Сталинский «зверобой»: какую роль сыграла в великой отечественной войне легендарная советская самоходка

Двигатель

ИСУ-152 работал на четырехтактном V-образном 12-цилиндровом дизельном двигателе В-2-ИС, мощность которого составляла 520 л. с. Запуск его осуществлялся при помощи инерционного стартера, использующего как ручные, так и электрические приводы, а также сжатого воздуха, собранного в двух резервуарах. К дизелю В-2ИС прилагались топливный насос НК-1 и корректор подачи топлива. При помощи фильтра «Мультициклон» осуществлялась очистка поступающего к двигателю воздуха. Моторно-трансмиссионное отделение оснащалось подогревающими устройствами, облегчающими запуск двигателя при минусовой температуре. Кроме того, они использовались для подогрева и боевого отсека танка. Всего боевая машина имела три топливных бака и четыре дополнительных наружных, которые не были связаны со всей топливной системой.

Выбор оборудования для ИСУ-152К

В данной ситуации в первую очередь необходимо приложить максимум усилий для ликвидации недостатков. Полностью их устранить не получится, но техника станет играбельнее. Рекомендуем такой выбор дополнительных модулей:

  • орудийный досылатель — обязателен к установке, иначе перезарядка после промаха покажется вам вечностью;
  • усиленные приводы наводки — без них у вас практически никаких шансов поразить цель на приличном расстоянии, не забываем о посредственных УГН, большая часть врагов будут быстрее выезжать из вашего поля УГН, чем успеете до конца свестись, поэтому нужно повышать комфорт стрельбы;

Относительно третьего слота:

  • если экипаж еще не прокачанный и нет всех перков на обзор, а покупать доппаек не планируете, тогда лучший вариант — стереотруба, чтобы довести обзор до максимального значения.
  • а еще можно немного повысить точность и другие параметры при помощи улучшенной вентиляции.

С появлением нового оборудования можно существенно подтянуть точность и пересмотреть стандартную сборку:

  • улучшенный прицел ( в профильный слот);
  • улучшенная вентиляция;
  • улучшенные механизмы поворота/приводы наводки/досылатель

Ставить досылатель — не обязательно, так как это не та машина, которая стреляет по КД. Поэтому выгоднее повысить комфорт стрельбы, чтобы повысить вероятность попадания по противнику.

Конечно же трофейное оборудование здесь будет смотреться гораздо эффективнее, та же вентиляция улучшит точность на 0,02. Сравнение двух конфигураций приведу немного ниже.

Электрооборудование

Источником питания для однопроводной электропроводки в ИСУ-152 являлся генератор П-4563А, использующий 1 кВт реле-генератор РРА-24Ф. Также электропитание могло осуществляться при помощи двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128. Их общая емкость составляла 128 А/ч. Энергия в танке была необходима для обеспечения:

  • Наружного и внутреннего освещения боевой машины.
  • Подсветки прицельных приборов.
  • Наружного звукового сигнала.
  • Работы контрольно-измерительных приборов (амперметра и вольтметра).
  • Функционирования радиостанции и танкового переговорного устройства.
  • Работы электродвигателя инерционного стартера, бобин свечей, используемых при зимнем запуске двигателя.

История

ISU-152 выставлен в Карлсхорсте , Берлин , Германия.

Начало созданию ИСУ-152 пришло 24 января 1943 года, когда был представлен первый опытный образец СУ-152 . Это была полностью закрытая 152-мм пушка-гаубица на шасси танка КВ-1С . Он получил обозначение Объект 236 («Проект 236»). Проект 236 был завершен на заводе № 100 в Челябинске , и был успешно испытан с 24 января по 7 февраля 1943 года 14 был принят автомобиль февраля и запущен в производство под КВ-14 ( кв -14) обозначение; в апреле 1943 года обозначение было изменено на СУ-152 »( СУ -152 ).

Несмотря на то, что СУ-152 успешно действовала в боевых условиях, производство танкового шасси КВ-1С было прекращено, что потребовало модернизации машины с использованием нового шасси танка ИС . 25 мая 1943 года руководство завода № 100 заказало модернизацию СУ-152, которая включала усиление броневой защиты и другие доработки. Разработка началась в июле 1943 года под руководством главного конструктора советских тяжелых танков Иосифа Котина и главного конструктора Г. Н. Москвина.

Новый дизайн, обозначенный как IS-152 ( ИС -152), была протестирована с сентября по ноябрь 1943 г. Тестирование показало большое количество недостатков, которые послал его обратно для дальнейшего совершенствования. 6 ноября 1943 г. был отдан приказ о принятии на вооружение усовершенствованного варианта под обозначением ИСУ-152 ( ИСУ-152 ), а в декабре началось производство на Челябинском Кировском заводе взамен СУ-152 .

Тактика игры на ИСУ-152

Выше уже не раз говорилось, что из-за слабой брони, довольно больших габаритов и ограниченной подвижности, данный агрегат можно считать заслуженным воином второй или даже третьей линии.

Так и есть, на ИСУ-152 тактика ведения боя сводится к занятию выгодной позиции так, чтобы вас было как можно сложнее обнаружить и в то же время вы могли беспрепятственно расстреливать противников, попавших в засвет.

Пробития нам с головой хватает чтобы поражать даже бронированные цели, но вот точность ПТ-САУ ИСУ-152 World of Tanks частенько подводит, особенно когда речь идет о дистанциях свыше 300-350 метров. По этой причине спешить не нужно, если вас не видят, лучше свестись до конца, сделать выстрел и сразу откатиться назад, дабы снизить риск быть обнаруженным.

Разумеется, стоять весь бой в одном кусте тоже не следует. Как только вы поняли, что позиция потеряла актуальность, можно переехать, найти новую, более выгодную точку для ведения огня, благо скорость движения ИСУ-152 WoT позволяет осуществлять маневры без больших затрат времени.

В остальном помните, надеяться на броню ИСУ-152 танк не может и дистанционный бой для нас аксиома. Старайтесь не подпускать к себе вражескую технику, постоянно следите за мини-картой и бойтесь артиллерии. А на случай непредвиденных ситуациях, лучше, чтобы рядом всегда находились 1-2 союзника.

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

Описание конструкции

Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.

Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.

В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.

Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.

Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.

Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.

Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального — 12°.

Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.

Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.

СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.

Советские САУ: создание и назначение

В начальный период Великой Отечественной войны Красная армия практически не имела самоходных артиллерийских установок. Задачи прорыва вражеской обороны и подавления огневых точек вполне могли выполнить танки. Однако, с появлением все более совершенных противотанковых средств потребность в самоходных установках постоянно возрастает.

Чем советские САУ периода Великой Отечественной войны отличались от танка? В силу унификации и удешевления производства все советские САУ создавались уже на базе танков. Легкие СУ-76 на базе танков Т-70, средние — на базе «тридцатьчетверок», а тяжелые — на базе танков КВ и позднее ИС. В отличие от танка орудие советских САУ располагалось в открытой (СУ-76) или закрытой рубке. Подобные машины были проще в производстве, чем танки, могли нести артиллерию более крупного калибра.

СУ-152, созданная на базе КВ, неплохо себя зарекомендовала как в борьбе с огневыми точками, так и в уничтожении вражеской бронетехники в сложном 1943 г. Но производство КВ-1С, на базе которого выпускались самоходки, осенью 1943 г. было свернуто, а вскоре начался выпуск новых тяжелых САУ уже на базе танка ИС.


ИСУ-152, зима 1944 г. (war-book.ru)

Новая самоходка ИСУ-152 получила следующие характеристики. Масса 46 тонн, скорость движения по шоссе 40 км/ч. Лобовая броня достигала 90 мм. Экипаж состоял из пяти человек. В рубке САУ была установлена гаубица-пушка МЛ-20, адаптированная к САУ. Это уникальное орудие оказалось эффективным не только при проведении массированных артиллерийских подготовок, но и в качестве вооружения САУ — на дистанции 1000 метров шестидюймовый снаряд МЛ-20С пробивал 120 мм броню.

Выпуск самоходных орудий ИСУ-152 шел с большими трудностями и, хотя план выполнялся, качество первых САУ вызывало замечания у военной приемки и жалобы, поступающие из действующей армии. Количество брака оставалось очень высоким до самого конца 1944 г. Основное производство ИСУ-152 было сосредоточено на Челябинском Кировском заводе. Кроме того, небольшое количество этих САУ выпустил и Ленинградский Кировский завод. В ходе производства в конструкцию ИСУ-152 был внесен ряд изменений. Появилось и вспомогательное вооружение. Так если изначально самоходка не имела пулеметного вооружения, то с конца 1944 г. на ИСУ-152 стал устанавливаться 12,7 мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный как для стрельбы по низколетящим самолетам, так и поражения живой силы противника. Всего было выпущено 2815 единиц ИСУ-152 — больше, чем любых других тяжелых самоходок периода Великой Отечественной войны. Организационно ИСУ-152 входили в состав тяжелых самоходных артиллерийских полков. Всего было сформировано 56 таких полков, имевших в своем составе четыре батареи по пять САУ.


ИСУ-152 в Бреслау, апрель 1945 г. (war-book.ru)

Основным назначением тяжелых САУ стало подавление вражеских огневых точек, а также разрушение укреплений при прорыве обороны противника. ИСУ-152, как правило, располагались в 200−300 метрах за танками и в ходе атаки подавляли обнаруженные огневые точки и узлы сопротивления, постоянно меняя позицию. В ряде случаев САУ могли провести обстрел вражеских порядков перед непосредственной атакой танков и пехоты. Чаще всего самоходки действовали на дистанциях, превышающих дальность эффективного огня противотанковой артиллерии противника. К крайне печальным последствиям приводили попытки использовать САУ вместе с танками, когда менее маневренные и весьма заметные самоходки уничтожались противотанковыми средствами. Применение ИСУ-152 в уличных боях являлось сложным, рискованным и при этом эффективным средством подавления обороны противника. Успех зависел от конкретной обстановки и грамотного взаимодействия с собственной пехотой. Так, самоходная артиллерия использовалась во время уличных боев в Будапеште, Бреслау, Берлине и Кенигсберге.

Выжившие и мемориалы

ISU-152 можно увидеть, выставить или просто найти в различных музеях и мемориалах по всему миру. Некоторые из них использовались для создания памятников.

  • Военно-исторический музей артиллерии, инженеров и войск связи , Санкт-Петербург , Россия
  • Центральный музей Вооруженных Сил , Москва , Россия
  • Военно-исторический музей боевых бронированных машин и техники в Кубинке , Кубинка , Россия
  • Сапун-гора Мемориал, Севастополь , Украина
  • Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне , Киев , Украина (две машины, одна из которых грубо модифицирована запасной пушкой Д-25Т и имеет маркировку ИСУ-122)
  • Музей Войска Польского , Варшава , Польша
  • Музей бронетанковой войны , Познань , Польша
  • Военно-технический музей, Лесаны, Чехия
  • Мемориальный комплекс и музей бронетанкового корпуса в Латруне , Латрун , Израиль
  • Музей линии Сталина, Минск , Беларусь
  • Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь
  • Parola Доспех музей , Parola , Финляндия
  • Немецко-Русский музей Берлин-Карлсхорст , Карлсхорст , Берлин , Германия
  • Мемориал Парк Победы, Саратов , Россия
  • Мемориал Парк Победы , Москва, Россия
  • Народный музей танков, район Чанпин, Пекин, Китайская Народная Республика.
  • Имперский военный музей, Даксфорд, Кембриджшир, Англия — сейчас продан частному коллекционеру.
  • Королевский музей вооруженных сил, Брюссель (Бельгия) больше не присутствует в Брюсселе, большинство танков перенесено в другие музейные объекты в Бельгии.

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

Дизайн

Расположение членов экипажа на ИСУ-152: 1. Водитель 2. Командир 3. Наводчик 4. Казенник 5. Заряжающий.

15 апреля 1942 г. на пленуме артиллерийского комитета, где обсуждалась разработка штурмовых орудий поддержки пехоты, была признана необходимость разработки штурмовых орудий, способных разрушать укрепленные позиции. Предполагалось, что эти штурмовые орудия будут вооружены 152,4-мм пушкой-гаубицей и будут использоваться для прорыва обороны противника в наступательных операциях, запланированных на 1942–1943 годы. Это привело к созданию Объекта 236 и, в конечном итоге, СУ-152, концепция которой была позже продолжена и доработана с ИСУ-152.

ИСУ-152 имела такую ​​же конструкцию, как и большинство других советских САУ. Полностью бронированный корпус был разделен на два отсека: боевое отделение для экипажа, орудие и боеприпасы в передней части корпуса и двигатель и трансмиссия в задней части. Орудие устанавливалось немного правее центра с ограниченным поворотом в 12 градусов влево и вправо. Экипаж состоял из четырех-пяти человек, размещенных в надстройке. Слева от орудия находились трое членов экипажа: впереди водитель, затем наводчик и, наконец, заряжающий. Командир машины и слесарь (управляющий затвором орудия) были справа: командир впереди, а машинист сзади. Когда бригада состояла из четырех человек, погрузку производил слесарь.

Подвеска состояла из двенадцати торсионов по шесть опорных катков с каждой стороны. Ведущие звездочки находились сзади, а передние направляющие колеса были идентичны опорным каткам. Каждый трек состоял из 90 звеньев. Внутренних топливных баков было три: два в зоне экипажа и один в моторном отсеке. Обычно они дополнялись четырьмя несвязанными внешними топливными баками. Электропитание на 12 и 24 В производилось от генератора мощностью 1 кВт, питающего четыре аккумуляторные батареи.

Для наблюдения изнутри все люки в крыше имели перископы и имелось два прицела: телескопический СТ-10 (СТ-10) и панорамный. Для связи экипажа было установлено переговорное устройство ТПУ-4-БисФ, а для связи между машинами — одиночная радиостанция 10Р или 10РК. Они были лучше советской техники в начале войны, но все же уступали немецкой.

Экипажу были переданы два пистолета-пулемета ППШ с 1491 патроном и 20 гранат Ф-1 для ближней самообороны.

ИСУ-152 была вооружена той же пушкой, что и СУ-152, но использовала корпус танка ИС-1 вместо КВ-1С. Позднее в ходе войны ИСУ-152 была усовершенствована. Использован корпус танка ИС-2 или ИС-2 образца 1944 года, усилено бронирование маски, заменена пушка на более новые варианты, справа впереди установлен зенитный пулемет ДШК 12,7х108 мм. люка, а позже и боекомплекта увеличили, радиостанцию ​​10Р модернизировали до 10РК и увеличили запас топлива.

Некоторые ИСУ-152 были оснащены еще большими внешними топливными баками, двумя баками на задней палубе корпуса, в дополнение к четырем внешним топливным бакам — максимум 90 литров (20 имп галлонов; 24 галлона США) каждый — или двумя дополнительными меньшими. внешние топливные баки в корме корпуса. Этот вариант, вероятно, был доступен для послевоенных вариантов ИСУ-152.

С декабря 1943 г. по май 1945 г. было построено 1885 ИСУ-152. Серийное производство прекратилось в 1947 году, всего было выпущено 3242 машины.

Послевоенная модернизация ИСУ-152 включала установку прицелов ночного видения, замену двигателя В-2ИС на В-54К, пулемет 12,7 заменен на более новый вариант, боекомплект увеличен до 30 патронов, дополнительная броня, автомобильная доработки и значительное увеличение емкости основного топлива.

Устройство прицелов и средств наблюдения

Вести наблюдение за окружающей обстановкой экипаж танка ИСУ-152 мог через люки посадки-высадки, которые были оборудованы специальными перископическими приборами. Для механика-водителя был предусмотрен смотровой прибор с триплексом. Защиту данному приспособлению обеспечивала броневая заслонка. Местом для установки прибора стал люк-пробка, устроенный с левой стороны от танковой гаубицы. В небоевой ситуации данный люк выдвигался вперед, за счет чего у механика-водителя увеличивался радиус обзора.

Во время стрельбы прямой наводкой на дистанции 900 метров для орудий были разработаны телескопические прицелы СТ-10. При стрельбе с закрытой позиции, а также при прямой наводке на дистанции, превышающей 900 метров, использовалась панорама Герца. Для этого были разработаны специальные удлинители, которые обеспечивали обзор через люк в крыше танка. Благодаря наличию специальных подсвечивающих приборов стрельба из ИСУ- 152 была возможна и в ночное время.

Чем вооружалась боевая машина?

В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).

Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная – 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.

В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.

Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.

Боевое применение ИСУ-152

Главной боевой функцией ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. Её осколочно-фугасные снаряды были
весьма эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.

ИСУ-152 были были незаменимы в уличных боях, таких как штурмы Будапешта
Кёнигсберга и Берлина, Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек. Для обычной буксируемой артиллерии это было смертельно опасно из-за вражеского пулемётного и прицельного снайперского огня.

Чтобы уменьшить потери от огня фаустников, в городских боях ИСУ-152 использовались по одной-две самоходки вместе с пехотным отделением (штурмовой группой) для их защиты. Обычно штурмовая группа включала снайпера, автоматчиков и иногда ранцевого огнемётчика. Крупнокалиберный пулемёт ДШК
на ИСУ-152 был эффективным оружием для уничтожения фаустников, скрывающихся на верхних этажах зданий, за завалами и баррикадами.

 ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя существенно уступала специализированным истребителям танков, которые вооружались противотанковыми пушками. Для поражения бронецелей предназначался бронебойный снаряд БР-540 массой 48,9 кг. Раздельное заряжание резко снижало темп огня до 1—2 выстрелов в минуту, но попадание БР-540 в цель было очень разрушительным, шанс уцелеть после него был ничтожно мал.
Против танков мог использоваться и осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 —
кинетическая энергия такого снаряда была столь высока, что зачастую при
попадании он срывал баню вражеского танка.

Правда, в 1944-45 годах в Красной армии уже появилось достаточное количество специализированных истребителей танков типов СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122, поэтому боевые столкновения ИСУ-152 с вражеской бронетехникой были уже не такими частыми, как у СУ-152 в 1943 году, когда последняя была единственным советским мощным противотанковым средством. ИСУ-152 старались больше использовать в качестве штурмового орудия, поскольку её огневая мощь существенно превосходила любые другие советские танки и САУ.

 После второй мировой войны, ИСУ-152 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года, где они ещё раз подтвердили свою огромную разрушительную мощь. Особенно эффективным было использование ИСУ-152 в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки» для уничтожения скрывавшихся в жилых домах Будапешта снайперов повстанцев, наносивших значительный урон советским войскам. Иной раз только наличия самоходки поблизости было достаточно, чтобы обитатели дома в страхе за свою жизнь и имущество выдворяли из него засевших там снайперов или бутылкометателей.

font color=»#29643E» face=»Arial» size=»2″>

Численность и процент русских по регионам РФ

 

Народы России, их численность и процент

 

Cоветские асы второй мировой

 

Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя

Золотые запасы стран мира

Золотовалютные резервы стран мира

Как разбогатела Америка

;

Кто и как продавал Аляску

;
Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

В какой стране пьют больше всех?

 

В какой стране больше всего убийств?

Как жил русский рабочий до революции?


Что
Россия экспортирует и что импортирует

История московского трамвая

Мультфильм
Гостья из Будущего-2

 

Заключение

ИСУ-152 – это ПТ-САУ для терпеливых людей, которые готовы поддерживать команду огневой мощью. Если же вы любите быть в самом эпицентре событий, вам больше подойдет какой-нибудь тяжелый танк. Что же до ИСУ-152, то она должна прикрывать команду, а рваться вперед, умирать и удивляться, почему команда не прикрыла ее.

Удачи на полях сражений в WOT Blitz!

Автор гайд: Falc0n

Оцените публикацию:

Рейтинг: 4.6/5 — 8голосов

Kianl

Поиграл во многие танковые игры и теперь делюсь опытом. Провел много времени в сражениях WOT и War Thunder. Одно время играл в Crossout, но потом аккаунт взломали. Присматриваюсь к новой Enlisted в поисках вечернего фана.