Contents
Кто пил квас и почему так много?
Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.
Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.
Продажа кваса — Василий Калистов
На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).
С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.
Домашний мятный квас
Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.
Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.
Портрет современного либерала
Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут «порядочные» люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.
Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…
Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».
Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?
Кто придумал квас?
Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.
«Квасник» — Владимир Маковский
По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.
II. Приезд в полк
Приехав в полк, офицер поступает согласно Уст. гарн. сл. ст. 400 и 401, т. е. является командиру полка. На практике поступают так: явясь в канцелярию около 11 час, офицер представляется и знакомится прежде всего с полковым адъютантом, который и дает все необходимые советы и инструкции, т. к. в каждом полку существуют свои обычаи – традиции. Если командиру полка офицер является на квартире, то, не застав его дома, следует явиться вторично, стараясь застать: первый раз расписываться или оставлять служебный билет не рекомендуется. Явиться по службе командиру роты (сотни, эскадрона, батареи), в которую состоялось назначение. Взяв в канцелярии у старшего писаря список с адресами гг. офицеров и отметив в нем женатых, сделать всем визиты, не откладывая . Рекомендуется успеть сделать их сразу, в один день. Форма одежды – парадная. В остальное время: при всех официальных случаях, визитах, поздравлениях – обыкновенная, если не отдано в приказе по полку быть в иной. Не застав дома старшего – оставить служебный билет (отнюдь не визитную карточку). Женатым же – служебный билет и визитную карточку. До представления командиру полка и не явившись еще в полк, появляться в общественных местах (театрах, садах, концертах, вечерах) считается нетактично. По приезде в полк первое впечатлите имеет серьезное значение.
Еще не прибыв в полк и находясь в отпуску, встретив офицера своего полка (в том же городе), обязательно следует подойти к нему и первым представиться, а командиру полка явиться.
Месть революционеров
Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.
В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».
В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».
В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.
Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.
Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».
Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».
В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
Владимир Малышев
Древний оберег и связь с патриотизмом
Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.
Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен
При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.
Продавец кваса — Карл Булла
И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».
Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».
Предисловие к изданию 1916 года
Выпущенные третьим изданием «Советы молодому офицеру» ныне вследствие военного времени еще более необходимы и полезны. Ускоренные выпуски молодых людей в офицеры не дают им возможности и времени усвоить в школах всех тонкостей традиции, правильного взгляда на сущность военного воспитания и дисциплины.
Молодому офицеру предстоит самостоятельная работа над собой. Вот для этой-то работы настоящее руководство каждому офицеру окажет неоценимые услуги. Оно даст ему полезные советы и указания на многие вопросы предстоящей службы. Лаконизм изложения отдельными афоризмами гарантирует быстрое запоминание и возможность найти необходимую справку в любой момент
Если принять во внимание, что проступки мирного времени в военное становятся преступлениями, караются особенно сурово, то станет еще более очевидной ценность собранных здесь в сжатой форме советов. Они дают возможность офицеру избежать многих ошибок, разобраться в том, что законно и что преступно, уяснить все то, что требуется от него, чтобы быть хорошим, не роняющим своего достоинства офицером
Эти советы одинаково полезны находящимся и на передовых позициях, и в тылу армии, где часто приходится сталкиваться с людьми сомнительных профессий и поведения.
Настоящий справочник избавит молодых офицеров от многих ошибок и промахов на службе и в частной жизни. Офицер, не освоившийся еще со своим новым положением, которое основано на условностях, выдержанности и военном такте, часто теряется и не знает, как ему следует поступать в некоторых случаях, не предусмотренных уставами
А следствием незнания вообще законов (хотя бы важного для военных закона о защите своей чести оружием) происходят непоправимые промахи, заставляющие офицера уходить из полка или попасть под суд
Повторяем, что здесь изложены сжато те житейские правила, которые, несомненно, каждому офицеру в предстоящей службе принесут только пользу. Эти оригинальные афоризмы заставляют офицера серьезно подумать о военной службе по существу, а не судить о ней поверхностно, по внешней форме и бряцанию оружием.
Ни в каких уставах этих советов офицер не найдет.
Цель этого своеобразного труда – желание предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь. Здесь собраны старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым офицерам – неизвестны.
Выпуск настоящего справочника третьим изданием говорит за себя.
В. М. Кульчицкий «Дисциплина прежде всего».
Новые публикации
«Я немец, но воспитанный русской культурой» 20.09.2021
В Международном союзе немецкой культуры представлена книга «Немецкие тайны» Александра Фитца. Это исследование о том, как немцы стали российскими, затем уехали в Германию, а теперь возвращаются или живут на две страны.
Вячеслав Никонов: Вся команда Зеленского – большая шутка. Но мы должны относиться к ней всерьёз 15.09.2021
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.
«Капитан, мы тонем!». Как поморская ладья дошла до Аляски 14.09.2021
Лето на Аляске короткое, зима заглядывает в глаза уже с ранней осени. Лучше многих об этом знает известный российский путешественник Сергей Синельник. Переход, который он с 2019 года совершает на точной копии средневековой поморской ладьи «Пилигрим», привёл его в самый северный американский штат.
Принуждение к капитуляции 07.09.2021
В конце августа ФСБ рассекретила подлинник текста приговора Токийского международного военного трибунала 1946 – 1948 годов, в котором говорится о планах империалистической Японии захватить советские Дальний Восток и Сибирь. А накануне открылся международный форум, посвящённый Хабаровскому процессу1949 г., – суду над военнослужащими Квантунской армии, обвинёнными в разработке и применении бактериологического оружия.
Тюменские преподаватели обучают студентов из Аризоны русскому языку 07.09.2021
Преподаватели Тюменского университета (ТюмГУ) активно участвуют в популяризации русского языка и культуры в других странах. Так, в конце августа стартовал курс русского языка в университете Северной Аризоны (Northern Arizona University (NAU)).
«Евразия Global»: дискуссии о евразийстве и русском языке на молодёжном форуме в Оренбурге 06.09.2021
Фонд «Русский мир» ежегодно выступает одним из партнёров «Евразия Global». В этом году на форуме организованы две дискуссионные площадки: «Медийное измерение евразийской интеграции. Точки роста» и «Русский язык в XXI веке: цифровая репутация». Первая – в сотрудничестве с Институтом Русского зарубежья, вторая – с РГПУ им. А. И. Герцена.
Сергей Довлатов: крупнее, чем в жизни 02.09.2021
Довлатова, как Зощенко, легко разобрать на цитаты. Среди них есть те, что окончательно ушли в народ. Автор фраз «потерпел успех» и «одержал поражение» ушёл слишком рано из жизни – в 49 лет. Жизнь этого печального крупного человека с застенчивой улыбкой и невероятным талантом затронула многих людей, потому что он писал о них, удивляя, оскорбляя, превознося – как повезёт. Сергей Довлатов отпраздновал бы 3 сентября 80-летний юбилей.
Потомки Пушкина и дети российских соотечественников начнут «Диалог с Пушкиным» 01.09.2021
Проект «Диалог с Пушкиным» инициирован ростовской общественной организацией «Синергия талантов». Её руководитель, Ольга Звонарёва, которая также является автором проекта «Диалог с Пушкиным», рассказала об интересных мероприятиях в рамках проекта, в которых примут участие дети российских соотечественников из ста стран. Проект реализуется при поддержке фонда «Русский мир».
«Вульгарный» напиток
Бочка с квасом — Харрисон Форман
Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.
О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиеническом отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простонародья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».
Квас. На улице Горького — Николай Паламодов
В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.
Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.
Томас Тейлор Хэммонд
В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.
Отвага для честного труда
Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.
Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.
Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».
Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?
Необходимость коренных перемен
Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).
Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам…».
Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.
До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».
Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики — человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».
Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа…».
Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации
Принадлежность к офицерскому корпусу России – высшая честь для офицера. Она обязывает:
- ревностно и свято соблюдать Конституцию, законы, Военную присягу и общевоинские уставы;
- служить России по долгу и чести, верой и правдой, умело защищать ее от врагов внешних и внутренних, хотя бы и ценой своей жизни, никогда не забывать девиз адмирала Макарова: «Помни войну!»;
- быть профессионалом: досконально знать военное дело, владеть своей специальностью, непрерывно следить за новациями, изменениями в формах вооруженной борьбы, достижениями в военно-технической сфере, совершенствоваться в военном искусстве и управлении людьми;
- без лести почитать старших начальников, крепить узы офицерского братства и войскового товарищества, быть примером для подчиненных, уважать их честь и достоинство, понимать, что офицер не командует, но «имеет честь» командовать;
- в боевой обстановке сохранять хладнокровие, умело руководить подчиненными, в бой их водить, а не посылать, проявлять храбрость, мужество, стойкость, стремиться к победам и одерживать их «малой кровью» – не числом, а умением;
- иметь прочные знания в области общей и военной истории России, следовать урокам и заветам наших полководцев, героев, военных умов, сознавать незримую связь с поколениями русских офицеров, веками служивших Отечеству не за страх, а за совесть;
- не использовать своего служебного положения в личных целях, быть чуждым духу стяжательства, торгашества и корысти;
- превыше материальных благ ценить духовные богатства, а в людях – добродетели: честность, достоинство, благородство, верность долгу, преданность делу, бескорыстие, отзывчивость, взаимовыручку;
- блюсти честь мундира и свое доброе имя, служить образцом тактичности, выдержки, не пустословить, не давать опрометчивых обещаний;
- следить за событиями политической жизни внутри страны и на международной арене, не примыкать к политическим группам, не участвовать в партийной борьбе;
- повышать свой культурно-образовательный уровень, ограждать себя и подчиненных от агрессивных воздействий массовой культуры;
- быть и чувствовать себя офицером повсеместно и постоянно;
- помнить о суде офицерской чести.
Кодекс чести русского офицера 1804 года актуален всегда
Кодекс чести русского офицера:
1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание. 2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства. 3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство. 4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча. 5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой! 6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь. 7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал. 8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. 9. Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. 10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого. 12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии. 13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. 14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком. 15. Тайна, сообщённая тобой хотя бы только одному человеку, перестаёт быть тайной. 16. Будь всегда начеку и не распускайся. 17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся убедить его. 18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать. 19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. 20. Если вошёл в общество, в среде которого человек, с которым ты в ссоре. То, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему. В том случае, если этого нельзя избежать. 21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. 22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты. 23. Авторитет приобретается знанием дела и службы
Важно, чтобы подчинённые уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаённое недоброжелательство
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. 25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все. 26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!
Что такое честь офицера
Кодекс чести русского офицера — «честь является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности».
В толковом словаре Даля объяснение: «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Офицеров русской армии называли «белая кость», подразумевая чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего.
О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести».
«Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе… Честь не терпит и не выносит никакого пятна» М.С. Галкин
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением.
«Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества. Причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию. Он не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».
Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.
С переходом, преимущественно на контрактную основу, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому есть объяснение.
https://youtube.com/watch?v=jUKQIlHu3tk
Раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта. Сегодня военнослужащие лишь исполняют конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.
Обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, относящихся к воинской чести военнослужащих, контракт не содержит. Я думаю, что приказов иметь совесть или честь не может быть в природе. Это воспитывают в себе с детства. «Береги честь смолоду, а платье снову».
Идеолог национальной России
Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью…
Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, – нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность… Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».
В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:
«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».
Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия… свела историческую силу нации на нет».
I. Основание и сущность военной службы
Веруй в Бога, будь преданным Государю Императору, Его Семье и люби Родину.
Первая и главная обязанность солдата – это верность Государю Императору и Отечеству Без этого качества он негоден для военной службы. Целость Империи и поддержание ее престижа основано на силе армии и флота; их качества и недостатки отзываются на всей стране, поэтому не твое дело впутываться в социальные вопросы и политические умствования; твое дело неуклонно исполнять свои обязанности.
Ставь выше всего славу русской армии.
Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость
Военный должен всегда быть благоразумен и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты низок и заносчив, все тебя будут ненавидеть
Офицер драгун времен наполеоновских войн. 1800–1815
Уважай свое начальство и верь ему.
Бойся нарушить свой долг – этим навсегда потеряешь доброе имя.
Офицер должен быть верен и правдив. Без этих качеств военному почти невозможно оставаться в армии. Верен – человек, исполняющий свой долг; правдив – если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.
Лучшая часть храбрости – осторожность