Легизм в древнем китае (школа законников)

Основные идеи[править | править код]

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма.

Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные идеи школы:

  • Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  • Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
  • Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  • Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  • В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
  • Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
  • Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
  • Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  • Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  • Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  • За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  • Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Основные идеи

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя — вот основной тезис легизма.

Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Основные идеи школы:

  • Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.
  • Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчёты.
  • Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
  • Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
  • В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берёт власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».
  • Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
  • Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
  • Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.
  • Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
  • Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
  • За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
  • Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной.  Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского —  активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Основные деятели и направления

  • Шэнь Бухай — патриарх легистов (385—337 до н. э.). Его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.
  • Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
  • Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
  • Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму большей гуманности в конфуцианском духе, остался теоретиком, считал, что нужно запретить все ремёсла, не имеющие отношения к производству оружия.
  • Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма с даосскими идеями естественности (государство не должно мешать жить своим жителям), служившие Цинь Ши Хуанди.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя, наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления.  «Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти».

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Право — принцип формального равенства

В либертарианском понимании права закон — это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть никакого права вообще, даже статутного.

Согласно либертарианскому правопониманию, право — это реляционная форма равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников этой реляционной формы. Там, где существует (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там существует (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права — это принцип права, отличительное свойство и специфическая характеристика права.

Равенство — это определенная абстракция, то есть результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от различий, присущих приравниваемым объектам. Приравнивание предполагает различие приравниваемых объектов и, одновременно, несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагирования от этих различий) по отношению к соответствующему основанию (критерию) приравнивания.

Юридическое равенство не является столь же абстрактным, как числовое равенство в математике. Основой (и критерием) правового равенства разных людей является свобода человека в общественных отношениях, которая признается и утверждается в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом заключается специфика правового равенства и права в целом. Конечно, право, как форма отношений, основанная на принципе равенства, не устраняет (и не может устранить) исходные различия между разными индивидами, а лишь оформляет и закрепляет эти различия на едином основании, превращает неопределенные фактические различия в формально закрепленные неравные права свободных, независимых, равных индивидов. Это, по сути, специфика и смысл, пределы и границы, значимость и ценность правовой формы опосредования, регулирования и упорядочения общественных отношений.

Юснатурализм (лат. jus — право, natura — природа) — один из самых старых вариантов понимания права. В нем отражены представления мифологической и религиозной культуры о рациональном и пропорциональном устройстве мира, природы и космоса. Согласно этой точке зрения, мир управляется законом, который человеческий разум понимает, постигая естественный порядок Вселенной. Все, что существует в мире, существует по закону. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, созданного государством), постулировалось существование постоянного и неизменного совершенного естественного закона, также называемого природным правом. Благодаря приписываемому ему совершенству, естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, морали и гуманизма.

Несмотря на их разнообразие, классические концепции естественного права объединяют основные положения: 1) Естественное право как совершенное право противопоставлялось несовершенному праву, искусственно созданному государством. Соответственно, для всех версий натурализма характерен дуализм естественного права и позитивного права, что соответствует дуалистической установке классической науки, предполагавшей противопоставление субъекта права и природы как реальности, существующей без человеческого познания; 2) Следствием противопоставления субъекта и объекта познания, характерного для классической науки, является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и человеческого сознания, как некой объективной реальности, в создании которой участвует субъект Это соответствовало представлениям классической науки о статичной, вневременной природе изучаемых объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы; 4) естественное право, как истинный закон, обладает свойством универсальности и социокультурной всеобщности; 5) естественное право рассматривается как рациональный закон, открывающийся человеку через его интеллект.

Юснатурализм

Методология права — это систематизированный набор познавательных средств, позволяющий исследовать многогранную реальность права в ее многочисленных связях с другими сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (осмысление) этих средств.

Обобщенным выражением такой системы являются различные способы понимания права или способы понимания права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческого и смыслового содержания права.

Натурализм как способ понимания права зародился в древности, но оформился в эпоху Просвещения.

Юридический тип права признает, что естественное право, в отличие от права, созданного государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, морали и гуманизма, а также абсолютной ценностью.

Существующее позитивное право было несправедливым для юснатуралистов, ведь если все люди рождаются равными, их жизнь не должна зависеть от имущественного или классового неравенства, от законов, закрепленных таким образом, что одни всегда остаются бедными, а другие всегда богатыми, одни не имеют ничего, а другие все.

Если в античности право практически отождествлялось с законами природы, в Средние века оно основывалось на божественных законах, то в эпоху Просвещения оно ассоциируется с разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественно вытекающими из природы (рационалистическо-гуманистическая интерпретация).

Юснатурализм признавал примат естественного права над позитивным правом, поскольку позитивное право свободно от моральных требований. Они предложили гуманистический критерий для определения справедливости закона.

Поэтому юснатуралисты предложили отказаться от аморального позитивного права и вернуться к естественному праву, основанному на гуманизме. Они воспринимали позитивный закон в противоположность человеку. По этой причине взгляды натуралистов (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, Ш. Монтескье, Дж. Локка) стали основой идеологии буржуазных революций XVII и XVIII веков, прокатившихся по Европе.

Признание примата естественного права стало основой для американской Декларации независимости.

После победы неклассического типа правопонимания идеи естествоиспытателей стали непопулярными, хотя и были частично включены в некоторые правовые доктрины. В целом натурализм имеет как гуманитарные достоинства (концепция естественных и неотъемлемых прав человека, неприятие государственного произвола и т.д.), так и недостатки (отсутствие формализованного принципа различения добра и зла, недооценка роли позитивного права, смешение права с моралью, религией и т.д., отсутствие понятия юридического права, дуализм одновременно функционирующих систем естественного и позитивного права с безусловным подчинением государства и его позитивного права естественному праву и т.д.).

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Философия права

В философии права существуют различные отделы, категории, определения, философские школы, концепции, доктрины, учения, теории, взгляды и т.д., которые изучают право с различных точек зрения: Аксиология права; юридическая эпистемология; юридическая антропология; юридическая логика; юридическая герменевтика.

Цель каждой из этих теорий, концепций, разделов и школ — объяснить истинное значение права; показать тонкости и особенности права с их точки зрения; показать мудрость права; дать решительный ответ на вопрос: «В чем весь смысл и назначение права?»; показать, в чем выражается его польза для общества и т.д.

В истории науки, как юридической, так и философии права, предпринимались попытки дать решающие ответы на эти вопросы. Разные ученые, философы, юристы и деятели науки в разное время выдвигали новые идеи, мысли, взгляды, концепции, доктрины и учения именно о праве. Для того чтобы раскрыть смысл, сущность, назначение, роль и действие права, ученые, как уже говорилось выше, развивали идею права; разрабатывали различные теории, доктрины, учения; на этой основе возникли различные философско-правовые школы, которые по-разному трактовали смысл и назначение права; возникли определенные направления, которые мы сейчас называем «разделами философии права».

В этой статье я хотел бы рассмотреть давнюю концепцию в философии права под названием: «Легистская онтология права». Как уже говорилось выше, у этой концепции есть свои сторонники, которые ее развивали, разрабатывали основные тезисы этой концепции. Сторонники этого взгляда не уступают сторонникам других доктрин.
Естественно-правовой подход оправдывает существование двух систем права: Естественное право и позитивное (государственное) право.

Позитивное или государственное право — это официально признанная нормативная система, действующая в границах конкретного государства, выраженная в законах и иных правовых актах государственной власти.

Естественное право, в отличие от позитивного права, вытекает из природы человеческого разума и универсальных моральных принципов.

Поэтому она разумна и справедлива, она не ограничивается отдельными государствами, а распространяется на все времена и народы. Другими словами, естественное право — это некий идеал, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г.Ф. Шершеневич, «Имя «закон» дается идеалу, которому соответствует реальное понятие, и путем постоянной связи слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, которая связана с именем».

Структуру естественного права образуют естественные, неотъемлемые права человека, которые даны ему природой и «в состоянии природы нет никаких препятствий для их осуществления». Естественные и неотъемлемые права человека — это, прежде всего, право на жизнь, свободу, равенство, деторождение и т.д. Соблюдение этих прав является критерием справедливости, и поэтому их защита является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям естественного права, должно быть заменено таким позитивным правом, которое основано на законах природы и способствует практической реализации идей и принципов естественного права. В случае, если государство добровольно не приводит позитивное право в соответствие с естественным правом, народ имеет «право на восстание», что устанавливает легитимность насильственной смены государственной власти и изменения государственной правовой политики.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
  2. Культурная модернизация
  3. Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
  4. Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
  5. Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
  6. Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
  7. Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
  8. Субъект и объект познания
  9. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
  10. Рационализм в гносеологии

Моизм

Куда более гуманным и либеральным по сравнению с легизмом был моизм. Его основателем является философ Мо Цзи, живший в 5-4 столетии до нашей эры. Его последователями можно назвать Цинь Хуали, Мэн Шэня, Фу Дуня.

Портрет Мо-Цзи

Главные черты моизма:

  • любовь к ближним;
  • равноправие всех членов общества;
  • необходимость указать людям на традиции, которые им действительно нужны;
  • стремление к благосостоянию всех людей;
  • власть – способ дарить благо народу;
  • чувство долга;
  • стремление не только обеспечить благо себе, но и помочь в этом другим.

На этом мы сегодня остановимся, но в дальнейшем вернемся к данной теме и рассмотрим ее более глубоко.

Дао — вечный путь

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае  в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Легизм

Легизм – название, больше известное европейцам, в то время как представители Востока знают эту государственно-философскую доктрину как «фацзя», или направление законников. Его основоположником был Сюнь-Цзи, дело которого продолжил Хань Фэйцзы.

Портрет Сунь-Цзи

Легизм в первую очередь рассматривает политическую власть. Особенности идеологии заключаются в следующем:

  • Человек по своей натуре эгоистичен, зол, недобр, постоянно желает извлечь личную выгоду.
  • Справиться с темной человеческой сущностью могут строгая этика, тотальный контроль и строжайшие порядки.
  • Лучший способ подействовать на людей – угрожать наказанием, насилием.
  • Иерархия власти должна быть жестко структурирована, нельзя допускать наследования должностей от отца к сыну.
  • Среди чиновников должна постоянно происходить ротация кадров.
  • Властям разрешается вмешательство в экономическую сферу и частную жизнь населения.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом.  Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Школа служилых, или конфуцианство

Своим названием «Школа служилых» обязана чиновникам, которые составляли её костяк. Основателем считается Конфуций (латинизированная форма имени Кун-цзы, или Кун-фу-цзы, 552/551-479 до н.э.). Он подчеркивал, что его основной принцип — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Под древностью Учитель понимал время правления пяти совершенномудрых императоров, среди которых он особо выделял Яо (2353-2234 до н.э.) и Шуня (2294-2184 до н.э.), а также легендарного основателя династии Чжоу Вэнь-вана (1148-1051 до н.э.). Начиная с эпохи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) конфуцианство превратилось в национальную идеологию и фундамент китайской системы образования.

Сыма Тань так описывает учение «школы служилых»:

«И-цзин» (易经 «Книга перемен»)

Подробнее о конфуцианстве:

• Конфуцианство — национальная идеология Китая• Конфуций: жизнь и учение• Храм Конфуция и Императорская академия в Пекине

Легисты, или школа законников

Учение «школы легистов» (законников), возникшее в конце периода Сражающихся царств (475-221 до н.э.), в последующий период правления династии Цинь (221-206 до н.э.) стало официальной идеологией. Главные идеи школы – опора на закон и неотвратимость наказания. Император стоит выше закона и правит с помощью талантливых чиновников, которых отбирают по всей стране. Наследственная аристократия устраняется от управления государством, власть и управление сосредотачиваются в руках чиновников. Легисты жестко боролись с инакомыслящими, выступали за жесткое наказание в случае даже самых малейших провинностей, вводили принцип круговой поруки. В дальнейшем многие легистские идеи были восприняты конфуцианством.

Легенда о Лао Цзы

Родился он в деревне под названием «Искаженная доброта» уезда «Горечь»  губернии «Жестокость». Пробыв в чреве матери более 80 лет, он вышел оттуда глубоким старцем, но с каждым годом молодел. Имя его можно перевести как «Старый ребенок», хотя некоторые исследователи переводят его как «Вечный учитель».

Пробыв всю жизнь хранителем книг и набравшись от них мудрости, в старости сел он на черно-красного быка и отправился в сторону далеких Западных гор, чтобы навсегда покинуть Китай и найти благословенную страну, где нет горестей и страданий.

По просьбе стражника, стоящего на границе, он начертал пять тысяч иероглифов, позже составивших книгу «Сказание о дао», вместившую в себя всю мудрость мира.

Покинув Китай, он перебрался в Индию и стал Буддой.

Протолегизм

VII – V вв. до н. э. связаны со становлением легизма как философского направления. Известный советский синолог Л. С. Переломов указывает на отсутствие чётко сформулированной доктрины легистов в тот период. Однако в тот момент уже были обозначены основные философские категории данной теории.

Цзы Чань — министр царства Чжэнь. О его деятельности до наших времён дошло достаточно мало сведений, взятых в основном из текста «Цзо чжуань». Он, как и Гуань Чжун, установил направил экономику государства в сторону сельского хозяйства и на государственном уровне закрепил разделение пахотных земель, предотвратив последующие земельные споры и внедрил в социальное устройство государства деление народа на группы из совокупностей семей и связал их общей ответственностью перед законом т. е. установил круговую поруку.

Заключение

После падения династии Цинь в 206 году до н. э. и восхождения династии Хань под власть Лю Бана легизм, как официальная доктрина, прекратил своё существование. Начался расцвет конфуцианства, так как под ним, в отличие от легизма, лежал сильный идеологический базис. Именно во времена династии Хань конфуцианство стало, пожалуй, самым авторитетным философским течением Китая. Однако реформы легистов стали своеобразным связующим звеном для регионов Китая, так как они стояли у самых истоков формирования государства. Репрессии, сожжение текстов и просто ужасное положение простых людей внутри легистской системы государственного устройства не позволили существовать легизму в качестве отдельного философского учения или политического направления, что в Китае до его объединения в конце эпохи Чжаньго фактически было одним и тем же. Однако его синтез с новой официальной доктриной также был неизбежен. Экономические реформы, которые начал Шан Ян и закончил Ли Сы были единственной возможной структурой для жизнеспособности государства. Поэтому выстроенная ими система просуществовала достаточно долго пускай и в синтезе с идеологическими построениями конфуцианства. То конфуцианство, что было до объединения Китая также как и легизм перестало существовать и приобрело совсем другие очертания в связи с тем, что оно в той же мере, что и легизм, нежизнеспособно после проведённых при династии Цинь Преобразованиях.

Заключение

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что китайская философия многогранна. Она складывалась не один год, и на протяжении разных периодов преобладали те или иные воззрения. В средние века существовало «сто школ», главными из них было конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм и моизм.

Лидерство этих течений сохранялось несколько веков, среди которых особенное распространение получило учение Конфуция. На сегодняшний день в Китае чтят философию, доставшуюся в наследство еще от предков древности, ведь для китайцев традиции – превыше всего.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, нам удалось кратко изложить основные идеи популярных философских школ Китая, и вы почерпнули для себя что-то полезное. И подписывайтесь на наш блог — мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами!

И подписывайтесь на наш блог — мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами!

До скорых встреч!