Кто относится к неприкасаемым в индии?

Виноделы. Касты на Юге Индии

Во многих местностях Южной Индии самый популярный напиток – сок пальмы, который пьют и свежим и перебродившим; заготовка этого сока – традиционное занятие каст, составляющих в некоторых районах заметную часть населения.

Обычно виноделы не имеют собственных деревьев и работают вместе с лавочниками.

Поскольку брахманы и другие высшие касты отрицательно относятся к употреблению алкогольных напитков, кастовый статус виноделов невысок. В Керале существует официальное правило, по которому изхаванам отводится самое низкое положение в обществе.

В то же время отдельные тьяны на Малабарском берегу в период британского господства достигли почетного положения и пользовались уважением. Впрочем, это не улучшило ситуацию в отношении места их общины в иерархической социальной структуре.

Побеждает сильнейший

«Победа кандидата от правящей партии Рама Натха Ковинда была предопределена, так как БДП обладает большинством в парламенте, — считает Лунёв. — Избрание представителя низшей касты на пост президента выгодно с имиджевой точки зрения — низшие касты воспримут это с энтузиазмом, а высшие не станут протестовать, так как уже привыкли. Когда БДП впервые пришла к в власти в 1998 году, их называли партией северян — высококастовых индусов. Выдвигая неприкасаемого на пост президента, партия опровергает эти обвинения».

Победивший на выборах Рам Натх Ковинд ранее занимал должность губернатора штата Бихар. Кроме того, он дважды становился лидером Индийской народной партии. Она сформировалась в 1980 году на базе индуистских националистических движений, в первую очередь — военизированной волонтёрской организации Rashtriya Swayamsevak Sangh.

В 2014 году партия одержала победу на парламентских выборах, получив большинство мест в нижней палате парламента. Это позволило БДП самостоятельно сформировать правительство, не вступая в коалиционные союзы.

Пост премьер-министра занял лидер БДП Нарендра Моди, провозгласивший курс на масштабные перемены как в экономике, так и в политической сфере.

Согласно данным опроса, проведённого в 2015 году компанией Axis My India для телеканала IBN—CNN, правительство Моди поддерживали 72% жителей страны. Кроме того, 65% респондентов отметили улучшение имиджа Индии на международной арене при новом премьере.

В марте 2017 года возглавляемая Моди БДП успешно прошла испытание региональными выборами. В частности, партия получила большинство голосов в крупнейшем индийском штате Уттар-Прадеш, а также в штате Уттаракханд. Удачные для БДП итоги выборов показали, что партия и её лидер сохраняют популярность среди индийского населения.

5.

Браки с неприкасаемыми
«Повысить» касту, выйдя замуж или женившись, нельзя. А вот понизить – можно. Если любовь толкнула брахмана на связь с неприкасаемой, это грозит семейным скандалом, иногда даже изгнанием. Конечно, все зависит от того, насколько прогрессивна семья, каких взглядов она придерживается, как чтит традиции. Потому прежде чем решиться на отчаянный поступок, мужчины и женщины стараются трезво взвесить все последствия.
Ребенка же раньше записывали по низшей касте, сегодня же ему приписывается кастовый статус отца. Лишь в штате Керала – по матери. Выбрать лучшую касту для ребенка можно попытаться через суд, такие случаи бывали, но не слишком часто.

Третья категория «дваждырожденных»

Третья категория «дваждырожденных» каст включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения.

Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр.

Касты в современной Индии

Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 году (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили своё прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция[уточнить], занятая ИНК и правительством Индии после смерти Махатма Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплочённости каст.

Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых (части 3, 4, 4-А). Конституционная Таблица Каст — Constitution (Scheduled Caste) Order, 1950 — часть Конституции Индии. Индийский гражданин имеет право получить кастовый сертификат как доказательство принадлежности к касте, входящей в таблицу. При этом, Конституция Республики Индия от 1950 г. запрещает употреблять понятие «неприкасаемые» (outcaste, букв. «внекастовые») и определяет дискриминацию по признаку неприкасаемости (но не по признаку касты вообще) как уголовно наказуемое (Ст. 17). Государственные органы не имеют права интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община» (community). Кастовая иерархия сохраняется только в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

Антрополог Е. Н. Успенская в статье «К вопросу о природе индийской касты» пишет: «Иерархия каст включает ритуально чистые „дваждырождённые“, то есть прошедшие инициацию касты брахманов, кшатриев (раджпут, наяр и др.) и вайшья (торговые бания, четти и др.), а также многочисленные и разные „чистые“ касты уровня шудра (земледельцы джат, коли; пастухи ахир, гоала; ювелиры сонар, кузнецы лохар, плотники бархаи и др.), к которым примыкают низшие „зарегистрированные“, или „неприкасаемые“ касты (кожевники чамар, уборщики бханги и др.). Эти последние занимают в кастовом обществе особое положение. С точки зрения дхармашастр, они не входят в кастовое общество и остаются на положении внекастовых „пятых“ (интересно, что по численности они составляют около 1/5 населения страны). Правила жизни кастового общества на „неприкасаемых“ не распространяются, но без них оно практически не может существовать. „Пятые“ формируют собственную иерархическую статусную подсистему».

Если приём в джати (наследственные профессиональные касты «происхождения»), занимающие своё место во внутренней структуре варн (четырёх наследственных каст «цвета») для посторонних исключён, то приём в неприкасаемые джати (в касты, стоящие вне системы варн) — возможен. У неприкасаемых существуют специальные ритуалы принятия в джати.

Исследователь Андре Паду в статье «Тантрический гуру» констатирует, что индуистский тантрический гуру, согласно традиции, обычно должен быть брахманской варны, происходить из хорошей семьи, как правило гуру должен быть мужчиной, женатым, знать шастры и быть способным обучать им, и т. д. Индуистский гуру Парамахамса Праджнянананда в комментарии к Джняна Санкалини Тантре утверждает: «В священных писаниях говорится, что компетентный гуру должен быть человеком чистого происхождения, происходить из брахманской семьи».

Тайны происхождения неприкасаемых

На самом деле нет особых тайн и секретов. Эта огромная прослойка и без того гигантского по численности населения индийского общества действительно не входит в систему варн (каст). Как древнюю, так и современную. Кастовая система Индии состоит из четырех известных варн, которые произошли по «Ригведе» из частей тела прачеловека Пуруши. Брахманы — из его уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, а шудры — соответственно из его ступней. Самый бедный и угнетаемый в Индии слой общества даже не упоминается.

Веками на долю неприкасаемых приходилась лишь тяжелая работа

Ученые, например, склоняются к тому, что неприкасаемые произошли от потомков индийских племен доарийского периода. Поэтому вполне ожидаемо, что они также стоят в стороне индуистских религиозных правил. Издревле неприкасаемые считались нечистыми, а значит не имели права посещать храмы, а позднее и другие публичные места. Соответственно заниматься они могли только грязными работами и селились на окраинах сел и городов.

Удачное замужество не помогает вырваться из касты

По некоторым верованиям неприкасаемые возникли от потомков греховной связи женщины-брахманки и мужчины-шудры, которых представители индуистского общества изгнали в леса. Про межкастовое общение речи вообще быть не могло. Даже прикасаться к представителям высших варн эти несчастные не имели права. Соответственно и работа для неприкасаемых всегда была грязной и унизительной: чистка туалетов, дубление кожи, проституция.

https://youtube.com/watch?v=3C4D7dbOgXQ

Эволюция варновой системы

Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.

В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».

Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.

Что запрещено людям из касты далитов

Представителям этой касты и сегодня запрещено прикасаться к «чистым» людям. Они не имеют право владеть земельным наделом, и вынуждены селиться в специальных кварталах, которые, обычно, находятся на окраине городов и поселений. Большинство неприкасаемых (нечистых) являются бездомными и находятся на грани голодной смерти.

Шокирующая правда – во время официальной переписи населения, которая проводилась в Индии в 1992 году, на территории страны было зафиксировано, что 52% ее жителей принадлежат к низшей варне. Из них более половины – это неприкасаемые.

К основным категориям этих представителей общества относятся:

Чамары

Представители этой категории неприкасаемых представляют собой сообщество кожевников, которые за свой тяжелый труд получают сущие копейки и вынуждены голодать.

Дхоби

Их еще называют ваннарами. Люди, которые принадлежат к этой касте, специализируются на ручной стирке для людей более высокого сословия. Этим ремеслом заняты мужчины, поскольку процесс стирки довольно сложный и тяжелый. После замачивания и стирки белье «чистых» граждан подвергается глажке. Неприкасаемые данной касты обитают на окраинах поселений большими семейными союзами (до 600 человек) и ежедневно устраивают шумную стирку.

Услуги ручной стирки очень дешевые и при этом качественные. Даже именитые гостиницы привозят к неприкасаемым белье на стирку. За свой нелегкий труд дхоби получают менее семи долларов в день.

Парии

Это настоящие отщепенцы общества, которые заняты в наиболее грязных профессиях. Им досталась уборка общественных туалетов и улиц, сжигание трупов, сбор мертвых животных на полях и улицах.

Париям запрещено ходить по тротуарам, поскольку они случайно могут прикоснуться к обычным «чистым» людям.

Капиталистические отношения народности малаяли

Раджпуты: тайна происхождения рыцарей древней Индии

Христиане – католики штата Керала

Народность Тода в Индии

Самый грязный человек в мире – Кайлаш Сингх

Маленькое княжество Сикким

История и интересные факты

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже античные арийские племена, проживающие на территории нынешней Индии приблизительно за 15000 лет до нашей эры, уже имели общество, с иерархией, разделением на касты.

В Индии такие касты назывались «варны» (в переводе с санскрита это означает «цвет»). Всего их было четыре:

  1. Брахманы — священнослужители, высшая каста;

  2. Кшатрии — воины, защитники, полководцы;

  3. Вайшья — рабочие люди;

  4. Шудры — низшая каста – прислуга и рабы.

Вайшьи – третья по уровню каста. Сюда входят мастера, торговцы, творческие личности.

Отличительные черты:

  • желание работать, самостоятельно выбирать вид деятельность, опираясь на свои таланты и наклонности;

  • стремление к росту, развитию личности, постройке карьеры;

  • фантазия, предприимчивость, креативность;

  • эмоциональность, открытость;

  • любовь вайшьи воспринимают как сексуальное влечение, ревность, романтические переживания(в отличие от шудр, которые видели любовь как материальную заботу);

  • жадность и расточительность одновременно. Общая полярность эмоций;

  • статусность, культ денег, навешивание ярлыков и ценников;

  • адаптация, быстрая смена мнения, переоценка ценностей, гибкая структура принципиальных устоев;

  • корыстное отношение, поиск выгоды из окружения, в том числе из близких и родных.

Статус, престиж, гедонизм, поиски удовольствия – это всё Вайшьи.

Из сильных сторон можно выделить упорство и стремление на пути к цели. Будь то освоение навыка или продажа товара – вайшьи ничего не оставляли на пол пути

Для них очень важно комфортно, с размахом отдыхать после проделанной работы, даже если придётся работать две недели ради одного дня отдыха

Внутри касты так же есть несколько этапов развития личности и характера:

  1. Земледельцы, работающие с одной из самых мощных стихий – с матерью Землёй.

  2. Торговец, чья радость и награда – звонкая монета.

  3. Адепт языка, управляющий словами и символами.

  4. Владыка материи, который изменяет форму неживой материи.

Перепрыгнуть через несколько каст не получится, так как, только пройдя через труд и испытания можно достичь высшей цели — просветления. Именно такие принципы философии вайшьи.

Три главных условия для обретения жизненного успеха:

  1. Развитие своего дела;

  2. Умение трудиться как умом, так и руками;

  3. Умение принимать и дарить подарки близкому окружению и тем, кто только стал на путь истинный.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

1.

Кто такие далиты, и откуда они взялись
Неприкасаемые, которых сегодня называют далитами, по распространенной версии являются потомками коренных индийских племен до завоевания ариев. Сегодня это каждый пятый индиец. Завоевав Индию, арии решили, что коренное население не стоит пускать в общество, а лучше использовать его для выполнения самой черной работы. Аборигены были выдворены за пределы основных поселений, в своеобразные нищенские гетто.
В Индии существует и еще одна версия появления неприкасаемых – это потомки детей, изгнанных из общества из-за своего происхождения, то есть тех несчастных, чьи родители нарушили кастовые принципы, например, мать из высшей касты, а отец из низшей.
Сегодня они зовутся далитами, так как неприкасаемые – это слишком оскорбительно, по их мнению. Но название ничто в сравнении с фактами о реальной жизни этих людей, которые могут повергнуть в шок цивилизованного человека.

Сколько каст в Индии

Существующие обширные касты делятся на множество мелких локальных подкаст, точное количество которых подсчитать не представляется возможным. По переписи населения 1931 г. (до принятия независимости) каст было около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. каст (джати).

Несмотря на официальный запрет кастовой системы наблюдается неукоснительный рост каст. Многие немногочисленные группы стремятся объединиться в касту для получения льгот от государства. Борьба со строем, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами в политической борьбе различных политических группировок.

Некоторые касты имеют удивительно узкую специализацию. Например, на улице можно встретить бхатра – брахманов, которые получают средства на жизнь исключительно подаянием. Джинвар носят воду в кувшинах, бханги – уличные мусорщики.

По традиции, когда ребенок в семье достигает возраста 1 года, родня раскладывает перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и орудие труда. Малыш должен выбрать один предмет. Если тянется к книге, значит, будет брахманом, к деньгам – торговцем (вайшьей). Выбор оружия говорит о стезе кшатрия. Если ребенок выбирает орудие труда, то сможет стать ремесленником.

В крупных городах влияние исторического расслоения менее заметно. Жители имеют больше возможностей получить образование и работу по своему желанию. Некоторые из индийских мультимиллионеров сами являются выходцами из среды неприкасаемых. Много далитов среди популярных певцов и звезд Болливуда.

Самое интересное про касты в Индии

Четыре ступени духовной жизни – ашрамы

В индуистской философии духовный путь человека состоит из 4 ступеней – ашрамов, связанных с его возрастом и зрелостью. Буквально «ашрам» переводится как «духовное убежище». Таким убежищем для хрупкой души, оказавшейся в материальном мире, должна быть вера в бога и следование дхарме. Относительно каждого из ашрамов в Ведах даются необходимые для данного периода жизни наставления. Согласно этой системе, переход на следующую ступень должен происходить мягко, когда на предыдущей закрыты все вопросы и не осталось нерешенных проблем.

Получать знания о духовных процессах позволено было членам 3 старших варн. Мальчики из семей брахманов, кшатриев и вайшьев проходили обряд посвящения, упанаяна. В ходе ритуала они получали священный шнур, материал и цвет которого символизировали их принадлежность к варне (у брамина был белый хлопковый шнур, у кшатрия – красный шерстяной, у вайшьи – желтый льняной).

Упанаяна завершает детство и приглашает молодого человека к изучению Вед. Посвящение считалось вторым, духовным рождением, поэтому все прошедшие обряд получали статус двиджа (дваждырожденного) и ученика – брахмачари.

Брахмачари

Первый ашрам ученика начинается с посвящения и продолжается до 25 лет. Минимальный возраст для посвящения в разных варнах отличался: для брахмана это 7 лет, для кшатрия – 13, для вайшья – 17. Эта разница характеризует представления о возможностях и потребностях в духовном развитии членов различных варн.

Брахмачари – период образования, изучения Вед и шастр под руководством гуру, соблюдения аскез, обучения самоконтролю. При этом каждый выбор, сделанный учеником в пользу самоограничений и простоты, должен быть осознанным и приносить ему удовлетворение, иначе процесс духовного развития будет нарушен.

Полная преданность гуру должна замещать у ученика привязанность к материальному. Обучение продвигалось от постижения таких глобальных явлений, как устройство мира, божественный пантеон, законы мироздания, к собственному миру: профессии, своему месту на земле.

Грихастха

Термин «грихастха» означает «тот, кто живет дома». Семейный период жизни человека продолжается до 50 лет. После изучения Вед мужчине следует жениться и завести детей. В ведической культуре только в этот период человек может общаться с противоположным полом. Невесту выбирали родители жениха в пределах своей касты.

Главная задача для мужчины в этот момент – стать гуру для своей семьи, передать жене и детям ведическую мудрость, обеспечить их всем необходимым в материальном плане. Женщине следовало посвятить себя служению семье и дому. Сексуальные желания нужно было контролировать с помощью медитаций, молитв, чтения священных текстов. Интимные отношения были регламентированы, как и все остальные аспекты бытия, и имели единственную цель – рождение детей.

Совместно с женой мужчине следовало выполнять 3 священных долга: перед богами – совершение ритуалов, перед предками – рождение сыновей, ублажение и угощение гостей, преимущественно брахманов. Считалось, что недовольный гость заберет с собой благополучие.

Ванапрастха

Ванапрастха – период отшельничества, удаления от мирского. В 50 лет, когда дети уже выросли и создали собственные семьи, благочестивому индусу пристало удалиться в лес, чтобы практиковать аскезу, изучать священные тексты и медитировать. Жена может последовать за мужем и принять ванапрастху, но ей тоже следовало вести аскетичный образ жизни. Между супругами в этом периоде не должно быть сексуальных отношений, мужу пристало воспринимать жену как мать.

В третьем ашраме человек путешествует по святым местам и делится мудростью с другими, совершенствуясь духовно и готовясь к следующей ступени – санньясе.

Санньяса

Последний период жизни человека – с 75 до 100 лет – предполагает полный отказ от материального в пользу духовного развития. Санньясины живут на подаяние, занимаются миссионерской деятельностью. Для практики непривязанности странствующий отшельник должен постоянно перемещаться, не задерживаясь ни в одном месте дольше 3 дней. Высшая цель этого духовного процесса – освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей.

Когда санньясин чувствует, что его время в материальном мире подошло к концу, он медитирует и впадает в нирвикальпа самадхи – высшее состояние покоя и блаженства, предшествующее освобождению.