Contents
- Как в рисунках проявляется агрессия
- Название
- Рисунок несуществующего животного: интерпретация
- Работа над ответами ребенка
- Инструкция проведения
- Интерпретация теста » Несуществующее животное»
- Тест «Несуществующее животное»: описание
- Расположение на листе
- Что представляет собой методика?
- Психологический тест рисунок несуществующего животного: анализ по типу, виду животного и особенности рисунка
- Методика
- Пропорции и размеры
- Интерпретации теста
- Заключение
Как в рисунках проявляется агрессия
В рисунках с повышенным и высоким уровнем агрессивности могут присутствовать:
- крупное изображение;
- уверенная линия рисунка с сильным нажимом на карандаш;
- наличие орудий нападения и защиты (зубы, когти, рога, острый клюв, иглы) – прямые символы агрессии;
- острые углы (имеет значение их количество, расположение и характер);
- изображение двоих животных, где один нападает, а другой убегает.
В таких рисунках отражается проявление враждебности и повышенной тревожности. Агрессия может возникать спонтанно в результате неустойчивого эмоционального состояния.
Рисунки со средним и слабым уровнем агрессивности отличаются тем, что в них нет:
- животных с угрожающим выражением морды;
- хищников или нападающих животных;
- символов прямой агрессии.
В таких слабоагрессивных рисунках линии уверенные и доведенные до конца, формы плавные и округлые. Они говорят о самоконтроле и дружелюбии, а агрессия носит защитный характер.
Пример подсчета баллов
Рисунок молодой женщины.
С и м п т о м |
Балл |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) | |
11. Хищник | |
12. Вожак или одинокий | |
13. При нападении “дерется насмерть” или “всех убивает”, дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) | |
14. Ночное животное | |
15. Другие признаки: острые веточки, “страшна в гневе” |
1 |
Итого: 4 балла. Это средний уровень агрессивности (ближе к слабому).
Еще один рисунок.
“Несуществующее животное”. Владимир, 36 лет.
С и м п т о м | Балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
Итого: 6 баллов. Также средний уровень агрессивности, но ближе к высокому.
Надеюсь, что эта статья помогла Вам подсчитать уровень склонности к агрессии на основании рисунка несуществующего животного.
Что почитать:
Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск.: НИО, 1997.– 198 с.
Наталия Годун, практический психолог
Friend me:
тест несуществующее животное
Название
- Название может вырважать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегокот) и трактуется как рациональность.
- Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксным окончанием (раболепиус, наплеомалярия). Трактуется как демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции.
- Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (гляктер, ламю), трактующиеся как легкомысленность отношения к окружающему.
- Наблюдаются иронически-юмористические названия (риноручка, пузырищ).
- Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (тру-тру).
- Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражена обычно непомерно длинными названиями.
Рисунок несуществующего животного: интерпретация
Итак, что же вы делали все это время? Попробуем объяснить.
Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным (как и «Дом, дерево, человек» или знаменитые «Пятна Роршаха»). «Проективный» означает, что вы проецируете, переносите на то, что делаете (в данном случае, рисуете) особенности собственной личности.
Проще говоря, ваше несуществующее животное – это… вы сами!
А теперь давайте приступим к интерпретации вашего рисунка несуществующего животного.
Кстати, сотрудники wikipet.ru тоже нарисовали своих несуществующих животных:
Где вы расположили свое несуществующее животное?
Если ваша зверушка находится в центре листа, значит, вы в ладу с самим собой и ваша самооценка адекватна. Чем выше к верхнему краю листа находится несуществующее животное, тем выше ваша самооценка. Расположение зверя внизу листа говорит о неуверенности в себе и нерешительности.
Если ваше несуществующее животное на рисунке смотрит направо, то ваши планы чаще всего воплощаются в жизнь. Если же голова зверя повернута налево, вы часто занимаетесь самоанализом, прокручиваете в уме давние разговоры, придумывая остроумные реплики, которые не пришли в голову вовремя – в общем, это называется «задним умом крепок». Если же животное изображено анфас – вероятно, вы общительный человек, легко заводящий друзей.
Как выглядит несуществующее животное?
Если ваше несуществующее животное на рисунке одето как человек или напоминает человека, это может говорить о вашей инфантильности.
Есть ли у вашего несуществующего животного орудия защиты или нападения? Если, например, зверя сверху покрывает броня, значит, вы склонны защищаться от тех, кто по рангу находится выше вас. Если же у животного прикрыта нижняя часть – вероятно, вас беспокоят те, кто слабее или равен вам. Орудия защиты (броня, иголки и т.п.) по бокам говорят о готовности защищаться всегда и везде.
Прорисованы ли у вашего несуществующего животного ноги? Если да, вы уверены в себе и принимаете продуманные решения. Если нет, вероятно, вы легкомысленны и склонны к импульсивности. Отсутствие ног – признак неуверенности в себе.
Большую голову несуществующему животному пририсовывают те, для кого важна эрудиция и рациональность
Большие уши говорят о том, что вам важно мнение окружающих. А открытый рот – признак разговорчивости. Если же у вашего зверя «такие большие зубы» — вероятно, вы склонны к вербальной агрессии
Если же у вашего зверя «такие большие зубы» — вероятно, вы склонны к вербальной агрессии.
При прорисовке глаз явно выделен зрачок? Вероятно, вас что-то тревожит. А тщательно прорисованные ресницы – признак чрезмерного внимания к собственной внешности.
Рога – признак агрессии. А вот защита это или нападение, вам лучше знать.
Если же вашего несуществующего зверя украшает хохолок или перо, значит, вы стремитесь выделяться из толпы.
Хвост – это ваши незаконченные дела или намерения. Хвост торчком – свидетельство того, что вы своими поступками гордитесь. А вот опущенный или поджатый хвост говорит о сожалениях.
Как зовут ваше несуществующее животное?
Если в имени вашего несуществующего животного соединены две смысловые части, понятные вам (китоконь, рыба-камнеед и т.п.), это говорит о практичности и стремлении придерживаться общепринятых норм.
Название, похожее на научное (котонариус, западно-американский кретарин и т.п.) показывает, что предмет вашей гордости – начитанность и эрудиция.
Набор звуков, не имеющий смысла (брдынепен и т.п.) – свидетельство легкомыслия.
А повторяющиеся слоги или звуки (крю-крю и т.п.) означают инфантильность.
Работа над ответами ребенка
Заключительный этап расшифровки детского рисунка «Несуществующее животное» — это интерпретация ответов на вопросы о способе существования животного. Если способ жизни и место обитания существа совпадает с изображением на бумаге, то это нормально и логически оправданно. В других случаях прослеживается нарушение логического мышления. Что именно могут скрывать дети, узнаем из таблицы.
Среда обитания и способ жизни животного | Характеристика рисунка |
Место проживания | Остров, субтропики, заграница – означают демонстративность; изолированная площадь (коробка, колодец, другая планета, лес) – ребенок чувствует себя одиноким, причем трудно переживает это; труднодостижимые места (непроходимый лес, тайга, чаща) – потребность в защите, боязнь, иногда агрессия; неприятные места (помойка, болото, грязь) – невротические состояния. |
Питание | Если по словам ребенка его существо питается ничем (или воздухом, энергией, эмоциями), то это говорит о его интровертности (погруженности в себя). Если животное ест все – признак импульсивности дошкольника; ест несъедобные вещи и предметы – ребенок страдает от недостатка общения или не может находить общий язык с окружающими; питается неприятной пищей (жуками, слизью) – у ребенка невротическое состояние; существо поглощает кровь и внутренние органы – у дошкольника явная невротическая агрессия; ест людей – негативизм, отрицание, острая агрессивность. |
Игры и занятия | Любит спать – знак астении, хронической усталости; ломать и крушить – признак агрессивного, негативного отношения к окружающим; гулять, развлекаться – ответ говорит о желаниях тестируемого; искать пропитание – признак жизненных трудностей; не любит сидеть без дела – знак импульсивности. Если существо любит ходить вверх ногами – знак нарушения общепринятого порядка или желания выйти за рамки стандартов. |
Другие возможные описания | Если ребенок указывает на отсутствие друзей, значит, он чувствует одиночество. Если у животного много друзей, то тестируемый испытывает высокую ценность общения. Если речь заходит о врагах (даже если просто упоминается, что их нет или существо защищено от них), значит, ребенок боится агрессии со стороны. Обеспокоенность обеспечением питания связано с ощущением бытового неблагополучия. |
Как видим, каждая мелочь в рисунке для теста «Несуществующее животное» важна. Правильная интерпретация существа поможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, какие проблемы его отягощают, каким характером и внутренним миром он обладает. Благодаря такому простому тесту появляется возможность вовремя выявить и устранить проблемы без вреда для ребенка. А если возникли трудности с расшифровкой рисунка, следует обратиться к психологу – он точно поможет разобраться в проблемах и ответит на все волнующие вопросы.
← День рождения ребенка: как интересно провести домаКак запомнить погоду на английском языке? →
Инструкция проведения
Итак, как же проводится одна из самых информативных методик? Рекомендуется применять ее для ребят старшего дошкольного возраста (приблизительно с 5-6 лет). Испытуемому выдается лист бумаги и карандаши.
Особое внимание уделите следующему:
Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Мотивируйте малыша фразами: «Я хочу увидеть, как ты фантазируешь»; «Придумай и нарисуй такое животное, которого никогда и никто до тебя не изображал»; «Вообрази создание, которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх».
Малыш может отказаться от работы, объяснив, что нарисовать несуществующее животное он не в состоянии, потому что просто не знает, как это сделать. Иногда ребята говорят, что не способны что-либо придумать. Постарайтесь ободрить кроху, пояснив ему, что для выполнения задания особого таланта совершенно не нужно
Ведь следует рисовать животное, которого в природе не существует, поэтому совершенно не важно, каким оно будет изображено.
Если ребенок все равно продолжает длительное время думать и не начинает рисовать, мягко порекомендуйте ему начать свое творчество. А в дальнейшем, по ходу рисования, у него обязательно придумаются и добавятся детали.
После окончания работы спросите у ребенка, какое название он даст своему животному.
Если возникает необходимость, следует выяснить, каким частям тела соответствуют нарисованные детали.
Иногда кроха изображает известных обычных животных. В этом случае рекомендуется повторить работу
При этом попросите изобразить именно несуществующее животное. Для детей, которым такое задание может показаться действительно очень сложным, имеется своя методика, помогающая ребенку справиться с заданием
В этом случае рекомендуется повторить работу. При этом попросите изобразить именно несуществующее животное. Для детей, которым такое задание может показаться действительно очень сложным, имеется своя методика, помогающая ребенку справиться с заданием.
Интерпретация теста » Несуществующее животное»
Так какая же расшифровка возможна к тесту, рисунку несуществующего животного?
Положение рисунка на листе
Если рисунок расположен по средней линии нормального листа А4, то это можно считать нормой.
Положение рисунка выше середины позиционируется как недовольство нынешним положением дел, недостаточностью признания у окружающих, желанием занимать более высокое положение, продвинуться, самоутвердиться, быть признанным. Высокая самооценка.
Положение рисунка внизу листа скажет о подавленности, низкой самооценке, неуверенности в своих силах, нерешительности в принятии решений.
Центр фигуры (обычно голова)
Если голова смотрит вправо — человек ориентируется больше на практическую деятельность, реализацию планов. Не свойственны голословные заявления.
Голова смотрит влево — испытуемый больше рассуждает, обдумывает, чем делает. Лишь небольшая часть планов реализуется. Часты нерешительность, страх деятельности, многочасовые переживания по поводу правильности решения.
Голова смотрит прямо — свойственен эгоцентризм.
Глаза на рисунке
Глаза символизируют страхи человека. Они особенно выражены, если видна прорисовка радужки.
Ресницы указывает на демонстративность в характере, желание всеобщего внимания и восхищения.
Рот
Слегка приоткрытый рот, наличие языка — болтливость, если сильно прорисованы губы — чувственность.
Просто открытый рот — легко возникает недоверие, опаска к новому.
Наличие зубов на рисунке — показатель вербальной агрессии, человек защищается от нападок, критики зачастую грубостью.
Округлый рот символизирует тревожность.
Аксессуары к голове
Более большая голова, чем надо — человеком больше ценится рациональное, полезное, во главу угла ставится ум, широкая эрудиция.
Наличие на рисунке рогов говорит о агрессии, защите. Особенно, если они присутствуют вместе с другими агрессивными элементами (ногти, иголки, щетина).
Перышки свидетельствуют о некоторой демонстративности и украшательству себя перед другими.
Шерсть, грива, прическа указывают на чувственность.
Ноги (или элементы их заменяющие)
Если основа крепкая, устойчивая, она скажет психологу об основательности, рациональности, взвешенности ее обладателя. Если же ножки маленькие или тонкие — возможна поверхностность суждений, зачастую импульсивность, легкомысленность.
Стоит обратить внимание на крепление ног к корпусу, если прорисовка небрежна, слаба — малый контроль за своими решениями и сделанными выводами. Если конечности основы однотипны и однонаправленные — для человека характерны конформизм (соглашательство с авторитетами), банальность. И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках
И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках.
Элементы над основной частью фигуры
Они делятся на две части — для украшения и сугубо функциональные.
Первые скажут о демонстративности, выпячивании себя, манерности.
А вторые говорят об энергии, уверенности, любознательности, увлеченности своими проектами, склонности к завоеванию своего места под солнцем.
Контур животного
Острые углы, затененность, штриховка — агрессивная защита, довольно большой страх и напряженность, если есть обводка линий по контуру — подозрительность и опаска.
Играет роль и «направление» защиты.
Вверх — значит, человек защищается от вышестоящих людей (учителей, начальников, строгих родителей).
Вниз — против непризнания сверстников, насмешек, страх осуждения.
Направление защитных элементов в разные стороны скажет о готовности к защите в любой ситуации, хронической настороженности.
С этим читают
Тест «Несуществующее животное»: описание
Разработкой этого тест занимался психолог М.З. Дукаревич. Тест относится к проективным методикам, это значит, что не надо использовать стимульный или наглядный материал. Человеку дают задание нарисовать несуществующее животное. Все остальное время в работе он использует только карандаши, бумагу и свою фантазию. Расшифровать рисунок вы можете и самостоятельно, но лучше довериться специалисту. Интерпретация рисунка поможет вам узнать:
- Насколько высокая самооценка;
- Какой уровень имеет умственное развитие;
- Есть ли чувство тревоги у обследуемого, и на каком оно уровне;
- Имеется ли агрессия и депрессивность у человека;
- Какова открытость человека к общению с окружающими;
- Насколько творческая личность.
Основной и главной целью этой методики является понятие внутреннего состояния человека. Сам тест довольно просто сделать, так как для этого не нужно какое-то специальное оборудование. Всего лишь карандаш и бумага.
Надо понимать, что точный вывод после прохождения одного теста ждать не стоит. Ведь тестирование лишь предполагает состояние пациента. А заключительный вывод о психическом состоянии может сделать только психолог и только после использования других методик, кроме этой.
Инструкция
Для теста нам понадобятся:
- бумага А4
- цветные карандаши
Испытуемому предлагается лист бумаги А4 в той плоскости, в которой он захочет рисовать. Ему надо лишь нарисовать животное, которого не существует в природе.
Когда испытуемым заканчивает рисовать несуществующее животное, ему задают ряд вопросов.
Примерный перечень вопросов:
- Где живет это животное?
- Что оно кушает?
- С кем оно живет?
- Как оно себя ведет при опасности, например, при нападении на него?
- Есть ли у него друзья и враги? Кто они?
- Что ему нужно для полного счастья?
Расположение на листе
Проективная методика «Несуществующее животное» обязательно учитывает местоположение вымышленного персонажа. Проведите на листе с рисунком линии (визуальные либо реальные) вертикально и горизонтально.
Отметьте место, в котором расположен рисунок малыша:
Изображение, находящееся в центральной части листа, свидетельствует об адекватной самооценке ребенка. Такой малыш правильно оценивает свои возможности и вполне нормально относится к своим ошибкам. Данное расположение рисунка является идеальным.
Рисунок, находящийся в верхней области листа, сигнализирует о завышенной самооценке. У малыша очень высок уровень притязаний. Свои силы он оценивает неадекватно и тяжело переживает неудачи. Эти дети стремятся быть лидерами. В случае непризнания они сильно расстраиваются. С такими крохами необходимо поработать. Постарайтесь объяснить малышу, что невозможно охватить все. Необходимо доводить до конца одно дело, и только затем браться за следующее. Выдавая своему ребенку задания, контролируйте, чтобы выполнял он их поэтапно.
Картинка, расположенная в нижней зоне листа, означает низкую самооценку. Ребенок не уверен в себе, стеснителен и нерешителен. Он не стремится чего-либо достигать, поскольку изначально настроен на поражение. Такого кроху необходимо часто хвалить. Находите всевозможные способы, чтобы подбодрить малыша. Хвалите за прекрасную шутку, правильное слово. Старайтесь, как можно меньше наказывать такого ребенка за ошибки. Напротив, поясните крохе, что оступаться свойственно всем людям.
Маленький рисунок, изображенный в самой нижней части листа – достаточно неприятный результат. Несуществующее животное в данной зоне сигнализирует о серьезных проблемах в общении. В этом случае необходимо обратиться к психологу за помощью.
Изображение, смещенное в правую область листа, говорит о высокой общительности ребенка. Кроха чудесно ощущает себя в компаниях, прекрасно контактирует с другими. Это малыш достижений и действий.
Если для рисунка выбрана верхняя правая часть, то, возможно, малыш активно борется за роль лидера во всех сферах. Он стремится быть главным дома, в школе, среди друзей
Очень важно не переступить в таких наклонностях разумную грань.
Рисунок в левом верхнем углу сигнализирует о высокой тревожности у малыша.
Изображение, расположенное слева — это сигнал о присутствии у ребенка выраженного чувства вины. Кроха не особо общительный и очень стеснительный
Он зацикливается на своих неудачах. Это не дает возможности двигаться ему вперед. Такие дети, как правило, очень задумчивы и постоянно живут в своем внутреннем мире.
Что представляет собой методика?
Использование рисуночных тестов для определения личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции. Другими словами, малыш изображает свои представления, переживания, стремления.
Методика «Несуществующее животное» позволяет определить внутренний мир ребенка:
Изображая вымышленное создание, малыш невольно, а иногда и осознанно передает на картинке свое к нему отношение.
Ребенок нарисует именно то, что наиболее значимо и важно для него в данный момент.
А тем факторам, которые кажутся для него второстепенными, на рисунке будет уделено очень мало внимания.
Если понимать основы методики «Несуществующее животное», интерпретация изображения позволит «услышать» те сообщения, которые ребенок зашифровал в образах.
Рисуночные тесты в первую очередь дают представление о переживаниях и бессознательных импульсах. Именно поэтому такие картинки тяжело «подделать»
Рисунок представляет ребенка таким, какой он есть в действительности.
Методика очень проста в воспроизведении. Она не занимает много времени и не требует определенных навыков или специальных материалов. Понадобятся только бумага и карандаши.
Интерпретируя рисуночные тесты, не следует делать однозначные выводы о психологии ребенка
Важно понять, что такая методика позволяет только сделать предположения о некоторых особенностях личности. Делать заключения о психологическом состоянии ребенка можно лишь на основании многочисленных факторов
Психологический тест рисунок несуществующего животного: анализ по типу, виду животного и особенности рисунка
В данном тесте «Несуществующее животное», все изображения можно разбить на семь основных типов:
- Человек рисует существующего персонажа и вдобавок называет его реальным именем. Рассказ о жизни животного, взятий из обычной жизни. Например, будет нарисована собака, ее будут звать привычным именем и ее жизнь будет расписана реалистично. В некоторых случаях это может являться нормой для маленьких детей, но не для взрослых. Это будет свидетельствовать о полном отсутствии воображения и невозможности отличить, где вымысел, а где реальность.
- Вымершее животное. Изображено реальное животное, которое является вымершим видом.
- Изображение придуманного персонажа другими людьми. Например русалка, дракон. Рисунки типа 2 и 3, являются нормой для детей до 9 лет. У подростков и взрослых людей, такой рисунок рассказывает об отсутствии воображения, но присутствии способности анализировать.
- Нарисованный вымышленный персонаж, сложенный из частей реальных животных и придуманным именем, характерен для рационалистов. В данной ситуации возраст не имеет значения.
- Если животное имеет человеческий облик — это признак серьезного недостатка внимания со стороны других людей. Родным и близким человека, который рисовал данное животное, стоит больше времени проводить вместе.
- Персонаж, нарисованный из мелких механических деталей, указывает на то, что человек, его рисовавший, имеет нестандартное мышление.
- В ситуации, когда без объяснения автора трудно догадаться, какое животное изображено, говорит о том, что этот человек является развитой творческой личностью.
Важен каждый элемент рисунка
Вид животного
Для анализа теста «Несуществующее животное», чтобы автор выбрал к какому виду относится его животное:
- угрожающее;
- подавляемое;
- нейтральное.
Особенность нажима карандаша
- Слабый нажим — признак депрессивного состояния у автора.
- Сильный нажим — говорит об импульсивности и эмоциональном напряжении.
- Очень сильный нажим (на бумаге есть разрывы от карандаша) — наличие агрессивности и повышенной склонности к конфликтам.
Линии
- С элементами штриховки — наличие тревожности.
- Множество линий в одном месте — состояние стресса.
- Эскизные линии — попытка контроля своего напряженного состояния.
- Незавершенные линии — признак наличия астении.
- Линии, не попадающие в нужное место — свидетельствует об органичном поражении мозга.
- Искажение линий — наличие психического заболевания.
Методика
И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.
Если реальное движение по той или иной причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц накапливается определенное количество энергии, необходимое для осуществления ответного движения: представление — мысль. Например, мысли, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук. В случае ответа на страх это вполне необходимая и оправданная реакция, так как человек может спасаться бегством или защищаться с помощью рук – наносить удар, заслоняться от противника.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция к тесту:
Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.
Пропорции и размеры
Рисунок может иметь средний размер и не слишком выделяться, однако его присутствие на листе будет являться вполне гармоничным. Это говорит о том, что испытуемый имеет позитивное отношение к миру и к самому себе. Он доволен своей жизнью и не имеет никаких злых намерений. Его устраивает окружение, он не держит зла на своих знакомых и, возможно, даже не имеет врагов.
Рисунок слишком крупного размера — это открытый нарциссизм. Больших зверьков предпочитают рисовать маленькие дети. Таким способом малыши пытаются изобразить свою завышенную самооценку. Еще одна причина появления огромного зверя на листочке взрослого — это своего рода защита личности от воздействия на нее со стороны окружающих. А еще таких животных рисуют люди, которые недавно пережили сильнейший стресс.
Остается разобрать причину появления на бумаге маленьких зверьков. Обычно такие присутствуют у людей, которые имеют проблемы с психикой. Подобные изображения встречаются редко. Это происходит при тестировании людей, больных шизофренией или имеющих другие заболевания психики. Кроме мелких тварей внизу страниц, психически больные люди любят изображать схемы и начертания. Причем, изображая абсолютно неразборчивые чертежи, они видят в них исторических личностей, известных людей или же представителей фауны.
Интерпретации теста
Типы животных
Время поговорить о типах животных, которых рисуют чаще всего.
- Первый тип – это существующее животное, например, кошка или собака. Для пяти – шестилетнего ребенка это является нормой, но для подростка и взрослого, это говорит все-таки о скудности воображения.
- Второй тип – это изображение вымершего животного, реально существовавшего. Примером могут быть динозавры.
- Третий тип – это животное, которое существует в нашей культуре, но в реальной жизни не существовало. Например, различного рода русалки, гномы, единорог и многое другое. Это говорит о скудности воображения у взрослых, но для 8-9-летнего ребенка это нормально.
- Четвертый тип животных, которых тоже часто рисуют, это так называемые составные животные. Например, берется голова крокодила, а ноги зайца, так называемый крокозай. Это изображение скорее свойственно рационалистом, чем творческим личностям.
- Пятый тип животных – это животные, которые состоят из различных механических частей. Такое животное чаще всего изображают люди с нестандартным мышлением и вообще подходу к жизни. Пресловутое и сложное изображение животного, которое выглядит настолько целостно, что мы не можем даже сравнить его ни с одним животным по сходству в нашем мире. Это говорит о действительной творческой натуре.
Расположение рисунка на листе
Одним из основных важных критериев является расположение рисунка на листе:
- в норме рисунок должен располагаться в центре листа вертикально расположенного;
- если рисунок располагается ближе к верхнему краю листа, это говорит о завышенной самооценке, о недовольстве своим положением в обществе и к стремлению к самоутверждению;
- ближе к нижнему краю листа – это обратная тенденция, которая говорит про заниженную самооценку, нерешительность, неуверенность в себе.
Голова или ее заменяющие
Вторым важным показателем является центральная смысловая часть фигуры – это голова или ее заменяющие.
Характеристика | Интерпретация |
Голова повернута вправо | Можно говорить о действенности человека |
Голова повернута влево | Можно говорить о том, что человек склонен к размышлению и рефлексии. В основном это человек мыслей, а не действия |
Голова повернута анфас, то есть, на смотрящего | Можно говорить уже о такой тенденции, как эгоцентризм |
Надо обратить внимание на увеличенный размер головы относительно тела – это говорит о том, что человек ценит рациональные начала, причем не только в себе, но и в окружающих.
Расположение деталей на голове
В эту категорию входят:
- Рот;
- Уши;
- Глаза.
Уши имеют прямое значение – это заинтересованность в информации, в частности информации о себе.
Рот
Характеристика | Интерпретация |
Открыт, без прорисовки губ, с большим языком | Говорит о болтливости человека |
Прорисована еще губа | Это говорит о чувствительности человека |
Если рот открыт, он с зубами большими страшным, без прорисовки губ и языка | Это говорит о защитной агрессии человека |
Глаза также имеют прямое значение – это отражение страха, при этом это подчёркивается прорисовкой радужки.
Хвост
Характеристика | Интерпретация |
Хвост повернут вправо | Это отношение человека к своим поступкам и поведению |
Хвост повернут влево | Это отношение человека к своим мыслям и решениям |
Тело и ноги
Характеристика | Интерпретация |
Нет ног | Пассивность, маленький опыт в социальных отношениях |
Много ног | Потребность в поддержке, опоре |
Толстые и большие | Маленький опыт в отношениях внутри социума, потребность в поддержке |
Маленькие | Легкомысленность, импульсивность |
Одинаковые лапы | Человек не отличается какими-либо творческими способностями |
Хорошее и аккуратное соединение лап с телом | Умение нести ответственность за свои поступки и решения |
Небрежное соединение с телом | Плохой самоконтроль |
Характер линии
Это следующий важный критерий
На него следует обратить особое внимание, потому что он отражает степень тревожности человека
Характеристика | Интерпретация |
Линии пунктирные, прерывистый или происходит усиленный нажим, многократное проведение | Это говорит о повышенном уровне тревожности человека |
Линии слабо заметные | В одном случае можно говорить о том, что человек просто устал. А в другом случае, это может говорить о том, что человек сам по себе очень скрытный и он пытается этими же качествами наделить свое животное. |
Характеристика | Интерпретация |
Панцирь или чешуя | Потребность в защите |
Иглы и шипы | Склонность к агрессии, но в целях защиты себя |
Густая шерсть | Большая значимость сексуальной сферы |
Узор на шкуре | Демонстративность |
Раны и шрамы | Склонность к неврозу |
Механические части тела | Проблемы в общении с другими, интроверт |
Оружие | Агрессивность |
Крылья | Романтичность |
Заключение
Проективные методы дают человеку возможность самому спроецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому, естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения. Чем больше практики у специалиста, тем квалифицированнее диагностика. Поэтому используйте все случайные возможности для интерпретации рисунков. Использование проективного рисунка в качестве салонного развлечения ничуть не умаляет его возможностей как тонкого профессионального инструмента. Как правило, в диагностике проективный рисунок используется в контексте более широкого взаимодействия с клиентом. Не стоит пугаться ситуации, когда рисующий животное знаком с правилами интерпретации графических символов и сознательно стремится ввести вас в заблуждение. Основные графемы не корректируются сознательно, так что в целом рисунок при всем желании автора сохранит свою проблематику.
Попробуйте после прочтения данного руководства нарисовать картинку на тему «Испугай своего домашнего психоаналитика» и Вы поймете, как это на самом деле непросто.
Если испытуемый будет стремиться создать социально одобряемый образ — не стоит ему мешать. Желание нарисовать «улучшенное животное» может нести психотерапевтический эффект. Известны техники коррекции детского поведения, когда аутичных детей просят нарисовать картину без использования черного цвета.
Этот же подход используется в семейной терапии, когда автора рисунка семьи после обсуждения отраженных на рисунке проблем, просят изобразить семью так, как автор хотел бы ее видеть. В приведенных случаях рисунок не только отражает динамику психики, но и побуждает ее к конструктивным изменениям. Так что с точки зрения психокоррекции ситуация «введения консультанта в приятное заблуждение» полезна прежде всего автору рисунка.
Анализ проективного рисунка «Несуществующего животного» используется чаще всего как диагностический инструмент в работе специалистов в области клинической психологии и психокоррекции. Мы предполагаем, что этот метод может быть эффективно использован в работе педагогов-психологов для более глубокого знакомства с особенностями личности ученика, и как элемент развивающей или корректирующей программы. Надеемся, что данное руководство послужит для школьных преподавателей биологии и психологии в качестве основы для совместных образовательных проектов.
- Размер рисунка
- Расположение рисунка (верх-низ)
- Расположение рисунка (правое-левое)
- Способы конструирования
- Сложность конструкции
- Форма рисунка
- Цвет
- Характер линий и графических движений
- Контур рисунка
- Симметричность-ассиметричность
- Содержание рисунка
- Внешний вид животного
- Голова
- Глаза
- Ресницы
- Рот
- Уши
- Опорная часть фигуры
- Части над фигурой
- Рога
- Перья
- Грива, шерсть, подобие прически
- Хвосты
- Расположение самого листа
- Название