7 картин в стиле кукольной мультипликации

История развития кукольного кинематографа

Куклы – старейшая анимационная техника, которая сохранилась и даже пользуется популярностью и сегодня.

Считается, что первым кукольным фильмом был «Цирк Шалтай-Болтая», снятый еще в 1898 году, однако пленка была утрачена. Пионером кукольной анимации считается Владислав Старевич, начавший работу в технике stop-motion в 1911 году. Его работы завоевали огромный успех среди современников, так как они были основаны на известных книгах и произведениях.

Расцвет кукольных фильмов начался в 50-60-е, в большей степени в США, так как именно там снималась большая часть таких работ, в том числе и телевизионные шоу. Позднее на западе начали делать и рекламы в такой технике.

В 60-70-е годы такие мультфильмы стали популярные в СССР. Одни из самых ярких работ — серия мультфильмов про Чебурашку, «Варежка» и «Домовенок Кузя».

К 90-м начался закат эпохи кукольной анимации — на то было две причины: появление и бурное развитие компьютерной графики, а также перенасыщение куклами за предыдущие десятки лет.

Сегодня такая техника используется, скорее, как авторский прием и встречается довольно редко. Однако, многие фильмы, в которых появляются куклы, завоевывают любовь той части аудитории, которая все еще любит stop-motion и атмосферу кукольных мультипликаций.

Полигон, 1977

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

«Полигон» снят в необычной.

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

«Полигон» снят в необычной технике – фотографике. Для каждого персонажа использованы два слоя целлулоида. Оба слоя раскрашены определенным образом, объем возникает за счёт их наложения и того, что один из слоёв снимается не в фокусе.

Механизм танка запускает чувство страха. Противник против своей воли руководит действиями танка, «подсказывая» ему, как наступать, или как обороняться.

Создатель танка прибегает к психологическому эксперименту Вегнера, который известен как эксперимент о невозможности подавления мыслей. Ты говоришь человеку: «не думай о белом медведе» и он не может думать ни о чём другом.

Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.

Персонажи «Полигона» срисованы с популярных в семидесятые актёров: Жана Габена, Пола Ньюмана, Юла Бриннера, Мела Феррера.

За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.

Шедевры советской мультипликации, после которых наше сознание никогда не будет прежним

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане».

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане» писалась покадрово (!) с набросков режиссёра Юрия Норштейна. Для записи шести минут звука потребовалось целых два месяца. А знали вы, что над озвучкой мультфильма «Голубой щенок», длительностью всего 19 минут, работали Андрей Миронов, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Александр Градский, поэт-песенник Юрий Энтин?

То, что не получалось сказать прямо, авторы пытались донести с помощью образов, поражая богатством и сложностью своего внутреннего мира. Не существовало «проходных» тем. За свою «Пластилиновую ворону», которая казалась совершено безобидной, режиссёр Александр Татарский попал в опалу, мультфильм запретили, назвав «идеологически безыдейным». Его «Падал прошлогодний снег» ждала та же участь. «Крылья, ноги и хвосты» год пролежал на полке, пока не был переозвучен и допущен в эфир.

Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.

Список мультфильмов будет регулярно дополняться.

Как снимают кукольное кино?

Техника создания кукольного кино – очень сложная и кропотливая. Такая мультипликация снимается покадрово и называется stop-motion. Каждый кадр съемочная команда собирает вручную – сцену, передвижения, небольшие движения частями тела кукол, а также всю мимическую детализацию. Каждая секунда такого фильма, к слову, содержит 12, 24, а иногда и 30 кадров в секунду, в зависимости от решения режиссера. Получается, что для одной секунды такой мультипликации делается минимум 12 различных фотографий, которые в своей последовательности создают движение.

Важную роль в процессе играет и подготовка кукол и сцен, всего наполнения фильмов. Каждый предмет должен быть проработан до мелочей, в особенности сами герои, ведь для того, чтобы ожить, они совершают невероятно маленькие и различные действия в каждом из кадров. А вот как создаются герои и окружение в отдельных фильмах — полностью зависит от усмотрения режиссера: кто-то печатает все годами на 3D-принтере («Коралина в Стране Кошмаров», 2008), где-то режиссер решает все создавать вручную и с бережностью отшивать костюмы для героев из настоящих тканей («Бесподобный мистер Фокс», 2009), а некоторые и вовсе умудряются снимать фильмы с пластилиновыми героями («Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня»).

Очень синяя борода, 1979

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся.

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся, рисовкой и настроением похож на «Бременские музыканты» режиссёра Инессы Ковалевской.

Эта похожесть становится очевидной после того, как узнаешь, что музыку к обеим мультфильмам писал композитор Геннадий Гладков. Тот самый, что создал музыкальное сопровождение для фильмов «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи» и многих других.

Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).

Сюжет самой загадочной сказки Шарля Перро «Синяя борода» писатель-сценарист Аркадий Арканов переработал в остроумный сценарий. Он вывернул историю так, что это не герцог Синяя Борода оказывается виновен в смерти многочисленных жён, наоборот – жёны спровоцировали герцога на отчаянные поступки, от которых он сам же и пострадал. Преступление берётся расследовать современный детектив, которому так же достаётся от жены за постоянные отлучки и поздние возращения с работы.

Музыкальный мультфильм получился по-настоящему «звёздным». Главные вокальные партии в нём исполняет Михаил Боярский, за одну из жён (по сюжету их три) поёт Лариса Долина. В диалоге между сыщиком и его женой, который происходит по телефону, яркую и запоминающуюся вокальную партию исполнила певица и актриса Валентина Игнатьева. Одна из песен настолько полюбилась и запомнилась зрителям, что её стали транслировать в передаче «Утренняя почта».

За рисовку и стиль графики отвечал художник-постановщик Игорь Макаров. Поскольку музыкальная история получилась необычной и гротескной, персонажей он решил создавать в том же ключе – красивых, длинноногих, с маленькими головами и изящными фигурами. Макаров признаётся, что здорово «похулиганил» во время рисовки, нарисовал лица звукорежиссёра Владимир Виноградова, сценариста Евгения Гинзбурга и даже своё. В одном из персонажей угадываются черты Михаила Боярского, в одной из жён многие узнали ведущую популярной в те годы передачи «Здоровье» Юлию Белянчикову.

Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.

Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.

Самое интересное

“Ну, погоди!”

Культовый советский мультсериал, состоящий из 20 серий. Весь сюжет заключается в том, что волк пытается поймать и съесть зайца, но никак не может этого сделать из-за постоянных препятствий и смекалки самого зайца.

Заяц и Волк из «Ну погоди!»

“Жил-был пёс”

Мультфильм 1982 года, созданный по мотивам народной сказки. Когда хозяева выгоняют старого Пса из дома, Волк берется помочь ему восстановить репутацию и вернуться на прежнее место. Пёс в долгу не остается и придумывает способ отблагодарить Волка.

“Трое из Простоквашино”

Популярный мультфильм, созданный по мотивам повести Эдуарда Успенского. История повествует о дружбе не по годам самостоятельного мальчика Дяди Фёдора с котом Матроскиным и псом Шариком. Приключения троицы продолжаются в мультфильмах “Каникулы в простоквашино” и “Зима в Простоквашино”.

«Трое из Простоквашино»

“Веселая карусель”

Тележурнал производства студии “Союзмультфильм” в каждом выпуске радовал маленьких зрителей тремя-четырьмя короткими мультфильмами, такими как “Антошка”, “Кто пасется на лугу?”, “Небылицы” и многими другими.

“Кот Леопольд”

Мультсериал, повествующий о жизни доброго и интеллигентного кота Леопольда, которого постоянно донимает пара мышей-хулиганов. Все попытки мышей навредить коту, как правило, терпят крах.

“Малыш и Карлсон”

Советский мультфильм, снятый по мотивам произведения Астрид Линдгрен. Мультфильм рассказывает о дружбе и приключениях маленького мальчика и некоего человечка с пропеллером на спине по имени Карлсон.

“Мойдодыр”

Знаменитая экранизация детской сказки Корнея Чуковского о мальчике-неряхе, которого берется перевоспитывать суровый умывальник и блюститель чистоты Мойдодыр.

“Бременские музыканты”

Музыкальный мультфильм, созданный на основе сказки Братьев Гримм. Главные герои картины: Трубадур, Кот, Пёс, Осёл и Петух. Трубадур влюбляется в принцессу, и им предстоит найти способ быть вместе вопреки воле короля.

Коллектив из «Бременских музыкантов»

“Винни-Пух”

Рисованный мультфильм по мотивам одноименной сказки Алана Милна о весёлом медвежонке и его друзьях: Пятачке, Кролике, ослике Иа и Сове.

“Крокодил Гена”

Первый из четырех мультфильмов о добродушном и справедливом крокодиле Гене, который впоследствии знакомится с новым другом — Чебурашкой. Его приключения продолжаются в последующих мультфильмах: “Чебурашка”, “Шапокляк”, “Чебурашка идет в школу”.

Мультфильмы в 40-50 годах

В годы войны студия “Союзмультфильм” находилась в эвакуации, прогресс в мультипликационном искусстве вновь замедлился.

Начиная с 1945 года тенденции в создании мультфильмов резко поменялись. Работы Диснея больше не являлись примером для подражания, и у советской мультипликации появился собственный неповторимый стиль. В 50х годах создаются такие мультфильмы, как “Снежная королева”, “Непослушный котёнок”, “Аленький цветочек”, “Двенадцать месяцев”.

Эпизод из мультфильма «Аленький цветочек»

Мультфильмы того периода отличались реалистичностью и детализацией благодаря технике под названием “эклер”. Суть ее заключалась в том, что сначала все сцены отыгрывались настоящими актерами, потом кадры из получившегося фильма проецировали на специальную поверхность, где они обрабатывались и переводились в картинки.

В 1959 году советский мультфильм “Влюбленное облако” получил высокие оценки от Международной ассоциации кинокритиков.

Какие мультфильмы лучше?

DisneyСоюзмультфильм

Советская мультипликация в 20-30 годы

Прародителем советской мультипликации можно считать биолога Владислава Старевича, снявшего картины о жизни жуков, используя насекомых в качестве марионеток. Позже режиссер снял еще несколько кукольных мультфильмов, таких как “Стрекоза и муравей”, “Ночь перед Рождеством”, “Сценки из жизни животных”. Однако, во время революции Старевич уехал из страны, из-за чего развитие анимации на некоторое время остановилось.

Один из первых мультфильмов «Стрекоза и муравей»

В 1924 году Юрий Меркулов с другими режиссерами организовывают Экспериментальное бюро мультипликации, где создают ряд кукольных мультфильмов. В то же время другие художники на студии “Культкино” работали над созданием рисованных мультфильмов, имеющих в основном сатирический характер и ориентированных на взрослую аудиторию.

Первыми детскими мультфильмами, созданными в СССР, считаются “Каток” и “Сенька-Африканец”, вышедшие на экраны в 1927 году. Тогда же вышел кукольный фильм “Мойдодыр” и рисованный “Тараканище”.

Знаковым этапом в истории советской анимации можно считать картину “Почта”, вышедшую в 1929 году, которая стала первым цветным и озвученным мультфильмом. Картина была показана зарубежным зрителям и высоко оценена критиками. В 1935 году была создана картина “Новый Гулливер”, где на ряду с куклами снимались настоящие актеры.

Один из героев советского мультфильма 20-40 годов

Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».

В 30е годы советские аниматоры знакомятся с творчеством Уолта Диснея, и его работы признаются эталоном, на который пытаются ровняться отечественные мультипликаторы. Под влиянием диснеевских мультфильмов в СССР в 1935 году создается студия “Союзмультфильм”, где аниматоры пытаются копировать технику западных коллег.

Лучшие кукольные фильмы

Хотя в истории развития кукольного кинематографа в прошлом веке и есть такие примеры, о которых вспоминают многие (по крайней мере, в России), и сейчас есть немало более новых кукольных фильмов, достойных внимания. Среди них – две работы уникального режиссера Уэса Андерсона: «Бесподобный мистер Фокс» (2009) и «Остров собак» (2018). Также часто среди кукольных фильмов упоминают и картину «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (2005), получившую Оскар за лучший анимационный фильм.

Отдельно можно выделить и немного жуткие, но все же очень красивые и атмосферные фильмы «Кошмар перед Рождеством» (1993), «Труп невесты» (2005), «Коралина в Стране Кошмаров» (2009).

Также достаточно известными считаются такие картины как «Побег из курятника» (2000), «Мадам Тутли-Путли» (2007), «Паранорман, или Как приручить зомби» (2012), «Барашек Шон» (2014).

Остров собак

  • Оценка
    8,1 / 7,9 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    мультфильм, фантастика, фэнтези, драма, комедия, приключения
  • Страна
    США
  • В главных ролях
    Брайан Крэнстон, Кою Ранкин, Эдвард Нортон
  • Режиссёр
    Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт»»)
  • Длительность
    101 мин.
  • Студия
    20th Century Fox Animation
  • Дата премьеры
    2018
  • Сценарий
    Уэс Андерсон

Этот кукольный фильм, может, не столько страшный, сколько тревожный: Уэс Андерсон умеет создавать атмосферу и манипулировать зрителями. Кто-то, конечно, сможет спокойно смотреть, как смелые псы падают с огромной высоты в токсичные отходы, но всем, у кого сердце чуть мягче титана, фильм пройдется по нервным окончаниям. Тем более что в условиях пандемии любые сюжеты о вспышках новой болезни воспринимаются особенно остро.

Япония объята новым вирусом — «собачьим» гриппом. Домашние питомцы, которые должны были дарить безопасность и позитив, принесли в своих пастях смерть. Реакция властей была радикальной — сослать всех собак на изолированный мусорный остров. Большая часть привыкших к заботе и сухому корму питомцев вскоре стали пищей для более закаленных сородичей, а те, кто выжили, но отказались от поедания себе подобных, сбились в стаи и воюют за остатки пищи. Грязные, больные псы обращают на смерть вокруг не больше внимания, чем на блох, и спокойно проходят мимо клеток со скелетами тех, кому не удалось даже выбраться из транспортных боксов. Постапокалипсис без апокалипсиса. И в этот кошмарный мир прибывает мальчик Атари, чтобы найти и вернуть домой своего пса Споттса. Атари повезло наткнуться не на псов-каннибалов-зомби, а на пятерку сохранивших веру в человечество и любовь к игре собак, которые готовы рискнуть жизнями ради воссоединения мальчика и его питомца.

Геноцид, фашизм, безнадежность, непобедимое, размытое зло, которое душит все хорошее, что удалось сохранить людям — это ли не ужасы. Уэс Андерсон получил Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а сам мультфильм отметили двумя номинациями на «Оскар»: «Лучший саундтрек», «Лучший анимационный фильм».

Трейлер:

Кстати, еще один очень взрослый и местами пугающий мультфильм о собаках снял Мартин Розен (режиссер «Обитателей холмов») в 1982-м. В «Отчаянных псах» рассказывают о лабрадоре-скептике и позитивном фокстерьере, которые долгое время были подопытными, а потом сбежали из лаборатории, разбив колбы со спорами чумы. И пока герои удивляются недружелюбному и неуютному миру вне лаборатории, ученые устраивают на сбежавших псов охоту.

Трейлер: