Бендер, остап

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров получили должность «литературных негров» – писатель Валентин Катаев, тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.

Илья Ильф и Евгений Петров

Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».

Остап Бендер и Киса Воробьянинов

Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина Эллочка-людоедка, которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.

Иллюстрация к книге «Золотой теленок»

С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Бендер на все руки

— У фильма «Бендер. Начало» — непростая судьба. Вы снимали его еще во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Это как-то отразилось на работе?

— Точно отразилось. Мы несколько месяцев выбирали натуру. Солнечноморск, где происходит действие фильма, у нас должен был играть Санкт-Петербург. Нашли улочки, дворы, площади и радовались, что всё теперь есть. Но когда стали договариваться о съемках, оказалось, что в это время в Петербурге проходит чемпионат мира по футболу. Выбранные нами места будут отданы под фан-зоны или там перекроют движение. Поэтому решили строить декорацию в павильонах «Ленфильма». А роль Черного моря у нас сыграл Финский залив.

— У Ильфа и Петрова нет предыстории о юности Остапа Бендера. У кого появилась идея дописать ее?

— У продюсера Александра Цекало и сценариста Олега Маловичко. Мне эта идея показалась невероятно заманчивой. Авторы предположили, что Бендер не сразу стал пройдохой и мошенником. Он был позитивным, наивным, влюбленным.

Наш герой родился_1

Режиссер Игорь Зайцев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Незавидная роль у сценариста — написать не хуже Ильфа и Петрова.

— Мне кажется, Олег отлично справился. Как только мы начинаем сравнивать, попадаем в неловкую ситуацию. Был торт, его уже съели. Чего плакать по пирожным, которых нет? Когда-то Конан Дойл написал про Шерлока Холмса. Но писатель давно умер, а вариации похождения его героя продолжают возникать. И нет никаких вопросов, почему кто-то осмелился. Такие персонажи, как Остап Бендер, всегда будут вызывать интерес. Думаю, что и через много лет будет новая версия его похождений.

— Вы готовы, что в ваш адрес полетят поленья за то, что покусились на святое?

— Обязательно. Ждем, что в нас полетят камни, бутылочное стекло, о которое можно порезаться. Но я готов к этому. Что бы ни выходило на экраны, есть те, кому нравится, и те, кто настроен категорически.

— Как проводили кастинг на роль молодого Остапа Бендера?

— Более 300 актеров пришли. Был некий образ в голове, ощущение, что он должен быть противоположен тому, что все знают о Бендере. Когда пришел Арам Вардеванян, я понял, что всё сходится. У него горят глаза. Он невероятно пластичен, музыкален, спортивен. Мастер спорта по карате. Все трюки в фильме делал сам.

Наш герой родился_3

Актер Арам Вардеванян в роли молодого Остапа Бендера в фильме «Бендер. Начало»

Фото: Централ Партнершип

— И к тому же не потерялся и не оробел перед таким мастером, как Сергей Безруков. Или мне показалось?

— Не показалось. Мало того, Сергей Витальевич после этого фильма пригласил Арама в несколько своих театральных проектов. Сергей оценил и Никиту Кологривого. Он у нас Мишка Япончик. Теперь Никита играет в Московском Губернском театре.

— Понимаю, почему Никита понравится подросткам — он внешне напоминает Моргенштерна. Вы это сделали намеренно?

— Наш герой родился раньше, чем все узнали Моргенштерна. Если это как-то срифмуется у публики, ради бога. Думаю, Моргенштерн не справился бы с такой ролью.

Месть Япончика и конец карьеры

Вернувшись наконец в родную Одессу, Осип устроился на работу в Одесский уголовный розыск и занялся ловлей преступников. В те годы стать инспектором в Одессе было не трудно. За годы революции власть в городе переходила из рук в руки 14 раз! В итоге Одессу фактически поделили между собой политические и криминальные группировки: здесь были зоны влияния большевиков, белогвардейцев, иностранных интервентов, и, конечно, бандитов всех сортов и мастей. Уровень преступности был невероятно высоким. В итоге одесситам пришлось объединиться в дружины и бороться с преступностью своими силами. Самые усердные борцы получали звания инспекторов – так было и с Шором.

Фото: Википедия/общественное достояние

Он, казалось, был создан для службы в ЧК: хитрый, ловкий, да к тому же довольно рослый (его рост составлял около 190 сантиметров) и крепкий, Осип наводил страх на бандитов. Его главным противником был знаменитый Миша Япончик, чьей банде он нанес весомый урон. За свою карьеру в угрозыске Остап сумел раскрыть несколько дел об ограблении, которые совершали подручные Япончика, устраивал им облавы и т.д.

Спросив фамилию и услышав нужный им ответ, негодяи сделали четыре выстрела в упор – молодой человек скончался на месте. Остап был потрясен смертью брата, это горе практически уничтожило его. Он несколько дней искал убийц, а найдя, вместо того, чтобы отомстить, до утра вместе с ними оплакивал покойного: бандиты, как ни странно, тоже скорбели по погибшему…

Так до конца и не оправившись, Осип решил уйти из органов и больше никогда не брать в руки оружие. Некоторое время спустя он уволился из уголовного розыска и отправился путешествовать по стране. Конечно, его нрав остался прежним: «Бендер» продолжал попадать в необычайные передряги и всегда выходил сухим из воды. В 1922 году он очутился в Москве и сразу угодил в тюрьму – за драку с каким-то мужчиной, оскорбившим жену известного поэта. Впрочем, как только следователи узнали, что Осип Шор раньше работал в Одесском угрозыске, его тотчас же отпустили.

Примечания[править | править код]

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920—1930-х годов
  2. ↑ Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83—85. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6о книге
  4. Эдуард Багрицкий. «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев», гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека — Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира». Комментарии.
  16. Сын генерала фон-Менгдена и баронессы Амалии
  17. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  18. Список зарубежных экранизаций
  19. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
  20. Der Film ZWÖLF STÜHLE: Анонс фильма на сайте режиссёра Ульрике Оттингера.
  21. Фильмография Георгия Делиева.
  22. Война «Золотого телёнка» и «В круге первом»: проиграли зрители
  23. Евгений Весник: «…Люблю пьяниц»

Борьба за зрителей

— Киноиндустрия пострадала от коронавируса. Вас задело?

— Я лично пострадал — не мог ходить на фильмы, на которые хотел. Безусловно, сейчас тяжелая ситуация для кинобизнеса. Ограничения не способствуют развитию. Да и зритель отучается ходить в кино

Ему уже не так важно, чтобы открывался большой экран, было шоу. Зритель готов смотреть в интернете

Так спокойнее.

— Рефлексы другие?

— Боюсь, что так. Независимые продюсеры, глядя на ситуацию, скажут: «Мы подождем, пока все вернутся в кинотеатры». Понимают, что вкладывать деньги в кино, которое зритель не посмотрит, значит обрекать себя на невозврат. Финансируются менее рискованные проекты. Этим же объясняется бурное развитие платформ.

Наш герой родился_6

Режиссер Игорь Зайцев на съемках своего фильма «Каникулы строгого режима»

Фото: ТАСС

— У вас появились конкуренты?

— Вряд ли. Я кинорежиссер. У меня конкуренты только среди коллег.

— Если платформы оттягивают зрителя, это конкуренция.

— Не скрою, платформы предлагают работу и мне. Мы обсуждаем сериалы и полнометражные истории. Те специалисты, кто дело делает, всё равно будут востребованы. Платформа хочет видеть продукт, который на телеканале бы не показали.

— Провокация?

— В том числе. Есть темы, на которые у каналов есть ограничения, а на платформах нет.

— Творца это заводит или он думает: «А вдруг по рукам дадут?»

— Здесь другое. Когда развалился Советский Союз, ушла система худсоветов. Появилась свобода. Но вопрос: о чем говорить, если обо всем можно? Показать больше голого тела или нецензурной брани? От этого кино лучше или хуже не становится. Нужна интересная история.

У платформ те же проблемы. Пока их очень много. Они себя ищут, используют зарубежный контент. Но чтобы остаться в лидерах, надо отличаться своим особенным продуктом. Для этого должны быть вкус и люди. Думаю, через несколько лет игроков на рынке платформ останется максимум три.

Наш герой родился_7

Режиссер Игорь Зайцев на съемках фильма «Тобол»

Фото: TASS/URA.RU/Михаил Калянов

— Разорятся?

— Нет, просто поймут, что это направление не представляет коммерческого интереса.

— Всё нынешнее кино- и телепроизводство строится исключительно на прибыли?

— Не всё. Патриотические кинопроекты, поддерживаемые Фондом кино и Министерством культуры, возможно, не будут прибыльным, но темы эти обязательно надо поднимать. Ведь по большому счету происходят чудовищные вещи: нам показывают американское кино про Джеймса Бонда, а врагом выступает русский человек. А «Миссия невыполнима», где хороший парень Том Круз, а плохой — Владимир Машков? Мы приходим в кинотеатры и кушаем это. Нам показывают, что русские — враги. Кремль надо разрушить? Вообще без вопросов. И все воспринимают это как комикс, а меж тем зрителям делается колоссальная идеологическая инъекция против России. Поэтому наше государство обязательно должно поддерживать патриотическое кино.

— Зрители во всем мире ведомые. Ими манипулируют, а они соглашаются?

— Да. Сегодня только такие крутые и сильные герои могут противостоять этой пропаганде. Борьба идет за молодого зрителя, за его представления о том, в какой стране он живет, в каком мире, что хорошо, что плохо.

Справка «Известий»

Игорь Зайцев окончил актерский факультет Ростовского училища искусств, диплом режиссера получил в Театральном институте имени Щукина. Работал в Камчатском театре драмы, руководил экспериментальной студией театра «Около дома Станиславского». Фильмография режиссера включает фильмы и сериалы, в том числе «Диверсант. Конец войны», «Каникулы строгого режима», «Есенин», «Чкалов», «Великая», «За час до рассвета», «Тобол».

Дальние родственники

Для того, что бы понять, кто такой Бендер, надо вспомнить атмосферу, в которой рождалась книга. Молодые советские писатели в массовом порядке призывали в Москву дьявола. И дьявол этот выглядел респектабельным гражданином. Первым, кто встал на этот опасный путь, был Илья Эренбург. Его «Необычайные похождения Хулио Хуренито» – книга уникальная. После войны японцы допытывались у Эренбурга, как это он мог заранее знать о ядерных бомбардировках Японии. А ведь, кроме того, там очень много страшных пророчеств. Например, о массовом истреблении евреев.

Эренбург и задал ту ролевую модель, по которой в дальнейшем действовали Булгаков и Ильф и Петров. Дьявол прибывает в Россию и формирует вокруг себя свиту. Но Хуренито и Воланд были слишком однозначны, их авторы не скрывали, что за маской человека прячется нечто другое. Поэтому и Хуренито, и Воланда советская власть сумела на долгое время скрыть от читателей. С Бендером этого не произошло. Почему? Как и многие великие литературные персонажи, Бендер был многогранен. В нем есть высокая «демоническая» сторона и низкая «плутовская». Советская критика купилась на этот прием. Ведь серьезных исследований творчества писателей не проводилось. Мантры о том, что герой бичует пороки общества, было достаточно. Так дьявол был превращен в жулика.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

Внешность и возраст

Остап Бендер – красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» — 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап – несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

«Литературные негры»

Все началось одним августовским утром 1927 года. В редакцию газеты «Гудок» вошел высокий, по моде одетый мужчина средних лет. Он без стука вошел в комнату «Четвертой полосы», где работали двое молодых и тогда еще никому не известных репортера – Илья Ильф и Евгений Петров. Последний фамильярно обратился к вошедшему: «Привет, Валюн». Ильф поздоровался более сдержанно. Тем гостем был старший брат Евгения, Валентин Катаев. Он с загадочным видом подмигнул журналистам и заявил, что пришел с деловым предложением. «Я хочу, чтобы вы стали моими… литературными неграми», – заговорщически произнес Катаев. Репортеры удивленно переглянулись.

Катаев давно вынашивал идею о том, чтобы стать «советским Дюма-отцом». Кто-то рассказал ему, что знаменитый француз нанимал начинающих писателей, и те создавали за него великие шедевры, а он лишь подкидывал им идеи. Вот и Катаев решил подкинуть младшему брату основу для приключенческого романа, сюжет которого сегодня знаком каждому. Главные герои охотятся за бриллиантами, которые зашиты в одном из двенадцати стульев, и, конечно же, попадают во всевозможные передряги, красочно раскрывающие пороки современного общества. Молодым писателям идея пришлась по душе. Так, в той самой прокуренной редакционной комнатушке, родился тандем Ильфа и Петрова.

Фото: ТАСС

Катаев же вскоре после этого разговора отправился на Зеленый мыс, пообещав своим «литературным неграм» иногда вносить коррективы в их текст, проходясь по нему «рукой мастера». Впрочем, как вспоминали впоследствии Ильф и Петров, Валентин отдал весь роман им на поруки. Когда ему представили финальную версию книги (первую часть «Двенадцати стульев» авторы закончили в течение месяца), Катаев признал, что роман вполне зрелый и в его правках не нуждается. Свое имя из списка авторов он решил убрать, поскольку сюжет, написанный Ильфом и Петровым, сильно расходился с его представлениями. Но взамен потребовал от писателей указать на первой странице посвящение В. П. Катаеву и с первого гонорара подарить ему золотой портсигар. Обе просьбы писатели честно выполнили.

Очень быстро писатели поняли, что без Остапа в их книге не обходится ни одно важное действие: он словно «распихивал» остальных героев и постоянно вырывался на первый план. Так второстепенный персонаж превратился в главного героя, которого на долгие годы полюбила вся страна

Внешность и некоторые характеристики

Памятник Остапу Бендеру в Кременчуге

Памятник Остапу Бендеру в Мелитополе

Судя по всем описаниям, Остап — довольно привлекательный молодой мужчина с интересной внешностью. Он высокий, атлетического телосложения, кожа смугловатого оттенка, глаза голубые (реже — карие или серые), волосы иссиня-чёрные. Несмотря на бедность и незнатное происхождение, Остап весьма умён, сообразителен, смекалист. Обаятелен, нравится женщинам разных возрастов. Обладает прекрасными актёрскими способностями, отменно врёт. Неприхотлив в еде и в жилье — скорее всего, из-за молодости. Напивается редко, но «метко» — так, в «12 стульях» он напивается «на ресторанной горе до столбняка». Вообще, Остап — человек, который очень хочет жить, попробовать в этой жизни всё, но на его пути слишком много препятствий. Именно поэтому он — язвительный, саркастичный циник, который во всём ищет выгоду для себя. Остап весьма дальновиден и проницателен, ему не откажешь в интуиции. Возможно, при других жизненных обстоятельствах, он сделал бы отличную карьеру, зарабатывал бы хорошие деньги («Если бы он направлял свои силы на действительную заготовку рогов или же копыт, то надо полагать, что мундштучное и гребёночное дело было бы обеспечено сырьём по крайней мере до конца текущего бюджетного столетия» — «Золотой телёнок», глава XVII), но он предпочитает скитаться по городам, перебиваясь аферами и случайными заработками, в ожидании «блюдечка с голубой каёмочкой», на котором случай преподнесёт ему большой куш. В этом и есть его трагедия — человек с недюжинными мозгами, сообразительный, современный, влачит такое, в общем-то, жалкое существование. Он не может долго сидеть на одном месте — слишком много у него планов и надежд. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия и в то же время чувство юмора, человечность (по крайней мере по отношению к своим компаньонам — об этом упоминается в «Золотом телёнке») — именно за это Остап так полюбился читателям[источник не указан 1258 дней].

Бендер на экране[править | править код]

Основная статья: Список экранизаций произведений Ильфа и Петрова

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе. В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв — первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев».
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года. Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев». Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году. В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии — поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент). Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев». Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев.
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года, показанной по телевидению в начале января 2005 года.
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок», в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных.

Возможные прототипы

Осип Шор — один из вероятных прототипов Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип (Остап) Шор, бывший сотрудник уголовного розыска Одессы, младший брат поэта Натана Шора (Фиолетова). Он родился 30 мая в Никополе. В — пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев: «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном — воскресить героя.

По мнению исследователя Сергея Белякова, прототипом Бендера в значительной степени является сам Валентин Катаев.

В 1926 году, за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с большим успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», показывающая нравы НЭПа. В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве — но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова — Лазурный берег и белые штаны («— Ах, Ницца, Ницца!.. Лазурное море, и я на берегу его — в белых брюках!».

В XIX веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822—1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро. Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II. Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

Побег, война и тракторный завод

О своих приключениях Осип, бывший прекрасным рассказчиком, часто говорил с Валентином Катаевым. Ну, а при каких обстоятельствах тот передал эти сведения Ильфу и Петрову – читателю уже известно. Кстати, в 1934 году Шор лично встретился с писателями, столь мастерски воплотившими на бумаге многие эпизоды из его жизни. Удивлению авторов не было предела, когда их «Остап» буквально вломился к ним и стал требовать баснословные гонорары за «списанного» с него Бендера. Растерянные Ильф и Петров начали оправдываться, а Осип только весело рассмеялся – шутить и подкалывать он всегда умел.

Во время Великой Отечественной войны Осип отчаянно пытался пробиться в блокадный Ленинград – к сестре и матери. Но тщетно. Уже после победы он узнал, что Екатерина Герцевна умерла от голода, а Эльзу эвакуировали в Ташкент. Примерно в это время у Осипа обнаружили экзему, которая переросла в рак кожи. Но он прервал лечение и отправился в Ташкент для встречи с сестрой. Тяжелая болезнь не помешала ему устроиться на работу: последующие 15 лет Осип Шор работал проводником на товарных поездах. После войны вернулся из Ташкента в Москву, поселился на Воздвиженке.

Фото: Википедия/общественное достояние

В отличие от своего литературного «близнеца», Осип Шор прожил долгую, хоть и нелегкую жизнь. Женой и детьми он так и не обзавелся и умер в 1978 году, немного не дожив до 80 лет. О том, что именно он стал прототипом Остапа Бендера, долго никто не знал – в старости Шор не любил много рассказывать о своей жизни. Лишь в год его смерти, когда был издан биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», появились первые намеки на связь Шора с Бендером: Катаев упоминает об этом, но вскользь. Так или иначе, именно Осипу Беньяминовичу обязан жизнью наш великий комбинатор, образ которого, кажется, не устареет никогда. Бендер – один из всенародно любимых литературных персонажей, памятники которому установлены сразу в нескольких городах. 19 декабря 2011 года памятник был открыт и на родине Шора, в Никополе: белая фигура в знакомых фуражке и шарфе обнимает стул. А на постаменте красуется очень трогательная надпись: «Никопольчанин Осип Шор. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».