Кустурица, эмир

Contents

Другие начинания

Дрвенград

Дрвенград

Дрвенград (что означает « Деревянный город» ) — это традиционная деревня, которую Кустурица построил для своего фильма « Жизнь — это чудо» . Он расположен в Златиборском районе недалеко от города Ужице , в двухстах километрах к юго-западу от столицы Сербии Белграда . Он расположен недалеко от Мокра-Горы и Вишеграда , наиболее известного благодаря роману югославского Иво Андрича « Мост на Дрине» .

Время цыганской панк-оперы

В 2007 году Кустурица и Неле Карайлич подготовили панк-оперу « Время цыган» . Первоначальная идея возникла пятью годами ранее, в 2002 году, у соавтора Кустурицы Марка ди Доменико, в то время как при поддержке режиссера Парижской оперы Жерара Мортье проект развернулся. Основываясь на постановке своего одноименного фильма 1988 года, Кустурица написал либретто , адаптировав историю цыганской молодежи с Балкан, переехавшей в Италию, чтобы получить деньги на операцию своей больной сестре. Режиссер выбрал молодых сербских исполнителей народных песен Стевана Анжелковича и Милицу Тодорович на роли Перхана и Азры соответственно, а опытный Караджич — на роль Ахмеда Жиды. Музыка к оригинальному фильму была написана Гораном Бреговичем ; однако, поскольку Кустурица и он не разговаривают с конца 1990-х, эти песни нельзя было использовать. Абсолютно новый саундтрек написал Деян Спаравало из The No Smoking Orchestra.

Премьера состоялась в июне 2007 года в Опере Бастилии в Париже и получила положительные отзывы. После огромной открытой сцены Бастилии шоу проходило на меньших площадках. В марте 2008 года спектакль был поставлен во Дворце собраний в Париже .

Осенью 2010 года спектакль был поставлен в Белграде в Sava Center .

29 июня 2012 года опера была впервые поставлена ​​в Баня-Луке на Городском стадионе под открытым небом и собрала 10 000 зрителей. Затем последовала июльская постановка в Картахене, Испания , в рамках La Mar de Músicas de Cartagena .

Будущая постановка панк-оперы запланирована на август 2013 года в Краснодаре , Россия , во время фестиваля «Кубана».

Кюстендорфский кинофестиваль и музыкальный фестиваль

С 2008 года в Дрвенграде проводится ежегодный фестиваль кино и музыки в Кюстендорфе , на котором демонстрируются фильмы и музыка со всего мира, а также проводится конкурсная программа студенческих короткометражных фильмов . Фестиваль известен тем, что не имеет красной ковровой дорожки, а также никаким из популярных артефактов голливудских фестивалей.

Кустурица с Новаком Джоковичем в Андричграде

Благоговение, которым пользуется Кустурица в кинематографических кругах, наряду с его профессиональными и личными контактами, обеспечивает ежегодный приезд ведущих гостей из европейского и мирового кинематографа. В фестивале участвовали мировые звезды Джонни Депп и Моника Беллуччи, а также Никита Михалков , Гаэль Гарсия Берналь , Абель Феррара , Ким Ки Дук , Одри Тоту и др.

Андричград

28 июня 2011 года Кустурица приступил к строительству Андричграда (также известного как Каменград , что означает Каменный город ), расположенного в Вышеграде , Республика Сербская , Босния и Герцеговина, который должен был быть завершен к 2014 году. Андричград расположен в нескольких километрах от первого города Кустурицы. город Дрвенград, в Сербии. Andrićgrad будет использоваться в качестве места съемок для своего нового фильма « Na Дрини Cuprija », основанный на книге Мост на Дрина , по Нобелевской премии по литературе лауреата Иво Андрич . Его фамилия используется в названии города Andrićgrad, что означает «Город Andrić» в сербском .

Пишу

Смерть — неподтвержденный слух

Автобиография Кустурицы « Смерть — это неподтвержденный слух» (Смрт је непровјерена гласина / Smrt je neprovjerena glasina ) была опубликована в октябре 2010 года в Белграде агентством « Новости» . Презентация книги состоялась 26 октября во время Белградской книжной ярмарки, на ней присутствовали Неле Карайлич , Душан Ковачевич , министр иностранных дел Вук Еремич , Воислав Коштуница и т. Д. Изначально книга была выпущена только в Сербии , Черногории и Республике Сербской , тираж книги составил 20 000 экземпляров. экземпляры быстро разошлись. Второй тираж в 32 000 экземпляров вышел в ноябре, и он тоже был продан в течение нескольких недель. 8 декабря вышло третье издание тиражом 40 000 экземпляров, которое через день рекламировалось в белградском Доме Синдиката . В феврале 2011 года вышло четвертое издание с дополнительными 10 000 экземплярами, и вскоре было объявлено о продаже 100 000-й книги. Окончательное количество проданных издателем копий составило 114 000 экземпляров.

Переводы были опубликованы в Италии (переведена Алисой Пармеджиани) 30 марта 2011 года под названием Dove sono in questa storia («Где я в этой истории»), во Франции JC Lattès 6 апреля 2011 года как Où suis-je dans cette история? , а в Германии в сентябре 2011 года как Der Tod ist ein unbestätigtes Gerücht . В 2012 году книга была издана в Болгарии как Cмъpттa e нeпoтвъpдeн clux , в Греции как Κι εγώ πού είμαι σ ‘αυτή την ιστορία; , в Румынии как Unde sunt eu în toată povestea asta , а в Венгрии как Hogy jövök én a képbe? .

Сотня болей

Вторая книга Кустурицы, художественный роман « Сотня болей» (Сто јада / Sto jada ), была выпущена в Сербии 24 апреля 2013 года агентством «Новости» тиражом 35 000 экземпляров. 6 июня вышло второе издание тиражом 25 000 экземпляров. Переведенная форма книги была выпущена во Франции в январе 2015 года JC Lattès как Étranger dans le mariage .

Зачем мне это нужно

Его третья книга, дневник под названием « Зачем мне это нужно» (Шта ми ово треба / Šta mi ovo treba) была опубликована в октябре 2018 года и впервые представлена ​​на Белградской книжной ярмарке .

После войны

Сердце и разум режиссера не могли не отреагировать на чудовищную трагедию Балкан: картина «Андерграунд» стала на данный момент последним «серьезным» арт-манифестом художника, универсальной притчей о пропаганде, в цепких лапах которой пребывает народ на всем постсоветском пространстве.

Картина принесла ему вторую «Пальмовую ветвь», что случается крайне редко в творчестве современных режиссеров. Однако неоднозначный прием картины у критики и публики, а в большей мере осознание невозможности говорить о реальныой трагедии языком символического искусства привели Кустурицу к депрессии, идеям бросить кинематограф и занятиям музыкой, путешествуя с «Оркетсром некурящих» по всему миру с яркими и бурлескными шоу.

Отныне трагикомедия – излюбленный жанр Кустурицы. Самым ярким и успешным в череде откровенно карнавальных картин Кустурицы, снятых после «Андерграунда» (1995), стал первый фильм этого настроения, периода, эпохи – не знаю, как сказать точнее – «Черная кошка, белый кот». Цыганская тема теперь подана в новом, ярком и если и не положительном, то каком-то светлом, жизнеутверждающем срезе.

Ощущение такое, будто с оптики Кустурицы сняли какой-то светофильтр и по новому навели резкость. Это во многом и действительно так – «Андерграунд» стал последней картиной, которую Кустурица снял с оператором Вилько Филачем, снимавшем до этого все картины Кустурицы. Изящество, полутона и высокое операторское ремесло, вместе с благосклонностью членов международных кинофестивалей, кажется, покинули «вселенную» Кустурицы, но жизни в ней от этого меньше не стало.

«Жизнь как чудо» (2004) и «Завет» (2007) стали словно завершением какого-то гротесково-дионисийского триптиха обновленного Кустурицы. В этих картинах все доведено до каких-то пределов выразительности, здесь Кустурица выкручивает тумблеры психологической резкости персонажей на максимум, при этом переводя опорно-двигательный аппарат сюжета в область условности и авторских допущений. Картины эти яркие, смелые, берущие за душу и смешные, но какая-то природная дикость, необузданность и нелепость всего происходящего не может не бросаться в глаза.

Впрочем, за внешней простоты этого буйства действия стоит не банальное желание посмешить публику, а какой-то почти беккетовский, или лучше сказать муратовский абсурд, поданный не в меланхолической среднерусской истерике, а в балканском патетическом сюрреализме.

Небольшим отступлением в сторону «нормы» стала картина «Марадона» (2008) – как будто классический байопик, повествующий о головокрудительной карьере маленького футболиста из аргентинских трущоб. Зная искренюю любовь Кустурицы к футболу и преклонение перед звездой оного, великим Диего, сумевшим, кажется, побороть проклятую наркотическую зависимость и снова вернуться к нормальной жизни – стоило ожидать такой картины именно от сербского великана.

Эмир Кустурица

Сейчас мастер, как всегда, много работает: в этом году в международный прокат вышел философский киноальманах «Разговор с богами», разработанный Гилльермо Арриагой, в который вошли картины о поисках Бога и межконфессиональных трениях людей по всему миру.

Ведутся съемки очередного, десятого игрового фильма Кустурицы «Любовь и война». Фильм о двух возлюбленных, чья судьба претерпевает ужасы боснийской войны. Здесь интересно скорее то, что это уже большой международный проект, в копродукции участвуют Сербия, Великобритания, США и Мексика, а в главной женской роли снимется Моника Белуччи.

Самое приятное, что именно сейчас Эмир Кустурица как будто вступил в самый плодотворный, спокойный и благодарный, что ли, период своей жизни: укрепившись в своем Дрвенграде, окружив себя улицами Феллини и площадями Тарковского и Михалкова.

Основав свой собственный ежегодный кинофестиваль независимого кино «Кюстудорф», вошедший, кстати, в топ-25 самых интересных фестивалей мира по версии портала MovieMaker.

Вырастив красавицу дочь и богатыря-музыканта сына, написав книгу, обретя веру в Бога (принял Святое Крещение в 2005 с именем Неманья).

Потеряв часть родины и получив весь мир – именно сейчас Эмир Кустурица, как мне кажется, должен быть полноценно, спокойно, заслуженно счастлив, насколько позволит ему его вечно неудовлетворенная натура, и готов к новым свершениям. Чего и желаю одному из любимейших режиссеров в России!

Библиография

  • Кустурица Э.. Где моё место в этой истории? Автобиография / пер. с фр. Э. Болдиной. — 2-е изд. — М.: РИПОЛ классик, 2012. — 384 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-386-03970-7.
  • Jean-Marc Bouineau. Le petit livre d’Emir Kusturica. — Garches: Spartorange, 1993. — ISBN 2-9506112-2-2.
  • Paolo Vecchi. Emir Kusturica. — Roma: Gremese, 1999. — ISBN 88-7742-370-6.
  • Goran Gocić. The cinema of Emir Kusturica — notes from the Underground. — Wallflower press, 2001. — ISBN 1-903364-14-0.
  • Dina Iordanova. Emir Kusturica. — bfi publishing, 2002. — ISBN 0-85170-899-4.
  • Dragan Teodorović Zeko и Dr. Nele Karajlić. Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra. — Крагуевац: DR Studio, 2007. — ISBN 0-85170-899-4.

Примечания

Комментарии
  1. С апреля 1963 года — СФРЮ Югославия //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..
  2. Лидером Союза был А. Маркович, известный соратник Тито.
Источники
  1.  (серб.). Академија наука и умјетности Републике Српске. Дата обращения: 9 июля 2012.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2007.
  3. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  4. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  5. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  6. .
  7. Андрей Плахов. Священные чудовища // Всего 33. — Винница: Аквилон, 1999. — С. 137—146. — ISBN 966-95520-9-5.
  8. ↑ .
  9. . gornovosti.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019.
  10. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  11. .  (серб.)
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2007.  (серб.)
  13. ↑ . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  14. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (фр.)
  15. , с. 66—67.
  16. . Дата обращения: 15 апреля 2012.
  17. . Дата обращения: 10 июня 2007.
  18. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  19. Alain Finkielkraut. L’imposture Kusturica // Le Monde : газета. — Париж, 2 июня . — С. 16.
  20. Emir Kusturica. Mon imposture // Le Monde : газета. — Париж, 26 октября . — С. 13.
  21. Alain Finkielkraut. La propagande onirique d’Emir Kusturica // Liberation (газета) : газета. — Париж, 30 октября . — С. 7.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 сентября 2008.  (англ.)
  23. . Дата обращения: 5 февраля 2008.  (серб.)
  24.  (англ.). royalfamily.org (29 March 2013). Дата обращения: 12 мая 2015.
  25. . Телеканал «Звезда» (12 сентября 2018). Дата обращения: 27 декабря 2018.
  26. .
  27.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2007.  (фр.)
  28. . Дата обращения: 10 июня 2007.
  29. . Дата обращения: 21 декабря 2011.  (серб.) (англ.)
  30.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 февраля 2007.  (серб.)
  31. . Дата обращения: 21 января 2010.
  32. .
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2011.
  34. . newsru.com (14 мая 2012). Дата обращения: 31 мая 2015.
  35.  (серб.). spc.rs (28 июня 2014). Дата обращения: 31 мая 2015.
  36. Труханова Э. . rg.ru (16 декабря 2014). Дата обращения: 12 мая 2015.
  37. Srpska, RTRS, Radio Televizija Republike Srpske, Radio Television of Republic of . KULTURA — RTRS. Дата обращения: 29 октября 2019.

Музыкальная карьера

Кустурица выступает с оркестром для некурящих в марте 2009 года.

В середине 1986 года Кустурица начал играть на бас-гитаре в Zabranjeno Pušenje , сараевском панк-рок-коллективе и участнике движения New Primitivism . Кустурица был добавлен сразу после того, как фронтмен Zabranjeno Pušenje Неле Карайлич вызвала скандал в СМИ, который повредил коммерческим перспективам группы; трое из шести участников покинули группу.

Кустурица сыграл на басу на трех треках из третьего студийного альбома группы Pozdrav iz zemlje Safari, сочинил одну из песен и снял видео. Хотя Кустурица никогда не был полностью вовлечен в повседневную жизнь группы, он покинул Zabranjeno Pušenje в 1988 году.

Кустурица вернулся в группу после того , как сняли фильм Black Cat, White Cat, и название группы было изменено на Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra . В 1999 году оркестр No Smoking Orchestra записал новый альбом Unza Unza Time , спродюсированный звукозаписывающей компанией Universal, а также музыкальный клип под руководством Эмира Кустурицы. Группа гастролирует по всему миру с 1999 года. Музыкант и композитор Горан Брегович написал музыку к трем фильмам Кустурицы: « Время цыган» , « Аризонская мечта» с участием Игги Попа ; и метро .

На перекрестке культур

Балканы ‒ регион, где пересекаются Восток и Запад, христианство и ислам. Сложно найти на земле место, где царило бы столь пестрое разнообразие культур, языков и традиций. Эмир Кустурица является настоящим представителем этого межнационального царства. Родился будущий прославленный режиссер 24 ноября 1954 года в Сараево ‒ столице Боснии и Герцеговины, входившей раньше в состав Югославии. Родители Кустурицы по национальности ‒ босняки-мусульмане ( правда, не практиковавшие ислам во всей его обрядовой строгости). Дальние предки режиссера были православными сербами.

Кустурица показывает нам, как могут вместе сосуществовать разные культуры, и «картинка» эта весьма поучительна и наполнена своеобразием, мощной энергией и необычной красотой.

Имя самого режиссера, казалось бы, стопроцентно относит его к одной из «исламских» наций: Эмир от арабского «князь», «начальник», а Кустурица от арабского слова, обозначавшего маленький нож для строгания дерева (по крайней мере, такую этимологию предлагает сам режиссер). Однако  Кустурица считает себя сербом. Боснийские радикалы пытались обвинять режиссера, противившегося распаду Югославии, в предательстве, на что Кустурица дает ответ: «Я не могу быть предателем боснийского народа, так как я не босниец». 

Кинематографическая карьера

В 1978 году Кустурица окончил киношколу (FAMU) при Академии исполнительских искусств в Праге, поэтому его иногда считают членом пражской киношколы , неформальной группы югославских режиссеров, которые учились в FAMU и разделяли похожие влияния и эстетика. После окончания FAMU Кустурица начал снимать короткометражные фильмы для телевидения в Югославии.

Он дебютировал в кино в 1981 году с фильмом « Помнишь ли ты Долли Белл?». , Наступающее совершеннолетие драмы , которая получила престижный Серебряный лев за лучшую первую работу в этом году «S Венецианский кинофестиваль . В том же году, в возрасте 27 лет, он стал лектором в недавно созданной Академии исполнительских искусств в Сараево , где работал до 1988 года. Он также был художественным руководителем Open Stage Obala ( Otvorena scena Obala ).

Второй художественный фильм Кустурицы, Папа в командировке (1985), получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах и пять югославских наград фильма, а также номинацию на американскую премию Оскар за лучший иностранный фильм. Кустурица написал сценарии к фильму » Помнишь ли ты Долли Белл?» и когда отца не было по делам . В 1989 году он получил больше похвалы за фильм « Время цыган» о цыганской культуре и эксплуатации их молодежи. В 1989 году был членом жюри 16-го Московского международного кинофестиваля .

1990-е годы

В течение следующего десятилетия Кустурица продолжал снимать высоко оцененные фильмы, в том числе свой американский дебют — абсурдистскую комедию « Аризонская мечта» (1993). Он получил Золотую пальмовую ветвь за свою черную комедийную эпопею « Подполье» (1995), основанную на сценарии известного сербского драматурга Душана Ковачевича . Он также преподавал режиссуру кино на факультете аспирантуры Колумбийского университета.

В 1998 году он выиграл кинофестиваля Венеции Серебряный лев за лучшую режиссуру для Black Cat, White Cat , фарса набор комедии в цыганский ( Romani ) поселение на берегу Дуная . Музыка к фильму написана белградской группой No Smoking Orchestra .

2000-е

В 2001 году Кустурица снял Super 8 Stories , документальный концертный и дорожный фильм об оркестре для некурящих , участником которого он является. Он был назначен председателем жюри на Каннском кинофестивале 2005 года . Его фильм « Марадона» Кустурицы , документальный фильм об аргентинской футбольной звезде Диего Марадоне , был выпущен в Италии в мае 2007 года. Премьера его фильма состоялась во Франции во время Каннского кинофестиваля в 2008 году. Премьера его фильма « Обещай мне это» состоялась на Каннском кинофестивале 2007 года . В июне 2007 года Кустурица снял видеоклип на сингл Ману Чао » Rainin in Paradize » из будущего альбома последнего.

В 2002 году Кустурица стал национальным послом ЮНИСЕФ в Сербии.

С января 2008 года он организовывает ежегодный частный кинофестиваль в Кюстендорфе . Его первая часть прошла в Дрвенграде , деревне, построенной для его фильма « Жизнь — это чудо» , с 14 по 21 января 2008 года. Его следующий фильм, « Холодная вода» , представляет собой комедию, действие которой происходит на фоне ближневосточного конфликта . Съемки начались в ноябре 2010 года в Германии.

2010-е

На 64-м Каннском кинофестивале , проходившем с 11 по 22 мая 2011 года, Кустурица председательствовал в жюри секции « Особый взгляд » официального отбора фестиваля. 14 мая в Каннах он был награжден знаком кавалера Почетного легиона , высшей наградой Франции.

В сентябре 2012 года Кустурица принял предложение стать главным жюри первого Петербургского международного кинофестиваля . Во время фестиваля он также выступал для жителей и гостей Санкт-Петербурга со своей группой The No Smoking Orchestra.

В последние месяцы 2013 года Кустурица приступил к съемкам документального фильма о жизни президента Уругвая Хосе Мухики , которого он считает «последним героем политики». El Pepe: A Supreme Life был выпущен в 2018 году.

Играет роль

После многочисленных эпизодических появлений в фильмах на протяжении многих лет, первая значительная актерская роль Кустурицы была в фильме 2000 года режиссера Патриса Леконта «Вдова Сен-Пьера» в роли заключенного французской островной колонии Сен-Пьер .

В 2002 году Кустурица появился в роли электрогитариста / специалиста по безопасности в фильме «Хороший вор » Нила Джордана .

Во французском фильме L’affaire Farewell (2009) он исполнил роль агента КГБ , полковника Сергея Грегорьева.

В фильме «На Млечном пути» (2016) он сыграл Косту, молочника и сокольничника.

Притча о талантах

Кустурица родился в столице Боснии, Сараево, «Европейском Иерусалиме», городе многих народов и трех основных конфессий – ислама, католичества и православия. Крутые подъемы улочек, крутые нравы местных горожан. Город делился на цыганскую и белую часть – не строго, но все-таки ощутимо, и характер Эмира с детства закалялся в многочисленных перипетиях цыганского района. Хотя семья у него была сербско-боснийская, а цыганские корни отца – скорее всего, семейная легенда.

Впрочем, веселого и светлого в жизни улиц Сараево было больше, чем мрачного и опасного – городские легенды рождались прямо на глазах юного наблюдателя за жизнью. Наблюдать без ненависти и осуждения, уважать чужое и непонятное – этому научился Эмир с детства, и сохранил до нынешних дней.

Семья многое определила в судьбе Эмира Кустурицы. Отец был чиновником Министерства информации. Он нашел отражение в знаменитой картине «Папа в командировке» (1985): такой же любитель политических дебатов и застолий, вечно исчезающий по делам и возвращающийся, неся на крепких плечах жизнь, мысль и праздник.

Отца звали Мурат, он любил выпить, но пьянство это не было каким-то горьким или безнадежным, а скорее постоянным спутником веселого общения и интеллигентской маяты, знакомой людям всего соцлагеря. Кустурица до сих пор не без гордости называет своего отца коммунистом, и всему «левому» в своем характере – Че Геваре, дружбой с Фиделем Кастро, симпатией к СССР – он обязан отцу.

Эмир Кустурица

Полемика

Работа

Кустурица и его работы вызвали споры в стране и за рубежом. Андерграунд , сценарий Душана Ковачевича, частично финансировался государственным югославским телевидением. В нем рассказывается история Югославии от Второй мировой войны до конфликтов 1990-х годов . Боснийские и французские критики заявили, что фильм содержит просербскую пропаганду.

Французский философ и писатель Ален Финкелькраут , сторонник президента Хорватии Франьо Туджмана в 1990-х годах, осудил награду жюри Каннского кинофестиваля, заявив:

Позже выяснилось, что Финкелькраут не видел фильм до того, как написал свою критику. Французский философ Бернар-Анри Леви снял фильм с критикой « Подполья» . В беседе с Леви словенский философ Славой Жижек сказал:

Писатель из Сараево Александр Хемон , эмигрировавший в Соединенные Штаты перед войной, сказал, что « Андерграунд» преуменьшает зверства сербов , представляя «балканскую войну как продукт коллективного, врожденного, дикого безумия».

Дела о клевете

Андрей Николаидис

Андрей Николаидис , черногорский писатель и обозреватель, раскритиковал Кустурицу за его согласие с пропагандой Слободана Милошевича во время боснийской войны .

Кустурица предъявил иск Николаидису и газете Monitor о возмещении гражданского ущерба в Верховном суде Черногории. В конце концов, Николаидису было приказано заплатить 6490 долларов Кустурице за то, что он назвал знаменитого режиссера «медийной звездой военной машины Милошевича». Судья постановил, что доказательства недостаточно достоверны. В конце концов, Николаидис и газета были оштрафованы на 12 000 евро за нарушение кодекса журналистики, назвав Кустурицу в статье «глупым, уродливым и коррумпированным».

Фестиваль в Анталии 2010

В октябре 2010 года Кустурица вышел из состава жюри кинофестиваля «Золотой апельсин» в Анталии после публичной критики и обвинений со стороны турецкого режиссера Семиха Капланоглу и министра культуры Турции Эртугрула Гюная за его предполагаемые высказывания и мнения о боснийской войне .

Критика Кустурицы была начата организацией под названием Турецко-боснийская культурная федерация, как только Кустурица был объявлен членом жюри. Турецкие СМИ сообщили, что Кустурица неоднократно преуменьшал количество убитых и изнасилованных мусульманок во время войны. Ежедневная газета Milliyet сообщила, что Кустурица отверг обвинения.

Общественные настроения в Турции и Сербии были таковы, что через пару дней после отъезда Кустурицы сербские таблоиды опубликовали необоснованные новостные сообщения о том, что толпа турецкой молодежи в Анталии напала на швейцарского актера Майкла Нойеншвандера (в городе, чтобы продвигать свой фильм 180). ° — Wenn deine Welt plötzlich Kopf steht ), потому что они приняли его за Кустурицу из-за очевидного физического сходства между ними. Позже пресс-агент Нойеншвандера заявил, что физического насилия не было и что небольшая группа людей оскорбляла Нойеншвандера словесно.

Позже Кустурица так прокомментировал случившееся:

Первые шаги

В самом своем первом фильме, короткометражке «Часть правды» о молодом человеке, который просыпается в комнате с видом на мечеть, католический храм и звоном колоколов православного храма, врывающимся в окна, молодой Кустурица дает исчерпывающую метафору своей жизни. Его герой бесцельно бродит по улицам города, он потерян и не знает, чего хочет, а затем влюбляется в балерину – образ прекрасного, вечного искусства.

С этим фильмом, получившем первый приз на фестивале любительского кино в Зенице, Эмир поступил в Пражскую Академию исполнительских искусств (FAMU), в которой учился Милош Форман. Но сам фильм Кустурице удалось снять только благодаря поддержке семьи: на отложенные на черный день деньги мама купила камеру и осветительные приборы, а отец познакомил со своим другом, режиссером Хайрудином Крвавацем.

Режиссер вдохновил Эмира, когда всерьез воспринял полубредовые идеи сценария молодого человека, и пригласил его в свою картину «Вальтер защищает Сараево» на эпизодическую роль, ставшую боевым крещением Кустурицы-актера.

Семья, в которой родился Кустурица, была обыкновенной семьей, но любовь и внимание друг ко другу дала возможность парню с улицы, подававшему надежды в основном как футболист или баскетболист, или уличный забияка, стать одним из ярчайших представителей нации. Это удивительное чувство привязанности и сродненности, которое было свойственно многим представителям рода Кустурица, заменило Эмиру родовитость и благородное происхождение, дав необходимые силу и поддержку для рывка в мир большого искусства

Обращенность Кустурицы к малому: к семье, к улице, к городу, к стране, в которой он живет – сделала его великим. Он первым снял фильм о простых, «маленьких» жителях Югославии. Великий Чехов с его ироническими гимнами повседневности, помогли Кустурице понять, что под окнами его квартиры на улице Като Говорусеч, в его излюбленном кафе «Сеталист», на набережных, площадях и скверах Сараева ежесекундно происходят тысячи мелких событий грандиозной эпической картины под названием Жизнь, и на его детский вопрос: «Где моя роль в этой истории?» ответ уже был придуман Богом.

Кадр из фильма «Кто такой этот Кустурица?»

Биография

Эмир Кустурица – человек-легенда, «балканский Феллини». История жизни и карьерного роста культового кинорежиссера, а впоследствии и музыканта Эмира Кустурицы представляет собой яркую картину. Этот человек за свою жизнь успел добиться успеха и славы во многих отраслях.

В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.

В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.

Поход в Голливуд

«Голливуд воспринимает кино как источник выгоды, это конвейер, для меня же кино в первую очередь – искусство, необходимость высказаться и принести людям утешение и радость» – признается Кустурица сегодня.

Тем не менее, его голливудский поход принес свои дивиденды. Во-первых, дружбу с Джонни Деппом, во-вторых прекрасную кратину «Аризонская мечта», с одной из самых странных и необычных ролей голливудского бунтаря и оригинала Деппа. Он предстал в роли мечтательного и немного не от мира сего работника департамента рыбных ресурсов.

Картина снималась очень сложно, в 1992-м году началась Боснийская война, интернационализм Кустурицы, сына непрактикующего мусульманина и отдаленного потомка православных сербов, был воспринят в штыки в ставшем в одночасье мусульманским Сараеве. Эмир был в постоянном контакте со своми земляками, обрывал телефон, разговаривая с родителями.

Дом режиссера сожгли после громкого письма режиссера, призывавшего к миру и к сочувствию к беженцам-сербам. Для Кустурицы такое изгнание стало неизгладимой раной, вместе с гибелью его дома, старых фотографий и вещей для него словно погибло его прошлое. Семья переезжает в Черногорию, а вскоре на гонорар от «Аризонской мечты», провалившейся, впрочем, в прокате, Кустурицы покупают дом в Нормандии.

«Аризонская мечта». Джонни Депп, Эмир Кустурица