Советы и упражнения для развития внимания

Contents

Врач рассказала о пользе пальчиковой гимнастики для работы мозга

Фото: depositphotos/AndrewLozovyi

Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине Лариса Сорокина рассказала о пользе пальчиковой гимнастики для развития когнитивных способностей, сообщает сайт «Аргументы и факты» .

Она отметила, что память и интеллектуальные способности непосредственно связаны с развитостью мелкой моторики. Сорокина подчеркнула, что мозг очень чувствителен к пальчиковым упражнениям.

«У взрослых людей, в том числе старшего возраста, функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от движения рук. Можно сказать, что те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой, сохраняют «ясную голову». Именно поэтому для взрослых не меньше, чем для детей, важна пальчиковая гимнастика», – заявила Сорокина.

Касаясь роли подобных упражнений, врач отметила, что они помогают улучшить взаимодействие правого и левого полушарий мозга

Кроме того, пальчиковая гимнастика позволит усовершенствовать мелкую моторику, координацию и внимание

«С возрастом происходит ослабление функций мозга, поэтому людям старшего поколения особенно необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать суставы, возвращать ловкость рукам», – сказала Сорокина.

Она добавила, что главным преимуществом пальчиковых упражнений является то, что они не занимают много времени и сил. В то же время Сорокина отметила, что необходимо соблюдать регулярность при выполнении такой гимнастики.

Специалисты заметили, что при выполнении пальчиковых упражнений происходит приток крови к мозгу. Кроме того, они подчеркнули, что 10 минут гимнастики гораздо полезнее, чем трата того же времени на гаджеты или безделье. Также пальчиковые упражнения необходимы для того, чтобы предотвратить синдром запястного канала, который приводит к болям в пальцах и их онемению.

Среди упражнений на пальцы эксперты советуют «Кольца», которое заключается в поочередном соединении подушечки большого пальца с каждым из других. Также они предлагают попробовать «Кулак – ребро – ладонь», когда человек совершает три указанных в названии положения руки.

Кроме того, специалисты предлагают попробовать упражнение «Рыбка». Во время его выполнения руки складываются вместе ладонями, после чего нужно водить ими в стороны, как бы создавая эффект плавания.

Эксперты также советуют одновременно рисовать зеркально одинаковые фигуры обеими руками на двух листах. С помощью рук можно поиграть и в «крестики-нолики», то есть поочередно соединять средний и указательный пальцы, а затем подушечки большого и указательного, имитируя упомянутые в названии фигуры.

Ранее врачи рассказали о том, почему вредно ставить ноутбук на колени при работе с ним. В частности, они подчеркнули, что мужчины, которые сидят за устройством таким образом, подвергают опасности свою репродуктивную функцию.

Игры Делаем уборку и Наблюдатель

Это очень хорошие упражнения на развитие зрительного внимания. Первая игра – отличный способ навести порядок в комнате: малышу понравится чувствовать себя маминым помощником. Забава развивает понятие того, что ребенок – тоже член семьи, и, соответственно, имеет свои обязанности по дому. В неё лучше играть, когда на полу разбросано множество игрушек. Приготовьте для малыша несколько ящиков, и пусть он складывает в них свои куклы и машинки по определённым признакам: размеру, цвету, форме или материалу. Например, одну коробку он может наполнить деревянными игрушками, другую – мягкими, третью – металлическими, четвёртую – пластмассовыми.

Игра «Наблюдатель» – ещё один приём, который позитивно влияет на развитие внимания у дошкольников. Упражнения, подобные этому, можно делать как дома, так и на прогулке. Если вы находитесь в комнате, попросите малыша назвать все квадратные предметы, которые находятся в поле его зрения. Если же погода хорошая и вы резвитесь во дворе, пусть покажет вам все зелёное или синее, что он видит. Эта игра очень увлекательная. Придумывайте разные её вариации, чтобы процесс проходил непринуждённо и весело.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой  фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни

Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?»

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Развитие

Детям сложно заниматься чем-то одним, им тяжело сосредоточиться, поэтому задача родителей и воспитателей , развить внимательность.

Формирование произвольного внимания у дошкольников начинается примерно в 4-5 лет, хотя непроизвольное также играет большое значение в умственном развитии.

Для развития внимания требуются регулярные упражнения, но проходить они должны на основе игр.

То есть ребенка для начала следует заинтересовать.

Развитие внимания проходит несколько стадий:

от 0 до 1 года

Рассеянное внимание. Ребенок еще не может сосредоточиться, он отвлекается на шум или игрушку,

от года до двух

Фиксированный тип. Ребенок чем-то занимается, и его сложно отвлечь,

два-три года. Ребенок может отвлечься, если к нему обратиться, а затем снова вернуться к своему занятию,

три-четыре года. Появляется способность переключаться с одного процесса на другой. Такой тип внимания можно назвать двухканальным непродолжитеьным,

с 5-6 лет появляется двухканальное сложившееся внимание, когда ребенок способен делать два дела одновременно, переключаться между ними.

Считается, что развивать внимание надо начинать примерно с этого возраста

Причины дефицита внимания

На наши психические процессы охотятся все кому не лень. Что же приводит к снижению внимательности:

  1. Инфекции и разные болезни – я заметила, что после коронавируса у меня резко появилась рассеянность! Приятного мало: я-то понимаю, что нервная система немного пострадала. Берегите себя!
  2. Работа “на грани” – если человек постоянно работает в полную мощь, на последнем издыхании, однажды (и это “однажды” наступит очень скоро) он заметит, что его работоспособность быстрыми темпами спускается “на нет”. Главное – вовремя остановиться.
  3. Переутомление (физическое или моральное), особенно стрессы.
  4. Плохое зрение – когда человек вынужден кучу сил тратить только на получение информации, а на ее переработку уже не остается энергии.
  5. Нехватка витаминов и микроэлементов – особенно такое состояние бывает весной, когда появляется авитаминоз, снижается энергия организма, страдает усидчивость.
  6. Долгое сидение перед телевизором, компьютером и телефоном – слишком много информации приходится перерабатывать нашему мозгу, поэтому он просит пощады.
  7. Неправильное питание – это к нехватке витаминов и микроэлементов. Слишком жирная пища забирает силы у мозга, а нежирная их вообще не дает. Монодиеты вообще “сжирают” психическое процессы.
  8. Недосыпание – на самом деле это одна из первых и важных причин. Мозг не восстанавливается, страдает нервная система. Вот вам и рассеянность, и бесконечные ошибки человека.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Специальные упражнения

Эффективное обучение в школе невозможно без развитого внимания и умения концентрироваться. При малом объеме внимания, плохой концентрации ребенок допускает ошибки в заданиях, плохо запоминает учебный материал. Для развития этих важных умений применяют различные методики, которые вполне можно воспроизводить и в домашних условиях.

Упражнение «Пуговицы»

Для этого упражнения понадобится два набора разноцветных пуговиц. Родитель с ребенком садятся за стол друг напротив друга. Один набор с пуговицами остается у ребенка, другой набор берет взрослый. Также каждому участнику выдается по листку бумаги с расчерченными квадратами. Затем посреди стола устанавливается перегородка.

Взрослый делает первый ход — раскладывает на своем листке в определенном порядке пуговицы. Перегородка убирается. В течение десяти секунд ребенок смотрит на расположение пуговиц и запоминает рисунок. Затем перегородка снова устанавливается. И теперь школьник должен по памяти выложить такой же рисунок пуговицами на своем листе.

Упражнение «Жук»

Подготовьте лист бумаги с расчерченными клетками. Суть упражнения заключается в том, что малыш мысленно должен представлять как ползет жук под указания взрослого. Итак, родитель дает команду. Например, жук ползет вверх или жук ползет вправо и т.д. При этом малыш должен мысленно представлять, как движется жук, не водя по листку ручкой или карандашом. В какой-то момент взрослый говорит «стоп» и школьник карандашом ставит точку в той клетке, где должен был оказаться жук.

Корректурная проба

Для этого упражнения нужно приготовить старую книгу или газету с длинными текстами. Взрослый дает задание, например, все буквы «а» в тексте подчеркнуть снизу, а все буквы «о» перечеркнуть. Затем засекает пять минут, и ребенок приступает к выполнению задания. По истечении времени ребенок прекращает упражнение. А затем вместе с родителем проверяет, насколько хорошо он справился с заданием и сколько букв пропустил.

В дальнейшем игру можно усложнять. Например, сначала одна буква подчеркивается, а другая перечеркивается

А затем по команде взрослого «Внимание!» упражнение идет наоборот, первую букву перечеркиваем, а вторую подчеркиваем

Игра «Повтори фразу»

Такая игра подойдет как для школьников помладше, так и постарше. Взрослый произносит фразу «Я беру с собой на прогулку сумку». Затем повторяется эта же фраза, но уже с добавлением нового предмета. И так дальше, постепенно увеличивая количество предметов до десяти-двадцати. Ребенок должен повторять фразы, называя предметы в правильном порядке.

Рекомендуем прочитать:
Как улучшить память и внимание?

Внимание — это такое качество, которое можно и нужно развивать. Не стоит уповать только лишь на школьных преподавателей. Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня

Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника

Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня

Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

12,366 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Когда лучше развивается внимание

Замечено, что даже в одной семье дети развиваются по-разному, один быстрее начинает ходить и говорить, у другого – все, как в замедленной съемке

Психологи утверждают, многое в психике определяет индивидуальность, то же самое происходит и с вниманием. Основное условие его развития – психические особенности индивидуума, то, что дается от рождения

Это не значит, если от рождения ребенок невнимателен, значит, и в дальнейшем не надо ждать хороших результатов. Многое зависит от создания правильных условий воспитания.

Важно! Недостаточно только приобрести необходимые пособия и игрушки

Главное – постоянно заниматься с ребенком, подбирать развивающие ситуации, в которых он смог бы улучшать внимание

Гораздо проще создать условия для развития внимания у взрослых, которые сами приобретут пособия, подберут упражнения, позанимаются на специальных курсах.

Для развития внимания необходимо создать определенные условия

Общие правила развития внимания

Внимание – сосредоточенность восприятия на конкретном объекте. Оно обладает такими свойствами:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • объем;
  • распределение;
  • концентрация.

Для успешной учебы ребенка или деятельности взрослого человека необходимо развивать все его свойства, но особенно важно научиться концентрировать внимание. Концентрация внимания – максимальная направленность познавательных процессов на один объект или предмет деятельности без отвлечения на какие-либо внутренние или внешние раздражители. Неспособность к концентрации на объекте, частая отвлекаемость и утомление свидетельствуют о рассеянности

Неспособность к концентрации на объекте, частая отвлекаемость и утомление свидетельствуют о рассеянности.

Развитию внимания будут хорошо способствовать непродолжительные занятия с выполнением определенных техник и упражнений, но для того чтобы они имели эффективность, нужно придерживаться определенных правил.

Создавайте себе дополнительную мотивацию. Приступая к выполнению какого-либо задания, нужно дать установку, что на данный момент оно является самым важным из всех дел, остальные могут подождать. Для усиления мотивации лучше заранее подумать о том, какую выгоду можно получить, когда выполненная задача будет решена.

Если нужно замотивировать ребенка, то желательно обговорить с ним небольшое вознаграждение, которое он получит при успешном выполнении работы. Это может быть кое-что из сладкого или более поздний отход ко сну, разрешение поиграть в какую-либо компьютерную игру или совместное творчество. Зная интересы своего ребенка, придумать поощрение несложно.

Пейте много воды. Учеными доказано, что для активизации мозговой деятельности необходимо своевременное поступление в организм воды. Из-за общего недостатка жидкости у людей могут возникать некоторые нарушения внимания. Взрослому человеку рекомендуется выпивать 8-9 стаканов чистой питьевой воды в течение дня, ребенку школьного возраста – 5-6 стаканов.

Управляйте второстепенными задачами. Нужно научиться четко расставлять приоритеты, выполняя в первую очередь важные дела, оставляя менее значимые, которые не требуют быстрых решений или действий, на более поздний срок. При выполнении заданий следует стараться не отвлекаться на незначительные внешние факторы (шум за окном, звук телевизора в соседней комнате и т. п.), чтобы быстрее закончить начатое задание и перейти к другим обязанностям.

Не нужно стремиться к тому, чтобы одновременно выполнять несколько дел. Выполнение нескольких заданий сразу может не лучшим образом отразиться на конечном результате. Специфика работы мозга такова, что он может по максимуму сконцентрироваться на выполнении какой-либо умственной задачи даже за один подход. Но работа в системе многозадачности подразумевает частое переключение внимания, а это снижает сосредоточенность при выполнении главного задания

Если человеку необходимо выполнить несколько заданий, требующих напряжения умственной деятельности, то лучше составить ранжированный список по степени важности и четко его придерживаться

Освойте культуру перерывов. В любой длительной работе перерывы просто необходимы, но они должны быть правильными, дающими усталому мозгу отдых и способствующими дальнейшему сосредоточению внимания. Перерыв нужно делать после выполнения одного задания, а при большом объёме – после завершения его логической части, и он обязательно должен сопровождаться небольшой двигательной активностью. В идеале это прогулка на свежем воздухе, но если нет возможности, то можно выполнить простые физические упражнения или банально перейти из одной комнаты в другую. Снять напряжение с глаз поможет гимнастика для глазных мышц или направление взгляда через окно на отдаленные предметы.

Что такое внимание

Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль

Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.

От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем

Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало

В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.

Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик

Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится

Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.

Упражнения

Во время прочтения художественной литературы совершенно нормально пропускать примерно 30% информации

Однако при прочтении необходимой литературы для работы или учебы все же внимание необходимо концентрировать полностью

В пример можно взять так же ситуации, при которой люди находятся в компании и в какой-то определенный момент мысли человека, куда-то улетают.

Наш мозг подобно компьютеру постоянно анализирует огромное количество информации. Для наиболее полной картины всего происходящего вокруг, ему необходимо учесть как можно больше деталей и нюансов.

Кроме фактических объектов и явлений учитываются и накопленный ранее опыт и информация. Большую часть этой работы сам человек не осознает, она происходит в подсознании. Но значительную часть мы осмысливаем.

Концентрация внимания — это способность осмысливать в конкретный момент времени что-то одно, не позволяя информационному шуму отвлекать сознание от главного.

Внимательно рассмотрите любой предмет, находящийся перед вами. Затем нарисуйте его в своем воображении, как можно реалистичнее. После простых бытовых приборов, переходите к более сложным. Постарайтесь изобразить в мыслях памятник архитектуры.

Вам необходимо заполнить половину стеклянного стакана водой. Поместите его на уровне ваших глаз. Держите емкость неподвижно минимум три минуты.

Что такое внимательность и для чего она человеку?

Внимательность в психологии , избирательная направленность на определенный объект или действие.

Это сосредоточенность, позволяющая фиксировать малейшие детали, изменения во внешнем мире, происходящих вокруг процессах.

Внимательность позволяет видеть одновременно несколько объектов и своевременно реагировать на происходящее. В некоторых случаях решающее значение имеют доли секунды, например, при движении за рулем автомобиля.

Невнимательный человек часто ошибается. У него могут наблюдаться проблемы с запоминанием имен, лиц, прочитанного текста, с правильностью счета.

Особенно опасна невнимательность при выполнении ответственной деятельности.

У ребенка, концентрация внимания которого снижена, наблюдаются проблемы с учебой, запоминанием материала.

Что еще поможет поддержать молодость мозга

Мы с вами усвоили упражнения и взяли на заметку полезные продукты, а теперь перейдем к изучению дополнительных способов и рекомендаций, которые помогут вам улучшить память и сохранить ее на долгие годы.

Высыпайтесь

Специалисты в области исследований сна давно установили прямую его взаимосвязь с памятью. Наш мозг устроен так, что для запоминания новой информации ему нужно пройти определенную фазу сна.

Наверняка вы замечали, что выученный к школьному уроку стих лучше всего помнится на утро следующего дня. Вчера вы его пытались запомнить, а ночью во сне мозг получил возможность обработать и отсортировать новые данные.

Кстати, рекомендую почитать статью о том, как высыпаться. Советы психологов помогут вам грамотно организовать свой сон.

Тренируйте мозг

Есть много способов тренировки памяти и мозговой активности:

  • запоминание стихов, телефонных номеров;
  • изучение иностранных языков;
  • собирание пазлов;
  • рукоделие;
  • разгадывание кроссвордов, сканвордов и судоку;
  • игра в шахматы, шашки и т. д.

Можно скачать на смартфон различные приложения с головоломками и тренироваться в автобусе по пути на работу или в очереди в супермаркете.

Если хотите более подробно узнать о том, как тренировать свой мозг, рекомендую заглянуть в нашу публикацию. Также на блоге есть подборка лучших онлайн-тренажеров для развития мозга.

Поддерживайте физическую активность

Американские исследования помогли установить, что в процессе движения растут новые клетки участка мозга под названием гиппокамп. Он отвечает за фильтрацию поступающих данных и сортирует то, что нужно отправить в долговременную память, а что зафиксировать в кратковременной. Благодаря двигательной активности не только растут новые клетки, но и защищаются от разрушения старые.

Только представьте: легкая получасовая пробежка или тренировка может в 2-3 раза повысить умственные способности и концентрацию, облегчить процесс запоминания.

Практикуйте осознанность

Быть здесь и сейчас весьма непросто. Чаще всего мы находимся в своих мыслях: пережевываем неприятные ситуации, ведем внутренние диалоги, планируем грядущие события, волнуемся из-за них. Находясь в своей голове, мы на автопилоте совершаем привычные действия, а потом не можем вспомнить детали. Положили очки не туда, закрыли входную дверь и забыли, не можем вспомнить, выключен ли утюг.

Усилить концентрацию и память поможет осознанность. Вернитесь из головы в тело, совершайте все действия, осознавая их, чувствуйте, как соприкасаетесь с предметами, вслушивайтесь в звуки.

Прокачать кратковременную память помогут медитации. У тех, кто регулярно занимается медитативными практиками, память значительно лучше.

На блоге iklife.ru есть подборка лучших курсов по медитации. Загляните – будет интересно!

Игры для подготовки к школе

Память, внимание можно и нужно развивать с помощью специальных игр, способствующих развитию наблюдательности, увеличению объема памяти, — они будут хороши для всех детей перед школой. Игра в корректора

Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом

Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д

Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание

Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д

Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание

Игра в корректора. Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д

Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание

Стимуляция объема внимания. Ребенок должен последовательно выполнить 3 и более команд. Например, вы можете дать ему следующие команды:

  • подпрыгни 2 раза;
  • назови любую птицу;
  • встань рядом с предметом красного цвета.

После успешного выполнения задание можно усложнить:

  • подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • назови птицу на букву «в»;
  • встань рядом с деревянной мебелью.

Затем добавляется 4-й пункт, 5-й и т.д. Лучше, если в этих играх будут участвовать несколько детей (4–5) примерно одного возраста

Важно называть сразу все пункты для выполнения, именно это будет способствовать увеличению объема памяти

Игра на развитие наблюдательности. Можно сделать специальные карточки с изображением овощей, фруктов, животных или взять несколько мелких предметов (коробок спичек, карандаш, ручку, ластик и так далее). Играют несколько человек. Предметы или карточки раскладываются на столе, тот, кто водит, должен запомнить, в каком порядке они разложены, далее он отворачивается, и несколько предметов меняются местами. Повернувшись, он должен сказать, что изменилось. Потом следующий занимает его место — и игра продолжается.

Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.

Главное — занимайтесь с ребенком, и вы обязательно увидите результат. Но, играя, не забывайте проявлять эмоции, не будьте безучастным, ребенок должен видеть, как вы рады его победам. Если что-то в игре не удается или непонятно, попробуйте объяснить еще раз, не жалейте времени и усилий. Во время занятий старайтесь убрать любые отвлекающие предметы, так вы быстрее добьетесь успеха.

Что такое внимание

Внимание определяется как сосредоточение сознания на определенном объекте. Это особый познавательный процесс, отличающийся от всех остальных тем, что он не имеет собственного содержания и существует как бы внутри других психических явлений:

  • памяти,
  • мышления,
  • восприятия,
  • движения и т. д.

Но несмотря на «несамостоятельность», внимание – очень важный процесс. Уровень его развития влияет и на качество мыслительной деятельности, и на запоминание информации, и на ее анализ, и на четкость движений. От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека

От внимания зависит эффективность любой деятельности и безопасность человека.

Глубинной, психофизиологической основой внимания является доминанта – преобладающий очаг возбуждения в коре головного мозга. Он возникает от воздействия самого сильного или значимого раздражителя и буквально подавляет другие очаги возбуждения, заставляя человека сосредотачиваться на главном, первостепенном.

Представьте, что вы читаете интересную книгу или смотрите увлекательный фильм. Вы настолько погружены в этот процесс, что не замечаете ничего вокруг, можете не прореагировать, даже если кто-то окликнет вас по имени, хоть имя для человека является очень сильным раздражителем

Так работает непроизвольное внимание, основанное на интересе. Вас может отвлечь от чтения более сильный раздражитель, например, громкий звук хлопнувшей двери, и происходит переключение внимания на другой объект. Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

Внимание всегда избирательно и вычленяет из окружающего мира объекты, имеющие для нас особое значение:

  • связанные с интересами и увлечениями;
  • имеющие отношение к потребностям, в первую очередь витальным (жизненно важным);
  • сильные раздражители: громкие звуки, яркие вспышки света, резкие запахи, удары, толчки, боль и т.  д.;
  • резкая, неожиданная смена обстановки: новая мебель в квартире друга, выпавший поутру снег за окном, яркий плакат на стене дома.

Это касается непроизвольного внимания, которое возникает как бы само по себе и не требует усилий для его поддержания

А как заставить себя сосредоточиться на чтении скучного учебника, официальной бумаги, на выполнении нудных, неинтересных, но необходимых действий? Ведь если просто заставлять себя концентрировать внимание, то мозг быстро устанет, мысли начнут разбегаться или неудержимо захочется спать

Когда говорят о необходимости развития внимания, то имеют ввиду произвольное внимание, требующее усилий для его поддержания

Советы

Развить внимательность можно буквально за 2-3 недели. Но во время процесса тренировки человек должен хорошо себя чувствовать. Мозговая активность полностью зависит от физического и эмоционального состояния.

Необходимо позаботиться о первичных составляющих здоровья:

  • Питание – исключить из рациона (полностью или на
    70-80%) жирные, сладкие, жареные блюда. Переедание, как и голод, способствуют
    развитию апатии. Прием пищи строго по графику, побольше свежих овощей и
    фруктов, никакой еды после 18:00.
  • Сон – нельзя заставлять себя работать через
    силу. Кофе, энергетики бодрят только физическую оболочку, на умственные
    процессы никакого влияния стимуляторы не оказывают. Следует позаботиться о том,
    чтобы ночной отдых был полноценным и качественным.
  • Спорт или любая посильная физическая нагрузка. Это
    может быть, как регулярные занятия в спортзале, так и обычные прогулки на
    свежем воздухе. Главное правило – нагрузки должны быть ежедневные, от 30 минут
    в день.

И, конечно, чтобы развить внимательность надо контролировать
эмоции. Наверняка, вы замечали, что чрезмерное возбуждение, переживания,
подавленность мешают работе и отдыху. Исключить из жизни раздражающие факторы
вряд ли получится, но минимизировать их количество вполне доступно каждому
человеку. Начните с малого. Например, не надо остро реагировать на очередь в
супермаркете — от того, что вы нервничаете, она меньше не станет. Или сломанный
лифт в доме – это не повод для «психов», а возможность увеличить дневную
физическую нагрузку. Поэтому, спокойствие, только спокойствие.

Внимание

В ходе многочисленных психологических экспериментов, представлены убедительные доказательства, что мобильные телефоны и социальные сети – злейшие враги внимательности.

Концентрация – способность привлекать умственные и физические таланты на выполнение одного действия в определенный отрезок времени. Но человеческий мозг, подверженный в течение дня многочисленным информационным атакам, начинает действовать по «облегченной» программе.

Вполне закономерно, учитывая формат общения в соцсетях. Развить внимательность можно только единственным путем – освободиться от паразитических эмоций.

Как? Усиленно тренировать пять органов чувств — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.