Contents
- Серия Metal Gear Solid и мировое признание
- Metal Gear Solid (1998)
- Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)
- Игры
- Metal Gear Solid – 94
- Детство и юность
- Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes – 76
- Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)
- Metal Gear Solid 2
- Слухи о новой игре Хидэо Кодзимы
- Metal Gear Solid: Peace Walker
- Другие проекты Кодзимы, которые заслуживают упоминания
- Почему Кодзима гений?
- Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)
- Какие игры создал Кодзима
- Metal Gear Solid 3: Snake Eater – 91
- Кодзима разработчик
- Metal Gear Solid: The Twin Snakes – 85
- Metal Gear Solid 4: Guns Of The Patriots – 94
- Metal Gear
- Краткая биография
Серия Metal Gear Solid и мировое признание
Хидэо Кодзима родился в Токио в 1963 году. В университете он изучал экономику, однако карьеру решил строить в индустрии видеоигр, хотя в середине 1980-х это не считалось в Японии почётным занятием. В 1986 году Кодзима поступил на работу в компанию Konami в качестве дизайнера и планировщика. Год спустя под его началом была создана первая игра серии Metal Gear.
Статус знаменитости в игровой индустрии пришёл к Кодзиме в 1998 году, когда на консоли PlayStation вышла игра Metal Gear Solid (MGS) — трёхмерная вариация игры, с которой он начинал свой творческий путь в Konami
В ней Кодзима уделил пристальное внимание режиссуре сюжетных сцен и пригласил профессиональных актёров для озвучки персонажей
Metal Gear Solid также обладала проработанным сюжетом, в котором Кодзима обращался к темам ядерного распространения и генетического детерминизма. Вместе с увлекательным геймплеем всё это делало MGS уникальной, ни на что не похожей игрой, ставшей настоящим прорывом в индустрии и снискавшей Кодзиме репутацию одного из ведущих мастеров отрасли.
Этот успех он прочно закрепил в 2001 году, выпустив продолжение игры — Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. Высокая для того времени детализация графики, проработанность игровой физики и новые возможности геймплея сделали MGS 2 одной из самых ожидаемых игр начала 2000-х. Как и первая часть, она отличалась высокой кинематографичностью, но в этот раз Кодзима пошёл ещё дальше в плане работы над сценарием.
- Кадр из игры Metal Gear Solid 2
Сюжет MGS 2 был переполнен отсылками к различным философским темам: от меметики, цензуры и манипуляции информационным пространством до врождённых недостатков демократии и природы окружающего мира.
Оказавшись чрезмерно сложным для большинства игроков, впоследствии сценарий Metal Gear Solid 2 снискал заслуженное признание среди обозревателей и публики, а сама игра приобрела культовый статус.
В 2004 году вышла третья часть саги — Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Действие происходило в отдалённых районах Советского Союза в разгар холодной войны, а в части режиссуры Кодзима вдохновлялся классическими фильмами про Джеймса Бонда. В 2008 году вышла четвёртая часть MGS — Guns of the Patriots, которая должна была стать заключительной в серии про похождения Солида Снейка. В ней были использованы все передовые технологии PlayStation, доступные разработчикам в то время. Став практически интерактивным фильмом, игра завершила все сложные сюжетные линии, которые развивались в серии на протяжении десяти лет.
Игры Кодзимы принесли корпорации Konami настолько внушительную прибыль, что в 2011 году он получил должность вице-президента компании.
Metal Gear Solid (1998)
Эталонный для своего времени стелс-экшен, заложивший основы серии на годы вперед. Все, что было до — лишь разминка. Metal Gear Solid до сих пор умудряется быть кинематографичной, несмотря на технологии прошлого тысячелетия. Но что важнее, за киношностью Кодзима не потерял геймплей, сделав все-таки игру, а не интерактивный фильм.
Серия Metal Gear радикально рушит четвертую стену, и самый яркий пример — знаменитый бой с Психо Мантисом. Телепат обращается напрямую к тебе и комментирует твои же игровые предпочтения, если находит на карте памяти сохранения игр Konami. Он предлагает положить геймпад на пол, и с помощью вибромоторчиков — «силой мысли» — перемещает контроллер. Многие считают схватку с Психо Мантисом лучшим босс-файтом в истории видеоигр, настолько он въедается в голову.
Ключ к победе над боссом тоже был неочевидным. Чтобы Психо Мантис не смог предугадывать действия игрока, нужно переключить геймпад во второе гнездо. С одной стороны, китч. С другой, Кодзима своими идеями реально вытаскивал геймеров из зоны комфорта и заставлял мыслить шире. Были, впрочем, и более скучные способы победить, но хорошо, что у игрока все же оставался выбор.
С Психо Мантисом связана и одна крайне милая пасхалка. Если он обнаружит сохранения из Policenauts или Snatcher — других игр Кодзимы — то сам гений устами босса поблагодарит игрока за поддержку. Жаль, работает это только в японской версии MGS.
Менее известная особенность связана с другим боссом — Вулканом Рейвеном. Он появляется в окружении ворон, если их всех перебить, то Рейвен разозлится и будет действовать куда агрессивнее. Скрытый хардкорный режим и чуть более глубокое раскрытие персонажа через геймплей. Похожим образом можно будет разозлить одного босса и в Metal Gear Solid 2. Таких примеров в серии довольно много. Из забавного: Револьвер Оцелот грубо выскажется о навыках Снейка, если перед победой несколько раз проиграть в бою с ним.
Отливающий герой Нормана Ридуса в Death Stranding покорил многих, но Кодзима не в первый раз прибегает к механике деуринации. В одном из эпизодов MGS Снейк вместе с девушкой Мэрил Силвербург путешествует через пещеру, населенную волками. Если ударить Мэрил и тут же спрятаться в коробке, то она подзовет волка, который на коробку со Снейком внутри помочится. В дальнейшем можно использовать эту пахучую коробку, чтобы спокойно обходить волков — запах-то знакомый. Есть и менее агрессивный способ избежать внимания животных — экипировать платок Снайпер Вульф. Туалетных сцен в игре вообще было много, но это запомнилась именно своей полезностью.
Побег из тюрьмы с помощью бутылки кетчупа. Еще один абсолютно легендарный эпизод. В какой-то момент Снейк оказывается за решеткой и может покинуть камеру досрочно, разлив на полу кетчуп и притворившись мертвым. Можно, конечно, и просто под кроватью спрятаться и дождаться охранника, но так ведь веселее! В противном случае придется ждать, пока на выручку придет ниндзя.
Кстати, происходит все это после пыток героя электричеством, во время которых нужно очень быстро давить на кнопки геймпада. Если после пыток связаться с помощью кодека — местной рации — с Наоми, то она предложит облегчить боль в руке с помощью массажа и включить вибрацию в контроллере.
Мэрил Силвербург — персонаж Policenauts, другой игры Кодзимы. Просто отсылка, но интересная. Policenauts — визуальная новелла Кодзимы, вышедшая только в Японии в 1994 году. Тема, звучащая на старте Metal Gear Solid, как раз оттуда. А еще на базе Shadow Moses можно найти плакаты игры. Но самое забавное — в Policenauts была девушка по имени Мэрил Силвербург и даже выглядела она в точности как в MGS. Но это все же разные герои.
Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)
Мостик между старыми «Метал Гирами» и направленной на открытый мир, еще более сосредоточенной на геймплее The Phantom Pain. Мостик и геймплейный, и сюжетный. Peace Walker лишена зрелищных роликов, довольно однообразна, зато идеально заточена под быстрые игровые сессии — потому и вышла на PSP. Да и сюжет Metal Gear Solid 5 без нее будет понять непросто. Но сюда игра попала благодаря одной единственной возможности…
В Peace Walker можно сводить Биг Босса на свидание. В игре есть второстепенное задание, позволяющее вытащить на романтическое свидание на пляже Паз Ортегу, девушку c внешностью школьницы (чем она пользуется для выполнения заданий). Да, ее можно соблазнить, частично раздеть и даже заняться с ней сексом (предположительно!) в коробке. Ох, японцы! Но что еще круче, точно так же на свидание можно вытащить Каза — Peace Walker игра прогрессивная. При этом не обязательно быть джентльменом, никто не мешает показать себя конченым маньяком.
Игры
Хотя Кодзима разрабатывал игры в Konami в 1987 году, студия не была официально создана до 2005 года. Тем не менее, Konami задним числом ссылалась на более ранние разработки Кодзимы как на принадлежащие студии. Его игры для Konami выпускались до 2015 года.
Pre-KCEJ / Kojima Productions
Год | Заголовок | Платформа (и) | Примечания |
---|---|---|---|
1987 г. | Металлическая шестеренка | MSX2 | Выпущен только в Японии и Европе. Портировано в NES отдельной командой после первого выпуска. |
1988 г. | Похититель | PC-8801 , MSX2 | |
1990 г. | SD Snatcher | MSX2 | |
Metal Gear 2: Solid Snake | |||
1992 г. | Компакт-диск Snatcher | Двигатель ПК | Ремейк оригинального Snatcher с расширенным финалом и добавленной озвучкой. Портировано на Sega CD другой командой для зарубежного рынка в 1994 году. Набор 32-битных портов для PlayStation и Sega Saturn был выпущен в Японии в 1996 году и разработан Konami Computer Entertainment Tokyo. |
1994 г. | Полицейские | PC-9821 , 3DO , PlayStation , Sega Saturn |
Konami Computer Entertainment Japan (KCEJ)
Год | Заголовок | Платформа (и) | Примечания |
---|---|---|---|
1998 г. | Metal Gear Solid | Игровая приставка | Первая игра Кодзима, разработанная японским филиалом Konami Computer Entertainment |
1999 г. | Metal Gear Solid: Интегральный | PlayStation, Windows | Расширенная версия оригинальной Metal Gear Solid с третьим диском бонусных миссий. Третий диск был выпущен сам по себе как Metal Gear Solid: VR Missions в Северной Америке и Metal Gear Solid: Special Missions в регионе PAL. Версия для Windows, разработанная Digital Dialect. |
2000 г. | Metal Gear: Призрачный Вавилон | Цвет Game Boy | |
2001 г. | Зона Края | PlayStation 2 | |
Metal Gear Solid 2: Сыны свободы | |||
2002 г. | |||
PlayStation 2, Xbox , Windows | Версия для Windows разработана компанией Success . | ||
2003 г. | Zone of the Enders: 2-й бегун | PlayStation 2 | |
Боктай | Game Boy Advance | ||
2004 г. | Metal Gear Solid: Двойные змеи | GameCube | Сотрудничество с Silicon Knights |
Боктай 2: Солнечный мальчик Джанго | Game Boy Advance | ||
Металлическая зубчатая кислота | PlayStation портативный | ||
Metal Gear Solid 3: Пожиратель змей | PlayStation 2 |
Kojima Productions (дочерняя компания Konami)
Год | Заголовок | Платформа (и) | Примечания |
---|---|---|---|
2005 г. | Син Бокура но Тайё: Гьякусю но Сабата | Game Boy Advance | Третья игра из серии Boktai , выпущенная только в Японии. Также известен как Боктай 3: Контратака Сабаты . |
Металл Gear Acid 2 | PlayStation портативный | ||
PlayStation 2 | |||
2006 г. | Кабусики Байбай Тренер Кабуторе | Nintendo DS | |
Metal Gear Solid: цифровой графический роман | PlayStation портативный | ||
Metal Gear Solid: переносные операции | |||
2007 г. | Лунные рыцари | Nintendo DS | Четвертая игра в серии Boktai , которая была переименована для зарубежного релиза. |
PlayStation портативный | |||
2008 г. | Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots | PlayStation 3 | |
Metal Gear Online | |||
2009 г. | Гайтаме Байбай Тренер: Кабуторе FX | Nintendo DS | |
Metal Gear Solid Touch | iOS | ||
2010 г. | Metal Gear Solid: Мирный ходок | PlayStation портативный | |
Castlevania: Lords of Shadow | Windows, PlayStation 3, Xbox 360 | Сотрудничество с MercurySteam | |
2011 г. | Коллекция Metal Gear Solid HD | PlayStation 3, PlayStation Vita , Xbox 360 | Преобразование HD в MGS2 , MGS3 и Peace Walker . Версии Vita включают только MGS2 и MGS3 . В Японии Peace Walker получил отдельный розничный выпуск для PS3 и Xbox 360. |
2012 г. | Nintendo 3DS | ||
Metal Gear Solid: Социальные операции | Мобильный | ||
Зона коллекции Enders HD | PlayStation 3, Xbox 360 | ||
2013 | Metal Gear Rising: Месть | Windows, PlayStation 3, Xbox 360 | Сотрудничество с PlatinumGames |
Metal Gear Solid: Коллекция Наследия | PlayStation 3 | Сборник, включающий все заголовки из коллекции HD , а также MGS4 и код ваучера для оригинального MGS и его дополнения. | |
2014 г. | Metal Gear Solid V: Ground Zeroes | Windows, PlayStation 3, PlayStation 4 , Xbox 360, Xbox One | |
PT | PlayStation 4 | «Игровой тизер» отмененного Silent Hills ; зачисляется под псевдонимом «7780s Studio» | |
2015 г. | Metal Gear Solid V: Призрачная боль | Windows, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One | Конами выпущена игра Final Kojima Productions |
N / A | Тихие холмы | PlayStation 4 | Отменено |
Kojima Productions (независимая студия)
Год | Заголовок | Платформа (и) | Примечания |
---|---|---|---|
2019 г. | Death Stranding | PlayStation 4, Windows | Первая игра, не связанная с Konami; опубликовано Sony Interactive Entertainment, а позже лицензировано Sony для 505 Games для публикации на ПК |
2021 г. | Режиссерская версия Death Stranding | PlayStation 5 |
Metal Gear Solid – 94
Пожалуй, первой игрой, наглядно продемонстрировавшей гениальность Хидео Кодзимы, стала Metal Gear Solid. Да, оригинальные Metal Gear были хороши, но они значительно уступали этой игре, вышедшей в 1998 году.
Сюжет игры считается одним из лучших в истории индустрии, а посвящён он попыткам Снейка предотвратить террористическое восстание на острове Шэдоу-Мозес. Однако миссия протагониста оказывается куда сложнее, чем казалось на первый взгляд. Впечатляюще выглядят и другие элементы игры вроде стелса и схваток с боссами. Это одна из немногих игр для PS1, не растерявших с годами своё обаяние.
Детство и юность
Ранняя биография Хидэо Кодзимы связана с Сэтагаей, специальным районом Токио, где 24 августа 1963 года будущий дизайнер появился на свет. Потом семья, в которой воспитывались трое детей, переехала в Осаку, а еще позже на некоторое время поселилась в японской префектуре Хёго.
Хидэо Кодзима в молодости
В детстве Хидэо со старшими родственниками отдавал предпочтение кинематографу и каждый вечер по сложившейся традиции смотрел фильм. А в 13-летнем возрасте, когда отец скоропостижно скончался, мать разрывалась между работой и хозяйством, мальчик постоянно включал телевизор, чтобы видеть красивую и счастливую жизнь.
В итоге из-за вынужденной изоляции от общества сверстников мальчик подружился с вымышленными героями и мечтал стать художником-иллюстратором, для того чтобы изображать придуманный мир. Но в Азии это не считалось престижной профессией, приносившей финансовое благополучие, поэтому Хидэо начал писать прозу и задумал снять собственный фильм. Правда, кинолента, снятая 8-миллиметровой камерой, закончена не была.
Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes – 76
Ground Zeroes – это, по сути, расширенное демо, а не полноценная игра. Проект выступает в качестве пролога и плавно подводит к событиям The Phantom Pain. Тому, кто отвечал за релиз (уж не знаем, был ли это сам Кодзима или студия Konami), стоило просто вшить этот эпизод в начало The Phantom Pain, как, например, уровень с танкером в MGS2 или «Виртуозную миссию» в MGS3.
Но, конечно, продавать данный проект по отдельности намного выгоднее в финансовом плане. И в этом нет ничего плохого, ведь стелс в Ground Zeroes работает прекрасно, как, собственно, и перестрелки. А каждая сцена с участием Паз – настоящее украшение игры.
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)
Вторая Metal Gear Solid не переизобрела серию или жанр, но стала еще киношнее, а в детали и механики углубилась так сильно, что снова всех переиграла. В Sons of Liberty до сих пор самый собранный, логичный и попросту лучший сюжет в истории серии. И если в первую часть сегодня все-таки не каждый сможет играть (хотя есть отличный ремейк The Twin Snakes), то вторая почти не состарилась и ощущается не хуже, чем в день выхода.
Нереальное количество смешных разговоров по кодеку. Еще в первой Metal Gear Solid суммарное время диалогов по рации занимало аж шесть часов. Разным персонажам можно было названивать просто так, они с удовольствием комментировали действия Снейка и частенько диалоги получались уморительными. Но во второй части этого стало еще больше — у персонажей были комментарии практически на любую ситуацию и любое действие Райдена, нового главного героя.
В этом плане у Кодзимы юмор, правда, своеобразный. Например, если использовать кодек у писсуара, то Райден позвонит начальству прямо во время мочеиспускания, что незамеченным не останется. А если активировать кодек, запершись в туалете с плакатом девушки в купальнике, то начальство подумает, что герой собрался мастурбировать. При этом Розмари возмущенно заявит, что «ты бы хоть мою фотографию тогда использовал». Зато если набрать начальству после того, как Райдена обоссыт солдат (да, тут есть и такая сцена), то его пожалеют и успокоят. Ох, Кодзима.
Можно побрить Солида Снейка. Играя за Райдена, можно отыскать электробритву и подарить ее Снейку. Тогда при следующей встрече он будет гладко выбрит.
А можно терроризировать Отакона неприличными фотографиями. Когда он отправит Райдена за снимками Метал Гира, можно поразвлекаться, посылая ему не те снимки, что он ожидает. Некоторые ответы будут забавными. Например, глядя на это фото, Отакон скажет, что это многое объясняет…
Metal Gear Solid 2 просто переполнена мелкими деталями, впечатляющими даже сейчас
Игра во многом уникальна, но запомнилась она прежде всего маниакальным вниманием разработчиков даже к самым мельчайшим деталям. Примеров наберется миллион, так что приведу несколько своих любимых.
Абсолютно бесполезный, а потому особенно восхитительный факт — лед для охлаждения напитков тает в реальном времени.
Впрочем, чего удивляться: уровень взаимодействия с окружением в Metal Gear Solid 2 для своего (да и для нашего) времени беспрецедентный. Здесь в баре можно разбить каждую бутылочку на стойке, а с растений слетают листья, если по ним ударить!
Игра фиксирует попадания по разным частям тела противника. И это, кстати, вполне себе геймплейная механика.
Морские вши расступаются перед Райденом, но если лечь рядом, они начнут по нему ползать. Пролежишь так слишком долго — и они съедят его пайки.
А еще в Metal Gear Solid 2 операцию могут испортить чайки — на их дерьме легко поскользнуться. А если на них долго смотреть от первого лица, то они еще и на лицо Райдену нагадят.
Metal Gear Solid 2
Некоторые произведения искусства вдохновляются текущим моментом, чтобы придать сюжету более глубокое значение. Metal Gear Solid 2 – во многом продукт рубежа тысячелетий, с его развитием Интернета, появлением у человечества новой возможности передавать огромные объемы данных и ее значением для каждого отдельного человека.
Конечно, великий сюжет — ничто без хорошего геймплея, и в этом плане MGS2 тоже не подвела. В ней сохранились основные принципы серии, но добавилось несколько маневров, которые кардинально изменили игру в «кошки-мышки» игрока и его противников. Кроме того, в игре был беспрецедентный уровень взаимодействия с окружением, например, можно было прятать тела врагов в шкафах, стрелять по их рациям, чтобы они не смогли вызвать подкрепление и даже прострелить ведро со льдом и смотреть, как его кубики медленно тают.
Слухи о новой игре Хидэо Кодзимы
Что касается будущей игры Хидэо Кодзимы, о ней пока еще
ничего толком не известно. До недавнего времени вообще ходили слухи, что японец
обиделся на аудиторию за не слишком тепло встреченную Death Stranding с
ее непонятными геймплейными механиками, и теперь хочет открыть свою студию для
производства фильмов, а с играми до определенного времени завязать. Но это были
лишь ничем не подтвержденные домыслы. В реальности же японский геймдизайнер уже
начал аккуратно хайпить в своем твиттере, выкладывая фотографии себя за работой
и его нового рабочего стола, и говорить, что уже активно начал заниматься
развитием очередной нестандартной концепции.
Поговаривают также, что компания Konami, которая ранее не смогла ужиться
с постоянно срывающим сроки разработки Кодзимой и его запросами относительно
бюджета игр, смогла все-таки договориться с Kojima Productions относительно ранее
зарубленного ужастика Silent Hills.
Вполне возможно, именно этот проект является той самой неназванной игрой, но
далеко не факт, что геймплей и сюжет будут идентичны ранее сделанной
демонстрации и выпущенному P.T. Также можно с большой
долей вероятности утверждать, что новая игра станет мультиплатформой и пожалует
к ПК-боярам, так как и последний MGS, и Death Stranding уже нашли свое место в Steam и других магазинах.
Metal Gear Solid: Peace Walker
Эта игра 2010 года для PSP заставила портативную консоль работать на пределе возможностей благодаря технической реализации и количеству контента, уместившемуся на маленьком UMD. Кроме того, она значительно изменила серию, разделив игру на уровни и дополнив ее бонусными миссиями.
Желание получить лучшее снаряжение существенно увеличивало реиграбельность, а благодаря уникальной структуре сюжета у игрока оставались вопросы даже после финальных титров. И хотя это тоже внесло свой вклад в появление игры в данном списке, хватило бы и впечатляющей работы по адаптации сложной системы управления серии для PSP.
Другие проекты Кодзимы, которые заслуживают упоминания
Стоит сказать пару слов о других разработках знаменитого
геймдизайнера, которые по тем или иным причинам не попали в наш основной
рейтинг
Если вы по каким-либо причинам еще не насытились кодзимовщиной,
обратите на них внимание:
- P.T. – небольшое демо,
представляющее собой тизер отмененной игры Silent Hills. Игрок появляется в замкнутой обстановке какой-то квартиры
и начинает свое перемещение по коридору, где его начинают пугать похлеще чем в
комнате страха. Громкие звуки, визуальные скримеры и просто жуткая атмосфера
определенно впечатлили публику. - Boktai:
The Sun is in Your Hand –
экспериментальная игра для GameBoy,
использующая специальный картридж с фотосенсором. Джанго, главный герой,
борется с нечистью при помощи солнечного оружия, а заряжается оно тогда, когда
игрок выходит на солнечный свет вместе с приставкой. Персонажу без заряда
объективно сложнее, но и находиться на солнце сильно долго нельзя, так как
возможен перегрев. - Metal Gear Solid:
Peace Walker –
спин-офф серии Metal Gear,
ориентированный на мобильную платформу PSP. Все механики были успешно перенесены и адаптированы под управление
контроллером портативки, а сюжетная часть оказалась ничуть не хуже, чем у
номерных проектов серии. Определенно один из лучших эксклюзивов PSP. - Metal Gear 2: Solid Snake – одна из лучших
8-битных игр всех времен, где помимо углубленного стелс-геймплея появился еще и
сюжет с философским уклоном, повествующий о сущности войны и ядерном оружии.
Если в первом MG враги распознавали протагониста только при прямом взгляде,
то теперь они обнаруживают его в радиусе, что значительно усложнило стелс. - Metal Gear Solid HD Collection – сборник игр, который определенно нельзя пропустить.
Классические MG 1-2, MGS 2 и 3, а также Peace Walker были
значительно улучшены в графическом плане, адаптированы под HD-разрешение современных телевизоров и
выпущены на платформах XBOX
360, PS3 и PS Vita.
Почему Кодзима гений?
Из описания карьеры Кодзимы вы, наверное, уже поняли почему его называют гением. Но откуда пошел известный мем? Широкое распространение в рунете фраза «Кодзима гений» получила в 2015 году после довольно стёбного ролика на Ютуб видеоблогера Гуфовского:
Именно после него фраза Kojima genius пошла в народ, превратилась в мем, на неё стали делать фотожабы и массово использовать в соцсетях.
Да что говорить! Шутка зашла так далеко, что в 2019 году вышла книга Терри Вульфа про гениального геймдизайнера современности с нашумевшим мемом в качестве названия:
Можно бесконечно спорить о том, на самом ли деле Хидео является гением или же это больше хайп, прикол, сарказм, но нельзя отрицать то, что он привнес в игровой мир действительно многое. Один только жанр Stealth, который сейчас используется почти во всех AAA-играх, чего стоит
Добавьте сюда детальную проработку сюжета, игровой атмосферы, внимание к мелочам, внедрение инновационных фишек и пр., и вы сами поймете роль этого человека в геймдеве
Надо сказать, что сам Хидео весьма сдержанно относится к своей популярности и не спекулирует ею, как многие другие звезды. Во время съемок передачи «Вечерний Ургант» он отвечал о своей популярности так:
«Ну, во-первых, не думаю, что я гений, но раз меня все им называют, наверное, когда-то я им стану. Очень стараюсь быть им».
«Я действительно ощущаю определённое давление, но если нет этого, как сделать что-то хорошее? Мне кажется, что все создатели, артисты чувствуют это напряжение и благодаря этому преодолевают себя».
«Вокруг меня много талантливых людей, и мне очень сложно выбрать кого-то одного, они все по-своему гениальны. Особенно те, у кого я учился, вдохновлялся. Тарковский, например. Многие деятели искусства со всего мира повлияли на меня. Это для меня гении».
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)
Четвертая часть Metal Gear Solid — игра неоднозначная. Очень кинематографичная, все еще красивая, но вот геймплейно она понравилась далеко не всем фанатам. Размаха Metal Gear Solid 3 в ней не было, она стала более линейной, частенько подталкивала не к стелсу, а к открытым перестрелкам. Зная, куда идти и пропуская ролики Metal Gear Solid 4 можно пройти всего за несколько часов. Соответственно, и геймплейных тонкостей в ней стало меньше, но несколько памятных дизайнерских решений тут все же нашлось.
Психо Мантис снова рушит четвертую стену — на сей раз неловко. Вторая встреча с Психо Мантисом получилось по-настоящему смешной и ностальгической. Телепат снова пытается прочитать карту памяти консоли, только PS3 карты памяти уже не использовала, так что Мантис просто жалуется, что у него ничего не выходит. Дальше он пытается повторить трюк с перемещением контроллера по полу… вот только у оригинального геймпада PS3 — Sixaxis — вибрации не было, так что и этот прием не проходит, расстраивая Мантиса еще сильнее.
Снейк может отломать у статуи пенис. Совершенно потрясающая возможность открывается уже в первом акте игры. Снейк может замаскироваться под скульптурную композицию. В процессе маскировки он почему-то хватается за пенис рядом стоящей статуи. Если повторить это много раз, то пенис отвалится (у статуи). За это даже трофей полагается.
Оцелот может поцеловать Снейка. Самая милая деталь. В ходе финальной битвы с Оцелотом нужно дождаться, когда возьмет Снейка в удушающий захват. Если не пытаться из него вырваться, то Оцелот крепко чмокнет героя в щеку. Ну а что, их все-таки многое связывает.
Смеющуюся Красавицу можно пофотографировать и заставить танцевать. Она непростой, но очень привлекательный босс — давайте признаем. Чтобы максимально насладиться ее красотой, нужно выдержать сражение и дождаться, когда Снейк и Красавица окажутся в белой комнате. Осталось только навести на даму камеру — и она начнет позировать. Нападать она не будет, пока Снейк не опустит объектив. Но можно добиться и еще более забавного результата. Для этого нужно достать айпод и включить на нем песню Oishii Two-han Seikatsu.
Санни играет на PSP в первую игру Кодзимы. Подглядывать нехорошо, но это слишком мило, чтобы устоять. Девочка играет в Pinguin Adventure — уверен, почти все вы в нее тоже играли, но даже не думали, что в ее создании участвовал Хидэо Кодзима.
Какие игры создал Кодзима
Первый выпущенный проект, над которым работал Кодзима, назывался Metal Gear (1987). Игра сделала настоящий переворот в индустрии, так как фактически была родоначальницей нового жанра Stealth Action и придала ему мегапопулярность среди игроманов.
Если ранее в играх смысл игрока состоял в том, что убить всех противников, то в Metal Gear гораздо выгоднее с точки зрения тактики было избегать столкновений, обходить врагов стороной, скрываясь в тени.
Следует отметить, что указанные игры выходили на платформе MSX – бытовых компьютеров 80-х гг, которые имели большие ограничения и малое распространение. А вот релиз Metal Gear Solid на платформе PlayStation придал данной серии невероятный мировой успех и прославили имя Хидео Кодзимы на весь мир. В игре было всё: и великолепный сюжет, и потрясающие персонажи, и отличная 3D-графика.
В 2005 году Кодзима, уверенно став на ноги к тому времени, получил в руководство студию Kojima Productions – подразделение Konami. Главным направлением студии была разработка и выпуск продолжений успешной серии Metal Gear Solid ибо другие игры гения оказались не столь широкоизвестными: Lost Warld, Snatcher, Policenauts и пр.
Чем еще прославился Кодзима? Известно, что он был очень увлечен проектом под названием Silent Hills (P.T.), в разработке сценария для которой участвовал известный режиссер Гильермо дель Торо. Короткая демо-версия игры была скачана более миллиона раз и получила хорошие отзывы у игроков. Однако уход Кодзимы из Konami привел к прекращению работы над этим проектом.
Первым проектом гения после разрыва отношение с Konami должна стать игра Death Stranding, издателем которой заявления Sony Interactive. В ней кстати тоже не обошлось без участия Гильермо дель Торо, поэтому проект обещает быть действительно интересным.
На Игромире 2019, который проходил в Москве, Кодзима собственной персоной раскрыл публике некоторые подробности вселенной Death Stranding и новом жанре, который уже успел получить название «strand game». Что из этого получится – увидим совсем скоро ибо релиз игры назначен на ноябрь 2019 года на PS4, а чуть позже игра выйдет и на ПК.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater – 91
Хидео Кодзима известен как человек, стабильно задававший новые тренды в стелс-жанре, как, например, в случае с Metal Gear Solid 3, где появились механики выживания. Игрокам здесь необходимо подбирать правильный камуфляж, чтобы оставаться незамеченными, и кормить главного героя нормальной едой, не забывая лечить его раны.
А помимо интересных геймплейных механик Snake Eater поражает своей историй. Сюжет здесь посвящён поискам «Наследия Философов», которое стоит целого состояния, а следить за этим невероятно интересно благодаря ярким взаимодействиям между основными персонажами.
Кодзима разработчик
Однако всемирную известность Хидео все же принесла его работа в качестве геймдизайнера серии Metal Gear Solid — или режиссера, как он сам себя привык называть. Первая часть Metal Gear, вышедшая в конце 80-х на домашнем компьютере MSX, фактически популяризировала жанр стелс-боевиков. И тут стоит сделать небольшую ремарку. Дело в том, что игры, в которых нужно действовать максимально скрытно, существовали и до гениального бурята (в той же Castle Wolfenstein лучшей тактикой было уклонение от врагов), однако именно он сумел вывести жанр на абсолютно новый уровень.
Геймеры на полном серьезе называли Metal Gear Acid поводом купить PSPГеймеры на полном серьезе называли Metal Gear Acid поводом купить PSP
В Metal Gear не было процедурной генерации локаций и прочих элементов, столь характерных для ранних компьютерных игр. Зато в достатке было сюжета и интересного, хоть и крайне напряженного геймплея. Боссы Konami до последнего не верили, что у Кодзимы получится создать по-настоящему популярную игру. Однако все сложилось. В дальнейшем Metal Gear обзавелась полноценным продолжением, отвратительным портом на NES/Famicom и перепевкой «по мотивам» под названием Snake’s Revenge, которую сегодня даже не включают в канон MGS.
В перерыве Кодзима создает интерактивные квесты Snatcher и Policenauts — игры хорошие и даже гениальные, но прошедшие фоном не только для российских, но и для западных геймеров. А потом случилась Metal Gear Solid, и мир окончательно изменился.
Metal Gear Solid: The Twin Snakes – 85
Игры из франшизы Metal Gear частенько получали повторные релизы, а вот полноценный ремейк был всего один – Twin Snakes. В нём оригинальная Metal Gear Solid претерпела значительные изменения: от визуальной части и сюжета до геймплея.
Некоторые из изменений оказались удачными – к примеру, детально прорисованная внешность Снейка, заменившая голову в виде пиксельного блока. Тем не менее, «улучшения» боевой системы сделали часть уровней излишне простыми. К тому же сюжет оригинала выглядел более последовательным, чем история ремейка. Но если отбросить эти детали в сторону, Twin Snakes всё же удалось сохранить фирменный стиль Кодзимы.
Metal Gear Solid 4: Guns Of The Patriots – 94
Metal Gear Solid 4 – это финальная часть истории, которую Кодзима рассказывал в предыдущих трёх частях. Практически каждый персонаж из прошлых игр отметился в здешней истории, которая получилась одной из самых убедительных во всей франшизе, даже несмотря на то, что многие твисты оправданы нано-машинами. В центре событий оказывается вечный конфликт Олд Снейка (он же Солид Снейк) и Ликвида Оцелота.
Главная проблема истории заключается в том, что её здесь больше, чем самого геймплея. Metal Gear известна обилием катсцен, однако Guns of the Patriots бьёт все мыслимые рекорды, причём это даже не попытка замаскировать посредственный игровой процесс, ведь местный геймплей заслуживает наивысших похвал.
Metal Gear
В моде тогда, как, наверное, и всегда, были игры про войну. Но ограничения домашнего компьютера MSX, игры для которого разрабатывал Кодзима, не позволяли сделать передвижение, драки и стрельбу хоть сколько-то увлекательными. Тогда Хидео вспомнил фильм, в котором персонаж Маккуина спасается из заточения, а зрителя бросает в дрожь от каждого его непродуманного шага и шороха. Так появилась первая успешная игра геймдизайнера Metal Gear, в которой упор был сделан не на бег и стрельбу, а, наоборот, на попытки избежать контакта с врагами, незаметно продвигаясь к своей цели. Если вы когда-либо играли в игру, в которой вам приходилось прятаться от противника, следить за полем зрения врага и незаметно убивать его сзади, теперь вы знаете, с чего это началось. Metal Gear стала первой стелс-игрой.
Благодаря этому успеху, руководство Konami обратило внимание на Хидео Кодзиму и стало охотнее финансировать его проекты. Не заручись он такой поддержкой, мы бы, наверное, никогда не увидели игры Metal Gear Solid, абсолютного хита и опус магнум гениального Кодзимы
Вышедшую на первой приставке Playstation 3D-игру сравнивали с высокобюджетными боевиками («только лучше») и сразу стали называть классикой. Ее создателю удалось не только мастерски перенести захватывающий и волнующий геймплей в трехмерное пространство (не забывайте, полигонов, из которых складывались тогда 3D-фигуры, было не сильно больше, чем пикселей на экране MSX), но и сопроводить его незабываемым сюжетом. Если все предыдущие игры казались забавными новеллами, Metal Gear Solid был большим американским романом (действие своих игр японец всегда помещал именно в Штаты – больше пространства для творчества).
Краткая биография
студии Kojima Productions
Глядя на фотографии Кодзимы вы ни за что не догадаетесь сколько ему лет! Кажется, что это совсем молодой человек, этакий японский Гарри Поттер в смешных очках. На самом деле, Кодзиме ни много ни мало уже 56!
Хидео родился в Токио в 1963 году. В 13 лет его отец умер, и молодому человеку пришлось искать пути самостоятельного заработка, чтобы прокормить и себя и всю семью. Он пробовал писать статьи и рассказы, но особо успеха в этом не добился. После этого заинтересовался кинематографом, но и тут дальше пары небольших любительских фильмов про зомби дело не двинулось.
В начале 80-х начали появляться первые компьютерные игры, которые конечно на тот момент были еще крайне примитивны. Кодзима решил себя попробовать в этом деле и в 1986 году устроился в компанию Konami, где и началась его карьера геймдизайнера.
О личной жизни Хидео Кодзимы известно очень мало, т.к. он сам не любит об этом рассказывать. Известно только, что он женат и пара воспитывает общего ребенка. Больше ничего: ни имён, ни дат, ни фотографий – японцы не любят афишировать свою личную жизнь.