Псевдокументальные фильмы ужасов — страница 3

Смерть нам к лицу (2020)

Комедия, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080, tagHD 720, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Борис Гуц

В ролях: Александра Быстржицкая, Даниил Пугаёв, Екатерина Волкова

Четыре дня дается человеку, чтобы тот разыскал каким угодно путем четыре миллиона рублей. Такая сумма денег уж точно не посильна для сбора обычным курьером. И обратиться бедолаге не к кому, так как родителям парня всегда были безразличны проблемы сына, а даже, если бы и не были они к нему равнодушны, так как таких сумм у них не имелось. Единственный друг также был бессилен в сложившейся ситуации. В долг такие деньги ему никто не дал бы. Оставалось рассчитывать на себя и ему придется стать порноактером. Все эти жертвы были необходимы ради спасения его любимой девушки от смерти. Так начинается новый этап его жизни.

«Наблюдение за призраком»Ghostwatch, 1992

Данный фильм режиссера Лесли Мэннига любопытен сразу в нескольких отношениях, помимо того, что это работа, которую можно расценивать как идейного предшественника разнообразных реалити-шоу на паранормальные темы. Что-то подобное начали массово делать только в 2000-е, так что фильм оказался провозвестником будущего. Во-первых, это телевизионный фильм, причем снятый BBC, а не прокатываемый в кинотеатрах. Во-вторых, фильм не просто использует, как было выше сказано, концепцию реалити-шоу, но еще и целенаправленно эксплуатирует известных на тот момент ведущих, представляя себя в качестве не развлекательной программы, а полноценного экскурса в «самый страшный дом Великобритании». Более того: в фильме тщательно имитировался прямой эфир, что произвело неизгладимое впечатление на британских зрителей, и привело как минимум к одному случаю суицида.

Мистификация ценой в 250 миллионов

Вообще-то жанр мокьюментари появился задолго до «Ведьмы из Блэр» и включает не только ужасы.

В 1964 году вышел фильм под названием «Каллоден», который рассказывает о битве, произошедшей в 1746 году рядом с одноимённым городом, после чего подобные картины выходили с определённой регулярностью.

«Ведьма из Блэр» стала настоящим прорывом – кажется, такого успеха не ожидали даже сами создатели, которые потратили на съемки около 60 тыс. $.

Для сравнения – вскоре после премьеры компания Artisan Entertainment купила фильм за миллион долларов, а в прокате он собрал почти 250 миллионов.

Ведьма из Блэр 1 (кадры из фильма)

Мистификация, конечно, была грандиозной и отлично продуманной. На сайте Imdb под фотографиями актёров, сыгравших главные роли, долгое время значилось «пропал без вести», несмотря на то, что они неоднократно появлялись в других проектах.

А ещё авторы «Ведьмы из Блэр» сняли фильм, в котором родственники и друзья «пропавших» студентов вместе с сотрудниками полиции рассказывают о поисковой операции и жизни героев до той самой последней курсовой.

Фильм Ведьма из Блэр 2 (кадры из фильма)

В общем, история оказалась выдумкой от начала до конца, но это не повлияло на популярность фильма, а любовь зрителей к мокьюментари выросла в разы.

Кроме того, после «Ведьмы из Блэр» появился поджанр псевдодокументалистики под названием «найденные плёнки».

Поэтому остаётся только поблагодарить создателей картины за интересную идею, которая дала старт сотням интересных проектов.

Смерть нам к лицу (2020)

Комедия, Мелодрама, Русский фильм

tagHD 1080, tagHD 720, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Борис Гуц

В ролях: Александра Быстржицкая, Даниил Пугаёв, Екатерина Волкова

Четыре дня дается человеку, чтобы тот разыскал каким угодно путем четыре миллиона рублей. Такая сумма денег уж точно не посильна для сбора обычным курьером. И обратиться бедолаге не к кому, так как родителям парня всегда были безразличны проблемы сына, а даже, если бы и не были они к нему равнодушны, так как таких сумм у них не имелось. Единственный друг также был бессилен в сложившейся ситуации. В долг такие деньги ему никто не дал бы. Оставалось рассчитывать на себя и ему придется стать порноактером. Все эти жертвы были необходимы ради спасения его любимой девушки от смерти. Так начинается новый этап его жизни.

«Последняя трансляция»The Last Broadcast, 1998

Вышедший на экраны в 1998-м, этот фильм, появившийся непосредственно перед бумом псевдодокументального хоррора, представляет интерес главным образом тем, что в ней стилистика документального кино соединена с размышлениями о том, как в век новых технологий распространения информации можно вообще доверять свидетельствам очевидцев и понять, что произошло на самом деле.

По форме этот фильм — расследование отдельно взятым режиссером череды загадочных событий в лесах штата Нью-Джерси, где, по слухам, обитает сверхъестественное существо — так называемый «Дьявол из Джерси», который, в частности, совершил несколько нападений на людей. Снятый полностью цифровым способом, без использования кинопленки, двумя режиссерами — Стефаном Авалосом и Лансом Вейлером — фильм, хотя и прокатился по фестивалям, вскоре был затенен куда более популярной «Ведьмой из Блэр», несмотря на то, что концептуально он не менее новаторский, чем история пропавших в лесу студентов. Именно «Последнюю трансляцию» стоит считать первым псевдодокументальным хоррором цифровой эры.

«Человек кусает собаку» или «Это случилось рядом с вами»C’est arrivé près de chez vous, 1992

Очень своеобразный фильм, завоевавший себе известность не столько изображением смачных смертей, сколько удивительно органичной попыткой соединить в формате псевдодокументалистики хоррор, черную комедию и социальную сатиру. Снятая тремя бельгийскими режиссерами Реми Бельво, Андре Бонзелем и Бенуа Пульвордом лента повествует о группе молодых людей, снимающих типичный день из жизни сериийного убийцы, который разрешает им следовать за собой, когда он выходит на след очередной жертвы. Конечно, в процессе съемок что-то идет не так, и ситуация выходит из-под контроля… но куда она заведет — не знает никто, включая всех участников событий.

Секрет популярности мокьюментари

Вопрос, который часто возникает у зрителей – почему фильмы мокьюментари настолько популярны ? Для чего смотреть кино без спецэффектов, где камера иногда трясётся так, что провоцирует морскую болезнь ?

Да и поступки героев вызывают как минимум удивление – в критических ситуациях нужно спасать свою жизнь, а не продолжать вести съёмку, как это делают они.

Психологи говорят, что секрет популярности псевдодокументалки заключается в её особенностях. Во-первых, всё, что снято на любительскую камеру, мозг автоматически воспринимает как реальность.

Фильмы в жанре мокьюментари

Во-вторых, изображения и звуки в таких фильмах обычно размытые и далёкие, что даёт зрителю возможность «дорисовать» общую картину в воображении, из-за чего становится еще страшнее.

Или интереснее, ведь жанр мокьюментари состоит не только из ужасов – в нём есть комедии, исторические картины и многое другое.

Фильмы в жанре мокьюментари

Секретные файлы: Над небесами (2018) (Beyond The Sky)

Детектив, Зарубежный фильм, Триллер, Фантастика

tagHD 1080, tagПро инопланетян, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Фулвио Сестито

В ролях: Райан Карнес, Джордан Хинсон, Клод Дюамель

Крис – непревзойдённый талантливый режиссёр. За свою карьеру он отснял немалое количество документальных фильмов про пришельцев. Главной своей задачей он считает разоблачать лже-экстрасенсов и людей, которые уверяют всех окружающих в том, что их похищали инопланетяне, а затем возвращали на землю. Всё потому что Крис не верит в существование в пришельцев, а значит и не верит людям, которые утверждают, что они существуют. Но скоро его мнение кардинально изменится. Во время сьёмок очередного такого фильма Крис знакомится с милой девушкой, которая рассказывает режиссёру и съёмочной группе один необычный секрет.

Когда бум мокьюментари придет в Россию

В России жанр мокьюментари пока не так популярен, как на Западе. Виктор Матизен связывает данную ситуацию с тем, что этот жанр появился у нас сравнительно недавно. Первый фильм в жанре мокьюментари у нас появился только в 1992 году — это были «Два капитана-2» Сергея Дебижева.

Хотя первое упоминание термина «мокьюментари» по отношению к российскому фильму было связано с триумфальным появлением ленты «Первые на Луне», где Алексей Федорченко умело спародировал великий отечественный миф о том, что россияне были первыми во всем и везде — даже на Луну умудрились слетать в 1938 году.

Виктор Матизен предполагает, что в скором будущем волна мокьюментари дойдет и до России. Нас только ожидает этот бум.

Турецкий для начинающих (2012)

Спин-офф популярного молодежного немецкого сериала. Эксцентричная мать дарит билет в Таиланд дочери, запутавшейся в отношениях с бой-френдом. Самолет попадает в катастрофу. Героине удается спастись и выбраться на тропический островок посреди океана. Вместе с девушкой там оказалась беспокойная троица немцев турецкого происхождения. Тем временем, мать героини знакомится в тайском отеле с турком – отцом двух детей, пассажиров с того же самолета.

Оригинальное названиеTürkisch für AnfängerЖанрКомедияАктерыЙозефина Пройсс, Элиас ЭмБарек, Анна Штиблих…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 5.8Возрастные ограничения16+

Полночное небо (2020)

Эта глубокая драма об одиночестве – экранизация фантастического романа Лили Брукс-Далтон. Августин – выдающийся астроном, посвятивший жизнь изучению звезд. Астронавт Салли пожертвовала семьей ради миссии на Юпитер. За окнами у Августина – север и мороз Арктики. За иллюминатором у Салли – пустота космоса. Когда из-за катастрофы на Земле исчезают все радиосигналы, а центр управления полетом перестает выходить на связь, Августин встречает загадочную девочку Айрис, а Салли мчится домой. Оба героя задаются вопросом – осталась ли еще хоть одна живая душа во вселенной?

Оригинальное названиеThe Midnight SkyЖанрФантастика, фэнтези, триллер, драмаАктерыДжордж Клуни, Фелисити Джонс, Дэвид Ойелоуо…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 5.6Возрастные ограничения12+

«Ведьмы»Häxan, 1922

Родоначальник всего поджанра, оказавший влияние настолько мощное, что воздействие его ощущается до сих пор. Фильм был скандинавской копродукцией (снимались в нем главным образом датчане, но финансирование поступало от шведской кинокомпании), и оказался самым дорогим немым фильмом для всего региона. «Ведьм», понятное дело, запрещали и жестко цензурировали во многих странах, хотя в Швеции и Дании он получил хорошую критику и широкий прокат (премьера состоялась одновременно в четырех крупнейших шведских городах, что по тем временам было очень необычным маркетинговым ходом).

Режиссер Беньямин Кристенсен изобрел принципиально новый подход к изображению зла на экране, чем и вошел в историю: фильм позиционировался как документальное исследование феномена колдовства и оккультизма в европейской истории, но в сюжете также активно использовалисьэлементы игрового кино, что производило сильное впечатление на аудиторию. Тем самым Кристенсен создал модель для псевдодокументальных хорроров, которая, с некоторыми косметическими изменениями, продолжает существовать и сейчас.

Телевидение

Псевдодокументальные формы появлялись в телевизионной рекламе и рекламная кампания. В «Дверь-вертушка» реклама, используемая в Президентская кампания в США 1988 г. атаковать кандидата Майкл Дукакис демонстрировал сценарии, похожие на документальные кадры мужчин, входящих и выходящих из тюрьмы через вращающуюся дверь. Бостонская группа Дель Фуэгос появился в рекламном ролике 1984 г. Миллер пиво, со сценариями, снятыми в портативная камера/ псевдодокументальный стиль. Группу критиковали за распродажу и фальшивую рекламу; Член-основатель Уоррен Зейнс сказал, что создание рекламы было ошибкой, что их основная аудитория отвернулась, а большая аудитория, полученная благодаря разоблачению, не сохраняла интерес надолго.

Питер Гринуэй использовал псевдодокументальный стиль в своей французской телепродукции Смерть на Сене в 1988 году. Он использовал сфабрикованные сцены, чтобы воссоздать историческое событие, которое иначе было невозможно снять, и изобразил его как реальность.

Реалити-шоу был описан как разновидность псевдодокументального фильма. Ранний и влиятельный пример — 1992 год. Реальный мир к MTV, а сценарий «реальность» шоу, граничащее с сериал.

ООО «Дом Ада» 2: Отель города Абаддон (2018) (Hell House LLC II: The Abaddon Hotel)

Зарубежный фильм, Ужасы

tagПризраки, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Стивен Когнетти

В ролях: Василе Флютур, Дастин Остин, Аманда К Моралес

Ежегодно отель с символичным названием «Абаддон» открывает свои двери всем желающим в канун праздника Всех Святых. Однажды в отеле произошла ужасная трагедия, после которой руководство города приняло решение закрыть отель. Тогда в результате трагических обстоятельств погибло более 10 человек. Детали их смерти до сих пор неизвестны общественности. Однако среди местных ходят слухи, что отель проклят, и с каждым днём слухи эти всё больше распространяются по городу. Появилось много желающих выяснить, что же там происходило на самом деле. Через время пропадает документалистка, а ещё немного погодя парень по имени Джексон. Каким-то невероятным образом Джексону удалось заснять происходящее в отеле. На видео видно, как парень сражается с жуткими существами.

Особенности жанра

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в  г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине -х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.

Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились ещё на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» () режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса. Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг.

Психиатрическая больница Конджиам (2018) (Gonjiam)

Зарубежный фильм, Триллер, Ужасы

tagHD 720, tagПсевдодокументальный

Режиссер: Чон Бом-щик

В ролях: Ви Ха-джун, Пак Чи-хён, Пак Сон-хун

В 80-х годах печально известная психиатрическая больница Конджиам по решению правительства была закрыта. Произошло это после массовых самоубийств пациентов и таинственного исчезновения главного врача больницы. На месте больницы ничего не стали строить. Впоследствии она стала заброшенной. Несмотря на дурную славу, «психушка» притягивает любителей пощекотать себе нервишки. Некоторые верят в то, что больница населена призраками тех самых самоубийц. Среди местных ходит легенда, что в больнице есть комната 402, в которую никто не может попасть. Один видеоблоггер, снимающий ролики на Youtube, решает опровергнуть эту легенду.

Фильм

Орсон Уэллс использовал в своем творчестве псевдодокументальные элементы.

Орсон Уэллс получил известность благодаря своему радиопередача и фальсификация Война миров которые обманули слушателей, заставив думать, что на Землю вторглись марсиане. Кинокритик Джонатан Розенбаум говорит, что это первый псевдодокументальный фильм Уэллса. Псевдодокументальные элементы впоследствии были использованы в его художественные фильмы. Например, Уэллс создал псевдодокументальный фильм. кинохроника который появился в его фильме 1941 г. Гражданин Кейн, и он начал свой фильм 1955 года, Г-н Аркадин, с псевдодокументальным прологом.

Питер Уоткинс снял несколько фильмов в псевдодокументальном стиле. Военная игра (1965), в котором сообщалось о фальшивой ядерной бомбардировке Англии, был воспринят настолько тревожно реалистичным, что BBC предпочел не транслировать это. Фильм выиграл Премия Оскар за лучший документальный фильм. Другие такие фильмы Уоткинса включают Парк наказаний (1971) и La Commune (2002).

Фильм Безумный Макс 2 сначала кадрирует историю, показывая постановочную последовательность изображений в документальном стиле, предназначенную для информирования зрителя о том, что то, что следует далее, является последствиями апокалиптической глобальной войны.

Методы псевдодокументального кино в некоторых случаях подвергались резкой критике, особенно в 1991 г. Оливер Стоун фильм JFK, который смешивает факты с вымыслом, чтобы продвинуть точку зрения Стоуна, что Джон Ф. Кеннеди стал жертвой заговора. Фильм сбивает с толку настоящие кадры предполагаемого убийцы. Ли Харви Освальд и постановочные образы актера Гэри Олдман кто играет Освальда. Современные эпизоды плохо освещены, и они искусственно сделаны зернистыми и поцарапанными, так что они выглядят как эпоха 1963 года. Пленка 16 мм. Камень использует псевдодокументальный формат, чтобы повлиять на зрителя, представляя теорию заговора в научной и авторитетной манере.

Фейковая фантастика

Связано с псевдодокументальным фильмом и прямо противоположно ему, понятие «фальшивка». Фальшивый художественный фильм принимает форму постановочного художественного фильма, на самом деле изображающего реальные, незаписанные события.

Было придумано понятие фальшивой фантастики к Пьер Висмут описать его фильм 2016 года Где Рокки II ?, который использует документальный метод, чтобы рассказать настоящую, незаписанную историю, но снят и отредактирован так, чтобы выглядеть как художественный фильм. Эффект этой вымышленной эстетики как раз и состоит в том, чтобы уничтожить ощущение реальности, заставляя реальные события казаться, как если бы они были постановкой или построением.

В отличие от фиктивный, фейковая фантастика не фокусируется на сатире, а в отличие от документация, он не воспроизводит вымышленные версии реальных событий прошлого.

Еще один режиссер, чьи работы могут быть связаны с концепцией фейков, — это Джанфранко Рози. Например, Ниже уровня моря использует язык художественного кино при воспроизведении незашифрованного документального материала. О своей работе Рози сказал: «Мне все равно, снимаю ли я художественный фильм или документальный — для меня это фильм, это повествование».

Найденные или обнаруженные кадры

Период, термин найдены кадры иногда использовался для описания псевдодокументальных фильмов, в которых сюжет включает в себя обнаружение отснятого материала. Найденные кадры изначально название совсем другого жанра, но журнал Разнообразие, например, использовал термин «искусственно найденный фильм» для описания фильма 2012 года. Искатели Могил 2. Киновед Дэвид Бордвелл подверг критике это недавнее использование из-за путаницы, которую оно создает, и вместо этого предпочитает термин «обнаруженные кадры» для повествовательного трюка.

Между нами горы (2017)

Этот фильм не похож на брутальные боевики про сильный мороз и не менее сильные характеры, скорее, это микс из мелодрамы про любовь и триллера про борьбу за жизнь. Бен и Алекс спешат по своим делам, но их рейс отменяют. Тогда мужчина и женщина находят пилота частного самолета, согласного доставить их на место. В пути у пилота случается инсульт, и он умирает, а самолет падает в горах. Герои остаются живы, но у них нет воды, еды, связи с внешним миром, а вокруг мороз. К тому же никто не знает об их маршруте. Понимая, что помощи не будет, друзья по несчастью отправляются в долгий путь.

Оригинальное названиеThe Mountain Between UsЖанрБоевик, триллер, драма, мелодрама, приключенияАктерыИдрис Эльба, Кейт Уинслет, Бо Бриджес…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

Особенности жанра[править | править код]

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого игрового кино — докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.

Мокьюментальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в 1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в  г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине -х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.

Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились ещё на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).

В русском языке однозначный термин ещё не устоялся, и многие информационные ресурсы используют английский термин мокьюментари (mockumentary), образованный от слов mock — подделка, и documentary — документальный фильм. Также встречается термин «псевдодокументальный фильм», но он употребляется часто и по отношению к совершенно другим жанрам. Одним из первых известных русскоязычных фильмов с элементами мокьюментари стал фильм «Два капитана-2» () режиссёра Сергея Дебижева. Следует также упомянуть фильм «Первые на Луне» 2005 года. Среди более современных фильмов можно выделить 5-серийный фильм Андрея Лошака «Россия. Полное затмение», вышедший в эфир телеканала НТВ в августе 2012 года. Каждая серия была посвящена этапу из так называемого плана Даллеса. Сам автор говорит, что не стоит серьёзно воспринимать фильм, так как это чистой воды троллинг.

«Снафф»Snuff, 1975

Если прошлые фильмы в списке были попытками сыграть на поле более или менее респектабельного документального кино, то «Снафф» — это если и не первый, то самый исторически значимый пседодокументальный эксплуатационный хоррор. Он рекламировался в качестве первого фильма, в котором на экране зафиксированы реальные убийства, и представлял собой, говоря современным языком, видеоотчет о жизни нескольких членов секты, поклоняющихся маньяку-убийце, которые в конце съемок фильма приканчивают собственно участников съемочной группы. Фильм примечателен тем, что именно он способствовал введению темы «snuff films» в кинематографический мейнстрим.

В дальнейшем с сюжетами, вращающимися вокруг снафф-тематики работали такие разные режиссеры как Алехандро Аменабар («Дипломная работа») и Джоэл Шумахер («8ММ»), но все это были позднейшие и уже чисто игровые опыты в переосмыслении этого феномена, а у истоков его стоит микробюджетный и ультракровавый фильм Майкла Файндлея.