Как голос влияет на нашу личную жизнь: лайфхаки и рекомендации эксперта

Кому нужно корректировать голос

Вообще голос, как и все остальное, является делом вкуса. Кому-то нравятся более брутальные нотки, кого-то привлекают звонкие, высокие голоса.

Как правило, работать над своим тембром приходится тем, чья профессиональная или иная деятельность связана с воздействием на публику: ведущим, преподавателям, журналистам, тренерам, руководителям, бизнесменам.

Есть и те, кому от природы достался тембр, казалось бы, не совсем соответствующий внешности. К примеру, представьте широкоплечего двухметрового мужчину с густой бородой и неестественно тонким, визгливым голосом. Скорее всего, ему не раз приходилось слышать от окружающих об этом диссонансе и испытывать дискомфорт.

Считается, что низкий, глубокий тембр производит впечатление уверенности, спокойствия, сдержанности, твердости. Некоторые ученые объясняют это с эволюционной точки зрения: грубый голос ассоциировался с силой и крупными размерами его обладателя, а потому вызывал уважение и некоторое опасение.

Если вы работаете с микрофоном и вас не устраивает собственное звучание, если ваш голос доставляет дискомфорт окружающим или вам плохо удается его контролировать, если вы просто хотите улучшить работу голосового аппарата, далее вы найдете много техник и рекомендаций, которые помогут сделать тембр более низким и приятным для слуха.

Внимание! Если вы подросток, чей голос сейчас проходит период мутации, делать упражнения нужно в щадящем режиме. Не перенапрягайте связки! Позвольте организму самому перестроиться в комфортном для него темпе

Отдайте предпочтение дыхательным упражнениям, работайте с артикуляцией и дикцией.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Типы голосов

Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:

Классификация мужских вокалов

  • тенор;
  • баритон;
  • бас.

Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.

Тенор

Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:

  • Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
  • Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.

Luciano Pavarotti «Nessun dorma»

Баритон

Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.

  • Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
  • Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.

Frank Sinatra — Strangers In The Night

Бас

Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.

Бас включает две разновидности звучания вокала:

  • Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
  • Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».

На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.

Nick Cave & The Bad Seeds ft. Kylie Minogue — Where The Wild Roses Grow

Классификация женских голосов

От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.

  • сопрано;
  • меццо-сопрано;
  • контральто.

Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.

Сопрано

Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.

  • Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
  • Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
  • Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».

Mariah Carey — Without You

Меццо-сопрано

Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.

Adele — Rolling in the Deep

Контральто

Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».

Людмила Зыкина — Подари мне платок

От чего зависит тембр голоса

От плотности смычки голосовых связок, от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее создается пластичностью перстнещитовидной мышцы, которую профессор и императорский лейб-отиатр Н. П. Симановский называл «музыкальной», так как она действует, как колок у скрипки.

Еще тембр зависит от объема трахеи и формы внутреннего резонатора. Так у Шаляпина было куполообразное нёбо, от которого, как от соборного свода отталкивался звук. И это нёбо стало предметом изучения не только фониатров, но и отоларингологов, антропологов и анатомов. За «окраску» же тембра отвечают обертоны. Чем больше обертонов – тем «вкуснее» голос.

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Как ведет себя влюбленный мужчина: жесты, мимика, позы и другие невербальные проявления

Женщинам всегда хочется знать, какие чувства к ней испытывает определенный мужчина. Психологи НЛП утверждают: не нужно ходить вокруг да около, гадать или задавать наводящие вопросы, достаточно лишь пристального наблюдения за поведением и жестами потенциального избранника…

Итак, о чем нам рассказывает язык тела влюбленного мужчины!

Когда говорят о невербальном поведении влюбленного мужчины, в первую очередь обращают внимание на его глаза. Это настоящее зеркало чувств и эмоций, в них читается истинное отношение к себе

Как смотрит на вас мужчина? Влюбленный представитель сильного пола широко раскрывает глаза, глядя на объект симпатии, словно хочет рассмотреть каждую частичку возлюбленной. Смотрит долго, изучающе, оценивающе, восхищенно, начиная с лица, скользя дальше по периметру всего тела. Это делается бессознательно – так молодой человек визуализирует свои действия по отношению к вам. Но если вы станете стрелять глазами в ответ, спутник быстро отведет взор. Он, конечно, надеется на взаимность, однако этот жест сулит о том, что ему не хочется быть разоблаченным так быстро. Если игра снова повторяется (несмотря на то, что вы заметили интерес к своей персоне, он вновь тайком разглядывает вас), будьте уверены в заинтересованности молодого человека к себе!

В психологии общения существует три разновидности взгляда: социальный, властный и интимный. Влюбленный мужчина смотрит на женщину исключительно интимно, заглядывая прямо в глаза, словно желая забраться в самую душу. Там он ищет ответ на свои сокровенные вопросы: «Готова стать моей?», «Ты мне доверяешь?», «Согласна перейти на новый уровень общения?».

Обратите внимание на глаза мужчины, некоторые признаки автоматически говорят о его влюбленности:

  • расширенные зрачки (свидетельствуют об искренней симпатии, желании к сближению, сексуальном влечении);
  • блеск (получается за счет выброса гормона фенилэтиламина, который заставляет нас в присутствии симпатичного человека испытывать такие симптомы, словно при лихорадке);
  • изменение цвета (находясь рядом с возлюбленной женщиной, глаза становятся «омутом», поэтому цвет их кажется темнее, насыщеннее, словно их затянула пелена).

В психологии есть интересный метод, который позволяет выявить истинную симпатию к себе с помощью взгляда. Для этого во время общения с мужчиной не упускайте с ним надолго пристального зрительного контакта. Если у человека есть к вам влюбленность, его мозг обязательно отреагирует на ваш посыл. Вы заметите взволнованность, смущение, прилив крови к лицу, неконтролируемую мимику и т. д. С помощью данного приема невозможно разжечь чувства парня, если их нет, однако можно разглядеть уже существующую симпатию!

Мимика тесно граничит с визуальным контактом, поэтому обратите пристальное внимание на лицо мужчины, когда находитесь в поле его зрения. Первыми «сдаются» брови! В спокойном состоянии они непоколебимы, однако, уловив симпатичную женщину, начинают бесконтрольно летать то вверх, то вниз, отображая внутренние переживания

Если мужчина намеренно поднимает одну бровь, этот жест демонстрирует глубокую заинтересованность девушкой!

Влюбленность отчетливо выдает и обонятельный орган мужчины. Наш нос достаточно чувствителен, поэтому при волнении, возбуждении, эмоциональном подъеме мы дышим чаще, интенсивнее, глубже. Ноздри раздуваются при этом, словно вместо кислорода влюбленный человек вдыхает раскаленный воздух! Губы при этом тоже предательски пересыхают, отчего влюбленным мужчинам приходится часто их облизывать языком. Этот жест говорит о тайном желании поцеловать симпатичную особу. Мы привыкли, что так делают только женщины в попытках соблазнить мужчину, однако это обычная физиологическая потребность в присутствии объекта обожания.

Ну и, разумеется, улыбка! Она начинает играть на устах с первой секунды попадания возлюбленной женщины в кругозор мужчины и не сходит, пока он ее лицезреет. Причем появляется она непроизвольно. Мужчина может замечать это и менять выражение лица, однако со временем она вновь предательски всплывает. Улыбка, как правило, искренняя, широкая, добрая.

Обратите внимание: если мужчина начинает улыбаться с первого вашего сказанного слова (даже обращенного не ему) – это жест искренней симпатии! Так интуитивно он хочет казаться для вас привлекательнее!

AV Music Morpher Gold

Рис. 5 AV Music Morpher Gold

Особенности

Мощный и функциональный аудиоредактор, имеющий также функцию изменения голоса в готовых (уже записанных) аудиодорожках.

Имеет множество дополнительных функций и отлично подойдет пользователям, работающим со звуком профессионально.

Преимущества:

  • Подходит для профессионального использования
  • Является мощным и функциональным аудиоредактором.
  • Имеется бесплатный период использования демонстрационной версии длительностью 10 дней.
  • Удобный и понятный интерфейс, несмотря на сложность редактора.

Недостатки:

  • Программа распространяется платно, при этом лицензия достаточно дорогая.
  • Короткий пробный период – составляет всего 10 дней.
  • Пробная версия программы имеет несколько урезанный функционал по сравнению с платной.
  • Программное обеспечение неспециализированное, предназначенное для редакции аудио, а не для обработки голоса.
  • Мощная функциональная программа оказывает существенную нагрузку на аппаратные ресурсы компьютера.

Основные характеристики голоса певца

На уроках вокала с нашими педагогами вы избавитесь от всех этих проблем в течение нескольких месяцев. При регулярном посещении занятий по вокалу изменяются следующие характеристики вашего голоса:

Диапазон – у среднестатистического человека , никогда не занимавшегося пением, певческий диапазон составляет 1-1,5 октавы . После курса уроков вокала диапазон голоса становится в 2 — 3 раза больше, у вас появляются высокие и низкие ноты в диапазоне

Сила – если до занятий пением ваш голос звучал слабо, и от большой нагрузки быстро уставало горло, то после обучения вокалу ваш голос зазвучит в несколько раз громче, появится полетность звука (что особенно актуально для людей публичных профессий, работающих с большой аудиторией слушателей), связки перестанут уставать

Тембр – после регулярно посещаемых уроков вокала тембр голоса становится более мясистым (объемным), чистым, звонким, обогащается новыми интересными красками

Подвижность голоса

Низкий хриплый голос

Когда мужчина слышит женщину, но не видит, то по одному тембру звучания он пытается представить себе ее внешность. Привлекательность голоса напрямую связана с физической сексуальностью объекта. Именно так считает американский психолог и доктор философии, Гордон Гэллап, Он уверен, что звуковые сигналы собеседника визуально расшифровываются в нашем подсознании. Чтобы это доказать, еще в конце 1970-х годов на базе Университета Олбаните, штат Нью-Йорк, США, ученый проводил исследование влияния голосов мужчин и женщин на представителей противоположного пола. Тогда его командой были сделаны выводы, что мужчинам больше нравятся женщины с низкими грудными голосами и хриплым или бархатным тембром. Такие дамы им кажутся темпераментными и раскрепощенными. Визуально мужчины представляли обладательниц подобных голосов брюнетками или шатенками в расцвете лет, с упругими формами и несомненным сексуальным опытом. Большая часть респондентов оказалась права в своих оценках на 60-75%. Доктор Гордон Гэллап одним из первых уже тогда связал наличие низкого грудного голоса у женщины с повышенным уровнем гормонов в ее организме, в том числе и мужского гормона — тестостерона. Он влияет на появление низких нот и характерной хрипотцы в голосе и способствует тому, чтобы тело становилось упругим. Но одновременно при этом тестостерон настраивает женский организм на постоянное сексуальное влечение и формирует соответствующий бурный темперамент. Именно эти факторы были определяющими для понимания сексуальности женщины, которую испытуемые мужчины подсознательно «считали» с одного только ее голоса и оказались правы в своих догадках.

Способы и упражнения для низкого звучания

Здесь я приведу три основных направления, в которых следует начать действовать. Это тренировка голосовых складок, работа с дыханием и артикуляцией. Обо всем по порядку.

Тренировка голосовых складок

Голосовая складка представляет собой слизистую оболочку, состоящую из голосовых связок и мышц. Эти мышцы, как и обычные мышцы тела, можно тренировать и накачивать. И чем толще становятся мышцы, тем ниже голос.

Что для этого можно делать:

Много говорить

Неважно, кто перед вами: внимательно слушающий коллега или комнатный кактус. Рассказывайте о том, как прошел ваш день, читайте вслух стихи, новости, повторяйте фразы за ведущими телепрограмм и т

п. Можно включить “бредогенератор” и в течение 10 минут говорить все, что приходит в голову по поводу какого-то предмета. Даже если слова бессвязные, нелогичные, неумные, позвольте себе их говорить.

Думать вслух. Вам нужно разговаривать беззвучно, про себя, но точно так же напрягая голосовые складки, как это происходило бы во время обычной беседы. Таким образом можно читать книги или просто о чем-то размышлять, проговаривая слова в уме.

Петь и кричать. Это помогает разогреть связки и делает их более эластичными, податливыми. Можно найти аудиозаписи вокалистов с низким тембром и стараться подпевать как можно ближе к оригиналу. Что касается крика, чтобы не смущать соседей, можно воспользоваться подушкой и кричать в нее.

Рычать. Начните рычать на предельно низких тонах, постепенно повышая тональность до безопасного комфортного предела. Затем снова понижайте голос и вновь повышайте.

Работа с дыханием

Предлагаю несколько упражнений:

  1. Встаньте с ровной спиной, сделайте медленный вдох и одновременно поднимите руки сначала в стороны, а затем вверх. Задержите руки и дыхание на несколько секунд, а затем резко наклонитесь вперед с шумным выдохом, опуская руки. Выполняйте по 2-3 подхода ежедневно.
  2. Исходная позиция та же: стоя с ровной спиной, руки по швам. Наклонитесь вперед, согнув спину и делая резкий, короткий, шумный вдох. Теперь плавно распрямитесь, позволяя воздуху медленно выходить из легких. Выполните 10 вдохов-выдохов, затем сделайте 5-минутный перерыв и возвращайтесь к исходной позиции. Число подходов можно постепенно увеличивать.
  3. Сделайте глубокий зевок и на выдохе постарайтесь что-нибудь произнести.

Большой популярностью пользуется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Сегодня ее преподает ученик Александры Николаевны – доктор Михаил Щетинин. Рекомендую ознакомиться с его видеоуроком.

Вот еще несколько советов:

  • Дышите диафрагмальным дыханием. То есть животом, чтобы плечи и грудная клетка оставались на своих местах, а двигался только живот.
  • Говорите на английском. Этот язык намного бережнее относится к голосовому аппарату, нежели русский, поэтому привыкать к правильному дыханию во время беседы будет проще.
  • Разговаривайте медленнее. Во время быстрой речи связки напрягаются и тон автоматически становится выше.
  • Следите за осанкой. Необходимо, чтобы голова и спина располагались прямо. Звук напрямую зависит от положения гортани.

Артикуляционная гимнастика

Этот вид упражнений направлен на те органы, что задействованы в образовании звуков: язык, губы, щеки, нижнюю челюсть.

Приведу некоторые примеры таких упражнений:

  1. Прижмите подбородок к груди и низко вытягивайте звук “и-и-и”, постепенно поднимая голову, но не переставая звучать.
  2. Плотно сомкните губы, вытяните их вперед, а затем растяните в широкой улыбке.
  3. По очереди поднимайте и опускайте то верхнюю, то нижнюю губу, обнажая зубы.
  4. Высуньте язык и постарайтесь “нарисовать” им разные цифры или буквы.
  5. Подвигайте нижней челюстью вперед-назад, а затем максимально широко раскройте рот.
  6. Регулярно произносите громко и четко следующие звуки: Г, К, ХА, О, У, М, Н. Они способствуют открытию задней стенки горла и лучше всего опускают гортань.

Еще больше упражнений на артикуляцию вы можете найти в отдельной статье.

Как определить тембр голоса

Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.

Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.

В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом

Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты

Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.

Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.