Contents
- Подвиг: краткое содержание официальной версии
- Факты и предположения
- Неназванные герои
- Противоречивые данные
- Начало службы в авиации
- Память
- Оружие русских
- Попытки опровержения альтернативной версии
- Неожиданные находки
- Обломки, извлечённые из Мацкийского болота
- Биография
- «Стрелки-радисты подпустили тяжелый ночной истребитель, и он их расстрелял просто в упор»
- Авторы Гайдпарка
- «Огненный экипаж»
- На врага!
Подвиг: краткое содержание официальной версии
Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.
Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.
В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.
Факты и предположения
После начала в СССР Перестройки многие незыблемые истины стали рушиться. Не избежал переосмысления и подвиг Гастелло. Почти 60 лет все считали этого человека выдающимся героем. Его имя знали миллионы советских школьников. Но вдруг стали раздаваться голоса, утверждающие, что таран совершил совсем другой человек, а Николай Францевич получил звезду героя незаслуженно. Что же послужило причиной столь категоричного утверждения?
После того знаменательного боя, в котором геройски погибли лётчики, их тела были захоронены местными крестьянами в братской могиле. В 1951 году наступила знаменательная дата – 10 лет со дня героического поступка. Поэтому останки героев решили перезахоронить. Могилу раскопали, достали останки людей, но тут всех ждал неприятный сюрприз.
Из личных вещей, найденных в могиле, следовало, что в ней захоронены совсем другие люди. Ими оказались капитан Александр Спиридонович Маслов (1907-1941) и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов (1918-1941). Эти люди служили в том же авиационном полку, что и мужественные герои, но считались пропавшими без вести. Однако получалось, что именно Александр Маслов совершил подвиг, а вовсе не его сослуживец и ровесник Николай Гастелло.
Но менять что-либо было уже слишком поздно. Останки лётчиков перезахоронили, а на том месте, где они лежали, поставили монументальный памятник, символизирующий подвиг того, кого уже 10 лет чествовали как героя. Обнаруженные обломки самолёта, принадлежавшие экипажу Маслова, перевезли в Минск и поместили в музей. Там этот экспонат также отнесли к гастелловскому. Со всех людей, задействованных в этом деле, взяли подписки о неразглашении. И никто о нём не вспоминал вплоть до конца 80-х годов XX века.
Альтернативная хронология событий
Что же в действительности произошло в тот злополучный июньский день, и как развивались подлинные события? Согласно альтернативной версии, рано утром 5-го дня войны бомбить врага вылетело звено капитана Маслова. Немецкая зенитная батарея подбила самолёт, и он загорелся. Александр Спиридонович направил бомбардировщик на немецкую колонную двигающуюся по дороге. Но управление уже было потеряно, поэтому пылающая машина упала в поле в нескольких десятках метрах от дороги. Ближе к ночи местные жители разобрали обломки, вытащили тела лётчиков и похоронили их в наскоро вырытой могиле.
Через 3 часа после вылета Маслова в воздух поднялось звено будущего бессмертного героя. Состояло оно из 2-х машин. В ведущей находились гастелловский экипаж, а в ведомой сидели лётчики Воробьёв и Рыбаса. Немцы подбили бомбардировщик Гастелло над деревней Мацки. Упал он в Мацковское болото. От него до места падения масловского самолёта примерно 20 км.
Вечером местные жители пришли на место трагедии и обнаружили обгоревший труп. В кармане гимнастёрки было найдено неотправленное письмо, адресованное Скоробогатой. По-всей видимости это была жена или мать Григория Николаевича Скоробогатого, который являлся членом гастелловского экипажа. Больше никаких тел местными жителями найдено не было.
Экипаж ведомого самолёта вернулся на аэродром. Воробьёв и Рыбаса написала рапорта. В них они указали, что якобы видели, как горящая командирская машина врезалась в гущу немецкой техники на дороге. Однако эти докладные записки не сохранились. Смущает также тот факт, что Воробьёв появился в авиационном полку только 10 июля. До этого он служил в другой воинской части.
Отступающей Красной Армии нужен был пример мужества. Он был необходим, как воздух. И такой пример был найден. Вот только с фамилиями напутали. Но объективности ради надо заметить, что оба погибших экипажа отдали свои жизни за родину. И все эти люди заслуживают самой высокой награды, так как являются настоящими героями. То же самое можно сказать о миллионах других советских солдат, которые точно так же гибли на огромной территории от Балтийского моря до Чёрного.
В наши дни выяснять, кто в большей степени герой, а кто в меньшей – просто неэтично. Что же касается обелиска, поставленного на месте гибели мужественных лётчиков, то это дань уважения не только им, но и тысячам других точно таких же лётчиков, расставшихся с жизнями ради победы.
Михаил Стариков
Неназванные герои
В 1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия тех событий. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. Там были обнаружены останки экипажа другого лётчика, Маслова, который ранее считался пропавшим без вести. Тогда этот факт скрыли, и на месте гибели Маслова поставили стелу в честь подвига Гастелло. Из-за этого было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором «огненного тарана». Эта версия была тщательно изучена и не получила официального подтверждения по многим причинам. Но в 1996 году Маслову и всем членам его экипажа были присвоены звания Героев Российской Федерации (посмертно).
Единственные очевидцы «огненного тарана» лейтенанты Воробьёв и Рыбас погибли в том же 1941 году. Их рапорты не сохранились до наших дней.
Достоверно известно только одно: экипажи Гастелло и Маслова геройски погибли в один день при исполнении боевого задания и достойны славы.
К сожалению, на долгие годы в тени остались другие члены экипажа Николая Гастелло, которые погибли вместе с командиром во время «огненного тарана»: лейтенант Бурденюк, старший сержант Калинин и лейтенант Скоробогатый (лётчик того же полка, он попросился в боевой вылет вместо штатного стрелка).
О них как будто забыли. И только в 1958 году все они были посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.
Противоречивые данные
Впервые о подвиге Гастелло советские люди узнали 5 июля 1941 года. В сводке Совинформбюро сообщалось, что самолет командира эскадрильи «капитана Гастело» был сбит вражеской зениткой, но бесстрашный летчик направил горящую машину прямо в скопление бронетехники противника
При этом сразу обращает на себя внимание ошибка – фамилия летчика была написана с одной буквой «л», а имя вообще отсутствовало, кроме того, не было сказано каким самолетом управлял Гастелло (истребителем или бомбардировщиком), были ли в машине другие члены экипажа, когда был совершен таран. Очевидно, авторы сообщения обладали ограниченными и, возможно, непроверенными сведениями
10 июля в газете «Правда» публикуется очерк П. Павленко и П. Крылова «Капитан Гастелло». Здесь уже появляются имя и отчество героя – Николай Францевич, а к фамилии добавляется ранее пропущенная буква «л». Содержится в заметке и краткая биографическая справка о Гастелло: родился в 1907 году Москве, по национальности белорус, работал на заводе, воевал с японцами на Халхин-Голе и с финнами в Карелии. Однако о самом подвиге сказано не больше, чем в сводке от Совинформбюро.
Уже позднее исследователи выяснили подробности тех немногих дней войны, в которые успел отличиться Николай Гастелло. Еще весной 1941 года летчику был предоставлен бомбардировщик ДБ-3Ф, который через год получит название ИЛ-4. 24 июня 1941 года с этого самолета Гастелло уничтожит немецкий «Юнкерс-88», правда в воздух он не поднимался – на это не было времени. Гастелло расстрелял немца прямо с земли, из пулемета, находящегося на стрелковой турели ДБ-3Ф.
А спустя два дня Гастелло вылетел на свое последнее задание. В его экипаж также входили штурман Бурденюк, люковой стрелок Скоробогатый и стрелок-радист Калинин. В задачу экипажа входила бомбардировка вражеской механизированной колонны, двигавшейся по направлению Молодечно-Радошковичи.
О произошедшем мы узнаем из рапорта лейтенантов Воробьева и Рыбаса, следовавших параллельным курсом на другом самолете. На их глазах подстреленный немецкой зенитной пушкой бомбардировщик, которым управлял Гастелло, развернулся и пошел в самую гущу вражеской колонны, до последнего стреляя по противнику из пулемета. Последовавший за тараном выброс пламени охватил большую часть немецкой техники.
За совершенный подвиг Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза, однако это произошло лишь спустя месяц после описанного события. Остальные члены экипажа по непонятным причинам не были удостоены такой высокой награды (только в 1958 году их наградили орденами Отечественной войны I степени). Может, поэтому Гастелло в послевоенное время часто называли пилотом истребителя, давая понять, что он был в самолете один.
Начало службы в авиации
В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.
Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.
Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.
Память
- Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.
- Драматург И. В. Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой главный герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
- Гастеллово — посёлок в Славском районе Калининградской области;
- Гастелло — село в Тенькинском районе Магаданской области;
- Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области;
- Гастелло — железнодорожная станция Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги;
- Гастелловка — река на острове Сахалин;
- Гастелло — село в Жаркаинском районе Акмолинской области Казахстана;
- Имени Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области.
- Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии (Приднестровья).
- В городах Керчь и Симферополь Республики Крым есть улица Гастелло.
- В городе Кызыл (Республика Тува) есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло;
- В городе Хабаровске есть сквер и парк имени Гастелло, в настоящее время парк заброшен;
- В городе Краснодаре имя Гастелло носит средняя школа № 17;
- в г. Муроме имя Николая Францевича Гастелло носит школа № 33, которую он окончил.
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа средняя школа № 366;
- В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа улица.
- В городе Енисейске Красноярского края именем Гастелло названа улица в микрорайоне «Авиапорт».
- В честь Н. Ф. Гастелло названо сельскохозяйственное предприятие в Минском районе Минской области Белоруссии (ОАО «Гастелловское»).
- Стадион им. Гастелло в городе Муроме (Владимирская область) и в городе Уфе (республика Башкортостан).
Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:
- на шоссе Минск-Вильнюс — на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976);
- в Москве, в Сокольниках;
- в городе Кулебаки Нижегородской области[источник не указан 1165 дней];
- в городе Муроме Владимирской области (на площади ж/д вокзала);
- в городе Починке Смоленской области (на въезде в город);
- в городе Ростов-на-Дону Ростовской области;
- в городе Уфе, Республика Башкортостан (1985). В Уфе есть также микрорайон города, памятный сквер и стадион, названные в честь Н. Ф. Гастелло. В 1977—1992 гг. в чемпионатах СССР по футболу Уфу представлял спортивный клуб имени Николая Гастелло, в городе имеется также шашечный клуб «Гастелло»;
- в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов), Украина;
- в городе Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена средняя школа № 31 имени Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло;
- в городе Фергане Узбекской ССР на территории дислокации полка военно-транспортной авиации, носящего имя Гастелло, ему был установлен памятник;
- в городе Чойбалсан (Монголия) во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе;
- в пгт Радошковичи (Молодечненский район Минской области Белоруссии) в сквере на площади, носящей его имя;
- в посёлке Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный) Московской области, около средней школы № 3, носящей его имя.
- в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря имени капитана Гастелло.
Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.
С этим читают
Оружие русских
Классический воздушный таран – это направление своего самолета на противника. Впервые его применял в сентябре 1914 году штабс-капитан Петр Нестеров. На высоте более 500 метров летчик направил свой моноплан на самолет австрийцев. С тех пор наши пилоты стали часто пользоваться этим способом ведения боя.
Особое распространение таран получил во время Великой Отечественной. Наши летчики пользовались им при израсходовании топлива и боеприпасов или в случае выхода из строя оружия.
Разновидностью тарана является огненный таран. Он использовался при значительных повреждениях самолета, когда было понятно, что летательный аппарат ждет неминуемая гибель. Летчик в такой ситуации стоял перед сложным выбором: или не выполнить задание и попасть в плен, или ценой собственной жизни уничтожить врага. Нередко выбирали второе. В таком случае самолет направлялся в скопление живой силы и техники врага на земле или в водную цель.
Попытки опровержения альтернативной версии
Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича – полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.
Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.
Неожиданные находки
В канун 10-летия подвига Гастелло в правительстве решили перезахоронить останки погибшего экипажа и конечно же обратились к жителям Декшнян, многие из которых помнили, как все произошло и указали точное место падения самолета. Но, к удивлению комиссии, которую возглавлял подполковник Котельников, авария произошла почти в 200 метрах от шоссе, где вряд ли могла находиться немецкая колонна. На заданный местным жителям вопрос, что они помнят о таране, Котельников, не получил внятного ответа.
Но главная неожиданность была впереди, когда раскопали могилу. В ней нашли полуистлевшую планшетку, принадлежавшую полковому сослуживцу Гастелло капитану Александру Маслову, не входившему в состав экипажа летчика-героя. Помимо этого, был обнаружен медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Как было установлено, экипаж Маслова выполнял то же боевое задание, что и Гастелло, однако до этого времени считался пропавшим без вести.
Разумеется, введенный в замешательство Котельников тут же доложил о находке в райком, тот переадресовал информацию вышестоящему начальству. В конечном итоге подполковнику пришел недвусмысленный ответ: тихо перезахоронить останки Маслова и Реутова и не предавать огласке случившееся. Позднее на месте гибели Маслова и Реутова был установлен памятник Гастелло и его экипажу.
В 1990-е годы, когда историкам стали доступны многие архивные документы, был поднят «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии» с 22 по 28 июня 1941 года. Там содержались сведения и о экипаже Гастелло. О совершенном «огненном таране» ни слова, зато было указано, что один из членов экипажа успел выпрыгнуть из самолета с парашютом, но кто – неизвестно.
Позднее всплыло еще одно неожиданное свидетельство. Оказывается, в тот же день 26 июня, подбитый советский самолет видели жители села Мацки, которое находится более чем в 10 километрах от места предполагаемого тарана. Машина упала в близлежащее болото. Кроме того, они заметили, как еще в воздухе с крыла самолета спрыгнул парашютист и очевидно угодил в плен к немцам. Крестьяне нашли на месте аварии обгоревшие останки летчиков и еще две важные улики: письмо на имя Скоробогатой и медальон с инициалами А.А.К. Очевидно, что письмо принадлежала Скоробогатому, а медальон – Калинину – членам экипажа Гастелло.
Позднее в руки военных попал обломок того самолета – бирка от двигателя М-87Б с серийным номером, который, как выяснилось, принадлежал бомбардировщику Гастелло. Разумеется, останки летчиков никто не идентифицировал, но зато было ясно, кто покинул самолет: из-за конструктивных особенностей ДБ-3Ф с крыла мог спрыгнуть только пилот, то есть Николай Гастелло.
Обломки, извлечённые из Мацкийского болота
Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова. Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе. Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло – Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.
Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.
Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку – пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.
Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?
Биография
Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
Служба в рядах Красной Армии
- В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.
- Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).
- Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
- В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
- Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.
Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
- Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941).
- Командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88».
Подвиг
26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
«Стрелки-радисты подпустили тяжелый ночной истребитель, и он их расстрелял просто в упор»
Один из основателей авиаархеологии в Беларуси, создатель группы военной истории «Рубон» Дмитрий Киенко занимается этим уже 17 лет — с начала нулевых. Начинал как поисковик, с товарищами по истфаку Гродненского госуниверситета «поднимал» останки солдат, погибших в июньских боях 1941 года. Говорит, их много в ДОТах «линии Молотова» — укреплениях, построенных после присоединения Западной Беларуси к СССР.
Но поиск самолетов оказался интереснее. Хотя и знаний требуется много — обычно на истфаках отличать остатки рядного мотора от «звезды» не научат.
— Авиаархеология — она более интеллигентная, что ли. Любой авиаархеолог должен много знать в инженерном плане. Бывает, что приезжаешь на место падения самолета, и совершенно непонятно, какой он. И авиаархеолог по найденным элементам должен определить марку и модель — то же самое, как после автомобильной аварии определить по кускам бампера, что за машина совершила ДТП и скрылась. А потом, зная модель самолета, выяснить судьбу экипажа, — рассказывает Дмитрий.
Мелочи значат очень много. Вот в Крупском районе стоит сарай, конек на его крыше сделан из алюминия — на него пошла обшивка советского бомбардировщика СБ, сбитого здесь в первое военное лето.
Неспециалист вряд ли поймет, что конек на сарае в Крупском районе сделан из обшивки советского бомбардировщика СБ. Фото предоставлено Дмитрием Киенко
99% людей, и автор статьи тоже, прошли бы мимо и не заподозрили, что перед нами «эхо войны» — Дмитрий такие вещи находит. Сначала он работал только по Гродненской области, потом переключился на Минскую.
Обычно поиск сбитого самолета начинается с легенды. В деревне годами и десятилетиями сохраняется память, что где-то поблизости рухнул сбитый советский или немецкий самолет, откуда выпрыгнул с парашютом либо погиб летчик. Рано или поздно информация доходит до краеведов, а через них — до авиаархеологов. Потом начинаются долгие поиски. Иногда искать приходится годами.
— В этом году мы закончили поиск в Крупском районе — на него ушло четыре года. Здесь были сбиты два самолета A-20, американских (Douglas A-20 — многоцелевой самолет, разработанный в США и массово поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. — Прим. TUT.BY). Летчики погибли и были похоронены как неизвестные у деревни Новые Денисовичи, — рассказывает Дмитрий Киенко. — Кроме легенды о том, что летчики действительно были из этих самолетов, никаких сведений у нас не было. В итоге мы все нашли, доказали, что погибшие пилоты действительно летали на них, узнали фамилии. И нашли сначала один самолет, а потом, в восьми километрах, второй, оба из одного полка. Теперь надеемся, что местные власти помогут поставить здесь памятник
Фото летчиков уже найдены, но мы опубликовать их пока не можем — сначала они должны появиться в научной статье Дмитрия. Зато есть история, связывающая их гибель с современностью.
— Из экипажей двух американских самолетов в Крупском районе выжило 4 человека. И они описали, как все происходило. Стрелки-радисты по неопытности подпустили тяжелый ночной истребитель на 50−100 метров, и он их расстрелял просто в упор, — рассказывает он. — Они говорят, «мы факелом летели к земле». Помните песню «1100» группы «Ария»? «Наш стрелок был сущим дьяволом, он не думал умирать, черный крест заходит справа нам, но некому стрелять». Как только услышал эту песню, всегда мечтал найти что-нибудь, связанное с ней. И нашел. Маргарита Пушкина, автор текста этой песни, — дочь командира дивизии, которой принадлежали сбитые под Крупками A-20.
Авторы Гайдпарка
-
МУСТАФА
Согласны ли Вы с результатами выборов в Государственную думу?
Читать полностью
-
Валерий И. Чурбанов
Вот почему филолог советует учить язык Гамлета
Читать полностью
-
Алексей Хохлов
Возвращаемые капсулы пилотируемых космических кораблей прошлого и будущего
Читать полностью
-
Борис Ихлов
Последствия бегства США и Афганистана
Читать полностью
-
Светлана Никитина
Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата
Читать полностью
-
Дмитрий Сидоров
Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов
Читать полностью
-
Александр Головенко
Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга
Читать полностью
-
Игорь Авдеев
Против
Читать полностью
-
Сергей Слизников
Демократия и Россия – два несовместимых понятия
Читать полностью
-
Александр Ларин
Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая
Читать полностью
-
WikiLeaks
В Белоруссии отмечается новый государственный праздник
Читать полностью
«Огненный экипаж»
Из посмертного наградного листа капитана Николая Францевича Гастелло:
«Получив прямое попадание, объятый пламенем самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».
Такова официальная версия подвига Гастелло, к которой остаётся только добавить, что неназванными членами экипажа были: штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый.
Долгое время о них практически не вспоминали, и посмертной награды они удостоились лишь спустя 17 лет, в 1958 году.
Сам Николай Гастелло, по словам его сына Виктора, считал боевую дружбу и взаимовыручку главным в бою.
Самым молодым из экипажа был штурман Анатолий Бурденюк, к началу войны ему только исполнилось девятнадцать. Под командование Гастелло он попал в апреле 1941 года в качестве летчика-наблюдателя – отправили, чтобы молодой авиатор опыта набрался. Впоследствии Виктор Гастелло вспоминал о Бурденюке:
«Анатолий любил жизнь, спешил жить, ему казалось, что время тянется очень медленно».
Алексей Калинин, в отличие от Бурденюка, был штатным стрелком-радистом в экипаже Николая Францевича. По воспоминаниям Виктора Гастелло, его отец отзывался о нем: «надежный, грамотный паренек, с которым в полёте есть полная уверенность».
На врага!
Первым полыхающий самолет на противника направил 27-летний старший лейтенант Петр Чиркин. Это произошло в разгар боя у города Стрый на Западной Украине. Символично, что свой подвиг он совершил в первый день войны – 22 июня 1941 года. Истребитель И-153 ворвался прямо центр немецкой танковой колонны.
Навсегда вписан в историю русской воинской славы и подвиг экипажа капитана Николая Гастелло. 26 июня два бомбардировщика ДБ-3ф вели обстрел колонны немецких танков у Радошковичи-Молодечно. Самолет Гастелло облетел бронетанковую группу Вермахта, стоявшую у цистерн с горючим.
Самолет уже уходил от цели, как вдруг в топливный бак летательного средства попал снаряд. Спустя несколько секунд самолет оказался объят пламенем. В этот момент Гастелло развернул его и направил его в скопление танков.
В сентябре 1941 года первый и пока единственный раз в истории таран совершила женщина. Летчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 сумела уничтожить один истребитель фашистов, а затем пошла на таран второго. От удара «Мессершмит» разломился пополам, а сама летчица погибла.