Кин-дза-дза 1986

Contents

“Ку!”, КЦ и цензоры

В фильме постоянно звучит слово «Ку!». По-французски и по-английски «Coup» значит «Государственный переворот». Кто знает, не намекал ли сценарист о грядущем перевороте 1991 года и о реставрации капитализма?

Примечательно, что цензоры долго считали безобидное сочетание двух букв подозрительным: им казалось, что создатели фильма намекали на инициалы генсека ЦК КПСС К.У. Черненко. Чиновники уговаривали заменить «ку» на что-нибудь другое, Данелия не соглашался. Пока они спорили, генсек умер, и проблема отпала сама собой.

Что касается КЦ, то, возможно, смысл аббревиатуры такой: «ЦК», то есть «Центральный Комитет (КПСС)» наоборот. Цензоры были уверены, что тут кроется какой-то намек на партию, но Данелия мог убедить их, что никакой крамолы здесь нет. По другой версии, «КЦ» — это «конечная цель».

Сюжет фильма

В советский период нашего кинематографа был создан целый ряд кинолент, которые стали настоящим достоянием культуры и до сих пор занимают почетное место среди русскоязычных фильмов.

Они настолько сроднились с народом, что многие цитаты и ситуации из них, как народное творчество, передавались из уст в уста и прочно закрепились в нашей жизни. И даже если кто-то не смотрел картину, благодаря молве она становилась понятной и близкой.

«Кин-дза-дза!» — фантастическая трагикомедия знаменитого советского режиссера Георгия Данелии – картина, которая стала идеальным образцом советского кинематографа.

Снятая в 1986 году, кинолента не похожа на кино, снимавшееся ранее. Все-таки в позднесоветский период у создателей было больше свободы в творчестве. Уже никто так настойчиво не навязывал идеалы советского кино. По большому счету, эта картина – пример советской антиутопии.

В начале просмотра может показаться, что сюжет фильма слишком банален. Трудяга-прораб и хороший семьянин Владимир Николаевич вместе с Гедеваном, молодым студентом из Грузии, неожиданно оказываются на таинственной планете под названием Плюк из созвездия Кин-дза-дза.

Встретив оборванца, который просит мужчин помочь ему вернуться на свою неведомую планету, душка-студент и патриотически настроенный скептик-прораб решают помочь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации. Два гражданина Советского Союза буквально за считанные секунды попадают на чужую и мрачную песчаную планету.

Если кратко описать смысл ленты, то все можно уместить в одной фразе – «пара советских людей». В 1986 году, когда снималась картина, наш народ еще с опаской относился к капиталистическому миру. В своей неординарной работе Данелия хотел показать неподдельное непонимание этого строя советскими людьми.

Смысл концовки

В финале картины студент и прораб возвращаются на родную планету, сохранив обрывки воспоминаний о своем путешествии. Этот опыт стал для них, как для советских граждан, своеобразным предостережением о том, к чему они могут прийти при определенном пути развития.

Примечательно, что в финале они друг друга поначалу не узнали. Объяснение концовки такое: вернувшись на Землю, они сохранили выработанные рефлексы на уровне подсознания, а на уровне сознания стали воспринимать свои приключения на Плюке как сон или наваждение. Поэтому и узнали друг друга не сразу.

Скорее всего, смысл концовки фильма в том, что человек — по сути матрица. Поэтому он не может нырнуть в прошлое и посмотреть на самого себя, потому что его там нет. А вот переместиться — может…

Господин ПЖ (Николай Гаро) и личный пацак (Игорь Боголюбов). Кадр из фильма.

Роли озвучили[править]

  • Николай Губенко — Владимир Николаевич Чижов
  • Иван Цехмистренко — Толик Царапкин
  • Андрей Леонов — чатланин Уэф
  • Алексей Колган — пацак Би/Кыр, чатланин с транклюкатором
  • Александр Адабашьян — робот Абрадокс
  • Георгий Данелия — путешественник Ромашка/Диоген, пацак в бочке
  • Игорь Кваша — карусельщик Ык
  • Ирина Девляшова — Лида Лизякина
  • Полина Кутепова — Елена Ивановна Царапкина, мама Толика
  • Маргарита Рассказова — астрономша
  • Игорь Санников — старичок на тележке
  • Алла Санникова — старушка на тележке
  • Виктория Радунская — старушка в планетарии
  • Вахтанг Кикабидзе — Трац, главарь контрабандистов
  • Галина Данелия — Фрося

Съёмочная группа[править]

  • Художественный руководитель проекта: Георгий Данелия
  • Авторы сценария: Георгий Данелия, Александр Адабашьян, Андрей Усачёв. При участии Татьяны Ильиной и Игоря Ахмедова
  • Режиссёры-постановщики: Георгий Данелия, Татьяна Ильина
    • Режиссёры эпизодов: Васико Бедошвили, Эдуард Беляев, Татьяна Ильина, Алексей Штыхин, Константин Щёкин.
    • Ассистенты режиссёра: Светлана Алексашина, Ирина Лярская.
  • Музыка и звук:
    • Композитор: Гия Канчели
    • Исполняет музыку: Государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки
    • Звукорежиссёры: Павел Доурели, Екатерина Попова
    • Звукорежиссёр аниматика: Денис Баранов.
  • Продюсеры:
  • Исполнительный продюсер: Георгий Гитис
  • Супервайзер: Константин Щёкин

    Линейные супервайзеры: Евгения Долинина, Ольга Шмыкова.

    .

  • Монтаж: Сергей Минакин

    Монтаж аниматика: Михаил Аранышев, Вячеслав Бойков, Павел Савчук.

    .

  • Художники:
    • Художник-постановщик — Александр Храмцов
    • Концепты персонажей: Александр Храмцов

      Художники по персонажам: Николай Кращин, Аркадий Петров, Олег Гидан, Ольга Новосёлова.

      .

    • Скульптор: Максим Гладиков.
    • Ведущие аниматоры: Илья Шекиладзе, Евгений Иванов.
    • Главный прорисовщик: Сергей Холчев.

      Ведущие прорисовщики: Светлана Давыдова, Марина Игнатенко.

    • Художник по теням: Юлия Санчес-Перес.
    • 3D моделирование, сетап, рендер: Ян Зубарев

      3D аниматоры: Денис Журавлев, Сергей Кулигин.

      .

  • Редактор: Валерий Федорович.
  • Кастинг: Елена Габец.
  • Директор картины: Ирина Рактиянская.
  • А также: Агумурад Аманов, Ольга Антоненко, Ксения Антоненко, Максим Должанский, Алиса Доника, Сергей Иванов, Ирина Ковтун, Сергей Кротенко, Наталья Куликова, Полина Минаева, Юрий Пронин, Екатерина Савина, Рене Хобуа.

Сюжет[править]

Действие начинается в Москве, в начале XXI века. Всемирно известный виолончелист Владимир Николаевич Чижов («Дядя Вова») возвращается с сольного концерта в консерватории домой. В районе Москва-Сити его машина попадает в пробку. Не желая ждать, Чижов отправляется домой пешком. Около дома его поджидает подросток, который рассказывает Чижову, что он его племянник из Нижних Ямок, сын двоюродной сестры Чижова — Елены Царапкиной. Говорит, что его зовут Толик и он приехал в Москву поступать на курсы диджеев и хочет на время поселиться у Чижова дома. Владимир Николаевич, не зная никакой Елены Царапкиной, принимает Толика за афериста и пытается от него избавиться. В этот момент к ним подбегает босой человек с венком из ромашек на голове, протягивает прибор с кнопками, похожий на сотовый телефон, и спрашивает: «Скажите номер вашей галактики в тентуре? Какую кнопку мне нажать, чтобы домой переместиться?». Толик, принимая его за наркомана или психа, говорит: «„03“ набери, там помогут», имея в виду психиатрическое отделение «скорой». Тот возражает: «„03“ нельзя, „03“ — это Плюк, там чатлане», но Толик, не слушая его, нажимает «03» на приборе. Внезапно Чижов и Толик оказываются вдвоём в пустыне, которую освещают два солнца. Они понимают, что очутились на планете Плюк.

На Плюке герои знакомятся со странствующими артистами — чатланином Уэфом, пацаком Би и роботом Абрадоксом, которые путешествуют на летательном аппарате — пепелаце. Они, как и все другие жители этой планеты, владеют телепатией и очень быстро учатся говорить по-русски. Герои узнают, что на Плюке имеются две основные касты — пацаки и чатлане, принадлежность к которым определяется при помощи особого прибора — «визатора». Плюк — чатланская планета, и пацаки там находятся в подчинённом положении. Дядя Вова и Толик, согласно визатору, оказываются пацаками. По закону они должны носить в носу специальный колокольчик («цак»), а при встрече с чатланином выполнять особое ритуальное приседание с похлопыванием себя по щекам («делать ку»). Также выясняется, что на Плюке величайшей ценностью считается КЦ — нечто, содержащееся в сере обыкновенных спичек. К счастью, у Чижова оказывается с собой целый коробок спичек.

Уэф и Би договариваются с землянами, что они доставят их домой на Землю, если те дадут им в награду несколько коробков спичек. Однако выясняется, что для того, чтобы это сделать, требуется приобрести особое устройство, позволяющее пепелацу перемещаться на другие планеты, — гравицаппу. Уэф решает продать одну спичку местным контрабандистам, чтобы приобрести это устройство. Однако контрабандисты хотят вести переговоры не с Уэфом или Би, а с владельцем спички — Чижовым. В итоге они обманывают Чижова, похищают у него все спички и улетают.

Толик, который по случайности сохранил одну спичку, убеждает артистов отвезти их в столицу Плюка, чтобы там приобрести гравицаппу и воплотить их план. В столичном «планетарии» они узнают координаты Земли. Кроме того, Толику из «планетария» удаётся позвонить своей матери в Нижние Ямки. Во время разговора, который происходит по громкой связи, Чижов узнаёт в матери Толика свою двоюродную сестру Алёну, которая до замужества имела другую фамилию. Он признаёт Толика как своего племянника.

После ряда приключений, в которых Толику удаётся завладеть гравицаппой, он вместе с Чижовым, Уэфом, Би и Абрадоксом отправляются в космический полёт на пепелаце. Однако артисты отвозят Чижова и Толика не на Землю, а на безжизненную планету Хануд, на которой даже содержание кислорода составляет лишь 30 % от нормы. Артисты объясняют героям, что, согласно координатам, Земля находится в «антитентуре» и попасть туда на пепелаце, даже оснащённым гравицаппой, — невозможно. В качестве альтернативы артисты предлагают Чижову и Толику совместное предприятие — заработать деньги выступлениями, купить планету Хануд и воздух к ней, а затем устроить там собственное деспотичное правление над будущими переселенцами. Перспектива никогда не вернуться на Землю приводит героев в уныние, и они пытаются покончить жизнь самоубийством. В этот момент на Хануде появляется босоногий человек с венком из ромашек и возвращает Чижова и Толика на Землю.

Повторяется сцена знакомства Чижова с Толиком, когда тот пытается отвязаться от надоедливого малолетнего афериста. Внезапно мимо них проезжает снегоуборочная машина с оранжевым проблесковым маячком. Оба непроизвольно делают ритуал «ку» и вспоминают все свои приключения. Чижов разрешает Толику и его маме жить у себя дома.

Культурная жизнь Плюка

Потрясающая способность читать мысли, которая могла бы развить это общество до небывалых высот, лишь научила людей даже думать неискренне. Потому что эцилоппы – местные блюстители «порядка» — сурово наказывают инакомыслящих, даже одетых в желтые штаны.

Жизнь жителей Плюка столь бедна на эмоции, что простейшие, не обремененные никакой смысловой нагрузкой громкие песенки, вызывают настоящую эйфорию у зрителей. А ведь культурное развитие, реакция на те или иные творческие интерпретации – индикатор общества в целом. Поэтому настораживает сейчас увлеченность и восхищение разными «Бум бум» и «Дал дал ушел». Настораживает и пугает, будто обещая скорую деградацию, колокольчики в носу и утреннее приветствие «Ку!».

Комментарии

Страна обломовых

Емеля
вчера в 16:12

Глобализация и Образ будущего

Емеля
вчера в 13:17

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
позавчера в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
позавчера в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

[править] Общая информация

Чатлано-пацакский — родной язык коренных жителей планет Плюк и Хануд, называющих себя чатланами и пацаками. Особенность языка заключается в том, что практически все понятия (за редким исключением) выражаются одним словом — «ку». Столь маленький словарь языка обусловлен тем, что жители Плюка и Хануда обладают телепатией. Возможно также, что смысл может зависеть от интонации слова «ку», которая не различаема иноговорящими.

Также довольно часто используются слово «кю», являющееся допустимым в обществе Плюка ругательством, и междометие «ы», употребляющееся в качестве эмоционального высказывания.

В начальных титрах второй серии фильма зрителям даже демонстрируется «Краткий чатлано-пацакский словарь», который включает следующие понятия:

  • КЦспичка
  • Цакколокольчик для носа
  • Эцихящик для узников
  • Эцилопппредставитель власти
  • Пепелацмежзвездный корабль
  • Гравицаппадеталь от мотора пепелаца
  • Кюдопустимое в обществе ругательство
  • Кувсе остальные слова

Кроме показанных в словаре, в фильме используются и другие слова: антитентура, визатор, каппа, луц, пацак, плюка, тентура, транклюкатор, цаппа, чатл, чатланин и др.

Некоторые вымышленные слова из фильма вошли в разговорный русский язык. Так, например, слово «ку» в шутку иногда используется для приветствия, а словом «пепелац» иногда называют воздушные суда. Кроме того, во время Всероссийской переписи населения 2010 года несколько жителей Курской области сообщили переписчикам, что их национальная принадлежность — «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах.

Позже Георгий Данелия объяснил происхождение некоторых слов языка: «эцилопп» от англ. police (полиция), читаемое наоборот, «пацак» — от укр. кацап и рус. пацан, «пепелац» от груз. პეპელა (бабочка), «гравицаппа» от «гравитация», «чатланин» и «чатл» от «чатлах» — ругательства на некоторых восточных языках, которое, по словам Г. Данелии, означает «негодяй, сволочь».

О чем фильм «Кин-дза-дза!»

Время, которое описывается в фильме, это примерно то время, в которое писался сценарий и снимался фильм, то есть середина 80-х годов 20 века. Место действий в начале фильма — это Москва. Обычный советский работяга, прораб дядя Вова, возвращается домой после трудового дня. Жена немедленно отправляет его в магазин за продуктами. На улице дядя Вова встречается со студентом-скрипачом.

Вместе они сталкиваются с очень любопытным незнакомцем, который бос и очевидно, что не понимает где он и что происходит. Дядя Вова и Гедеван (студент со скрипкой) разговаривают со странным человеком. Тот пытается их убедить, что является туристом с другой планеты, а странная коробочка в его руках ни что иное, как прибор для перемещений между планетами. Естественно его не воспринимают всерьез, дядя Вова крутит коробочку в руках, нажимает какой-то рычажок и перемещается в инопланетную пустыню, вместе со студентом Гедеваном и его футляром со скрипкой.

Планета на которой они оказались называется Плюк, интересно ее устройство. Население Плюка — это две расы, чатлане и пацаки. Внешне они абсолютно не отличаются (даже на уровне расовых различий у землян), выглядят как обыкновенные европейцы. Однако чатлане — это привилегированная группа, а пацаки всячески дискриминируются, поскольку планета изначально принадлежала чатланам.

Чтобы отличить одних от других, пацаков вынуждают носить колокольчик в носу и приветствовать вышестоящих чатлан специальным приседанием с выкриком «ку!» (это самое «ку!»после выхода фильма стало своеобразным советским мемом). А помимо этих атрибутов, пацаков от чатлан отличает цвет огонька на специальном приборе, предназначенном для разграничения коренных жителей и пацаков. Сами невольные туристы на Плюке оказались пацаками, так показал прибор первых же встреченных ими местных (чатланин и пацак на пепелаце, летательном аппарате, чем-то отдаленно похожим на перечницу на ножках и с вертолетным винтом).

Весь фильм герои пытаются вернуться домой, а помогают им в этом новые знакомые и тот факт, что дядя Вова является обладателем коробка спичек, которые местные называют «КЦ» и считают самой большой ценностью из возможных. Пройдя через все опасности и препоны, герои оказываются на Земле, причем в прошлом, за несколько секунд до того, как взяли в руки аппарат для перемещений. и ничего не помнящими. Однако, встретив человека, похожего на чатланина, студент и прораб не задумываясь приседают и говорят «ку!», после чего все немедленно вспоминают.