Contents
The Legend
Lady Godiva statue by Sir William Reid Dick unveiled at midday on October 22, 1949 in Broadgate, Coventry, a £20,000 gift from Mr WH Bassett-Green, a Coventrian.
According to the popular story, Lady Godiva took pity on the people of Coventry, who were suffering grievously under her husband’s oppressive taxation. Lady Godiva appealed again and again to her husband, who obstinately refused to remit the tolls. At last, weary of her entreaties, he said he would grant her request if she would strip naked and ride through the streets of the town. Lady Godiva took him at his word and, after issuing a proclamation that all persons should keep within doors and shut their windows, she rode through the town, clothed only in her long hair. Only one person in the town, a tailor ever afterwards known as Peeping Tom, disobeyed her proclamation in one of the most famous instances of voyeurism. In the story, Tom bores a hole in his shutters so that he might see Godiva pass, and is struck blind. In the end, Godiva’s husband keeps his word and abolishes the onerous taxes.
The oldest form of the legend has Godiva passing through Coventry market from one end to the other while the people were assembled, attended only by two knights. This version is given in a handwritten manuscript Flores Historiarum (meaning «Flowers of History») by Benedictine monk Roger of Wendover (d. 1236) from St. Albans. a somewhat gullible collector of anecdotes, who quoted from an earlier writer. The later story, with its episode of «Peeping Tom,» appeared first among seventeenth century chroniclers.
Lady Godiva: Edmund Blair Leighton depicts the moment of decision (1892)
At the time, it was customary for penitents to make a public procession in only their shift, a sleeveless white garment similar to a contemporary slip. Thus, some scholars speculate, the Godiva legend may have originated from a trip through town as a penitent, in her shift. Godiva’s story may have passed into folk history to be recorded in a romanticized version. Another theory has it that Lady Godiva’s «nakedness» may refer to her riding through the streets stripped of her jewelery, the trademark of her upper class rank. However, both these attempts to reconcile known facts with legend are largely speculative; there is no known use of the word «naked» in the era of the earliest accounts to mean anything other than «without any clothing whatsoever.»
Moreover, there is no trace of any version of the story in sources contemporary with Godiva, a story that would certainly have been recorded even in its most tame interpretations. Additionally, with the founding of Coventry circa 1043, there was little opportunity for the city to have developed to an extent that would have supported such a noble gesture. Lastly, the only recorded tolls were on horses. Thus, it remains doubtful whether there is any historical basis for the famous ride.
Like the story of Peeping Tom, the claim that Godiva’s long hair effectively hid her nakedness from sight is generally believed to have been a later addition (cf. Rapunzel). Certain other thematic elements are familiar in myth and fable: the resistant Lord (cf. Esther and Ahasuerus), the exacted promise, the stringent condition and the test of chastity. Even if Peeping Tom is a late addition, his being struck blind demonstrates the closely knit themes of the violated mystery and the punished intruder (cf. Diana and Actaeon).
Производство
Фильм был вдохновлен конкурсом красоты «Мисс Кент 1950», который проводился в Leas Cliff Hall в Кенте . Фрэнк Лаундер , совместный продюсер фильма с Лесли Гиллиатт, был одним из судей конкурса. Одри Хепберн пробовали на главную роль, но сочли слишком худой.
Первоначально фильм назывался « Королева красоты» .
По сообщениям, создатели фильма протестировали более 500 женщин на главные роли, в том числе Джоан Коллинз и Одри Хепберн . Актером была выбрана Полин Страуд. Единственный ее предыдущий опыт работы в кино — это роль Веры-Эллен в фильме « Happy Go Lovely» (1951). Коллинзу дали эпизодическую роль.
Впервые австралиец Джон МакКаллум сыграл австралийца в британском фильме. Кей Кендалл получила роль сестры Страуда после того, как Лондер увидел ее в спектакле BBC; фильм помог возродить карьеру Кендалл после Лондона .
Съемки проходили в июне – июле 1951 года.
Производство снималось на месте в Фолкстоне , Кент . Зал Leas Cliff Hall использовался как место для проведения конкурса красоты, а Metropole был местом размещения приморского отеля, где проводился конкурс «Очаровательное мыло». Станция Фолкстон-Уэст представлена в фильме для железнодорожных сцен, где Марджори Кларк (Полин Страуд) прибывает и встречает Долорес Август (Дайана Дорс) и ее супругов Ларри и Вик. Теперь закрытый парк развлечений Ротонда также использовался для сцен, где Ларри (Джон МакКаллум) и Марджори посещают и отправляются на аттракционы.
Дайана Дорс появилась в купальнике в одной из сцен. Она сняла две версии — одну в бикини для выпуска в Европе, другую в более консервативном купальнике для выпуска в Америке.
References
- Darlington, R.R.; P. McGurk and J. Bray. (ed. and trans.) The Chronicle of John of Worcester. Oxford: Clarendon Press, 1995, 582–583. ISBN 9780198207023
- Donoghue, Daniel. Lady Godiva: A Literary History of the Legend. Wiley-Blackwell, 2002. ISBN 1405100478
- Douglas, Alton. Coventry: A Century of News. Coventry Evening Telegraph. February 1991. ISBN 0902464361.
- French, K. L. «The legend of Lady Godiva,» Journal of Medieval History 18 (1992): 3–19. ISSN 0304-4181
- Lancaster, Joan Cadogan. Godiva of Coventry, With a chapter on the folk tradition of the story by H.R. Ellis Davidson. Coventry : Coventry Corp., 1967. OCLC 1664951
Историческая правда английской истории
Статуя в Ковентри
Насколько же правдива в историческом плане популярная легенда? Решение досконально разобраться в этом предпринял еще в XIII веке англосаксонский король Эдуард I Исповедник. По его приказу знающие книжники при дворе изучили с особой тщательностью все доступные им документы того времени. Что же выяснилось? Самое раннее упоминание об этой истории нашлось за авторством одного монаха. Им оказался Роджер Вендровер из монастыря Св. Албана. Оказалось, что на протяжении 47 лет (1188/1235) он вел хронику «Цветы истории» (лат. Flores Historium). В числе прочих фактов интересен облик графа Леофрика, которого Роджер изобразил злобным жестоким тираном подданных и собственной жены. Историки полагают, что здесь могла иметь место зависть и ревность к процветающему монастырю Ковентри в отличие от других монастырей, включая и Святого Албана. То есть, создавая порочащий образ графа, Вендровер хотел показать, какой ценой было достигнуто благополучие жителей Ковентри.
Другие исследователи пришли к выводам, что в легенде о проезжающей всаднице проявились отголоски языческих ритуалов, в которых обнаженная девушка проезжала на лошади в ритуальных целях. Установили также, от каких именно налогов хотела освободить жителей Годива. Оказалось, что она имела в виду не все налоги, а только налог на содержание лошадей и лишь в самом Ковентри. О Подглядывающем Томе. Существовал ли он на самом деле? Некоторые сведения появились в XVI веке.
Городской Совет Ковентри задумал увековечить память о своей благодеятельнице леди Годиве и заказал фламандскому художнику Адаму ван Ноорту написать картину.
Адам фрн НоортЛеди Годива
Вот это изображение. На заднем плане видно выглядывающего человека из окна дома. Вероятно, мастер имел в виду самого графа, пораженного поступком жены, однако зрители не поняли намека и сочинили свою версию про Подглядывающего Тома.
Вызывает вопросы и сама личность Годивы. Она была второй супругой графа, у которого от первого брака остался сын Элфгар. С мачехой у него возникали раздоры из-за того, что Годива тратила его наследство на богоугодные дела. Казна пустела и граф решил пополнить ее, введя налог. Леофрик отменил его, но лишь в отдельно взятом городе, в то время как остальные селения и города продолжали нести тяжкое бремя. Это ставит милосердие Годивы под вопрос. Вряд ли она была смиренной христианкой, какой ее изображают поэты и художники. Реальные документы изображают ее как женщину практичную, с деловой хваткой. Сумев войти в доверие к богомольному Эдуарду I, она добилась государственных денежных вливаний в основанные ею монастыри. Кроме того милость короля защищала ее мужа от опалы: граф Леофрик почти не скрывал своей неприязни к Эдуарду и его французским советникам. Возникает вопрос: почему же предприимчивой леди не удалось убедить мужа снизить налог без публичного раздевания? Художники изображают Годиву молодой, но по хронике Р. Вендровера к 1040 году, когда свершился этот шокирующий поступок, Годиве было 40 лет (Википедия указывает дату ее жизни: ок. 990 – 1067) и вряд ли тело ее было прекрасным. Более того, будучи верной дочерью Церкви, леди Годива не должна была совершать подобное богохульство: Церковь запрещала обнажаться не только публично, но и в одиночестве, поэтому многие люди Средневековья даже спали одетыми.
Легенда красивая, но, скорее всего, недостоверная. Документы указывают, что после смерти графа (980 – 1057) – налоги вообще не взимались. Доходы горожан Ковентри росли в результате паломничества в монастырь, основанный обоими супругами. Да и возраст Годивы приближался к пожилому… Однако легенда красивая.
О легендарной Годиве написано в Википедии:
Годива пережила мужа на 10 лет. Полноправно распоряжалась наследством графа, посодействовав властям в отправке в изгнание пасынка Эльфгара за богохульство. По-прежнему много жертвовала средств монастырю. Церковники помнили ее доброту. Когда 9 лет спустя нормандский герцог Вильгельм захватил Англию, у англосаксонской знати отобрали все земли и богатства. Однако на леди Годиву это не распространилось: церковники ее защитили. Но, саксонка по крови, она оказалась чужой новой власти, да и ее земной срок подходил к концу.
Собор в Ковентри
В 1067 году она была похоронена рядом с мужем, графом Леофриком в основанном ими монастыре.
Исторический деятель
Годива была женой Леофрика , графа Мерсии . У них было девять детей; одним сыном был Эльфгар . Имя Годивы встречается в чартах и в обзоре Domesday , хотя написание может быть разным. Старый Английский имя Годжифу или Godgyfu означает «дар Божий»; «Годива» было латинизированной формой имени. Поскольку имя было популярным, есть и современники с таким же именем.
Леди Годива , статуя сэра Уильяма Рида Дика, открытая в 1949 году в Бродгейте, Ковентри , подарком в размере 20 000 фунтов стерлингов от WH Bassett-Green, ковентрийца (фотография сделана в октябре 2011 года)
Годива была записана в 12 веке в истории аббатства Эли , Liber Eliensis ; это, если то же самое, что фигура в легенде, сделало бы Годиву вдовой, когда Леофрик женился на ней. И Леофрик, и Годива были щедрыми благотворителями религиозных домов. В 1043 году Леофрик основал и пожертвовал бенедиктинский монастырь в Ковентри на месте женского монастыря, разрушенного датчанами в 1016 году. Роджер Вендовер, писавший в 12 веке, считает Годиву убедительной силой этого акта. В 1050s, ее имя в сочетании с ее мужа по гранту земли в монастырь Святой Марии, Вустер и одаренности в Minster в Стоу — Сент — Мэри , Линкольншир . Она и ее муж отмечены как благотворители других монастырей в Леоминстере , Честере , Мач-Венлоке и Ившеме . Она подарила Ковентри ряд работ из драгоценных металлов известного ювелира Маннига и завещала ожерелье стоимостью 100 марок серебра. Еще одно ожерелье было отправлено в Ившем, чтобы повесить вокруг фигуры Девы Марии, сопровождающей золотой и серебряный жезл в натуральную величину, подаренный ею и ее мужем, а собор Святого Павла в лондонском Сити получил ризу с золотой бахромой . И Годива, и ее муж были одними из самых щедрых из нескольких крупных англосаксонских жертвователей за последние десятилетия до норманнского завоевания ; ранние норманнские епископы быстро распорядились своими дарами, увезя их в Нормандию или переплавляя их для получения слитков.
Поместье Вулхоп в Херефордшире , вместе с четырьмя другими, было передано собору в Херефорде перед нормандским завоеванием благодетелями Вулвива и Годива, которые обычно считались легендарной Годивой и ее сестрой. В церкви есть витражи ХХ века, изображающие их.
Ее подпись, Ego Godiva Comitissa diu istud desideravi («Я, графиня Годива, давно этого желала»), появляется на хартии, якобы переданной Торольдом Бакнеллом бенедиктинскому монастырю в Сполдинге . Однако многие историки считают эту хартию фальшивкой. Тем не менее, возможно, что Торольд, который фигурирует в Книге судного дня как шериф Линкольншира, был ее братом.
После смерти Леофрика в 1057 году его вдова дожила до периода между нормандским завоеванием 1066 и 1086 годов. В обзоре Судного дня она упоминается как одна из немногих англосаксов и единственная женщина, которая осталась крупным землевладельцем вскоре после завоевания. Ко времени этого великого исследования в 1086 году Годива умерла, и ее бывшие земли перечислены как принадлежащие другим. Таким образом, Годива, по-видимому, умер между 1066 и 1086 годами.
Место, где был похоронен Годива, было предметом споров. Согласно Chronicon Abbatiae de Evesham , или Evesham Chronicle , она была похоронена в церкви Пресвятой Троицы в Ившеме, которая больше не существует. Согласно отчету в Оксфордском словаре национальной биографии : «Нет никаких оснований сомневаться в том, что она была похоронена вместе со своим мужем в Ковентри, несмотря на утверждение хроники Ившема, что она лежала в Святой Троице, Ившем». Ее муж был похоронен в монастыре и соборе Святой Марии в 1057 году.
Уильям Дагдейл (1656 г.) заявил, что окно с изображениями Леофрика и Годивы было размещено в церкви Троицы в Ковентри примерно во времена Ричарда II .
История
Основание
Мемориальный оркестр леди Годива был основан в 1949 году Эй Джей Полом Ла Прери, когда он был студентом факультета прикладных наук и инженерии Университета Торонто . Первоначально он назывался The Lady Godiva Band, но вскоре был переименован в Lady Godiva Memorial Band, а затем через годы Lady Godiva Memorial Bnad.
В 1949 году группа насчитывала около пятнадцати участников, и первоначально ее возглавлял основатель AJ Поль Ла Прери. Однако во время их второй репетиции было обнаружено, что La Prairie не умеет читать музыку, поэтому группу передали Тому Кенни, студенту химического факультета.
Первая форма состояла из нескольких красных военных курток и пробковых шлемов . Форма вместе с их первым бас-барабаном , двумя тенорными барабанами , тарелками и дубинкой барабанного мажора были любезно предоставлены находчивостью Ла Прери и его связями в армии. Члены, которые не носили военные куртки, часто были замечены в традиционных кожаных куртках инженерного факультета. Позже участники начали носить свои украшенные каски на мероприятиях.
Первое публичное выступление группы состоялось в октябре 1949 года на ежегодном параде возвращения на родину Университета Торонто на кузове грузовика-платформы .
1960-е и 1970-е годы
В частности, группа приняла участие в розыгрыше, устроенном при открытии метро Bloor-Danforth 26 февраля 1966 года. За это время около 500 студентов Университета Торонто сбежали на станцию, перепрыгнув через турникеты , включая членов LGMB. 400 человек сели в поезд метро , в то время как некоторые из оставшихся студентов вытащили аварийный выключатель питания, что мешало регулярному обслуживанию более чем на пять часов.
В 1970-х годах, в начале ежегодной недели Фроша в Университете Торонто , LGMB собиралась на лужайке перед зданием законодательного собрания провинции Онтарио. Здесь вместе со студентами первого курса инженерии, права, медицины и искусства выступил председатель правительства Онтарио. Во время церемонии группа исполнила несколько «стандартных» отрывков, а также гимн Годивы.
В феврале 1972 года группа без приглашения выступила на важном хоккейном матче, где университет Торонто Varsity Blues играл со студенческой сборной СССР по хоккею. Осенью 1976 года LGMB выступили в CN Tower вместе с Пьером Трюдо и его женой Маргарет , став первой группой, выступившей в CN Tower.
Осенью 1976 года LGMB выступили в CN Tower вместе с Пьером Трюдо и его женой Маргарет , став первой группой, выступившей в CN Tower.
В 1977 году участники группы начали носить новую форму. Наряду с кожаными куртками и украшенными касками участники также носили хоккейные рубашки с логотипом LGMB спереди. Чтобы отразить цвета черепа , рубашки изначально были в основном желтыми с синими и белыми вставками. Этот дизайн был обновлен до синего цвета с желтыми и белыми акцентами в 1993 году.
Группа, участвующая в параде Санта-Клауса в Торонто в 2007 году.
Спустя годы
В 2000 году LGMB сидел в аудитории для показа Jonovision . Их кратко упомянул ведущий Джонатан Торренс . LGMB также попал на Breakfast Television 3 сентября 2002 года.
В 2002 году группа продолжила традицию посещать «открытия», катаясь в первом метро линии метро Sheppard .
Группа впервые официально приняла участие в Параде Санта-Клауса в Торонто в 2007 году. Это произошло после нескольких лет врезаться парадом незваного, который часто приводит к членам группы в сопровождении далеко от полицейской службы Торонто . С тех пор LGMB каждый год приглашают на Парад Санта-Клауса.
В замочную скважину
Однако существует и несколько видоизменённая версия истории об обнажённой леди: якобы не все горожане оказались столь воспитаны и деликатны, что даже не взглянули на нагую аристократку. Один из жителей Ковентри — звали его Том — не сумел обуздать своё любопытство
Он осторожно выглянул на улицу, чтобы посмотреть на Годиву, и… мгновенно ослеп. Плата оказалась несоизмеримой полученному удовольствию.
Этому преданию есть вполне прозаическое объяснение. На исходе 16-го века городской совет Ковентри обратился к художнику с просьбой изобразить на полотне Годиву в тот знаменательный день. Если приглядеться, на итоговой версии картины можно было обнаружить едва заметную фигурку, выглядывающую в окно. Именно после этого и родились слухи о Томе.
Судя по всему, художник не планировал создавать подобный подтекст. Вероятно, персонаж, подошедший к окну, — это Леофрик, наблюдающий за отъездом супруги.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Lady_Godiva history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Lady Godiva»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Бросать
- Полин Страуд в роли Марджори Кларк
- Бернадетт О’Фаррелл в роли Джени
- Джордж Коул, как Джонни
- Стэнли Холлоуэй в роли мистера Кларка
- Глэдис Хенсон, как миссис Кларк
- Джон Маккаллум в роли Ларри Бернса
- Деннис Прайс в роли Саймона Эботта
- Диана Дорс в роли Долорес Август
- Эдди Бирн в роли Эдди Муни
- Кей Кендалл в роли Сильвии Кларк
- Сирил Чемберлен, как Гарри, пансионер
- Лин Эванс, как Вик
- Дора Брайан в роли пиарщика
- Сид Джеймс в роли Лью Бисона
- Ричард Ваттис — директор по кастингу
- Томми Дагган в роли товарища
- Феликс Фелтон в качестве советника
- Энн Хейвуд в роли Дороти Марлоу, участницы конкурса красоты
- Аластер Сим в роли Хоутри Мьюрингтона (в титрах не указан)
- Гуги Уизерс в роли Сьюзан Фостер (в титрах)
- Тревор Ховард — дополнительный покровитель кинотеатра (в титрах)
- Джоан Коллинз — участница конкурса красоты (в титрах)
- Рут Эллис — участница конкурса красоты (в титрах)
- Джин Марш — участница конкурса красоты (в титрах)
Джимми Янг (телеведущий) «Если бы я нарисовал твою фотографию» в исполнении Джимми Янга (бальный певец).
Кто такая леди Годива?
Наверное, невозможно найти англичанина, что не знал бы о знаменитой леди Годиве, проскакавшей верхом по улицам ковентри. И всё бы ничего, но женщина была обнажённой, на что, как вы понимаете, не каждая может решиться (тем более, леди).
Что же могло заставить Годиву сделать это? Ответ на этот вопрос нам даёт старинная легенда, которую знают в Англии практически все – от мала до велика.
Согласно преданию, Годива была супругой лорда Леофрика. Она славилась своей красотой, была благородной и доброй женщиной. Когда к ней обратились жители Ковентри, она была потрясена уровнем их жизни.
Из-за огромных налогов, которыми обложил народ её супруг, люди оставались босыми и голодными. Конечно, леди взмолилась к мужу отменить или хотя бы значительно уменьшить требуемые подати.
Леофрик лишь рассмеялся в ответ, заявив, что сделает это лишь после того, как она проедет обнажённой через весь город. Мне кажется, так граф хотел доказать жене невозможность исполнения её просьбы. Но Годива не собиралась отступать.
Решительная леди в назначенный день приказала всем жителям Ковентри запереть ставни и оставаться в своих домах. Как говорит легенда, её приказ нарушил лишь один человек, юноша по имени Том.
За эту провинность его покарали небеса, и он ослеп, не успев увидеть обнажённую Годиву верхом на лошади. После этого смелого поступка супруги лорду пришлось сдержать своё слово, и налоги были значительно понижены.
Фестиваль леди Годивы – яркий праздник Англии
Версия Питера и Гордона
Этот трек стал радикальным стилистическим изменением для Питера и Гордона, которые специализировались на меланхоличных песнях о любви. Стиль мюзик-холла «Lady Godiva» соответствовал нескольким хитам Herman’s Hermit , а также » Winchester Cathedral » New Vaudeville Band , который поднимался в британских чартах, когда Питер и Гордон записали «Lady Godiva». В конечном итоге «Винчестерский собор» и «Леди Годива» разделят десятку лучших в США, а первая сменит последнюю на №1 в Канаде.
Продюсер Питера и Гордона, Джон Берджесс, представил дуэту «Lady Godiva» после того, как он продюсировал альбом Пола Джонса My Way , в который вошел трек. Питер Ашер , который вместе с Гордоном Уоллером состоял из Питера и Гордона, вспоминает, что он возражал против записи песни, но Уоллер парировал: «Это будет забавно, заткнись». Сингл был записан в Abbey Road Studios и воссоединил Питера и Гордона с Джеффом Лавом, который после аранжировки и дирижирования первых шести синглов дуэта пропустил свои последние три A-сайда . «Lady Godiva» станет последним совместным творчеством Лав Питера и Гордона.
Выпущенная в сентябре 1966 года, «Lady Godiva» позволила Питеру и Гордону вернуться в Великобританию и особенно в США. В Великобритании сингл поднялся на 16 строчку, вернув Питера и Гордона в топ-20 после того, как их предыдущие два сингла » Woman » и «To Show I Love You» проиграли, а последний не попал в топ-50. Американская «Lady Godiva» поднялась на 6 строчку в декабре 1966 года, впервые попав в десятку лучших после » I Go to Pieces » в феврале 1965 года. Сингл был продан тиражом более миллиона копий и был награжден золотым диском . Billboard описал эту песню как «веселую новинку с легким танцевальным ритмом».
Было сказано, что мэр Ковентри попытался подавить местную трансляцию сингла. Питер Ашер вспомнил, как слышал, что мэр посчитал, что песня «оскорбляет его город или что-то в этом роде», хотя Ашер сказал о бойкоте, о котором сообщается: «Я не знаю, придумал ли какой-то пресс-секретарь звукозаписывающей компании эту песню или это было на самом деле. Я читал ».
В Австралии «Lady Godiva» заняла первое место в чарте от 29 октября 1966 года, оставаясь на первом месте в течение трех недель. Песня также принесла Питеру и Гордону хит №1 в Канаде и умеренный хит в Нидерландах (№30), Южной Африке (№18) и Швеции (№19).
Питер и Гордон вернулись в Топ-40 США с двумя последующими синглами: «Knight In Rusty Armor» и «Sunday for Tea», но «Lady Godiva» станет последним хитом дуэта в Великобритании.
В стороне | Б сторона | Великобритания | Соединенные Штаты | ||
---|---|---|---|---|---|
Дата выпуска | Номер записи | Дата выпуска | Номер записи | ||
«Леди Годива» | «Утренний зов» | 9 сентября 1966 г. | Колумбия DB 8003 | Сентябрь 1966 г. США | Капитолий 5740 |
Суть знаменитой легенды
История, которая на века прославила леди Годиву, случилась, если верить хронике монаха Роджера Вендровера, в 1040 году в Ковентри. Тогда Англией правил король Эдуард Исповедник, известный своим неумением вести государственные дела и непониманием английских реалий. В стране ощущалась нехватка средств, и король решил повысить налоги. Их взиманием должны были заняться титулованные особы. Конкретно в городе Ковентри и близлежащих территориях это должен был делать граф Леофрик. Фактически он являлся владельцем этого города. Но жителей, конечно, это нововведение не устраивало. Они и так платили большие деньги, а новые порядки могли окончательно разорить их.
Они упрашивали графа отказаться от повышения налогов, но он стоял на своем. Тогда к делу подключилась его благочестивая и очень добрая супруга. Она тоже стала просить мужа, чтобы тот снизил размер податей до прежнего уровня. На эмоциях граф Леофрик сказал, что отменит жестокие налоги только тогда, когда она проедет по Ковентри голой на лошади. Он считал, что жена не решится на такое, но он ошибался. Годива пожертвовала собственной гордостью и честью ради простых людей. 10 июля 1040 года, как сообщается в хронике Вендровера, эта прелестная женщина села обнаженной на своего коня и проехала в таком виде по улицам города.
Жители Ковентри, зная об этом, затворили ставни и двери, и сидели в своих домах, не показываясь наружу — так проявилось их уважение к леди. Лишь горожанин по имени Том нарушил негласный запрет — через щелочку он взглянул на девушку на коне, и тут же ослеп. Граф был восхищен самоотверженностью своей супруги и выполнил обещание — снизил налоги.
Кто такая Леди Годива?
Годива – это латинизированная форма старого английского имени‘Godgyfu’ или ‘Godgifu’, которое имеет значение Божий дар или Подарок. Мало что известно о ранних годах жизни Леди Годива – когда и где она родилась, кто ее родители и т. д.
Историческая реальность Леди Годивы подтверждается записями, где фигурирует ее муж, Леофрик , граф Мерсии. Леофрик был одним из самых влиятельных английских дворян 11-го века. Когда Кнут, английский король, умер в 1035, Леофрик был сторонником Гарольда I (Харальда), известного также как также как Гарольд Заячья Лапа, который позже стал королем Англии.
В 1051 году именно благодаря Леофрику удалось избежать гражданской войны, так как граф смог разрешить конфликт между королем Эдуардом Исповедником и Годвином Глостерским до того, как обе стороны встретились в битве. Леофрика также помнят как покровителя храмов и монастырей.
Именно в таких записях упоминается Леди Годива вместе со своим мужем. Например, летописец Иоанн Уорчестерский упоминает, что: “Среди других его хороших дел в этой жизни, он и его жена, благородная графиня Годива, набожная и чтящая Бога, и любящая Приснодеву Марию, построили полностью за счет собственных средств монастырь в , и одарили его землей, и одаривали его драгоценностями до такой степени, что нельзя было найти в Англии другого такого монастыря который имел бы столько золота, серебра и драгоценных камней.”
Однако летописец не упоминает о знаменитой прогулке леди Годивы. По сути, самая ранняя известная версия этой истории находится в Хрониках Роджера из Вендовера (монаха аббатства Сент-Олбанс ), датируемыми 13-м веком. В 1057 году нашей эры (год смерти Леофрика) летописец писал, что граф взимал большие налоги с горожан Ковентри.
Легенда о Леди Годиве
Существует миф, что леди Годива являлась прекрасной молодой супругой графа по имени Леофрик, жившего в Англии. На вассальный город под названием Ковентри Леофрик «повесил» неподъемные налоги. Годива умоляла своего супруга их урезать.
Однажды за трапезой граф сказал, что урежет налоги, если Годива проедет голой на коне по улицам города. Он не сомневался, что его жена не пойдет на такое. Но смелая девушка все же решилась на это.
Горожане, обожая и почитая ее за добросердечие, в условленный день заперли двери своих жилищ. Никто не выходил из дома. Только один горожанин Том осмелился посмотреть на обнаженную из окна — и тотчас лишился зрения.
Так она проехала на коне через весь город, и никто ее не увидел. Леофрик был восхищен смелостью своей жены и, сдержав обещание, урезал налоги.
Миф и реальность
Давайте разберемся, насколько данный миф соответствует реальности. Жизнеописание Годивы и Леофрика можно найти в английских летописях, дошедших до наших времен.
Имеются сведения о том, что граф в 1043 г. воздвиг монастырь бенедиктинцев. Маленький населенный пункт Ковентри тотчас превратился в четвертый по размеру город средневековой Англии.
Граф подарил монастырю земельные угодья и двадцать четыре деревни. А его жена одарила его обилием драгоценностей, серебра и золота. Поэтому монастырь стал самым богатым из всех монастырей Англии.
Годива искренне верила в Бога. После кончины своего супруга, умирая, подарила церкви все, что осталось ей от Леофрика. Могилы легендарной пары находятся в этом монастыре.
В 1188 году впервые об обнаженной наезднице рассказал монах Роджер Вендровер. Он жил в монастыре имени святого Албана. Монах написал, что историческое событие произошло в середине лета 1040 года.
В последующем людские сплетни лишь дополняли этот миф. Позже, в XIII столетии, король Эдуард I решил разобраться, что здесь домыслы, а что — правда. Были изучены летописи. Вот результат: с 1057 года Ковентри не облагался налогом, хотя даты разнятся в 17 лет.
Ежегодный праздник горожан
Жители Ковентри в 1678 году положили начало ежегодному торжеству, посвященному леди Годиве. Мероприятие проводится и до настоящего времени. В первую очередь, это костюмированное шествие. Звучат песни и музыка, а под конец дня устраивается фейерверк.
Статуя леди Годивы в Ковентри
Люди, принимающие участие в шествии, облачаются в одежду XI столетия. От разрушенного кафедрального собора они идут по дороге, по которой ехала на коне смелая девушка. Финальный этап торжества проводится в парке, возле статуи леди Годивы.
Здесь играет старинная музыка. Участники торжества соревнуются во всевозможных состязаниях. Но самое известное — это конкурс на самую красивую «леди Годиву». В нем участвуют девушки, облаченные в наряды дам XI века. Обязательное условие конкурса — длинные светлые волосы.
Возле бывшего городского кафедрального собора стоит статуя — леди Годива с развевающимися волосами, восседающая на коне. Рисунок статуи также размещен на печатях, принадлежащих городскому совету.
Видео
В этом видео дополнительная и интересная информация «Леди Годива из Ковентри»
Подглядывающий Том
«Леди Годива» Адама ван Ноорта (1586)
История о Подглядывающем Томе является позднейшим «наслоением» легенды.
В 1586 году совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить эпизод легенды на картине. Художник выполнил заказ; помимо прекрасной всадницы, на картине был изображён Леофрик, смотрящий на свою жену из окна. Картина была выставлена на всеобщее обозрение на главной площади Ковентри безо всяких пояснений, и население ошибочно приняло изображённого на картине графа за горожанина, подглядывающего за леди Годивой. Людская молва нарекла этого горожанина «Подглядывающим Томом» (англ. Peeping Tom). Впоследствии английское слово «peeping» (подглядывающий) превратилось в фамилию персонажа, а легенда дополнилась подробностью — сразу же после того, как Том увидел обнажённую Годиву, он ослеп.
Традиции и новые веяния праздника
Интересно, что со временем праздник приобретает всё больше почитателей, а число участников неизменно увеличивается. Если в прежние времена Фестиваль леди Годивы был лишь незначительным местным торжеством, то сегодня он превратился в масштабный праздник, что нередко длится три дня.
Все участники празднования обязательно проходят путь леди Годивы. Согласно сказаниям, он проходит от первого кафедрального собора (сейчас там остались лишь руины) к легендарному памятнику.
На своей скульптуре изящная леди Годива изображена молодой женщиной, что восседает на лошади, свесив ноги на левую сторону. То, насколько важна эта героиня для местных жителей, отражает печать городского совета Ковентри. На ней запечатлён тот самый образ леди Годивы, что можно увидеть в главном парке города.
Образ леди Годивы стал важной частью мирового искусства. Её старались изобразить художники и скульпторы различных времён
У каждого из них леди Годива отличается неповторимостью и красотой. Возможно, именно поэтому сегодня англичане уходят от “дискриминации” современных Годив.
Примерить на себя образ прекрасной всадницы сегодня может девушка с любым цветом волос. Конечно, самой любимой зрителями частью праздника остаётся выезд обнажённых Годив. Правда, некоторые из них лукавят с выбором “наряда”, надевая трико телесного цвета, что издали напоминает обнажённое тело. Но это делает праздник ещё более весёлым и необычным.
Фестиваль леди Годивы – праздник для девушек без комплексов
Сегодня публичными обнажениями мало кого можно удивить. Чаще всего это эпатажные протесты или выходки отдельных людей. Но Фестиваль леди Годивы занимает особое место в списке “раздетых” праздников. Идея обнажения никогда не являлась основной, а самое главное – дух истории и легенд, что витает во время праздника. Участницам необязательно полураздетыми скакать верхом – достаточно выбрать эффектный старинный наряд и блистать в нём, как истинная леди.
Образы в искусстве и обществе
Художественная галерея и музей Herbert в Ковентри поддерживает постоянную экспозицию на эту тему. Самая старая картина была заказана графством города Ковентри в 1586 году и написана Адамом ван Нуртом , фламандским художником-беженцем. Его картина изображает «сладострастно выставленную» леди Годиву на фоне «фантастического итальянского Ковентри». Вдобавок Галерея собрала множество викторианских интерпретаций предмета, описанного Мариной Уорнер как «странно сложенный Ландсир , падающий в обморок Уоттс и роскошный Альфред Вулмер ».
John Collier «s Lady Godiva завещал социального реформатора Томаса Хэнкока Нанн . Когда он умер в 1937 году, картина в стиле прерафаэлитов была предложена Корпорации Хэмпстеда . В своем завещании он указал, что, если Хэмпстед откажется от его завещания (предположительно, по соображениям приличия), картина должна быть предложена Ковентри. Картина сейчас находится в Художественной галерее и музее Герберта .
Американский скульптор Энн Уитни создала мраморную скульптуру леди Годивы, которая сейчас находится в коллекции Художественного музея Далласа в Далласе, штат Техас.