Михаил румянцев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Как появилась Клякса?

В начале своей карьеры клоун выступал один, но хотел завести себе лохматого друга еще задолго до его появления. Румянцев мечтал дополнить свой сценический облик питомцем, максимально гармоничным его собственному образу. Не зря ведь говорят, что собаки обычно похожи на своих хозяев. Причем Карандаш изначально был уверен, что это должна быть обязательно дворняжка черного окраса.

Отбор длился очень долго: псы были то слишком малы, то, наоборот, огромны. Стоит отметить, что рост артиста составлял всего 142 сантиметра, поэтому поиск животного подходящего размера был действительно не самой простой задачей.

Клякса и Карандаш максимально сочетались по сценическому образу

Такая собака нашлась абсолютно случайно – ее принес кто-то из соседей по коммунальной квартире в конце 30-х годов. Черный терьер по кличке Никс сразу подошел Карандашу, как будто они всю жизнь работали на манеже вместе, и стал ярким завершением его сценического образа.

Увидев этого пса, Румянцев сразу же решил включить его в свои цирковые номера. Под руководством артиста, который в те времена еще не был знаменитым и заслуженным, питомец стал сам зарабатывать себе на корм.

Кличку «Клякса» предложила жена Румянцева. Однажды она увидела, как пес сидит на ярком красном цирковом ковре, и отметила, что он похож на большое чернильное пятно. Карандаш одобрил новый сценический псевдоним партнера, и с тех пор собака всегда выходила на арену под именем Клякса.

«Сценка в парке»

Без нее рассказ о творчестве Карандаша не может быть полным.

Уголок парка. Скамейка, урна, скульптура Венеры. Сторож метет дорожку, парк еще закрыт. Тут появляется человек — он явно идет из бани. В руках у него тазик, через плечо — полотенце. (Типичная картинка 30-х годов. Все живут в коммуналках и моются в бане неподалеку.) Сторож замечает раннего посетителя, гонит его. Карандаш (это, конечно, он) прячется за спину дворника. Тот вертится, не может найти нарушителя порядка, убегает на поиски его

Оказавшись хозяином положения, Карандаш важно разваливается на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. Скамейку только что покрасили! Собираясь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло

Но мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук. Карандаш очень потешно ловит его. Поймал! А оно опять ускользает, на этот раз… в штаны. Извлечь его никак не удается. Оно, холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкается на Венеру. Скульптура падает и разлетается на куски. Бежать? Или восстановить скульптуру? Собирает поспешно, не соображая, в какой последовательности устанавливать отдельные части. Надумал: снимает ремень с брюк, измеряет «осколки», чтобы хоть так определить порядок их установки. Мешают сползающие брюки, мешает мыло, все еще «гуляющее» в них. А тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. Ее удается высвободить, но носок остался зажатым скульптурой. Работа вроде бы завершена. Клоун отходит и смотрит со стороны, что у него получилось. Ужас!

Венера перекручена как штопор. С досады Карандаш хлопает себя по щеке, и на лице появляются зеленые разводы. Забирается на пьедестал и пытается исправить ошибку. Скульптура снова падает, куски летят наземь… И в эту самую минуту возвращается сторож. Бежать поздно. Клоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изображает на пьедестале… Венеру. С кепкой на голове и зелеными пятнами на лице. Когда сторож приходит в себя от изумления, он метлой сгоняет разрушителя, тот с криком убегает, сторож гонится за ним. На манеже разбитая вдребезги Венера…

Номера, где разбивались статуи, и раньше существовали на манеже. Обычно клоун вставал на место статуи, дурачил прохожих и влюбленных. Успех сценки зависел от дарования и выдумки исполнителей, но они, как правило, повторяли друг Друга.

Карандаш постарался воссоздать средствами клоунады реальную жизнь. Маленький человек со св

оими маленькими заботами и интересами разбил прекрасную статую. Он не сбежал, он не так уж плох. Пытается исправить содеянное. Но разрушить прекрасное легко, а восстановить дано не всякому. В номере смешно и трогательно показана трагедия маленького человека.

Михаил Николаевич Румянцев прожил большую и яркую жизнь. В марте 1983 года его не стало. В том же году его дочь, кандидат искусствоведения, Наталия Румянцева издала небольшую книжку о своем отце. Открывается она словами: «Когда Карандаша спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он улыбнулся: «Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь».

Личная жизнь

В советское время в кругу артистов было не принято афишировать личную жизнь, поэтому о жене и детях Карандаша известно немного. В браке с цирковой ассистенткой Тамарой Семеновной, девичья фамилия которой нигде не упоминается, Михаил Николаевич прожил более 50 лет, и за это время супруги стали родителями умной и талантливой дочери Натальи и бабушкой и дедушкой внучки Овенэ.

Михаил Румянцев (кадр из фильма «Соберите Венеру»)

Являясь коллегами и единомышленниками, Михаил и Тамара вместе пережили войну, а потом со смехом вспоминали эпизод, как клоуна не пустили в поезд с собакой, и ему пришлось 3 месяца добираться до Омска на попутном транспорте и пешком.

Единственной проблемой в отношениях была любовь Карандаша к крепкому качественному алкоголю. В его гримерной находился специальный тайник, где он прятал от жены водку или бутылку дорогого дефицитного коньяка. Несмотря на это, артист очень ответственно подходил к работе и никогда не пил перед выходом на манеж.

Другой особенностью натуры Михаила Николаевича, со стороны казавшегося веселым и беззаботным, была требовательность к другим и невероятная пунктуальность. Став прославленным и авторитетным артистом, Карандаш строго отчитывал коллег за опоздания на репетиции и сильно нервничал, когда кто-либо начинал с ним спорить.

Карандаш без грима

Коллеги вспоминали, что, став популярным, Карандаш сохранил природную скромность и пристально следил за тем, чтобы на цирковых афишах ни в коем случае не появлялись его имя или фотография. А однажды, когда его поселили в номере люкс, а остальных артистов в общежитии, клоун отчитал организаторов, а потом отказался выходить на манеж.

Об этих и других случаях неоднократно рассказывали родные и знакомые Михаила Николаевича. Кроме того, истории из жизни великого клоуна отразились в документальной фильмографии и вошли в биографическую книгу искусствоведа Натальи Румянцевой «Карандаш».

Кинодеятельность

Со второй половины тридцатых клоун обзавелся сценическим помощником, небольшим скотч-терьером, названным Кляксой. Имя дала супруга, которой маленький щенок на ковре показался кляксой от чернил. Первый щенок появился случайно. На вокзал, отправляясь в эвакуацию в Омск, Михаил Николаевич пришел с собачкой.

В 1942 исполнитель вошел в состав специальной артистической бригады, выезжавшей на фронт. С 1946 нередко становился главой клоунских групп. Румянцев с сороковых привлекал к выступлениям учеников-помощников. В и числе оказались знаменитые затем Никулин и Шуйдин.

Одним своим появлением клоун спасал самые провальные программы. Он добросовестно относился к профессии. Такого же отношения артист требовал от осветителей, униформистов и своих помощников. В кино артист играл обычно самого себя в комедийных картинах, альманахах, клоунадах, фильмах-спектаклях.

С его участием вышли фильмы «Самоуверенный Карандаш», «Две улыбки», «Парад-алле». Принимал участие знаменитый клоун в нескольких документальных фильмах. Среди киноработ артиста особняком стоит киноповесть 1944 «Иван Никулин — русский матрос». В ней Карандаш сыграл итальянца.

По сюжету черноморцы Иван Никулин и Василий Клевцов летом 1942 возвращаются в экипажи. Путь эшелона прегражден десантом неприятеля. От краснофлотцев враг получил  сокрушительный отпор, но далее матросам приходится следовать своим ходом. Моряки создают партизанский отряд. Его командиром становится Никулин. Запланированный путь становится героическим.

Чем кормить скотч-терьера?

Разрешено Запрещено
Курица;
говядина;
рыба;
кефир и творог низкой жирности;
морковь;
кабачки;
рис;
яблоки;
гречка;
огурцы
Кости;
свинина;
баранина;
маринады и соления;
мучные продукты и сладости;
овсяная каша;
перловая каша;
копченые изделия;
картошка;
бобовые

Человечество с древних времен восхищалось шотландскими терьерами. Клоун Карандаш был не единственным любителем этой породы. Истории известно много знаменитых людей, которые выбрали в качестве питомца маленьких скотчей:

  • поэт Владимир Маяковский;
  • президенты США Рузвельт и Буш-младший;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Уинстон Черчилль;
  • Ева Браун;
  • Олег Попов и другие.

Рисуем грустного клоуна в 5 шагов

Что потребуется:

  • бумага для рисования;
  • простой карандаш или маркер;
  • ластик.

Этапы рисования:

  1. Начинаем рисовать клоуна с головы и тела. Сначала делаем большой горизонтальный овал, а потом сверху него – маленький вытянутой формы.
  2. Рисуем лицо и костюм. Костюм циркового артиста, как правило, имеет пышный воротник. Добавляем уши, глаза, нос. А самое главное – рот. Именно он будет выражать грусть у нашего клоуна. Не забываем про руки и рукава.
  3. На голову нашему клоуну помещаем элегантную шляпу. В глазах прорисовываем зрачки, более тщательно прорисовываем рот и пальцы рук.
  4. Дополнением к лицу будет слеза стекающая по щеке артиста. В его руках рисуем цветочный горшок, а в нем цветочек. Печально нагнувшийся цветок добавит нашему рисунку атмосферной. Шляпу декорируем лентой. На его одеяние добавляем заплатки.
  5. Проходимся штриховкой по нашему рисунку. И вот! Шедевр готов!

И вот, мы с вами научились рисовать клоуна. Как веселого, так и грустного. Кстати, в том году вышел замечательный фильм – «Оно – 2». Возможно, после просмотра данного шедевра вы захотите нарисовать клоуна, возможно вы захотите до конца проникнуться атмосферой фильма.

Пользоваться данными мастер-классами могут как дети, так и взрослые. Они доступны абсолютно каждому и отлично подходят для начинающих художников, которые не знают с чего начать свою творческий путь в данной отрасли.

Если вы хотите развить художественные способности у своего ребенка, то данные уроки как нельзя лучше вам подойдут. Он сможет даже получить пять по ИЗО!

Рисуйте, творите и ни в чем себе не отказывайте. Ведь творчество это так прекрасно

Легендарный дуэт советского цирка

Румянцев проработал на манеже цирка чуть больше 55 лет. Присутствие его имени в афише всегда означало аншлаг в зале. Сначала он выступал в роли бродяжки, придуманного еще Чарли Чаплиным, но с 1935 года создал новый уникальный комический образ, названный в честь известного французского карикатуриста Каран Д’аш.

Советский клоун редко выходил на публику без своей смешной маленькой собаки. Их совместные номера производили настоящий фурор. Выступлению дрессированной собачки легендарного клоуна радовались все зрители, в особенности – дети. С нетерпением они дожидались антрактов, чтобы подойти поближе к собачке, потрогать ее, разглядеть и погладить. Этот неразделимый дуэт навеки остался в памяти зрителей, хотя четвероногий партнер у артиста появился не сразу.

Совместные номера Кляксы и Карандаша производили настоящий фурор

Замечательный артист

Портрет клоуна, рисуем карандашом:

  • Рисуем круг или овал — это голова. С обеих сторон головы намечаем ушки, сверху колпачок как у повара, только приплюснутый, прямоугольной формы. Сверху колпачка полукруг — получилась шапочка.
  • Теперь рисуем шевелюру: от колпачка на голове контур волнистых волос с одной и другой стороны.
  • Под подбородком нарисуем маленький кружок, подрисуем овалы с двух сторон от кружка — бабочка.
  • На лице два небольших овала рядом друг с другом — глаза.
  • Под ними горизонтальный овал покрупнее — нос.
  • Теперь от носа рисуем две дуги с одной и другой стороны, соединяем эти дуги в овал — это зона грима вокруг рта.
  • Нарисуем рот в этом овале дугой концами вверх — весёлый клоун, или дугой, концами вниз, грустный клоун.
  • Рисуем зрачки глаз забавного циркача, выделяем щёчки маленькими кружками. Подрисовываем черные брови.

Для закрашивания можно использовать карандаши, фломастеры, шариковые цветные ручки.

Разукрасим шапочку в зелёный, синий, или жёлтый цвет. Закрашиваем оранжевым цветом волосы, затем лицо и уши матовым цветом, оставляя белый грим. Рисуем красным цветом нос, щёки, рот; бант.

Жонглёр

Рисуем клоуна поэтапно:

  • Этап 1. Тонкой, едва заметной линией рисуем голову, круглую или овальную, чуть выше середины листа, оставляем место для туловища. Намечаем волосы. Вниз от головы рисуем овал — будущее тело, оно длиннее и больше головы в 2-3 раза.
  • Намечаем руки и ноги клоуна с пышными рукавами и широкими штанами, он в комбинезоне, на голове колпак. Наш клоун жонглёр, поэтому руки прорисовываем перед собой или разводим в стороны, ладони открыты, ноги на ширине плеч.
  • На ногах туфли с заостренными носками. Для жонглирования можно нарисовать любые предметы: яблоки, мячики, кегли.
  • Приступаем к мелким деталям, обозначим черты лица: прорисовываем глаза, обязательно зрачки, нос овалом и рот дугой. Рот можно изобразить одной дугой, или двумя: под основной дугой, вторая, присоединяющаяся краями к первой — широко улыбающийся артист.
  • Воротник бабочкой, или круглый, на выбор художника.
  • Этап 2. Прорисовываем четкий контур, выделяем детали, ластиком подтираем лишние линии. Можно подрисовать реснички, красивые украшения на туфлях, пуговки на комбинезоне.
  • Этап 3. Закрашиваем фигуру разными красками. Рисунок закрашиваем сверху вниз, чтобы не размазать карандаш. Цвет колпак на выбор художника, лицо розовым или матовым, выделяем белый грим вокруг рта. Комбинезон в два цвета на выбор, например одна половина желтого, другая зелёного цвета. Воротник, туфли в яркие цвета по желанию.

Веселый клоун

Что потребуется:

  • бумага для рисования;
  • просто карандаш;
  • ластик.

Этапы рисования:

  1. Берем лист бумаге и рисуем на нем круг. Мы с вами уже понимаем, что это будет голова.
  2. Добавляем по бокам небольшие шарики. Это ушки.
  3. От правого уха к левому проводим волнистую линию. Посредине располагаем носик.
  4. На голове изображаем клоунский колпак с помпоном. Кроме того, не забываем про пышную шевелюру артиста.
  5. Рисуем глаза. Этому мы научились уже в предыдущих уроках.
  6. Декорируем колпак. Мы сделали его полосатым. Вы можете нарисовать на нем звезды, цветы. Да что угодно. Не ограничивайте свою фантазию.
  7. Приступаем к туловищу клоуна. Проводим две линии вниз, как показано на образце. Это туловище. Дорисовываем воротник.
  8. Остался этап раскрашивания. Не ограничиваем свою фантазию. Ниже вы можете увидеть изображение готового рисунка.

Детские и юношеские годы

Михаил Николаевич был рождён 27 ноября 1901 года в городе Санкт-Петербург. Всё своё детство мальчик провёл в кругу семьи, состоящей из четырёх человек:

  • Отец – слесарь, работавший в небольшой компании «Симменс и Гальск».
  • Мать – домохозяйка.
  • Младший брат – Николай.
  • Младшая сестра – Елена.

Мать Михаила скончалась, когда будущий клоун закончил среднюю школу. Ребёнок понимал, что его отцу сложно заботиться и обеспечивать троих детей, поэтому в возрасте 13 лет Румянцев пошёл на курсы художников-ремесленников, однако желания и интереса к обучению на данных курсах ребёнок не имел.

Михаил Румянцев в молодости

Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Карандаш
Полное имя актера на родном языке: Михаил Николаевич Румянцев
Имя при рождении:

Михаил Николаевич Румянцев

Чем занимается (Род деятельности):

артист цирка клоун , актёр

Когда родился (Дата рождения):

27 ноября 10 декабря 1901 1901-12-10

Где родился (Место рождения):

Санкт-Петербург,
Российская империя

Какое имеет гражданство:

Российская империя
СССР

Когда умер (Дата смерти):

31 марта 1983 1983-03-31 81 год

Где умер (Место смерти):

Москва, СССР

Супруга:

Тамара Семеновна Румянцева

Есть дети (имена детей):

Наталья Румянцева

Какие имеет награды и премии:

(066)743-97-63, (068)808-27-62 Наталия

ДЛЯ ЧЛЕНОВ КЛУБА!

Бесплатные курсы “Юного кинолога”. Дети от 6 до 16 лет Занятия проводятся в офисе клуба

по понедельникам и пятницам с 17.00-18.00,

по адресу: ул. Шевченко, 71 (угол К. Либкнехта), офис 426 (4 этаж).

За справками обращаться по тел.:

(066)197-82-58, (093)851-23-59, (097)27-012-48

Кто не знает эту симпатичную собачку? Вспомним хотя бы старые записи выступлений прошлого века клоуна Карандаша и собаки Кляксы: именно благодаря этому дебюту скотч-терьер стал так популярен на территории бывшего союза. Да и сегодня эта порода собак имеет достаточно поклонников. Еще бы, ведь это прекрасная норная собака, для охоты на лисицу и барсука. А еще шотландский терьер – хороший друг для всей семьи!

Скотч-терьеры или шотландские терьеры произошли от некрупных жесткошерстных терьеров, которые обитали на севере Шотландии. Впервые (в 1561 году) о подобных собачках упоминается в записках известного христианского проповедника, католического епископа Джона Лесли. Тем не менее, на тот момент порода еще не была сформирована. Только в 1860 году была выделена группа терьеров, названных скотч-терьерами, которых выставили в Англии, в городе Бирмингем. Но и на тот момент существовало много споров по поводу внешнего вида собаки.

Только в 1880-м году Дж. Б. Моррисон составил стандарт породы, признанный впоследствии официально. Впоследствии в этот стандарт вносились изменения, но основная характеристика все же осталась. А первый Объединенный Англо-Шотландский клуб любителей шотландских терьеров был создан двумя годами позже.

Неизвестно, когда впервые скотч-терьер появился на территории советского союза, но уже в 20-е годы прошлого столетия у поэта Владимира Маяковского был скотч по кличке Щен. А с конца 30-х клоуна Михаила Николаевича Румянцева (Карандаша) сопровождала скотч-терьер по кличке Клякса.

Шотландский терьер – это коротконогая низкорослая активная собачка с несколько удлиненной головой.

Голова длинная с почти плоским черепом. Переход ото лба к морде достаточно выражен и расположен перед глазами. Прикус ножницеобразный. Нос крупный и черный. Глаза миндалевидные, темно-карие, глубоко посаженные. Уши аккуратные с заостренными кончиками.

Шея средней длины, мускулистая. Спина короткая, сильная. Поясница глубокая. Грудь широкая, грудная кость выступает вперед, ребра округлые. Хвост умеренной длины, слегка изогнут, поставлен вертикально.

Передние конечности костистые и прямые, задние конечности очень мощные. Движения у собаки свободные и плавные.

Шерсть скотч-терьера жесткая и густая, прилегает плотно. Подшерсток короткий и густой. Окрас шотландского терьера черный, пшеничный или тигровый.

Высота собаки в холке – от 25 до 28 см. Вес скотча – от 8,5 до 10,5 кг.

Скотч-терьер по характеру подвижная, сдержанная, отважная, умная и миролюбивая собака Клякса. В общем, настоящий друг!

2.Питомник скотч- и керн-терьеров «Алекта Прима» (г. Санкт-Петербург), Россия. Телефоны: +7911-938-1213, 8(812)304-5571.

3.Питомник скотч-терьеров «Альба-Омега» (г. Москва), Россия. Телефоны: +7 905 702-76-91, +7 926 146-71-78. Сайт: alba-omega.ru

5 фактов о скотч-терьере

  1. Представители этой породы невероятно общительные и подвижные, но при этом они не испытывают дискомфорта от времени, проведенного в одиночестве.
  2. Этот лохматый малыш быстро становится душой компании.
  3. При довольно небольшом росте – 25-28 см и весе до 10 кг шотландский терьер производит впечатление сильного, выносливого и работоспособного животного.
  4. Несмотря на компактные размеры, этот пес обладает твердым характером и может постоять за себя.

Скотч-терьер внимательно следит за действиями дрессировщика и послушно выполняет его команды, хотя не откажется от возможности иногда проявить свой нрав.

Пес обладает твердым характером и может постоять за себя

Цирковые выступления

В начале 1930-х годов Румянцев начал самостоятельную взрослую карьеру и устроился в смоленский передвижной цирк. Труппа состояла из артистов разного жанра, и молодой человек стал перенимать опыт и записывать наблюдения в дневник. На основе этих заметок начинающий клоун вносил коррективы в собственные выступления и дополнял их песнями, танцами и акробатическими номерами.

https://youtube.com/watch?v=HTixiBPYZRg

Клоун Карандаш на арене Московского цирка

Обучение на практике продолжилось в республиканском Бакинском цирке, где Михаил оказался в 1932 году. Потом творческий поиск привел артиста на арены Казани и нынешнего Волгограда, но душа тянула его на родину, в Ленинград. Именно там, в стенах цирка, построенного усилиями великого итальянского дрессировщика Гаэтано Чинизелли, на сцене впервые появился клоун Карандаш, одетый в мешковатые брюки и странную шляпу с узкими полями.

Интермедии, тщательно подготовленные за годы творческого поиска, до слез смешили зрителей и других артистов и, вопреки ожиданиям, приносили исполнителю вполне достойный доход. В 1935 году клоун перебрался в московский Цирк на Цветном бульваре и сразу завоевал сердца избалованной столичной публики.

Клоун Карандаш на цирковой афише

Однако самому артисту чего-то не хватало, и он начал задумываться о сценическом партнере. Поскольку среди людей такого не нашлось, у Карандаша возникла идея сделать интермедию с собакой породы дворняжка, но среди доступных животных не нашлось подходящего по размеру, окраске и внешнему виду. Трудно представить, насколько нелепо Румянцев с ростом 142 см выглядел бы на фоне «барбосов», походивших на сенбернара или немецкую овчарку.

Поиски продолжались до тех пор, пока клоуна не познакомили с маленьким черным шотландским терьером по кличке Никс, который на красном сукне арены смотрелся как настоящая чернильная клякса. Четвероногого друга быстро переименовали и представили публике.

Вообще у Карандаша было несколько животных, натренированных для участия в той или иной репризе. Независимо от того, какую кличку маленький «артист» имел по документам, на манеже он неизменно был милой и забавной собакой Кляксой.

Карандаш и собака Клякса

В годы Великой Отечественной войны лохматый партнер играл роли лидеров фашистского движения и яростно лаял с трибуны в микрофон в пародиях на Гитлера, Геринга и Геббельса. Во время показа этих номеров Карандаш заметил, что публике нравится острая политическая сатира, и в последующей карьере отдал предпочтение именно этому жанру.

В послевоенные годы клоун разыграл десятки сценок из жизни советских граждан, но ни разу не пересек границу дозволенного, позволяя зрителям самим додумать содержание и выйти за установленные государством рамки.

Карандаш и Юрий Никулин

Ярким примером такого подхода стали номер, посвященный дефициту, когда клоун молча ходил по манежу с сетчатой сумкой, полной редких продуктов, и интермедия с разрушением статуи и провальной попыткой ее восстановить. Подобные сценки позже стали визитной карточкой раннего творчества комического дуэта Михаила Шуйдина и Юрия Никулина, в 1940-1950-х годах бывших учениками и сценическими партнерами Карандаша и Кляксы.

В общей сложности Михаил Румянцев провел на манеже 55 лет и за это время на представлениях с его участием неизменно собирались аншлаги. В последний раз публика увидела любимого клоуна в 1983 году, когда до его смерти оставалось 2 недели. Сейчас выступления Карандаша можно увидеть в цикле передач «Как уходили клоуны» и документальных и художественных фильмах «Концерт фронту», «Парад-алле», «Это очень, очень серьезно…» и других.

Биография[править | править код]

Афиша «Карандаш. Цирк на ВДНХ СССР (с 26 декабря 1964 г. по 25 января 1965 г.)». Художник: А. В. Борисов

Михаил Румянцев родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге.

В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.

В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра. В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.

В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году. После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).

С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина, но в 1932 году решил отказаться от этого образа.

С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.

С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.

Почтовая марка СССР, 1989 год

О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы».

В 1940—1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.

Неоднократно гастролировал за рубежом.

Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).

Семьяправить | править код

  • Жена — Тамара Семёновна Румянцева.
  • Дочь — Наталья Михайловна Румянцева (род. 1938), искусствовед, автор книги об отце «Карандаш» (1983, первое издание — 1976).
  • Внучка — Овенэ Гагиковна Румянцева (род. 1972), поэт и драматург.

Рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет.

Урок рисования клоуна по клеточкам

Этот урок, из представленных в данной статье, является самым простым. Поэтому мы рекомендуем начать с него, если ваши навыки в рисование еще не велики.

Что потребуется:

  • бумага в клетку (можно взять обычные тетрадные листы);
  • карандаш или ручка;
  • цветные карандаши;
  • ластик.

Этапы рисования:

  1. Берем в руки обыкновенную ручку или карандаш и приступаем к творчеству.
  2. Для рисования нужно взять лист в клеточку, это может быть обычный тетрадный лист. Находим на нем середу, начинать стоит немного выше нее. Там рисуем небольшую окружность, а по бокам – две дужки
  3. После этого этапа следует нарисовать над дужками две овальные фигуры. Это будут глаза. В них помещаем зрачки. Дополняем глаза ресничками.
  4. Чуть ниже начинаем рисовать рот. Он напоминает форму треугольника и состоит из двух дуг.
  5. Вырисовываем форму лица. Таким образом у нас получается голова. Волнистыми линиями прорисовываем волосы. Помните, что они имеют объемную прическу. Сверху изображаем шляпу.
  6. Изображаем воротник клоуна. От его подбородка проводим 7-8 прямой линий. После чего соединяем их полуовалами снизу.
  7. Приступаем к рукам. Сначала намечаем объемные рукава. Делаем это следующим образом: от второй линии слева проводится черта вниз, намечается рука и дуги, которые представляют собой рукав. Аналогично делаем справа.
  8. Приступаем к рисованию штанов. От края рукавов проводим линии, вырисовываем штанины. Посередине туловища изображаем несколько пуговиц.
  9. Дорисовываем вторую руку. Книзу штанов добавляем силуэты ботинок. Вокруг клоуна изображаем несколько шариков, которыми он якобы жонглирует. Как рисовать клоуна разобрались, осталось раскрасить изображение.
  10. Внизу штанин добавляем ботинки. Вокруг клону, начиная от рук, рисуем шары. Наш с вами персонаж будет жонглировать.
  11. Осталось разукрасить наш рисунок. Для лица используем карандаши телесного цвета.
  12. Для волос можно использовать оранжевый карандаш. А для одежды – абсолютно любые цвета. Можете дать волю своей фантазии.

Основные факты из биографии

  1. В 21 год юноша переехал от семьи в Тверскую область и устроился там на свою первую работу. Михаил Румянцев стал оформителем в театре. Суть его должности заключалась в рисовании плакатов и афиш для выступлений. Помимо этого, он исполнял работу ассистента и билетёра, когда ездил на гастроли вместе с театральной труппой.
  2. В 1925 году парень решил снова переехать. Теперь местом переезда Михаила стала Москва. В этом городе Румянцев также стал рисовать плакаты, но уже для кинотеатра.
  3. В возрасте 25 лет, вдохновившись актёрами немого кино, юноша задумался о карьере актёра и поступил на несколько курсов, которые и помогли ему добиться успеха. Это были курсы сценического движения и курсы циркового искусства.
  4. В 1930 году Михаил Румянцев окончил обучение и начал гастролировать по циркам в разных городах России. Он ездил на гастроли не один, а с труппой абсолютно разных артистов. Наблюдая за каждым из них, Михаил Николаевич черпал для себя самые важные и интересные моменты, а затем записывал их в блокнот. На основе этих наблюдений клоун выстраивал собственные выступления.
  5. Вскоре после начала гастролей артист захотел вернуться в свой родной город, в Ленинград, и продолжить выступать там.
  6. Приехав в Ленинград в возрасте 27 лет, клоун решил попробовать выступать в образе Чарли Чаплина, однако через 4 года начал поиски нового образа от выступлений, отказавшись от предыдущего.
  7. В 1935 году артист нашёл для себя наиболее интересный образ. Им стал образ французского художника по имени Каран д’Аш.
  8. В 1936 году Михаил стал работать в Московском цирке, расположенном на Цветном бульваре, где и обрёл свою популярность. В Москве артист решил внести серьёзные коррективы в свои выступления. Он задумался о партнёре. Люди не соответствовали требованиям клоуна, поэтому тот решил играть на сцене вместе с собакой. Поиски подходящей собаки заняли длительное время, так как все животные выглядели огромными по сравнению с низким Румянцевым. Однако всё-таки нашлась собака, которая хорошо смотрелась вместе с артистом. Это был скотч-терьер, которого прозвали Кляксой, из-за чёрной окраски. Появление пса на сцене вместе с клоуном усилило интерес публики к образу Румянцева.
  9. С 1940 года Карандаш стал вовлекать в выступления не только постоянного партнёра по имени Клякса, но и своих учеников. Большинство выступлений клоуна были в некоторой степени связаны с политической повесткой ХХ века, и это очень быстро переняли его ученики. Они тоже начали выступать на темы, касающиеся политики. Среди этих учеников оказался и Юрий Никулин, который позднее стал таким же успешным артистом, как Михаил Румянцев.
  10. В 1941-1945 годах, во время Великой Отечественной войны, клоун на сцене сыграл пародии на Гитлера и его соратников. Так Михаил Румянцев заинтересовался жанром политической сатиры, в котором и продолжил выступать в послевоенное время. В этом жанре клоун определил для себя рамки возможного поведения и никогда не выходил за них.
  11. К 50-ым годам ХХ века Карандаш стал настолько известным, что любое его выступление на сцене цирка собирало полный зал зрителей. Артист добросовестно относился к своей работе, по этой причине он требовал того же от сотрудников, отвечающих за организационную часть выступления. Карандаш был строг по отношению к опозданиям и некачественно выполненной работе.
  12. Артист любил выпить, поэтому в своей гримёрной комнате Михаил Румянцев хранил бутылки с крепким дорогим алкоголем. Однако Карандаш никогда не появлялся на сцене пьяным. Он считал подобное поведение безответственным.
  13. В 60-ых годах ХХ века клоун отказался от номеров, связанных с риском. Однако Карандаш продолжил выступать на сцене, несмотря на то, что ему было уже больше 60 лет. Возраст не являлся помехой для Карандаша. Он продолжал выступать в цирке до самого конца.
  14. В последний раз артист Михаил Румянцев выступил на сцене цирка за две недели до смерти. Преданная публика видела клоуна активным и даже не могла представить, что совсем скоро Карандаш больше не сможет радовать их своими выступлениями.
  15. 31 марта 1983 года Карандаш скончался из-за пневмонии, которая развилась вследствие обыкновенной простуды. Его похоронили на Кунцевском кладбище, одном из старейших кладбищ Москвы.