Все победители премии «оскар» в 2021 году

Contents

Все еще недостаточно женщин-режиссеров

Focus Features/The Hollywood A/Legion Media

Режиссер Эмиральд Феннел с актерами на съемках фильма «Девушка, подающая надежды»

В этом году на «Оскар» номинировано три режиссера и две режиссерки. С одной стороны, странно было бы требовать большего, учитывая, что в этой категории традиционно правит бал системный сексизм и на труды постановщиц по воплощению собственного авторского замысла просто не обращают внимания. Впервые в истории женщин в этой оскаровской категории не ноль и не одна, а целых две: Хлоя Чжао и дебютантка Эмеральд Феннел. Да и поодиночке их номинировали всего несколько раз: Лину Вертмюллер в 1977 году; Джейн Кэмпион — в 1994-м, Софию Копполу — в 2004-м; Кэтрин Бигелоу — в 2010-м; Грету Гервиг — в 2018-м. Так вот, кажется, что перед нами наконец-то приблизительное режиссерское равенство.

Даже если академики, до сих пор преимущественно мужского пола, снизошли наконец до «женского кино» (хотя такого разделения на самом деле не существует — это доказывает всей своей фильмографией та же Бигелоу), то это не значит, что они прощены. Десятилетиями они игнорировали фильмы, снятые режиссерками. Почему? Все дело в патриархальной системе голливудского мироустройства — женщин просто не допускали до таких высоких и хорошо оплачиваемых позиций, как кресло постановщика. И это все только симптом так до конца и не вытравленного из студийных боссов и продюсеров пренебрежения к женщине как к автору. Даже сейчас мужчин в этой категории по‑прежнему больше, чем женщин, и невозможно придумать ни одной внятной причины, почему так произошло. Было бы желание — и номинантки бы нашлись, например, все та же Реджина Кинг («Одна ночь в Майами»), Келли Рейхардт («Первая корова» и за выслугу лет — ее авторский стиль Академия игнорирует уже много лет), Китти Грин («Ассистентка») и так далее.

Будут ли ведущие?

Steven Ferdman/Getty Images

Зендея

Наконец-то да. Ведущими церемонии станут Брэд Питт и Зендея. Золотые статуэтки раздадут Холли Берри, Хоакин Феникс, Лора Дерн, Харрисон Форд, Рене Зеллвегер. «Оскар» оставался без ведущего два года подряд: в 2019-м и 2020-м. В 2019 году Киноакадемия отказалась от кандидатуры Кевина Харта из-за всплывших гомофобных твитов 2010 года. А в 2020-м продюсеры решили повторить ход: дело в том, что церемонию без ведущего посмотрели 29,6 миллиона зрителей. Впрочем, шалость не удалась, и в 2020-м «Оскар» достиг исторического минимума, собрав всего 23,5 миллиона зрителей.

Девушка, подающая надежды – шанс оскара 90%

«Многообещающая молодая женщина» рассказывает о бывшей студентке-медике по имени Кэсси, которая жаждет мести за смерть своей лучшей подруги. Она живет двойной жизнью, ловя мужчин в их непростительных действиях, когда появляется возможность добиться справедливости.

Кэри Маллиган дала одно из лучших выступлений в своей карьере, так как она олицетворяет умную и мстительную Кэсси. Ее выступление принесло ей номинацию на лучшую женскую роль с возможностью получить свой первый Оскар. Всего в пяти номинациях «Оскар» также станет грандиозным событием для режиссера и сценариста Эмеральда Феннелла, номинированного на лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий. Как одна из двух женщин-директоров, номинированных в престижной категории, этот момент знаменует собой первый в истории случай, когда в этой категории номинировано более одной женщины.

Звук Металла – шанс оскара 96%

Музыкант, наконец, достигает пика в своей карьере, пока неожиданно не теряет слух. Пока его карьера приостановлена, он присоединяется к сообществу людей с потерей слуха и пытается адаптироваться к новому окружению, в том числе изучает язык жестов, пытаясь вернуться к своей старой жизни. В кино снимались Риз Ахмед, Оливия Кук и Пол Рачи.

«Звук металла» представляет собой мощную и запоминающуюся историю, которая прекрасно описывает людей с потерей слуха. Конечно, игра Ахмеда фантастическая и захватывающая, поскольку он показывает борьбу своего персонажа, но при этом его мотивацию учиться. С его первой номинацией на «Оскар» как лучшая мужская роль Ахмед также становится первым мусульманином в истории, номинированным в этой категории. Драма получила шесть номинаций на «Оскар».

Фильм-фаворит идеологически неоднозначен

Pictorial Press/Legion Media

Кадр из фильма «Земля кочевников»

Нашлись (хоть и с трудом) претензии к фильму, который весь наградной сезон шел к главной премии Американской академии киноискусств, — к «Земле кочевников». Тем, кто уже видел фильм, может быть не так уж очевидно, что же там вообще не так, — казалось бы, неприкаянная картина, более того, снята в защиту слабых, рассказывает о жизни пожилых американцев, которые не могут позволить себе иметь недвижимость и поэтому кочуют по городам и весям.

Но и здесь у критично настроенных публицистов нашлись вопросы. Колонка в  утверждает, что фильм американки китайского происхождения Хлои Чжао лицемерно замалчивает тему тяжелейших и издевательских условий труда на складах интернет-гиганта Amazon. По статистике, там значительно выше травматизм на рабочем месте, чем в среднем по стране, а еще наймиты жалуются, что ощущают вследствие монотонной унылой работы чувство экзистенциальной тоски. Ничего такого в «Земле кочевников» не показывается — главная героиня, которую играет Фрэнсис Макдорманд, устраивается в Amazon по сезонной программе CamperForce, чтобы заработать себе на еду и бензин для своего дома на колесах, но там все показано очень аккуратно и нежно. Причем в одноименной нон-фикшен-книге Джессики Брудер, на которой основан сценарий картины, об этом как раз упоминалось: на одного из номадов с полки падает коробка, после чего он сам бьется головой о бетонный пол; за пять минут вынужденной задержки складовщицу безжалостно штрафуют; Линда Мэй, которая снялась в роли самой себя в фильме, жалуется, что от постоянного использования амазоновского сканера штрих-кодов у нее болит запястье. Впору разглядеть здесь заговор — раз Чжао разрешили снимать на складах Amazon, то она была по факту обязана изобразить корпорацию в светлых тонах.

Но вообще эти обвинения выглядят весьма надуманными. Подобные публикации возникают нередко, и почему-то именно по отношению к фильмам-фаворитам: «Зеленую книгу» обвиняли в расизме, хотя это контррасистское кино по своей сути, задумке и воплощению. Кажется, что это такая конкуренция и завуалированное нечестное продвижение какого-то другого фильма (а следующим по котировкам зарубежных букмекеров после «Земли кочевников» идет «Суд над чикагской семеркой» от Netflix). На самом деле посыл всей картины отчетливо антикапиталистический. Состояние современного американского общества и государства, которое не обеспечивает достаточную социальную защиту для самых уязвимых слоев населения, вынуждает людей отказаться от крыши над головой и соглашаться на работу за почасовую ставку, близкую к минимальной. И Amazon в этом смысле виноват так же, как все остальные эксплуататоры.

Земля кочевников – шанс оскара 94%

После того, как экономический спад повлиял на бизнес и средства к существованию людей по всей стране, женщина средних лет отправляется в путешествие по Соединенным Штатам и исследует жизнь кочевника. Драма с Фрэнсис МакДорманд и Дэвидом Стратэрн в главных ролях адаптирована по роману Джессики Брудер. С шести номинаций на Оскар , Nomadland  является одним из наиболее критически нашумевших фильмов года и упоминается как один из лучших фильмов года несколько критиков и кино ассоциаций. Этот драматический фильм стал одним из фаворитов в номинации «Лучший фильм».

Игра МакДорманд замечательна, и она принесла ей еще одну номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Тем не менее, это будет грандиозный вечер для Хлои Чжао, получившей номинации «Лучший режиссер» и «Лучший адаптированный сценарий» – обе категории, в которых она явным лидером на победу. Чжао почти выиграла все награды за лучшую режиссуру, на которые она была номинирована, включая «Золотой глобус». Люди захотят посмотреть, станет ли она второй женщиной, получившей эту выдающуюся награду, и первой после Кэтрин Бигелоу за роль в The Hurt Locker в 2010 году.

С системным расизмом и ксенофобией так до конца и не разобрались

Warner Bros/Courtesy Everett Co/Legion Media

Кадр из фильма «Иуде и черном мессия», актер Даниел Калуя

«Оскар» 2021 года выпуска проходит аккурат через пять лет после старта движения #OscarsSoWhite, инициированного в свое время Джаддой Пинкетт-Смит (скорее всего, не без личного интереса — тогда не номинировали за потенциально оскаровскую роль ее мужа Уилла Смита). К ней примкнул режиссер Спайк Ли — но он всегда рад попротестовать против любой несправедливости. Впрочем, нужно признать, что ситуация была тогда и впрямь неприятная: во всех актерских категориях были исключительно белые цисгендерные богатые артисты. Наверное, тут трудно винить кого-то конкретного, кроме самой системы, где, как известно, культивируется расизм, сексизм, трансфобия и так далее. В 2016 году, к примеру, роль первой трансгендерной женщины в фильме «Девушка из Дании» играл переодетый Эдди Редмейн (и получил номинацию) — сегодня сложно такое представить, хотя с тех пор не минуло даже десятилетия.

Ту же претензию в плане «одноцветности», то бишь нерепрезентативности, «Оскару» в этом году уже не предъявишь. Шесть из десяти актеров и три из десяти актрис — не белые (и это не считая еврея Сашу Барона Коэна и болгарки Марии Бакаловой). Широко представлены фильмы о важных эпизодах истории роста афроамериканского самосознания («Иуда и черный мессия», «Одна ночь в Майами», «Ма Рейни: Мать блюза»), о тяготах жизни прочих национальных меньшинств в Штатах («Минари»). С другой стороны, находится и неохваченная тематика кино в пользу бедных, униженных и оскорбленных, об этом упоминает  — ЛГБТ-сообщество представлено явно не достаточно как перед, так и за камерой. Да и фильмов на тему гомофобии в списке не находится. Сама структура деления ролей на мужские и женские, как это принято на «Оскаре», не вполне отвечает сегодняшним реалиям — что делает роль женской или мужской, гендер актера (который, кстати, тоже может не вписываться в дихотомию из прошлого), грим, костюм или сценарий? На эти вопросы уже не находится четких ответов.

Кого-то, как всегда, не номинировали

Image Supplied By Capital Pictur/Legion Media

Кадр из фильма «Гунда»

Каждый год находятся достойные фильмы, которые не то что в итоге не награждают — даже в шорт-листы не включают. Любой внимательный кинозритель смог бы составить собственный аналогичный список самостоятельно. в 2021 году приводит список из целых 30 картин. Вот лишь некоторые из тех, на которые не обратили внимания:

«Дорогие товарищи» — российский кандидат на «Оскар» авторства режиссера-космополита Андрея Кончаловского выглядит, положа руку на сердце, мощнее половины того, что в итоге оказалось в номинации «Лучший иностранный фильм». В той же категории почему-то не находится картин «Снега больше не будет», «Мартин Иден» (впрочем, эту блестящую экранизацию Джека Лондона даже не отправили на соискание премии от Италии) и так далее.

«Гунда», еще один околороссийский фильм, док Виктора Косаковского, уроженца Санкт-Петербурга, который давно живет не в России и снял подробное бытописание жизни одной свиньи и ее детей. Эта картина, спродюсированная Хоакином Фениксом, была в шорт-листе, но до номинации не добралась. Так же случилось с картиной «Дик Джонсон мертв», фаворитом всех критиков.

Другие несправедливости скопом: «Ширли», «Гнездо», «Ассистентка» — все эти фильмы, достаточно артовые и при этом актуальные, не получили никаких номинаций.

Понятно, почему так происходит. Киноакадемия — большая организация, в ней состоят тысячи человек, у всех отличаются интересы и вкусы в кино. Если одному академику можно легко объяснить, что и где он недосмотрел и недоглядел, то большой толпе профессионалов, проживающих в разных странах, ничего внушить не получится.

Кроме того, есть и частные претензии — например, Аарон Соркин по необъяснимым причинам не представлен в режиссерской категории, как, кстати, и Реджина Кинг, что возвращает нас к очередному разговору о несоблюдении норм разнообразия, на этот раз гендерного, на «Оскаре».