Морихей уэсиба: айкидо

От Монголии до Китая: религиозная авантюра

И вот, неожиданно, в 1924 году Онисабуро Дэгути замыслил ни больше ни меньше, как создать утопическое религиозное государство.

Злые языки(американские) утверждают, что в Монголию его позвали японские ультранационалисты из Общества чёрного дракона в расчёте на то, что гуру с его пропагандой подготовит местное население к японской интервенции. А Дэгути, не будь дурак, взял да согласился в обмен на помощь с переходом через границу.

Онисабуро Дэгути

По какой причине суровый, но довольно практичный Уэсиба тоже согласился на эту авантюру — точно не известно. То ли и впрямь уверовал, то ли отговорить учителя не смог, а бросить его без охраны не захотел.

Как бы то ни было, экспедиция двинулась в путь. Дэгути в период путешествия искренне считал себя инкарнацией Будды(и заодно Чингисхана), так что реакция окружащих его не особенно беспокоила.

Группа выступила в начале февраля 1924 года. Частично пешком, частично на двух автомобилях добралась до Таонаня в Маньчжоу-го, а затем отправилась в Улан-Хото, куда Дэгути эффектно въехал на специально купленном белом коне.

Этот период из жизни Дэгути и Уэсибы полон легенд. Рассказывают, например, что Дэгути исцелял людей, вызывал грозу и проповедовал, а о-сенсей, разбрасывая по канавам встречных бандитов, обрёл дар уворачиваться от пуль и способность предвидеть будущее. И уж точно не увидел в нём — будущем — ничего хорошего.

Список (частичный) учеников, которые жили вместе с Морихэем Уэсибой ( уши-деши )

  • Нобуюки Ватанабэ
  • Сёдзи Нисио (1927-2005) — основатель айки тохо иайдо
  • Тадаши Абэ
  • Кадзуо Тиба — один из последних деши
  • Терри Добсон  (ru)
  • Гаку Хомма — основатель японского кан канчо, один из последних ушидэси
  • Мицунари Канаи
  • Сюдзи Маруяма
  • Минору Мотидзуки — основатель айкидо дзюдзюцу
  • Хироо Мотидзуки — сын Минору Мотидзуки и основатель Ёсэйкан будо
  • Муцуро Наказоно
  • Андре Ноке — основатель GHAAN во Французской федерации айкидо и будо (FFAB)
  • Масамичи Норо — основатель киномичи .
  • Морихиро Сайто — Ивама Рю
  • Мицуги Саотомэ
  • Годзо Сиода
  • Сейичи Сугано
  • Каншу Сунадомари
  • Нобуёси Тамура — президент Французской федерации айкидо и будо — FFAB
  • Коичи Тохей — основатель ки айкидо , общество ки.
  • Кендзи Томики — один из первых учеников Уэсибы
  • Ёсимицу Ямада
  • Мичио Хикитсути
  • Кендзи Симидзу — основатель айкидо тендорю, известный как его последний утидэси.
  • Хирокадзу Кобаяси — кокусаи айкидо кэнсюкай кобаяси хирокадзу ха неразборчиво
  • Ицуо Цуда — сото деши

Примечания и ссылки

  1. Киссёмару Уэсиба, Дух Айкидо , Издания Будо, 1998, стр.  116-117 .
  2. ↑ и Жан-Даниэль Cauhépé, «Моменты обычной интуиции», Айкидо и Айкибудо п о  16 , апрель 2002, Каратэ Бушидо, стр.  6-9 .
  3. ↑ и (ru) Эллис Амдур, Дуэль с О-сенсеем , Edgework (RSP),2000 г., 219  с. ( ISBN  978-1897307861 ) , гл.  13 («  Тенчи: Голова в облаках и ноги в грязи  »), с.  156–157.
  4. ↑ и
  5. Киссёмару Уэсиба, Дух Айкидо , Издания Будо, 1998, стр.  121 .
  6. Джон Стивенс, Морихей Уэсиба, иллюстрированная биография основателя Айкидо , Budo Éditions, 1999, стр.  70 .
  7. Джон Стивенс, Морихей Уэсиба, иллюстрированная биография основателя Айкидо , Budo Éditions, 1999, стр.  15 .
  8. и
  9. (in) , aikikai.or.jp , Токио (по состоянию на 11 марта 2016 г. ) .
  10. (in) Эллис Амдур, Скрытые на виду , Edgework: Crisis Intervention Resources PLLC,2009 г., 251  с. ( ISBN  978-1897307861 ) , «  Единая теория: Айки и оружие  », стр.  113.
  11. Киссёмару Уэсиба, Айкидо: Работа всей жизни , Budo Editions,2010 г., 255  с. ( ISBN  978-2846170581 ) , стр.  117.
  12. Киссёмару Уэсиба, Айкидо: Работа всей жизни , Budo Editions,2010 г., 255  с. ( ISBN  978-2846170581 ) , стр.  152.
  13. Джон Стивенс, Морихей Уэсиба, иллюстрированная биография основателя Айкидо , Budo Éditions, 1999, стр.  42-43 .
  14. Джон Стивенс, Морихей Уэсиба, иллюстрированная биография основателя Айкидо , Budo Éditions, 1999, стр.  44 .
  15. (ru) Киссёмару Уэсиба Айкидо , Hodansha Publishing,1963 г., 190  с. , «»  Рождение айкидо  «», с.  152.
  16. Киссёмару Уэсиба, Айкидо: Работа всей жизни , Budo Editions,2010 г., 255  с. ( ISBN  978-2846170581 ) , стр.  157.
  17. Джон Стивенс, Морихей Уэсиба, иллюстрированная биография основателя Айкидо , Budo Éditions, 1999, стр.  49 .
  18. (in) Киотаро Дегучи, Великий Онисабуро Дегучи , Aiki News,1998 г., 254  с. ( ISBN  978-4900586543 ) , стр.  163–165.
  19. Жорж Шарль, Ритуал дракона. Истоки и корни боевых искусств , Золотая колесница,2003 г., 550  с. ( ISBN  978-2911806360 ) , стр.  459.
  20. .
  21. ↑ и
  22. ↑ и .
  23. .
  24. ↑ и Киссёмару Уэсиба, Дух Айкидо , Budo Editions, 1998.

Токио, 1927–1942 гг.

Морихей Уэсиба в 1938 году

В 1926 году Такешита пригласил Уэсибу снова посетить Токио. Уэсиба смягчился и вернулся в столицу, но, живя там, тяжело заболел. Дегучи посетил своего больного ученика и, обеспокоенный его здоровьем, приказал Уэсибе вернуться в Аябе. Призыв к возвращению усилился после того, как Уэсиба был допрошен полицией после его встречи с Дегучи; власти держали лидера moto-ky под пристальным наблюдением. Возмущенный таким обращением, Уэсиба снова вернулся в Аябе. Шесть месяцев спустя, на этот раз с благословения Дегучи, он и его семья навсегда переехали в Токио. Этот шаг позволил Уэсибе обучать политиков, высокопоставленных военных и членов императорского дома ; внезапно он больше не был малоизвестным провинциальным мастером боевых искусств, а стал сенсеем некоторых из самых важных граждан Японии. Приехав в октябре 1927 года, семья Уэсиба поселилась в районе Широканэ . Здание оказалось слишком маленьким, чтобы вместить растущее число учеников айкидо, и поэтому Уэсиба переехали в более просторные помещения, сначала в районе Мита , затем в Таканаве и, наконец, в специально построенный зал в Синдзюку . Это последнее место, первоначально называвшееся Кобукан (皇 武館), в конечном итоге стало . Во время его строительства Уэсиба арендовал участок неподалеку, где его посетил Кано Дзигоро , основатель дзюдо .

В этот период Уэсиба был приглашен преподавать в ряде военных институтов из-за его тесных личных отношений с ключевыми фигурами в вооруженных силах (среди них Садао Араки , военный министр Японии ). Он принял приглашение адмирала Санкичи Такахаси стать инструктором боевых искусств в Императорской японской военно-морской академии , а также преподавал в школе шпионажа Накано , хотя позже было сочтено , что айкидо слишком технично для учеников, и вместо этого было принято карате . Он также стал приглашенным инструктором в Императорской академии армии Японии после того, как ему бросил вызов (и победил) генерал Макото Миура, еще один ученик Дайто-рю Такэды Сокаку. Сам Такеда встретился с Уэсибой в последний раз примерно в 1935 году, когда Уэсиба преподавал в Осакской штаб-квартире газеты « Асахи Симбун ». Разочарованный появлением своего учителя, который открыто критиковал боевые искусства Уэсибы и, казалось, намеревался взять на себя занятия там, Уэсиба ночью покинул Осаку, поклонившись резиденции, в которой остановился Такеда, и после этого избегал любых контактов с ним. . Между 1940 и 1942 годами он несколько раз посетил Маньчжоу-Го (Маньчжурия, оккупированная японцами), где он был главным инструктором боевых искусств в университете Кенкоку . Находясь в Маньчжурии, он встретил и победил сумоиста Тенрю Сабуро во время демонстрации.

«Второй инцидент Омото» в 1935 году стал свидетелем очередного подавления правительством секты Дегучи, в результате которого был разрушен комплекс Аябэ, а большинство лидеров группы заключено в тюрьму. Хотя он переехал в Токио, Уэсиба сохранил связи с группой Омотокё (на самом деле он помог Дегучи основать военизированное отделение секты только тремя годами ранее) и ожидал, что будет арестован как один из ее высокопоставленных членов. Однако у него были хорошие отношения с комиссаром местной полиции Кенджи Томита и начальником полиции Гити Морита, оба из которых были его учениками. В результате, хотя он был доставлен на допрос, он был освобожден без предъявления обвинений по указанию Мориты.

В 1932 году дочь Уэсибы Мацуко вышла замуж за фехтовальщика Киёси Накакура , который был усыновлен как наследник Уэсибы под именем Морихиро Уэсиба. Брак распался через несколько лет, и Накакура покинул семью в 1937 году. Позже Уэсиба назначил своего сына Киссёмару наследником своего боевого искусства.

В 1930-е годы Япония вторглась в материковую Азию и усилила военную активность в Европе. Уэсиба был обеспокоен перспективой войны и был вовлечен в ряд усилий, чтобы попытаться предотвратить конфликт, который в конечном итоге перерос во Вторую мировую войну . Он был частью группы, вместе с Шумэем Окавой и несколькими богатыми японскими покровителями, которые пытались заключить сделку с Гарри Чендлером по экспорту авиатоплива из США в Японию (в нарушение действующего ). хотя это усилие в конечном итоге провалилось. В 1941 году Уэсиба также предпринял секретную дипломатическую миссию в Китай по указанию принца Фумимаро Коноэ . Предполагаемой целью была встреча с Чан Кайши для установления мирных переговоров, но Уэсиба не смог встретиться с китайским лидером, прибыв слишком поздно, чтобы выполнить свою миссию.

Таблица учеников Морихея Уэсибы по поколениям

Первое поколение до китайско-японской войны 1921–1935 гг. Китайско-японская война второго поколения и Вторая мировая война 1936–1945 гг. Третье поколение после Второй мировой войны 1946–1955 гг. Четвертое поколение 1956–1969 гг.
  • Дзензабуро Акадзава (1920–2007), с 1933 г.
  • Масахиро Хашимото (родился в 1910 г.), с 1931 г.
  • Такума Хиса (1895–1980), с 1934 г.
  • Ясухиро Кониси (1893–1983)
  • Нориаки Иноуэ (1902–1994), с 1921 года, племянник Морихея Уэсибы.
  • Ikkusai Ивата (1909-2003), с 1930 года, 9 — й дан Айкикай
  • Хисао Камада (1911–1986), с 1929 г.
  • Минору Мотидзуки (1907-2003), с 1930 года, 10 — й дан (получил от Международной федерации боевых искусств )
  • Аритоши Мурашиге (1895–1964), с 1931 г.
  • Годзо Сиода (1915–1994), с 1932 года, основатель Ёсинкан айкидо.
  • Риндзиро Сирата (1912-1993), с 1933 года, 9 — й дан
  • Йошио Сугино (1904-1998), с 1934 года, 10 — й дан IMAF , 10 — й дан Катори Синто-Рю
  • Исаму Такешита (1869–1949), с 1925 г.
  • Кендзи Томики (1900-1979), с 1926 года, первый 8 — й дан присуждаются в айкидо, в 1942 году.
  • Сигэми Ёнекава (1910–2005), с 1933 г.
  • Цутому Юкава (1911–1942), с 1931 г.
  • Тадаши Абэ (1926-1984), с 1942 года, 6 — й дан
  • Минору Хираи (1903–1998), с 1939 г. основатель стиля Кориндо .
  • Кисабуро Осава (1911-1991), с 1941 года, 9 — й дан
  • Каншу Санадомари (1923-2010), с 1942 года, 9 — й дан
  • Бансен Танака (1912-1988), с 1936 года, 9 — й дан
  • Сабуро Тенрю (1903–1989), с 1939 года, был известным борцом сумо.
  • Коичи Тохей (1920-2011), с 1939 года, только 10- й дан, присуждаемый Уэсибой и одобренный айкикаем , основателем Общества Ки и его стиля син син тоитцу айкидо
  • Мичио Хикитсути (1923–2004), с 1937 года, 10- й дан (присуждается устно Уэсибой), создал сингу кумано-дзюку в 1951 году ( 7- й дан ).
  • Сейзки Аб (1915-2011), с 1952 года, 10 — й дан
  • Садатер Арикав (1930-2003), с 1947 года, 9 — я дан
  • Кацуаки Асаи (родился 1942), с 1955 года, 8 — й дан
  • Хироси Като (1935-2012), с 1954 года, 8 — й дан
  • Ясуо Кобаяси (родился в 1936), с 1954 года, 8 — й дан
  • Реишин Кавай (1931-2010), с 1952 года, 8 — й дан
  • Yoshio Куроива (1932-2010), с 1954 года, 6 — й дан
  • Коретоши Маруяма (родился в 1936), с 1954 года, 6 — й дан , основатель yuishinkai айкидо
  • Мутеро Нейказоно (1918-1994), 7 е дан
  • Сёдзи Нисио (1927-2005), с 1951 года, 8 — й дан , основатель айки Toho иайдо
  • Андре Ноке (1914–1999), с 1955 года, 8- й дан , первый европейский учидеши , основатель GHAAN в рамках FFAB.
  • Масамичи Норо (1935-2013), с 1955 года, 6 — й дан , основатель kinomichi
  • Морихиро Сайто (1928-2002), с 1946 года, 9 — й дан , основатель Рю Ивама стиле
  • Хироши Тада (родился 1929), начиная с 1945 года, 9 — й дан
  • Нобуёси Тамура (1933-2010), с 1953 года, 8 — й дан
  • Сейго Ямагучи (1924-1996), с 1951 года, 8 — й дан
  • Нобуюки Ватанабэ (родился 1930), с 1958 года, 8 — й дан
  • Казуо Чиба (1940-2015), с 1958 года, 8 — й дан
  • Ясунари Kitaura (родился в 1937), с 1959 года, 8 — й дан , основатель Asociación культуры Испании в айкидо (CASA)
  • Терри Добсон (1938-1992), с 1960 года, 5 — й дан
  • Seishiro Endo (родился 1942), с 1964 года, 8 — й дан
  • Роберт Фраже (1940 г.р.), с 1964 года, 7 — й дан
  • Гаку Хомма (родился в 1950 г.), основатель Ниппон кан, он был последним учидеси, сформированным Уэсибой перед смертью.
  • Норихико Ichihashi (1940-2001), с 1960 года, 8 — й дан
  • Шизуо Имайдзуми (родился 1938), с 1959 года, 7 — й дан
  • Мицунари Kanai (1939-2004), с 1959 года, 8 — й дан
  • Ютака Курита (1940 г.р.), начиная с 1959 года, 6 — й дан
  • Сюдзи Маруяма (1940 г.р.), начиная с 1959 года, 6 — й дан , основатель кокикай
  • Seijuro Масуда (родился в 1936), с 1962 года, 8 — й дан
  • Роберт Нейдо (родился в 1937), с 1962 года, 7 — й дан
  • Алан Ruddock (1944 — 2012), с 1966 года, 6 — й дан
  • Генри Коно , с 1964 года
  • Kenji Shimizu (1940 г.р.), с 1963 года, 8 — й дан , основатель Айкидо Tendoryu
  • Жан Габриэль Гресле (родился в 1932 г.), ученик Морихея Уэсиба д’Апрель 1965 г. в Февраль 1969 г.. Основатель школы айкидо Ла Марсанж .
  • Suenaka Рой (1940 г.р.), с 1961 года, 8 — й дан , основатель Wadokai Айкидо
  • Сейичи Сугано (1939-2010), с 1959 года, 8 — й дан
  • Morito Суганума (родился 1942), с 1964 года, 8 — й дан
  • Akira Тохэй (1929-1999), с 1956 года, 8 — й дан
  • Такеджи Томита (родился 1942), с 1961 года, 7 — й дан
  • Yoshimitsu Ямада (родился 1938), с 1956 года, 8 — й дан
  • Хирокадзу Кобаяси (1929–1998), основатель стиля кокусаи айкидо кеншукай кобаяси хирокадзу ха
  • Тосиро Суга (родился 1950), с 1968 по 1969 год , 7 — й дан Айкикай
  • Тосинобу Судзуки (1918-2009), с 1958 года основатель стиля Такемусу Айкидо Кай .

Синтоистская секта и зарождение айкидо

Уже в зрелом возрасте — герою было за тридцать — Уэсибу занесло в синтоистскую секту. В 1920 году, удручённый смертью отца, он переселился в общину омото-кё и стал ревностным последователем её основателя.

Религия омото-кё — в переводе с японскогоучение великого начала» — возникла в начале XIX века. Её создателями были Нао Дэгути, женщина, которой внезапно явилось откровение об устройстве мира, и священник синто Киссабуро Уэда, которому привиделось, что он должен познакомиться с Нао. Он женился на её дочери, взял себе имя Онисабуро Дэгути и стал активно проповедовать учение тёщи. Омото-кё, в принципе, секта мирная, последователи её в основном занимаются медитацией тинкон, отличающейся особым сплетением пальцев, да распространяют эсперанто. Мирная или нет, но в секте практиковали боевые искусства — на территории общины было построено додзё, где и зародилась начальная форма айкидо.

Тренировочный процесс

Внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Морихей Уэсиба , на Викискладе?

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Корю Будзюцу , японских боевых искусств

XII — го  века (1101-1200) Дайто-рю
XIV — го  века (1301-1400) Чудзё-рю  · Кукишин-рю  · Нен-рю
XV — го  века (1401-1500) Айдзу Каге Рю  · Теншин Сёдэн Катори Синто-рю
XVI — го  века (1501-1600) Араки-Ryu  · Гёкко Рю  · Ходзоин Рю  · Итто Ryu  · Джиген-Ryu  · кагэ Рю  · Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю  · Касима Син Ню  · Синто-рю  · комагава кайсин-рю  · кюсин-рю  ° МАНИВА NEN -ryū  · Muso Jikiden эйсин Рю  · Мусо Рит Shinden  · Синкаг Рит  · Takenouchi Рит  · Тацуй Рит  · Yagyū Синкаг Рит  · Йошиок Рит
XVII — го  века (1601-1700) Эйб Рит  · Hoki Рит  · Хонтай Ёсин-рит  · хотэн-рит  · Hyoho Нитен Ichi Ryu  · Ikkaku Ryu  · Isshin Рит  · иттац-рит  · Kito Рит  · Мугай Рит  · Секигучи Рит  · Синдо Мунэна-рит  · сингёто-рит  · Синто Рит Muso  · Sōsuishi рю  · Суйо рю  · Тамия рю  · Ягю Синган рю  · Ёсин рю
XVIII — го  века (1701-1800) Теннен Ришин-рю
XIX — го  века (1801-1876) Хозан Рю  · Синдо Ёсин Рю  · Тендзин Рю Шинъё
Традиционное искусство практикуется:   · бодзюца  · ходзёдзюца  · иай — дзюца  · дзёдзюца  · Jujutsu  · дзиттэдзюца  · Кэндзюца  · Кэий  · каюдзюца  · нагинатадзюца  · Ниндзюца  · сюрикэндзюца  · содзюца  · Taijutsu  · Явара
  • Портал боевых искусств и единоборств
  • Японский портал

Хоккайдо, 1912–1920 годы

Морихей Уэсиба в возрасте около 35 лет (1918 г.)

В начале 20-го века правительство префектуры Хоккайдо , самого северного острова Японии, предлагало различные гранты и льготы группам японцев с материковой части, желающим переехать туда. В то время Хоккайдо по-прежнему был в значительной степени не заселен японцами, будучи оккупирован в основном коренными айнами . В 1910 году Уэсиба отправился на Хоккайдо в компании своего знакомого Дензабуро Курахаси, который раньше жил на северном острове. Его намерением было найти подходящее место для нового поселения, и он нашел место в Ширатаки подходящим для своих планов. Несмотря на трудности, которые он перенес в этом путешествии (в том числе несколько раз заблудился в метели и инцидент, в котором он чуть не утонул в ледяной реке), Уэсиба вернулся в Танабе, полный энтузиазма по поводу проекта, и начал набирать семьи, чтобы присоединиться к нему. Он стал лидером группы поселений Кишу, коллектива из восьмидесяти пяти пионеров, которые намеревались поселиться в районе Ширатаки и жить фермерами; группа основала деревню Юбецу (позже деревню Ширатаки) в августе 1912 года. Большая часть финансирования этого проекта поступила от отца Уэсибы и его зятя Зендзо и Косиро Иноуэ. Сын Зензо Нориаки также был членом группы поселения.

Плохие почвенные условия и плохая погода привели к неурожаям в течение первых трех лет проекта, но группе все же удавалось выращивать мяту и выращивать домашний скот. Развивающаяся лесная промышленность дала толчок экономике поселка, и к 1918 году здесь проживало более 500 семей. Пожар 1917 года уничтожил всю деревню, в результате чего около двадцати семей уехали. Уэсиба присутствовал на собрании по поводу строительства железной дороги примерно в 50 милях от него, но, узнав о пожаре, прошел все расстояние пешком. В том же году он был избран в сельский совет и сыграл видную роль в руководстве восстановительными работами. Летом 1918 года Хацу родила первенца Такемори.

Молодой Уэсиба встретил Такэду Сокаку , основателя Дайто-рю Айки-дзюдзюцу , в трактире Хисада в Энгару в марте 1915 года. Уэсиба был глубоко впечатлен боевым искусством Такэды, и, несмотря на то , что в то время он выполнял важную миссию для своей деревни , отказался от своего путешествия, чтобы провести следующий месяц, занимаясь с Такедой. Он запросил формальные инструкции и начал всерьез изучать стиль дзюдзюцу Такэды , зайдя так далеко, что построил додзё у себя дома и пригласил своего нового учителя быть постоянным гостем дома. Он получил сертификат кёдзю даири , лицензию на преподавание системы, от Такэда в 1922 году, когда Такеда посетил его в Аябе . Такэда также дал ему свиток передачи меча Ягю Синкаге-рю . Затем Уэсиба стал представителем Дайто-рю, гастролировал с Такедой в качестве помощника учителя и обучал системе других. Отношения между Уэсибой и Такедой были непростыми. Уэсиба был чрезвычайно преданным учеником, послушно заботился о потребностях своего учителя и выказывал большое уважение. Однако Такеда затмил его на протяжении всей его ранней карьеры в боевых искусствах, и собственные ученики Уэсибы отметили необходимость решения того, что они называли «проблемой Такэда».

Морихей Уэсиба: биография

Основатель айкидо Морихей (Морихэй) Уэсиба появился на свет 14 декабря 1883 г. в Танабе, Япония. Благодаря хорошему здоровью, Уэсиба начал свое обучение в боевых искусствах с сумо, поощряемому его отцом.

В своей жизни он изучал различные боевые искусства. Но ни одно из них не удерживало его на долгое время. Среди боевых искусств он практикует дзюдзюцу и дзюдо.

Сам учитель говорит, что с тех пор, как он начал заниматься боевыми искусствами в возрасте 14 лет, он отправился на поиски настоящего Будо. У боевых искусств, которые он практиковал до сих пор, был один главный недостаток — они говорили про борьбу с одним противником.

Жажда Уэсибы в настоящем Будо была утолена только тогда, когда он встретился на Хоккайдо с Сокаку Такеда. Он начал тренироваться с ним, изучать дайто-рю-дзюдзюцу. Он говорит, что Сокаку Такеда открыл глаза ему на Будо.

Уэсиба получает в 1922 г. свидетельство, дающее ему право преподавать дайто-рю. Он изучает айки-дзюдзюцу с 1920 по 1930 годы. Его ученики с этого периода учатся этой форме боевого искусства, часто называемым «довоенным стилем айкидо».

Морихэй Уэсиба, Токио, 1939 г.

Боевые искусства

Со временем Уэсиба уходит от Такеды и вносит изменения в древнее боевое искусство. Это отражено в его названии — Айки-дзюдзюцу, Уэсиба Рю, Асахи-Рю Айки Будо и, наконец, айкидо.

Когда Уэсиба становится взрослее, он меняет многое в боевом искусстве. Он делал его более мягким и более духовным. После переезда из Хоккайдо, Уэсиба попадает под влияние Онисабуро Дегучо, духовного лидера религии Омото в Аябе.

Эта поездка знакомит Уэсибу с кругами политической элиты. Его школа становится учебным центром для членов секты «Омото-кио». Уесиба также участвовал в утопическом опыте строительства колонии в Монголии, а затем дистанцировался от этого.

Несмотря на дистанцирование от Сокаку Такеды и Онисабуро Дегучи, их учения влияют на формирование айкидо.

Айкидо появляется в результате трех духовных пробуждений, которые испытывает Уэсиба. В 1925 г. он победил военно-морского офицера, который набросился на него с бокеном. Сам он был безоружным и не повредил своего противника.

После боя он идет в сад. Там он получает духовное пробуждение и откровение о том, что источником Будо является Божья любовь. «Настоящее Будо — это принять дух вселенной. Сохранить мир и все живые существа в природе для созидания и развития должным образом».

«Путь воина неправильно понят. Он не должен убивать и уничтожать других. Люди, которые хотят гоняться и обгонять других, совершают ужасную ошибку. Самое худшее, что может сделать человек, это уничтожить, повредить или раздавить другое существо. Истинный путь Воина — предотвратить эту резню — это искусство мира и любви».

Великий мастер перебрался в Токио в 1927 г. Там он основал додзе, который все еще существует сегодня под именем Айкикай Хомбу Додзё. В 1942 г. он покинул столицу и переехал в Иваму в префектуру Ибараки. Там впервые был использован термин «айкидо».

В Ивама он основал Айки Шурен Додзё, известный как Ивама Додзё. В 1969 г. непревзойденный мастер внезапно заболел и умер 26 апреля того же года.

Цитаты

«У каждого есть дух, который нужно совершенствовать. Тело, которое должно быть тренировано. Путь, который должен быть пройден».

«Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться».

«Если ты начинаешь искать «хорошее» и «плохое» в своих близких. В твоём сердце открывается дыра. Через нее входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению».

«Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай всё хорошее и доброе как своё. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой.

Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудрённых людей. Всё вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем».

Уэсиба Морихей: видео

В этом видео дополнительная информация к статье «Морихей Уэсиба: цитаты и биография основателя айкидо»

Из духовного наследия мастера

Айкидо не является средством победы над врагами. Айкидо ­средство установления мира и братской любви между людьми.

Айкидо – это несопротивление, а потому всегда победа.

Hе имеющий гармонии в душе проигрывает с самого начала.

Поместите Великую и Вездесущую Божественную Любовь в ваше сердце и ваше Будо станет настоящим и созидательным.

Соревнования, а значит и связанные с ними победы и поражения не являются Истинным Будо. Истинное Будо не знает поражения. «Hе быть пораженным» – означает – «Hикогда не сражаться».

Hастоящая победа – это победа над самим собой. Практика является основой овладения вашим Ки.

В Айкидо необходимо сознание направленное на установление мира и гармонии в природе.

Истинное Будо – это работа во имя Любви. Любовь – Хранитель Божественности всего сущего. Айкидо является реализацией Божес­твенной Любви.

Айкидо, лишенное привязанности к чему‑либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.

Мы беспрестанно выступаем против каких‑либо битв и войн. Вот почему мы строго запрещаем реальные схватки и матчи в Айкидо. Си­ла Любви очищает и соединяет партнеров в Айкидо в одно целое.

Понимайте Айкидо:

во‑первых, как Будо;

во‑вторых, как средство создания единой семьи людей. Айкидо слу­жит не кому‑то лично, не отдельной нации или государству. Его цель практическое претворение Божественного Промысла.

Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по‑японски пишутся по разному, а звучат одинаково, я решил наз­вать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако, смысл, который вкладывали бой­цы Будо в это слово раньше принципиально отличается от моего.

Секрет Айкидо в достижении гармонии со Вселенной и совместном движении с ней. Тот, кто познал секрет Айкидо, может ска­зать: «Вселенная – это я».

Я никогда не был поражен врагами не потому, что я был быс­трее их – это вообще не вопрос скорости. Они проигрывали еще до того, как начинали атаковать. Как только противник пытается ата­ковать меня, а значит и саму Вселенную, – это значит, что он пытается разрушить ее. С того момента, когда он пытается остано­вить меня или атаковать, он уже поражен. Скорость здесь не имеет никакого значения.

Hе смотрите противнику в глаза, иначе ваше сознание будет притянуто ими. Hе смотрите на его меч, иначе он вас зарубит. Hе смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет раз­рушено. Истинное Будо есть культивация духовного притяжения, которое привлекает противника к вам. Я так всегда и делаю, чтобы остаться на верном пути. Даже если партнер находится сзади меня, этого достаточно. Когда он атакует, он поразит сам себя своим на­мерением атаковать. Я – одно целое со Вселенной. У Уэсибы нет врагов. Ошибаются те, кто думает, что Будо – средство стать сильным и победить всех врагов. В Истинном Будо нет врагов. Истинное Будо означает быть в центре Вселенной.

Когда меня спрашивают: «Верно ли, что ваши принципы Айки‑Бу­до взяты из религий?» – я говорю: «Hет. Мои истинные принципы Бу­до проливают свет на религии и ведут их к завершению».

Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Hаходясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда, когда живете обычной жизнью.

В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как уводим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идем по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.

Истинное Будо – это защита с любовью всего сущего на земле, с миром и покоем в душе. Позвольте каждому развиваться своим путем. Те, кто хочет изучить Айкидо, должны раскрепостить свое сознание, прислушаться к искреннему голосу Природы через Айки и неустанно тренировать это. Hачните старательно развивать свой Дух (свое Ки).

Встать на путь «До» – познать Промысел Божий и претворить его на практике. Шаг в сторону и вы сошли с Истинного Пути.

Желаю внимательным людям прислушаться к голосу Айкидо не для того, чтобы учить других, а для очищения собственного сознания. Это и есть миссия Айкидо.

Мы можем сказать, что Айкидо – средство победить дьяволов чистотой своего Ки, а не мечом. Это означает превратить мир дья­вольских соблазнов в Мир Высокого Духа. Это и есть Айкидо.

Морихей Уэсиба.