что нам больше нра­вится”. Здесь пси­хо­лог ока­зы­ва­ется втя­ну­тым в тре­уголь­ник отно­ше­ний, при­чем лож­ный тре­уголь­ник: чело­век, обра­ща­ю­щийся за помо­щью – его духов­ник – и спе­ци­а­лист. Это то, что также серьез­ным обра­зом мешает полу­чать пси­хо­ло­ги­че­скую помощь.

Патриархальный брак в астрологии

Согласно структурному гороскопу, есть пять типов брака: патриархальный, духовный, романтический, векторный и равный. Порой, именно патриархальный брак называют «детским браком», поскольку основным его предназначением считается рождение детей и их воспитание. Есть и другая цель – обретение свободы.

Вычислить патриархальный брак несложно, супруги или рождены в один год, или же разница в возрасте кратна 4, 8, 12 и т.д.

Существуют идеологические тройки знаков, определяющих патриархальный брак:

  • Лошадь, Тигр, Собака;
  • Петух, Змея, Бык;
  • Кабан, Кот, Коза;
  • Крыса, Обезьяна, Дракон.

Патриархальным будет считаться брак, пребывающий внутри одной из перечисленных троек.

Для патриархального типа брака характерны заповеди:

обоюдное желание продлить род считается идеальной ситуацией для заключения союза. Дети – цель и смысл подобного брака. В патриархальном союзе дети являются всем

Очень важно сохранить атмосферу детскости даже при отсутствии детей. Необходимо быть простодушными, наивными и чистыми как дети, в то же время это не означает, что нужно быть бестолковым;
хозяйственность

Большие доходы и наличие обслуги не избавляют от желания и возможности творить своими руками. Именно это и ценится высоко в таком союзе;
постоянные хлопоты по хозяйству отбирают слишком много времени, что не дает возможности для интеллектуального общения. Даже если такая возможность появилась, ею стоит пренебречь. Такой брак не приемлет обсуждений мировой политики, не стоит говорить о политических взглядах и не обсуждать взгляды своего мужа;
разделение территории семьи на мужскую и женскую. На практике это выглядит так: женщина занимается бытом, готовит, стирает, а мужу достается огород, сад, машина и добыча денег;
в споре может родиться истина. Возможно, так это и происходит, но только не в патриархальном браке. Споры и ссоры в этом браке немыслимы;
не проявлять любви. Свои чувства нужно держать при себе

Заменить любовь можно нежностью, дружбой, благодарностью за предоставленные блага;
не стоит ничего менять, касается это не только перестановки мебели, но и распорядка и обязанностей в доме;
не нужно укреплять и совершенствовать отношения
Чем меньше уделять внимание качеству отношений, тем лучше. Пусть будет так, как должно быть

Патриархат в семье воспринимать как унижение женщины и власть мужчины не стоит. Мужчина обязан обеспечивать семью, а женщина должна ему помогать. Мудрая женщина такое свойство в мужчине всегда поддержит, а сама будет надежным тылом, в этом случае в семье воцарится гармония.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Семейная гибкость

Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.

Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.

Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.

Патриархат: плюсы и минусы

Как и любая форма управления, обществом патриархат обладает свойственными ему недостатками и достоинствами.

Достоинства:

  1. Крепкая семья. Патриархат влияет на создание сильной семьи. Из-за строгого распределения обязанностей среди членов, она эффективнее развивается.
  2. Полноценная семья. Во главе стоит сильный мужчина способный защитить свою семью. Он обеспечивает жене всё необходимое для ведения хозяйства и семьи.

У патриархального общества также есть ряд недостатков:

  1. Крайность. Патриархат, так же как и матриархат пытается грубо подавить противоположный пол. Это способ обрести власть за счёт подавления женщин/мужчин. Данный недостаток — это основной негативный элемент патриархата, где вся власть сконцентрирована в одних руках.
  2. Лишение женщин самостоятельной жизни. Патриархат не позволяет женщине/молодой девушки получить образование. Она не может поступить в университет, и лишена шансов устроиться на работу.
  3. Зависимость. Мужчина предоставляет жене всё необходимое для жизни. Сведя круг интересов до семьи, женщина зацикливается на воспитании детей и ведения хозяйства.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину — один муж и одна жена, при полигинии — муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель — так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством

Домострой

Наиболее ярко модель патриархального уклада семьи, можно рассмотреть на примере средневековой Руси:

Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни.

Людей, которые оставались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей.

По Домострою (свод семейного уклада того времени) семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.

Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи, что значительно снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Жена: «Богу и мужу угодить»

Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой.

Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

Подробно расписывалось, как женщина должна вести себя в разных жизненных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже.

С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример.

В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Патриархальные принципы отношений мужчины и женщины по Домострою:

1. Родовой принцип устройства семьи – глава и члены семьи в иерархичных отношениях: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.

2. Мужчина доминирует во всех сферах семейной жизни, без него не принимается ни одно решение, он обеспечивает и содержит семью, решает все вопросы и нужды жены.

3. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но вовсе не равноценных ролей:

  • Мужчине отдан внешний мир, культура, творчество, притязания на господство и так далее.
  • Женщине – дом, но и в доме она – существо подчинённое.

По мнению многих социологов, например, Р. Айслер: выстроенные вышеизложенным образом «гендерные» (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип «глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции».

Особенности патриархальной семьи

Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.

Признаки патриархальной семьи

Главными отличительными характеристиками являются:

  1. Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии.
  2. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.
  3. Многодетность. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду.
  4. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец – глава семьи и самый старший мужчина в роду.
  5. Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования. Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно.
  6. Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам.
  7. Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.
  8. Все имущество принадлежит мужчине. У женщины не может быть права собственности на дом или землю.

Патриархальная семья – плюсы и минусы

Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:

  1. Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
  2. Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
  3. Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
  4. Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.

Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:

  1. Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
  2. Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
  3. Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.

Проблемы патриархальной семьи

Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня:

  1. Дискриминация младших членов семьи . В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
  2. Высокие требования к мужчине . Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей.
  3. Несоответствие современным условиям . Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной.