Contents
- «Письма и песни мужчин среднего возраста…»
- «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»
- 7 МЕСТО: «РУССКАЯ КЛАССИКА»
- 9 МЕСТО: «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» (Гоголь-центр)
- 5 МЕСТО: «ЛОЛИТА»
- 13 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»
- «Собака на сене»
- 3 МЕСТО: «КНИГА СЕРАФИМА»
- 2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)
- «Горбачев»
- 1 МЕСТО: «НАНА»
- «Добрый человек из Сезуана»
- «Бульба. Пир»
- 11 МЕСТО: «АНАЛЬНАЯ ОРГИЯ С УЧАСТИЕМ НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ ПОД ОРГАННУЮ МУЗЫКУ»
- «Петровы в гриппе»
- Губернатор — Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова
- Служанки. Театр Романа Виктюка
- 11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)
- 7 МЕСТО: «LЁ ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ» (Театр на Таганке)
- 1. Кто боится Вирджинии Вульф? Театр Современник.
- «Триптих»
- «Бесы»
- «Бердичев»
- 7. Сон Гафта, пересказанный Виктюком. Театр Современник
- 4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)
- «№ 13D»
- 12 МЕСТО: «УНИВЕРСИТЕТ ПТИЦ»
- 6 МЕСТО: «ЛУННАЯ МАСЛЕНИЦА»
- «Семейка Краузе»
- «Таланты и поклонники»
«Письма и песни мужчин среднего возраста…»
«Квартет И»
9, 25 мая
На неутомимый квартет можно смотреть не только в кино, но и в театре. Леша, Камиль, Слава и Саша сидят за длинным столом и разговаривают. Занятный ход — оформить монологи мужчин, переживающих кризис среднего возраста, в письма к самым разным адресатам (Деду Морозу, идеальной девушке, родителям и даже выпавшим волосам) — достоин зависти коллег по развлекательному цеху. Эпистолярный жанр предполагает доверительную интонацию, а потому мужские откровения не только веселят, но и берут за душу. Вместе с четверкой комедиантов на сцену выходят Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай».
«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»
Школа драматического искусства
В основе спектакля — одна единственная фраза из «Трех сестер» («Бальзак венчался в Бердичеве»), остальное — гениальная жуть от Дмитрия Крымова, мастера сценических ребусов и визуальных метафор. Его фантазия не подчиняется никаким театральным законам или даже простой логике. Чехов для него только повод к собственному эксперименту.
Крымов и его команда превратили чеховских сестриц в уродливых клоунесс. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Свою ущербность герои явно не осознают — весело поедают на сцене арбуз, гипнотизируют чайные чашечки, подшучивают друг над другом, сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». Ни одной сцены в новом спектакле нельзя предугадать. Возможно, даже сразу понять ничего не получится. Но вот смысл, идею не уловить невозможно. Все мы — маленькие смешные уродцы, которые живут так, как будто бы они бессмертны, а горя не существует. Но рано или поздно и смерть, и горе, случаются. И всех жаль.
7 МЕСТО: «РУССКАЯ КЛАССИКА»
Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург
Постановщики: Дмитрий Волкострелов (режиссер-постановщик), Ксения Перетрухина (художник-постановщик), Алексей Лобанов (художник по костюмам), Илья Пашнин (художник по свету), Дмитрий Власик (композитор)
Самое трогательное в этом спектакле — первые минуты растерянности людей, родившихся в современной России, когда они сталкиваются с классикой и классиками, которые раньше для них были словно герои бестиария, хмурые дядьки с портретов в кабинете литературы. Это столкновение после разрыва. 70 советских лет нация прожила в агит-пропагандистом славакапэсэсном комиксе, оборвала связь с «классикой», и вот теперь молодые ребята на сцене ходят и освещают вспышками айфонов затхлые музейные кабинеты, не понимая, как в них жили и о чем думали. Экскурсоводом выступает роботизированный голос. Спасением становится попытка классику заново обжить. Как получится. Своими словами. Или вовсе без слов. С чистого листа, неловко и неуклюже вписаться в экспозицию.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За внушительную попытку миниатюрными средствами и приемами полуторачасового спектакля практически без слов не только охватить литературное наследие столетия от рождения Пушкина до смерти Чехова, но и создать абсолютно невоинственный манифест против российского ханжества.
Для кого:
Спектакль произведет сильное впечатление на тех, кто готов за полтора часа молчания понять о русской классике больше, чем за 10 лет средней школы.
9 МЕСТО: «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» (Гоголь-центр)
Антон Федоров поставил роман, которым переболело почти все читающие население. На страницах книги Андрея Сальникова описывается быт самой обычной семьи, но через призму сопутствующего заболеванию спутанного сознания. Состояние «температуры под сорок градусов» режиссеру удалось передать в спектакле. Настоящее и прошлое, правда и фантазия смешиваются в салоне автобуса, путешествующего из неизвестно откуда в непонятно куда. Спустя год «Петровы в гриппе» выглядят случайным, но метким пророчеством. Гриппозный бред, преломляющий действительность под фантастическим углом, похож на то, что пережило население земли, наблюдая, как их жизнь искривляется под влиянием эпидемии.
5 МЕСТО: «ЛОЛИТА»
Мариинский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Слава Даубнерова (режиссер-постановщик), Сергей Неллер (дирижер), Борис Кудличка (художник-постановщик), Наталия Китамикадо (художник по костюмам), Даниэл Тесарж (художник по свету), Якуб Гуляс и Доминик Жижка (художники по свету)
Случилось. В Мариинском театре появился спектакль, куда пускают только совершеннолетних, могут потребовать предъявить паспорт. На сцене — подчинение, абъюз, оргазм, изнасилование и убийства — без запретов и табу. Со сцены звучит: «я страдаю от тесноты одежд», «я пытался напасть на пахучий след нимфетки», «я выкрал мёд оргазма», «я не легкая на передок штучка», а также реклама презервативов ecstasy. Все это сопровождается красивой музыкой Родиона Щедрина и упаковано в стильные декорации художника-постановщика Бориса Кудлички. Такая она, новая мариинская «Лолита». Изначально спектакль ставился совсем не для Мариинского театра. И даже не для России. Он шел в Праге. Дирижер Валерий Гергиев, который пристально следит за всеми исполнениями произведений Родиона Щедрина, эту постановку увидел и захотел такую же. Точнее ту же самую. Перенос назвали красивым словом «копродукция», хотя технически это полностью пражский спектакль (даже практически с тем же составом), просто теперь его показывают на Новой сцене Мариинского театра.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За качество выделки вплоть до мельчайших деталей, музыкальную постановку Сергея Неллера и бесстрашное низвержение ханжества завсегдатаев «главной оперной сцены страны».
Для кого:
Поразительно, но факт: несмотря на приведенные выше подробности, в спектакле нет ничего непристойного и эпатирующего. Обнаженное тело аккуратно прикрыто. Провокационные фразы — дословные цитаты из Набокова. Это спектакль свободных людей, затрагивающий актуальные проблемы подростковой сексуализации, домашнего насилия и токсичного замалчивания. Поэтому спектакль хочется смело рекомендовать даже детям старшего школьного возраста (хотя их и не пустят: строго 18+).
13 МЕСТО: «ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»
«Такой театр», Санкт-ПетербургПостановщики: Игорь Сергеев, Владимир Кузнецов (режиссеры) Анвар Гумаров (художник), Станислав Белозеров, Денис Гоголев (художники по костюмам), Дмитрий Мадера (саунд-дизайн)
Пьесы Ивана Вырыпаева, с одной стороны, наделены счастливой постановочной судьбой, и у зрителей почти всегда есть возможность для сравнения. С другой — его драматургия авторитарна и оставляет мало места для режиссерских поисков. Спектакль «Такого театра» — наглядная демонстрация того, как ограничения могут приводить к интересным решениям. Режиссеры Игорь Сергеев и Владимир Кузнецов нацелили на героев Вырыпаева объектив кинокамеры. Казалось бы, простой приём — поставить актера перед экраном, на котором показывают его же увеличенное изображение, но крупный план увеличил и то, что так тщательно скрывала пьеса за философскими монологами, — человеческие эмоции.
Для кого:
Для поклонников текстов Вырыпаева и тех зрителей, кому не нравится его режиссура. Спектакль не противоречит пьесе, но раскрывает ее не так, как сделал бы сам автор, чью режиссерскую версию «Иранской конференции» пару лет назад привозили на гастроли в Москву.
«Собака на сене»
Театр сатиры
3, 11, 25 мая
Самый настоящий спектакль-праздник, который опровергает распространенное мнение о том, что в Театре сатиры хитов не ставят. Сюжет о нелегкой борьбе любви с сословной спесью режиссер Павел Сафонов поместил в декорации сказочного замка с цветами и шелковыми покрывалами, героев — и особенно героиню — одел в умопомрачительные наряды. Строптивую Диану безукоризненно изображает красавица Елена Подкаминская (поклонники сериала «Кухня», вам сюда), ее нерешительного секретаря Теодора — лидер труппы Андрей Барилло. В любовь оба играют радостно, не пошло и очень обаятельно.
- Главные хиты московской сцены
- Лучшие спектакли мая
3 МЕСТО: «КНИГА СЕРАФИМА»
Электротеатр Станиславский, Москва
Постановщики: Александр Белоусов (композитор и режиссёр), Ася Мухина (художник), Арина Зверева (музыкальный руководитель), Александра Конникова (хореограф), Алексей Наумов (художник по свету), Олег Макаров (саунд-дизайнер), Леонид Именных (live-electronics)
Премьера этого спектакля прошла без должного шума, но вышла крайне интересной. Опера Александра Белоусова основана на «Книге Серафима» по «Книге Тэль» Уильяма Блэйка и главе «У Тихона» из романа Федора Достоевского «Бесы». Поэзия безумия встретилась с философией зла и родился новый, очень человечный и любопытно организованный музыкальный спектакль, испытывающий этику разными формами девиации. Добавляет к воздействию спектакля и то, насколько хорошо он исполнен солистами ансамбля N’Caged и приглашенной (вокально особенно впечатляющей) Светланой Мамрешевой под музыкальным руководством Арины Зверевой. Сложно описывать исполнение эпитетами, отличными от «безупречное». Акустическое пространство и особая игра со зрителями требуют очень тонкой настройки и аккуратного существования. Все нюансы проработаны, каждый вдох — часть партитуры. Даже не верится, что опера, настолько радушная к «широкому зрителю», может так тонко работать с подобными эфемерными материями. Особого упоминания заслуживает хореографическая линия в исполнении Екатерины Андреевой, которая на протяжении всего спектакля воплощает в себе наивность и беззащитность детского в человеке.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За сочетание двух противоположных форм восторга — пугающего и восхищающего. Как говорил сам Блейк: «Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть — необходимы для бытия Человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом. Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро — это Рай. Зло — это Ад… Бог будет вечно казнить Человека за Действие… Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие — Вечный Восторг».
Для кого:
Это современная опера, которую смело можно рекомендовать всем. Здесь нет сложных для восприятия конструктов, как нет морализаторства и догматизма.
2 МЕСТО: «МОЛЛИ СУИНИ» (Мастерская Петра Фоменко)
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп. Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой
Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются
«Горбачев»
Театр наций
Алвис Херманис
Режиссер одного из самых успешных в репертуаре Театра наций спектакля – рассказов «Шукшина» – спустя 12 лет возвращается на благодарную сцену с рассказом о жизни и любви одной из самых известных пар Советского Союза. Все сделано максимально деликатно: особо острые политические вопросы снимаются (повествование не включает собственно период правления страной), а худрук театра Евгений Миронов и Чулпан Хаматова входят в свои роли не сразу, а будто во время репетиции, пробуя разные интонации и наряды. Однако эта деликатность отнюдь не сусального толка, и это вовсе не житие, а попытка разглядеть в государственном деятеле и первой леди – нечто очень человеческое, трогательное, личное. Ну, просто такой человек, просто у него такая работа, но, что бы там на этой работе ни происходило, вопросы какого масштаба бы ни решались, вот главный ответ: «Я был женат не на стране, я был женат на Раисе».
Вероятно, вам также будет интересно:
Лучшие бары 2020 года
Лучшие песни 2020 года
Гастрономические итоги 2020 года
Главные музыкальные альбомы 2020 года
Модные итоги 2020 года
10 лучших фильмов 2020 года
1 МЕСТО: «НАНА»
Александринский театр, Санкт-Петербург
Постановщики: Андрий Жолдак (режиссер-постановщик, художник-постановщик, световое оформление, сценарий), Даниль Жолдак (художник-постановщик, видео-оформление), Симон Мачабели (художник по костюмам), Сергей Патраманский (музыкальное оформление)
«Нана» в постановке Андрия Жолдака может шокировать безжалостным натурализмом. Взяв за основу миф о святой проститутке, продающей тело, но при этом сохраняющей чистоту души, режиссер рассказывает его инверсивно, ломая пустую девочку-куклу и из множественных переломов, как из кусочков мозаики, конструируя ее внутренний мир. Жолдак не первый раз обращается к теме женской мифологии и созданным на ее основе стереотипам, безжалостно отправляя своих исполнительниц исследовать границы возможного прямо на сцене. Исполнительница главной роли, Анна Блинова, в спектакле Жолдака работает на износ, проходя на сцене страшный путь очеловечивания через саморазрушения. Три часа, прожитых вместе с ней, встряхнут даже самого «толстокожего» зрителя.
Почему спектакль попал в рейтинг:
За сильное эмоциональное потрясение, которое все еще можно получить в театре. Жолдаку удается убедить зрителя в своей предсказуемой непредсказуемости, обещать сны и фантазии, а в итоге показать сцену самоизносилования ножкой стула, заставляя при этом смотреть не на орудие пытки, а в глаза героине, воспринимая ее аутоагрессию, как личную боль.
Для кого:
Спектакль, который невозможно рекомендовать кому-то конкретно, но хочется показать всем. У каждого есть внутренние демоны, а Жолдак знакомит нас с ними. «Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса» — таким способом деактивируется взрывной механизм.
«Добрый человек из Сезуана»
Театр им. Пушкина
Заново переведенная пьеса Брехта (автор перевода Егор Перегудов) на сцене Театра Пушкина ожила и превратилась в решительное и бескомпромиссное режиссерское высказывание. Совсем не про социальные мотивации революций. Но про то, как опасно сегодня любить, жалеть и прощать. Общество во все времена не жалеет слабых
Проститутка Шен Те имела неосторожность не совладать с чувствами. Весь спектакль — демонстрация того, какую цену она за это заплатила
Чтобы спастись и от друзей, и от врагов, Шен Те пришлось переодеться в «двоюродного брата». Тот решил проблемы, потому как мог позволить себе быть каким угодно жестоким и беспринципным. Счастливее от этого никто не стал. И страшный вопль женщины, отважившейся любить («Помогите!») все равно раздался. Главную роль в «Добром человеке…» исполняет Александра Урсуляк, обладающая всесокрушающей актерской «пристрастностью», мощной харизмой и редким даром быть услышанной. В большей степени благодаря ей, «Добрый человек из Сезуана» и состоялся так грандиозно. Спектакль уже завоевал массу театральных наград, в том числе «Золотую маску» за лучшую женскую роль.
- Главные театральные хиты в Москве
- Лучшие антрепризы в Москве
- Комедии в театрах Москвы
«Бульба. Пир»
Александр Молочников
Еще один спектакль Малой Бронной в нашей подборке, но кто же виноват, что Богомолов и сам неплохо ставит – и дает ставить талантливой молодежи? По примеру Олега Табакова, с которым в МХТ работал и сам нынешний худрук Бронной, и режиссер Молочников. Вместе с драматургом Сашей Денисовой он перекроил классический текст Гоголя, превратив его в свободное – яркое, шумное, своенравное, – порой сбивчивое, но увлекательное повествование о столкновении мировосприятия не только отцов и детей, но и различных культур: условных западных свобод и консервативного менталитета. И о неизбежно возникающем при этом столкновении конфликте, который отступает лишь перед лицом любви.
11 МЕСТО: «АНАЛЬНАЯ ОРГИЯ С УЧАСТИЕМ НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ ПОД ОРГАННУЮ МУЗЫКУ»
«Театр Алехандро Валенсио», Москва
Постановщики: Виталий Таныгин, невидимые люди
Психологический эксперимент на тему секса, неловкости и вечной славы от постановщиков, которые каждый год соревнуются сами с собой за звание «спектакля с самым неприличным названием». Зрители сидят друг напротив друга и следуют несложным инструкциям диктора. Инструкциям по приготовлению качественной анальной оргии. Без сцены. Без актёров. По крайней мере, видимых. В центре внимания — сами зрители и их реакция на всё происходящее. Нет, раздеваться не требуется. Но вступать в интимные контакты придется.
Для кого:
Спектакль подойдет для совместного выхода с друзьями или коллегами, которые обычно в театральных залах скучают или спят. Постановщики призывают приходить на «оргию» немного «прибуханными»
Важно: ценители настоящих анальных оргий, как и поклонники органной музыки, могут остаться разочарованными
«Петровы в гриппе»
Антон Федоров
Помните, как все мы в свое время писали сочинения по гоголевскому «Ревизору»: кто единственный положительный герой пьесы? Смех! Спектакль Федорова наполнен странными персонажами, чей моральный облик вызывает большие вопросы, – однако каждому из них так или иначе хочется посочувствовать. Единственный бесспорно отрицательный персонаж в нем – тот самый грипп. Надо ли говорить про особую актуальность этого образа в эпоху разгула другого вируса? Впрочем, забыть о нем на время спектакля помогает настоящий разгул по-настоящему художественного творчества: свет, декорации, костюмы, музыка и ритм заражают зрителя исключительно вирусом театральной свободы и таланта.
Губернатор — Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова
Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть.Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти.
Служанки. Театр Романа Виктюка
Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.
11 МЕСТО: «БЕСЫ» (Театр на Малой Бронной)
По версии Богомолова Ставрогин — больше не антихрист, как давно договорились литературоведы. Во время недавних визитов в Грецию (где режиссер как раз ставил «Бесов» Достоевского), он узнал, что с греческого «ставрос» переводится как «крест», и придумал, что Ставрогин именно что Христос. Эта идея особенно любопытна, учитывая, что Ставрогина в новом спектакле играет женщина, актриса Елена Морозова. Так режиссер подчеркивает женственную суть героя, а заодно и обнуляет его образ до уровня носителя идеи. Христос-женщина, что может быть более подходящим веку «гендерной флюидности»? Правда, придется смириться, что «Бесы» — это набор штампов из Богомолова. Но так уж устроен сам роман: меньше всего места в нем отводится художественности. Главное — идея. Наверняка, спектакль вызовет негодования по поводу «самого слабого, самого нехудожественного» спектакля Богомолова, но именно эти эпитеты обращали и непосредственно к произведению Достоевского — произведению скорее идейного, чем художественного плана.
7 МЕСТО: «LЁ ТАРТЮФ. КОМЕДИЯ» (Театр на Таганке)
Текст Мольера в спектакле Юрия Муравицкого звучит практически полностью, но важно то, как именно он подается. У каждого героя свой неповторимый флоу, крикливый, по площадному атакующий, но при этом гипнотически мелодичный
Любой акцент в речи не просто смешит смыслом, он даже звучит смешно. Причем юмор на разные поколения работает по-разному. Кого будоражит рэп-читка, кого — романс, а кого — классическая театральная декламация. В итоге, получается, пожалуй, самая смешная комедия в театре за последние годы, где вне зависимости от возраста и культурных предпочтений зал дружно хохочет, заражая друг друга новой волной смеха. При том, что спектакль все же в первую очередь молодежный. Зрителям от 15 до 30 лет хочется пожелать отложить контроллер приставки, свернуть вкладки на youtube, отбросить мечты о карьере stand-up комика и на три часа отправиться на Таганку. Редко театральный режиссер понимает, что конкурирует за зрителя не с академическими театрами, а с медиа средой, компьютерными играми и late night show.
1. Кто боится Вирджинии Вульф? Театр Современник.
По одноименной пьесе американского драматурга Эдварда Олби в постановке Московского театра «Современник» . В шутливом названии пьесы — переиначенная строчка «Нам не страшен серый волк!», но посвящена она теме кризиса традиционных моральных ценностей. Съемки в Московском театре «Современник» в отсутствие зрителей.
Драматическая история из жизни внешне благопристойной супружеской пары, прожившей вмести более двадцати лет. Жена – дочь ректора университета, муж — преподаватель истории. Однажды на огонёк с очень корыстной целью – завязать нужные знакомства к ним забрела молодая супружеская пара. Ночь, которую они проводят вчетвером, где Джордж и Марта, подначивая и обвиняя друг друга, рассказывают дикие истории из прошлого, которые оборачиваются изменой…
«Триптих»
Мастерская Фоменко
Самый масштабный спектакль Петра Фоменко практически его театральное завещание. Мастер объединил произведения своего любимого Пушкина. И в «Триптих» вошли «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из Фауста». Сначала перед зрителем милый анекдотец, в финале — мистическая трагедия. Но никаких противоречий! В одном спектакле можно обнаружить не только знаменитое фоменковское кружево (три кита «Мастерской» — юмор, легкость, музыкальность), но и неожиданно мрачную философию и саркастические выводы о смысле жизни и смерти. А сколько в «Триптихе» сценических эффектов! Никак нельзя пропустить и Кирилла Пирогова в роли дона Гуана, Галину Тюнину в роли Анны, Лауру-Мадлен Джабраилову, Мефистофеля-Карэна Бадалова. Любимые «старые» фоменки в самом главном своем спектакле — настоящий рай для театральных гурманов.
«Бесы»
Константин Богомолов
Богомолов остается верным себе и своему методу соединения, казалось бы, несоединимого, когда на стыках чаще слабо, но иногда вполне явственно начинает светиться правда обо всех нас. Казалось бы, ну где Достоевский, а где «Барвиха Luxury Village», в которой давали премьеру «Бесов»? Где цитаты про бога и смерть – а где худи за десять тысяч, которые продавались на этой премьере? Но почему-то именно в этом концертном зале, ставшем почти мемом, история тайного экстремистского общества на фоне бесконечных диалогов о человеческой сущности наполняется жизнью. И почему-то Антон Долин не жалеет червонца на худи с надписью «Бога нет, но он есть», в котором дает интервью Юрию Дудю. Теперь спектакль играют не только в «Барвихе», но и во «Дворце на Яузе», однако вряд ли это скажется на его восприятии, которое создается не местом, а мощным актерским составом с Никитой Ефремовым, Игорем Миркурбановым, Еленой Морозовой или Александрой Ребенок и другими – и даже с участием Владислава Суркова.
«Бердичев»
Театр им. Вл. Маяковского
9, 18 мая
История еврейских сестер Рахили и Злоты — забавная история о семейных скандалах из-за ерунды и одновременно — о безусловной любви между родными людьми. Остроумные перепалки чередуются с тяжелыми разговорами, а бесконечное ожидание встречи — с суетливым копошением на тему обеда-ужина. Рахиль играет Татьяна Орлова, хорошо знакомая массовому зрителю по сериалам и ситкомам.Есть повод для радости и у поклонников Александра Паля. Хорошо известный ролями в комедиях «Горько!» и «Без границ», в спектакле он стал племянником главных героинь. Феноменальная органичность Паля убеждает каждого сидящего в зале: его герой любит этот несчастный Бердичев, и нам тоже стоит его полюбить.
7. Сон Гафта, пересказанный Виктюком. Театр Современник
Редчайший случай: в названии спектакля нашлось место и имени драматурга, и имени постановщика: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» – так называется премьера в «Современнике». Валентин Гафт написал пьесу, театр «Современник», где он служит, принял ее к постановке. Несколько месяцев назад Гафт впервые прочитал ее в Москве (см. «НГ» от 13.11.08), а теперь, после работы с Виктюком, сыграл в ней Сталина, то есть одну из главных ролей. На другую был приглашен Александр Филиппенко, им в помощь на сцене – Максим Разуваев
Почти два часа без антракта, на протяжении которых Гафт почти ни на минуту не покидает сцену, премьерный зал с искренним вниманием смотрел и слушал, время от времени смеялся и аплодировал
4 МЕСТО: «ВСЕ ТУТ» (Школа современной пьесы)
Помните фразу из «Обыкновенного чуда»: «Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала»? Дмитрий Крымов — тоже волшебник, и «Наш городок» он ставит сразу в двух театральных измерениях. Первое буквальное — это спектакль, который происходит здесь и сейчас. Второе — подлинное, его подоплека. На деле, в основе постановки — не пьеса Уайлдера, а личное вспоминание режиссера, когда-то смотревшего «Наш городок» вместе с родителями. Теперь герои оживают для того, чтобы режиссер рассказал о собственной семье, отце, Анатолии Эфросе, матери, Наталье Крымовой, и чудо происходит, потому что в любовь, связанную с реальными людьми, легко верить и ее можно разделить.
«№ 13D»
МХТ им. А.П. Чехова
1, 30 мая
Владимир Машков поставил пьесу Рэя Куни 11 лет назад, все эти годы она держала марку лучшей комедии, которую можно увидеть в Москве за деньги. У сегодняшней версии та же репутация. Только сменился актерский состав: Игорю Вернику досталась роль политика, жаждущего «предаться страсти» с секретаршей (до него этот образ примерял на себя Авангард Леонтьев), преданного ему нелепого секретаря играет Сергей Угрюмов (он заменил Евгения Миронова). Идеальная комедия положений не дает скучать ни минуты, а помимо искрометных и ни к чему не обязывающих шуток, в новом спектакле очень неплохие спецэффекты.
12 МЕСТО: «УНИВЕРСИТЕТ ПТИЦ»
«Театр взаимных действий», Москва
Постановщики: Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина, Алексей Наджаров
Новый проект от создателей самых умных театральных «бродилок» посвящен птицам. «Университет птиц» — это иммерсивный саунд-спектакль в выставочном пространстве, где в качестве перформеров выступают музыканты, а предметом исследования становятся птицы. Зрители могут взглянуть на мир глазами пернатых и узнать много нового: какое место в культуре разных народов занимают птицы, как они взаимодействуют с людьми, как выживают, летают и «разговаривают».
Почему спектакль попал в рейтинг:
За затрагивание важных тем экологии, невербальных коммуникаций и постпандемических рефлексий в игровой форме разгадывания «птичьего языка».
Для кого:
Спектакль понравится взрослым и детям старшего возраста — всем, кому надоело сидеть в театральных креслах и хочется самостоятельности во взаимодействии с театром.
6 МЕСТО: «ЛУННАЯ МАСЛЕНИЦА»
Театр на Малой Бронной, МоскваПостановщики: Филипп Григорьян (режиссер-постановщик, сценограф, художник по костюмам), Влада Помиркованая (сценограф, художник по костюмам), Анна Абалихина (хореограф)
Филипп Григорьян на основе текста Павла Пряжко создал в хорошем смысле слова хулиганский спектакль, подрывающий моральные устои юного поколения, но при этом приучающий детей к нешаблонному восприятию театра. История брата и сестры, отправившихся спасать родителей-супергероев из «лунного» плена в компании необычных спутников, напоминает сюжет «Синий птицы» Метерлинка, но это обманчивое ощущение, призванное усыпить внимание бдительных взрослых. Спектакль не сказочный, а скорее революционный и развенчивает ложные авторитеты, главный из которых — родители всегда правы
О том, что взрослые тоже имеют право на ошибку, младшему поколению принято не сообщать.
Почему спектакль попал в рейтинг:
Один из немногих спектаклей, который честно перешел от определения «детский» к «семейному», не сюсюкая с детьми и поражая взрослых безбашенной смелостью.
Для кого:
Трудно сказать, кто кого должен привести на этот спектакль, – взрослые детей или дети взрослых. В идеале, «Лунная масленица» — для семейного посещения, но те, кто любят яркие, ироничные и высоко художественные постановки, могут схитрить и пойти на него без детей.
«Семейка Краузе»
Театр им. Пушкина
11, 17, 29 мая
Совсем новый хит Театра Пушкина, занятная комедия положений отечественного производства. Драматург Александр Коровкин переделал киносценарий голливудской комедии Фрэнка Капры, снабдив его намеками на современные российские реалии и аллюзиями на «Номер 13» (доводящие зал до смеховых колик сцены с псевдотрупом как раз оттуда). Героини — неугомонные сестрички в возрасте (Вера Алентова и Наталья Николаева), чей роскошный дом решил отобрать местный аферист. Будет в спектакле и романтическая линия. Разумеется, с хэппи-эндом. Еще 100 очков в пользу покупки билета — негласное, но очевидное влияние мастера комедий Евгения Писарева на режиссуру поставившей «Семейку» Надежды Аракчеевой. Вы точно не пожалеете о потраченном весеннем вечере.
«Таланты и поклонники»
Театр им. Маяковского
Если вы еще не видели спектакль Миндаугаса Карбаускиса о театральном закулисье, непременно сделайте это. Постановка отмечена всевозможными театральными премиями, с нее началось триумфальное возрождение «Маяковки». В первом акте героиня Ирины Пеговой Саша Негина мечтает о славе и сцене. Но живет она в убогой квартире, мыкается с маменькой (ее блистательно играет Светлана Немоляева), пытается увернуться от назойливых богачей, жаждущих заполучить ее в качестве содержанки. Во втором акте ее кружат новые перспективы — Негина отдается в руки обходительного владельца заводов-пароходов Великатова (Михаил Филиппов) и уезжает царствовать в его театре. Трогательно шевелит она подол ситцевого платья, давая понять, что уезжает легко, «с ветерком». История про театральные нравы стара, как мир, но режиссеру и его команде удалось преподнести ее так, будто о «жестоких играх» закулисья никто и не догадывается.