Ганс рудольф гигер: биография и работы художника

Стиль

«Машина рождения», скульптура Гигера, Грюйер, Швейцария

«Женский торс», скульптура Гигера на выставке 2009 года, Швейцария

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили — эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства».

Сотрудничество с музыкантами

Микрофонная стойка Джонатана Дэвиса, созданная Х. Р. Гигером

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn — Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

  • Shiver — Walpurgis (1969)
  • Emerson, Lake & Palmer — Brain Salad Surgery (1973)
  • Floh de Cologne — Mummies (1974)
  • Island — Pictures (1977)
  • Magma — Attahk (1978)
  • Дебора Харри — Koo Koo (1981)
  • Celtic Frost — To Mega Therion (1985)
  • Стивен Стивенс — Atomic Playboys (1989)
  • Mekong Delta — The Principle of Doubt (1989)
  • Atrocity — Hallucinations (1990)
  • Sacrosanct — Recesses for the Depraved (1991)
  • Assorted Heap — Mindwaves (1992)
  • Monev — Genital Psychopatological Orgy (1992)
  • Archaic Torse — Sneak Attack (1992)
  • Danzig — Danzig III: How the Gods Kill (1992), Dirty Black Summer (1992, сингл)
  • Demigore — Imortification;
  • Carcass — Heartwork (1993)
  • Hide — Hide Your Face (1994)
  • Triptykon — Eparistera Daimones (2010)
  • Triptykon — Melana Chasmata (2014)

Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом «Rolling Stone» в список ста выдающихся обложек века.

От «Ностромо» до «Прометея»

Всем известный «бублик» — плод бессонных ночей Гигера. Первоначальный вид космического корабля пришельцев несколько раз менялся. В первом случае это была пирамида, а на эскизе выше вы видите вторую версию

Торообразный вариант Гигера стал настоящим событием не только для «Чужого», но и для всей космической фантастики

Один из эскизных рисунков космического буксира «Ностромо». Концепт также несколько раз меняли, но никаких радикальных изменений в стиле Гигера не было.

По сравнению с сегодняшним днем, интерфейсы и экстерьеры на космическом корабле землян «Ностромо» из фильма 79-го года были ближе к реальности того времени. Это сейчас в каждом фильме нам показывают голографические экраны и многокилометровые космические махины, а тогда людям хватало и простого монитора в маленькой комнате.

Только кнопки, только хардкор.

В фильме «Прометей» действие происходит до событий первого «Чужого», но разница в технологиях по сравнению с фильмом 40-летней давности заметна сразу.

По мифологии, один из самых больших космических кораблей корпорации Weyland с 2034 года — USCSS Prometheus, был введен в эксплуатацию в 2072 году. Внутри находится термоядерный реактор на 2,1 тераватта. Корабль оснащен гибридными двигателями, способными работать в межзвездном и атмосферном режимах. «Вейланд Индастриз» не оснастила этот корабль вооружением — как, впрочем, и любой другой летательный аппарат вселенной «Чужих».

Чужой

Первая встреча с кинематографом у Гигера состоялась в 1969 году в фантастической короткометражке Фреди М. Мурера «Swiss Made 2069», для которой художник создал ряд конструкций, используя биомеханический метод объединения природных и техногенных элементов. В 1975 году он принял участие в попытке перенести роман Фрэнка Герберта «Дюна» на экран.

Иллюстрация из книги «Некрономикон», Ханс Гигер

Под творческим контролем режиссёра Алехандро Ходоровски было подготовлено значительное количество рисунков Хансом Гигером, Крисом Фоссом, Жаном Жиро (Мёбиус), которые обещали потрясающий результат фильму, снимет который уже Дэвид Линч в 1984 году.

Дизайн мебели для Харконненов, созданный Гигером, в фильме Линча не был использован. Но сотрудничество с Ходоровски привело к короткой встрече со сценаристом и режиссером Дэнном О’Бэнноном.

Иллюстрация из книги «Некрономикон», Ханс Гигер

«Я люблю гениев и имел честь работать с несколькими. Один из них Гигер. Я встретил его в Париже, и он подарил мне книгу со своим искусством. Я сосредоточенно изучал её долгую ночь в своей комнате на Левом берегу. Его фантастические картины и скульптуры потрясли меня своей оригинальностью, и вызвали во мне глубокие тревожные мысли и глубокое чувство ужаса. Благодаря им в моей голове созрела идея. Этот парень должен создать монстра для кино. Никто никогда не видел ничего подобного на экране», – вспоминал О’Бэннон.

Так, благодаря О’Бэннону в 1977 году «Некрономикон» Гигера попал в руки режиссера Ридли Скотта, который уже начал работу над проектом «Чужой». Скотт был настолько поражен увиденным, что без дальнейших раздумий предложил Гигеру заняться созданием инопланетного ксеноморфа. Рисуя инопланетное чудовище, швейцарец вдохновлялся тем самым черепом, который много лет назад получил в подарок от отца.

Иллюстрация из книги «Чужой», Ханс Гигер

«Мой энтузиазм в отношении фильма значительно усилился, когда я понял, что мы сможем создать монстра, который будет лучше большинства всех тех, которые были созданы», – говорил Ридли Скотт, договорившись о сотрудничестве с Гигером.

Так, фирменный Гигеровский мэш из костей и механизмов, объединенный с распадом и сексуальностью, придавал инопланетному антагонисту уникальный ингредиент необходимый для того, чтобы дистанцироваться от других стандартных фантастических образцов.

В оригинальных иллюстрациях у «Чужого» были глаза, но для фильма Гигер настоял на том, чтобы лишить монстра органов зрения. Художник полагал, что холодный безэмоциональный вид окажется эффектнее.

По признаниям актеров, на съемочной площадке у них неоднократно случались истерики, нервные срывы и приступы панических атак. Дело тут не только в пугающих образах Гигера, но и в довольно жестоком подходе Скотта.

Во время съемок ключевых сцен режиссер не предупреждал актеров о том, что именно с ними будет происходить в кадре и откуда на них набросится инопланетное чудовище. Ридли Скотт был убежден, что только таким образом сумеет добиться максимально реалистичных эмоций.

Оружие

Самодельный огнемет занял место в пантеоне славы «Чужого»

В первом «Чужом» оружия как такового не было — действие происходило на космическом корабле, а любое ранение пришельца превратило бы корпус в решето. В третьей части огнестрельное оружие также не используется. В картине «Чужой: Воскрешение» мелькает много самодельных уникальных образцов, сделанных из всякого мусора. И еще немного в «Прометее», но тоже никаких технологий будущего.

Концепты способа передвижения французского инвалида-колясочника и его вооружение в фильме «Чужой: Воскрешение». Не удивительно, что многие воспринимают фильм как сатиру на будущее

Джеймс Кэмерон, снимая фантастический боевик «Чужие», без оружия обойтись не мог. Как и во всех остальных своих фильмах Кэмерон вместо футуристических образцов явил зрителю максимально приближенное к реальности вооружение.

«М41А Pulse Rifle» — это штурмовая винтовка с воздушным охлаждением, изготовлена из сплавов алюминия, титана и углеволокна. Магазин заряжен безгильзовыми патронами. Емкость батареи рассчитана на 99 выстрелов при скорострельности 900 выстрелов в минуту (режим стрельбы можно менять).

Оружие оснащено электронным счетчиком боеприпасов и подствольником с осколочно-фугасными гранатами. Но это все в фильме. В реальности Кэмерон использовал гибрид автомата Thompson M1A1и двух дробовиков, Remington 870 и Franchi SPAS-12. В результате «М41А Pulse Rifle» ему так понравится, что он использует винтовку в фильме «Терминатор 2: Судный день» (так уж вышло, что эта картина в 3D-версии также выйдет на экраны в текущем году).

Винтовка понравилась не только режиссеру. Фанаты самостоятельно создали стреляющую копию.

Импульсный умный пулемет, в основу которого был положен реальный немецкий пулемет MG-42. Общая длина оружия превышала 125 сантиметров.

Если вы не знаете, чем занимается Кэмерон в долгих перерывах между своими фильмами, то вот вам идея — детально рисует концепты всей техники.

Звёздный час художника

Благодаря этому циклу работ швейцарский художник попал в поле зрения режиссёра Ридли Скотта, начинавшего тогда работу над фильмом «Чужой». Он предложил Гигеру сотрудничество в создании графического образа неземных существ, вокруг появления которых разворачивался сюжет картины, а также общего художественного дизайна постановки.

Совместная работа с Ридли Скоттом стала звёздным часом Гигера, и в 1980 году сделала его лауреатом премии «Оскар» в номинации за «Лучшие визуальные эффекты». Созданные им рисунки пришельца с кислотной кровью были использованы в качестве эскизов для трёх последующих фильмом этого цикла. Они же вошли в дилогию «Чужой против хищника», хотя в ней, по желанию постановщиков, претерпели кардинальные изменения. При участии Гигера снимались и такие, завоевавшие популярность фильмы, как «Обратная сторона», «Особь», «Полтергейст 2» и ряд других.

Деревянный планетоид и другие безумства

Соберите вместе все отвергнутые идеи по «вселенным» «Звездных войн», «Матрицы» и «Терминатора» и все равно они окажутся малочисленными и невзрачными по сравнению с нереализованными сценариями одного лишь фильма «Чужой 3». Достаточно сказать, что изначально для фильма было написано 11 сценариев — это лишь те, о которых мы знаем точно.

Из-за неразберихи, творящейся на проекте, огромное количество идей от более чем девяти авторов сгинули в небытие. Более того, даже про Гигера, присылавшего свои концепты для фильма и даже построившего за свои деньги полноценную модель нового вида Чужого, забыли полностью и не включили его имя в финальные титры. Художнику пришлось подать в суд, чтобы отстоять свое право называться «отцом» Чужого.

В результате картиной остались недовольны все причастные к проекту люди. Студию и продюсеров не удовлетворили кассовые сборы, режиссер Дэвид Финчер вообще считает, что фильм загубили жадные студийные боссы и открещивается от авторства; недовольными остались и сценаристы, чьи идеи либо выкинули на помойку, либо извратили, да и Сигурни Уивер зареклась от участия в продолжении саги (но позже ее сердце оттаяло).

Мало кто знает, что первый сценарий для третьей части «Чужого» написал сам гранд-мастер киберпанка Уильям Гибсон. Продюсерам не понравилась его работа. Они посчитали, что в ней, как бы иронично это не звучало, мало фантастических элементов. Хотя основная задумка — противостояние двух транснациональных корпораций, борющихся за обладание абсолютным биологическим оружием, — отвечала духу времени и была прозрачной аллюзией на холодную войну, продолжая тему социальной фантастики, затронутой еще в первой части. Но случившийся через непродолжительное время распад коммунистического блока стран окончательно похоронил эту идею.

Как в проект попал малоизвестный режиссер и сценарист Винсент Уорд история умалчивает, но ему принадлежит удивительная даже по сегодняшним меркам идея деревянного планетоида, на котором живет орден монахов-отшельников, противников всяких технологий. Такой своеобразный дизельпанк в космосе — великолепный антураж для инопланетного хищника, которого традиционно гоняют огнеметом.

В какой-то степени останки этого сценария попали в фильм — вместо ордена монахов с ветряными мельницами у нас есть другая закрытая мужская община, представленная заключенными космической тюрьмы. Оружия в готовом фильме также практически нет, как не было его у монахов-пацифистов.

Другой сценарист, Эрик Рэд, проявив изрядную фантазию, предлагал заразить космическую станцию инопланетным вирусом, в результате чего орбитальный корабль сам превращался в многокилометрового Чужого. Жаль, что к этому сценарию не сохранился ни один арт. Стоит ли говорить о других идеях, где Чужие высаживались на Землю и устраивали планетарный ад или заманивали людей на свою родную планету или оказывались, в общем-то, не такими уж плохими существами?

Отношение к другим расам

Чужие

Джон Молло (один из дизайнеров первого фильма) и Рон Кобб (дизайнер второго фильма) в своём альбоме «The Alien Portfolio» рассказывают идею первоначального варианта сценария Дэна О’Баннена — Космические жокеи в исследовательских целях посетили планету LV-426 и обнаружили яйца Чужих. Не понимая их опасности, они погрузили яйца в трюм, но во время взлёта один из членов экипажа заразился. В итоге команде удалось уничтожить родившегося Чужого, но при этом корабль потерпел крушение.

Согласно книге «Alien» Ганса Гигера в ранних вариантах сценария предполагалось, что яйца Чужих будут находится в древней пирамиде, в которую врежется корабль Жокеев, на стенах которой находились бы изображения репродуктивного цикла ксеноморфов. То есть Чужих использовала ещё более древняя раса. Кобб, Фосс, и Гигер разработали и дизайн пирамиды, и барельефы на её стенах, но из-за финансовых затруднений и необходимости сократить продолжительность фильма эти элементы пришлось исключить из сюжета.

Люди

Как показано в фильме «Прометей», Космические жокеи, или Создатели (англ. Engineers — инженеры, конструкторы), как именуют их в этом фильме, создали жизнь на Земле и влияли на становление основных человеческих культур, посещая древние цивилизации по всему земному шару. В конце XXI века группа земных учёных организуют экспедицию на планету, координаты которой найдены с помощью указаний на различных древних изображениях. Экспедиция находит корабль с контейнерами с биологически активной жидкостью, которая вызывает спонтанную мутацию живых существ, впоследствии атакующих экипаж. Кроме того выясняется, что корабль держал курс на Землю. Земляне принимают жидкость за биологическое оружие и полагают, что миссия корабля — уничтожение человечества. Последний выживший Создатель на планете после пробуждения атакует исследователей, но позже заражается порождением этой жидкости, в результате чего появляется существо, похожее на ксеноморфа. Единственная выжившая землянка отправляется на корабле Создателей в их родной мир, чтобы узнать, почему они, создав человечество, теперь хотят уничтожить его.

Хищники

Отношения с Хищниками точно не известны, но в фильме «Чужие против Хищника: Реквием» на корабле Хищника можно заметить голову в шлеме Космического жокея.

Андроиды

Андроиды играют большую роль во вселенной Чужих, хотя в первоначальном сценарии первого фильма человекоподобного робота не было вовсе, он появился во время работы над проектом продюсерской группы. У андроидов есть органы, имитирующие внутренности людей, а роль крови (или, возможно, машинной смазки) исполняет жидкость белого цвета, похожая на молоко.

В «Чужом» андроид Эш модели Hyperdyne Systems 120-A/2 плюет на все законы робототехники и вносит в повествование важный социальный и в тоже время киберпанковый подтекст — от его лица действует корпорация «Вейланд-Ютани», которая свои интересы всегда ставит выше любого количества человеческих жизней. Впоследствии андроиды с неустойчивой психикой становятся важным элементом серии, появляются практически во всех фильмах, за исключением «Чужих». Склонный к гуманизму Кэмерон в своей картине добавляет Бишопа, который со всем уважением относится к наследию Айзека Азимова и помогает Рипли.

К слову о Рипли. Как мы писали еще на Кино Mail.Ru, Сигурни Уивер стала единственной женщиной в рейтинге самых популярных персонажей журнала Empire — ее героиня Эллен Рипли заняла пятое место в общем зачете.

До «Прометея» кибернетические существа выглядели и поступали как люди, чаще всего стараясь действовать скрытно. В «Прометее» Дэвид выполняет функции механического слуги, а скупость его эмоциональной вовлеченности в происходящее не оставляет сомнений в его синтетическом происхождении.

Биография

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря.
Катализатором развития воображения и без того увлечённого всем тёмным и таинственным ребёнка, послужил подаренный в шестилетнем возрасте отцом настоящий человеческий череп, который тому прислали из швейцарской фармацевтической компании Ciba-Geigy с которой Гигер старший сотрудничал будучи известным фармацевтом и президентом Ассоциации аптекарей.

Гигер в 1985 году

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» — «Атомные дети») публиковались с 1959 году в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон»

Особенно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа

Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф — приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ.), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма.
Последние годы жил и работал в Цюрихе.

Скончался 12 мая 2014 года в больнице от травм, полученных при падении с лестницы.

БТР

Нет такого предмета в «Чужих», к которому Кэмерон не приложил бы руку. Достаточно взглянуть на первые концепты техники (здесь перед вами бронетранспортер морпехов), чтобы понять, какие изменения вносил режиссер.

Какие-то вещи пришлось менять из-за вечных бюджетных ограничений. Построить БТР оказалось сложно и дорого, поэтому за основу взяли реальный тягач из аэропорта, после чего переделали машину под более футуристический дизайн.

Вот так на самом деле выглядит транспорт будущего.

Вид в разрезе. Если хотите самостоятельно изучить каждую деталь, в конце статьи есть ссылки на источник.

Терраморфинг

Тематика терраморфинга поднимается еще в «Чужих». Коварный инопланетный хищник захватывает колонию терраформистов на LV-426. В фильме «Прометей» к этой теме планировали вернуться — в первоначальной версии сценария Питер Уэйланд, основатель корпорации «Weyland», не проявил интереса к предложению профинансировать экспедицию к Дзете созвездия Сетки. Он изменил свое мнение, когда его убедили в наличии у Инженеров (вид, представленный в первом фильме Космическим жокеем) работающих технологий терраформации (проект Уэйланда по терраформации Марса, представленный концептом выше, оказался слишком сложным).

Стиль

Гигер начал с небольших рисунков тушью, а затем перешел к картинам маслом. Большую часть своей карьеры он работал преимущественно с аэрографом , создавая монохромные полотна, изображающие сюрреалистические, кошмарные пейзажи снов. Также он работал пастелью, фломастерами и тушью.

Самым характерным стилистическим нововведением Гигера было представление человеческих тел и машин в холодных, взаимосвязанных отношениях , которые он назвал «биомеханическими». На него больше всего повлияли художники Дадо , Эрнст Фукс и Сальвадор Дали . Он был представлен Дали художником Робертом Венозой . На Гигера также оказали влияние польский скульптор Станислав Шукальский , художники Остин Осман Спейр и Мати Кларвейн , и он был личным другом Тимоти Лири . Он изучал дизайн интерьера и промышленный дизайн в Школе коммерческого искусства в Цюрихе с 1962 по 1965 год и написал свои первые картины в качестве арт-терапии .

Наследие

Концепт фильма «Чужой-5», представленный режиссером Ниллом Бломкампом. Проект отменен

Даже если однажды очередной фильм по «Чужим» с грохотом провалится в прокате, с нами навсегда останутся работы Гигера. Они воистину вечны.

«Гигер-бар» в Куре, родном городке Гигера

Вселенная «Чужих» не может похвастаться богатством фантастических элементов, однако она интересна необычными отсылками к киберпанку. Умные машины, зловещие корпорации, биологическое оружие, генетические эксперименты — темы, поднятые в конце 70-х годов прошлого века, остаются актуальными до сих пор.

Все фильмы про ужасного инопланетного монстра с необычной челюстью не могли с ходу похвастаться проработанным цельным сценарием (за исключением «Чужих»), а создатели картин чаще всего сами не знали, что именно они хотят увидеть или донести до зрителя. Но это не помешало фильмам завоевать любовь зрителей. Так бывает, когда в нужное время пересекаются судьбы талантливых людей.

И, конечно, Чужих не было бы вовсе в памяти людей, если бы не мрачный гений из Швейцарии. Остается только надеяться, что мир, представленный Гигером, так и останется лишь впечатляющей фантастикой.