Фильмы, получившие оскар в номинации «лучший фильм» в xxi веке

Contents

«Кавказский пленник»1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

Кавказский пленник (номинация в 1997 году)

Сергей Бодров-старший решился на смелый эксперимент – он экранизировал рассказ Льва Толстого, сделав его основной для событий 1990-х годов. В главной роли снялся сын режиссера, но протекцией такое решение не выглядит. Бодров-младший постоянно сопровождал отца во время творческих командировок. Пока еще утверждался кандидат на главную роль было решено попробовать сына режиссера. И он справился! Никаких поблажек сын отцу не делал. Позже Бодров-младший рассказывал, что сам он воспринимал эту работу как очередной для себя эксперимент. Фильм, режиссура и сценарий были отмечены рядом европейских наград, но Оскара так и не получил.

«Разгром немецких войск под Москвой»1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

«Частная жизнь»1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

2006 год. Столкновение. Драма. 108 минут. IMDb: 7,8

Фильм представляет собой восемь небольших историй, общее у которых – автомобильные аварии и ограбления машин. Героям предстоит окунуться в противостояние культур, проблемы расизма и в острой ситуации пересмотреть свои жизненные позиции.

Многие ли из нас слышали об этом фильме? Несмотря на множество наград «Столкновение» явно не на слуху. А вот фаворита-конкурента в борьбе за Оскар – «Горбатую гору» с Хитом Леджером и Джейком Джилленхолом фильм обошел. «Столкновение» – сложная драма с многочисленными поворотами сюжета и небанальным переплетением судеб главных героев

А в борьбе за Оскар важной оказалась поднятая тема расизма

2019 год. Зелёная книга. Драма, биография. 130 минут. IMDb: 8,2

В истории Америки немало темных страниц, рассказ о которых и сегодня не оставляет никого равнодушным. Фильм повествует о событиях начала 1960-х. Тони Валлелонга – обычный вышибала по прозвищу Болтун. Но клуб, в котором он работал, закрылся на ремонт. К счастью, для Тони находится непыльная работенка – быть водителем и телохранителем чернокожего музыканта Дона Ширли.

Режиссер Питер Фаррелли получил известность своими несерьезными работами «Муви 43» и «Тупой и еще тупее». На удивление его новый фильм оказался и трогательным, и одновременно серьезным, рассказывающим о временах сегрегации. В основу картины легла реальная история гастролей Дона Ширли. «Зеленая книга» заслуженно получила Оскар, обойдя другого фаворита – «Рома».

Старик и море (Оскар 2000 года)

Анимационный фильм снят по классической повести Эрнеста Хемингуэя. Вся работа заняла у режиссера Александра Петрова два года, он же выступил и сценаристом. В создании фильма использовалась весьма трудоемкая техника «ожившей живописи», придуманная в Канаде. Именно там в сообществе с оператором Сергеем Решетниковым и создавался мультфильм. Картину рисовали на стекле не только масляными красками и кистью, но и пальцами.

Надо сказать, что «Старик и море» стал уже третьей попыткой Петрова заполучить Оскар. Ранее академики не оценили другие работы режиссера – «Корова» и «Русалка». В борьбе за вожделенную статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Нидерландов, Норвегии и Великобритании.

«Потерянный уикенд» (1945)

Фильмы эпохи «Золотого Голливуда» часто (и заслуженно) ругают в излишней академичности и неестественности. Все эти картонные студийные декорации, театральная манера игры и неестественные цвета наводят на сегодняшнего зрителя зевоту. Одной из причин рафинированности классических голливудских фильмов можно считать Кодекс Хейса — свод цензурных правил, который действовал в американском кино более 30 лет, начиная с 1930 года. «Потерянный уикенд» Билли Уайлдер — один из немногих голливудских фильмов, в котором многие цензурные ограничения, как бы это помягче сказать, вообще не соблюдались. Это жесткая, очень натуралистичная картина об алкоголизме — одной из табуированных тем в классическом Голливуде. «Потерянный уикенд» — рассказ о двух днях из жизни писателя-алкоголика Дона Бирнема, который не может прожить без бутылки. Как и «Это случилось однажды ночью», фильм Билли Уайлдера способен покорить в том числе и современную публику. Без оговорок, это один из самых любимых моих фильмов не только в этой десятке, но и вообще.

2007 год. Отступники. Триллер, драма, криминал. 151 минута. IMDb: 8,5

Основой для фильма выступил гонконгский триллер «Двойная рокировка». История посвящена двум выпускникам полицейской академии. Один из них служит в правоохранительных органах, но при этом сотрудничает с мафией, сливая ей информацию. Другой же выбрал путь бандита и растворился в преступном сообществе. Но при этом им движут благородные мотивы – помощь полиции. И оба героя вынуждены изображать тех, кем в душе не являются. Но со временем выясняется, что мир не делится на белое и черное.

Режиссер Мартин Скорсезе давно уже считается живым голливудским классиком, чьи фильмы заслуженно номинируются на Оскар. Но постоянно награды доставались более удачливым конкурентам. Но в этот раз «Отступники» превзошел всех – фильм не просто стал лучшим, но и дал режиссеру его единственный Оскар.

«Амадей» (1984)

«Амадей» — образцовый голливудский байопик про великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, поставленный чешским эмигрантом, который в итоге стал одним из самых титулованных кинорежиссеров Америки. Эта гремучая культурная смесь отразилась и на самом фильме. «Амадей» по-голливудски обстоятелен, но при это по-европейски изящен и точен в деталях. С картиной Милоша Формана у меня связаны только приятные воспоминания: в 10 лет я посмотрел ее на видеокассете компании «Премьер-видео» и влюбился с первого взгляда. Спустя примерно 10 лет после этого я взглянул на фильм под совсем другим углом — на первом занятии в институте на курсе по истории кино. В этой удивительной ленте есть все — любовь, музыка, ненависть, измена, потрясающая Вена, две мощнейшие актерские работы — собственно, Тома Халса и Ф. Мюррея Абрахама — смех, радость и все-все-все. Если бы меня попросили назвать самый любимый фильм, победивший на «Оскаре», без раздумия бы назвал «Амадей».

«Лоуренс Аравийский» (1963)

Эпический фильм британского режиссера Дэвида Лина — одна из самых красивых кинолент вообще. Байопик офицера Томаса Эдварда Лоуренса, который еще в совсем юном для своего звания возрасте помог арабам в войне против турков. «Лоуренса Аравийского» бесполезно пересказывать, каждый фрагмент этого фильма — от невыносимо красивых голубых глаз Питера О’Тула, до бескрайних арабских пустынь — надо видеть собственными глазами. Как и в случае с современными «Гравитацией» или «Аватаром», впечатление от «Лоуренса» прямо пропорционально размеру экрана, на котором его запускаешь. С «Лоуренсом» связана и грустная история, которую, конечно, знают все поклонники кино. Питер О’Тул, сыгравший главную роль в фильме, так и не получил в 1963 году «Оскара», несмотря на то, что картина победила в 7 номинациях. Эта неудача преследовала актера до конца карьеры — О’Тулу не досталось ни одной статуэтки вплоть до самой смерти.

2000 год. Красота по‑американски. Драма, 122 минуты, IMDb: 8,3

Кризис среднего возраста – неисчерпаемая тема. Главному герою, Лестеру Бёрнэму, всего 42 года, но его жизнь, кажется, потеряла смысл. Работа откровенно опостылела, ушли чувства к жене, которая, поняв это, стала изменять супругу. Неудивительно, что Лестер окунулся в депрессию. Но вскоре жизнь заиграла новыми красками – мужчина влюбился в одноклассницу дочери.

Главную роль в этом фильме исполнил Кевин Спейси, ныне оказавшийся фигурантом скандала и лишившийся заработанной репутации. «Красоту по-американски» не считали основным претендентом на «Оскар», им виделась куда менее провокационная драма «Правила виноделов» по классическому роман Джона Ирвинга. Но академики решили отдать статуэтку более актуальному для современного общества фильму.

Военно-полевой роман (номинация в 1985 году)

Сценарий к фильму написал Петр Тодоровский на основе собственных воспоминаний о послевоенных годах. Он же выступил в качестве режиссера. Любовь солдата к санитарке во время войны не имела шансов перерасти в отношения, но в мирное время герои попадают в классический любовный треугольник. Премьера фильма пришлась на Берлинский кинофестиваль, где исполнительницу одной из главных ролей, Инну Чурикову, назвали лучшей актрисой.

На церемонию вручения Оскара в Америку отправился Тодоровский. Местные академики уверяли его, что приз достанется советской ленте, ей не было равных ни по качеству, ни по сюжету. Но политизированная тогда премия была отдана фильму о гроссмейстере Викторе Корчном.

Список фильмов, которые получили оскар

1. В центре внимания/Spotlight — 2015г. IMDb: 8.10 2. Бёрдмэн/Birdman — 2014г.IMDb: 8.10 3. 12 лет рабства/12 Years a Slave — 2013г. IMDb: 8.10 4. Операция «Арго»/Argo — 2012г. IMDb: 7.70 5. АртистThe/Artist — 2011г. IMDb: 7.90 6. Король говорит!/The King’s Speech — 2010г. IMDb: 8.00 7. Повелитель бури/The Hurt Locker — 2008г. IMDb: 7.60 8. Миллионер из трущоб/Slumdog Millionaire — 2008г. IMDb: 8.00 9. Старикам тут не место/No Country for Old Men — 2007г. IMDb: 8.10 10. Отступники/The Departed — 2006г. IMDb: 8.50 11. Столкновение/Crash — 2004г. IMDb: 7.90 12. Малышка на миллион/Million Dollar Baby — 2004г. IMDb: 8.10 13. Властелин колец: Возвращение Короля The Lord of the Rings: The Return of the King — 2003г. IMDb: 8.90 14. Чикаго/Chicago — 2002г. IMDb: 7.20 15. Игры разума/A Beautiful Mind — 2001г. IMDb: 8.20 16. Гладиатор/Gladiator — 2000г. IMDb: 8.50 17. Красота по-американски/American Beauty — 1999г. IMDb: 8.40 18. Влюбленный ШекспирShakespeare in Love — 1998г. IMDb: 7.20 19. Титаник/Titanic — 1997г. IMDb: 7.70 20. Английский пациент/The English Patient — 1996г. IMDb: 7.40 21. Храброе сердце/Braveheart — 1995г. IMDb: 8.40 22. Форрест Гамп/Forrest Gump — 1994г. IMDb: 8.80 23. Список Шиндлера/Schindler’s List — 1993г. IMDb: 8.90 24. Непрощенный/Unforgiven — 1992г. IMDb: 8.30 25. Молчание ягнят/The Silence of the Lambs — 1990г. IMDb: 8.60 26. Танцующий с волками/Dances with Wolves — 1990г. IMDb: 8.00 27. Шофер мисс Дэйзи/Driving Miss Daisy — 1989г. IMDb: 7.40 28. Человек дождя/Rain Man — 1988г. IMDb: 8.00 29. Последний императорThe Last Emperor — 1987г. IMDb: 7.80 30. Взвод/Platoon — 1986г. IMDb: 8.10 31. Из Африки/Out of Africa — 1985г. IMDb: 7.20 32. Амадей/Amadeus — 1984г. IMDb: 8.30 33. Язык нежностиTerms of Endearment — 1983г. IMDb: 7.40 34. Ганди/Gandhi — 1982г. IMDb: 8.10 35. Огненные колесницы/Chariots of Fire — 1981г. IMDb: 7.20 36. Обыкновенные люди/Ordinary People — 1980г. IMDb: 7.80 37. Крамер против Крамера/Kramer vs. Kramer — 1979г. IMDb: 7.80 38. Охотник на оленей/The Deer Hunter — 1978г. IMDb: 8.20 39. Энни Холл/Annie Hall — 1977г. IMDb: 8.10 40. Рокки/Rocky — 1976г. IMDb: 8.10 41. Пролетая над гнездом кукушки/One Flew Over the Cuckoo’s Nest — 1975г. IMDb: 8.70 42. Крестный отец 2/The Godfather: Part II — 1974г. IMDb: 9.00 43. Афера/The Sting — 1973г. IMDb: 8.30 44. Крестный отец/The Godfather — 1972г. IMDb: 9.20 45. Французский связной/The French Connection — 1971г. IMDb: 7.80 46. Паттон/Patton — 1970г. IMDb: 8.00 47. Полуночный ковбой/Midnight Cowboy — 1969г. IMDb: 7.90 48. Оливер!/Oliver! — 1968г. IMDb: 7.50 49. Полуночная жара/In the Heat of the Night — 1967г. IMDb: 8.00 50. Человек на все времена/A Man for All Seasons — 1966г. IMDb: 7.90 51. Звуки музыки/The Sound of Music — 1965г. IMDb: 8.00 52. Моя прекрасная леди/My Fair Lady — 1964г. IMDb: 7.90 53. Том Джонс/Tom Jones — 1963г. IMDb: 6.70 54. Лоуренс Аравийский/Lawrence of Arabia — 1962г. IMDb: 8.30 55. Вестсайдская история/West Side Story — 1961г. IMDb: 7.60 56. Квартира/The Apartment — 1960г. IMDb: 8.30

Вор (номинация в 1998 году)

Послевоенное время оказалось довольно жестким для страны. Именно об этом в острой социальной драме рассказал Павел Чухрай. Фильм получил сразу 6 премий Ника, а также приз жюри венецианского кинофестиваля. В Америке «Вор» был номинирован одновременно на Оскара и на «Золотой глобус».

Фильм рассказывает о знакомстве мальчика и его матери с офицером-фронтовиком, оказавшимся вором. Ребенку требовался отец, а бандит увидел возможность обзавестись помощником. Для Владимира Машкова роль харизматичного и жестокого уголовника стала одной из лучших в карьере. Его партнером в фильме стал 9-летний Михаил Филипчук.

«Старикам здесь не место» (2008)

Острая, как бритва, коэновская экранизация романа крупного американского писателя Кормака МакКарти — последний великий, по моему мнению, фильм, взявший главного «Оскара». Коэны, как всегда, предельно лаконичны и точны в формулировках, отчего каждая сцена в «Стариках» пробивает зрителя навылет. Фильм рассказывает историю неудачливого (как мы понимает не сразу) ветерана Вьетнамской войны Льюэллина Мосса, который случайно находит в пустыне чемодан с деньгами. Этот случай запускает невероятный маховик страстей и событий, в котором участвуют грустный, но мудрый шериф, несколько глуповатых головорезов и суперубийца Антон Чигур в исполнении Хавьера Бардема. Фильм Коэнов — это и триллер, и гангстерская комедия, и человеческая драма, и, конечно, притча. Но главное: это невероятно крутое кино.

Прогнозы на «Оскар» читайте на сайте завтра.

2012 год. Артист. Драма, мелодрама, комедия. 96 минут. IMDb: 7,9

Фильм рассказывает о событиях 1920-х годов. Эпоха немного кино доживает свое, не все могут смириться с этим. Актер Джорд Валентайн – один из них, а с переменами ему помогает справиться влюбленная в него статистка Пеппи Миллер.

В тот год Оскар достался далеко не фавориту. В числе претендентов значились работы культовых режиссеров: «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Боевой конь» Стивена Спилберга и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Вот только академики отдали свои голоса малоизвестному до того времени французскому режиссёру Мишелю Хазанавичусу. Его ретро-фильм мало того, что был снят черно-белым, так еще оказался и немым. Но с помощью таких лаконичных инструментов режиссер смог создать шедевр.

Чайковский (номинация в 1972 году)

Говорить о жизни великого человека непросто

Но подобные темы всегда находят внимание со стороны писателей и режиссеров. Вот только полностью раскрыть многогранную личность не так и просто

Режиссер Игорь Таланкин справился с задачей рассказать о жизни знаменитого композитора с учетом известной на тот момент информации. Фильм-биография получился двухсерийным, а в основу сценария легла переписка Чайковского с Надеждой Фон Мекк.

Лента была номинирована и на «Золотой глобус», и на «Оскар» сразу в двух номинациях: лучшая адаптация музыкальной темы и лучший фильм на иностранном языке. Главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский. Его гениальное перевоплощение заслужило приз на фестивале в Сан-Себастьяне, а зрители СССР назвали актера лучшим в 1970 году.

Утомленные солнцем (Оскар 1995 года)

Режиссером российско-французской драмы выступил Никита Михалков. В фильме на фоне безмятежного дачного пейзажа раскрывается история одной семьи, в которой эхом звучат события гражданской войны и репрессий. Раскрывающаяся драма не оставляет равнодушным никого. Фильм понравился и зрителям, и критикам. Никита Михалков выступил еще и сценаристом, а также исполнил в фильме главную роль. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте. Она сама предложила свою кандидатуру на роль Маруси, узнав о начале съемок.

«Утомленные солнцем» со звучащим в фоне танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что тот на основе сценария поставил одноименную пьесу. Премьера состоялась в 2009 году на сцене Лондонского королевского Национального театра. А сам фильм получил Большой приз жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а на следующий год и Оскара в качестве лучшего иностранного фильма.

2015 год. Бёрдмэн. Драма, комедия. 119 минут. IMDb: 7,7

Не всегда роль Супергероя делает человека успешным. Этот фильм повествует об актере, который в свое время прославился ролью Бёрдмена. Но теперь популярность сошла, карьера катится под откос, как и семейная жизнь. Что сделает актер, чтобы изменить свою жизнь?

Главную роль в фильме сыграл Майкл Китон. Забавно, но Бёрдмен снят фактически о нем. Китон стал знаменитым, сыграв в свое время Бэтмена, но потом куда-то пропал с экранов. А слава вернулась к актеру теперь уже с «Бёрдменом». Фильм вышел примечательным, благодаря необычному подходу режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В «Бёрдмене» все действо – одна непрерывная сцена, в которой, как кажется, просто нет монтажных склеек.

Война и мир (Оскар 1969 года)

«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.

В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.

Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок

На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом

Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.

«Война и мир»1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

Частная жизнь (номинация в 1983 году)

Юлий Райзман в своем фильме рассказал о том, как меняется мировоззрение ушедшего на пенсию требовательного управленца Абрикосова. Оказалось, что его идеалы уже устарели, с близкими утеряна духовная связь, а жизнь кажется прожитой напрасно.

Фильм рассказывает о вечной теме лишнего человека в общества, это не может не затрагивать сердца зрителей. Да и критики высоко оценили работу Райзмана. Сам режиссер пытался показать положение людей, чья система в одночасье рушится. И далеко не все готовы встретиться с изменениями. Помимо номинации на Оскар этот фильм получил еще и двух венецианских Золотых львов.

2018 год. Форма воды. Драма, фантастика. 123 минуты. IMDb: 7,3

Фильм оказался очень странным. Идет 1963 год. Немая уборщица Элайза работает в научной лаборатории. Однажды туда привозят для опытов отловленного человека-амфибию. В погоне за открытием ученые не жалеют испытуемого. Но Элайза влюбляется в мутанта и помогает ему сбежать.

Не все поняли посыл режиссера Гильермо дель Торо. Ведь он умудрился поместить в фантастическую ленту немало социальных тем. Все это не осталось без внимания кинокритиков. На фоне холодной войны поднимаются вопросы расовых предрассудков и борьбы человека с государственной машиной. Да и в визуальном плане к дель Торо сложно придраться – он создает настоящие шедевры.

Барбара Каринска

Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1948Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».

Как звезды выбирают платья на «Оскар»: кутюрные скандалы Голливуда Читать

Дерсу Узала (Оскар 1976 года)

Этот фильм стал совместным проектом советских и японских кинематографистов. Режиссером выступил Акира Куросава, а в главных ролях снялись Виталий Соломин и Максим Мунзук. Литературной основой фильма стали произведения ученого, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. В одной команде пришлось работать японцам и русским – людям абсолютно разных культур и менталитетов. Порой это оборачивалось курьезами, но чаще всего просто оборачивалось трудностями в работе.

Да и режиссер Акира Куросава оказался очень педантичным – мог потребовать перестроить избушку из-за перекоса бревен или же развешивать на деревья опавшие за ночь листья ради лучшей картинки. Для самого японца фильм стал первым, снятым на иностранном языке. Именно в этой номинации картина и получила Оскара в 1976 году. Впрочем, «Дерса Узала» и его актеры были отмечены премиями во множестве других стран: Франции, Перу, Италии, Испании, Финляндии.

Дмитрий Темкин

Кадр из фильма «Старик и море», 1958Дмитрий Темкин родился в 1894 году в Полтавской губернии Российской империи. Он получил музыкальное образование в родном Кременчуге и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки и выступая тапером в кино. В 1917 году, вскоре после революции, он стал организатором нескольких масштабных музыкальных событий: первомайской «Мистерии освобожденного труда» и инсценировки «Взятия Зимнего дворца», но больших перспектив в новой стране у него не было. В 1921 году Темкин эмигрировал в Берлин, а еще пару лет спустя, по совету Федора Шаляпина, уехал в США. В 1929 году началась его голливудская карьера: он сочинял музыку для вестернов, экспериментировал со звуком и тембровыми комбинациями. В 1937-м он получил свою первую номинацию на «Оскар», за которой последовала еще 21 номинация. Заветная статуэтка доставалась ему четырежды — за музыку и лучшую песню к «Ровно в полдень» и за музыку к фильмам «Высокий и могучий» и «Старик и море».