Кинематограф — самый важный вид искусства

Contents

[править] Кинокритика

Кинокритика — это анализ и оценка фильмов. В целом ее можно разделить на научную критику фильма учеными, и на журналистскую критику, появляющуюся в газетах и других СМИ.

Кинокритики работают для газет, журналов, телерадиовещания, электронных изданий и преимущественно рецензирующих новые кинофильмы. Как правило, они только раз смотрят фильм и имеют лишь день или два для формулирования своей оценки. Несмотря на это, критики имеют значительное влияние на фильмы, особенно в коммерческих жанрах — боевиках, ужасах, комедиях и тому подобное. Производители таких фильмов стремятся, чтобы их продукция не подвергалась слишком строгим оценкам, потому что это влияет на прибыль. Обзор и детальное описание фильма составляют подавляющее большинство кинорецензий и имеют большое влияние на людей, когда те решают, фильм посмотреть

Для серьезных фильмов, подавляющее большинство которых драмы, значение рецензий очень важно в коммерческом плане. Плохие обзоры делают фильм непонятным, оставляют его в тени и наносят финансовый ущерб

Влияние рецензента на финансовые сборы от фильма является предметом дискуссии. Некоторые утверждают, что киноиндустрия и маркетинг сейчас такие мощные и влиятельные, что обозреватели не имеют никакого влияния на них. Однако были случаи полных провалов мощно разрекламированных фильмов через негативные рецензии, как и случаи неожиданного успеха малобюджетных независимых фильмов благодаря положительной реакции критиков. Это может указывать, что особенно сильная реакция критиков имеет определенное влияние. Другие отмечают, что положительная реакции на малоизвестные фильмы может вызвать интерес к ним у зрителей. И наоборот, по некоторым фильмов их производители были настолько уверены, что отказывались давать кинокритикам разрешение на предварительный просмотр, чтобы держать сюжет фильма в тайне до премьеры. Однако профессиональные критики даже в таких случаях могут предсказать, какой результат будет фильм после выхода на экраны. Они опираются на информацию о его авторов, процесс съемок и тому подобное.

Некоторые требует называть кинокритиков-журналистов кинообозревателями, а настоящими кинокритиками — ученых, проводящих более глубокий анализ фильма. Эта работа часто называется теорией кино или изучением кино. Такие критики пытаются понять с какой целью делается фильм, как он делается, и как он влияет на людей. Их исследования публикуются преимущественно в научных сборниках и периодических изданиях. Также они сотрудничают с вузами.

Современный подход к походу в кинотеатр

Привлечь зрителя в кинотеатр сейчас намного труднее, чем раньше. Высокая конкуренция и то, что зрителей все труднее привлечь в зал, приводит к постоянной «гонке вооружений», идущей между кинотеатрами. Пиарщики, реклама, премьеры и мероприятия со звездами, удобные кресла и, конечно, качественное изображение, и звук — это необходимый минимум. Иногда людей удается привлечь интересной концепцией: все больше открывается залов не для массового просмотра — с диванчиками, ресторанным обслуживанием и прочими приятными бонусами. Все чаще возвращаются к старым добрым форматам типа автокинотеатров (Drive-in) или сеансов под открытым небом.

2015 год, промо мультфильма о миньонах на здании кинотеатра Cinerama Dome на бульваре Сансет в Голливуде

Сейчас редко можно встретить кинотеатр с одним залом. Зачем показывать один фильм, если можно показать сразу несколько? Такие комплексы с числом залов до 12 называются мультиплексами, а с более чем 12 залами — мегаплексами.

Кинотеатры не так много зарабатывают на продаже билетов, как хотели бы. Именно поэтому «соль и сахар» в виде попкорна и сладкой газировки всегда продаются с огромной наценкой. Именно бары приносят большую часть дохода кинотеатрам.

Китайский театр TCL в Голливуде — один из самых узнаваемых символов «фабрики грез»

Зарождение голливудского кино

Первая калифорнийская студия была создана в 1911 году компаний под названием «Нестор». Через три года начинается строительство более фундаментальных студий, прежде всего, благодаря активному участию в проектах фирм, которые входили в следующие компании кинопатентов: «Biograph», «Vitagraph».

Так как американская кинопромышленность, в основном, ориентировалась на массового зрителя и требовала создания ярких и «зрелищных» фильмов, которые приносили бы большую прибыль, на первый план начали выходить не режиссеры, а звездные актеры и продюсеры.

Но развитие американского кинематографа не всегда было успешным. Столкновения разных тенденций и направлений, частые разорения и возрождения студий и их постоянное объединение деструктиво влияли на развитие голливудского киноискусства.

Звуковое кино

1928 год, звуковая синхронная съемка рычащего льва для заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer

Звуковое кино забрало весь багаж, накопленный немым кинематографом. В том числе такие изобразительные приемы, как крупный и средний планы, движение камеры, ракурсная съемка и панорамирование. Профессия тапера в кинотеатре исчезла, но зато монтаж обогатился монтажом звука и выделился в отдельный вид деятельности, за достижения в котором Американская киноакадемия теперь ежегодно выдает статуэтку «Оскар».

Уже в 1929 году большинство картин сопровождалось звуковыми дорожками. Технически это происходило так: звук записывался отдельно на пластинке и воспроизводился синхронно с изображением на экране. Особые трудности вызывала синхронизация речи. Да, звуковое кино внесло в индустрию много нового. Но поначалу техника была столь несовершенна, что нивелировала даже достижения немого кино. Например, слабые микрофоны не позволяли актерам перемещаться по площадке.

Стили и направления

С развитием кинематографа, которое развивалось на основе появления новых технологий, а также совершенно иных чем раньше выразительных средств, произошло становление киноязыка. Это стало важнейшим фактором, когда фильмы, созданные в узких границах национальных школ, выходили на мировые уровни.

Это в полной мере относится к монтажному кинематографу России 20-х годов прошлого столетия, „фотогеническому“ направлению во Франции, экспрессионизму в Германии, послевоенному экспрессионизму в Италии. Уникальная школа была создана в Голливуде.

 Пионером монтажа кинолент считается Д.У.Гриффит — кинорежиссёр США. Но первыми учениками, которые на его фильмах быстро освоили премудрость нового дела, стали советские мастера кинематографа. В 1923 году в России был выпущен первый полнометражный кинофильм „Приключения мистера Веста в стране большевиков“, построенный по принципу лент Гриффита. Автором этой киноленты стал режиссёр Л.Кулешов.

Опыты Кулешова в монтажном кино подхватили Пудовкин и Эйзенштейн. Они развили и успешно внедрили в практику все по тому времени возможности монтажного кинопроизводства Высокие темпы развития кинематографа в молодой советской республике теоретики объясняют развитием в это время супрематизма, конструктивизма, футуризма.

Эти, а также другие виды современного искусства не могли не отразиться на совершенствовании кинематографа. Плюс ко всему режиссёры внимательно следили за тем, как развивается кинематограф в других странах, стараясь почерпнуть для себя всё новое, передовое.

Родственные театр, кино и телевидение разделяет с иными видами искусства актёрское отображение жизни человека. Оно лежит в основе этих трёх видов. Суть каждого рода искусства представлена в аспекте функциональном, а также гносеологическом.

 Второй аспект выясняет тонкости отображения действительности, вплетённой в полотно художественных образов. Функциональный аспект зиждется на воздействии искусства на сознание человека. Через сознание оно влияет на жизнедеятельность индивидуума, в целом, на развитие общества.

Это общие черты трёх родственных видов искусства. Но есть и серьёзные факторы, которые их разделяют. Например, в театре возможен спектакль с участием двух и даже одного актёра. Даже появилось определение „Театр одного актёра“. Это невозможно в кинематографе, которому как воздух необходимы групповые сцены. Иначе социальную жизнь, на что и направлен данный вид искусства, отобразить невозможно.

«Лучший худший фильм», Майкл Стивенсон, 2009 год

«Настолько плохо, что даже хорошо» — банальная фраза, которая часто бывает справедлива по отношению к кинематографу. У разнообразного треша и фильмов категории Б есть огромная армия почитателей, которые обожают плохо сделанные слешеры, где фальшивая кровь течет рекой, а игра актеров заслуживает увековечивания в мемах. В любви к плохим фильмам не стесняются признаваться великие режиссеры — от Квентина Тарантино и Дэвида Линча до Фрэнсиса Форда Копполы. А некоторые из них и сами с такого начинали: например, дебютный фильм «В плохом вкусе» режиссера Питера Джексона (создателя «Властелина колец», «Кинг Конга» и «Хоббита») — это блестящий образчик кровавого треша. Инопланетяне высаживаются в небольшом городке, надеясь превратить всех жителей в свою еду, а вскоре начинается настоящая кровавая баня.

В категории худших фильмов есть и свои вершины. Одной из них на протяжении многих лет считается фильм «Тролль 2» — чудовищно дешево сделанный хоррор про троллей, который даже не является сиквелом оригинального фильма «Тролль». Сразу после выхода картину осмеяли, зато потом она стала по‑настоящему культовым фильмом. Майкл Стивенсон ребенком сыграл в этом фильме — и странная слава картины преследовала его всю жизнь

В конце концов он решил, что пришло время разобраться с прошлым — и снял фильм, в котором постарался препарировать и самого «Тролля 2″, и его производство, и, что самое важное, тип людей, которые на протяжении многих лет оставались его фанатами

Дело техники

Этьен-Жюль Маре — президент французской Академии наук, физиолог и изобретатель «фоторужья» и «хронофотографического аппарата»

Сразу несколько технических изобретений, появившихся в конце XIX века, дали возможность создать аппарат, фиксирующий не только один статичный кадр, а последовательную смену почти двух десятков кадров в секунду. Кроме того, были сконструированы проекторы с таким же быстродействием, что позволило просматривать результаты съемок. Первая специальная техника была создана в 1880-х годах сразу несколькими личностями: Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, Уильямом Фриз-Грином и Морисом Эвансом в Англии. Но они не позволяли использовать результаты съемки для массового просмотра.

Серия фотографий Этьена-Жюля Маре «Падающая кошка». Данная серия снимков впервые показала, как кошка приземляется на лапы

В 1887 году Ганнибал Гудвин создал гибкую целлулоидную основу длякинопленки с противоскручивающим контрслоем. Два года спустя Джордж Истмен, основатель компании Kodak, наладил производство фотоматериалов из нитроцеллюлозы. Технический бум и разработки различных изобретателей создали основу для записи и показа фильмов.

Начальный период развития кинематографа

В 1895 году братьями Люмьер был получен патент на устройство «синематограф», при этом его описание было достаточно скудным и включало в себя такой текст: «Этот прибор создан для получения и рассмотрения изображений». В качестве места первой публичной демонстрации был выбран Париж. А уже 28 декабря на бульваре Капуцинок был проведен коммерческий показ для публики. Можно считать, что рождение кинематографа было именно в этот день. Хотя зрителей на том сеансе было немного, тех эмоций, что они испытали, видя перед собой движущийся навстречу им поезд, хватило, чтобы слава о новом устройстве разнеслась по всему Парижу. Уже в течение следующей недели отбоя от желающих посмотреть «двигающиеся картинки» в столице Франции не было.

Прошло немного времени, и коммерческие сеансы были проведены в других столицах Европы, а вскоре, в 1886 году, и в России, в Санкт-Петербурге, в «Аквариуме». В следующем, 1897 году, в нашей стране были проведены первые киносъемки. Впрочем, в то время развития кино как такового у нас не было.

Основным фильмом для демонстрации в то время был «Политый поливальщик», по жанру напоминающий прототип «комедии гэгов». Это был один из первых примеров игрового кино. Основная проблема тогда была в том, что максимальная длина пленки составляла всего 15 метров, и на фильм выделялось всего полторы минуты. Понятно, что ни о каких великих художественных достоинствах при таком хронометраже речи не шло. Да и сами братья Люмьер рассматривали свое изобретение как искусство, сродни цирковому, ни о каком серьезном влиянии даже не подумывая.

Интересно!

В течение нескольких лет после первой демонстрации игрового фильма благодаря изобретениям в технической области длина кинопоказа увеличилась до 20-25 минут, что позволило сформировать жанр немого кино.

На самой заре XX века появились первые пионеры кинематографии. Одним из таких можно считать Жоржа Мельеса, директора одного из парижских театров. Он был одним из тех, кто сразу оценил потенциал кинематографа и увидел в новом искусстве возможности расширить границы театра. Он начал снимать фильмы, при этом делая для них собственный сценарий, создавал спецэффекты и популяризировал поход в кино как вид досуга. Одной из самых известных его работ является «Путешествие на Луну», аллюзии к которому можно встретить во множестве современных лент. Благодаря таким экспериментальным и новаторским работам развитие кинематографа совершило рывок всего за пару лет.

На новом этапе

Кинематограф развивался стремительно. Первая мировая война стала поворотным этапом его развития. С одной стороны, военные действия притормозили развитие нового вида искусства. С другой — именно в это время, точнее, в 20-годы прошлого столетия в США рождается Голливуд — ставший в невероятно короткие сроки ведущей киноиндустрией в мире.

В Европе законодателями моды в кино становятся Сергей Эйзенштейн, а также немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. Новые разработки в системе кинопроизводства позволяют сделать кино со звуковой дорожкой, впоследствии и цветным.

В середине прошлого столетия кино полностью сформировалось, как новейшая разновидность искусства. Если музыка, живопись, театр развивались на протяжении тысячелетий, история кинематографа насчитывает всего несколько десятилетий. Несмотря на это, данное искусство во всём мире считается наиболее массовым.

Главное, по словам великого режиссёра Великобритании Альфреда Хичкока, данное искусство сравнимо с выведением с полотна жизни пятен скуки. Кино может удивлять, восхищать, завораживать. В кинематографе заложена странная магия чувств. Человек верит происходящему на экране, переживает, радуется, страдает.

Проходят годы, человек вступает в пору зрелого возраста. Но по-прежнему он внимательно всматривается в происходящее на экране, смеётся как ребёнок, радуется, переживает, плачет. Возраст берёт своё, человек превращается в старика. И он также, как и в детстве полон переживаний, его обуревает сонм чувств, когда смотрит кино. Конечно, речь идёт о хороших фильмах. Хотя, одному нравятся приключенческие ленты, другому комедии, третьему мелодрамы и так далее.

Трудно представить, чтобы так переживали посетители выставок картин, театральных постановок. Да, гениальные картины и музыка способны вызвать наплыв чувств. Порой и зрители театральных постановок прикладывают платочки к глазам. Но максимальный взрыв чувств способно вызвать только гениальное кино.

С другой стороны, массовость кинематографу доставляет уверенность зрителей, что и они так могут. Могут также сыграть роль или снять фильм. Всё кажется настолько простым и жизненным, что люди не замечают, насколько трудна та или иная роль, насколько сложно выстроить сюжет. И ведь то, что происходит на экране, снято операторами, которые вложили в съёмку всю свою душу, мастерство, которое воспитывали в себе годами и десятилетиями.

Трудно представить, насколько сложный путь прошёл кинематограф за какие-то сто лет. От чёрно-белого немого до по-настоящему феерического действа, с применением компьютерной графики оно становится всё ближе к зрителю, как бы вовлекая его стать участником события. Превращаясь в экономическую отрасль, кинематограф приносит немалую прибыль государствам, развитие которых стоит на высоком уровне.

Культовые режиссеры

Вернее, наша выборка некоторых ключевых фигур в киноиндустрии. На самом деле, значимых персон в кинематографе гораздо (гораздо!) больше.

Андрей Тарковский

1960–1970-е годы

Этот советский режиссер решил поступать во ВГИК после знакомства со студентом мастерской Льва Кулешова. Кроме того, он вдохновлялся творчеством итальянского режиссера Федерико Феллини. Первой лентой Тарковского, снятой по рассказу Эрнеста Хемингуэя совместно с однокурсницей, стали короткометражные «Убийцы». После окончания ВГИКа он пошел работать на «Мосфильм» – и весьма успешно. Ему доверили съемки «Иванова детства» по произведению Владимира Богомолова. В этом фильме режиссер чередовал сон и реальность, чтобы разделить и противопоставить детство главного героя и военные годы. Вклад Тарковского в кино – это фильмы «Андрей Рублев» про выдающегося иконописца XV века, психологические драмы «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало».

Андрей Тарковский на Венецианском кинофестивале в 1962 году

Getty Images

Стэнли Кубрик

1950–1990-е годы

Модернист в кинематографе, этот режиссер делал ставку на визуальную составляющую картин. Симметрия, линейная перспектива, игра с цветом – все это про фильмы Стэнли Кубрика. Например, в знаменитом и даже культовом ужастике «Сияние» сначала преобладает зеленая палитра, а затем – красная. Такая цветовая гамма имеет символическое значение – к концу ленты главный герой совершенно сходит с ума. Картины Кубрика, о которых вы, скорее всего, слышали: «Заводной апельсин», «2001: Космическая одиссея», уже упомянутое «Сияние», «С широко закрытыми глазами».

Кристофер Нолан

1990–2000-е годы

Дебютировал фильмом «Преследование» в 1998 году. В 2001 вышла его картина «Помни», номинированная на два «Оскара» и «Золотой глобус». В историю кино Кристофер Нолан вошел благодаря своим сценариям. Визуальная часть – не самая сильная его сторона. Режиссер – дальтоник, который не отличает красный и зеленый цвета, Нолан делает ставку на сюжет и зрелищность. Нелинейная структура повествования, флешбэки, изменение хода времени – все это любимые приемы режиссера. Из-под его «пера» вышли «Темный рыцарь», «Человек из стали», «Бессонница», «Начало» (получил четыре «Оскара»), «Дюнкерк», «Интерстеллар» (да-да, тот самый!), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и, наконец, совсем свежий «Довод». 

Андрей Кончаловский

1960-е – наше время

Студент ВГИКа, он был знаком и работал с Тарковским. Кстати, Кончаловский даже снялся в фильме своего товарища – «Иваново детство». Его первой режиссерской работой стала короткометражка «Мальчик и голубь», которая получила награду на Международном московском кинофестивале, а полнометражный дебют – картина «Первый учитель», снятая по повести Чингиза Айтматова. На счету Кончаловского такие фильмы, как «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева, «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова (эта лента, кстати, принесла режиссеру первый успех за рубежом), «Романс о влюбленных», военно-историческая драма «Сибириада» (отличающаяся звездным составом, в числе которого Никита Михалков, Людмила Гурченко, Сергей Шакуров и Наталья Андрейченко) и многие другие.

Квентин Тарантино

1980-е – наше время

Фильмы Тарантино – это своеобразная игра с жанрами и аллюзиями, нелинейная хронология. Конфликт и драматургия – тоже сильная сторона творчества этого режиссера. «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «От заката до рассвета», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Омерзительная восьмерка» и «Однажды в… Голливуде» – все это Квентин Тарантино. 

Квентин Тарантино в Лондоне, 1994 год

Getty Images

Уэс Андресон

1990-е – наше время

Режиссер не скрывает, что любит творчество Стэнли Кубрика и вдохновляется его работами. Уэс Андерсон – тоже гений визуала своего времени. Он тщательно подбирает декорации, выстраивает перспективу и следит за симметрией кадра.

Среди картин Андерсона «Академия Рашмор», «Семейка Тененбаум», «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт». Последний, кстати, получил награду BAFTA за лучший оригинальный сценарий.

Звук, цвет и 3D

Устранить их удалось в середине 20-х годов прошлого века, когда появились усилители звуковых волн. Благодаря этому, в 1926 году Warner Brothers, Western Electric и Vitaphone Corporation выпустили первый немой фильм с музыкальным сопровождением под названием “Дон Жуан”. Первым звуковым фильмом стал “Певец джаза” (1927).

Придать красок кинофильмам смог режиссер Рубен Мамулян в 1935 году, который с помощью технологии техниколор создал цветной фильм “Бекки Шарп”. Но и до него братья Люмьер успешно “окрашивали” черно-белые кадры вручную.

Невероятно, но первый 3D фильм был создан в Германии еще в 1936 году, но он был затерян в архивах, поэтому принято считать, что данная технология изобретена в Голливуде в 1950-х годах.

Тогда же начали активно развиваться проекционные технологии и первыми были эпископические (проекция с источника в виде трехмерного предмета, например с книги) и диаскопические (проекция с 35-миллиметрового слайда) проекторы. В эпидиаскопических проекторах в качестве источника изображения используются прозрачная пленка с картинкой. В 70-80-х годах появились LCD (жидкокристалические) и DLP проекторы. Уже в конце 80-х появились цифровые проекционные панели и компьютерные проекторы. С помощью последних можно было как показать фильм или видео, так и использовать его для демонстрации презентации.

В 1989 году также появился первый в мире 3LCD видеопроектор Epson VPJ-700, который использовал 3 матрицы, вместо одной, что позволило получить более высокую яркость изображения. А переход от аналоговых технологий проецирования ознаменовался показом первого цифрового фильма в 1999 году на цифровом кинопроекторе Multiplex – это был фильм Джорджа Лукаса “Звездные войны: Эпизод I — Тайная угроза”.

Сегодня современные проекционные технологии шагнули далеко вперед. 3LCD проекторы усовершенствовались настолько, что имеют как высокую цветовую, так и световую яркость, естественно передают все цвета, а также являются максимально безопасными для зрения человека и не утомляют глаза. Это позволяет использовать их в различных целях, ранее недоступных даже нашему воображению.

Дополнительный список книг о кино по разделам

Больше книг для начинающих:

  • Адама Бордмена. Как снимается кино. История кинематографа
  • Йен Смит. Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приёмы, направления
  • Филип Кемп. Кино. Всемирная история
  • Эдвард Росс. Как устроено кино. Теория и история кинематографа

Книги о том, как создаётся кино: 

  • Андрей Тарковский. Уроки режиссуры
  • Данила Кузнецов. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
  • Сидни Люмет. Как делается кино
  • Стивен Кац. Кадр за кадром. От замысла к фильму

Про глубинное понимание различных аспектов в кино:

  • Александр Павлов. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа
  • Александр Талал. Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка
  • Вадим Руднев. Психология кино
  • Дмитрий Ольшанский. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино
  • Камилл Ахметов. Кино как универсальный язык
  • Линда Сегер. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино
  • Михаил Жабский. Социология кино
  • Олег Аронсон. Метакино
  • Павел Родькин. Кинополитики. 13 опытов по герменевтике современного кинематографа
  • Роман Перельштейн. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве
  • Томас Эльзессер и Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело

Про историю кино:

  • Адам Бордмен. Как снимается кино. История кинематографа
  • Жорж Садуль. Всеобщая история кино
  • Михаил Трофименков. Кино и история. 100 самых обсуждаемых исторических фильмов
  • Николай Никулин: От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров. Главное в истории кинематографа

Про конкретные временные периоды кинематографа:

  • Антон Долин. Уловка XXI: очерки кино нового века
  • Брайан Рафтери. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все
  • Валерий Фомин. История российской кинематографии 1941-1968 гг.
  • Василий Новиков. Кинематограф XXI века. Влияние виртуальных новаций
  • Евгений Марголит. Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов

Книги о жанрах и категориях фильмов:

  • Антон Долин. Оттенки русского. Очерки отечественного кино
  • Валерий Турицын. Малоизвестные киношедевры
  • Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов
  • Дон Б. Соува. 125 запрещённых фильмов. Цензурная история мирового кинематографа
  • Михаил Трофименков. Культовое кино
  • Рональд Берген. Кино. Путеводитель по жанрам
  • Jurgen Muller. 100 All-Time Favorite Movies

Режиссёрские практики:

  • Андрей Плахов. Режиссёры настоящего и Режиссёры будущего.
  • Дэвид Мэмет. О режиссуре фильма
  • Робер Брессон. Заметки о кинематографе
  • Роджер Криттенден. Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа

Другая связь с кино:

  • Андрей Тарковский. Мартиролог
  • Осип Брик. Фото и кино
  • Эмилия Бикертон. Краткая история Кайе дю Синема

Если вас интересует тема кино, то можете почитать биографию датского кинорежиссёра Ларса фон Триера или посмотреть наш список из десяти , снятых в эпоху цветного кино.

У нас также есть , изобразительного искусства и фотографии.

«Комната 237», Родни Ашер, 2012

Кино, особенно по‑настоящему хорошее, — это предмет обожания и восхищения. Мы не просто рассматриваем все мелочи и детали, пересматривая любимый фильм, — мы ищем скрытые смыслы, отсылки и аллюзии. А можно пересматривать фильм лишь ради того, чтобы в сотый раз услышать любимую шутку и засмеяться.

Фильм Родни Ашера именно об этом фанатизме, переходящем в одержимость. Объект — великий триллер Стэнли Кубрика «Сияние», вольная экранизация одноименного романа Стивена Кинга. Для этого фильма мистическая комната 237 в отеле «Оверлук», в которой живет Зло, — один из центральных образов. Ашеру удалось собрать в своем фильме самые нетривиальные и необычные конспирологические теории о «Сиянии», которые прекрасно иллюстрируют, как устроено мышление фаната кино. А что если печатная машинка, на которой главный герой пишет свой роман, — это отсылка к неслучившемуся фильму Кубрика о холокосте? А что если весь фильм — это закодированное признание Кубрика в том, что он снял фальшивую высадку американцев на Луну? А что если для настоящего понимания смысла фильма необходимо запустить его проигрывание с конца в начало? А что если весь фильм — это обвинение США в уничтожении коренного населения Америки?

Каждый такой вопрос, сколь бы странным и абсурдным он ни казался, заставляет задумываться о поиске ответа — а также о том, как много зависит от оптики, с которой мы вглядываемся в кино.