Contents
Информация о статье
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Категории: Общение
На других языках:
English: Develop Good Communication Skills, Français: développer de bonnes aptitudes de communication, Italiano: Sviluppare Buone Capacità di Comunicazione, Español: desarrollar buenas habilidades de comunicación, Deutsch: Gute Kommunikationsfähigkeiten entwickeln, Português: Desenvolver Boas Habilidades de Comunicação, Nederlands: Goede communicatievaardigheden ontwikkelen, 中文: 培养良好的沟通技巧, Bahasa Indonesia: Mengembangkan Kemampuan Komunikasi yang Baik, Čeština: Jak získat dobré komunikační dovednosti, Tiếng Việt: Phát triển Kỹ năng Giao tiếp Tốt, 한국어: 커뮤니케이션 잘하는 방법, हिन्दी: कम्युनिकेशन स्किल्स (Communication Skills) सुधारें, العربية: تحسين مهارات التواصل مع الآخرين, ไทย: พัฒนาทักษะการสื่อสารที่ดี, 日本語: コミュニケーション能力を高める, Türkçe: İletişim Becerileri Nasıl Geliştirilir
Эту страницу просматривали 70 939 раз.
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Функция речи
Речь , форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.
Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.
В речевом общении участвуют два субъекта , создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.
Виды речевой деятельности:
- говорение,
- слушание,
- письмо,
- чтение.
Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.
Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.
Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.
Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.
Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.
Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.
Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.
Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.
Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.
Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.
Коммуникативная сторона общения:
Книги по развитию коммуникативных навыков
Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:
«Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс
У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка
Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе.
«Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М
Гоулстон
Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
«Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой
Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений.
«Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С
Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии
Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.
Похожие термины:
-
проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и довер
-
Тип упражнений по назначению; в их основе лежит естественный стимул речи на иностранном языке (например, обмен репликами в диалогической речи, когда собеседник не владеет родным языком учащегося;
-
комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному
-
или БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ, — коммуникативные препятствия, снижающие эффективность речи или приводящие к Коммуникативным неудачам (см.), а иногда к невозможности коммуникаторов общаться между собой. Тр
-
Вид учебных заданий, основное назначение которых состоит в организации иноязычного общения в процессе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информаци
-
1. Свойства устной и письменной речи (правильность, ясность, красота и др.), которые в совокупности свидетельствуют об идеальной (наилучшей) приспособленности речи к процессу человеческого общения.
-
Особый вид потребностей, побуждающих вступать в речевое общение с целью решения вербальных и невербальных задач. См. также речевая интенция, коммуникативная цель.
-
Существует множество определений понятий «речевая (коммуникативная) стратегия» и «речевая (коммуникативная) тактика» (их обзор см., напр., в ). Обобщая эти определения, можно предлож
-
профессионально-педагогические умения,включающие установление контакта с учащимися и родителями; управление собой в ситуации педагогического общения; умение вести полемику, беседу, дискуссию; в
-
Вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиции комуникативно-деятельностного подхода такие упражнени
-
комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному
-
communication studies) – наука, изучающая гуманитарные аспекты коммуникации, развития информационных систем и средств, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникология
-
деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между об
-
знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, з
-
Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адек
-
форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов).
-
знания о речи, ее функциях; сформированность умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому
-
ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и
-
совокупность достижений личности в овладении знаниями и умениями межличностной коммуникации, обеспечивающей высокую эффективность и продуктивность взаимодействия с людьми. Коммуникативная ку
-
совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммун
Учиться конструктивной критике
Часто бывает так, что люди не хотят высказывать свое мнение из-за страха не понравиться окружающим и не хотят провоцировать конфликт. Но иногда критика просто необходима. Выражая личные чувства, человек показывает, что сам собеседник и то, что он делает, не оставляют его равнодушным. Но критиковать нужно спокойно и конструктивно, без агрессии. Тогда слова не будут ранить окружающих, а мнение приобретет особую ценность. Конструктивная критика – хороший способ избавиться от отрицательных эмоций, гнева или обиды. Но нельзя обсуждать индивидуальные особенности и личные качества оппонента.
Что с этим делать
Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.
Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?
Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Улучшаем свои навыки общения
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.
Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.
Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
Умейте не обращать внимания на психологические барьеры
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения
Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения
Умейте руководить процессом общения
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
Умейте быть обаятельным
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
Умейте убирать психофизические зажимы
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Коммуникативные правила
Существуют универсальные правила для любых условий и типа общения:
сообщаемая мысль должна быть абсолютно понятна тому, кто желает ее озвучить;
собеседники должны быть готовы к взаимопониманию и наиболее понятным способом стараться сообщать свои позиции;
озвученные фразы не должны подразумевать нескольких смыслов, быть точными и конкретными;
следует уделять внимание невербальным знакам в процессе общения, то есть мимике, жестам, интонации, соответствующим сообщаемой информации.
При соблюдении этих правил, будут совершенствоваться коммуникативные навыки и общение превратится в способ между людьми психологических барьеров.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Навыки и стили
Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.
В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.
Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.
Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.
В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:
- умение выражать заинтересованность темой разговора,
- умение слушать собеседника, не перебивая его,
- избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений,
- стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре,
- избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию),
- обширный словарный запас,
- деликатность и воспитанность,
- лаконичность,
- структурированность речи,
- демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме,
- избегание упреков, обвинений, критики,
- ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.
Стили коммуникативного общения:
- Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («,Как дела?»,) и получать ожидаемый поверхностный ответ («,Все нормально»,). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
-
Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.
Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.
- Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
- Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.
Игровая деятельность для развития коммуникативных навыков
Игра – популярный педагогический метод обучения межличностному общению. Творческая игровая активность вызывает у детей интерес к художественному слову, раскрывает индивидуальное восприятие мира ребенком, совершенствует способность к самовыражению. Дидактические и настольные игры помогают формулировать высказывания, составлять новые слова, развивают объяснительную речь, пополняют вокабуляр дошкольника.
Благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков ребенка общение со старшими детьми. Совместные игры, чтение книг, выполнение творческих заданий улучшают речевые возможности, эмоциональную сферу, учат кооперации и уважению. Любая игра обладает терапевтическим воздействием, если проходит по установленным правилам и под руководством взрослого.
Социоигровая методика подразумевает совместное занятие детей с педагогом. Обучающий способ направлен на индивидуальное развитие и раскрытие творческих задатков. Правила социоигрового стиля просты: участники игры воплощаются во все, что захотят, разыгрывают сценарий и отгадывают роли друг друга.
Говоря о коммуникативной компетентности, важно помнить о невербальных приемах выражения эмоций. Жесты, мимика, пантомимические движения помогают объяснять и выражать эмоции
Как и речь или поведение, ребенок копирует их у родителей.
Коммуникативная компетентность определяет умение общаться и гарантирует социальное, интеллектуальное, духовное развитие ребенка.
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения
Информация по каналам передается:
- по вертикали – снизу вверх, сверху вниз,
- в горизонтальной плоскости,
- по диагонали.
Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).
Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).
Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.
Согласно исследований, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Это можно объяснить тем, что сотрудники работали на одинаковых уровнях управления, отлично понимают сущность труда своих коллег, понимают их проблемы и возможный посыл их сообщения.
Таблица 3 — Характеристика вертикальных коммуникаций
Виды коммуникаций | Виды передаваемой в сообщении информации | Цели |
Восходящие |
Жалобы подчиненных Мнения подчиненных Предложения подчиненных Обращения о получении консультации по интересующим вопросам Отчеты о ходе выполнения работы, возникших проблемах в ходе работы |
Получить представление об улучшении деятельности компании Получить подтвержденную информацию о ходе выполнения работы и итоговых результатах Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях |
Нисходящие |
Об изменениях в политике организации Директивы вышестоящих органов управления О новых системах и процедурах О бюджете организации, его изменении, исполнении О кадровых перемещениях и реорганизациях Инструкции, информация для выполнения заданий |
Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности Осуществить инструктирование по выполнению работы Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы Оперативно сообщить новости о деятельности организации Обеспечить социальную поддержку подчиненным |
Вертикальные коммуникации являются менее эффективными, чем горизонтальные коммуникации. Только 20–25% информации, которая исходит от высшего руководства, поступает к непосредственным работникам и верно понимается ими. Начальник цеха причем, выходя из кабинета директора организации, выносит лишь 40% полезной информации, а бригадир– всего 30%. Касаемо восходящих коммуникаций — до руководителей компаний доходит не более 10% информации, которая направляется в их адрес рабочими.
Внутренние коммуникации:
- формируют чувство общности у коллектива;
- информируют сотрудников;
- формируют образ организации;
- формируют у каждого работника чувство сопричастности к делам организации, ее успеху;
- являются нематериальной мотивацией сами по себе;
- развивают корпоративную культуру компании.
Хорошо отлаженные процессы внутренней коммуникации, таким образом, могут способствовать повышению эффективности деятельности компании.
Замечание 3
Интересный факт. Что хотят знать сотрудники о своей компании
Всем сотрудникам хочется получать информацию о своей организации. Какую именно? Готовы ли менеджеры им ее давать? Какую именно информацию менеджеры готовы предоставить?
Ниже в таблице представлены результаты опроса 300 менеджеров и сотрудников российских организаций (таблица 4).
Таблица 4 — Распределение результатов опроса
Ответы | Распределение ответов на вопросы, % |
|
Что бы вы хотели знать о своей организации? | О чем вы информируете своих сотрудников? | |
Заработная плата других сотрудников | 14 | 3,9 |
Реальная прибыль/убытки компании | 16 | 11,7 |
Заработная плата топ-менеджеров | 15 | 3,9 |
Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании | 21 | 9,7 |
Информация о стратегических клиентах или партнерах | 9 | 13,6 |
Информация о кадровых назначениях | 13 | 29,1 |
Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок | 12 | 28,2 |
Секреты коммуникабельного человека:
- Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
- Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
- Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
- Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
- Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.
Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.
Что такое Навыки межличностного общения?
Межличностные навыки – это поведение и тактика, которые человек использует для эффективного взаимодействия с другими. В деловом мире этот термин относится к способности сотрудника хорошо работать с другими. Межличностные навыки варьируются от общения и слушания до отношения и манеры поведения.
Ключевые моменты
- Навыки межличностного общения помогают нам эффективно взаимодействовать с другими людьми на работе и в мире в целом.
- Некоторые люди рождаются с такими навыками, но каждый может улучшить их с практикой.
- Выражение признательности, разрешение споров и умение слушать – все это стоит практиковать.
Что с этим делать
Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.
Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?
Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.
Коммуникативные функции
Общение между людьми – это залог продуктивного взаимодействия и комфортного сосуществования. У тебя не получится стать перспективным сотрудником при полной неспособности контактировать с коллегами и руководством. Коммуникативные навыки имеют несколько важных функций в жизни человека:
Управление деятельностью и внешним поведением.
Твое проявление на публике во многом будет зависеть от умения донести до окружения все, что хотелось бы сказать. Если действия сильно расходятся с изначальным подтекстом, значит, необходимо развивать навыки социального контакта.
Как улучшить свои социальные навыки?
Обеспечение деятельности совместно с кем-либо.
Особенно ярко эта функция проявляется в учебе или на работе. Если тебе нужно сделать проект с кем-либо в паре или команде, то без коммуникативных навыков вы даже не сумеете составить четкий план действий и распределить роли для каждого участника. Результат, как сама понимаешь, будет удручающим.
Самоутверждение и получение определенного статуса в обществе.
Здесь уже речь идет о коммуникативной компетентности. Если ты не знаешь нормы и негласные правила социального взаимодействия в той или иной среде, заявить о своем статусе в конкретном обществе будет крайне проблематично. Ведь окружение не будет правильно реагировать на поведение и проявление личностных качеств.
Отсюда и невозможность самоутверждения, влекущая за собой внутренние проблемы. Чаще всего сотрудник, не владеющий достаточным уровнем коммуникативной компетенции, что называется, не приживается в коллективе и вскоре его покидает из-за всеобщего неудобства.
Достижение комфорта в психологическом плане.
Когда ты видишь, что тебя слышат, правильно понимают в обществе и с удовольствием взаимодействуют, повышается продуктивность. Возникает желание проявлять свои качества, а работа в команде доставляет одно удовольствие.
Этому есть вполне логичное объяснение в виде психологического комфорта, который достигается путем качественного социального взаимодействия. Проще говоря, тебя слушают и воспринимают как перспективную личность. Это всегда приятно.
Удовлетворение потребности человека в социальном взаимодействии и общении.
Необходимость контактировать с себе подобными заложена у тебя в подсознании. Даже у самых закоренелых интровертов время от времени возникает желание поговорить с кем-либо. Оно является частью человеческой природы. Поэтому навыки социального контакта позволяют сделать общение максимально приятным.
Фото krakenimages on Unsplash
Основная роль коммуникации ясна. А в каких же сферах повседневной жизни она способна тебе реально помочь? Давай разберем несколько наглядных примеров.
Критерии коммуникативных навыков
Критерии – это показатели, с помощью которых можно достаточно быстро оценить достоверность выводов как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Критерии развитости навыков коммуникации учеников начальных классов:
- знакомы ли дети с правилами общения и способны ли они их реализовать во время вербальных и невербальных контактов;
- понимают ли они, как применять правила коммуникаций с другими людьми, насколько адекватно они воспринимают текущую ситуацию общения;
- принимают ли дети правила коммуникаций, насколько ценят их, ориентируются ли на диалогическое взаимодействие для достижения эмпатии;
- соблюдают ли они эти правила, умеют ли на практике реализовывать как вербальные, так и невербальные способы общения в разных ситуациях общения, могут ли устанавливать конструктивные контакты с окружающими.