Феминизм

От рассказов мамы о сексизме — к идеологической борьбе

— Я всегда восхищался мамиными достижениями и хотел быть похож на нее, именно по этой причине я воспринимаю как личное оскорбление, когда кто-то при мне позволяет себе сомневаться в способностях женщин, обесценивать женские заслуги и достижения, — рассказывает предприниматель в области энергосберегающих технологий из Украины Констант Рафман, создатель группы в соцсети «ВКонтакте» «Мужчины за феминизм». В русскоязычном сегменте соцсети это было одно из первых сообществ, посвященных теме равноправия полов. 

Констант в прошлом — эксперт-криминалист и госслужащий, участвовал в военном конфликте, сейчас, помимо основной работы, помогает в семейном бизнесе — приюте для животных. Он рассказывает, что «обостренное чувство справедливости» было характерно для него с ранних лет. Он придерживается левых взглядов, хотя и специфических по некоторым позициям, и продвигает их на поле борьбы за гендерное равноправие. Не последнюю роль в его случае сыграла семья. 

— Моей маме пришлось многое пережить в «лихие 90-е», оставить научную карьеру из-за финансовых трудностей. Однако ей удалось с достоинством преодолеть все испытания, выстроить свой успешный бизнес. <…> Я знаю, что она сталкивалась с сексизмом и в советское время, и после. Она рассказывала о нездоровой атмосфере в научной среде в позднесоветское время — изначально предвзятом отношении к научным работам авторства женщины, «стеклянном потолке», нежелании поручать женщине ответственные административные обязанности под предлогом «Родишь, уйдешь в декрет, вся работа к чертям полетит». За бандитские 90-е и говорить нечего — в те времена женщине было просто опасно «высовываться». И это не говоря о фактах грубости и домогательств со стороны чиновников и «правоохранителей», немотивированном отказе в деловом партнерстве на начальном этапе построения бизнеса. У моей мамы все выровнялось только к середине нулевых — то ли с достижением определенного уровня репутации, то ли сама атмосфера в стране стала здоровее, прогрессивные идеи стали проникать в умы. Я думаю, и то, и другое.

С 2013 года Констант ведет группу «Мужчины за феминизм», основная цель которой — заронить в мужчин сомнения в правильности существующего порядка вещей. Первые единомышленники нашлись быстро: к группе присоединились знакомые Константа из левого движения. Но активных соучастников найти не так просто: с кем-то начались идеологические разногласия, у других было недостаточно времени для плодотворной информационной работы. Так или иначе, первые четыре года группу Констант вел сам. В офлайне старался доносить до людей свою позицию в личном общении, это часто приводило к личным конфликтам. 

— Доходило до драк и серьезной вражды, хотя в большинстве случаев профеминистические идеи оппоненты пытаются высмеять, когда заканчиваются их немногочисленные и банальные аргументы в поддержку своей точки зрения. <…> Из-за расхождений во взглядах на феминизм в итоге прекратил общение с большей частью школьных и университетских друзей, конфликты на почве феминизма пресекли несколько довольно перспективных возможностей в бизнесе.

Торжество матриархата

По мнению философа Александра Дугина, «красная девка революция» 1917-го года есть не что иное как торжество матриархата. Советский союз и стал воплощением матриархата, быть может, внешне не заметного.

Образование в школах осуществлялось со второй половины XX века преимущественно женщинами; работать наравне с мужчинами – заслуга советской политики; культ потребления, выросший в СССР (да-да, парадигма «машина-квартира-дача-карьера-индийский гарнитур» проросла в сознание современников именно оттуда) – чистой воды безудержный матриархат; наконец, самое больное, в духе «равноправия полов» воспитано не одно поколение граждан (инерция продолжается и по сей день). Последнее – серьезная бомба под институт семьи. И, в общем, она уже взорвалась.

Понятие «раса» в феминистском разрезе

Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел. Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм. Одна из самых ярких представительниц , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с  они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:

  • Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;

  • Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;

  • Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Интерсекциональный феминизм

Intersection = пересечение угнетений.

Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения.

 — одно из свежих направлений, которое обращается к вопросам женщин, которые живут в странах третьего мира. По словам одной из представительниц деколониального феминизма, , «Женщина третьего мира — сингулярный монолитный субъект, созданный западной либеральной мыслью».

Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.

В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.

Так что же такое феминизм?

Это идеология (развитая, продвинутая идея), направленная на достижение женщинами равных прав с мужчинами. Акцент делается на социальном равенстве. Определение «феминизм» также подразумевает осознание женщины, как равной мужчине, равенство личных прав. Если сформулировать, что такое феминизм простыми словами, то получится, что феминистки считают себя обделенными в праве принимать значимые решения в семье, в политике, участвовать в серьезных и глобальных проектах. Хотят иметь возможность занимать высокие должности во всех социальных областях, включая воинскую службу, полеты в космос, высокие технологии.

Феминистки желают управлять миром наравне с мужчинами, а в семейном плане хотят изжить патриархальные устои, когда мужчина по определению главный. Но самый важный аспект феминистского движения заключается в том, чтобы добиться от социума защиты от изнасилований, домогательств сексуального плана, притеснения и насилия в семье, т.е. получить гарантии физической неприкосновенности – право женщины распоряжаться своим телом (вне зависимости от пожеланий мужчины).

Что такое феминизм кратко и понятно можно продемонстрировать на примере, когда женщина подает в суд на мужчину за сексуальное домогательство. И в тех странах, где феминизм развит не на словах, а на деле – она этот суд, скорее всего, выиграет.

В феминизме, как и в любом общественном движении, случаются перекосы, гипертрофированная форма проявления идей, эпатажные выходки

Активистка феминизма Эмма Уотсон (известная по фильмам «Гарри Поттер») решила сфотографироваться с полуобнаженной грудью, вызвав повышенное внимание к себе и феминизму

Психология селфи

Как «глянец» «вырастил» профеминиста

— В начале 2017 года я начинал работать в журнале «Сплетник» , и я абсолютно спокойно писал тексты типа «Красивое платье должно подчеркивать вашу фигуру, если она действительно стройная», — вспоминает свой первый журналистский опыт москвич Антон Данилов. Сейчас он работает в одном из первых русскоязычных изданий с профеминистской редакционной позицией Wonderzine, а два года назад завел авторский Telegram-канал «Профеминизм».

— Работая в «глянце», я всерьез не задумывался о правах женщин, хотя и каких-то стереотипов о феминизме у меня не было, я его не демонизировал. Мои первые заметки были реально очень мизогинными, но это было привычным делом. Когда ты видишь, что твои коллеги делают так, ты не включаешь голову. Только спустя время ты начинаешь все это рефлексировать, — говорит Антон.

Но, по его словам, именно «глянец» привел его к профеминистским взглядам. Работая в журнале Marie Claire, он впервые столкнулся с темой харассмента, когда писал заметки о домогательствах к актрисам со стороны Харви Вайнштейна и о других подобных скандалах в Голливуде. Во время работы в тематическом Wonderzine он узнал и о других проблемах: 

— Шеф-редакторка попросила меня подготовить материал про феминизм в России. Я подошел к этому заданию очень ответственно и в какой-то момент просто обалдел от того, какой пласт проблем мы, мужчины, не замечаем. Это знание было настолько шокирующим, что я еще сильнее начал углубляться в тему. Очень подробно изучил направления феминизма, его историю, какие проблемы есть в России и на Западе, в странах Востока. Сейчас все медиапространство в России движется в эту сторону, и слово «феминизм» на разных сайтах звучит без брезгливости. В какой-то момент, если ты не совсем «отбитый», ты начинаешь анализировать, думать и потихоньку, шаг за шагом, понимать, чего хотят феминистки, какие проблемы есть у женщин.

Тогда же Антон Данилов решил создать Telegram-канал — в первую очередь, чтобы делиться своими собственными мыслями в процессе «узнавания» феминизма, дополнительно «подсвечивать» актуальные инфоповоды фем-повестки. Данилов не считает себя активистом. Но его Telegram-канал резко прибавил в числе подписчиков как раз благодаря активистскому шагу: в апреле 2020 года он написал петицию с требованием лишить артиста Марата Башарова всех регалий за то, что он избил свою жену. Пост с петицией начал быстро распространяться в соцсетях и мессенджерах. Сейчас у Telegram-канала «Профеминизм» более 3 тыс. подписчиков. 

Про бытовой сексизм

С откровенным сексизмом на работе я сталкивалась очень редко: просто работала с детьми, а потом в библиотеке. Но не всем так везло в жизни. А бытового сексизма, конечно, навалом. Взять пресловутое пальто. Я всегда стараюсь вежливо объяснять, почему мне было бы приятно надеть свое пальто самой. Потому что я быстрее надену свое пальто сама, чем человек, который будет пытаться попасть мне рукавом в руку. Я говорю: «Пожалуйста, можно я сделаю это сама? У меня там карманы от мелочи отвисли».

Помощь должна быть ориентирована не на то, есть у тебя член между ног или нет, а на необходимость. В какой-то момент может помочь человек, который физически сильнее, в какой-то — тот, у которого есть опыт. С бытовым сексизмом надо бороться, потому что невозможно быть сексистом в одном и не быть в другом, это часть системы.

Нет гендера — нет неравенства

Феминистки считают, что гендер и гендерные роли — социальный конструкт. Недавним намерением властей США юридически закрепить понятие пола, предусматривающее указание пола человека при рождении, были возмущены Google, Apple и ряд компаний, отправивших письмо Трампу против юридического закрепления гендерной принадлежности граждан. Оказывается, юридическое определение пола дискриминирует трансгендеров! В наше время мы имеем дело и с гендерно-нейтральным воспитанием детей

А в Мичиганском колледже отменили спектакль «Монологи Вагины», так как «не у всех женщин есть вагина». В Швеции распространено гендерно-нейтральное местоимение hen, используемое вместо «он» и «она». Лево-либеральное безумие достигло невероятных высот — пока в США стреляют в школах и на улицах, либералы ведут дискуссии о том, в какой туалет идти тем, кто относит себя к иным гендерам.

В наше время мы имеем дело и с гендерно-нейтральным воспитанием детей (не могу не привести тут аналогии с ЛГБТ-пропагандой через детские книги в духе «gay is ok» и феноменом Шотландии), а Селин Дион запустила линию гендерно-нейтральной одежды.

В постмодернистском типе феминизма сама пара мужчина-женщина предполагает иерархические отношения «master-slave», поэтому устранить причину «угнетения» можно, лишив людей пола или сделав их зависимыми от индивидуального решения. Здесь феминизм находит точки соприкосновения с ЛГБТ-движением, отсюда и поддержка трансгендеров, и киберфеминизм Донны Харауэй. Она отрицает даже само понятие «бытия женщиной».

Отдельно отметим постгендеризм с идеей размножения с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Постгендеристы считают, что нет гендера — нет неравенства и угнетения, а целью ставят исчезновение полов в социуме. Трансформация физических возможностей, материнство без контакта с противоположным полом приведет к упразднению пола.

Профессор Линда Гордон писала по поводу брака: «Семья в привычном понимании этого слова должна быть уничтожена». Этот радикализм развивается у писательницы Валери Соланис в идею зачатия без мужчин, так как благодаря науке и технологиям механически возможно рожать только самок.

Критика феминизма

Хотя феминизм является авангардом западных демократий, сторонники традиционных ценностей, активисты движений за права мужчин, антифеминизма, маскулизма, религиозные фундаменталисты, консервативные и правые политические силы выступают против феминизма. По их мнению, права женщин и так давно превысили права мужчин, а феминизм, как движение за равенство, давно потерял свою актуальность. Сейчас феминизм несёт только вред обществу.

Конечно же среди критиков есть разногласия. Но в общем, все перечисленные группы резко осуждают разрушительные (по их мнению) для общества и психики каждого человека движения.

Критики считают, что феминизм часто превращается в политическую и социальную систему убеждений по созданию новых стереотипных убеждений и предубеждений. При этом не учитываются потребности и убеждения других представителей социума. Феминизм выступает исключительно за предоставление новых прав и привилегий женщинам без каких-либо обязательств с их стороны. В ответ на это, феминистки обвиняют первых в манипуляции информацией, психологических манипуляциях и пропаганде.

Критики также заявляют, что в странах Запада через феминистическое движение мужчины подвергаются разнообразной дискриминации и постепенно становятся наиболее дискриминированной частью общества.

Например, опекунство над детьми при разводах родителей почти всегда предоставляется матери. Женщин почти никогда не отправляют в тюрьму за совершение преступлений сексуального характера.

Примером также является обязательная служба в армии по призыву. Даже Израиль является страной, где обязательная воинская повинность распространяется на всех граждан, независимо от пола, но при этом военнослужащих женщин направляют служить в боевые части исключительно при их добровольном выборе. Их не используют в операциях, а после прохождения срочной службы они получают пожизненное освобождение от ежегодных обязательных сборов для поддержания боеспособности.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Зарождение феминизма

Зарождение самой концепции этого течения возникло давно. Первым, кто начал говорить о возможности предоставления равных прав всем гендерам, — философ Платон, который жил в 5 столетии до н. э. Но его вряд ли можно назвать основоположником феминизма. Активная борьба за такие идеи и сам значок феминисток появились гораздо позже.

Первой, кто заговорил о такой проблеме, стала Мэри Уолстонкрафт. Британская писательница в 1792 году выпустила сочинение, которое так и называлось «В защиту прав женщин». Она критиковала патриархальный уклад и указывала на то, что дамы могут наравне с мужчинами обладать различными возможностями и правами. Акцент делался на получение образования, но не на дому, а в учебных заведениях.

«Первая волна»

Первая волна феминистического течения связана с суфражизмом. Это движение появилось в США и Англии. Его представительницы пытались добиться права женщин на голосование. Течение появилось в середине 19 столетия и совпало с борьбой против рабства.
Источник фото: shutterstock.com

Была собрана настоящая конференция, в рамках которой суфражистки выступали не только за предоставление избирательного права дамам. Также они отстаивали равные с представителями противоположного пола права:

  • на работе;
  • дома;
  • в церкви.

Как результат — после 1-ой волны была создана Декларация убеждений, но в Конституцию США поправки были внесены только через 70 лет.

«Вторая волна»

Началась 2-ая волна только через 100 лет и выпала на конец 1950-х, а также захватила часть 1960-х годов. Кому же нужен был новый всплеск? Кто его придумал? Вторая волна обычно связывается с Симоной де Бовуар и Бетти Фридан.

Европейские писательницы расширили лозунги феминисток. Теперь речь шла не только об избирательном праве. Если кратко и понятно говорить о новых требованиях, то они сводились к общим правам:

  • борьба с притеснениями в семье;
  • равные возможности в карьере;
  • идентичная оплата труда при выполнении одинаковых обязанностей;
  • отказ от общественного давления.

Также в рамках второй волны шла борьба с дискриминацией. Одна из основательниц второго течения написала книгу с броским названием «Второй пол», где были отмечены основные минусы гендерной разницы. Она писала о том, что контроль за женщинами начинается в семье, а потому им необходима свобода. Каждая из дам должна научиться и взять на себя ответственность за собственную судьбу.
Источник фото: shutterstock.com

Бетти Фридан издала книгу, которая называлась «Женская мистика». В ней были продолжены идеи Симоны. Писательница говорила о том, что дамы считаются второсортными гражданами. Это касается как семейной, так и социальной, культурной, экономической сторон. Она пишет, что предназначение девушек не только в браке, семье, детях и работе по дому. Фридан учредила специальную организацию в США, целью которой стало достижение равноправия.

«Третья волна»

А когда зародился 3-й этап? Третья волна приходится на 1990-е годы, чему способствовали вопросы семейного насилия, абортов, классового неравенства, домогательства на работе и дискриминации по оттенку кожи.

Считается, что ее спровоцировала Анита Хилл своим заявлением о домогательствах от Томаса Клэренса, ассистенткой которого девушка и была. Сексуальные домогательства несколько раз возникали в ее сторону. Но термин был введен не Хилл, а Ребеккой Уолкер.

Профеминизм как часть политики

— Бывают споры на тему феминизма во время предвыборных кампаний, когда я общаюсь с избирателями

Например, во время поквартирного обхода я рассказываю о важности создания шелтеров для пострадавших от домашнего насилия и института уполномоченной по правам женщин. Но в большинстве случаев об этом со мной готовы разговаривать только те, кто меня поддерживает, — рассказывает зампредседателя гендерной фракции российской партии «Яблоко» Николай Кавказский. 

Свой путь в общественную и политическую активность он начал с защиты прав ЛГБТ:

— Я начал изучать вопросы сексуальности и понял, насколько ЛГБТ-люди подвержены дискриминации. На тот момент, около 10 лет назад, эта тема не была на повестке и даже оппозиция не особенно занималась этим вопросом. Поддерживать феминисток я начал из союзнических соображений. Но сейчас я думаю, что оппозиция больше откликается на требования ЛГБТ, а не феминисток. Многие мужчины боятся этих вопросов, не понимают. Во всех партийных организациях есть мизогиния. Сексизм мы не победили не только в обществе, но даже внутри тех партий, у кого такая цель прописана в уставах. 

Николай продвигает свои взгляды в соцсетях, в личных беседах, организует и принимает участие в тематических мероприятиях, но признает, что быть профеминистом в современной России трудно: 

— С одной стороны, я считаю, что требования гендерного равенства принимают более радикальные формы. А с другой — растет и сопротивление сторонников патриархата. Я справляюсь с этим потому, что для меня уже привычна эта повестка. Хотя сложности все равно есть. Это связано с мужской гендерной социализацией. Ты постоянно ловишь себя на мысли, что можешь что-то не так сказать или даже сделать. В первую очередь просвещать по этой теме должны все-таки женщины.

Первый: Воинская служба

Когда я проходил службу в армии, я бы, наверное, всё отдал за равноправие мужчин и женщин. В той части, где я служил, было 438 мужчин и всего 5 женщин. Две телефонистки, повариха и две в штабе. При этом, телефонистка была подругой командира второй роты, штабистка носила погоны капитана, и испытывать на её счет какие – либо эротические иллюзии не полагалось по уставу. Повариха была ровесницей старшей сестры моей мамы и абсолютно не могла будоражить голодное солдатское воображение. Так что путем не сложных математических вычислений получается, что на каждого бойца приходилось по одной 218 –й части от двух оставшихся свободных женщин. Согласитесь не много.

Думаю, что если бы министр обороны принял приказ о наборе на срочную службу зрелых и крепких здоровьем девушек, это в корне бы поменяло отношение солдат к военной службе, и вдохновленные каждодневным лицезрением боевых подруг, солдаты за короткое время могли бы достичь высокого уровня духовного и физического развития. Присутствие женщин в армии могло бы искоренить дедовщину и другие формы неуставных отношений, как сублимацию не реализованной эротической энергии, и во много раз бы сократило самовольные отлучки солдатов за пределы воинской части. А девушки, в свою очередь, не были бы подвержены тяжкому испытанию разлукой с любимым, не всем дано быть «Пенелопой», и могли бы вместе служить со своими избранниками без лишних и никому не нужных переживаний.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 

Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. 

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  

Феминизм сильно повлиял на религию

О мужском воцерковлении пространства

Почему в России православные приходы по преимуществу остаются женскими? Да, есть монастыри, есть исключения, единоверческие общины… Но это исключения. Женщин больше.

Клирос, который сегодня также повсеместно женский, таковым в России начал становиться лишь с середины XIX века. Не исключено, что партесное, оперное пение на наших богослужениях держится не в последнюю очередь благодаря «чувственной» школе женщин-регентов. Аскетичного, настраивающего на молитву и серьезные размышления знаменного распева почти не услышишь. В иконописи – снова чувственный академизм и зачастую либо барокко, либо полная эклектика: в иконографии, архитектуре, бытовом убранстве храмов.

Упорядоченности и суровых форм, присущих мужскому восприятию реальности, нет места. И с ним ведут настоящую борьбу: мол, страшно все это! А во времена Василия Великого, Иоанна Златоуста, Владимира Крестителя, Сергия Радонежского было не страшно, а нормально.

Ветви современного феминизма

Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.

Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.

Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.

Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.

Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).

Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества

Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».