Старик. невеста. мертвая жена. «неравный брак» василия пукирева

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.


«В мастерской художника», 1865. (Pinterest)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

4.

Главные герои
В правой части картины стоит молодой человек со скрещенными на груди руками. Это прообраз самого художника. Он смотрит на этот неравный брак и чувствует жалость к девушке. Фактически, этот персонаж олицетворение несправедливости, жалости общества. Помимо резкого реализма, Пукирев внес в картину еще одну новую тенденцию: мало кто из мастеров жанровых сцен писал персонажей в натуральную величину (исключение античные герои). А вот Пукирев рискнул это сделать, намереваясь сделать свое полотно более реальным и шокирующим для зрителей, пробудить дремлющее общественное сознание и воззвать к разуму. Детали картины прописаны ярко, рельефно и беспристрастно, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться. Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Вполне возможно, эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Первая зелень Никонова 7 класс

    Первая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной

  • Сочинение по картине Зимнее солнце Юона 4, 6 класс

    На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета

  • Сочинение по картине Березовая роща Левитана 7 класс

    Исаак Ильич Левитан — известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

  • Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс

    Главный персонаж картины, — молодая девушка, названная автором Снегурочкой. Дело происходит зимой, по картине видно, что на улице очень холодно. Снег кажется рыхлым и скрипучим, сугробы выглядят очень глубокими

  • Сочинение по картине Перова Последний кабак у заставы

    Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Описание по картине

Картина В.В. Пукирева «Неравный брак» — это одна из самых популярных картин автора. В ней ему удалось передать эмоции и чувства людей, в точности показать прошлые времена

Идею для написания полотна Пукиреву подкинул его хороший знакомый, которому удосужилось пережить любовную драму на почве насильственного брака: его любимую насильно отдали замуж за важного и состоятельного кавалера. В прошлом это была довольно частая проблема

В своем творение Пукирев изобразил ужасную ситуацию, во время которой человека лишают будущего и счастливой жизни. В центре картины очаровательная, молодая невеста. Можно заметить, что она совсем ребенок: черты ее лица мягкие, очень невинные. Но, несмотря на это в ее глазах видна обреченность и жестокость. Она понимает, что это ее последний счастливый день. Наверняка она всю ночь сильно плакала, поэтому не может даже поднять голову вверх. Ей стыдно. Она убита, все ее мечты и планы были разрешены в один момент, когда ей сказали, что она выходит замуж за нелюбимого человека.

Невеста одета в роскошное, дорогое, белое платье, от своего жениха. Но, несмотря на ее красоту, оно не приносит девушке, никакого удовольствия. В одной руке одна держит свечу, а другую со страхом и беспомощностью протягивает священнику, чтобы он натянул на палец ненавистное кольцо. По ее выражению лица можно понять, что она уже смерилась со своей участью, она понимает, что не сможет избежать брака. Но возможно это спасает ее семью от серьезных проблем, поможет прожить хотя бы месяц в достатке.

Пожилой жених выглядит рядом с невестой блекло и отталкивающе. Он стоит уверенно и гордо. Мужчина понимает, что эта девушка уже его, и она никак не сможет избежать этого брака. Он властно, с искрами величия в глазах смотри на свою невесту. Жених понимает, что она его собственность. В выражении его лица нет ничего хорошего – он чопорный, эгоистичны, властный и бесчувственный человек. Ему все равно на страдания девушки, ему важен только он сам. Также легко понять, что мужчина богат и значим в обществе, благодаря ордену на своей шее и на груди. Возможно, в прошлом он был офицеров или военачальником.

На фоне жениха и невесты, видны приглашенные гости. Не тяжело заметить, что почти все они мужчины. Среди них есть только одна женщина, которая стоит за спиной жениха. Возможно это мать невесты, которая горюет о том, что ее дочь теперь будет всегда несчастна и не сможет выйти замуж за любимого человека. Среди мужчин можно увидеть отчужденные и невеселые лица. Они явно не впервые бывают на таких мероприятиях, поэтому ни горя, ни радости они не испытывают. Но одновременно с этим на лицах гостей видна зависть. Они завидуют жениху, что он смог найти такую красивую девушку. Они явно были бы не против забрать ее себе.

Но среди них выделается один мужчина, шафер невесты. На его лице видна брезгливость и ненависть к жениху. Он явно хочет уберечь невесту, спасти и увезти ее как можно дальше. Шафер даже не смотрит на бракосочетания, он отвернулся в сторону и опустил голову вниз. Возможно он близкий друг невесты или даже что-то больше.

6 класс

Пукирев — Неравный брак
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Детство счастливая пора ЕГЭ 7 класс

    Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче.

  • Сочинение на тему Неуверенность в себе 9 класс 15.3 ОГЭ

    И так, что же такое неуверенность в себе? Во-первых, это некое чувство страха, которое возникает в результате принятий какого либо решения, ведь если ты не уверен в себе, не уверен в своём выборе то ты по сугубо адекватной логике будешь

  • Сочинение на тему Золотая пора детства 7 класс

    От взрослых я часто слышу: «У тебя золотая пора детства, вот подрастешь и будешь вспоминать как хорошо быть ребенком». Я задумалась над этим вопросом почему так говорят. Наверное, она так и есть

  • Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами

    Одной из важнейших фигур является Воланд — властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу

  • Образ грозы в пьесе Островского сочинение

    Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

  • Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение

    Помещик Гаев является одним из центральных персонажей произведения, однако воспринимается лишь как брат главной героини. Его образ необходим для понимания и всестороннего рассмотрения

Анализ картины «Неравный брак»

Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?

За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.

Загадочная фигура шафера

Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.

Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?

Главная тайна картины

Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.

Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.

Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.

Аналогичные картины

Помимо шедевра Василия Пукирева, существует ряд картин на тему неравных браков. Художник Фирс Журавлев написал в 1874 году картину, которая продолжила тему упадка нравственности в российском обществе. В комнате на полу рыдающая невеста, уже одетая в свадебное платье, рядом стоит неумолимый отец. Судьба девушки предрешена, через несколько минут ее повезут в церковь и выдадут замуж за уродливого богатого старика. Картина называется «Перед венчанием», она находится в Третьяковской галерее.

В 1894 петербургский художник Владимир Маковский написал картину «К венцу», также отражающую тему нравственной деградации общества в России середины 19 века. На полотне изображена непорочная русская красавица, убитая горем, лишенная всякой надежды на счастливую жизнь. Картина находится в Самарском художественном музее.

Биография художника Василия Пукирева

Художник Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. В юные годы стал учеником иконописца в Могилёвской губернии и только благодаря счастливому стечению обстоятельств был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище талантливого юношу заметил и взял под своё покровительство профессор С.К. Зарянко.

В 1850 году за представленные руководству училища рисунки, Василий Пукирев был удостоен звания учителя рисования в гимназиях. Ещё через пять лет, в 1855 году, за портреты дочерей Геркена молодой человек получил звание неклассного художника. В 1858 году Пукирев окончил училище со званием «свободный художник».

А через два года после окончания училища за представленный на выставку академии портретный этюд «Девушка» свободному художнику Пукиреву было присвоено звание академика исторической и портретной живописи Императорской Академии живописи.

За счёт средств Московского общества любителей живописи Пукирев дважды выезжал за границу «для обозрения галерей и художественных произведений».

В 1863 году на ежегодную академическую выставку тридцатилетний Пукирев представил картину «Неравный брак». И это полотно стало сенсацией выставки и русской живописи. Автор был удостоен звания профессора, полотно моментально выкупил Третьяков, по России поползли слухи… Говорили, что после появления картины престарелые генералы и равные им по чину господа начали массово отказываться от женитьбы на молодых невестах.

Неравный брак

В частности, историк Костомаров признался своим друзьям¸ что после просмотра «Неравного брака» отказался от венчания с молодой суженой. Полотно было написано настолько сильно, а образ седого «жениха» получился настолько неприглядным и отталкивающим, что историк не пожелал оказаться на месте этого персонажа. Тем более, что публика дала картине своё название – «Кощей с невестой».

Последующие работы художника («Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Письмо Татьяны» и другие) пользовались успехом, тепло принимались публикой, технически были более совершенными, но по своей актуальности и внутренней психологии явно уступали «Неравному браку». Впрочем, нужно признать, что некоторые картины художника действительно были написаны ниже установившегося среднего уровня русской жанровой живописи конца девятнадцатого века.

Письмо Татьяны

Кроме картин художник писал иконы, совместно с А.К. Саврасовым подготовил для академии «Курс рисования», много времени отдавал преподавательской деятельности.

Однако, здоровье художника начало ухудшаться и 1873 году Пукирев был вынужден отказаться от преподавания в училище. Только через шесть лет коллеги смогли добиться для Василия Владимировича небольшой пенсии, но живописец продолжал сильно нуждаться и в 1890 году умер. В бедности и полном забвении. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Андрей Сомов в приложении к «Вестнику изящных искусств» поместил небольшой некролог:

Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след.

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

  • Почему из стариков «сыплется» именно песок?
  • Как Ив Сен-Лоран провёл первый в истории СССР показ мод
  • «Гусары, молчать!» Откуда взялся поручик Ржевский, и кто он вообще такой
  • Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями
  • Почему имена и фото актёров на постерах к фильмам не совпадают

Комментарии[ | ]

  1. Сергей Михайлович Варенцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром) был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. Софья Николаевна Рыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена — окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр — являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. По одним данным (Анисова Н. П., Анисов Л. М. «Неравный брак» // Журнал «Русский дом». — 2012. — № 6.) это её девичья фамилия, и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову, по другим (Полозова Л. Неравный брак. По следам судеб главных героев знаменитой картины // Родина. — 2001. — № 10.) — её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

Вариант №2

Картина, прославившая художника, была написана им в 1862 году, сразу после окончания училища живописи, ваяния, зодчества г. Москвы. Герои картины имеют своих прототипов. Друг художника потерял возлюбленную — юную деву выдали за  богатого господина гораздо старше её. Заключение таких браков считалось обычным явлением, позволяло  решать финансовые проблемы, «пристроить» дочь-бесприданницу.

На первом плане изображена  молоденькая  девушка в дорогом, кружевном, свадебном платье, в богатых украшениях,  смирившаяся со своей судьбой. Рядом с ней старик-жених, «купивший» её, который  после венчания  будет иметь  все права на  это милое, нежное создание. Какой контраст! Художник освятил этот процесс ярким солнечным светом, проникающим сквозь окно, особенно невесту, которая приносит себя в жертву, в угоду родительской воле.

Надменный, кичливый господин смотрит на неё без эмоций,  как на собственность, на красивую  «куклу», которой можно похваляться в обществе, использовать, как заблагорассудится. Желтоватый, нездоровый цвет лица с нарумяненными щеками, лысеющий череп говорят о возрасте, о том, что здоровье подорвано, и совсем скоро жена превратится  в сиделку: будет вытирать слюну, кормить с ложечки, катать на каталке. Для него это выгодное приобретение во всех отношениях.

У девушки покрасневшие глаза и припухший носик, свет ей не  мил, головка покорно опущена, почти детское выражение  лица подсказывает её  возраст, она совсем ещё ребёнок. Дева  прощается с детством, юностью, которой даже не успела насладиться, со свободой, со всем, что ей так мило. Золотая клетка, брюзга-старик — вот что её ждёт.

Она не в  силах  ослушаться родителей,  как во сне протягивает изящную ручку, на которую священник вот-вот наденет кольцо — символ власти мужа.

Страдание оставило свой  отпечаток  на безучастном  лице, она сломлена, обессилена.

Характерна поза священника, склонившегося подобострастно в поклоне не перед ней, перед богатством. Этим показано всё лицемерие церковнослужителей, за деньги благословляющих любые деяния сильных мира сего.

На втором плане не менее колоритные фигуры, подчёркивающие весь драматизм происходящего. Символично стоящие со стороны жениха равнодушные лица с пустыми глазами и душами, они одобряют  “сделку”, не видя ничего предосудительного. Среди них неприятное лицо пожилой женщины, контуры которой  расплывчаты, неясны, она как   призрак. В её глазах алчность. Не мать ли это невесты, вырастившая  скромную красавицу как  дорогой цветок, и благополучно продавшая её за хорошую цену.

Характерна  внешняя схожесть этих персонажей с женихом, надменное выражение их лиц свидетельствует о принадлежности к одному сословию.

Со стороны девушки выделяются чётко изображённые силуэту двух молодых людей. Один из них  с осуждением, негодованием взирает на данное событие. Кажется, что он от бессилия и ярости сжимает кулаки. Художник  высветил  выразительное лицо, глаза,  спрятав контуры тела. Рядом с ним изображён  интересный брюнет, весь его вид выражает неприятие данной ситуации. Скрещённые на груди руки подчёркивают это, символизируя изоляцию от данного общества. Он осуждает даже не этот неравный брак, который есть следствие нравов  того времени, а всё общество,  где женщина  есть товар, не имеющая прав на выбор, на счастье.  Считается, что  персонаж изображает самого художника, невольно ставшего свидетелем такого рода венчания.

Эта картина стала единственной знаменитой работой  В.В. Пукирева. Художник-жанрист талантливо передал дух  эпохи, по лицам героев можно как по книге “читать”, без слов понимая всё, что изображено. Каждая деталь продумана, доведена до совершенства: позы персонажей, выражения лиц, глаз,  цветовые выделения и  затемнения делают картину живой, насыщенной, порождающей бурю эмоций и переживаний.

Художник без страха,  во всей красе показал проблему общества, обличил её прогнившую суть, где подобная  сделка не считается преступлением. Человек поставлен в состояние полной финансовой зависимости от других, не имея  возможности  самому распоряжаться своей судьбой.

Популярные сочинения

  • Сочинение Взрослые и дети Будем честными, каждый взрослый желает и мечтает создать семью, прекрасную обстановку и отношение в ней. Но просто родить ребенка, конечно же, недостаточно.
  • Народ в «Железной дороге» и «Левше» — сочинение Данные великолепные произведения довольно схожи между собой во многих моментах. Достаточно привести проблемы и основные кульминационные моменты, которые говорили о том, что в мире существует очень много несправедливых вещей
  • Ученье — свет, а неученье — тьма — сочинение-рассуждение Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Кроме самого Василия Пукирева и его друга Шмелькова, на картине присутствует еще один известный персонаж. Это Гребенский, мастер-рамочник. Когда он увидел картину, то сразу вознамерился изготовить для нее раму «какой еще не было». Получилось поистине художественное произведение, украшенное тонкой изящной резьбой. Таким образом, «Неравный брак» (картина Пукирева) получил достойное обрамление. С тех пор Третьяковская галерея заказывала рамы для коллекционных картин только у Гребенского.

2 вариант

На полотне «Неравный брак» живописец изобразил трагедию молодой девушки. В 1862 году вопрос о бесправии женщин был самым актуальным, поэтому он выражает главную идею картины. В центре внимания зрителя находится очаровательная девушка. У нее очаровательное лицо, но красивые глаза, которые полны разочарования и обреченности. Зритель может предположить, что девушка сильно плакала, представляя свою дальнейшую жизнь. Все ее мечты о счастливой жизни разрушены.

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор  смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рядом с брачной парой находятся гости, присутствующие на торжестве. С полной уверенностью отмечаем, что они осуждают свадьбу, эмоции на их лицах не выражают радость. Если посмотреть на шафера, то замечаем, что он против свадьбы. Он находится позади невесты. Мужчина отворачивается скрестив руки на груди. Шафер не хочет участвовать в данном событии. Он искренне сочувствует девушке, переживая за ее дальнейшую судьбу. Если заметить «друзей» жениха, то они пристально наблюдают за невестой. На их лицах можно прочесть «старый черт! Какую замечательную девушку берет себе в жены!».

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Для 6 класса