Иммерсивные премьеры: 17 способов сходить в театр у вас наконец-то появилась легитимная возможность поспать на спектакле. а еще покататься в кузове грузовика и многое другое

Виртуальная реальность

VR- и AR-спектакли тоже часто проходят под лейблом иммерсивного театра. Исследователь Лиам Ярвис предлагает для такого опыта термин «иммерсивное воплощение»

Он акцентирует внимание на том, какой зазор возникает между ощущениями физического тела и виртуального

Ярвис вспоминает понятие umwelt, что в переводе с немецкого означает «окружающая среда». Нейробиолог Дэвид Иглмен называет так подмножество реальности, которое доступно восприятию какого-либо живого организма. Всем нам свойственно считать, что Umwelt и есть вся реальность, но на самом деле, например, человеку доступны только десять триллионных от всех частот электромагнитного поля. А вот летучей мыши из знаменитой книжки философа Томаса Нагеля «Каково быть летучей мышью?» доступно больше, ведь эти животные воспринимают инфракрасное излучение. Мир в целом — в том числе те его части, доступ к которым закрыт для нас, — Иглмен предлагает называть Umgebung’ом.

НАСТОЯЩЕЕ

В 2015 году москвичам впервые показали «Русские сказки» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». По сути, это не один, а двенадцать коротких спектаклей, каждый из которых посвящен одной из сказок Александра Афанасьева. Тут и «Колобок», и «Марья Моревна», и «Звери в яме». Сказки показывали одновременно в большом, малом и репетиционных залах, а также в фойе второго этажа. Иммерсивным спектаклем в полном смысле слова «Русские сказки» назвать можно с натяжкой — в силу того, что бродить здесь можно исключительно в составе одной из трех групп. Никакой самостоятельности: у каждой группы — свой маршрут. Соответственно, чтобы посмотреть все 12 мини-спектаклей, прийти нужно три раза.

«Русские сказки»

К появлению «Черного русского» в 2016 году стало ясно, что для иммерсивного театра нужны отдельные здания, в которых ничего, кроме спектакля, происходить не будет. Режиссер Максим Диденко выбрал для своего проекта особняк Спиридонова постройки XIX века. Почти на целый год особняк превратился в «дом Троекурова» из «Дубровского» Александра Пушкина. Впрочем, в «Черном русском» мало что напоминает о хрестоматийном сюжете: здесь полуголые служанки, ожившие мертвецы и черные пельмени, которыми предполагается кормить артистов. Хореографию для проекта ставил Евгений Кулагин, чья самая известная работа — «Машина Мюллер», скандальный «спектакль с голыми» в «Гоголь-центре».

«Черный русский»

Главный недостаток спектакля — тот же, что и у «Русских сказок». Гостям на входе раздавали маски сов, лис или оленей, причисляя их к одной из групп. Отделяться и ходить самостоятельно — запрещено.

Спустя пару месяцев после премьеры «Черного русского» в другом особняке XIX века показали «Вернувшихся». Спектакль ставила американская компания Journey Lab, наиболее точно следуя примеру Punchdrunk и Sleep no more. Здесь вы можете сколь угодно, и как вам заблагорассудится, слоняться по четырем этажам особняка-спектакля.

«Вернувшиеся» основаны на пьесе «Привидения» норвежского драматурга Генрика Ибсена, исследующей темы морального выбора, инцеста и эвтаназии. Это 240 сцен, которые актеры разыгрывают в 50 комнатах особняка. Некоторые из них копируют интерьер типичного скандинавского дома, в то время как другие напоминают сцены из фильмов ужасов.

«Вернувшиеся»

На «Вернувшихся» каждый зритель видит только фрагменты трагедии и должен самостоятельно восстановить полную картину происходящего. Как оказывается, занятие это довольно утомительное — и потому можно взять перерыв и пропустить стаканчик в баре на первом этаже. А затем вернуться к просмотру — хотя бы из-за отлично поставленной сцены оргии.

Парадокс о зрителе

В целом главная особенность иммерсивных спектаклей — зрительская активность (или включенность, погруженность) и количество выборов, которые зрителям приходится совершать. Это и выбор, куда пойти, и выбор, насколько подробно изучать пространство и историю, и выбор, как действовать по отношению к другим зрителям и актерам. Вторая особенность — интенсивность опыта: он сильнее, если зрители становятся активными участниками действия.

Когда жанр только зарождался, казалось, что сочетание этих свойств гарантирует: если спектакль иммерсивный, то он ближе к демократической утопии и свободе, чем любой спектакль на сцене. Но вот, например, анонс иммерсивного шоу театра Crave под названием What Women Want (2019 год): «Каждый номер открывает новые грани притягательных женских образов и вовлекает зрителя в исследование женственности и сексуальности в контексте современной повседневности через призму мужского взгляда». А вот что говорит Федор Елютин, продюсер и глава компании «Импресарио», которая уже несколько лет возит в Россию громкие зарубежные иммерсивные спектакли, в том числе Remote X: «Если я называю событие „спектаклем“, то могу продавать на него билеты за пять тысяч рублей. На „экскурсию“ — не могу».

7

Что еще надо знать?

– Если стали свидетелем какой-то сцены – даже если она кажется вам странной или затянутой, – не спешите уходить в другую комнату. Лучше дождитесь окончания и отправляйтесь за каким-нибудь из понравившихся персонажей. Он, скорее всего, приведет вас к следующей сцене.

– Вообще, постарайтесь выбрать себе персонажа-проводника и ходите за ним – так вы меньше рискуете цельностью сюжета, который складывается в вашем сознании.

– Учтите, что действие циклично – в какой-то момент начинается луп, то есть персонажи, проиграв цикл, начинают его заново. Но делают это всегда немного иначе, иногда те же роли разыгрывают совсем другие актеры.

– Если вы чего-то не слышите (актеры часто вступают в диалоги друг с другом), не стесняйтесь подойти ближе. Иммерсивный театр максимально приближен к жизни, поэтому никто тут не станет поставленным голосом доносить реплики на галерку.

– А сейчас маленький (правда, маленький) спойлер. Постарайтесь не пропустить сцену оргии. Для этого время от времени наведывайтесь на нижний этаж, где обретается прислуга.

– Ну и, главное, если вдруг ощутили утомление (полсотни комнат не шутка) – не стесняйтесь отправиться в бар за подкреплением. Пожалуй, и мне туда уже пора.

Фото: пресс-материалы

Почему Москва стала местом мировой премьеры шоу?

На самом деле, «Вернувшиеся» оказались в Москве благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оригинальная идея поставить иммерсивный спектакль в Нью Йорке по пьесе «Привидения» знаменитого норвежца Ибсена принадлежит Виктору Карина (Journey Lab), хотя изначально речь не шла о том, чтобы делать проект в России. 

Для того, чтобы подогреть интерес, подготовить американскую публику к Ибсену и сделать небольшой «тизер» будущего спектакля, в начале 2016 года участники Journey Lab Виктор Карина и Миа Занетти решили поставить в Нью-Йорке своего рода приквел будущей постановки. Спектакль вышел под именем The Alving Estate

Приквел отсылал всех пришедших к событиям, предшествующим действию классической пьесы норвежского драматурга: режиссёрам было важно показать, что лежит в основе переживаний героев и наглядно продемонстрировать, как события из прошлого влияют на настоящее. Билеты на представление были очень быстро распроданы, а реакция критиков оказалось на удивление положительной

По счастливой случайности (как минимум, для прогрессивной театральной публики Москвы) на этом спектакле оказалась нынешний креативный продюсер «Вернувшихся» Анастасия Тимофеева, которую очень впечатлило увиденное. 

Идея поставить масштабный иммерсивный спектакль в Москве давно была у хореографа Мигеля, известного российской публике по популярному телепроекту «Танцы» на ТНТ. Мигель не один раз побывал на культовом иммерсивном шоу Sleep No More в Нью-Йорке и твердо решил сделать нечто подобное в Москве. Вместе с продюсером ТНТ Вячеславом Дусмухаметовым Мигель организовал встречу с молодыми участниками Journey Lab, авторами The Alving Estate, и предложил им сделать совместный иммерсивный проект в Москве. Уже весной 2016 года в российской столице началась активная работа над созданием мировой премьеры мистической пьесы «Вернувшиеся». 

История иммерсивности

Считается, что своё начало иммерсивный театр ведёт с 2000 года, когда компания Punchdrunk создала «Войцека» по Георгу Бюхнеру. Долго они не думали, и уже в 2009 поставили ещё более мощную и масштабную вещь — Sleep No More (по «Макбет» Шекспира). Шоу получилось в стиле Хичкока: саспенс и триллер «продают» отлично.

Но в этой логической цепочке часто забывают про «Неистового Роланда» 1969 года Луки Ронкони. Для своих нужд они задействовали церковь, разместив по разным углам движущиеся площадки. И зрители прохаживались между ними, выбирая те варианты развития событий, которые им больше нравились.

Россия, конечно, не вписалась в ряды первопроходцев новых театральных тенденций, но и до неё эта лавина дошла. Так в Москве поставили иммерсивный спектакль «Чёрный русский», взяв за основу роман Пушкина «Дубровский». И здесь создатели пошли немного дальше: выдали людям не обычные маски «безликих», а олицетворяющие разных животных. Таким образом определяется персонаж, за которым ты будешь следовать. Это, конечно, отбирает некую свободу, но с другой стороны — это настоящий театр, со сложным режиссёрскими приёмами и вполне конкретными выводами.

Недавно прогремевшие на обе столицы постановки «Вернувшиеся» и «Безликие» — продукт зарубежный, поэтому сложной драматургии от него ждать не приходится. Тем не менее, получилось отменное шоу, с большим количеством пластических и танцевальных номеров. Капелька Ибсена, капелька мистики, разбавим спецэффектами и впустим зрителя — рецепт представления, казалось бы, прост, но свои сложности и подводные камни бывают везде.

Особенности иммерсивного театра

  • Отсутствие барьера между аудиторией и актерами

  • Включение зрителей в повествование художественного произведения

  • Отсутствие социальных структур, отделяющих реальные конструкции от воображаемых

  • Полихроническое повествование (участник не играет главную роль, но в то же время у него есть право выбирать сценарий и локации)

Различная среда повышает вовлеченность зрителей в спектакль, давая им возможность выбирать сюжет. В некоторых иммерсивных пьесах интерьеры могут быть расположены на разных уровнях, где каждая комната может быть совершенно другой сценой спектакля. С помощью звуков и цветов можно воздействовать на зрителя.

Прощай, молодость

Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».

Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.

Что такое «иммерсивный спектакль»?

Иммерсивность (от англ. immersive — создающий эффект присутствия, погружения) — совершенно точно один из главных трендов современного искусства. Иммерсивный театр – не исключение, это своего рода закономерный итог сразу нескольких тенденций в прогрессивной режиссуре и в сфере популярного городского досуга. 

Главная особенность иммерсивного спектакля — возможность создать эффект полного погружения зрителя в происходящее и вовлечь его в сюжет постановки. В любой момент участники действия могут начать прямо взаимодействовать со зрителями — актеры могут обнять вас, завязать глаза, взять за руку или отвести в другую комнату. Порой для того, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта, достаточно просто на протяжении долгого времени смотреть ему в глаза. Отличительная черта иммерсивных постановок в том, что зрители перестают быть просто наблюдателями в зрительном зале и становятся полноправными участниками всего действия. Кстати зрительного зала в мире иммерсивного театра в традиционном смысле этого слова тоже нет, действие театра-променада развивается одновременно сразу в нескольких разных локациях. 

В случае с «Вернувшимися» действие пьесы происходит в особняке начале XIX века в Дашковом переулке в центре Москвы. Команде талантливых декораторов и художников по костюмам удалось воссоздать интерьер, впитавший в себя дух времени. В доме четыре этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается зачаровывающее действие, сочетающее в себе энергетику прогрессивного театра, визуальную эстетику кинематографа и поражающие воображение спецэффекты. 

Предпосылки к созданию иммерсивного театра

Идея вовлечь зрителя в театральную постановку появилась еще до того, как ввели термин «иммерсивный театр». Он начал существовать еще в XX веке. Например, русский режиссер Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актеров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Также Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией посредством прямого взаимодействия с ней, актеры его постановок нередко прикасались к зрителям. В мюзикле «Тайна Эдвина Друда» 1985 года аудитория голосовала за того, кто убил главного героя, и от этого выбора зависел финал.

Само понятие «иммерсивный» (создающий эффект присутствия) стали использовать после нью-йоркской постановки «Sleep No More» 2011 года, созданной британской театральной компанией Punchdrunk. Она поставлена по пьесе «Макбет» Уильяма Шекспира, была вдохновлена нуарными фильмами и имела отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года.

В начале постановки гости входят в отель через большие двустворчатые двери без опознавательных знаков и проходят по темному коридору, где проверяют свои пальто и сумки. Называя свое имя на стойке регистрации, они получают игральную карту в качестве билета, и их проводят наверх в лабиринт. Выходя из него, они оказываются в ярком, декорированном и полностью функционирующем джаз-баре отеля 1930-х годов Manderley. Спустя время назначаются номера, соответствующие карточкам гостя. Они получают свои маски и отправляются в грузовой лифт, где начинается их путешествие по пяти этажам.

В России первым иммерсионным спектаклем считается «Норманск» Юрия Квятковского в Центре имени Вс. Мейерхольда. Постановка основана на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а действие происходило на шести этажах ЦИМа (что похоже на постановку «Sleep No More»). Локациями были офисные помещения, фойе, гардероб, которые стали больницей, школой, квартирой, кабаре, баром. Зрители ходили в противомоскитной сетке и самостоятельно выбирали маршрут, тем самым создавая собственный сюжет.

В 2016 году появился иммерсивный мюзикл «Черный русский» по мотивам повести Александра Пушкина «Дубровский». Зрители попадали в дом Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, на входе им раздавали маски сов, оленей, лис. От маски зависел маршрут и, соответственно, сценарий спектакля. Для одних гостей главным героем был Дубровский, для других — Троекуров, для третьих — Маша. Но все три группы гостей все равно встречались на балу в большом зале.

Также известным иммерсивным спектаклем стал «Ответ Гиппократа» компании «Морфеус». Действие происходит в воображаемой больнице, где случилось трагическое происшествие. Игроки становятся детективами и стремятся выбраться из больницы. Спектакль «Вернувшиеся» поставлен по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Зритель попадал в старый особняк, где мог перемещаться свободно. Спектакль представлял собой 240 сцен, которые актеры разыгрывали в 50 комнатах особняка.

Также известными перформансами стали «Неявные воздействия», «Русские сказки», «Москва 2048». Популярность стал набирать формат «прогулок», когда зрители в наушниках перемещались по различным пространствам — паркам, барам, музеям, — выполняя действия ведущего. Так, современный режиссер Федор Елютин создал экспериментальный театр «Импресарио».

Логистика передвижений и нарратив

Словарь сайт-специфического искусства акцентирует наше внимание на том, как спектакль взаимодействует с окружающим пространством

Но не менее важно, как это пространство устроено внутри и как оно разворачивается перед зрителями во времени. Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:

Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:

  • маршруты со станциями — зрители могут перемещаться по локациям в одной группе или по принципу карусели (когда их делят на несколько групп, и они проходят локации в разной последовательности);
  • пространства, в которых можно бродить, — когда все зрители в любой момент могут зайти в любую точку пространства;
  • лабиринты — или, шире, пространства, в которых можно заблудиться (так сложно они устроены), и это чувство потерянности, возникающее у зрителей, можно рассматривать как художественный эффект.

Логистика определяет и способ, которым в спектакле будет рассказана история, — как ни странно, в иммерсивном театре часто рассказывают истории. Но сюжет обычно сконструирован не линейно, а более сложно, примерно как в компьютерных играх. Поэтому исследователь Генри Дженкинс предлагает говорить о «нарративных архитектурах» — и выделяет четыре их типа:

  • взывающие к воспоминаниям (evocative) — они напоминают зрителям об уже знакомым им мирах, вымышленных или реальных, и погружают в историю, которая всплывает в памяти благодаря узнаваемым элементам;
  • разыгрываемые (enacted) — они требуют от зрителей участия в истории по заранее подготовленным протоколам;
  • встроенные (embedded) — они призывают исследовать пространство в поисках записок, улик, аудиоотрывков и собрать из этих фрагментов историю; часто создатели продумывают подсказки, которые укажут на местоположение фрагментов (световые сцены, звуки, словесные намеки);
  • эмерджентные (emergent) — этот тип похож на «разыгрываемые», но отличается тем, что не требует отыграть заданную схему и не стремится к заранее определенному финалу; Дженкинс приводит в пример игру Sims, которая может быть «фрустрирующей, как сама жизнь».

Но бывает, что в иммерсивных спектаклях вовсе нет нарратива — авторы больше хотят, чтобы у зрителей появился новый чувственный опыт. Так происходит, например, в «Квартире», но бывают и другие похожие стратегии. Их точно описывает исследовательница Клер Бишоп в своей классификации арт-инсталляций:

сцены «сна/грез» — инсталляции или спектакли, стремящиеся вызвать у зрителей переживания, образы, чувства, которые предположительно мог бы испытывать герой действа, — зрителей как бы втягивают в чужой мир;

сцены «повышенной чувствительности» — спектакли, которые обращаются к собственным чувствам зрителей, но акцентируют их внимание на том, что вне спектакля остается незаметным, будь то визуальная, аудиальная, кинестетическая или ольфакторная информация;

сцены «миметического поглощения» — спектакли, которые дезориентируют зрителей, расщепляют их субъектность и таким образом ставят привычное восприятие под вопрос, например с помощью игры с масштабом, светом, зеркалами;
и, наконец, инсталляции и спектакли, в которых зрителям отводится активная роль: нужно принимать решения, действовать политически и т. п.

Но прежде чем поговорить о них, давайте рассмотрим еще один вид иммерсивных спектаклей, сфокусированных на чувственном опыте.

БУДУЩЕЕ

На театральном фестивале «Толстой Weekend» в Ясной поляне показали спектакль «Зеленая палочка» театра Gruppo Baston Verde. Сюжет посвящен молодому Льву Николаевичу: в детстве старший бра Николай рассказал ему, что секрет счастья нацарапан на зеленой палочке, которая потерялась где-то на территории поместья. Зрители надевают толстовские рубахи и маски с лицом писателя, а затем отправляются в путешествие по поместью длительностью в полтора часа. Перед ними разворачиваются не то сцены из детства писателя, не то фантазии на тему поисков смысла жизни.

Тут и школа, где вас попросят написать диктант, и обед посреди поля, и дуэль. Спектакль возымел успех — и потому идут переговоры о том, чтобы показывать его в Ясной Поляне на регулярной основе.

«Зеленая палочка»

В Москве, в свою очередь, в июле открывается пространство Experience Space. В особняке на Пушечной улице можно будет увидеть две работы бельгийской компании Ontroerend Goed — прошлогоднюю премьеру «Твоя игра» и новый спектакль Smile Off. Это так называемые «спектакли для одного зрителя». В «Твоей игре» зритель попадает в лабиринт из комнат с зеркалами и видеопроекциями, где через общение с проводниками-актерами открывает свое «настоящее я». В Smile Off все строится на запахах, звуках и прикосновениях, так как зритель на протяжении всего спектакля остается сидящим в кресле с повязкой на глазах и связанными руками.

На российской почве

В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.

К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.

норманск

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Фото: meyerhold.ru

«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.

Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.

На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.

нормакс

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Фото: meyerhold.ru

Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.

Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.

нормакс

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Фото: meyerhold.ru

Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.

«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».

Английский пациент

Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот

Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки

больше не спать

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Фото: punchdrunk.org.uk

Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.

Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.

Больше не спать

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Фото: punchdrunk.org.uk

И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.

История и законодатели

Лидером жанра считается лондонская группа PunchDrunk. Их постановка Sleep No More считается культовой. В основе спектакля лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Площадкой для шоу стал огромный заброшенный отель, напоминающий лабиринт.

Зрителям на входе надевают карнавальную маску и отпускают на прогулку по отелю. Гости словно попадают в сон: сквозь дымку они наблюдают за актёрами, которые танцуют, занимаются любовью, убивают и обманывают друг друга. Каждый персонаж играет три одинаковых часовых цикла. Всего в шоу 13 сюжетных линий.

Ещё одним трендсеттером иммерсивного театра считается американская компания Third Rail Projects, которая поставила Grand Paradise. Это спектакль о семье, с которой происходят странные вещи во время отпуска.

На входе зрителям раздают посадочные билеты на самолёт, по сюжету они летят на курорт. Потом они попадают на таинственный остров, по атмосфере напоминающий американское побережье 70-ых. Пресса отмечает, что зритель в Grand Paradise по-настоящему чувствует себя действующим лицом. Постановка исследует сексуальность, бросая зрителям вызов.